Творческое полушарие мозга
Это не совсем так (даже почти совсем не так). Полагать, что человеческий мозг делится на два полушария и на этом все, – это грубое упрощение. Мозг – слишком сложное устройство, которое до сих пор до конца не изучено. Действительно, в разные моменты нашей жизни активируются разные части мозга. Но это отнюдь не левая и правая сторона. Ученые выяснили, что теория о том, что одно полушарие отвечает за логику и рационализм, а другое за креативность и творчество – это заблуждение (подробнее мы писали об этом тут). На деле все куда сложнее.
Основания для возникновения мифа о функциональной асимметрии полушарий головного мозга
Миф о функциональной асимметрии полушарий головного мозга появился не просто так. По большому счёту, причиной его возникновения стали результаты исследований, проводившихся с людьми с «расщеплённым мозгом», которые были организованы американским нейропсихологом и профессором психобиологии Роджером Сперри и командой его коллег.
В процессе исследований учёные проводили хирургические операции людям с «расщеплённым мозгом», в ходе которых разрезали мозолистое тело, соединяющее правое и левое полушария головного мозга друг с другом. Посредством такой операции, которая, к слову заметить, была самым крайним вариантом помощи, можно было избавить больных тяжёлой формой эпилепсии от сильнейших эпилептических припадков.
Благодаря лабораторным исследованиям пациентов с вышеназванным заболеванием, удалось выявить их поведенческие изменения, которые свидетельствовали о том, что полушария мозга работали независимо друг от друга. К примеру, пациенты, когда ощупывали какой-либо предмет правой рукой, могли распознать его и указать на его изображение, но не были способны произнести название этого предмета. А если установить между глазами человека с «расщеплённым мозгом» перегородку, а затем показать левому глазу (правое полушарие) фотографию нагого человека, он сразу же начнёт посмеиваться. Если же поинтересоваться у него, что вызвало его веселье, он ответит нечто вроде «на фотографии я увидел своего двоюродного брата, который всегда отменно шутит». Левое полушарие мозга не распознаёт фото, но с учётом того, что по большей части именно оно отвечает за обработку вербальных данных, оно самостоятельно станет формировать какое-нибудь правдоподобное объяснение.
Так, предъявляя разным полушариям, отдельно друг от друга, различные стимулы, учёные смогли выяснить, что они способны с относительным успехом выполнять и различные мыслительные действия. Например, у большего количества людей те области, которые отвечают за первичную обработку речевых данных (словообразование, грамматика и т.п.), располагаются в левом полушарии, а правое полушарие принимает участие, главным образом, в процессах эмоциональной оценки явлений, событий и объектов.
Кроме того, правое полушарие мозга было очень активно, когда задача, задаваемая человеку, решалась им при помощи озарения, где осознание проблемы и поиск решения осуществляется спонтанно, можно сказать, на уровне интуиции, что схоже с креативным мышлением.
Но, невзирая на это, различия между левым и правым полушариями нельзя считать понятными и чёткими в такой степени, чтобы делать какие-то конкретные выводы. И в большинстве случаев разговор ведётся не о том, что какое-то полушарие не способно на выполнение какой-то функции, а о том, что какое-то одно полушарие может выполнить эту функцию эффективнее и быстрее. К примеру, несмотря на то, что основная роль в обработке речи принадлежит левому полушарию, правое тоже принимает в этом процессе участие, занимаясь обработкой интонации и т.д.
Что такое креативный мозг
Физиолог и исследователь мозга Наталья Бехтерева еще в 1960-е годы изучала особенности работы мозга творческих людей. Среди всего прочего она обнаружила детектор ошибок, и в связи с этим открытием появилась любопытная теория.
Детектор ошибок – это механизм в головном мозге человека, который реагирует на несоответствие события или действия той или иной привычной модели. Исследование говорит о том, что «в мозге есть система, которая отслеживает, правильно ли вы все делаете, то есть дает типовые решения вопросов».
Например, когда вы выходите из дома, а ключи забыли и чувствуете «что-то странное», – это, вероятно, детектор ошибок сигнализирует вам о забытой вещи.
В общем-то, это неплохой механизм для человека – он контролирует нас и бережет от недоразумений. Но иногда чересчур контролирует – даже сковывает. То есть не дает придумывать что-то новое и креативное.
Бехтерева предполагает, что у творческих людей детектор ошибок перестраивается на другой лад. Вместо того чтобы предлагать стереотипные варианты, он от них ограждает.
Есть и искусственный способ «отключить» на время этот механизм головного мозга – с помощью алкоголя, например. Но это вредно для здоровья, и долгосрочно заниматься творчеством в таком состоянии вряд ли получится.
Причины популярности мифа о левом и правом полушариях мозга
Так по какой же причине миф о функциональной асимметрии полушарий головного мозга так прочно въелся в сознание людей и получил огромнейшее распространение?
Одной из причин является сама простота трактовки работы головного мозга, которая, помимо всего остального, довольно легко укладывается в рамки здравого смысла. С одной стороны, человеку приходится выполнять различные виды деятельности, которые кардинально отличны друг от друга, но с другой стороны, мозг обладает двумя похожими половинами. Но зачем они мозгу? Скорее всего, именно для того, чтобы они выполняли различные задачи.
Другая причина заключается в том, что рассматриваемый нами миф активно культивируется популярными учёными, которые стремятся на этом заработать. Указывая на то, что современный социум не способен в полной мере оценить эмоциональное восприятие реальности, которое является свойством правого полушария, приверженцы различия полушарий начали заниматься рекламой замысловатых схем повышения активности полушария, как бы отвечающего за творчество. Многочисленные семинары, тренинги, публикации и книги этих людей обещают желающим развиваться устранить с их пути личностного развития любые барьеры, которые налагаются на человека закостенелой системой базового образования, одобряющей конкретно «левостороннее» мышление.
Те же, кто стремится развить правое полушарие, имеют в распоряжении огромное количество упражнений, самих по себе являющихся вполне безобидными и даже исключительно положительными, однако к этому самому «развитию» правого полушария никак не относящихся. Но ситуация усугубляется тем, что многие «специалисты» нередко предлагают людям начать использовать какие-то специальные устройства, гармонизирующие и синхронизирующие работу обоих полушарий.
Конечно же, каких-либо доказательств тому, что человек способен научиться использовать конкретное полушарие мозга в отдельности от второго, или, наоборот, научиться использовать их гармонично, не существует. На самом деле, если психика человека работает нормально, то для этой работы требуется активизация различных частей полушарий, а не их синхронизация по первому требованию «хозяина».
Итак, помните о том, что в процессе работы головного мозга здорового человека его полушария находятся в процессе взаимодействия друг с другом, а сама работа этих полушарий гармонизирована именно так, как это нужно. Так что не стоит заниматься «непонятно чем» — лучше выкинуть из головы идею о том, что полушария мозга отвечают за разные функции, и просто начать развивать свое мышление, независимо от того, какой деятельностью вы занимаетесь – логической или творческой.
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Логика vs интуиция
- Нейролингвистика: краткое описание и основные идеи
- «Вы в своем уме?» или 32 упражнения для развития мозга
- Как успевать больше за 24 часа
- Существует ли связь между юмором и интеллектом?
- Развитие мозга: полезные советы и упражнения
- «Вы это видели» или Откуда берется эффект дежавю
- Ментальная арифметика
- Структура головного мозга
- Практика медитации в современном мире
Ключевые слова:1Когнитивистика
Три нейронные сети решают
Результаты более свежего исследования были опубликованы в 2018 году. Его провела группа ученых из Гарвардского университета во главе с Роджером Бити. Более сотни испытуемых решали тест на дивергентное мышление (это такой метод, при котором одну и ту же проблему человек решает несколькими разными способами). Во время эксперимента мозг добровольцев сканировали при помощи МРТ.
В итоге пришли к выводу, что во время занятия творческой деятельностью активируются три участка головного мозга – островковая доля (конкретнее – левая передняя), префронтальная кора и кора задней части поясной извилины.
Проще говоря, у креативного человека задействованы сразу три нейронные сети. Одна отвечает за воображение, какие-то спонтанные идеи и мысли. Вторая сеть контролирует эти внезапные варианты и придает им осознанность. Третья работает в качестве своего рода «переключателя» между первыми двумя.
Правое и левое полушарие — творчество и логика
А за навыки рисования отвечает именно правое, творческое полушарие. Важный вывод — практически любой человек может научиться рисовать, если он предварительно научится заглушать доминирующее левое полушарие и давать волю правому.
Почему же левое полушарие так плохо справляется с задачами рисования? Потому, что оно привыкло мыслить штампами, заложенными в нас с детства. Именно эти штампы мешают увидеть истинную суть вещей, увидеть их такими, какие они есть на самом деле, а не такими, какими они представляются левому полушарию. И именно поэтому многие люди видят одну и ту же вещь совершенно по-разному.
Обо всем этом я вычитал в замечательной книге Бетти Эдвардс «Откройте в себе художника», которую рекомендую к прочтению как тем, кто хочет научиться рисовать, так и тем, кто уже умеет это делать. В книге даются простые упражнения, благодаря которым развиваются навыки активации правого полушария мозга. Смысл упражнений прост — нужно выполнять действия, с которыми очень хорошо справляется правое полушарие и для которых абсолютно не подходит левое, и тогда рано или поздно левое полушарие сдастся и отдаст бразды правления правому. После таких упражнений человек учится по своему желанию переключаться в «правостороннее» мышление.
Привожу примеры таких упражнений. Смысл первого упражнения заключается в том, чтобы нарисовать зеркальную копию имеющегося изображения, одновременно «очерчивая взглядом» имеющееся изображение (пример в книге — «лицо-ваза», см. иллюстрацию к этому посту).
Другой пример — рисование перевернутого изображения. Здесь мы берем любое понравившееся изображение, переворачиваем его и стараемся рисовать, обращая внимание на отдельные детали, без видимости картины в целом. То есть мы стараемся просто скопировать каждую черточку, не задумываясь о том, чем именно она является на рисунке. Результаты поражают — даже люди, казалось бы совершенно не умеющие рисовать, достигают практически идеального результата. Вот что значит избавиться от штампов.
Третий пример — так называемое «чистое контурное рисование». Заключается оно в методичном рисовании хаотических узоров без контроля за тем, что получается в итоге. На практике рекомендуется не глядя на бумагу рисовать узор морщинок на собственной ладони. Этот метод считается одним из самых действенных.
Когда начинаешь задумываться об особенностях мышления левого и правого полушарий, некоторые вещи становятся на свои места. Например, за контроль времени отвечает левое полушарие мозга, поэтому при погружении в творческие занятий (в том числе рисование), человек теряет контроль над временем. Очнувшись от своего занятия человеку может не вериться, что с момента начала прошло целых три часа. Еще один пример — речь, за которую опять же отвечает левое полушарие. Человек, занятый чем-то творческим, может не слышать, что ему говорят, а на вопросы отвечать невнятным мычанием.
Озарение
В 2021 году ученые из Дрексельского университета тоже провели эксперимент. Добровольцы решали анаграммы. Чтобы найти ответ в такой задачке, можно пойти двумя путями: методично прорабатывать разные варианты или ждать озарения. Это и отличает творческих людей – они обычно выбирают второе.
Но это отличие наблюдается не только во время активной работы мозга, но и в состоянии покоя. Так, люди с креативным мышление в большей степени задействуют височные и теменные доли. Люди с аналитическим складом ума используют лобную долю. Она помогает организовать мышление и контролировать другие участки мозга.
Получается, творческие люди в меньшей степени скованы сознанием и внутренним контролем – это помогает им генерировать оригинальные идеи и нестандартно подходить к решению задач. Порой им не нужно последовательно и алгоритмично прорабатывать варианты, чтобы получить ответ.
Как развить творческие способности
Не спешите отчаиваться, если вы недостаточно креативны. Сейчас мы будем исправлять ситуацию.
Бегите от стереотипов
Есть вероятность, что детектор ошибок можно «переучивать» самостоятельно. От знакомого дизайнера слышали такой совет. Если вам нужно придумать, например, логотип компании, первые три или даже пять ассоциаций можно смело отметать. Они будут самыми распространенными и банальными. После начнут появляться более креативные идеи.
Решайте анаграммы и необычные загадки
Детские задачки тоже подойдут. Наблюдайте за тем, по какому пути вы идете, чтобы найти ответ. Пробуйте не применять привычные логичные алгоритмы. Одну задачку мы уже подготовили для вас.
Однажды мой младший брат (ему было лет восемь) рассказал мне загадку, которую придумал сам. Она звучит так.
Есть два острова, между ними мост. На одном растут яблони, на другом – ничего нет. В воде – акулы, они моментально нападут на человека, если он решит поплавать. Мост может выдержать только мальчика и два яблока. Как мальчику за один раз перейти на пустой остров вместе с тремя яблоками?
Погодите сразу смотреть ответ – попробуйте пофантазировать.
Спойлер: по версии ребенка, мальчик будет жонглировать яблоками – так в руках всегда будет только два фрукта. Но это не значит, что этот ответ – единственный верный.
Не пренебрегайте внезапными мыслями
Не стоит сразу отметать то, что хочется назвать бредом или чем-то невозможным. Если хочется тренировать креативность – стоит научиться фантазировать и ловить случайные идеи.
Игра в ассоциации
Вам даже не понадобиться другой человек, чтобы начать тренировку. Выберите объект или явление и придумывайте как можно больше ассоциаций к нему. Чем дальше – тем оригинальнее будет получаться. Можно играть с друзьями, усложнять процесс и придумывать ассоциации вместе.
Придумывайте новое применение старым вещам
Или просто нестандартное. Необязательно воплощать эти идеи в жизни. Достаточно просто потренироваться и включить воображение.