ЧТО ТАКОЕ СИНДРОМ ДАУНА
В норме хромосомный набор человека содержит 23 пары или 46 хромосом. Но при определенных условиях 21 пара способна мутировать (чаще утраиваться), приводя к генетическому дефекту. Именно он и называется синдром Дауна.
Первый раз проявления болезни были зафиксированы в 1866 году врачом из Англии Джоном Дауном. Его имя и дало название синдрому. Однако зависимость между заболеванием и хромосомными парами установлена лишь в 50-х годах 20 века.
Википедия трактует данное понятие как геномное нарушение, при котором кариотип содержит 47 хромосом вместо привычных 46. Это происходит потому, что 1 из 23 пар хромосом — 21, вместо двух имеет 3 копии.
Но под данную трактовку подпадает самый распространенный вид дефекта – трисомия 21 пары, развивающаяся во всех клетках организма. Это самый тяжелый вид заболевания с ярко выраженными патологиями.
Другим вариантом синдромаявляется робертсоновская транслокация. Встречается она чуть реже, чем первый вариант. При ней 21 пара не утроена, а, наоборот, ее хромосомы склеены между собой, а общее количество хромосом составляет 45.
И, наконец, еще один вид патологии – мозаичный синдром Дауна. Его особенность проявляется тем, что пресловутая пара хромосом утраивается, но патология затрагивает только часть клеток.
МОЗАИЦИЗМ – ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Мозаичную форму синдрома Дауна еще называют мозаицизмом. Это редчайший тип данного заболевания, который проявляется в двух случаях из ста. Он характеризуется менее выраженными симптомами, то есть, можно сказать, что это легкая степень заболевания.
Она развивается на самой ранней стадии формирования зародыша, из-за чего в процесс вовлекаются не все клетки. Такая особенность этого вида патологии значительно осложняет ее диагностику.
Степень выраженности этого типа синдрома зависит от того, какие ткани и сколько вовлечены в процесс.
Детки с мозаичной формой синдрома Дауна в состоянии вполне нормально развиваться, их внешность может быть вполне гармоничной. Но некоторые особые признаки патологии имеются.
Отдельные трудности у таких детей развиваются в раннем возрасте. В этот период у малышей отмечается отставание в психомоторном развитии. При взрослении эти дефекты сглаживаются, и умственное развитие таких людей мало чем отличается от среднестатистических. Однако у них наблюдается своеобразное восприятие окружающего мира и нюансы речи, но подобные особенности встречаются и у обычных индивидов.
ПРИЧИНЫ И СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФАКТОРЫ
Причин, по которым происходит мутация 21 хромосомной пары, существует несколько:
- патологическое зиготное деление;
- хромосомные расхождения во время митоза;
- перекомбинирование хромосом;
- наследование от родителей.
Подобные патологические изменения провоцируются рядом факторов:
- В первую очередь, это возраст родителей. Примечательно, что большее влияние здесь имеет возраст отца. Шансы родить больного малыша значительно повышаются после 35 лет.
- Инцест. Ребенок, рожденный вследствие половой связи между кровными родственниками, имеет высокую вероятность заполучить генетическое заболевание.
- Алкоголизм, курение, наркомания приводят к уродствам, в том числе и на хромосомном уровне.
- Наследственность, причем зачинщиками могут стать не только отец с матерью, но и ближайшие родственники. Некоторые ученые считают, что на возникновение синдрома влияет возраст бабушки, в котором она родила мать.
Болезнь не имеет половой, расовой и географической принадлежности. Она распространена по всему земному шару. А СД, как таковой, является самым распространенным генетическим заболеванием.
ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ МОЗАИЧНОГО СИНДРОМА
Как уже было сказано, люди с подобной формой заболевания могут особо не различаться по развитию и внешности со своими сверстниками. Среди них есть даже очень привлекательные дети и взрослые.
Хотя, с другой стороны, многие носители этого дефекта имеют такие же признаки, как при часто встречающейся трисомии.
Дети с мозаичным синдромом Дауна часто маленького роста, и его увеличение происходит крайне медленно. Конечности непропорциональны по отношению к телу и имеют уменьшенные размеры.
В 90% случаев такие люди являются обладателями плоского лица и брахицефалии – укороченного черепа с плоским затылком. Шея, как правило, короткая с утолщенной кожной складкой. Подобный признак заметен уже в период новорожденности.
Характерные признаки лица у людей с подобным дефектом – плоская переносица и маленький нос, в 30% случаев возможно развитие страбизма (косоглазия).
Самое яркое проявление синдрома Дауна, которое сопровождает все его формы – это эпикантус. Данным понятием обозначают кожную складку, которая слегка нависает над внутренним краем глаза. Из-за такой особенности люди-дауны напоминают представителей монголоидной расы. И именно поэтому первооткрыватель дефекта назвал его изначально монголизмом, а больных – монголоидами.
К другим особенностям лица относят искаженное небо в виде арки и аномальные зубы. Данные дефекты и мышечная гипотония мешают закрыть рот, поэтому он всегда полуоткрыт. Язык у детей с мозаичной формой синдромабороздчатый. Вместе с готическим небом они затрудняют сосание, из-за чего такой ребенок плохо прибавляет в весе. Впрочем, для легкой степени заболевания, коим является мозаицизм, это характерно не всегда.
На радужке, по ее окружности могут присутствовать пигментные пятна Брушфильда. Еще одна особенность — аномальные уши, которые расположены ниже линии глаз. Они деформированы, часто оттопыриваются и могут вызывать проблемы со слухом.
Аномалии захватывают и опорно-двигательный аппарат. Они проявляются лабильностью суставов и деформацией костей. К примеру, грудина имеет килевидную форму. Патогномоничный симптом – клинодактилия или искривление мизинца. Деформируются также ребра и позвоночник. Это связано с недоразвитостью костной ткани.
Появление лишних кожных складок – частый признак даунизма. Они формируются из-за недоразвития костей, поэтому кожа между ними плохо натягивается. Кроме шейной, характерны также складки поперек ладони и в локтевом сгибе.
Внешние деформации часто становятся причиной нарушений в работе внутренних органов. Неправильная форма костей, гипотония мышц и другие особенности приводят к таким внутренним патологиям:
- аномалии развития сосудов и сердца;
- проблемы со зрением и слухом;
- нарушения органов пищеварения;
- недоразвитие почек;
- гипотиреоз.
Еще раз заметим, что у людей-даунов с мозаичным вариантом далеко не всегда все симптомы сочетаются. Многие из них не проявляются, что затрудняет распознавание заболевания.
Вход или регистрация
Забыли пароль?Регистрация
Восстановление пароля
Укажите почту, которую вы использовали при регистрации
Синдром Дауна — самая распространённая генетическая аномалия. По статистике, каждый 700й-800й ребенок на планете появляется на свет с синдромом Дауна. Это соотношение одинаково в разных странах, климатических зонах, социальных слоях. Оно не зависит от образа жизни родителей, их здоровья, наличия или отсутствия вредных привычек, цвета кожи, национальности. В нашей стране ежегодно рождается около 2200 детей с синдромом Дауна. Мальчики и девочки с синдромом Дауна появляются на свет с одинаковой частотой, их родители имеют обычный набор хромосом. Ничьей вины в том, что у ребенка присутствует лишняя хромосома, нет и быть не может. Синдром Дауна — это не болезнь, а генетически обусловленное состояние, его невозможно вылечить. Но детям и взрослым с синдромом Дауна можно помочь.
В настоящее время нет никаких сомнений в том, что люди с синдромом Дауна обучаемы: они могут научиться самостоятельно ходить, есть, одеваться, общаться с окружающими и говорить, играть, учиться и дружить со своими сверстниками, заниматься спортом и творчеством. Как у любого из нас, у человека с синдромом Дауна есть свои сильные и слабые стороны, привычки и предпочтения, увлечения и интересы.
Несомненно и то, что дети и взрослые с синдромом Дауна гораздо лучше реализуют свой потенциал, если живут дома, в атмосфере любви, когда у них есть возможность получать психолого-педагогическую поддержку с самого рождения. Не менее важным фактором на каждом возрастном этапе для людей с синдромом Дауна является качественное медицинское сопровождение.
Слово «синдром» подразумевает наличие определенных признаков или характерных черт. Синдром Дауна впервые описал в 1866 году британский врач Джон Лэнгдон Даун. Почти сто лет спустя, в 1959 году, французский ученый Жером Лежен обосновал генетическое происхождение этого синдрома, которое определяется наличием в клетках человека дополнительной хромосомы. В процессе зарождения новой человеческой жизни после слияния мужской и женской половых клеток образуется одна клетка. Количество хромосом новой оплодотворенной яйцеклетки удваивается и достигает 46. 23 из них принадлежат материнской клетке и 23 — отцовской. У людей с синдромом Дауна в 21-й паре присутствует дополнительная хромосома. Она появляется в результате генетической случайности и вследствие этого в клетках оказывается не по 46, а по 47 хромосом.
Наличие этой генетической аномалии и является причиной появления ряда особенностей, вследствие которых ребенок с синдромом Дауна будет развиваться не совсем так, как подавляющее большинство детей его возраста, однако он пройдет те же этапы развития и научится очень многому!
ПСИХОМОТОРНОЕ И УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
Дефекты в развитии детей с таким синдромом появляются по нескольким причинам:
- снижение зрения и слуха, из-за чего ребенок не в состоянии воспринимать информацию. Вследствие этого происходят и когнитивные нарушения;
- гипотонус мышц — малыши поздно начинают держать голову, переворачиваться, ходить. Страдает моторика;
- проблемы с опорно-двигательным аппаратом;
- деформация неба, зубов и языка вызывает речевые затруднения, поэтому речь таких людей может быть непонятной.
При мозаичной форме заболевания таких дефектов может и не быть, поэтому эти детки достаточно хорошо развиваются, их умственное развитие практически не страдает. Для них разрабатывают специальные программы, и здесь большая роль принадлежит родителям. От того, насколько качественно и стабильно они будут заниматься со своим ребенком, зависят его дальнейшие способности и успехи.
Дети с мозаицизмом очень способные к обучению. Они могут посещать обычный садик и школу, и даже преуспевать больше, чем некоторые их здоровые сверстники.
Их возможности, способности и развитие в целом очень разнятся. На форумах мамочки таких детей делятся своими достижениями и по-разному описывают своих малышей с подобным синдромом.
К примеру, одна мама говорит о том, что ее сын, которому уже 8 лет и который страдает мозаичной формой СД, до сих пор не разговаривает. Хотя они проходят реабилитацию в соответствующем центре.
Тогда как другая мама, у которой младший малыш имеет такое заболевание, утверждает, что он ничем не отличается от старшего, даже более находчивый.
Многие дети с мозаичным типом СД сублимируют свои дефектные особенности в невероятные достижения.
Айя Ивамото — девушка с мозаицизмом из Японии, родители которой рассказали о её болезни только на втором курсе института. Она посещала садик, успешно окончила школу и университет. Изучила два языка: английский и французский, и занимается иностранными переводами. Преподает в школах и вузах, принимала участие в международной конференции.
Совместно с мамой издала книгу о путешествии во Францию. Регулярно поддерживает и борется за права людей с синдромом Дауна.
Раймонд Ху – парень с мозаичным синдромом Дауна из США, который рисует картины с помощью старинной китайской техники. Он создает их акварельными красками и тушью на рисовом бумажном полотне.
В группу людей с подобным дефектом входит много актеров. К одной из наиболее известных таких личностей относится актер Пабло Пинеда. Ему досталась главная роль в фильме «Я тоже». Он также является частым гостем в различных телешоу, где освещает проблемы педагогики и развития детей.
Джейми Бауэр, сыгравший в «Американской истории ужасов», Паскаль Дюкенн, Крис Берк — все эти актеры имеют мозаичный синдром Дауна.
Люди с таким диагнозом находят себя в разных сферах жизни. Тим Харрис – владелец ресторана. Рональд Дженкинс – известный музыкант, приручивший синтезатор. Ему нет равных в электронной музыке. Мигель Томасин — популярный барабанщик, участник группы Reynols. Карен Гафнии – девушка, занимающаяся плаванием. Стала первой, кто преодолел дистанцию в 15 км. Вода при этом достигала температуры +15.
Глядя на такие примеры, сложно предугадать, как будет развиваться ребенок с мозаичной формой синдрома Дауна. Ясно одно: чтобы он стал успешным и развитым, нужна кропотливая работа как со стороны ребенка, так и его родителей.
О частоте синдрома Дауна
Изменение возрастной структуры рожениц не привело, как ожидалось, к снижению рождения детей с возрастзависимой патологией и, в частности, с синдромом Дауна. Данное обстоятельство подтверждает более сильное влияние внешнесредовых факторов на частоту рождения детей с синдромом Дауна. Удельный вес рожениц в возрасте 35 лет и старше на протяжении длительного времени остается в пределах 5% от общего числа. Использование данного показателя дает возможность органам управления здравоохранения провести расчет необходимых затрат на организацию инвазивной пренатальной диагностики с целью выявления хромосомных аберраций у плода.
В последнее время для комплексной оценки воздействия факторов внешней среды на человека используют мониторинг врожденных пороков развития. В проводимых исследованиях необходимо учитывать демографические процессы, происходящие в изучаемых популяциях.
За последнее десятилетие рождаемость в стране снизилась почти в 2 раза. Изменение данного показателя, возможно, сопряжено с изменением возраста рожениц, что в свою очередь может привести к изменению частоты возрастзависимой патологии (например, синдром Дауна). Кроме того, известно, что и с увеличением количества родов повышается частота рождения детей с синдромом Дауна.
Исходя из этого мы поставили задачу проанализировать рождаемость в связи с возрастом рожениц в Калужской области за период с 1986 по 1995 г.; за это же время в представленном регионе с помощью корреляционного анализа провести оценку расчетных и популяционных частот синдрома Дауна.
Клинические наблюдения и методы
По данным Калужского комитета государственной статистики, число новорожденных за 10 лет в Калужской области (Обнинск исключен) составило 108 560.
За этот же период по журналам учета приема беременных, рожениц и родильниц — форма 002/у собраны сведения о 70 925 роженицах, данная выборка носила случайный характер. Данные о популяционной частоте синдрома Дауна получены в медико-генетическом кабинете Калужской областной больницы. Более подробно настоящая информация с распределением по годам представлена в табл. 1.
Таблица 1. Демографические показатели и частота синдрома Дауна (на 1000 родившихся) в Калужской области за период с 1986 по 1995 г. | ||||
Год | Число новорожденных | Число рожениц (величина выборки) | Синдром Дауна | |
абс. | частота | |||
1986 | 13 675 | 7 229 | 14 | 1,03 |
1987 | 14 018 | 12 050 | 16 | 1,14 |
1988 | 13 221 | 11 828 | 20 | 1,51 |
1989 | 12 674 | 5 769 | 10 | 0,79 |
1990 | 11 511 | 5 006 | 18 | 1,56 |
1991 | 10 401 | 5 316 | 18 | 1,73 |
1992 | 9 110 | 5 602 | 14 | 1,54 |
1993 | 7 848 | 6 151 | 9 | 1,15 |
1994 | 8 218 | 6 214 | 12 | 1,46 |
1995 | 7 884 | 5 760 | 7 | 0,89 |
Всего | 108 560 | 70 925 | 138 | 1,28 0,32 |
В ходе выявления семей с синдромом Дауна в 80% случаев было проведено медико-генетическое консультирование с цитогенетическим обследованием. Для вычисления расчетных частот были использованы данные риска рождения ребенка с болезнью Дауна для женщин разных возрастных групп, опубликованные Г.И. Лазюком [5].
Корреляционный анализ между расчетными и популяционными частотами синдрома Дауна проводился с помощью электронных таблиц Microsoft Excel.
Результаты исследования и обсуждение
Вследствие того что данные выборок рожениц по возрастам полностью не соответствуют уровню рождаемости, они представлены в процентном соотношении (табл. 2).
Таблица 2. Распределение рожениц в зависимости от возраста (в % от общего числа за год) | ||||||||||
Возраст рожениц, годы | Годы | |||||||||
1986 | 1987 | 1988 | 1989 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | |
≤ 19 | 9 | 11 | 12 | 14 | 16 | 16 | 18 | 18 | 19 | 19 |
20-24 | 39 | 38 | 37 | 42 | 39 | 40 | 40 | 42 | 42 | 43 |
25-29 | 31 | 30 | 29 | 26 | 26 | 24 | 23 | 22 | 21 | 22 |
30-34 | 15 | 16 | 16 | 14 | 14 | 14 | 13 | 13 | 12 | 11 |
35-39 | 5 | 5 | 6 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 |
≥ 40 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Отмечено увеличение удельного веса рожениц в возрасте до 19 лет с 9% в 1986 г. до 19% в 1995 г., а также в возрасте 20-24 лет с 39% в 1986 г. до 43% в 1995 г. В то же время за этот же период снизилось количество рожениц в возрасте 25-29 лет с 31 до 22% и в возрасте 30-34 лет с 15 до 11%. По остальным представленным группам колебания возраста женщин остались незначительными и составили от общего числа суммарно в среднем 5%. Исходя из этой цифры, можно определить средства, необходимые для организации инвазивной пренатальной диагностики у женщин старше 35 лет с целью выявления хромосомных аномалий у плода. Таким образом, можно сделать вывод, что среди рожениц возрос удельный вес первородящих, а процент женщин, имеющих вторые и последующие роды, сократился, что обусловило снижение рождаемости в исследуемой зоне почти в 2 раза. Кроме того, эти данные позволяют предполагать ожидаемое снижение частоты рождения детей с возрастзависимой патологией и в частности с синдромом Дауна.
Чтобы выяснить, насколько демографические изменения смогли повлиять на частоту рождения детей с синдромом Дауна, нами были рассчитаны ожидаемые частоты по формуле: эмпирический риск для женщин разных возрастных групп умноженный на удельный вес каждой возрастной группы.
Полученные расчетные частоты и фактически зарегистрированные частоты синдрома Дауна представлены в табл. 3.
Таблица 3. Сравнительный анализ динамики расчетных и популяционных частот синдрома Дауна | ||
Годы | Расчетные частоты | Популяционные частоты |
1986 | 1,14 | 1,03 |
1987 | 1,16 | 1,14 |
1988 | 1,2 | 1,51 |
1989 | 1,08 | 0,79 |
1990 | 1,08 | 1,56 |
1991 | 1,07 | 1,73 |
1992 | 1,11 | 1,54 |
1993 | 1,11 | 1,15 |
1994 | 1,04 | 1,46 |
1995 | 1,09 | 0,89 |
Среднее значение | 1,108 | 1,28 |
Стандартное отклонение | 0,05 | 0,32 |
r = -0,0754 | ||
Примечание. r — коэффициент корреляции. |
Можно отметить, что изменения популяционной частоты синдрома Дауна во времени носят периодический характер, что, по всей вероятности, обусловлено многофакторностью причин его возникновения. Представленные данные демонстрируют существенную разницу в амплитуде колебаний между ожидаемой частотой и фактической. Коэффициент корреляции (r) равен -0,0754 указывает на слабую связь между популяционными частотами синдрома Дауна и ожидаемыми в зависимости от возраста женщин.
Выводы
- Изменение демографических показателей за последние 10 лет существенно не повлияло на частоту синдрома Дауна, что позволяет думать о более существенном влиянии внешнесредовых факторов на появление данной патологии.
- Удельный вес рожениц в возрасте 35 лет и старше на протяжении длительного времени остается в пределах 5% от общего их числа. Использование данного показателя дает возможность органам управления здравоохранения провести расчет необходимых затрат для организации инвазивной пренатальной диагностики с целью выявления хромосомных аберраций у плода.
КАК ДИАГНОСТИРОВАТЬ БОЛЕЗНЬ
Синдром Дауна можно распознать еще в пренатальном периоде, то есть во время беременности. Что касается его мозаичной формы, то в отдельных случаях его диагностика на данном этапе затрудняется ввиду скудности проявлений и поражении не всех хромосом. В таком случае его раскрывают только после родов.
Выявить заболевание удается несколькими методами:
1.УЗИ-диагностика. Ее проводят каждые 3 месяца беременности. Уже в первом триместре, с 8 по 12 неделю, можно распознать некоторые признаки СД. Например, утолщение воротниковой зоны.
2.Во втором триместре УЗИ покажет дефекты развития ЦНС, органов пищеварения, выделительной системы и слуха, а также сердечные пороки. На третьем УЗИ специалист увидит мелкие аномалии развития.
3.Анализ крови матери. Первый триместр (с 8 по 12 недели) определяет количество веществ, которые продуцирует плод:
- ассоциированный с беременностью плазменный протеин А (РАРР-А);
- хориогонадотропин человека (ХГЧ). Если уровень ХГЧ повышен, а РАРР-А понижен, это может говорить о патологии;
4.Второй триместр (с 18 по 21 неделю) определяет следующие показатели:
- альфа-фетопротеин;
- ХГЧ;
- свободный эстриол.
Подобные исследования не дают 100% гарантии наличия или отсутствия патологии. Если беременная попала в зону риска, то есть перечисленные анализы показали нестандартный результат, женщине проводят инвазивные процедуры. Они позволяют получить материал плода для уточнения диагноза:
- биопсия хориона – процедура дает возможность получить тканевые образцы плода. Ее осуществляют с помощью пункции брюшной стенки, а также через шейку матки специальными щипцами или катетером. Проводят на ранних сроках беременности, в 8—12 недель;
- амниоцентез – осуществляют в период 14—18 недель. Делают пункцию оболочки плода для забора околоплодных вод;
- кордоцентез проводится на поздних сроках вынашивания. Производят забор крови из пуповины.
Данные инвазивные методы являются довольно опасными, так как существует риск разрыва околоплодного пузыря, выкидыша, а также инфицирования матери и ребенка.
Амниоцентез во втором триместре
Но опять что-то пошло не так. Оказывается, всё равно носик имеет отклонение от нормы и направили к генетику.
«Рита, по вашим анализам: у вас есть риск генетического отклонения. Мы вам рекомендуем сделать забор околоплодных вод – амниоцентез. Это достоверный анализ, который определит точное количество хромосом у вашего малыша. У нас много случаев было, когда все скрининги были идеальными, а в результате рождались малыши с синдромом. Сделайте амниоцентез и будете спокойны, что носите точно здорового малыша. Даю вам неделю на принятие решения».
Опять вышла, как в воду опущенная, а вдруг и правда ребёнок с отклонениями? А готова ли я к такому ребёнку? Риск выкидыша после амниоцентеза – около 2%. За сутки мы с мужем приняли решение: мы не сможем до самых родов жить в неведении.
Процедуру назначили на следующий день. Дали таблетки валерьяны, чтобы я успокоилась, и сказали 10 минут посидеть успокоиться перед проколом. Положили на кушетку, подключили аппарат ультразвуковой диагностики и большим шприцом искали место введения иглы, чтобы не задеть малыша. Прокола я не ощутила, но ребёнок начал разносить живот. Вся процедура заняла не больше 5 минут.
Чтобы предотвратить ухудшение состояния обоих, я находилась под наблюдением врачей полчаса. Болей в течение дня никаких я не чувствовала, а вот тонус у матки был длительный. В течение пару дней мне рекомендовали пить валерьянку и никаких стрессов, чтобы избежать выкидыша.
ПОМОГИ СВОЕМУ РЕБЕНКУ
Мозаичный вариант СД, несмотря на более легкое течение, требует постоянной работы с такими детьми. К сожалению, окончательно избавиться от патологии невозможно, но с помощью многопрофильной терапии можно помочь ребенку лучше адаптироваться к социуму и не чувствовать себя обделенным.
Очень важно для детей с синдромом Дауна проводить массаж и лечебную физкультуру. Они позволят повысить тонус мышц и укрепить их, устранят контрактуры, стабилизируют работу суставов и всего опорно-двигательного аппарата.
Массаж показан с 2 недель рождения. Но не все приемы позволительно использовать в этом возрасте. Разминание не применяется детям до 3 месяцев. Если у малыша есть проблемы с сердцем, следует проконсультироваться с врачом по поводу массажных приемов.
Из методов ЛФК обязательно используйте упражнения на мяче. Благодаря им происходит развитие двигательных рефлексов и координации.
Показаны для детей с СД занятия плаванием. Оно выполняет функцию гидромассажа.
Особо выделяют такие методы лечения, как иппотерапия и дельфинотерапия.
Иппотерапия – это терапевтическое воздействие, достигаемое при общении с лошадьми. Такой метод обеспечивает:
- развитие равновесия и внимания;
- придает уверенности в себе;
- тепло, которое исходит от лошади, успокаивает ребенка и дает ему чувство защищенности.
Это отличный метод, позволяющий уравновесить нервную систему людей с любым типом синдрома Дауна. Но он требует выполнения некоторых условий:
- Важно, чтобы лошадь была большая, а не пони. Они чрезмерно суетливы.
- Перед тем как сесть на лошадь, с ней нужно установить контакт: поговорить, покормить, погладить.
- Животное должно быть без седла и подков.
- Не рекомендуется кататься по асфальту.
Дельфинотерапия обеспечивает расслабление и улучшение настроения, придает уверенности в себе, помогает приобрести навыки общения. Этот метод также стимулирует физическое развитие. Ультразвук, который выделяют дельфины, восстанавливает нормальные биотоки.
К другим способам терапии относят:
- назначение медикаментозных средств — гормоны, психостимуляторы, нейрометаболиты, витаминные комплексы;
- консультации психолога и психотерапевта;
- диетотерапия — нередко такие больные страдают ожирением, которое способно приводить к другим патологиям. Поэтому следует соблюдать систему правильного питания, чтобы предотвратить чрезмерный набор веса;
- постоянное наблюдение у узких специалистов.
Прогноз и профилактика синдрома Дауна
Возможности обучаемости и социализации лиц с синдромом Дауна различны; они во многом зависят от интеллектуальных способностей детей и от усилий, прилагаемых родителями и педагогами. В большинстве случаев детям удается привить минимальные бытовые и коммуникационные навыки, необходимые в повседневной жизни. Вместе с тем, известны случаи успехов таких пациентов в области изобразительного искусства, актерского мастерства, спорта, а также получения высшего образования. Взрослые с синдромом Дауна могут вести самостоятельную жизнь, овладевать несложными профессиями, создавать семьи. О профилактике синдрома Дауна можно говорить только с позиции уменьшения возможных рисков, поскольку вероятность рождения больного ребенка существует в любой паре. Акушеры-гинекологи советуют женщинам не откладывать беременность на поздний возраст. Прогнозировать рождение ребенка с синдромом Дауна призвано помочь генетическое консультирование семей и система пренатального скрининга.
ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Обучение людей с синдромом Дауна – очень благодарное дело. Каждое достижение приносит им чрезвычайно много радости. Они с большим энтузиазмом подходят к этому процессу, прилагая немало усилий.
С самого раннего возраста люди с СД требуют пристального внимания и тщательной работы с ними. Дети с мозаичной формой по своему развитию приближены к норме, но все-таки имеют некоторые особенности, которые нужно корректировать.
Следует понимать, что мышление у таких детей немного иное. Оно более инертное, нередко такому малышу сложно сконцентрироваться, ему не хватает усидчивости. Поэтому к процессу их обучения нужно подходить творчески, лучше в игровой форме.
Новую информацию им следует преподносить короткими фразами, повторяя их по несколько раз, так как кратковременная память развита недостаточно. Но главное, делать это интересно и увлекательно. Учитывайте, что такие ученики быстрее других утомляются, поэтому следует делать перерывы в процессе занятий, чередовать умственную деятельность с физической.
Проблемы со слухом и зрением также снижают способность воспринимать информацию, замедляют учебный процесс. Это также следует учитывать, и подстраивать занятия под эти особенности.
Следует обращать внимание на развитие образного и абстрактного мышления: разъяснение утверждений и понятий, предъявление доказательств, расположение предметов в пространстве, их классификация и т.д.
Речь у детей с СД может быть неразборчивой и скудной. Это проблема требует занятий с логопедом. Это позволит правильно поставить речь и сделать ее более доступной для понимания.
Важно развивать моторику, ведь она дает возможность детям обслуживать себя в быту. Мышечная слабость снижает способность манипулировать ладонью и пальцами. Их следует разрабатывать. Например, можно использовать упражнение, при котором кисть фиксируется на поверхности стола на ребре ладони. При этом рисование выполняется 3 пальцами, исключая мизинец и безымянный.
Разрабатывать кисти можно с помощью различных приемов:
- сжимать кулаки, имитировать пинцетный захват и в виде щепотки. Поочередно дотрагиваться всеми пальцами руки до большого пальца;
- рисование, в том числе пальчиковое, в разных плоскостях — в строго горизонтальной или вертикальной, под острым или тупым углом;
- лепка из любого материала — пластилин, глина, тесто;
- играть в ладушки;
- разрыв газеты;
- перелистывание страниц книги;
- использование подручных средств — раскладывать пуговицы по разным категориям, собирать их на нитке, изготавливать украшения. Можно сортировать и пересыпать крупы. Но здесь важна умеренность, чтобы не утомить маленького ученика. Применимы также манипуляции с банками и крышками;
- складывание мозаики и пазл. Но следует подбирать подходящие для возраста ребенка объекты, чтобы он мог самостоятельно их собрать;
- работа с ножницами, выкладывание аппликаций. Создание выкроек;
- обучайте малыша самостоятельно одеваться, совладать со шнурками, молнией, пуговицами. Можно тренировать его с помощью куклы.
Занимаясь с детьми подобным образом, можно не только обучить их физическим навыкам — это обеспечивает непосредственное общение с малышом, стимулирует его психическое и умственное развитие.
Существуют специальные методики, которые дают направление в обучении детей-даунов:
- Метод Зайцева. Автор разработал специальные кубики, таблицы и музыкальное сопровождение, которые призваны обучать навыкам чтения. Это, в свою очередь, влияет на качество письма в дальнейшем и сглаживает интеллектуальные проблемы.
- Методика Монтессори. Его суть – создать обстановку, в которой малыш будет заниматься по собственному желанию. Он сам выбирает себе род занятий из предложенного ассортимента. Как правило, обучение ведется в игровой форме.
- Метод Никитиных — легкость и свобода в обучении, непринужденная обстановка. Упор делается на физическом развитии и закаливании. Все игровые принадлежности должны иметь обучающую основу.
- Методика Глена Домана — начинать обучение с самого раннего возраста. Уже с 1 года жизни развивать речь, преподавать основы счета и чтения.
- Методика Сесиль Лупан — преподносить информацию ребенку так, чтобы заинтересовать его, чтобы он сам стремился к обучению. Для этого постоянно предлагать что-то новое, постепенно стимулируя его и самому расширять свои познания. Главные критерии – любознательность и самостоятельность.
Очень важны коллективные занятия, при которых дети тянутся и ориентируются друг на друга.