Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых воспринимаемых свойств предметов при изменении условий восприятия. Она наиболее отчетливо выражена в зрительном восприятии величины, формы и цвета предметов.
Константность восприятия величины предмета состоит в том, что один и тот же предмет, находясь на разных расстояниях от наблюдателя, воспринимается им как одинаковый по величине, хотя величина изображений предмета на сетчатках глаз уменьшается по мере его удаленности.
Степень константности восприятия будет разной на разных расстояниях. Если смотреть на карандаш с расстояния в 25 см, а затем с расстояния в 50 см, то изображение его на сетчатках глаз во втором случае будет вдвое меньше, чем в первом. Но видимая величина его не изменится: карандаш нам кажется предметом тех же размеров. Это случай полной константности. На расстоянии от 3 до 500 м видимая величина предметов постепенно уменьшается, но в меньшей степени, чем величина их изображений на сетчатках глаз. Константность восприятия величины становится неполной. На далеких расстояниях она совсем исчезает. Если видимую величину предметов, удаленных на 1000 м, принять за единицу, то при удалении на 2000 м предмет будет казаться вдвое меньше; при удалении на 10 000 м — в 10 раз меньше и т. д. Иными словами, на далеких расстояниях видимая величина предметов будет соответствовать проекционной величине их изображений на сетчатках глаз. Восприятие величины становится аконстантным.
- В основе константности восприятия величины предметов лежит условный рефлекс на комплексный раздражитель: к раздражениям, идущих из сетчаток, присоединяются раздражения из глазных мышц. возникающие при их сокращении в момент фиксации взора на предмете. Эта комбинация раздражений, совпавшая несколько раз с осязательным раздражением от предмета известной величины, является сигналом действительной величины предмета (И. П. Павлов).
При небольшой удаленности предметов от наблюдателя приспособительные движения глаз (конвергенция — сведение внутрь зрительных осей и аккомодация — изменение формы хрусталика для лучшего видения на разных расстояниях) увеличиваются, поэтому константность восприятия величины бывает полной или почти полной. При восприятии предметов на больших расстояниях механизм конвергенции и аккомодации выключается. Основным сигналом величины предметов служат изображения на сетчатках. Восприятие величины становится аконстантным. При определении величины предмета на далеком расстоянии человек пользуется сравнением ее с величиной других хорошо знакомых ему предметов, расположенных рядом.
Экспериментально установлено, что при бинокулярном зрении (при видении двумя глазами) константность восприятия величины выше, чем при монокулярном. И это понятно: при наблюдении одним глазом значительно сокращается количество двигательных импульсов, идущих от рецепторов в кору, по причине выключения конвергенции; остается только двигательный рефлекс хрусталика. Доказано также, что степень константности видимой величины хорошо известных человеку вещей выше, чем при восприятии геометрических фигур, величина которых обычно произвольна.
Восприятие формы предмета также обладает в известных пределах свойством константности.
Константность восприятия формы предмета— это относительное постоянство видимой формы при изменении по-положения предмета в пространстве. Изображение плоского предмета на сетчатках глаз меняется в зависимости от положения предмета в пространстве. Но видимая форма предмета или совсем не отличается от действительной его формы (полная константность), или отличается незначительно, если сравнить ее с формой изображения предмета на сетчатках (неполная константность). Так, изображение тарелки будет то кругом, то более или менее вытянутом эллипсом, а сетчаточный обрез тетради будет то прямоугольником, то ромбом, то трапецией в зависимости от угла зрения наблюдателя. Но мы обычно воспринимаем эти предметы такими, какими они являются в действительности; тарелку видим круглой, а тетрадь — прямоугольным четырехугольником.
Константность восприятия формы предмета объясняется так же, как и константность восприятия величины. Смотря на предмет, мы очень быстро и незаметно для себя обводим взором его контуры. Если предмет расположен под углом к линии взора, мы замечаем, что один его край ближе к нам, а другой — дальше. Раздражения из конвергенционных и акомодационных мышц объединяются с раздражениями из сетчаток глаз, образуя комплексный раздражитель, с различными вариантами которого (в зависимости от вариантов положения тела в пространстве) человек уже знаком по прежнему опыту.
Константность восприятия цвета — это относительная неизмененность видимого цвета предметов при изменении освещения. Черный бархат и уголь мы видим черными как при полуденном солнечном освещении, так и в сумерки. А сахар и мел в этих же условиях освещения мы видим белыми. Это случай полной константности видимого цвета предметов. Константность видимого цвета предметов при хроматическом освещении выражена слабее. Мы воспринимаем снег белым как при багряном закате солнца, так и при синем свете неоновых ламп. Однако при очень ярком хроматическом освещении константность восприятия цвета может исчезнуть, и предметы приобретут цвет освещения. Эту особенность восприятия широко используют в театре для создания у зрителей нужного впечатления.
Константность видимого цвета выше при восприятии предмета на фоне других предметов. Изменение интенсивности освещения или его цвета одновременно меняет цвет всех предметов, находящихся в поле зрения. У человека образуется условный рефлекс на отношение цветовых раздражителей, что позволяет ему узнавать цвета предметов независимо от изменения освещения, т. е. константно. Например, он много раз видел лес, поле, песчаный холм, озеро и небо над ними в солнечный полдень, на заре, в туманные сумерки, ночью. Адаптируясь к изменяющемуся освещению, человек не мог не заметить, что цвета всех знакомых ему предметов изменяются каждый раз в определенном направлении (одни темнеют, другие светлеют, розовеют, синеют и т. п.). Так, песчаный берег реки при ярком солнечном свете кажется светлее водной поверхности реки, а в сумерках, наоборот, темнее ее.
Степень константности восприятия цвета зависит от одновременного или раздельного влияния нескольких условий: адаптации к общему уровню яркости зрительного поля, действия светового контраста, восприятия источника освещения. Влияют и такие дополнительные условия, как удаленность предмета, блеск, световые блики, тени и пр.
Характеристика, свойства, особенности восприятия
Восприятие (перцепция) — это отражение в сознании человека предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений в процессах восприятия (ситуации, человека) формируется целостный образ предмета, который называется перцептивным образом
. Образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.
Основными свойствами восприятия как перцептивной деятельности являются его предметность, целостность, структурность, константность, избирательность и осмысленность.
· Предметность восприятия проявляется в отнесенности образов восприятия к определенным предметам или явлениям объективной действительности. Предметность как качество восприятия играет важную роль в регуляции поведения. Мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы используем их на практике.
· Целостность восприятия заключается в том, что образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры.
· Благодаря структурности восприятия предметы и явления окружающего мира предстают перед нами в совокупности их устойчивых связей и отношений. Например, определенная мелодия, воспроизведенная на разных инструментах и в разной тональности, воспринимается субъектом как одна и та же, выделяется им в качестве целостной структуры.
· Константность
—
обеспечивает относительное постоянство восприятия формы, величины и цвета предмета независимо от изменения его условий. Например, изображение предмета (в том числе и на сетчатке) увеличивается, когда расстояние до него сокращается, и наоборот. Однако воспринимаемая величина объекта остается неизменной. Люди, постоянно живущие в густом лесу, отличаются тем, что они никогда не видели предметов на большом расстоянии. Когда этим людям показали объекты, находящиеся на большом расстоянии от них, они восприняли эти объекты не как удаленные, а как маленькие. Подобные нарушения наблюдались у жителей равнин, когда они смотрели вниз с высоты многоэтажного здания: все объекты казались им маленькими, или игрушечными. В то же время строители-высотники видят объекты, находящиеся внизу, без искажения размеров. Эти примеры убедительно доказывают, что константность восприятия не врожденное, а приобретенное свойство. Константность восприятия обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предмета и условий его существования.
· Избирательность восприятия заключается в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими, обусловленном особенностями субъекта восприятия: его опытом, потребностями, мотивами и т.д. В каждый конкретный момент человек выделяет лишь некоторые объекты из бесчисленного количества окружающих его предметов и явлений.
· Осмысленностьвосприятия указывает на его связь с мышлением, с пониманием сущности предметов. Несмотря на то, что восприятие возникает вследствие непосредственного воздействия объекта на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринять предмет — это значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной категории, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми объектами, отнести его к некоторой категории.
Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Восприятие — активный процесс, использующий информацию, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер гипотез определяется содержанием прошлого опыта личности. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем ярче и насыщеннее его восприятие, тем больше он видит и слышит.
Содержание восприятия определяется также поставленной задачей и мотивами деятельности. Например, слушая в исполнении оркестра музыкальное произведение, мы воспринимаем музыку в целом, не выделяя звучание отдельных инструментов. Только поставив цель выделить звук какого-либо инструмента, это удается сделать.
Существенным фактом, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, т.е. готовность воспринять что-то определенным образом. Кроме того, на процесс и содержание восприятия оказывают воздействие эмоции.
Все сказанное о влиянии на восприятие личностных факторов (прошлого опыта, мотивов, целей и задач деятельности, установок, эмоциональных состояний) свидетельствует о том, что восприятие — это активный процесс, который зависит не только от свойств и характера раздражителя, но в большой степени и от особенностей субъекта восприятия, т.е. воспринимающего человека.
В зависимости от того, какой анализатор является ведущим, выделяют зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно: оно представляет собой результат совместной деятельности различных органов чувств.
В зависимостиотобъекта восприятия различают восприятие пространства, движения и времени.
Восприятие пространства является важным фактором взаимодействия человека с окружающей средой, необходимым условием ориентировки в ней. Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся. Взаимодействие человека со средой включает и само тело человека, занимающее определенное место в пространстве и обладающее определенными пространственными признаками: величиной, формой, тремя измерениями, направлением движения в пространстве.
Определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов в пространстве относительно друг другa и одновременный анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов совершаются в процессе двигательной деятельности организма и составляют особое высшее проявление аналитико-синтетической деятельности, называемое пространственным анализом. Установлено, что в основе различных форм пространственного анализа лежит деятельность комплекса анализаторов.
Время — это человеческая конструкция, позволяющая размечать и распределять свою деятельность. Восприятие времени — отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Чувство времени не является врожденным, оно развивается в процессе накопления опыта. Восприятие времени зависит от внешних и внутренних факторов. Так же как и у других форм восприятия, у него существуют ограничения. В реальной деятельности человек может надежно воспринимать только очень короткие отрезки времени. Оценку протекающего времени могут изменять различные факторы. Некоторые физиологические изменения, например повышение температуры тела, способствуют переоценке времени, в то время другие изменения, такие как понижение температуры, наоборот, содействуют его недооценке. То же происходит под влиянием мотивации или интереса.
Восприятие часто классифицируют по степени направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте. В этом случае можно выделить преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) восприятие. Преднамеренное восприятие по своей сути является наблюдением. Успех наблюдения в значительной мере зависит от предварительных знаний о наблюдаемом объекте. Целенаправленное формирование навыка наблюдения — непременное условие профессиональной подготовки многих специалистов, оно же формирует важное качество личности — наблюдательность.
Восприятие как перцептивная деятельность.
Наблюдение и наблюдательность
Восприятие можно рассматривать не только в качестве одного из познавательных процессов, но и как относительно самостоятельную перцептивную деятельность. Восприятие как процесс включено в различные виды практической и умственной деятельности человека в качестве одного из ее компонентов, далеко не всегда ясно осознаваемых. Но оно становится относительно самостоятельной перцептивной деятельностью, если имеет цель, систему мотивов, способы осуществления и определенный результат. Перцептивная деятельность включает в себя ряд перцептивных действии.
Поясним сказанное примером.
Некто, например географ, направляется к реке с целью исследовать особенности ее течении в определенном месте. Он идет по лугу, занятый своими мыслями, плохо замечая окружающие предметы, но тем не менее не сбиваясь с пути и обходя привычные препятствия — куст, камень, лужу. Восприятие в составе его психической деятельности в данный момент выступает как один из процессов чувственного отражения ситуации, без которого деятельность была бы невозможной. Но нот па пут оказался глубокий овраг, который надо пересечь. Восприятие сразу становится произвольным и целенаправленным, переходит в относительно самостоятельную деятельность, предваряющую практические действия: прежде чем перебраться через овраг, надо тщательно осмотреть его склоны и дно, т. е. выполнить некоторую систему ориентирующих действий (перцептивных действий). Эта деятельность в свою очередь подчинена деятельности более широкой по объему: преодолев препятствие и дойдя до реки, географ выбрал удобное место и стал наблюдать за движением воды, характером берегов п пр., несколько раз меняя позицию и что-то записывая в блокноте. Восприятие стало особой деятельностью — наблюдением. К перцептивной деятельности можно отнести также восприятие кинокартины, пейзажа, концерта и т. п.
В настоящее время в области детской и инженерной психологии проводят многочисленные эксперименты с целью изучения перцептивных действий в их генезисе (возникновении и развитии) у ребенка и в производственной деятельности взрослого, например в работе диспетчера или другого оператора. Исследователи указывают на то, что перцептивные действия идут в определенной последовательности, образуют некоторую систему действий, а именно: сначала происходит обнаружение объекта; затем выделение наиболее информативных признаков его, например характерного для данного предмета контура; далее следует ознакомление с выделенными признаками (рассматривание, ощупывание и пр.) и, наконец, опознание объекта, т. е. отнесение его к определенной категории объектов (например, к растениям, животным, механизмам и т. п.). Как указано в начале главы, у взрослых эти ориентировочно-исследовательские действия протекают быстро, в «свернутом» виде. Обнаружение и опознание крайне затруднены при быстром встречном движении объекта и наблюдателя, например летчика, машиниста, шофера. Длительность перцептивных действий измеряется секундами или долями секунды. При таком дефиците времени трудно избежать ошибок.
Одной из задач учителя является обучение детей наблюдению и развитие у них жизненно ценного свойства личности — наблюдательности. Наблюдение — это длительное, целенаправленное восприятие какого-либо объекта, проводимое по определенному плану, с последующим анализом и обобщением полученных данных.
Наблюдение необходимо в любой деятельности человека — учебной, трудовой, творческой. Учащийся, прежде чем самостоятельно выполнить какое-либо задание, наблюдает за тем, как его выполняет учитель. Рабочий, прежде чем приступить к работе на новом или отремонтированном станке, наблюдает за ним, проверяя исправность отдельных частей и механизма в целом. Учитель, обучая и воспитывая детей, постоянно наблюдает за поведением учащихся, процессом усвоения ими знаний, за особенностями работы каждого ученика, за результатами своих воспитательных воздействий. В научной деятельности наблюдение часто выступает как специальный метод исследования, например в естественных науках, в психологии и др.
Наблюдение только тогда дает ценные теоретические или практические результаты, когда соблюдаются следующие условия.
- Наблюдающий ясно осознает цель наблюдения, практически владеет приемами наблюдения в данной области и имеет некоторые знания об объекте наблюдения. Иногда для наблюдения требуются специальные приборы, их надо изучить предварительно.
- Имеется план наблюдения, в котором предусмотрены последовательность, время, место и количество наблюдений.
- Фиксируются данные наблюдения в виде описаний, протоколов, стенограмм, зарисовок, фотографий, фонограмм, кинодокумент, коллекций образцов и т. п. Объективность требует, чтобы отбирались и фиксировались не только те факты, которые соответствуют гипотезе наблюдающего, но и факты, противоречащие ей.
- Результаты наблюдения тщательно анализируются, сравниваются, а если возможно, подвергаются количественной обработке. Все это необходимо для выявления сущности и закономерности связей изучаемого объекта.
У людей, с ранних лет приученных к целенаправленным и систематическим наблюдениям за явлениями окружающего мира, развивается наблюдательность. Наблюдательность — это стойкая типичная черта психического склада личности, которая проявляется в умении достаточно полно и разносторонне воспринимать и представлять объекты окружающего мира, выделять в них малозаметные, но иногда довольно существенные особенности, подмечать различия в сходных явлениях и объективно истолковывать результаты своих наблюдений.
Некоторые люди обладают всесторонней наблюдательностью, другие — преимущественно в какой-либо определенной области, например в области природы, техники или психологии людей. Наблюдательность — очень ценная способность человека, необходимая для формирования его мышления и для практической деятельности. Ее надо развивать у детей возможно раньше.
Блок 1. Восприятие. Определение.
Восприятие – это субъективный процесс ограниченного формирования образов внешнего/внутреннего мира, преобразующий образы, порождаемые сенсорными стимулами.
Разница между ощущением и восприятием в том, что восприятие во всех случаях связано с предметом, а ощущение – в подавляющем большинстве случаев нет. Когда субъект сообщает о восприятии – это означает, что речь идет о конкретном объекте, явлении. Человек не воспринимает что-либо вообще и в частности, в действительности он видит, слышит, ощущает реальные предметы.
На содержание образа восприятия в значительной степени оказывают влияние такие факторы, как среда и культура, в которых проживает человек. Выготский Л.С. сумел в своих трудах раскрыть значение данной ключевой идеи, которая неоднократно подтверждалась впоследствии накопленным эмпирическим материалом.
Образы восприятия предметов, событий объединены в генеральный образ мира, который иначе можно назвать образной моделью мира.
Прочитать статью “Мозг и психика кратко. Коннектом что это? Когнитом Анохина”.
Так расположение предметов в пространстве и времени, как они отображены в сознании через восприятие, например, схема города Дели (Индия), музыкальные произведения Кристофа Глюка, изображения Иеронима Босха и вся совокупность других предметов, в итоге создают образную модель мира.
Флойд Оллпорт выделял шесть отличительных признаков восприятия.