Правое VS Левое: Какое полушарие мозга вашего ребенка сильнее?

Дети с ослабленной функцией правого полушария обычно хорошо успевают в учебе, но могут испытывать трудности в социальном и поведенческом плане. Наш мозг состоит из двух полушарий. Дети с поведенческими, академическими, социальными или другими проблемами часто имеют дисбаланс, когда они преимущественно используют одну часть мозга. Это приводит к тому, что одна сторона мозга становится сильнее, а другая развивается медленнее.

Хотя исследования показали, что мы используем весь наш мозг для обработки информации, дети, как правило, демонстрируют характеристики, связанные с «доминирования» разных полушарий мозга. Когда-то считалось, что мозг статичен, не может расти или меняться. Но обширные исследования и глубокое изучение эпигенетики показали, что мозг замечательно адаптируется, способен создавать новые нейронные связи в ответ на стимулы в окружающей среде. Это раздел науки, называемый нейропластичностью.

Понимание различных реакций мозга может сильно повлиять на то, как ваши дети учатся. Проблемы, о которых чаще всего сообщают дети и подростки, связанные я явным доминированием одного из полушарий при обработке информации, включают:

  • Склонность отвлекаться и проблемы с концентрацией внимания
  • Неравномерное внимание к детали
  • Проблемы с тайм-менеджментом
  • Проблемы с организацией
  • Импульсивность
  • Перепады настроения и колебания поведения
  • Проблемы с сенсорной обработкой

«Баланс мозга» (Brain Balance) не требует, чтобы у ребенка был медицинский диагноз, и мы не говорим о клинической диагностике заболеваний. В этой статье мы сосредоточены на понимании проблем, с которыми сталкиваются эти дети, и на помощи им в развитии и укреплении нейронных связей. Исследование показало, что уникальные проблемы, с которыми сталкивается ваш ребенок, могут быть связаны со слабыми связями в разных областях мозга. К счастью, у школьников учащихся дома (сегодня, это практически каждый школьник) есть бесконечные возможности для творчества, индивидуализации и эффективности в удовлетворении потребностей детей с доминирующими характеристиками правого полушария.

Что если у вашего ребенка доминирует правое полушарие?

Ученые доказали, что дети с сильным левым полушарием, любят структуру, сосредотачиваются на деталях, любят организованность и логику. Они с легкостью могут выражать свои чувства и мысли словами. Запоминание дается им легко, и учащиеся с доминирующим левым полушарием, как правило, лучше всего учатся повторяя. Эти дети работают эффективно, применяя поэтапный последовательный подход, любят работать независимо, хорошо чувствуют время и объективны.

Письмо и правописание, как правило, дается этим учащимся легко, и они, как правило, хорошо учатся «по инструкциям». Арифметика с ее логическими последовательными шагами также является предметом, в котором дети с доминирующим левым полушарием часто преуспевают, хотя концептуальные математические предметы, такие как геометрия или химия, могут даваться им сложнее. Дети с сильным левым полушарием, как правило, извлекают пользу из обучения «на слух» и часто рано демонстрируют академические способности.

С другой стороны, учащиеся, ориентированные на правое полушарие, обладают визуальными способностями. Они фокусируются на целостных концепциях, а не на деталях, имеют тенденцию быть неструктурированными и импульсивными и творческими. Они часто демонстрируют мастерство в искусстве или музыке. Этим детям не нравится работать самостоятельно; лучше всего они учатся в ходе обсуждения, взаимодействия, сотрудничества и активного участия в том, что они изучают.

Дети с доминирующим правым полушарием думают картинками, а не словами, обычно имеют хорошее чувство пространственной ориентации (но плохое чувство времени) и настроены на эмоции. Эти дети предпочитают основную идею деталям и часто учатся скачкообразно, а не в постоянной последовательности. Учащиеся, ориентированные на правое полушарие, часто приходят к выводам интуитивно, не зная, по каким шагам они пришли к ответу, и часто предпочитают визуальный или кинестетический стиль обучения. Дети с ориентацией на правое полушарие нередко «поздно расцветают» в учебе.

Миф о левом и правом полушарии мозга

Мозг — намного более сложная система, чем это преподносится на бизнес-тренингах и в популярной литературе, рассказывает The Guardian. Влияние активности правого или левого полушария на способности человека — миф, который, видимо, совсем не скоро забудется.

Человеческий мозг представляет собой гораздо более сложную систему, нежели это преподносится современными бизнес-тренингами и популярной литературой, рассказывает The Guardian в статье «Despite what you’ve been told, you aren’t left-brained or right-brained» by Amy Novotney. Но вряд ли миф о влиянии активности полушарий мозга исчезнет в ближайшее время.

Повсеместно применяется теория о разделении функций полушарий мозга, по которой каждое из полушарий соответствует определенным навыкам и способностям: об этом говорится в книгах по самосовершенствованию, бизнес литературе, в журналах выпускаются тесты на определение развития того или иного полушария, разрабатываются специальные приложения для смартфонов. Каждый из наверняка слышал о том, что у некоторых людей развито больше одно полушарие, а других — второе. Якобы люди с развитым правым полушарием более творческие личности, спонтанны и субъективны, в то время как левое полушарие отвевает за логику, анализ и внимательно к деталям.

К сожалению, это неправда

На протяжении двух лет группа учёных неврологов во главе с Джердом Нильсеном из университета Юты (США) наблюдали 1011 человек от 7 до 29 лет. Проводилось сканирование, пока они лежали, ничего не делали или читали книгу. В процессе исследования осуществлялось считывание так называемой «функциональной латерализации» — связи различных процессов с конкретными участками мозга. Учёные разделили мозг на 7000 зон и тщательно следили за их активностью. Исследование «An Evaluation of the Left-Brain vs. Right-Brain Hypothesis with Resting State Functional Connectivity Magnetic Resonance Imaging» научно показало, что нет людей, у которых преобладает работа левого или правого полушария. Так что говорить «У меня больше развито правое полушарие, я творческая личность», это с научной точки зрения не правильно, ошибочно.

Джефф Андерсон, один из ведущих авторов данного исследования, замечает:

Это вполне нормально, что некоторые функции мозга выполняются той или иной стороной мозга. Например, за языковые функции отвечает левое полушарие, за внимание — правое. Но при этом, правое полушарие участвует в обработке некоторых аспектов языка: интонации и акцента.

КАКИМ ОБРАЗОМ ЛОЖНАЯ ТЕОРИЯ СМОГЛА НАСТОЛЬКО ПРИЖИТЬСЯ В СОЗНАНИИ МАСС?

Эксперты полагают, что миф о разделении полушарий зародился еще в начале 19 века, когда учёные того времени обнаружили, что при утрате одной стороны мозга утрачиваются специфические способности. Позже концепция получали основание в работах Роберта Сперри и Майкла Газзиниги о «расщеплённом мозге». В 60-х годах данная работа получила Нобелевскую премию. Тогда учёные провели исследования с пациентами, перенесшими операцию по перерезанию мозолистого тела — группа нервных волокон, соединяющих полушария. Операция осуществлялась в качества лечения эпилепсии. В итоге обнаружили, что когда обе стороны головного мозга не в состоянии общаться друг с другом, они отвечают по-разному на раздражители, выполняя различные функции.

Теория разделения функций полушарий легла в основу популярной психологии. Некоторые энтузиасты вывели теорию на новый уровень, привязав ко всему прочему типы личности.

Неврология никогда не соглашалась с данной теорией. Доминирование того или иного полушария мозга — это глупо. Ведь если одно из полушарий мозга было развито и активнее другого, то это было бы крайне неэффективно для деятельности всего мозга в целом.

Любая теория безвредна, пока человек не начинает относится к ней «на полном серьёзе». Например, когда 12-летняя девочка проходит онлайн тест и результаты говорят, что математика «это не её», и она решает пропустить домашнее задание на эту тему, тогда и можно заметить разрушительную силу ложного убеждения.

Обществу ещё предстоит опровергнуть или доказать множество теорий, касающийся мозга, но мы можем наблюдать сами насколько удивителен мозг человека, даже в поздней старости. Наш мозг обладает поражающей способностью реорганизовать себя путём создания новых связей между клетками мозга, что и позволяет человеку постоянно развиваться и менять наше поведение. Давайте не будем недооценивать наш потенциал, позволяя примитивному мифу скрывать сложность и многогранность нашего мозга.

Выводы

И вот что еще нашел на эту тему запись в блоге alexey5351.

… В науч-поп литературе сплошь и рядом. Терапевты, которые изучают нейробиологию, но знают ее поверхностно — через одного говорят «правополушарный»/ «левополушарный». Неспециалисты давно слепили на эту темы множество мифов про креативных правополушарников и занудных, но логичных левополушарников.

В общем все это грубые упрощения, неточности и метафоры. Их нет в реальности. То есть вполне можно говорить о ментальных, когнитивных, аффективных функциях, у которых есть некоторая выраженная латеральность. Например, основные центры обработки речи у правшей расположены в левом полушарии, а центры управления вниманием в правом. У левшей иначе. Кроме того, все это — как правило, не всегда. Но это совершенно не означает, что у вот таких людей нейронная сеть в левом полушарии сильнее развита и работает лучше, чем сеть в правом. Нет. Даже не рядом. Левое с правым очень плотно и очень сложно переплетены, зависят друг от друга, и почти во всех сложных процессах работают вместе. Нет людей с недоразвитым левым или переразвитым правым. Все значительно тоньше и сложнее. Ключевое исследование по этому поводу было опубликовано в августе [2013] в PLOS One.

Автор: Znatok Ne

Источники:

  1. Nielsen JA, Zielinski BA, Ferguson MA, Lainhart JE, Anderson JS. An evaluation of the left-brain vs. right-brain hypothesis with resting state functional connectivity magnetic resonance imaging. PLoS One. 2013 Aug 14;8(8):e71275. doi: 10.1371/journal.pone.0071275. eCollection 2013.

Что если у вашего ребенка доминирует левое полушарие?

В другом исследовании ученые сфокусировались на «супер силах» детей, у которых левой полушарие очевидно доминирует в поведенческих паттернах. Левое полушарие мозга контролирует обучение и обработку информации. Дети со слабым правым полушарием, как правило, более аналитичны в своем мышлении и обычно хорошо успевают в учебе. Они лучше запоминают большие объемы данных, имеют большой словарный запас и ориентированы на детали.

Если у вашего ребенка доминирует левое полушарие, вы заметите, что он или она проявляет определенные черты дома. Например, он или она может придерживаться одного и того же распорядка, например, есть одни и те же продукты на завтрак, обед и ужин. Дети с доминантным левым полушарием также хорошо следуют указаниям.

Одна из самых заметных характеристик доминирования левого полушария — аккуратная комната. Если вы редко говорите своему ребенку, чтобы он убирался, возможно, у него или нее доминирует левое полушарие. Каким бы полезным это ни было дома, вы можете заметить, что многие дети с мощным левым полушарием не очень эмоциональны и нежны. Вместо этого они склонны к логическому мышлению и, согласно Funderstanding, часто любят проводить время в одиночестве.

Умственная тренировка

Медитация с визуализацией – это эффективное упражнение для работы двух полушарий мозга, потому что расслабленное состояние поддерживает визуальное и интуитивное мышление. То, что вы можете себе представить, способно реализоваться. Все, что вы видите в материальном мире, сначала возникает в воображении.

То же самое относится к различным жизненным ситуациям. Если вы можете себе представить, как ситуация может решиться, вы способны переместить ее в этом направлении. При этих медитациях вы не пытаетесь подавить свои мысли и образы, но, напротив, смотрите на них, общаетесь с самим собой, представляете некоторые конкретные ситуации, действия.

К представлениям попытайтесь привлечь как можно больше чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, прикосновение), эмоций. Если хотите найти решение ситуации, подумайте об этом в расслабленном состоянии. Вы можете придумать оригинальное решение, которое обычно не пришло бы в голову. Может случиться так, что в этот момент вы не придумаете ничего конкретного, но дадите мозгу задание, и решение возникнет позже.

При представлении в мозгу вовлекаются области, подключаемые при переживании ситуации в реальном времени. Медитацию, связанную с визуализацией, часто используют спортсмены в рамках тренинга по умственному обучению и перед соревнованием. Хороший конкретный пример – теннисист Новак Джокович, применяющий и описывающий эти методы в книге «Serve to Win».

Дети со слабым правым полушарием в школе

Родители не единственные люди, которые могут заметить особенности доминирования левого полушария у детей. Учителя также часто замечают характеристики, основанные на том, как дети с сильным левым полушарием ведут себя в школе. Хорошая новость заключается в том, что согласно Psychology Today, школы обычно обслуживают детей со слабым правым полушарием, поскольку большинство классов требуют хороших аналитических навыков. Дети со слабыми характеристиками правого полушария обычно преуспевают в:

  • Науке
  • Математике
  • Чтении
  • Запоминании
  • Постановке целей

Многие из этих детей предпочитают учиться в одиночестве, поэтому убедитесь, что у вашего ребенка есть тихое место для выполнения домашних заданий. Кроме того, поскольку многие дети со слабостью правого полушария, как правило, хорошо справляются со списками, дайте ребенку возможность составить как можно больше списков, предоставив ему доску, бумагу и письменные принадлежности. Ваш ребенок не только будет благодарен за помощь, но и, вероятно, добьется успехов в школе и дома.

Как использовать эту информацию, чтобы помочь своему ребенку?

Если у ребенка слабое правое полушарие, он может быть социально незрелым и мало интересоваться спортом или активным отдыхом. Вместо того чтобы заставлять ребенка ходить на карате и балет, помогите ему развить свои супер силы. Отдайте ребенка в СТЕМ школу, на курсы программирования, купите ему вспомогательную литература по физике, биологии или даже иностранному языку.

Ученые, занимающиеся нейропластикой мозга, рекомендуют родителям не стремиться к «абсолютному балансу мозга». (Например, пытаться компенсировать любовь к науке, спортивными начинаниями.) Развитие способностей вашего ребенка, если оно не имеет клинических предпосылок (Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD), Oppositional Defiant Disorder (ODD), Processing Disorders (APD), Visual, Sensory Disorders (SPD) , Learning Disorders (Dyslexia, Dysgraphia, Dyscalculia, Dyspraxia) не требуют вмешательства со стороны.

Работа с левым полушарием может помочь ребенку с предрасположенностью к искусству, так же как и ребенку, который любит физику. Мало того, развитие левого полушария устраняет проблемы концентрации и рассеянного внимания, вне зависимости от того, какое полушарие у него доминирует. Наша команда готова помочь вам. Уделите секунду, чтобы заполнить нашу форму.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]