Синдром Ретта, что это такое? Причины и лечение
Синдром Ретта – прогрессирующее дегенеративное заболевание центральной нервной системы, названное по имени ученого, который впервые описал эту патологию.
Диагностируется синдром в течение первых 2-х лет жизни ребенка, причем возникает он обычно у детей при нормально протекающей беременности, родах и полноценном развитии в первые месяцы жизни (иногда до 1,5 лет). Затем происходит остановка развития и регресс всех форм психической деятельности, что сопровождается возникновением аутизма, моторной стереотипии, прогрессирующего моторного снижения. В последующем это заболевание приводит к инвалидности и даже к смерти.
Основными проявлениями болезни являются обратное развитие уже приобретенных двигательных и речевых навыков в возрасте от 1,5 до 3-4 лет, повторяющиеся стереотипные и неконтролируемые движения рук, умственная отсталость.
Что это такое?
Синдром Ретта — психоневрологическое наследственное заболевание, встречается почти исключительно у девочек с частотой 1:10000 — 1:15000, является причиной тяжёлой умственной отсталости у девочек.
Впервые болезнь была описана австрийским неврологом Андреасом Реттом (нем. Andreas Rett) в 1966 году. Развитие ребёнка до 6 — 18 месяцев протекает нормально, но потом у девочки начинают пропадать приобретённые речевые, двигательные и предметно-ролевые навыки.
Характерным для данного состояния являются стереотипные, однообразные движения рук, их потирание, заламывание, при этом не носящие целенаправленного характера. Речь затрудняется, ответы становятся однообразными или эхолалическими, временами речь совсем пропадает (мутизм).
Диагностика синдрома Ретта
Диагностика синдрома Ретта проводится на основании изучения анамнеза болезни ребёнка, его настоящего состояния, а также дополнительных инструментальных методов и молекулярно-генетических анализов.
Существуют диагностические критерии, которые разделены на три группы: обязательные, второстепенные и исключающие.
К первой группе относят клинические проявления, свидетельствующие о классической форме заболевания. Обязательно наличие перечисленных ниже признаков:
- беременность, роды и послеродовый период протекали без осложнений;
- до 6 – 18 месяцев развитие ребёнка соответствовало возрасту;
- при рождении окружность головы была в норме, а в период от 5 месяцев до 4 лет началось замедление её роста;
- в период с полугода до двух с половиной лет нарушение произвольных движений рук;
- грубое нарушение речи, выраженная задержка психомоторного развития;
- расстройство походки и координации движений в возрасте 1 – 4 лет.
К дополнительным (второстепенным) признакам относят следующие:
- искривление позвоночника;
- судорожные припадки;
- дыхательные нарушения;
- задержка роста.
Исключающие критерии помогают отличить синдром Ретта у детей от других неврологических патологий:
- врождённая микроцефалия;
- внутриутробная задержка роста, а также другие аномалии развития;
- черепно-мозговые травмы;
- перинатальное повреждение головного мозга;
- нейроинфекции.
Синдром Ретта исключается в том случае, если есть хоть один такой признак.
Иногда набор клинических проявлений не совсем соответствует классическому течению заболевания. Тогда его расценивают как атипичную или неполную форму. При осмотре больных с данным синдромом отмечается уменьшение окружности головы, отставание в росте и его остановка, отсутствие речи. Дополнительно используют инструментальные методы исследования.
Компьютерная или магнитно-резонансная томография (КТ или МРТ) головного мозга: с их помощью изучают структуры мозга, а также наличие патологических нарушений. При данном заболевании выявляется нечёткая дифференциация белого и серого вещества, уменьшение размеров органа, уменьшение складчатости коры больших полушарий. Кроме того, обнаруживаются экстрапирамидные расстройства (нарушение речи, координации движений и др.) и признаки отсутствия развития головного мозга.
Электроэнцефалография (ЭЭГ) позволяет исследовать биоэлектрическую активность головного мозга. Она подтверждает её снижение и резко ослабленную реакцию на внешние раздражители.
Электрокардиография (ЭКГ), эхокардиография (ЭхоКГ) свидетельствуют о наличии патологии сердца. Могут наблюдаться учащённый пульс, нарушения ритма, хроническая сердечная недостаточность.
Ультразвуковое исследование (УЗИ) органов брюшной полости – примерно у 20 – 30% больных обнаруживается недоразвитие селезёнки или печени. Электронейромиография: при её помощи изучают проведение нервных импульсов к мышцам, суставам и др. Наиболее точную информацию дают методы современной генетики. Такое подтверждение синдрома возможно и в рамках пренатальной (дородовой) диагностики генетических заболеваний.
Также необходима дифференциальная диагностика синдрома Ретта с аутизмом из-за сходства этих двух заболеваний:
Симптомы | Синдром Ретта | Аутизм |
Появление первых признаков | Не возникают до полугода и могут появляться через год-два после рождения | Появляются до полугода |
Двигательная активность | Отмечается скованность движений | Движения плавные, своеобразная и манерная походка. |
Ритуалы с предметами (регулярное стремление по определённым признакам систематизировать предметы) | Отсутствуют при этой патологии | Характерный призрак аутизма |
Эпилептические приступы | Выявляются в большинстве случаев, движения в момент припадка имеют высокую частоту | Наблюдаются достаточно редко, движения в момент припадка имеют низкую частоту |
Нарушения дыхания, замедленное физическое развитие | Присутствуют | Отсутствуют |
Стереотипии | Руки двигаются по средней линии туловища, движения при этом ритмичные и однообразные | Руки двигаются иначе, а движения отличаются сложностью |
Причины возникновения
В 90-х годах существовала гипотеза о том, что синдром Ретта – это определённое нарушение, которое связано с генными мутациями, локализующимися в Х-хромосоме; обусловленное доминантным признаком и у мальчиков не может совмещаться с жизнью. В дальнейшем подтвердилась передача гена-мутанта Х-хромосомой отца тем, что это наследственная патология очень редко может встретиться у мальчиков, так как они получают от отца Y-хромосому. Именно поэтому при семейном типе наследования синдрома Ретта, мальчики в таких семьях рождаются практически здоровыми.
В настоящее время существуют подтверждения о наследственной природе заболевания. Генетическую причину возникновения синдрома Ретта связывают с изменённой Х-хромосомой и мутациями, которые происходят в генах, регулирующих процесс репликации. В данном случае происходит дефицит некоторых белков, которые регулируют этот рост, а также нарушается холинергическая их функция.
Для синдрома Ретта была выдвинута гипотеза о прерванном развитии, для которого характерен дефицит нейротрофических факторов. Таким образом, поражаются базальные ганглии, нижние моторные нейроны, вовлекается спинной мозг и гипоталамус. Анализируя морфологические изменения, учёные пришли к выводу, что происходят замедления в развитии мозга с самого рождения, который полностью останавливается в росте к четырём годам. А также у таких детей отмечается замедление в росте тела и некоторых соматических органов.
Дети с синдромом Ретта
У семьи есть путь жизни
Семье, дестабилизированной и травмированной поставленным ребенку диагнозом, может также понадобиться время, чтобы изменить свои установки, обусловленные чрезвычайно болезненным опытом: ведь нарушение накладывает отпечаток как на самого человека с синдромом Ретта, так и на его окружение.
Объявление диагноза: особенно важный период
Объявление диагноза не проходит для семьи бесследно.
Диагноз иногда порождает в сознании родителей парадоксальные эффекты: он может способствовать обретению ими уверенности как реакции на тревогу, вызванную развитием у ребенка различных двигательных и поведенческих нарушений, наблюдаемым в течение некоторого времени, или, наоборот, привести к резкому упадку сил от осознания того, что́ этот диагноз означает для будущего их ребенка.
Упадок сил сопровождается тревогой перед неизвестностью. Часто в душе родителей возникает множество противоречивых чувств: ощущение собственной вины, гнев, желание, чтобы все прекратилось, грусть, тревога, любовь, нежность, радость, сочувствие, надежда и т.д.
После объявления диагноза необходимо проявить самообладание и следить за тем, чтобы интенсивность и противоречивость этих чувств не оказали отрицательного влияния на ребенка с синдромом Ретта, а также на его братьев, сестер и на самих родителей. Важно, чтобы каждый член семьи смог определить для себя необходимую дистанцию по отношению к деструктивным и мощным аффектам (чувство вины, гнев, депрессия, отрицание и т.д.). Существет риск того, что каждый замкнется в своих переживаниях. Этот момент является испытанием для всех, каждый переживает его, проявляя свои сильные или слабые стороны.
Родителям необходимо говорить на эту тему между собой и с другими
Некоторые супруги, бессознательно желая уберечь друг друга, не хотят или не могут говорить друг другу о том, что чувствуют. Подобное отсутствие коммуникации может пагубно сказаться как на их отношениях между собой, так и на семейных отношениях в целом (например, появляется нежелание встречаться со своими родителями). Некоторым со временем удается извлечь силы из этого жизненного опыта.
Другие члены семьи (бабушки и дедушки, дяди и тети и др.) также оказываются затронутыми подобными эмоциональными реакциями. Они зачастую не позволяют себе выражать свои чувства из-за стыда перед страданиями родителей ребенка.
Реакции каждого члена семьи очень индивидуальны — это и отдаление, взаимопомощь, конфликты, молчание, подавленность, активная поддержка, доброжелательное внимание. Индивидуальные реакции сильно варьируются и зависят от того, имелся ли у человека опыт встречи с болезнью и инвалидностью, от информированности о типе патологии и способах преодоления ее последствий (например, уход за больным эпилепсией), а также от тех отношений, которые уже сложились между родителями и ребенком, и от установок родителей ребенка друг по отношению к другу (потребность изолироваться, беречь друг друга, делиться друг с другом и т.п.).
Братья и сестры задаются важными жизненными вопросами
Братья и сестры также задают себе вопросы, и им нужна поддержка в поиске ответов на эти вопросы. «Почему она, а не я?», «Почему мои родители так несчастны?», «Будут ли у меня или моих детей такие же проблемы?», «Есть ли в этом моя вина?», «Почему мне трудно пригласить своих друзей к себе домой?», «Я должен буду ухаживать за ней и в будущем?» Вопросы и опыт братьев и сестер особого ребенка также зависят, как и в любой семье, от личности каждого, от их возраста и положения в семье, от их чувств, эмоциональной зрелости и особенно — от того, как этот опыт переживается родителями, семьей, друзьями. Сравнение ребенка с «особенной» сестрой усложняет процесс его самоопределения, а чувство вины может привести к тому, что ребенок не захочет развиваться, чтобы не создавать разрыв между своими навыками и навыками сестры. Однако единственного сценария в этой ситуации не существует — каждый реагирует по-своему. Есть дети, которые, наоборот, ощущают необходимость компенсировать те нарушения, которые они видят у своей сестры, и полностью посвятить себя учебе или спорту, тем самым словно залечивая свою и родительскую рану. Некоторые переживают эту ситуацию без таких страданий, которые приводят к изменению жизненных установок, особенности близких переживаются ими легко.
Часто у братьев и сестер возникает необходимость поговорить обо всех этих вопросах: об инвалидности, о различиях, о тревогах и страхах, о том, чего, на их взгляд, ждут от них родители.
В этом важном и деликатном разговоре необходимо учитывать все вопросы, которые возникают у каждого ребенка, но не опережать их. Нужно быть внимательным к сигналам о том, что такой разговор необходим: молчание, застенчивость, заторможенность, отказ от помощи своей сестре или, наоборот, чрезмерная ее опека, агрессивность, ревность, регресс, энурез, имитация поведения сестры, депрессия, компенсаторные установки (например, чрезмерная старательность в школе), трудности в школе и т.д.
Обращение к помощи специалиста (психолога, семейного психотерапевта) может быть необходимо для развития семейных отношений. Практика терапевтических встреч позволяет каждому члену семьи прямо высказать все, что он думает и чувствует, в атмосфере защищенности и уважения к жизненному опыту каждого и при условии соблюдения конфиденциальности.
Поля
Необходимо искать семейное и личное равновесие
Перед родителями стоит нелегкая задача — достичь правильного равновесия, в котором должны тонко сочетаться потребности девочки, их собственные потребности как пары, а также потребности других детей в семье. Как мы отмечали выше, некоторые родители не признают нарушений у собственного ребенка и пытаются полностью выложиться, стараясь сделать для него все возможное. Есть и такие родители, которые кажутся заторможенными, обескураженными объявлением диагноза, застывшими в своей позиции тотального служения ребенку.
Существуют и другие способы защиты от невыразимой боли.
В любом случае, людей нельзя осуждать за это, так как защищаться от того, что невозможно принять, — совершенно нормально. Каждый справляется с этим, как может.
Какой родитель не желает блага своему ребенку, не хочет, чтобы он стал самостоятельным и обрел друзей, свою семейную и профессиональную жизнь, которая соответствовала бы его стремлениям? Объявление диагноза ставит под сомнение подобные надежды, и родители поневоле оказываются лицом к лицу с этой проблемой. Таким образом возникает противоречие между их сознательными и бессознательными желаниями и реальностью.
Этот путь требует времени
Создание новых ориентиров, выстраивание новых планов на будущее, новых надежд, удивление от открытия новых неожиданных возможностей у себя или у своего ребенка — все это требует времени. Оно необходимо, чтобы, ежедневно сталкиваясь с необходимостью борьбы и значительной мобилизации усилий, которой требует ребенок, а также думая о его будущем, о взрослой жизни или об отношении к нему окружающих, осознать относительность происходящего.
Семьи часто говорят о том, что взгляды, с которыми им приходилось сталкиваться в своем социальном окружении, были «невыносимыми». Эти взгляды, по их мнению, выражали смущение, жалость, равнодушие, страх, любопытство. Эти взгляды ранили их, вызывали у них ощущение того, что они отвергнуты обществом. Людям, которые так на них смотрели, родители отвечали тем же.
Некоторые родители указывают и на влияние их собственного отношения к патологии, которое как бы передается окружающим: «Благодаря осознанию того, что напряжение в общении исходит и от нас тоже, мы вырабатываем более дистантную модель поведения и справляемся с негативными проявлениями со стороны окружающих».
Согласие и готовность к необходимым расставаниям
Этот путь очень труден для родителей из-за противоречивости внутренних ощущений, из-за отношения социального окружения к таким детям, но более всего — из-за постоянной необходимости решать вопросы, которые пугают неоднозначностью или парадоксальностью ответов.
Например, один из таких парадоксов — нужно научиться внутренне отделяться от своего ребенка, чтобы помочь ему достичь большей психологической независимости, повзрослеть, и в то же время — продолжать удовлетворять его базовые потребности, проистекающие из недостатка его автономии (так, как это делалось бы при уходе за совсем маленьким ребенком). Тем не менее, несмотря на такую парадоксальную реальность, необходимо видеть, что ребенок взрослеет, даже если его эмоциональные реакции соответствуют более юному возрасту и его по-прежнему необходимо кормить, купать и т.д. Каждый человек должен достичь психологической независимости, и происходит это благодаря внутреннему «расставанию» с первыми объектами своей любви — родителями.
Это расставание происходит на психологическом уровне, а не на физическом. Реальная жизнь продолжает включать в себя все те заботы, которые связаны с присутствием в семье особого ребенка и которые ежедневно необходимы.
Психологическое расставание необходимо для того, чтобы позволить ребенку повзрослеть (при сохранении всех моделей сопровождения); для того, чтобы позволить ему установить близкие отношения с другими людьми, «потому что родители не всегда будут рядом и потому что ребенок имеет право встречать в жизни и других людей».
Психологическое расставание необходимо и для родителей — для того, чтобы в их жизни оставалось место и для супруга (супруги) и для других детей, чтобы жизнь семейной пары и семьи в целом не фиксировалась на одном-единственном человеке, чтобы каждый мог, согласно собственному статусу, занять свое место и вносить свой вклад в общую динамику семьи.
Следовательно, нужно так организовать повседневную жизнь, чтобы в ней учитывались желания и особые потребности ребенка с синдромом Ретта, его братьев и сестер (необходимо время на различные специфические занятия с детьми), всех членов семьи, но особенно — потребности и желания самой семейной пары.
Каждый член семьи выбирает собственный путь и накапливает свой субъективный опыт переживания того факта, что он является родителем, братом или сестрой человека с множественными нарушениями.
Индивидуальный путь каждого члена семьи помогает ему занять по отношению к ребенку с синдромом Ретта ту уникальную и правильную позицию, которая может оказать существенное влияние на внутрисемейные отношения и на его собственное отношение к окружающему миру.
Родители и специалисты: необходимость сотрудничества
Трудно переоценить психологический и физический вклад, которые родители вносят в развитие собственного ребенка, важность поддержки, которая оказывается семьей, друзьями, общественными организациями, государством, важность сотрудничества между специалистами, сопровождающими ребенка (медиками, работниками парамедицинских специальностей, педагогами).
Ребенку с нарушениями развития необходима всесторонняя поддержка, которая базируется на взаимном уважении, общении и доверии.
Слова многих родителей свидетельствуют о том, что страдания их велики, но присутствие ребенка с синдромом Ретта обогащает их жизнь. Сомнения, горе, упадок духа соседствуют с надеждой, силой, радостью и смирением.
Стадии развития
Синдром Ретта формируется в течение длительного времени, поэтому заболевание принято подразделять на несколько стадий в зависимости от ухудшения состояния больного:
- Стагнация — временное приостановление болезни, при которой не происходит нарастания симптомов. Длится от 6-18 месяцев и более. Ребенок теряет интерес к окружающим событиям, заметна гипотония мышц, замедление роста головы и конечностей.
- Ухудшение состояния. Стадия длится от 1 года до 3-4 лет. Если ребенок овладел навыками речи, передвижения, они постепенно исчезают. Появляются стереотипные манипуляции руками, нарушения со стороны легочной системы (гипервентилляция, одышка, внезапная остановка дыхания), дискоординация движений, немотивированное беспокойство. Уже на 2 стадии появляются судорожные припадки, лечение которых не является результативным.
- Относительная стабильность, эта стадия может продолжаться вплоть до раннего школьного возраста. Отмечается умственная недостаточность, судороги, малая прибавка веса, нарушение эмоционального контакта с окружающими. Эпилептические припадки сменяются заторможенностью нервной системы.
- Завершающая стадия характеризуется снижением частоты судорог, зато появляется кахексия, сколиоз, выраженные нарушения со стороны дыхания. Возможна несостоятельность передвижения, определяют низкий рост конечностей и малую окружность головы.
Характерные симптомы, присущие той или иной стадии, не являются на сто процентов условными и могут варьироваться в зависимости от скоротечности болезни и индивидуальных клинических случаев.
Стадии развития синдрома Ретта
На стадии болезнь распределяется достаточно условно, так как не существует четких границ в этапах развития патологии. Специалисты выделяют четыре переломных стадии прогрессирования заболевания:
- Наблюдается у малышей в возрасте от 6 месяцев до 1,5 лет. Сопровождается уменьшением интереса к людям и играм, а также замедлением психологического и физического развития.
- Начинается в возрасте от 1 года и длится приблизительно до 3 лет. Характеризуется стремительным регрессом всех приобретенных навыков и умений, нарастанием приступов беспокойства и нарушением сна. Возникают стереотипные движения рук, теряется способность координировать свои действия и ходить. Девочка больше не взаимодействует с окружающими и практически и не двигается.
- Продолжается от 2 до 10 лет. Отличается стабилизацией состояния ребенка, а также минимизацией приступов беспокойства и раздражительности. Девочка учится пользоваться своими руками, находит зрительный контакт. В некоторых случаях данная стадия не переходит в следующую и длится всю жизнь.
- Развивается у девочек старше 10 лет. Характеризуется прогрессированием нарушений моторики, ростом мышечной атрофии. При распаде физиологических навыков и умений могут сохраняться эмоциональные предпочтения и привязанности человека.
Симптомы синдрома Ретта
Отдельно следует акцентировать внимание на основных симптомах, по которым определяется синдром Ретта, поскольку в медицинской практике были известны случаи, когда из-за неверной трактовки признаков болезни ставился совершенно другой диагноз, что приводило в итоге к быстрому летальному исходу.
Синдром Ретта определяется по таким критериям:
- Ярко выраженная микроцефалия. В период после рождения у ребенка наблюдается нормальное соотношение размера головы с туловищем. Постепенно рост головы замедляется, что вызвано уменьшением размеров головного мозга.
- Развивающийся сколиоз. Нарушения позвоночного отдела характерны для всех детей, страдающих данным недугом. Причиной искривления спины является дистония мышц.
- Ментальное развитие. Синдром Ретта характеризуется глубокой умственной отсталостью и отсутствием насыщенной познавательной деятельности, которая обычно присутствует у всех маленьких детей. Многие пациенты поначалу приобретают навыки говорения и восприятия окружающего мира, однако со временем полностью их теряют. У ребенка заметно отсутствие любого экспрессивного или импрессивного общения с окружением. Для определения нарушений в ментальном развитии специалисты используют стандартизированные психологические тесты.
- Специфические движения рук. У детей пропадают навыки держания каких-либо предметов, будь то игрушка или бутылочка с молоком. При этом возникают монотонные движения рук, напоминающие мытье под краном, а также характеризующиеся сжиманием, перебиранием пальцев, хлопками на уровне груди, лица и за спиной. Также пациент может сосать или покусывать руки, хаотично ударять себя ими по разным частям тела.
- Судорожные припадки. Практически в 80% случаев девочки страдают от эпилептических припадков, которые также сопровождаются парциальными приступами, дроп-атаками, тонико-клоническим типом припадка. Синдром Ретта характеризуется такими признаками формирования предприпадочного состояния: тремор, затрудненность дыхания, резкие движения, направленность взгляда в одну точку с полным при этом онемением тела. Данные симптомы нередко лечатся антиконвульсантами, однако подобные препараты не дают никакого положительного эффекта, поскольку перечисленные признаки не относятся к группе судорожных заболеваний, а представляют собой лишь синдром Ретта.
- Нейрохимические симптомы. Во время исследования пациентов, скончавшихся на тяжелой стадии синдрома Ретта, ученые определили, что размеры их мозга были меньше нормы на 12% или 24%, в зависимости от возрастной группы, в которой находился пациент. В мозжечке, коре полушарий головного мозга и спинальных ганглиях наблюдался дефицит нейронов и глиоз, а также пониженный уровень пигментации. Согласно морфологическим исследованиям к четырем годам у людей, страдающих синдромом Ретта, диагностировалась полная остановка развития мозга и замедление роста других органов и частей тела.
Синдром Ретта
Этиология и патогенез синдрома Ретта достаточно сложны и обусловлены взаимодействием различных генов и их влиянием на развитие головного мозга человека. Первопричиной заболевания является нонсенс-мутация (по некоторым данным, к аналогичным нарушениям приводят и миссенс-мутации) гена MECP2, локализованного на Х-хромосоме, в результате чего его экспрессия полностью прекращается. Он кодирует специфический протеин под названием метил-CpG-связывающий белок 2, участвующий в регуляции транскрипции определенных участков ДНК. Данный белок содержит два домена, один из которых способствует его присоединению к метилированным участкам хромосом (которые расположены вблизи генов, регулирующих развитие головного мозга), а второй выступает как репрессор транскрипции. Причина синдрома Ретта как раз и заключается в отсутствии ингибирования некоторых генов, что приводит к нарушению формирования нервной ткани.
При этом синдром Ретта нельзя рассматривать как нейродегенеративное заболевание, так как при нем не наблюдается разрушения нейронов или нейроглии. Гистологические исследования тканей головного мозга больных выявляют нарушение ультраструктуры нервных клеток – уменьшение размеров, изменение количества дендритов, затрудненное образование нервных тканей. Объем нейроглии при синдроме Ретта снижен, в результате этого на макроскопическом уровне размер головного мозга тоже уменьшается на 20-30% по сравнению с возрастной нормой. Одной из причин вышеперечисленных процессов является отсутствие торможения выделения фермента GAD67 (ингибирование гена этого энзима осуществляется метил-CpG-связывающим белком 2), что, в свою очередь, приводит к увеличению концентрации тормозных трансмиттеров из группы ГАМК. В результате этого у больных синдромом Ретта наблюдается значительное превалирование процессов торможения в головном мозге, что отражается не только на физиологии центральной нервной системы, но и на ее морфологическом строении.
Врачами-генетиками было установлено, что полное отсутствие в геноме нормального гена MECP2 в подавляющем большинстве случаев является летальным состоянием и нередко приводит к внутриутробной смерти плода. Такое состояние имеет место у мальчиков (по причине наличия только одной Х-хромосомы) или у девочек-гомозигот, что встречается крайне редко. Из-за этого в половом распределении синдрома Ретта наблюдается абсолютное превалирование больных женского пола. Мутации гена MECP2 в большинстве случаев являются спонтанными или герминативными – предположительно, 70% случаев этого заболевания обусловлено генетическим дефектом Х-хромосомы в половых клетках отца. Дефекты этого гена приводят и другим патологиям центральной нервной системы – варианту Запела, синдрому Луба (Х-сцепленная умственная отсталость у мальчиков), врожденной энцефалопатии. Некоторые исследователи относят эти состояния к атипичным формам синдрома Ретта.
Диагностика
Консультация психиатра начинается со сбора анамнеза. Во время беседы с родителями специалист выясняет:
- нормально ли протекали беременность и роды;
- как развивался ребёнок на протяжении первых 6–18 месяцев;
- какова динамика роста головы;
- когда ребёнок начал терять приобретённые навыки;
- имеются ли у пациента стереотипные движения рук, судорожные припадки, нарушения речи, дыхания, походки и координации, задержка психомоторного развития.
Для точной диагностики врач часто назначает дополнительные обследования:
- ЭЭГ (электроэнцефалограмма), измеряющая биоэлектрическую активность головного мозга (медленный фоновый ритм — свидетельство мутации в Х-хромосоме);
- КТ головного мозга, позволяющее обнаружить изменения, указывающие на прекращение развития мозга;
- УЗИ внутренних органов, дающее понятие о степени их развития.
При отсутствии данных обследований синдром Ретта можно спутать с аутизмом. Для обоих этих состояний характерны:
- снижение способности к обучению;
- потеря речи;
- отсутствие контроля за тазовыми органами;
- уход от внешнего мира;
- отсутствие зрительного контакта;
- нежелание идти на эмоциональный и социальный контакт;
- нарушение чувствительности тела;
- беспричинные крики и плач.
Отличить одно заболевание от другого можно с помощью дифференциальной диагностики, разработанной в 1988 году на Международной конференции по синдрому Ретта.
Данные дифференциальной медицинской диагностики:
Описание симптома | Проявление при синдроме Ретта | Проявление при раннем аутизме |
Замедленный рост кистей рук, стоп и головы | Характерный признак синдрома Ретта | Признак отсутствует |
Отставание в развитии в возрасте от шести месяцев до года | Не проявляется | Часто наблюдается |
Дыхательные расстройства | Часто наблюдаются | Не проявляются |
Стереотипные движения рук | Повторяющиеся однообразные движения рук в области пояса | Разнообразные и сложные движения, не ограниченные зоной пояса |
Эпилептические припадки | Часто повторяются | Редко проявляются |
Координация движений | Прогрессирует нарушение координации, переходящее в полную неподвижность | Движения и походка почти нормальные, но кажутся манерными |
Используя дифференциальную диагностику, отличить аутизм от синдрома Ретта могут не только врачи, но и сами родители.
Методы диагностики
Диагностика синдрома Ретта основывается на наблюдаемой клинической картине. При появлении первых подозрений, чтобы подтвердить диагноз и назначить адекватное лечение, детей направляют на аппаратное обследование:
- Проводят анализ головного мозга с помощью компьютерной томографии. По показателям КТ обнаруживаются нейроморфологические изменения, которые свидетельствуют об остановке развития мозга.
- Измеряют биоэлектрическую активность мозга электроэнцефалограммой (ЭЭГ). О наличии мутаций Х-хромосомы свидетельствует медленный фоновый ритм.
- При синдроме Ретта анализ результатов УЗИ может констатировать патологическую неразвитость некоторых внутренних органов, например, печени.
Синдром Ретта, на его первых стадиях иногда сравнивают с аутизмом. В обоих случаях дети отличаются умственной отсталостью и «потерей связи» с внешним миром. Однако есть ряд отличий, позволяющих идентифицировать два совершенно разных заболевания.
Данные дифференциальной медицинской диагностики:
№ | Описание симптома | Наличие и проявление признака при синдроме Ретта | Наличие и проявление признака при раннем детском аутизме |
1 | Отставание в развитии в возрасте от шести месяцев до года | Не проявляется | Часто наблюдается |
2 | Стереотипные движения рук | Повторяющиеся однообразные движения рук в области пояса | Разнообразные и сложные движения, не ограниченные зоной пояса |
3 | Стереотипные манипуляции с предметами | Не наблюдаются | Характерны для недуга, постоянно повторяются |
4 | Координация движений | Прогрессирует нарушение координации, переходящее в полную неподвижность | Движения и походка почти нормальные, но кажутся манерными |
5 | Эпилептические припадки | Часто повторяются | Редко проявляются |
6 | Дыхательные расстройства | Часто наблюдаются | Не проявляются |
7 | Замедленный рост кистей рук, стоп и головы | Характерный признак синдрома Ретта | Признак отсутствует |
Лечение
На данном этапе развития медицины синдром Ретта является неизлечимым заболеванием. Однако с помощью лекарственных препаратов, реабилитационных методик и специальной диеты можно добиться улучшения состояния ребёнка, предупредить серьёзные деформации тела и улучшить качество жизни больного.
Для улучшения общего состояния и смягчения симптомов врач может прописать следующие медикаменты:
- противопаркинсонические препараты (Бромокриптин, Перлодел);
- ноотропы для улучшения работы мозга (Кортексин, Церебролизин, Цераксон);
- лекарства для регулирования биологического режима дня и ночи (Мелатонин);
- препараты для успокоения нервной системы и коррекции поведения (Ноофен, Фенибут, Глицин);
- противоэпилептические препараты для уменьшения количества приступов (Карбамазепин, Ламотриджин);
- средства для поддержки работы внутренних органов: сердца, печени, желудка, кишечника, поджелудочной железы.
При сильно выраженной эпилепсии приём антиконвульсантов может оказаться неэффективным. Часто дети с синдромом Ретта сами «перерастают» приступы: к 10 годам припадки становятся редкими, а иногда и вовсе уходят.
Какие признаки могут указывать на развитие заболевания
Причины синдрома Ретта — мутация генов, то есть заболевание носит наследственный характер. Поэтому к группе риска относятся дети, у которых в роду уже встречалась подобная патология. До года такой малыш развивается нормально, однако в какой-то момент начинает терять приобретенные навыки, у него:
- пропадает интерес к игрушкам;
- снижается физическая активность;
- замедляется реакция на внешние раздражители — свет, звуки, движения;
- пропадают речевые навыки.
Обычно симптомы проявляются в первый год жизни детей. Поэтому нужно внимательно наблюдать за детьми: на первой стадии развития заболевания есть все шансы оказать им необходимую медицинскую помощь и добиться устойчивой ремиссии. Вторая стадия характеризуется резким ухудшением здоровья и нередко характеризуется хаотическими движениями вроде выкручивания кистей рук или неконтролируемых хлопков. На этом этапе синдром Ретта у девочек можно спутать с проявлениями расстройств аутистического спектра. Синдром Ретта у мальчиков встречается очень редко и на второй стадии имеет резко выраженные симптомы, один из которых связан с нарушениями дыхательной функции (гипервентиляция легких, когда маленький пациент буквально заглатывает воздух).
Вторая стадия заболевания, как правило, длится до четырехлетнего возраста, после чего наступает ложная ремиссия сроком на 8–10 лет. Юный пациент становится достаточно спокойным и уравновешенным, но при этом полностью теряет речевые навыки. На четвертой стадии синдром Ретта появляется как тотальное слабоумие, подросток не только утрачивает все навыки, но и не может самостоятельно ходить, принимать пищу, практически не реагирует на внешние раздражители.
Реабилитация
В программу реабилитации может входить:
- Консультации психолога и логопеда — один раз в неделю.
- Музыкотерапия — повышает коммуникативную активность ребёнка.
- Массаж и лечебно-оздоровительная физкультура — направлены на укрепление мышц, увеличение их тонуса.
Хорошие отзывы имеет метод, придуманный французским отоларингологом Альфредом Томатисом. Целью является повторное обучение ребёнка процессу слушания, что улучшает способности к изучению и освоению языков, увеличивает творческий потенциал и положительно влияет на социальное поведение малыша.
- Арт-терапия и дельфинотерапия — положительно воздействуют на психоэмоциональное состояние ребёнка.
- Иппотерапия (лечебная верховая езда) и гидротерапия (душ, обливания, обтирания) — оказывают биомеханическое воздействие на тело ребёнка, укрепляет мышцы.
- АВА-терапия — улучшает социальную адаптацию больных. Какие-то сложные действия (контактность, творческая игра, речь) для ребёнка разбиваются на мелкие части. В будущем они соединяются в один большой блок.
Стоит отметить, что хорошее терапевтическое действие оказывает посещение остеопата. Улучшение состояния наблюдается уже после нескольких сеансов.
Особенности питания
Питание больного ребёнка представляет определённые сложности. У многих девочек наблюдается повышенное слюнотечение, плохое состояние ротовой полости, поэтому накормить их настоящая проблема. Некоторые дети имеют хороший аппетит и с удовольствием употребляют любимые продукты. Но все они едят очень медленно, процесс приёма пищи может растягиваться до полутора часов. Что касается питья, то почти у половины больных малышей есть трудности с глотанием, которые проявляются поперхиванием, кашлем и могут грозить попаданием жидкости в дыхательные пути.
- Детям с синдромом Ретта тяжело пережёвывать пищу, содержащую грубые волокна (мясо, сырые овощи, фрукты), поэтому её нужно измельчать и давать в виде пюре. Гарниры лучше предлагать мелкими кусочками или в размятом виде. Во время кормления нужно следить, чтобы голова ребёнка была под правильным углом, не запрокидывалась.
- В некоторых случаях, когда процесс поглощения пищи становится слишком проблематичным и болезненным, имеет смысл кормить ребёнка через зонд специальными питательными смесями. Такой вариант позволяет значительно улучшить качество жизни малыша и может стать настоящим для него спасением.
Многие дети страдают от тошноты и часто отказываются от еды, поэтому накормить их бывает очень трудно, такие малыши быстро теряют в весе. Поэтому пища должна быть обогащённой белками и жирами, достаточно калорийной и витаминизированной. Рекомендуется кормить ребёнка малыми порциями и часто (каждые 3 часа), чтобы не перегружать пищеварительную систему. Детей младшего возраста поят витаминизированным молоком или молочными смесями.
Лечение синдрома Ретта
Лечение данного заболевания основано на симптоматической терапии, поскольку невозможно устранить причину развития синдрома и дальнейшее его прогрессирование, однако, можно этот процесс замедлить.
Для того чтобы улучшить состояние ребёнка, применяется медикаментозная терапия препаратами, устраняющими или уменьшающими выраженность некоторых клинических проявлений:
- ноотропные препараты улучшают обучаемость, благоприятно влияют на кровоснабжение головного мозга;
- стимуляторы дофаминовых рецепторов положительно действуют на моторику;
- противосудорожные средства (из-за особенностей заболевания показывают низкую эффективность);
- снотворные.
В зависимости от симптомов, могут быть также назначены лекарственные средства для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы, печени, селезёнки.
Массаж при данном заболевании улучшает мышечный тонус, благоприятно влияет на моторику, оказывает расслабляющее и успокаивающее действие. Лечебная гимнастика и физкультура позволяет улучшить двигательные навыки, поддерживать имеющийся тонус мышц, положительно влияет на эмоциональное состояние больного ребёнка. Психолог и дефектолог помогают улучшить моторику и коммуникативные навыки. Остеопатия положительно действует на состояние позвоночника.
Неплохие результаты показывает музыкотерапия: малыш становится общительнее, уравновешеннее, эмоциональнее, снижается уровень тревожности. Если отсутствует эпилептоидная активность, то может применяться так называемая томатис – терапия, когда ребёнок прослушивает специальную музыку, благоприятно влияющую на его мозговую деятельность. Также применяются иппотерапия (верховые прогулки на лошади), гидротерапия (минеральные ванны, гидромассаж), арт-терапия (творческие занятия отдельно в домашних условиях или в группе музыкой, рисованием и др).
При синдроме Ретта должно соблюдаться лечебное питание. Оно подразумевает диету с повышенным содержанием клетчатки, жиров и витаминов. Ребёнка необходимо кормить высококалорийной пищей и специальными продуктами для увеличения массы тела.
Детям с данным синдромом тяжело пережёвывать еду, содержащую грубые волокна (сырые овощи, фрукты, мясо), поэтому её следует измельчать и давать в виде пюре. Во время кормления необходимо следить за тем, чтобы голова ребёнка находилась под правильным углом и не запрокидывалась назад.
Прогноз
Чтобы найти адекватное лечение, медики и ученые по всему миру ведут интенсивные исследования детского заболевания, называемого «синдром Ретта». Данные и результаты научных центров, занимающихся этой проблемой, уже подтверждают версию о том, что процессы, которые запускаются патологией, обратимы.
Ведется активная разработка стратегии использования стволовых клеток, на которых будет основано лечение синдрома Ретта. Уже сегодня предварительные средства опробованы на лабораторных мышах. Опыты профессора Беличенко, которые проводились в Калифорнийском университете, дают положительный прогноз и надежду на скорое научное открытие эффективного лечения синдрома Ретта.
Ретта синдром
Синдром Ретта — X-сцепленное доминантное заболевание, вызванное делецией локуса Xq28 или мутациями гена МЕСР2, лежащего в данном локусе. Ген МЕСР2 состоит из 4 экзонов и кодирует метил-СрG-связывающий белок 2. Мутации в этом гене отвечают за 90-95% случаев развития классического синдрома Ретта и 40-60% случаев атипичных форм синдрома Ретта. Белок MeCP2 принадлежит к семейству метил-связывающих протеинов. Он связывается со специфическими генами-мишенями быстро развивающегося мозга и регулирует их эксперссию, влияя, таким образом, на развитие нервной ткани. В гене описано около 800 мутаций, большинство из которых являются нуклеотидными заменами и локализованы в экзонах 3 и 4. Девять точковых мутаций являются наиболее частыми (R168X, R270X, R255X, T158M, R306C, R294X, R133C, R106W, L386fs), доля которых составляет 60-70%, около 10% мутаций – это небольшие делеции (20-150 н.п.) в карбокси-терминальном сегменте гена МЕСР2, крупные перестроения, захватывающие целые экзоны или даже ген составляют от 7,5% в атипичных случаях до 37% при классической форме.
Частота заболевания 1:10000 — 1:15000. Случаи синдрома Ретта, как правило, носят спорадический характер, представляя собой мутации de novo, однако описаны и семейные случаи (при гонадном мозаицизме у одного из родителей). Данное заболевание является второй по частоте после синдрома Дауна причиной тяжёлой умственной отсталости у девочек. Для плодов гемизиготных по Х-хромосоме мутации в гене МЕСР2 являются летальными. Поэтому у мужчин синдром Ретта практически не встречается, за исключением случаев синдрома Кляйнфельтера и соматического мозаицизма.
При классической форме синдрома Ретта раннее психомоторное развитие ребенка протекает нормально, но в возрасте 6-18 месяцев развитие приостанавливается и в дальнейшем происходит регресс приобретенных двигательных навыков, речи, социальных контактов, появляются сереотипные движения рук (потирание, моющие движения и т.п.), судороги, происходит задержка умственного развития. У больных наблюдается нарушение походки, мышечная гипотония, микроцефалия, сколиоз. После регресса происходит некоторое улучшение или стабилизация состояния.
Помимо классического синдрома Ретта, существуют атипичные формы: вариант Запела (variant Zapella) с сохраненной речью, форма с поздним началом регресса, Х-сцепленная синдромальная умственная отсталость у мальчиков (тип Луба), тяжелая врожденная энцефалопатия у мальчиков и др. Мутации в гене МЕСР2 обнаруживают при некоторых синдромах, характеризующихся задержкой умственного развития, таких как Ангельман-подобный синдром, синдром, схожий с синдромом ломкой Х-хромосомы, фенотипы схожие с аутизмом. За развитие некоторых атипичных форм, таких как, ранняя эпилептическая энцефалопатия 2, врожденная форма синдрома Ретта, отвечают другие гены (CDKL5, FOXG1).
В Центре Молекулярной Генетики методом количественной MLPA проводится поиск делеции / дупликации локуса Xq28 и прямое автоматическое секвенирование гена МЕСР2.
Ретта синдром
Профилактика
Лечебная физкультура — один из оптимальных способов коррекции двигательных расстройств. Она включает упражнения, направленные на поддержание гибкости и амплитуды движений конечностей, а также как можно более длительное сохранение навыка ходьбы.
Предлагаются психологические программы максимального развития оставшихся сохранными двигательных навыков и формирования на их основе “языка общения”. Используется также музыкальная терапия, так как она оказывает благоприятный успокаивающий эффект на детей и частично компенсирует нарушение контакта с окружающим миром. Исследования синдрома Ретта интенсивно ведутся во всем мире, и открытие его специфического биологического маркера является, вероятно, лишь вопросом времени.
Когда это произойдет, возникнут новые перспективы лечения патологии или облегчения состояния больных, а также возможности пренатального скрининга и предотвращения этого тяжелого заболевания.
Диагностика и лечение
Чтобы подтвердить это заболевание, малышу придется пройти комплексное обследование, которое включает клиническую оценку состояния маленького пациента и генетическую экспертизу. Чем раньше при синдроме Ретта выполнена диагностика, тем больше шансов у детей на полноценную жизнь с сохранением ключевых навыков продолжительное время.
К сожалению, это заболевание относится к разряду неизлечимых, однако специалисты нашего Центра готовы предложить комплекс процедур, направленных на улучшение качества жизни детей и продолжительную ремиссию. Среди предлагаемых методов борьбы с недугом:
- Физиотерапия.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Трудотерапия.
- Коррекция речи.
Очень важно научить малыша выполнять простые действия, направленные на самообслуживание и оказание первой помощи. Ребенок должен уметь самостоятельно принимать пищу, одеваться, передвигаться. Все эти навыки развивают и закрепляют профильные специалисты, которые параллельно контролируют общее состояние ребенка и корректирую его при помощи медицинских препаратов, которые применяются в случае приступов удушья, при конвульсиях. Особое внимание уделяется осанке ребенка, так как дети с синдромом Ретта обычно страдают сколиозом. В некоторых случаях назначается специальное питание, чтобы поддерживать необходимый вес малыша.