Описание
Этим термином обозначают совокупность талантов и умений, с помощью которых индивиду удается стать успешным при взаимодействии с другими людьми, найти свое место в мире. Он включает в себя 3 основных навыка:
- Способность точно понимать поведение других, причины того или иного шага.
- Возможность осознавать собственные действия (зачем я веду себя так, какую цель преследую, могу ли я добиться желаемого результата).
- Умение действовать соответственно конкретной ситуации, учитывать все ее особенности и нюансы.
Во многом этот навык пересекается с так называемым эмоциональным интеллектом, позволяющим правильно определять и оценивать чувства окружающих. Одновременное развитие сразу двух этих способностей гарантированно повышает эффективность взаимодействия, но если для emotional intelligence крайне важен врожденный талант, то social прекрасно поддается тренировке.
Как развить в себе социальный интеллект
Естественно, что наличие социального интеллекта дает неплохие возможности. Суть правильного взаимодействия с людьми заключается в том, чтобы получая от человека информацию, формулировать ответ так, чтобы учитывать мнение и намерения человека.
Наличие социальных способностей индивидуального для каждого человека. Аналогию можно провести с музыкальными способностями. К примеру, одни люди имеет действительно идеальный слух, а другие не могут спеть несколько нот. Примерно, также и происходит с социальным интеллектом. Именно поэтому в общении с людьми часто возникают сложности. Важен вопрос коммуникации именно в том обществе, где человек действительно найдет свое место.
Если человек все-таки желает активно развивать в себе социальный интеллект, то за помощью следует обратиться к соответствующему специалисту. Начать себя развивать в данном вопросе поможет психотерапевт. Для начала рекомендовано наблюдать за людьми, при этом стоит анализировать, о чем они могут думать о данный момент. Следует стараться предусматривать события, какие-то действия. Некоторые психологи рекомендуют немного потренироваться на сериалах. Следует внимательно следить за поведением персонажей, постараться предугадать события.
Наблюдения за другими людьми – это наиболее верный инструмент, что действительно поможет развить в себе социальные способности. Достигнуть желаемого эффекта поможет и внимательно отношение к своему собеседнику. Активно анализируя разговор, пытаясь понять точку зрения человека, можно достигнуть идеального результата.
Подходы к определению
Все по-разному определяют природу появления умений. Отмечу три главные установки:
- Социальный интеллект – одна из познавательных способностей человека, стоящая в ряду с математическими талантами или навыками быстрого усваивания иностранных языков. В таком случае его можно считать врожденным.
- Social intelligence – скорее приобретенный опыт, достичь его при определенной тренировке может абсолютно каждый человек, независимо от первоначальных знаний.
- Это некая черта личности и характера, которая изначально либо существует у индивида, либо отсутствует в нем.
Торндайк ввел термин социальный интеллект еще в 1920 году, в котором активно развивались сразу несколько психологических школ – бихевиористская, советская, психоаналитическая. Каждый из трех перечисленных подходов – правдив и должен использоваться в качестве основы для развития знаний.
В каком году Торндайк ввел термин и какова история понятия SQ?
Понятие интеллекта было введено еще Цицероном, как способность понимать. Затем его мысль продолжили Платон, Аристотель и другие. Определение социального интеллекта впервые было введено Э.Торндайком в 1920 году, так что такое понятие можно считать относительно молодым для психологии. Оно звучит как способность людей, поступать разумно в человеческих отношениях. Но такое определение было далеко не единственным.
Всего в истории можно выделить следующие временные периоды:
Временной период | Расшифровка |
1920-1924 | Американский журнал «Психология и образование» собрал круглый стол, чтобы выяснить, что из себя представляет понятие «социальный интеллект». |
1925-1938 | Проведение психометрических исследований социального интеллекта. Термин был переведен в стандартные измерения индивидуальных различий. |
С конца 1930-х до 1965 | Исследования SQ прекращены и признаны бесперспективными. |
1965-1969 | SQ рассматривают в структуре интеллекта. |
Историческая справка
История исследования социального интеллекта началась в начале 20 века, когда Эдвард Торндайк впервые обозначил этот термин для определения умений человека добиваться успеха и эффективности при взаимодействии с другими людьми в самых разных ситуациях. Несколько позднее его идею подхватил британец Филипп Вернон. Он расширил понятие, заключив, что индивиды обязаны ладить друг с другом.
В 1937 году американский психолог Гордон Олпорт, основываясь на суждениях своих коллег, обозначил social intelligence, как способность быстро и четко судить об окружающих людях и прогнозировать их вероятное поведение. В отличие от него, Огюст Конт и Ганс Айзенк верили в социальную природу явления, считая ее приспособлением индивида к жизни в обществе.
Попытку измерить уровень умственных процессов впервые сделал американский психолог Джой Гилфорд. Он разработал тест, который используется до сих пор. О нем мы поговорим подробно несколько позже, как и о модели Айзенка, которая тоже стала весьма популярной.
Что такое социальный интеллект и в чём его особенность
Социальный интеллект — это знания, навыки и умения, которые помогают Ушаков Д. В. Социальный интеллект как вид интеллекта. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. М. 2004 человеку успешно взаимодействовать с окружающими. Способность понимать поведение других людей и своё собственное, действовать по обстоятельствам — вот составляющие этого понятия.
В Telegram-канале «Лайфхакер» только лучшие тексты о технологиях, отношениях, спорте, кино и многом другом. Подписывайтесь!
В нашем Pinterest только лучшие тексты об отношениях, спорте, кино, здоровье и многом другом. Подписывайтесь!
Само это понятие шире того, что называют эмоциональным интеллектом, под которым понимают Drigas A.S., Papoutsi C. A New Layered Model on Emotional Intelligence. Behavioral sciences (Basel, Switzerland) умение управлять своими эмоциями и сопереживать другим людям. Такой навык, скорее, можно считать компонентом именно социального интеллекта, так как способность к эмпатии — распознаванию своих и чужих чувств — важная часть общения.
Социальный интеллект слабо Ушаков Д. В. Социальный интеллект как вид интеллекта. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. М. 2004 связан с общим умственным развитием человека. Когда мы общаемся с другими, то неизбежно оцениваем их и себя. Однако критерии этих оценок люди обычно не осознают, а когда пытаются сформулировать — сама оценка меняется. Таким образом, большое значение в социальном интеллекте имеют интуиция и личностные качества.
Фактически социальный интеллект — это показатель того, насколько человек разбирается в людях и житейских ситуациях. В обычной жизни такие навыки называют Riggo E. R. What Is Social Intelligence? Why Does It Matter? Psychology Today тактом и здравым смыслом. Однако общепринятого определения социального интеллекта нет, а его структура и место в разуме человека до конца всё ещё не выработаны Grieve R., Mahar D. Can social intelligence be measured? Psychometric properties of the Tromsø Social Intelligence Scale – English Version. The Irish Journal of Psychology . Например, некоторые трактовки также включают способность оценить себя со стороны.
Концепция социального интеллекта как способности понимать людей появилась ещё в 1920 году. Тогдашний президент Американской психологической ассоциации (APA) Эдвард Ли Торндайк употребил Thorndike E. L. Intelligence and its uses. Harper’s Magazine его наряду с двумя другими видами интеллекта:
- механическим, или техническим (способность управляться с предметами и техникой);
- абстрактным (умение понимать идеи и символы).
Торндайк также считал Thorndike E. L. Intelligence and its uses. Harper’s Magazine социальный интеллект залогом успехов в жизни и осмысленного поведения в ситуации, когда нужно принять здравое решение.
В дальнейшем эту идею развивали Филипповская Т. В. Знание и социальный интеллект: социологический подход к осмыслению взаимосвязи. Journal of new economy Гордон Олпорт, который разработал теорию черт личности, Джой Гилфорд, который создал модель структуры интеллекта, и Ганс Айзенк — автор факторной теории структуры личности.
Гипотеза о социальном интеллекте стала основой для многих занимательных концепций. Теория инвестиционной креативности Роберта Стренберга, например, гласит Sternberg R. J., Lubart T. I. Defying the Crowd: Simple Solutions to the Most Common Relationship Problems. Simon and Schuster. 2002 , что творческие люди вкладывают силы в какую‑то идею, которая, получив развитие, в будущем приносит им дивиденды.
Наука психология
Как и любые другие таланты и навыки, умственная деятельность может быть вычислена с помощью тестов. При этом показатели ума фиксируются, с точки зрения развития разных способностей, главными среди которых можно назвать:
- Умение распознавать внутреннее состояние другого человека.
- Интерпретировать связь между ним и поведением.
- Гибко реагировать на происходящие изменения.
- Предсказывать варианты развития ситуации.
- Вести себя в соответствии с полученной и обработанной информацией.
Индивид, который обладает интеллектуальными качествами, может определять желания, потребности и эмоции своего собеседника и выстраивать собственное поведение так, чтобы партнеру было комфортно. В итоге складывается эффективная модель коммуникации и достигаются лучшие результаты.
Психолог Дарья Милай
Записаться на прием
Уровни social intelligence
Способность к пониманию окружающих людей можно развить, причем у кого-то это получается проще и быстрее из-за врожденных талантов, а кому-то требуется приложить немало усилий. В то же время умение можно измерить с помощью нескольких методик. Основные степени развития:
- Низкий социальный интеллект – предполагает, что человек не умеет эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Его поведение можно назвать неадекватным, а привлекательность в глазах других индивидов серьезно снижена.
- Средний – означает, что в большинстве ситуаций личность способна понять своего собеседника и подстроить свое поведение под его нужды, за редким исключением – когда необходимо находить общий язык с тем, кто не отвечает взаимностью.
- Высокий – предполагает, что индивид может установить контакт с абсолютно любым партнером, но такими навыками обладают не более 11% всех людей на Земле.
В любом случае развить в себе способности можно, хотя и придется приложить немало усилий.
Понятие
Термин социального интеллекта появился благодаря американскому психологу Эдварду Ли Торндайку. Как утверждал сам специалист, явление особенно ярко проявляется у детей, которые взаимодействуют с окружением, например, играют на площадке.
По мнению психолога, социальный интеллект помогает находить общий язык с окружающими, особенно с противоположным полом. Одних знаний в этом вопросе недостаточно, важно получить практические навыки. Особенности социального интеллекта можно использовать и для достижения успехов в карьере. Нехватка определенных навыков может оставить карьерный рост.
Американским ученым Дэвидом Векслером были разработаны шкалы, которые позволяют определять уровень социального интеллекта взрослых и детей. Однако, ученый воспринимал социальный интеллект как общие интеллектуальные способности, которые человек применяет в социуме. В процессе исследований Векслер пришел к мнению, что социальный интеллект – это возможность манипулировать другими и делать это довольно виртуозно.
В России первые исследования были проведены социологом и психологом Маргаритой Бобневой. В процессе исследований было выявлено, что общий интеллект человека не связан с развитием социального интеллекта.
Методики
Я перечислю основные способы развития и измерения умственной деятельности в рамках самых популярных психологических концепций.
Модель структуры интеллекта Г. Айзенка
Этот британский психолог предположил, что любой человек обладает тремя разными видами интеллектуального формирования, которые и определяют его умения. Речь идет о:
- Биологических, то есть врожденных навыках обработки информации. Они зарождаются непосредственно в структурах головного мозга и составляют основу всех знаний, которые будут получены индивидом в процессе жизни.
- Психометрических, то есть тех самых показателей, которые измеряются при помощи тестов.
- Социальных – формирующихся во время социализации, развивающиеся постепенно и во многом определяемые окружающей средой и людьми.
Интеллектульные способности одновременно могут включать в себя развитие познавательных процессов, таких как память, внимание, умение рассуждать, приспосабливаться, взаимодействовать.
Модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда
Эта концепция более сложная. Интеллектуальные проявления индивида в ней представлены в виде куба, состоящего из множества маленьких кубиков. Этот макет включает в себя более 100 факторов, определяющих степень развития умений человека, но все они основаны на трех переменных, которые позволяют определить, как происходит процесс обработки информации:
- Содержание данных.
- Умственные действия.
- Полученные результаты.
Важно отметить, что среди всех «кубиков», выделяемых методикой, умственная активность кроется лишь в одном небольшом столбике – умении познавать и понимать поведение. Этот маленький кусочек раскрывает 6 отдельных факторов:
- Способность выделять словесную и невербальную информацию собеседника.
- Воспринимать нечто общее во всем потоке данных.
- Понимать отношения.
- Видеть логику развития ситуаций.
- Замечать изменения.
- Прогнозировать возможные последствия.
Именно эти факторы замеряются с помощью тестовых методик и в конечном итоге определяют итоговый уровень развития социального интеллекта, узнать который вы сможете, если пройдете онлайн-тест Гилфорда.
Исследования от отечественных психологов
Первой описать термин взялась Маргарита Бобнева, когда изучала формирование личности, как части общества, в 1979 году. Она полагала, что толчком к появлению умений служит социализация, которую проходит каждый индивиду, живущий в человеческом обществе.
Очная консультация
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Узнать подробнее
Консультация по скайпу
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Узнать подробнее
Другой известный психолог, Юрий Емельянов, исследовал понятие в рамках психологии практической деятельности. Он полагал, что для развития коммуникационных способностей необходимо активно обучаться, причем этот процесс должен длиться постоянно и непрерывно.
Алла Южанинова в своих изысканиях пошла дальше и пришла к выводу, что social intelligence – всего лишь часть интеллектуальной структуры, в которую также входят практика и логика. Для улучшения навыков взаимодействия необходимо тренировать все 3 области.
Диагностика социального интеллекта
Интерес специалистов к изучению взаимоотношений общества привел к тому, что уже в 1928 году был подготовлен первый многофакторный тест, призванный определить уровень развития ума у конкретного индивида. Его автором стал Т. Хан. Методика оценивает несколько компонентов:
- Суждения при участии в какой-либо ситуации.
- Память.
- Умение наблюдать за поведением.
- Распознавание внутренних состояний.
Метод позволит определить, умеет ли человек взаимодействовать с окружающими, и насколько эффективно это взаимодействие. Однако тест не стал популярным, но дал необходимую базу для подготовки другого метода исследования, гораздо более известного и точного. О нем мы поговорим несколько позже.
Методика выявления социального интеллекта от Гилфорда
Именно это тестирование быстро приобрело одобрение со стороны других специалистов, занимающихся изучением способностей общения. Оно используется и сейчас в качестве основного метода работы.
Задайте вопрос
Измерение проводится с помощью 4-х отдельных субтестов, причем 3 из них выполнены с использованием невербального материала. Целью тестирования является определение наличия у индивида особых навыков:
- Познание классов и систем.
- Преобразования информации.
- Результатов поведения.
Протестироваться можно уже с 9-ти летнего возраста. При этом время на решение всех предлагаемых задач ограничено. В нашей стране используется не оригинальная, а адаптированная методика. Ее подготовила Е.С.Михайлова, основываясь не только на работе автора, но и на особенностях нашего менталитета.
Понятие «социальный интеллект» в психологии
Понятие «социальный интеллект» в психологии
В современной психологии большой интерес приобретает вопрос изучения социального интеллекта.
Стремительно изменяющийся мир предъявляет личности высокие требования к активному освоению новых социальных знаний и умений. Приобретаемые навыки должны способствовать пониманию и интерпретации происходящих социальных изменений, осознания поведения и поступков других людей.
Личности сегодня приходится быстро развиваться и самосовершенствоваться. Человеку необходимо актуализировать свои возможности, чтобы быть востребованным в социуме. Социальный интеллект выступает ведущим компонентом успешности адаптации человека в социуме. Несмотря на результаты многочисленных теоретических и эмпирических исследований социального интеллекта, остаются вопросы, требующие своего разрешения.
Термин «социальный интеллект» был введен в науку в 1920 г. Э.Торндайком. Автор определил три вида интеллекта: механический, абстрактный и социальный. Абстрактный интеллект или абстрактно-научный подразумевает понимание мыслей, идей и управление ими. Механический интеллект или механик визуально-пространственный находит свое применение к конкретным объектам. Социальный интеллект или практический относится к практическому взаимодействию с людьми.1
С точки зрения Э.Торндайка, объектом социального интеллекта выступает система социальных отношений. Социальным интеллектомявляется способность к пониманию и управлению мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками, способность действовать правильно в человеческих отношениях.
Социальный интеллект — это комплекс способностей и возможностей «общего» интеллекта личности, направленный на анализ социальной ситуации. Э.Торндайк определил социальный интеллект как способность к пониманию и управлению людьми.
Дальнейшая разработка вопроса изучения социального интеллекта распространилась среди таких зарубежных психологов как: Г.Айзенк, X.Гарднер, Дж. Гилфорд, Дж. Кильстром, Н. Кэнтор, Г. Оллпорт, Р. Селман, Р.Стернберг. Изучением данной темы в России занимались такие психологи как: Н.А. Аминов, М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов, Е.И. Ишутина, М.Л.Кубышкина, Н.А. Кудрявцева, В.Н.Куницына, Е.С. Михайлова, А.Л.Южанинова.
Психологи рассматривают интеллект как индивидуальное, личностное свойство человека. При этом они отмечают, что в содержании функций данного феномена отражается двойная обусловленность социального интеллекта. Т.е. он определяется внутренним и внешним миром личности.
Выдвижение концепции социального интеллекта в психологии порождает интерес ученых. Ученые в своих исследованиях стремятся понять и объяснить специфику данного феномена. При этом они предлагают различные пути изучения социального интеллекта, выделяли различные его формы.
Принято выделять несколько этапов изучения социального интеллекта.
На 1 этапе — 1920 -1924 гг. впервые в научный психологический обиход был введен термин «социальный интеллект». В 1920 г. американским журналом «Психология и образование» был организован круглый стол, с целью объяснения понятия «интеллект».
На 2 этапе в 1925-1938 гг. начинается психометрическое изучение социального интеллекта. Определение социального интеллекта были разработаны в соответствии с психометрическим подходом переведены в стандартные измерения индивидуальных различий.
На 3 этапе в конец 30-х 1965 гг. социальный интеллект исчезает из предметного поля психологии. Дальнейшую работу в этой области признали бесперспективной, исследования прекращаются.
4 этап 1965 — 1969 гг. — социальный интеллект рассматривается в основной структуре модели интеллекта.2
На настоящий момент в современной психологии выделяют некоторые общие научные подходы к изучению феномена интеллекта.
1. Структурно-генетический подход, базирующийся на идеях Ж.Пиаже и рассматривающий интеллект, как высший универсальный способ уравновешивания субъекта с окружающей средой.
2. Когнитивный подход основывается на понимании интеллекта, как когнитивной структуры. Специфика интеллектуальных структур определяется опытом индивида. Основателями данного подхода являются Дж.Брунер, О.К.Тихомиров.
3. Факторно-аналитический подход является наиболее распространенным в современной психологии. Его основатель — Ч.Спирмен. Он рассматривает интеллект, как общую «умственную энергию». На взгляд автора, уровень которого определяется успешностью выполнения любых тестов.
Р.Кэттелу принадлежит одна из распространенных концепций, рассматривающая иерархические модели интеллекта. При этом интеллектуальные качества выстраиваются в иерархию по уровню обобщенности.
Разнообразие подходов к определению социальный интеллект определяет неоднозначность структуры данного феномена.
Психологи считают, что эта способность необходима человеку для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социализации. Социальный интеллект реализует познавательные процессы личности. Они напрямую связаны с отображением человека как партнера по общению и деятельности.
Психологи также предполагают, что интеллект может проявляться как в результативности решения тестовых задач, так и в том, как личность понимает и оценивает поведение окружающих его людей, а также самого себя.
Г. Айзенк разграничил понятия «биологический интеллект», «социальный интеллект», «психометрический интеллект». Д.Векслер определяет социальный интеллекта как степень приспособленности человека к жизни в данном ему социуме.3 В шкалах интеллекта Д.Векслера показатели субтестов «Понятливость» и «Последовательные картинки» определяются как связанные с развитием «социального интеллекта». Отмечается способность понимать причины поступков, обычаев, традиций, способность улавливать логику и последовательность событий.
Д. Гоулман выделяет в структуре социального интеллекта две основные категории: социальные осведомленность и социальные объекты. Он определил общественное сознание как то, что мы чувствуем других. Социальный объект выступает как то, что мы тогда делать со своим осознанием.
С точки зрения межличностных отношений, К. Альбрехт классифицирует поведение по отношению к другим людям по принципу «Токсичный» эффект и «Питательный» эффект. Токсичные поведение приводит к тому, что личность начинает испытывать гнев, разочарование, чувство вины и подавленности. Питательный поведение приводит к тому, что люди испытывают чувство уважения, нужности и удовлетворённости от жизни. Затянувшийся эффект токсического поведения указывает на низкий уровень социального интеллекта. Личность не имеет возможности общаться с людьми и эффективно влиять на их поведение. Длительный эффект питательного поведения, как правило, делает человека гораздо более эффективным в общение с другими людьми. Такие навыки общения определяют высокие показатели социального интеллекта.
Возможности измерения социального интеллекта включают в себя определение ключевых навыков взаимодействия личности. Также определяется возможность оценить их поведенческим способом. Все взаимодействие личности происходит с некоторым контекстом. Эффективность предполагает освоение контекстов, в которых один призван взаимодействовать с другим контекстом. Следуя данной логике, социальный интеллект означает понимание контекста. Зная, как перемещаться внутри и между различными контекстами, и зная, как вести себя в различных контекстах, с тем, личность будет способна к достижению своих целей по эффективному взаимодействию.
Социальный интеллект понимается, как сочетание навыков, которые выражаются через усвоенного поведения. Личность проводит оценку влияния своего поведения на других. Степень, в которой один успех в отношениях с другими, дает возможность экспериментировать с новыми поведения и испытывать новые стратегии взаимодействия. Таким образом, социальный интеллект определяется как способность «ладить с людьми». Это происходит в процессе взросления и общения, когда человек получает опыт в общении с другими людьми.
В зрелом возрасте многие люди не продолжают учиться и развиваться, поскольку они стареют. Они не стараются приобрести понимание и навыки, необходимые для достижения успеха в социальной, деловой или профессиональных ситуациях. При этом взрослые, которые испытывают недостаток в понимание и компетентность в общении с другими могут внести значительные улучшения в их состоянии социального интеллекта в результате понимания основных понятий и оценки себя от комплексной модели межличностной эффективности.
Тогда критерием интеллектуальной зрелости становится готовность субъекта принимать любое событие таким, каковым оно является в своей объективной действительности, а также его готовность изменять исходные мотивы, превращать цели в средства с учетом объективных требований деятельности. Низкий уровень интеллектуальной зрелости инициирует те или иные варианты защитного поведения на фоне бурной, хотя и весьма своеобразной интеллектуальной активности.4
Рассмотрим модель социального интеллекта, представленную в концепции А.И. Савенкова. Автор выделяет три группы компонентов, составляющих социальный интеллект:
а) когнитивный компонент -это социальные знания. Знания о людях, знание специальных правил, понимание других людей, социальная память, т.е. память на имена, лица, социальная интуиция оценка чувств, определение настроения, понимание мотивов поступков;
б) эмоциональный компонент — здесь представлена социальная выразительность это эмоциональная выразительность и эмоциональная чувствительность, сопереживание как способность входить в положение других людей, ставить себя на место другого, способность к саморегуляции человека, т.е. умение регулировать собственные эмоции и собственное настроение;
в) поведенческий компонент — социальное восприятие как умение слушать собеседника, социальное взаимодействие и социальная адаптация.5
В.Н.Куницына рассматривает социальный интеллект как сложную и многомерную психологическую структуру. Автор данной концепции выделяет следующие его компоненты.
1. Коммуникативно-личностный потенциал. Он представляет собой комплекс психических свойств, облегчающих или затрудняющих общение детей. На данной основе формируются такие интегральные коммуникативные свойства как психологическая контактность и коммуникативная совместимость. Это, на взгляд автора главный стержень социального интеллекта.
2. Основными характеристиками самосознания детей — чувство самоуважения, свобода от личностных комплексов.
3. Социальная перцепция определяется как способность детей к пониманию и моделированию социальных явлений. Главным здесь выступает понимание людей и движущих ими мотивов. Умение прогнозировать развитие межличностных ситуаций также является основой их эффективности.
Выбор данных компонентов В.Н.Куницына объясняет тем, что они, по ее мнению, являются основными направлениями социального развития детей в период старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Концепция Д.В. Ушакова, все многообразие подходов к определению, объяснению и диагностике социального интеллекта сводится к трем основным параметрам:
- Социальный интеллект — это особая способность, отличная от остальных.
- Социальный интеллект — это социальная компетентность, система знаний, умений, навыков, приобретенных в течение жизни.
- Социальный интеллект — это личностная черта, определяющая успешность социального взаимодействия.
Феномен социального интеллекта напрямую связан с успешностью в профессиональной деятельности. Авторы отмечают, что прежде всего в деятельности, где немаловажное значение имеет взаимодействие с людьми, социальный интеллект определяется одним из компонентов творчества, как способность к выдвижению идеи.
Д.В. Ушаков выделяет ряд характерных структурных особенностей социального интеллекта:
1. Континуальный характер.
2. Использование невербальной репрезентации.
3.Потерю точности социального оценивания при вербализации.
4. Формирование в процессе имплицитного обучения.
5. Использование «внутреннего опыта».
Социальный интеллект — это способность к познанию социальных явлений. Данный феномен является одним из компонентов социальных умений и компетентности. Это важная способность, которая может помочь успешному функционированию человека в обществе, эффективности его в той или иной деятельности. В рамках структурно-динамической теории социальный интеллект пользуется тем же «потенциалом формирования», что и другие виды интеллекта.
Данное предположение позволяет Д.В. Ушакову выдвигать несколько гипотез, которые могут быть проверены в рамках эмпирических исследований. Если потенциал формирования одинаков, на взгляд автора, то связь социального интеллекта и других видов интеллекта может как существовать, так и отсутствовать. Это будет зависеть от степени равномерности распределения потенциала в выборке испытуемых. Степень равномерности данного распределения будет зависеть, например, от того, в какой сфере деятельности находятся интересы испытуемых: в предметной или коммуникативной сфере.6
Феномен социального интеллекта необходимо рассматривать со связью с вопросом интеллекта в целом. В данном случае с социальным интеллектом речь идет о способности этого конструктора объяснять специфику социального познания индивида. С самого начала, когда внимание психологов привлекла проблема социального взаимодействия и роли интеллекта в нем разработка социального интеллекта происходила главным образом в рамках общих теорий интеллекта. Поэтому данный вопрос представляется не только интересным, но и продуктивным, рассмотреть хотя бы в общих чертах динамику взглядов на данный феномен в исторической перспективе и аналитически осмыслить эти подходы с целью определения нового взгляда в трактовке и в применении данной категории в рамках психологических исследований.
Феномен социального интеллекта, несмотря на достаточно длительную историю изучения на сегодняшний день представляется как новое понятие. Это связано в первую очередь с методологическими трудностями психологии интеллекта. Разные подходы в рассмотрении социального интеллекта в общей и социальной психологии и с другими проблемами. Обоснование социального интеллекта как категории социальной психологии связано с тем, что до сих пор отсутствуют достаточно четкие критерии данного понятия. Возникает необходимость указать, какие понятия могут быть признаны общими и фундаментальными определениями, охватывающими проблемы современной психологии личности, наиболее существенные свойства и отношения изучаемых явлений.7
Н.В. Богданович отмечает, что для современной психологии, переживающей критический период рассмотрения и оценки своих методологических основ, велика роль категориального анализа. Категориальный аппарат призван выделить и обозначить систему понятий, наиболее перспективных для разработки в современной психологической теории. Зачастую происходит, что современные исследователи не формулируют четких определений. Отмечается тенденция ограничиваться перечислением характеристик социального интеллекта в рамках конкретных научных направлений или собственными выводами.
Социальный интеллект определяется как способность человека реагировать на социальные ситуации повседневной жизни. Социальный интеллект не будет включать чувства или эмоции, вызванными в нас другими людьми. Он включают способность личности понимать других и реагировать, таким образом, чтобы была достигнута эффективная коммуникация.
В данной работе за основу используется определения Э. Торндайка. Социальный интеллект —
это способность личности понимать и предсказывать поведение других людей в различных жизненных ситуациях. Уметь распознавать чувства, намерения и эмоции по их вербальным и невербальным характеристикам.
Развитие
Умение взаимодействовать с окружающими людьми действительно является ключевым аспектом для каждого человека, живущего в обществе. Без него индивид не способен нормально обучаться в школе, получать профессию, трудиться, заводить семью. Естественно, что многих волнует вопрос, как улучшить навыки, если врожденных талантов не хватает.
Способ действительно есть, но он затрагивает и другие формы интеллектуальной деятельности, в том числе эмоциональную. Тренировка должна проходить постоянно и повсеместно. В этом случае она закрепляется на когнитивном уровне и позволяет адаптироваться.
Постоянно пребывая в обществе других людей, копируя их поведение, пытаясь понять их чувства и эмоции, человек начинает более адекватно реагировать на происходящие вокруг ситуации и, в конце концов, выдает именно те реакции, которые от него ждут. Его привлекательность в глазах общества растет.
Как развить social intelligence
Для того чтобы научиться взаимодействовать с окружающими, нужно следовать нескольким правилам. Их нельзя назвать простыми и легко усваиваемыми. Наоборот, некоторые потребуют длительной работы, но в конечном итоге приведут к желаемому результату. Вот главные принципы:
- Учитесь быть более восприимчивым к другим людям. Для этого нужно постоянно вступать с ними в контакт, наблюдать за ними, пытаться понять их.
- Познакомьтесь с основами невербальной коммуникации и читайте эмоции других по лицу, жестам.
- Заставляйте себя слышать, о чем говорит собеседник.
- Замечайте настроение людей. Это сложно лишь, на первый взгляд, но на деле еще в детстве по случайным шагам, чуть более сильному хлопку двери и другим факторам отмечали настрой человека.
- Запишитесь на актерские курсы. Взаимодействие – это в некоторой степени игра, которая доступна не всем.
- Фиксируйте свои собственные чувства и управляйте ими.
- Чаще бывайте на публике и не стесняйтесь выступлений.
- Заведите привычку играть в настольные игры – Мафию.
Чем моложе человек, тем проще ему научиться понимать поведение других, поэтому начать работу следует как можно раньше.