Стереотипии (стереотипные действия и навязчивые движения) это постоянное беспричинное воспроизведение фраз, слов, действий, имеющиеся при расстройстве аутистического спектра, сенсорной депривации, умственной отсталости.
Воздействие стереотипии может быть простым, такое как качание из одной стороны в другую, так и усложненным, как марширование на месте с постоянным повторением. Существует несколько версий происхождения болезни. Также есть несколько методик ее лечения.
Что провоцирует проявление навязчивости
Первые признаки болезни проявляют себя в раннем детстве в частых припадках. Проявление проблемы чаще всего случается при случаях возбужденности, страха, тревоги.
Минутка ликбеза
Проявление стереотипии у детей является частью развития самого ребеночка и его контроля собственных движений еще в процессе снятия напряженности и успокоения, навязчивых состояний при неврозе, при нехватке концентрации, переживаний. У сформировавшегося человека приступы проявляют себя тогда, когда появляется высокое эмоциональное напряжение, к примеру стресс или нервный срыв.
Синдром навязчивых движений и стереотипные действия могут вызвать психические расстройства, сбои в работе ЦНС, возникают они также при аутистических расстройствах.
Перечень болезней, которые могут вызвать развитие стереотипии:
- синдром Ретта;
- аутизм;
- синдром Туретта;
- нейроакантоцитоз;
- обсессивно-компульсивный синдром;
- синдром Леша – Нейхана;
- врожденное отсутствие зрения и слуха;
- умственная неразвитость.
Стереотипии у детей и их виды
Стереотипии у детей выражаются по-разному. Речь не всегда идет о двигательном (моторном) стимминге. Существуют также речевые, поведенческие (эмоционально-аффективные), сенсорные, игровые и предметные, пищевые, мыслительные стереотипии. У некоторых на первый план выходит особое влечение к ритму или повышенное стремление к организации стереотипного пространства вокруг себя (обстановка в комнате, одежда, обувь, средства гигиены и ухода за телом, освещение и другие параметры). Они могут иметь разную модальность (направленность), но существовать вместе.
Двигательные (моторные) стереотипии
Наверное, самой обильной группой являются моторные стереотипии у детей. Как они выглядят и что подразумевают? Это могут быть раскачивания тела для стимуляции вестибулярного аппарата, бег без цели, взмахи руками, кружение вокруг своей оси, хождение на цыпочках, прыгание на месте, щелканье пальцами и выкручивание кистей рук, странные повороты головы, подергивание плечами, сгибание пальцев и вообще сложные вращательные движения ими, хлопанье в ладоши и т.д. Даже у 1-2-летнего малыша можно отметить двигательные стимы: раскачивание в кроватке/коляске, на детских лошадках, каруселях, особое пристрастие к качелям и всем устройствам, помогающим вращению. При плохом засыпании и сложностях просыпания дети могут вести себя стереотипно для синхронизации внутренних ритмов. У части детей стимы остаются даже во сне. Это связано с нарушением цикличности стадий сна.
Рисунок стереотипий моторного характера очень разнообразен. Порой дети проявляют при выполнении своего ритуала такую плавность и гибкость тела, что можно удивиться. Но использовать эти навыки для обучения не удается.
Речевые стереотипии
Стереотипность речевой деятельности выражается в постоянных повторах слов, фраз, предложений к месту и без смысла. Многие одиночные слова вставляются в речь очень часто, как слова-паразиты в речи обычного человека. Дети обожают фразы-цитаты, какие-то выражения из рекламы, фильмов, мультиков. Они часто манипулируют звуками, пропевая и растягивая их, смешивая друг с другом.
Эхолалии – еще одна особенность речевых стереотипий у детей. Задав вопрос ребенку, вы получаете ответ в виде повтора всей фразы или последнего слова из нее.
У многих присутствует так называемая «самоболтовня». Ребенок заполняет речь бессмысленными стереотипными словами, звуками, фразами, говоря как бы сам с собой и совершенно бесцельно. Такая речь наполнена однотипными мыслями и полностью теряет смысл. В ней присутствует смешение обычного языка и непонятного «птичьего» с разными звукоподражаниями.
Сенсорные стереотипии
В данной модальности существуют разные типы стимов, направленные на стимуляцию разных органов чувств:
- тактильные (кожные) – поглаживания разных частей тела, ощупывание поверхностей, расслоение разных тканей (Аня ковыряет резиночки для волос и расслаивает их на десятки тонких ниточек, причем делает это только с ребристыми и мягкими резинками), пересыпание круп, песка, других сыпучих материалов, размазывание клея и других субстанций разной консистенции, перебирание книжных страниц, игры с водой;
- зрительные – вращение пальцев и игрушек или их частей перед глазами, наблюдение за игрой света и теней, включение и выключение света/фонариков (это до сих пор осталось у Ани в ее репертуаре, в основном делает так от скуки), пристальный просмотр рекламы, особая любовь к мигающим игрушкам и подобные увлечения;
- слуховые – близко подносит многие предметы к ушам и пробует извлечь звуки, например, шуршит пакетами, сминает или рвет лист бумаги, роняет карандаши из коробки, рассыпает мозаику, стучит игрушками друг о друга, раскачивает скрипящие створки дверей, скребет ногтями, щелкает пальцами и т.д.;
- обонятельные – обнюхивает разные предметы и поверхности, людей, животных (Аня долго нюхала все деревянные игрушки);
- вкусовые – пробует на вкус не только съедобное, например, облизывает игрушки, грызет ручки и карандаши, обсасывает кончики подушки/одеяла/одежды (Аня обсасывала все эти предметы. Края воротника у куртки и завязки от шапки были вечно мокрыми.), ест песок и пластилин (Аня ела кинетический песок);
- проприоцептивные – зажимает уши, напрягает мышцы конечностей и всего тела, чтобы ощутить свое тело в ином ракурсе.
Ребенок стремится к тем ощущениям, которых ему не хватает больше всего. У одного человека могут присутствовать стереотипии разных модальностей. Он способен постепенно расширять их набор, усложнять ритуальность, также как и вовсе отказаться от предыдущих.
Поведенческие стереотипии
В поведении мы может наблюдать следующие стереотипии у детей: любовь к одинаковым играм, маршрутам, местам прогулок, продуктам, одежде, средствам ухода за собой, посуде, обстановке дома, книгам и т.д. Если происходит нарушений привычного уклада, мы получаем истерику и агрессию. Поведенческие стереотипии могут выражаться в однообразных эмоциональных реакциях на похожие события или вновь появляющихся людей в жизни ребенка.
Стимминг ярко выражается в игровой деятельности. Дети предпочитают одни и те же сюжеты, выстраивают и выкладывают в рядочки игрушки, орнаменты, узоры, коллекционируют разные фантики, пуговицы и прочие безделушки. Это является влечением к строгому ритму. Некоторые, наоборот, наводят полный хаос в своих вещах, чтобы чувствовать себя комфортно. Аня как раз придерживается второго варианта. Сколько бы я ни разбирала вещи в ее комнате, там все равно будет «рагу».
Как это выглядит со стороны?
Стереотипные движения у здоровых детей и взрослых проявляются в быстром переборе пальцев, человек может очень часто передвигать и дергать ногами, чесать уши, облизывать, перекусывать губы.
У детей проявляется синдром также проявляется по-другому: засовыванием пальцев в рот, поворотами головы в разные стороны, пошатыванием на одном месте, закручиванием или выдергиванием волос, ребенок стремиться постоянно разбивать голову, обгрызать ногти.
При обычных обстоятельствах данные симптомы проходят с определенным возрастом, приблизительно в период от четырех до семи лет, но не редки случаи, когда они возникает в достаточно зрелом для ребенка периоде.
При таких отклонениях все телодвижения более долгие и резкие. Такие симптомы указывают на отдельное заболевание, имеющее ряд разнообразных причин.
Часто движения, которые повторяются, усиливаются при сильном нервном волнении, но могут развиться даже в состоянии полной расслабленности.
Возможные линии поведения
Повторяющиеся и стереотипные действия и движения проявляются в нескольких формах:
- Сенсорно – двигательные стереотипии – дети постоянно почесывают свои глаза, делают обороты по кругу, ребенок качается, занимается ощупыванием стен, издает ритмичные звуки.
- Речевые стереотипии — постоянно повторяющиеся слова и предложения.
- Двигательные стереотипии – бег, пошатывание, хлопанье в ладоши, взмахи, переборы пальцами, неправильная постановка стопы при хождении.
- Эмоционально – аффективные проявления синдрома чаще всего наблюдаются у детей, они производят действия с частями объектов или компонентами игрушечного материала – песок пересыпается из одного места на другое, откручивание колес на игрушечных машинках, вода переливается с места на место.
- Специфически выраженные привычки, ритуалы. Дети зачастую делают так, чтобы двери были либо постоянно открыты или закрыты, носят одну и ту же одежду, следуют одним маршрутом всегда, не меняют рацион.
Статья в тему: Что такое миоклония, ее разновидности, симптомы и лечение
Стереотипия и поведение ребенка при ее наличии
Происходит социальная дезадаптированность ребенка. Неосуществимость, притеснение в порыве прочувствовать свои стереотипии вызывает проблемы в поведении.
У такого ребенка ограничивается возможность адаптироваться к условиям жизни, которые постоянно изменяются.
Стереотипии
При шизофрении как часть психомоторных функций многие авторы отмечали стереотипные движения. Этот феномен известен давно, но детально был описан в начале ХХ века (ввиду, на наш взгляд, значимости этого феномена, мы сознательно описываем его отдельно, а не как это принято в литературе в структуре кататонии).
По мнению R. Brugia e Marzocchi (1887) стереотипиями можно назвать «систематизированные движения, часто ритмичные и координированные, они выполняются без участия воли, хотя до известной степени могут определяться последней». R. Brugia e Marzocchi считал, что стереотипии не обусловливаются какой-либо внешней целью, хотя могут внешне иметь вид целесообразных. Данный автор полагал, что стереотипии служат для замены отсутствующей волевой деятельности, в собственном смысле слова, — «для разряда возбуждения» мозга.
| По каким еще симптомам можно распознать шизофрению? |
C. Ricci (1899) характеризовал стереотипии, как автоматические движения, заключающиеся в частом и однообразном повторении одних и тех же мускульных актов; «движения эти, вызванные на сцену неясными или не вполне ясными мотивами, впоследствии повторяются без всякой нужды». Они «представляют рудиментарные остатки прежних целесообразных или, по крайней мере, мотивированных какой-нибудь идеей бреда движений, значение и цель которых давно исчезли из сознания» (Крепелин Э., 1891).
A. Cahen (1901) широко трактовал стереотипии как позы, движения, акты, касающиеся вегетативной жизни или отношений к окружающим. Эти движения представлялись ему достаточно координированными и не имеющими ничего общего с конвульсиями, часто повторяющимися в течение долгого времени, всегда одним и тем же образом. Являясь вначале сознательными и произвольными, они впоследствии становятся автоматическими, несознательными уже в силу своего продолжительного существования и частого повторения. A. Cahen (1901) предложил классифицировать стереотипии на акинетические — позы и паракинетические — движения и акты. По мнению автора, наиболее часто стереотипии отмечаются при систематизированном бреде, «в период упадка душевной деятельности». Появление стереотипий, согласно A. Cahen, неблагоприятный признак течения психического расстройства, указывающий на неизлечимость болезни.
Е. Блейлер (1920) полагал, что двигательные стереотипии при шизофрении заключаются в фиксации одинаковых двигательных актов в ответ на разнообразные стимулы. В качестве добавочных симптомов шизофрении Е. Блейлер описал моторные стереотипии, стереотипии позы, речи, письма.
Напомним, что двигательные функции подчинены прецентральным областям мозга, субкортикальным двигательным областям и двигательным отделам, расположенным в спинном мозге. Двигательная активность, в частности, скорость выполнения движений также зависит от зрительных и исполнительных функций (визуально-моторные способности). Повышенная активность дофаминергических нейронов в дорсальном и вентральном стриатуме может лежать в основе стеротипных движений и расстройства спонтанной двигательной активности при шизофрении.
Вернуться к Содержанию
Цели и подходы к терапии
Чтобы узнать, есть ли у ребенка заболевание необходимо обязательное посещение профессиональных врачей в области психологии и неврологии (желательно детских). Сдаются все анализы и исследуются ситуации, на которые поступают жалобы.
В общем, довольно тяжело разработать приемлемый подход к лечению стереотипии. Лечащий доктор будет следить за каждым происходящим этапом лечения, и во многом выздоровление будет зависеть от той болезни, которая спровоцировали развитие синдрома.
Если это патологическая стереотипия, то большая роль отводится учебной и психической коррекции ребенка, которые будут направлены на развитие общения и навыков контролировать себя.
Большое значение во время назначения комплекса терапевтических мер имеют те отклонения, которые сосуществуют совместно с стереотипией:
- гиперактивность;
- отсутствие желания слушать и понимать;
- проблемы с вниманием.