Человеческая речь относится к высшим корковым функциям, для произнесения самого простого предложения требуется интегративная деятельность многих отделов головного мозга и голосового аппарата. Это главнейшее условие коммуникации, без которого невозможно общение с себе подобными. Особенности речи напрямую зависят от образования и кругозора. Нарушение речи у взрослого человека всегда свидетельствует о серьезном заболевании. Расстройства речи бывают врожденными и приобретенными.
В ЦЭЛТ вы можете получить консультацию специалиста-невролога.
- Первичная консультация — 4 000
- Повторная консультация — 2 500
Записаться на прием
Врожденные расстройства начинаются в раннем детстве и сопровождают человека в течение всей жизни, практически не поддаваясь коррекции. Приобретенные расстройства речи всегда имеют патологическую причину, органическую или функциональную. К органическим причинам относятся повреждения структур головного мозга и речевого аппарата. К функциональным — различные факторы внешней среды, временно нарушающие работу нервной системы. Это стрессы, инфекции, травмы, психические болезни.
Выделяют такие виды нарушений речи:
- изменение темпа — ускорение (тахилалия) или замедление (брадилалия);
- гнусавость;
- заикание;
- дислалия или косноязычие — «проглатывание» слогов или букв, невнятная и нечеткая речь;
- афазия или невозможность речи, которая в свою очередь подразделяется на несколько видов — моторная, сенсорная, —
- проводниковая или кондуктивная, акустико-мнестическая, оптико-мнестическая, тотальная;
- дизартрия — нарушение артикуляции;
- олигофазия («мало слов») — состояние после эпилептического припадка, когда человек оглушен пережитыми судорогами, говорит мало и односложно;
- мутизм (молчание);
- дисфония (осиплость) или афония (отсутствие голоса).
Точно определить тип нарушения речи может только врач, для полной диагностики иногда требуется нейролингвистическое обследование, которое выполняет психолог и логопед. Почти всегда нужно изучить особенности кровотока, зоны поражения, места травмы или выявить инфекционный или токсический агент.
Изменение темпа
Нормальный темп речи — это произнесение 10 или 14 слов в минуту. Самая частая причина изменения темпа — эмоции или психические расстройства. Стрессовое воздействие — незнакомая обстановка, общение с авторитарной личностью, спор — могут вызвать как ускорение, так и замедление темпа. Длительное ускорение речи наблюдается при аффективных психозах (старое название — маниакально-депрессивный), других состояниях, когда ускорено мышление. Также ускоряется речь при болезни Паркинсона, сопровождается дрожательным параличом. Страдает ритмичность и плавность произношения.
Медленная речь с малым словарным запасом характерна для лиц с умственной отсталостью или слабоумием, развившимся вследствие разных болезней нервной системы. Слова и звуки растягиваются, произношение нечеткое, формулировки примитивные или неверные.
Гнусавость может быть следствием как смещения перегородки носа, так и параличом мышц неба. Преходящая гнусавость знакома каждому, бывает при сильном насморке. Если нет респираторной инфекции, то гнусавость — повод для срочного обращения к врачу.
Формы нарушения речи
Название расстройства | Основные симптомы |
Акустико-мнестическая афазия | Речь путанная, невнятная. Паузы между фразами. |
Эфферентно-моторная форма афазии | Отмечается смещение фонем, нарушение артикуляции. |
Алалия | Вербальное общение практически невозможно. Словарный запас недостаточный, затруднено деление на слоги. |
Брадилалия | Замедление темпа речи отражается также и на письме, чтении. Характерна монотонность. |
Дизартрия | Комплексные нарушения затрагивают моторику, дыхание, тембр и силу голоса. |
Дизорфография | Больной делает ошибки при письме, но они не связаны с осознанием правил написания или произношения. |
Дисграфия | Частичные нарушения правописания из-за недостаточного контроля письменной речи. |
Дислексия | Потеря навыков чтения, пациент с трудом осваивает прочитанный материал. |
Дислалия | На фоне нормального слуха и правильной артикуляции отмечается нарушение произношения звуков. Для диагностики привлекают стоматолога. |
ЗРР | Чаще обнаруживают в детском возрасте: скудный словарный запас, монотонная без интонаций речь. |
Заикание | Прерывание темпа происходит циклично, при повторении определенных звуков. |
Заикание или логоневроз
Развивается у взрослых после сильного испуга или непереносимого стресса на фоне врожденной недостаточности речевого аппарата. Причины могут быть внешне безобидными, но затрагивать важные для человека понятия — любовь, привязанность, родственные чувства, карьерные устремления.
Основа— невротическое расстройство. Часто логоневроз усиливается в ситуациях напряжения — в ответственные моменты, при выступлении на публике, на экзамене, во время конфликта. Несколько неудачных попыток или бестактное поведение окружающих может привести к страху речи, когда человек буквально «замирает» и не может произнести ни слова.
Проявляется логоневроз длинными паузами в речи, повторениями звуков, слогов или целых слов, а также спазмами губ и языка. Попытка «проскочить» трудное место резко усиливает заикание. При этом нет определенных слов или звуков, на которых человек запинается, остановка речи может произойти на любом слове.
Заикание всегда сопровождается дыхательным неврозом, когда происходят дыхательные судороги. Почти всегда наряду со страхом речи человека беспокоит тревожность, снижение самооценки, внутреннее напряжение, потливость, расстройства сна. Нередки дополнительные движения в виде тиков лицевой мускулатуры, движений рук и плечевого пояса. Успешное лечение заикания возможно на любом этапе, важно вовремя обратиться к врачу.
Афазия
Это нарушение структуры речи или понимания ее смысла.
Моторная афазия — признак поражения зоны Брока или нижних отделов лобной доли. Человек понимает обращенную речь, но не может ничего произнести. Иногда прорываются отдельные слова или звуки, чаще нецензурные. Такое расстройство речи почти всегда сопровождается двигательными нарушениями в виде паралича правых конечностей. Причина — закупорка верхней ветви средней мозговой артерии.
Сенсорная афазия — неспособность понимать смысл речи, развивается при повреждении височной извилины полушарий или зоны Вернике. Человек не понимает обращенную речь, однако бегло произносит набор слов, лишенный всякого смысла. Почерк остается прежним, но сути в написанном нет. Часто сочетается с расстройствами зрения, человек своего дефекта не осознает. Причина — закупорка нижней ветви средней мозговой артерии эмболом или тромбом. Проводниковая или кондуктивная афазия — человек понимает речь, но не может ничего повторить или написать под диктовку. Речь состоит из множества ошибок, которые человек настойчиво пытается исправить, но не может. Поражается белое вещество головного мозга надкраевой извилины.
Акустико-мнестическая — человек не может произносить длинные сложные фразы, обходясь минимальным примитивным набором слов. Нужно слово подобрать крайне трудно. Развивается при поражении левой височной области, характерно для болезни Альцгеймера.
Оптико-мнестическая — человек узнает предметы, но не может их назвать и описать. Выпадение из обихода простых понятий обедняет как речь, так и мышление. Развивается при токсических и дисциркуляторных энцефалопатиях, а также опухолях мозга.
Тотальная афазия — нет возможности ни понять речь, ни что-нибудь сказать или написать. Характерно для инфарктов мозга в бассейне средней мозговой артерии, часто сопровождается параличами, нарушениями зрения и чувствительности. При восстановлении кровотока по средней мозговой артерии речь может частично восстановиться.
Реабилитация
Как только диагностируют нарушение речи после инсульта, доктора разрабатывают реабилитационную программу: как ее восстановить и вернуть пациенту навыки социальной жизни. Логопед определяет, какие именно навыки нарушены и разрабатывает индивидуальную программу, проводит тренинги и дает домашние задания. Здесь успех во многом зависит не только от качества реабилитации, но и от усилий и целеустремленности самого пациента.
В программу может входить:
- чтение коротких предложений вместе с врачом;
- заучивание стандартных фраз с постепенным расширением лексикона;
- рассуждение о функциональной значимости предметов;
- по мере восстановления используются более сложные словоформы;
- на финале пациент пересказывает предложения своими словами.
Особенности лечения нарушения речи при инсульте у каждого логопеда свои – доктор старается применять действенные методики, которые приносят результат. Лучше обращаться к проверенным и квалифицированным докторам, которые помогут обрести разговорные и социальные навыки.
В нашем реабилитационном центре проводится комплексная программа по восстановлению пациентов с нарушением речи после инсульта. Мы стараемся подбирать эффективную программу и контролируем процесс реабилитации.
Наши врачи
Панков Александр Ростиславович
Врач-невролог
Стаж 40 лет
Записаться на прием
Новикова Лариса Вагановна
Врач-невропатолог, кандидат медицинских наук, врач высшей категории
Стаж 39 лет
Записаться на прием
Дизартрия
Дизартрия — нарушение произношения или артикуляции из-за паралича бульбарной мускулатуры, нарушения функции лицевых мышц. Нарушается моторика речи, произнесение звуков, ритмичность дыхания, интонационная окраска. Становится трудно понять, что человек хочет сказать. Замечают дизартрию окружающие. Человек «тянет» речь, нечетко говорит, невнятно произносит простые слова. Смысл и темп чаще всего не изменяются, нарушается сила голоса. Это расстройство всегда вызывается органической причиной — нарушением кровотока, инфекцией или интоксикацией. При таком расстройстве у взрослого нужно срочно обращаться к неврологу, чтобы выяснить причину. Может быть опухоль нервной системы, травма, кровоизлияние или ишемия (кислородное голодание). Дизартрией проявляется рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз, болезнь Паркинсона, миотония, церебральный атеросклероз, сирингобульбия и множество других нервных болезней. У здоровых дизартрия наблюдается в состоянии глубокого опьянения.
Дизартрия, возникшая вследствие болезней, имеет несколько форм:
- бульбарная, вызывается поражением ядер черепно-мозговых нервов, бывает при нарушениях мозгового кровообращения, проявляется единым щелевым звуком;
- псевдобульбарная (поражение одной стороны речевой мускулатуры), возникающая при повреждении проводящих путей от коры полушарий до ядер в стволе мозга, проявляется невнятной смазанной речью с невозможностью произнесения шипящих и свистящих звуков;
- экстрапирамидная, когда поражаются нервные ядра, расположенные в подкорке, проявляется непроизвольными гортанными выкриками;
- мозжечковая — «скандированная» речь;
- полушарная или корковая, при возникновении очагов поражения в коре, затрудняется использование всех языковых средств.
Диагностикой и лечением диазартрий занимаются неврологи и логопеды.
Особенности диагностики
Нужно анализировать жалобы, которые высказывает пациент. Учитывается и анамнез заболевания. Специалисты обычно спрашивают, когда появилась невнятная речь и есть ли родственники, страдающие таким недугом. Обязательно надо посетить невролога, пройти у него осмотр. Врач проверит нижнечелюстные и глоточные рефлексы, осмотрит глотку, убедится, есть ли атрофия мышц языка.
Выполняется проверка рефлексов нижних и верхних конечностей. Следует пройти обследование у логопеда. Врач оценивает показатели речи, выявляет нарушения темпа, сложности. Необходим осмотр оториноларинголога, что позволит защитить от таких процессов во рту, как гнойники и опухоли, которые могут стать причиной нарушений.
Выполняется компьютерная томография и магнитно-резонансная томография головы, с помощью которой будет выявлено, почему появилась невнятная речь. Причины у взрослых и детей определяются и при консультации с нейрохирургом. Только после полной диагностики назначаются методы лечения.
Мутизм
Этиология мутизма сложная — молчание развивается как у людей с сохранным мозгом и аппаратом речи, так и при многих поражениях мозга.
Иногда мутизм обусловлен атрофией зоны Брока или другими поражениями мозга, которые обнаруживаются не сразу. Акинетический мутизм развивается при утрате всех произвольных движений, в том числе речевых. Такой мутизм описан при коме, СПИДе, нейролептическом синдроме. Это состояние, при котором человек пристально смотрит в глаза собеседника, но не может ни пошевелиться, но произнести хотя бы один звук. Подобное состояние наблюдается в остром периоде тяжелой черепно-мозговой травмы, когда не только нарушена речь, но и сознание вкупе с прочими произвольными функциями.
Часто причиной мутизма становятся психические болезни, особенно истерия, глубокая депрессия, кататония (особые двигательные нарушения, когда человек похож на восковую куклу) при эндогенных больших психозах. Истерический мутизм случается чаще у женщин, сопровождается демонстративным поведением, направленным на достижение своих целей.
Расстройства речи у взрослых
Итак, моя бабушка. Очень самостоятельный 86-летний человек. Много лет живет одна, сама справляется с хозяйством. Активно общается с подругами, принимает участие во всех общественных мероприятиях района. Мы привыкли видеть ее сильной, энергичной и всеми уважаемой.
Голос из колодца
Однажды я позвонила ей, как обычно, справиться о ее самочувствии, делах, послушать про очередной совет ветеранов и подготовку к первомайской демонстрации. Но услышала странный глухой голос, вялый и медленный. На все мои вопросы о самочувствии она отвечала, что ничего не болит, но речь была замедленной и тихой – как будто я говорю с человеком, сидящим на дне колодца. Я спросила, как она спала. Выяснилось, что засыпала она накануне плохо, поэтому решила принять снотворное. Я с облегчением вздохнула, решив, что такая вялость обеспечена влиянием снотворного, и занялась своими делами.
На следующий день история повторилась. Только к замедленной речи еще прибавилась депрессия: «Я не доживу до лета» и т.п. Я посчитала, что правильным будет подбодрить бабушку, дать ей стимул – летом мой сын заканчивает школу, будет выпускной – надо обязательно дожить.
И опять ничего не предприняла. Как же я себя теперь за это ругаю!
Когда же и на третий день ничего не изменилось, я побежала к бабушке домой. Она бледная, вялая, всё время лежит, ничего не ест. Вызвала скорую. Они приехали и уже через 2 минуты после того, как они вошли в квартиру, я услышала слово «инсульт».
Явные признаки инсульта
· Врач просто попросил бабушку высунуть язык – язык отклонился в сторону.
· Попросил поднять обе руки вверх – одна поднялась, а вторая тут же упала вниз.
· Попросил назвать дату рождения – она не вспомнила.
· Провел кончиком карандаша по одной руке и по другой – выяснилось, что одна рука ничего не чувствует (как раз та, которую бабушка не смогла поднять).
Такие простые признаки. Я, конечно, могла бы и сама это проверить, заподозрить и поднять тревогу раньше…если бы знать. Я-то представляла себе инсульт, как настоящий удар: вот человек стоит, идет, и вдруг падает на месте. Теряет сознание, его везут в больницу и ставят там диагноз инсульт. Оказывается, бывает иначе.
У бабушки диагностировали ишемический инсульт головного мозга, который, оказывается, действительно может развиваться постепенно. Но, как объяснил мне потом врач, очень важно начать лечебные мероприятия как можно раньше. Чем раньше начинается лечение, тем меньше вероятность необратимых изменений. Клетки мозга умирают не сразу, какое-то время их еще можно спасти, а также защитить соседние клетки от разрушения, остановить распространение патологического процесса. На это направлено лечение в больнице.
Сначала бабушку положили в реанимацию, где она пробыла сутки. За это время состояние ухудшилось. Когда из реанимации ее перевели в неврологическое отделение, бабушка не могла говорить и вставать, а ведь из дома уезжала «на своих ногах». Врач попросил не пугаться, сказал, что это обычное течение данной патологии. И дальше началось лечение, которое длилось 3 недели. За это время бабушка снова начала говорить и ходить, но от занятий с логопедом отказывалась наотрез, тренировать руку не хотела. И продолжала быть очень вялой, всё время спала.
Пришел день выписки. Лечащий доктор сказал, что всё, что могли сделать в больнице, сделали. Сейчас мы переходим на реабилитационный период , и теперь всё зависит от того, как бабушка будет работать над восстановлением утраченных функций. Конечно, назначили всякие лекарства, номеня продолжало беспокоить безразличие и апатия бабушки.
Дома и стены лечат
А дома за несколько дней всё изменилось. Мы придумали, как сделать занятия интересными.
Не хочет заниматься с логопедом, будем петь песни. Стали включать ей ее любимые песни, она с удовольствием пела, речь стала заметно улучшаться.
Не хочет делать упражнения для руки, придумали ей занятие: писать мемуары. Дали ноутбук, сидит, набирает текст. Волей-неволей пальцы работают. Скоро и чашку смогла держать, и столовыми приборами пользоваться.
А главное – настроение улучшилось. Приходят подружки, рассказывают про аналогичные случаи из жизни Совета Ветеранов. Оказывается, многие из их окружения перенесли инсульт. Кто-то лучше восстановился, кто-то – хуже.
Я смотрю на бабушку, радуюсь каждому ее успеху: на улицу погулять вышла, сама пироги испекла. Но меня никак не оставляет в покое чувство вины – если бы я вовремя поняла, что случилась беда, возможно, состояние бабушки было бы гораздо лучше. Внимательнее нужно быть к своим близким!
Дисфония
Расстройство, при котором голос теряет звучность. Бывает при респираторных инфекциях, болезнях голосовых связок, опухолях. Это профессиональная болезнь певцов, преподавателей, публичных личностей.
Врачи ЦЭЛТ подробно разбираются в том, что конкретно произошло с речью человека. Высочайшего класса диагностика и своевременное лечение помогают спастись при нарушениях мозгового кровообращения, растущих опухолях, агрессивных инфекциях.
Запишитесь на прием через заявку или по телефону +7 +7 Мы работаем каждый день:
- Понедельник—пятница: 8.00—20.00
- Суббота: 8.00—18.00
- Воскресенье: выходной
Ближайшие к клинике станции метро и МЦК:
- Шоссе энтузиастов или Перово
- Партизанская
- Шоссе энтузиастов
Схема проезда
Принципы лечения
Если выявлена невнятная речь, что делать? Необходимо лечить главное заболевание, из-за которого возникло нарушение:
- Опухоли удаляются хирургическим методом.
- Резекция гематомы, если она находится на поверхности.
- Хирургическое удаление гнойников в черепе с последующим назначением антибактериальных средств.
- Нормализация давления.
- Использование средств для восстановления обмена вещество и мозгового кровотока.
Людям с различными нарушениями надо посещать логопеда, чтобы можно было исправить недостаток с помощью специальных упражнений. Необходимы регулярные занятия.