Акалькулия – нейропсихический синдром, для которого характерна утрата способности к арифметическим операциям и восприятию чисел. Развивается при поражении доминантного полушария: у правшей левого полушария, у левшей –правого.
Акалькулия является приобретенным заболеванием, и возникает на фоне поражения участков мозга или нейропсихических заболеваний. Возникает на фоне нарушений работы височной, теменной и затылочной области коры головного мозга, которое в свою очередь возникает по причине травм, нейроинфекций, новообразований и т.д.
Также часто акалькулия развивается на фоне основного неврологического или психического заболевания. Так, акалькулия часто сочетается со следующими болезнями: оптическая агнозия, алексия, дислексия, акустико-мнестическая афазия, дефицит внимания, сенсорная афазия, амнезия, деменция, инсульт.
Причины нарушения
Акалькулия возникает по причине поражения теменных, затылочных, височных и префронтальных отделов коры головного мозга. Причины подобного поражения головного мозга могут быть различными:
- значительное количество неврологических нарушений в перинатальный период
- наследственный фактор;
- органические поражения головного мозга;
- нейроинфекции;
- новообразования в головном мозге;
- различные интоксикации;
- дисметаболические отклонения;
- поражение головного мозга инфекционными заболеваниями;
- негативная социальная среда;
- цереброваскулярные болезни;
- черепно-мозговые травмы.
Разновидности и формы заболевания
Развитие акалькулии происходит при нарушениях различных когнитивных систем. В зависимости от того, какая познавательная функция поражена, выделяют такие виды заболевания:
- Вербальная – отклонения в словесном обозначении понятий математики. Пациент может успешно выполнять математические операции, но не может вербально обозначить название чисел, символов, не в состоянии обозначить количество предметов.
- Апраксическая – человек не возможность исчислять предметы. Пациент не может совершить счет предметов, и выделить их количественные характеристики.
- Дислектиксическая – отсутствие способности прочесть математические символы, выразить количественные термины.
- Графическая – неспособность записывать математические символы и знаки, а также корректно изображать геометрические фигуры.
- Операциональная – утрата способности к выполнению математических операций.
Также случаи акалькулии могут быть подразделены по признаку первичности и вторичности.
Первичная (специфическая) – вызвана поражениями участков коры головного мозга, выделяют следующие ее виды:
- Лобная – вызвана нарушениями функционирования лобной доли головного мозга, которая отвечает за контроль, регуляцию всех психических функций человека. Способность к счету нарушается вследствие отклонений в организации сознательной деятельности.
- Теменная (теменно-затылочная) – возникает при поражении теменно-затылочных участков головного мозга. У пациента нарушено понятие «числа», понимание сути счетных операций, восприятие пространственных координат.
Вторичная (неспецифическая) – возникает по причине нейропсихического заболевания, выделяют такие виды:
- Оптическая – возникает при патологиях долей головного мозга, отвечающих за зрительный анализатор. При оптической акалькулии нарушено зрительное восприятие чисел и математических знаков. Пациент не способен различить похожие арифметические символы, распознать римские цифры.
- Сенсорная – развивается при поражении участков головного мозга, участвующих в акустическом восприятии речи. Проявляется в затруднениях при устном счете и проведении счетных операций на слух.
- Акустико-мнемоническая – также связана с акустическим восприятием речи. Отличие состоит в том, что у пациента нарушена слухоречевая память и снижен объем слухового восприятия.
Отличие от дискалькулии
Акалькулия и дискалькулия являются сходными понятиями, однако между ними есть различие. Оно заключается в том, что дискалькулия – следствие врожденных нарушений развития головного мозга и при ней математические знания полностью не усваиваются. Акалькулия же является приобретенным состоянием, и возникает по причине неврологических травм и нарушений, приобретенных в процессе жизни.
Приведем пример оптической (затылочной) акалькулии. У больной Р., ист. б. № 34285, удалена опухоль tentoriuma, киста подходила под кору нижней теменной доли. Нейропсихологическое исследование показало наличие височно-теменно-затылочного синдрома: акустико-мнестическая афазия, элементы семантической афазии, литеральная оптическая аграфия и алексия, теменно-затылочная акалькулия. Дефекты оптического восприятия знаков (букв, цифр) проявлялись в заменах оптически сходных знаков, в дефектах восприятия их пространственной ориентации, а также в увеличении времени опознания знаков. Так, число 896 больная опознавала (читала) 9 секунд («восемьдесят шесть… нет, не то! восемьдесят девять… восемьсот шестьдесят шесть… нет, может быть, восемьсот девяносто шесть, что ли? Но я не уверена»). Число 750 было прочитано как 739, число 5350 — как 585 и т. д. Число XI она прочитала как 51 (затем как 9), число XII — как 15 и т. д.
Вычислительные операции: распалось знание таблицы умножения. Автоматизированный процесс воспроизведения таблицы умножения был замещен произвольным актом. Так, операцию умножения 3×7 она выполняет следующим образом: «Три умножить на семь будет двадцать восемь… Нет, что я… три на семь равно… кажется… восемнадцать… Ой, я все забыла?!» Вычитание было нарушено из-за дефектов пространственных представлений и разрядного строения числа. Задание от 45 отнять 18 она выполняет следующим образом: «Так, сорок пять отнять десять… сначала будет тридцать пять, а теперь отнять семь». — «Почему семь ? Откуда вы получили это число?» — «Ведь единицу-то мы уже отняли». — «Но ведь это был один десяток». — «А как же мне быть дальше? (Пауза.) Все-таки я думаю так: сорок пять минус десять будет тридцать пять, тридцать пять отнять семь… Нет, не знаю».
Восстановительное обучение в этих случаях ведется в направлении исправления дефектов оптического и оптико-пространственного восприятия. За два месяца обучения больная могла читать и писать под диктовку простые и сложные числа и все цифры. Могла проанализировать разрядный состав заданных чисел. Однако эти процессы все еще протекали замедленно, произвольно, нередко с ошибками. Счетные операции стали доступными для больной.
Этот случай является иллюстрацией легко выраженной теменно-затылочной акалькулии с преимущественными дефектами оптического восприятия.
С неспецифическими нарушениями счета и счетных операций можно встретиться и при поражении височных отделов коры левого полушария. В этих случаях нарушения счета идут в синдроме акустической агнозии вместе, на фоне нарушения фонематического слуха и слухоречевой памяти. При височной акалькулии становится недоступным узнавание чисел со слуха и называние их. Именно поэтому наиболее грубые дефекты счета и счетных операций обнаруживаются в их устной форме. Однако структура числа и счета в этом случае остается сохранной. Замещение дефектного акустического анализатора сохранным зрительным приводит к хорошим результатам восстановления счета.
10.2.2. Лобная акалькулия и методы восстановительного обучения
Совсем другая форма нарушения счета обнаруживается при поражении лобных долей мозга, которые играют значительную роль в выработке и сохранении известных программ действия, позволяя менять эти программы по мере изменения ситуации и придавая деятельности подвижный, избирательный характер. Поражение лобных долей не ведет к поражению зрительной или слуховой рецепции, не вызывает распада пространственных схем и не сказывается на выполнении сложных логико-грамматических операций. Центральным механизмом нарушения счета в этих случаях является грубое нарушение выработки программ действия и подчинения им поведения; интеллектуальная деятельность утрачивает избирательность и целенаправленность. Естественно, что нарушение основных компонентов деятельности так или иначе отражается на протекании счета и счетных операций. У больных с лобным синдромом процесс счета и понятие числа нарушаются вторично. В нейропсихологической картине нарушения отмечается сохранность узнавания и называния чисел, процесс автоматизированного счета (таблица умножения, сложение и вычитание в пределах одного десятка и др.). Число и операции счета нарушаются у них как целенаправленная избирательная деятельность. В клинической картине нарушения эти дефекты проявляются в нестойкости задания, в дефектах активной поисковой деятельности (т. е. нарушается создание программы действия), в импульсивно всплывающих побочных связях чисел, в упрощении программы действия (иногда в инертных стереотипах) и, наконец, в нарушении сличения эффекта с исходными данными. Эти дефекты интеллектуальной деятельности обнаруживаются прежде всего в решении арифметических примеров, состоящих из нескольких звеньев и требующих последовательности операций, удержания промежуточных результатов, сличения полученных результатов с исходными данными.
Нарушения счета, возникающие при поражении задне-лобных систем мозга, несколько отличаются по механизмам возникновения и клиническому проявлению от акалькулии, протекающей в других вариантах «лобного синдрома». Дефекты счета здесь обычно идут в синдроме выраженных речевых и двигательных персевераций. Эти дефекты, идущие нередко совместно с эфферентной моторной афазией, также не затрагивают первично структуру процесса счета, однако персеверации затрудняют протекание этой функции. Счетные операции приобретают развернутый, деавтоматизиро-ванный характер. Грубые нарушения речи при массивных поражениях заднелобных отделов еще больше затрудняют протекание функции счета.
Приведем соответствующий пример. Больной Ш. 47 лет, ист. б. № 43119, со средним техническим образованием. После удаления внутримозговой опухоли левой лобной доли.
Выписка из протокола:
Больному дается задание составить число 18 из других чисел в их разной комбинации. Больной: «9 и 9… 9 и 9 напополам… 9 разделить на два нельзя… 9 и тут не получается». — «А еще из каких чисел можно составить число 18?» — «9 и 9, 9… и 12…»
10.2. Неспецифические формы нарушения счета (вторичная акалькулия). Методы восстановления – предыдущая | следующая – 10.2.2. Лобная акалькулия и методы восстановительного обучения (продолжение)
Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.
Симптоматика нарушения
Симптомы акалькулии варьируются в зависимости от формы заболевания.
При первичной форме нарушения у пациента наблюдаются такие симптомы:
- затруднения в понимании разницы между внешне похожими числами (например, 147 и 174);
- неспособность к восприятию категории числовых разрядов;
- трудности при выполнении простых арифметических действий;
- нарушение понимания понятия «число»;
- отсутствие способности к сравнению числительных значений;
- нарушено восприятие пространственных координат;
- трудности в оценке чисел имеющих цифру «ноль» в своем составе;
- затруднения при вычитании, при этом сложение выполняется относительно легко.
Вторичная форма акалькулии проявляется такими симптомами:
- отсутствует визуальное восприятие чисел, и незнание их названий;
- нарушено восприятие чисел и математических операций на слух;
- проблемы с пониманием математических операций, их планированием и контролем над выполнением.
Симптомы и признаки болезни
Патология может иметь те или иные проявления в зависимости от того, какая форму она принимает. Люди с первичной формой не способны понимать значения числа и не могут выполнять даже легкие арифметические операции.
Вторичная акалькулия всегда протекает вместе с другими расстройствами когнитивной сферы. Больные не способны назвать число, которое видят, путают похожие по написанию цифры. У таких пациентов возникает трудность с запоминанием. Они не могут даже в процессе многочисленных занятий выучить цифры от 0 до 10. При этом они понимают значение числа, способны воспринимать их на слух, могут выполнять несложные операции в уме.
Сенсорная форма патологии проявляется в значительных нарушениях узнавания названия цифр на слух. Люди не способны понимать услышанную речь, при этом очень много говорят сами – путают слова местами, разговаривают неразборчиво, поэтому их очень сложно, а иногда и совсем невозможно понять. При этом пациенты могут читать числа и понимать их значение.
Акустико-мнестическая проявляется в нарушении объема восприятия чисел, проблемах с их запоминанием. Такие люди допускают множество ошибок во время написания цифр, испытывают трудности как в счете, так и в самом понимании числа.
Люди с лобной формой заболевания не могут в правильном порядке проводить арифметические действия, даже если они совсем простые и были показаны неоднократно. При этом человек может считать в пределах 10, но не может складывать, вычитать, умножать, делить.
Осмотр и диагностика
Выявить заболевание может врач дефектолог, психолог, психиатр, специалист в нейропсихологии.
Расстройство счета редко выступает единственным когнитивным нарушением, и зачастую сопровождается другими патологиями. Акалькулия может быть не выявлена при первичном обследовании и диагностике, по причине более интенсивных проявлений других нарушений.
Диагноз может быть поставлен после проведения арифметических тестов и их анализа. Чрезмерно низкие результаты свидетельствуют о патологии. Также необходимо использование таких диагностических мероприятий как тесты на выявление патологий речи, письма, чтения, ориентации в пространстве, праксиса.
Лечение и коррекция
При терапии акалькулии основные лечебные мероприятия должны быть направлены на устранение причин возникновения заболевания.
Выбор программы коррекции зависит от формы болезни, и, соответственно, причин ее возникновения. Комплексная терапия осуществляется такими специалистами: клинический психолог, дефектолог, психиатр, специалист нейропсихологии.
Первичное нарушение
При первичной форме акалькулии основная задача состоит в восстановлении у пациента восприятия чисел, их разрядов. Применяются специальные методики, основным принципом которых является работа с визуальной памятью пациента.
Применяются карточки с изображением чисел, предметов и их количества. Предпочтительно использовать яркие и разнообразные цвета, так как это способствует лучшему восприятию и запоминанию. При работе с детьми желательно использовать игровые формы.
Работа с числами заключается в необходимости разложить любое из них на вариации. Вспомогательным инструментом могут быть палочки. К примеру, больному называют число 7 и дают задание разбить его на возможные составляющие.
Пациент выполняет эту задачу, раскладывая палочки в таких комбинациях: 3+4, 2+5, 1+6. Все действия записывают в дневник терапии. При прогрессировании результата добавляют устное комментирование математических действий – все операции сопровождаются проговариванием. Это способствует развитию способности производить счет в уме.
При нарушении восприятия названий чисел и их разрядов, работа специалистов заключается в проговаривании чисел от 1 до 100 вместе с пациентом, и параллельными пояснениями касательно единиц, десятков. Одним из упражнений является записывание чисел цифрами под их буквенными обозначениями. Например, рядом со словами двести сорок один записать 241.
После 3 занятий к наглядным и образным материалам следует присоединять устные формы работы, озвучивание арифметических действий.
Терапия вторичной формы
Лечение вторичной формы акалькулии выбирается в зависимости от области поражения коры головного мозга:
- При поражении затылочной части коры лечение направлено на восстановление правильного написания чисел, и их зрительного восприятия. На это направлены такие методы: упражнения с двигательным образом числа, предметный счет, различные манипуляции с задачами и числами, озвучивание чисел, при одновременном представлении их в уме. Наилучшие результаты достигаются при удовлетворительном уровне развития зрительной памяти, способностей к воображению, слухового восприятия.
- При поражении височных участков коры головного мозга у пациентов нарушается слуховое восприятие чисел. При данном нарушении нет необходимости в специализированной терапии.
- При нарушениях в префронтальных отделах коры терапевтические меры направлены на обучение пониманию чисел, простых арифметических действий, постепенно переходя к более сложным операциям.
Лечение
Нарушение счета у детей нуждается в медикаментозном, психологическом и логопедическом лечении. Ребенку дают препараты для стимуляции функций головного мозга, при этом учитывается вид патологии головного мозга. При психологической причине дискалькулии (фобии на числа) главную роль будет играть работа с психологом. При любых причинах и лечении важной составляющей является работа с логопедом. Для устранения нарушения счета проводятся следующие занятия:
- решение математических задач с конкретными предметами и явлениями;
- формирование абстрактного мышления при помощи различных схем, памяток;
- выполнение сложных мыслительных процессов без проговаривания;
- нахождение отличий, обобщение, классификация картинок;
- имитация реальных действий в игре;
- изображение слов на листе бумаге.
Для полного устранения нарушение счета у детей необходимо посетить 30-90 занятий с логопедом. Важной составляющей такого лечения являются домашние занятия с родителями. Ребенок должен использовать полученные от логопеда знания максимально часто и в любых ситуациях.
Клинический институт мозга Рейтинг: 5/5 — 1 голосов
Поделиться статьей в социальных сетях
Последствия и ограничения
Акалькулия способна вызывать различные осложнения. К таким негативным последствиям относят аграмматизм (затруднения при составлении и восприятии предложений), парафазии (замена звуков, неверное употребление звуков), речевой эмбол (навязчивое повторение слова или словосочетания).
К последствиям акалькулии также относят снижение социальной адаптации индивида из-за сочетания заболевания с другими когнитивными нарушениями. Вследствие этого происходит снижение качества жизни пациента.
При развитии заболевания у детей это вызывает проблемы в обучении, социальной адаптации в школе, ухудшает навык коммуникации и может негативно сказаться на дальнейшем когнитивном развитии ребенка. У детей может развиваться низкая самооценка и депрессия.