Возрастные особенности кратковременной зрительной памяти


Под зрительной памятью мы понимаем особый вид памяти, который отвечает за фиксирование и отражение зрительных образов, а также за их использование в процессе общения.

Зрительная память ответственна за сохранение и воспроизведение полученных зрительных образов. С её помощью мы запоминаем лица людей, ориентируемся на местности и распознаем предметы. Когда мы видим лицо человека, в нашем мозге происходит непростой процесс сравнения этого зрительного образа с теми, которые уже хранятся в нашей долговременной памяти. Если образы совпали, то мы определяем данного человека как знакомого. Весь этот процесс происходит за считанные доли секунды.

Бывает и так: встретив человека во второй раз, мы не сразу можем вспомнить, когда и при каких обстоятельствах мы его видели. Также встречаются люди, которые затрудняются узнать лицо человека, с которым провели целый день. Об одном из таких людей говорится в документальном фильме «Мой выдающийся мозг. Сделайте из меня гения».

Главная героиня фильма обладала феноменальной зрительной памятью, которая отнюдь не была дана ей от природы. Такой результат стал наградой за упорные тренировки, длящиеся годами. Очень рекомендуем посмотреть это фильм, если Вы его еще не видели.

Следует отметить, что зрительная память очень связана с воображением. Поэтому, развивая воображение, Вы способствуете развитию зрительной памяти, и наоборот.

Тренировка зрительной памяти

Так как же развить зрительную память? К счастью, это возможно сделать с помощью специальных тренирующих упражнений и игр на развитие зрительной памяти.

Например, чтобы тренировать зрительную память, можно выполнять такие задания:

Воспользуйтесь картинками «Найди отличия».

Это одно из самых популярных заданий, и в Интернете их встречается множество.

Иногда нам кажется, что это лишь детская забава, но данное упражнение помогает нам обращать внимание на детали, что впоследствии приводит к их лучшему запоминанию.

Запоминайте и описывайте внешность людей.

У каждого из нас есть много знакомых. Конечно, мы их узнаем. Но описать полностью их внешность, черты лица вряд ли сможем с первого раза. Попробуйте составить фоторобот или подробно описать хотя бы одного из самых близких Вам людей. Вы увидите, что не так уж это и просто. Но и ничего невозможного тоже нет, пробуйте, а со временем будет получаться все лучше и лучше.

Рисуйте по памяти.

Постарайтесь сделать так, чтобы у Вас всегда под рукой был блокнот с карандашом. Попробуйте в свободные минутки перерисовывать ветки деревьев, карту метро, изгибы на камне… Сначала перерисовывайте, а затем рисуйте по памяти. Старайтесь соблюдать все пропорции и толщину линий. Конечно, рисовать можно все, что угодно. Рисование само по себе является упражнением для развития зрительной памяти. При этом важно не столько умение хорошо изображать, сколько стремление перенести из памяти на бумагу запомненные образы как можно точнее.

Используйте спички как вспомогательный материал.

Возьмите несколько спичек (для начала хватит 5) и бросьте их на стол. Посмотрите, какую фигуру они образовали. Затем отвернитесь и постарайтесь воспроизвести ту же фигуру, используя другие спички. Сравните, насколько они похожи. Если с 5-ю спичками у Вас будет получаться достаточно хорошо, попробуйте увеличивать их количество.

Подключайте другие органы чувств.

Представляйте, как бы звучал тот или иной предмет, какого цвета была бы цифра или буква. Подключая к зрительным образам звуки или запахи, Вы дадите возможность мозгу лучше сохранить их в памяти.

Вспоминайте события прошедшего дня

Перед сном вспоминайте в виде «картинок» события прошедшего дня, «прокручивайте ленту событий», стараясь четко «видеть» все детали. Никаких специальных приготовлений для такой тренировки, как видите, не потребуется. Только привычка, если Вы на неё решитесь.

Запоминание предмета

Найдите предмет, который Вам приятен, рассматривайте его в течение 3-5 минут. Затем закройте глаза и постарайтесь представить себе этот предмет как можно ярче и чётче. Примерно уделите этому 3 минуты. Пробуйте снова и снова. Когда покажется, что получается, перейдите к следующему этапу: подготовьте лист белой бумаги, расположите его позади себя, и после изучения предмета повернитесь к нему спиной и посмотрите на белый лист, постарайтесь «увидеть» на нем четкий образ этого предмета.

Когнитивные тренажёры

Используйте онлайн-игры на развитие зрительной памяти. На нашем сайте Вы можете развивать зрительную память с помощью специальных игровых тренажеров.

Особенности запоминания

Зрение становится первым способом контакта с окружающим миром для маленьких детей. С его помощью они начинают запоминать все, что происходит вокруг, и воспринимать других людей. Уже после этого задействуются иные виды памяти.

Взрослый же человек имеет уже сформированный интеллект и определенные способности. Многие могут сказать, что их зрительная память не так уж и хороша. В таких случаях можно воспользоваться специальными упражнениями и постараться исправить ситуацию.

При желании каждый может протестировать себя. Простое упражнение покажет, насколько развита зрительная память. Учитывая его результаты, можно будет решить, нужно ли вообще тренировать запоминание с помощью глаз. Суть теста в следующем:

  1. Помощник должен подобрать 10 разных изображений. Подойдут любые картинки, между которыми есть серьезные различия (например, разные животные). Желательно их распечатать и порезать на маленькие карточки.
  2. Задача тестируемого в том, чтобы максимально четко рассмотреть все картинки. На это ему дается всего лишь 20 секунд. Когда время выйдет, потребуется назвать все, что было увидено на карточках.

Помощник должен внимательно выслушать тестируемого и сделать выводы о качестве его памяти. Чаще всего такой тест применяется для детей, т.к. для многих взрослых является не таким сложным. Тем не менее выявить плохую память с его помощью точно удастся. Если хочется усложнить задачу, то допускается использование более специфичных карточек или создание дополнительных условностей.

Зрительная память улучшается каждый раз, когда человек ее активно использует. Ее формирование начинается еще в детстве и продолжается на протяжении всей жизни. Поэтому она особенно развита у тех людей, чья профессия часто требует визуально запоминать различные вещи и документы.

Люди, обладающие хорошо развитой зрительной памятью, отличаются повышенной внимательностью и способностью легко концентрироваться.

Зрительная память у детей

Ещё в дошкольном возрасте малыши активно непроизвольно запоминают слова, предметы, понятия, изображения, поэтому в период «ребенок-почемучка» особенно благоприятно использовать специальные игры , предназначенные для тренировки зрительной памяти у детей. Это станет хорошей подготовкой ребёнка к школе, поможет воспринимать сложную и объёмную информацию. Произвольная память требует усилий и проявления внимания и воли для запоминания, это касается и произвольной зрительной памяти. Общие рекомендации для хорошего запоминания таковы:

  • Что интересно, ярко, эмоционально подано – то и запоминается лучше.
  • Начало и конец – самые запоминающиеся моменты.
  • Что просто и понятно объясняют, то и запомнится лучше.
  • Если, помимо зрительной, были задействованы другие виды памяти (тактильная, слуховая, моторная и т.д.), то запоминание будет эффективнее. Наиболее распространены как раз смешанные типы памяти, особенно зрительно-двигательная или, как её еще называют, зрительно-моторная память.

Методы развития

Существует много способов, как развить зрительную память. Даже простые тесты типа «Найди 10 отличий» превосходно стимулируют мозг. Для развития памяти используются многочисленные методики, стимулирующие способности, например, рисование по памяти, описание картинки или фотографии после рассмотрения в течение короткого времени, упражнение на воспроизведение окружающих предметов.

Для детей придумывают простое увлекательное задание. По дороге домой из школы запоминают всех, кто встретится, а затем описывают родителям. Поощрение успехов позволит стимулировать интенсивное изучение мира. Способ улучшает внимательность детей, помогая развитию и совершенствованию навыков.

Для малышей подойдет описание рисунков в детских книжках, лепка фигурок домашних животных по памяти, а для детей старшего возраста – карточная игра для развития хорошей визуальной памяти.

Чтобы заинтересовать малыша, занятия делают привлекательными для возраста и регулярными. Тогда результаты будут впечатляющими уже через месяц после начала тренировок.

Диагностика зрительной памяти

Для диагностики зрительной памяти у детей в домашних условиях можно использовать, например, методику под названием «Десять картинок». Для этого подготовьте лист с наклеенными на него небольшими картинками, изображающими предметы или животных. Можно вместо картинок использовать рисунки, но они обязательно должны быть узнаваемыми. Дайте ребенку изучить изображения в течение 50 секунд (как вариант, можно использовать отдельные картинки, в этом случае каждую следует рассматривать по 5 секунд).

Затем заберите листок и попросите по памяти назвать все изображения. Порядок не имеет значения. Так проверяется кратковременная зрительная память. Если ребёнок запомнил не менее 8 изображений – это показатель хорошей зрительной памяти. От 4 до 7 изображений – средний, а 3 и менее – низкий. Этот тест можно использовать и для определения объёма зрительной памяти. Как – расскажем чуть ниже.

Возрастные особенности кратковременной зрительной памяти

 Память — интегративная функция мозга, обеспечивающая восприятие, запоминание, хранение и воспроизведение информации или навыка. В кратковременной памятина период в несколько секунд сохраняются наиболее существенные элементы воспринятой информации с установкой на последующее ее воспроизведение. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая осознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание. В данной работе объектом исследований являлись показатели кратковременной зрительной памяти студентов, изучаемые в 2015 году в возрасте от 18 до 23 лет и у детей в 2021 году в возрасте от 3 до 6 лет. Исследования проводились на базе Учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» на базе кафедры зоологии, физиологии и генетики, в ясли-сад № 104 и Учреждения здравоохранения «Гомельская детская областная больница медицинской реабилитации».

Исследование кратковременной зрительной памяти проводились по следующим методикам: Методика 1 «Определение объема кратковременной зрительной памяти». Объем памяти оценивался в баллах, соответствующих количеству воспроизведенных из 25 предъявленных для зрительного запоминания в течение 1 минуты не связанных по смыслу слов. Методика 2 (по Эббингаузу) «Определение объема кратковременной зрительной памяти при различном уровне осмысленности». Объем памяти оценивался по сумме коэффициентов запоминания по результатам трех тестов, выполненных по методике 1 с предъявлением для запоминания сначала не связанных, затем связанных по смыслу слов и, наконец, слогов.

Таблица 1

Критерии оценки объема кратковременной зрительной памяти

Балл (методика 1) Коэффициент запоминания по каждому тесту (методика 2) Объем памяти
Менее 7 менее 0,28 Низкий
7–12 0,28–0,48 Ниже среднего
13–17 0,49–0,68 Средний
18–21 0,69–0,84 Отличный
Более 22 более 0,85 Феноменальный

Таблица 2

Критерии оценки объема кратковременной зрительной памяти детей дошкольного возраста

Балл Объем памяти
10 баллов Очень высокий
8–9 баллов Высокий
4–7 баллов Средний
2–3 балла Низкий
1–0 балл Очень низкий

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению.

Результаты исследований. Оценка достоверности различий между коэффициентами значения слогов, не связанных слов и связанных слов, проведена с помощью двухвыборочного критерия Стьюдента. Среднее арифметическое не связанных слов составляет 0,330,02 при стандартном отклонении 0,19. Среднее арифметическое связанных слов составило 0,370,02 при стандартном отклонении 0,2. Среднее арифметическое слогов 0,310,02 при стандартном отклонении 0,17. Достоверных различий в выборках не выявлено. Из этой гистограммы мы можем увидеть, что у студентов лучше всего выражен коэффициент запоминания связанных слов.

Рис. 1. Графическая интерпретация данных по определению достоверности различия между коэффициентами значимости слогов, не связанных слов и связанных слов у студентов

Также с помощью статистики были сделаны графики, на основе полученных в ходе исследований данных. Было выявлено влияние возраста и пола на кратковременную зрительную память детей и сравнение объема кратковременной зрительной памяти детей младшего дошкольного возраста и студентов по одной методике «Запомни рисунки».

Рис. 2. Графическая интерпретация однофакторного дисперсионного анализа влияния возраста на кратковременную зрительную память детей

Рис. 3. Графическое сравнение данных детей и студентов по методике «Запомни рисунки»

Выводы исследований. В ходе исследований объема кратковременной зрительной памяти установлено, что ее средние показатели в группах варьируют от 7 до 12 баллов, что соответствует объему памяти низкому и ниже среднего и подтверждается результатами исследований по методике Эббингауза. Среднее значение коэффициента запоминания достоверно повышается во всех группах при осмысленном запоминании: при запоминании слогов оно составляет 0,32; слов, не связанных по смыслу ─ 0,34 и слов, связанных по смыслу ─ 0,38. Выявлены достоверные различия в значениях коэффициента запоминания различных групп: от 1,1 ± 0,3 до 0,4 ± 0,1 при среднем показателе 0,8 ± 0,2, что свидетельствует об индивидуальном варьировании показателей кратковременной зрительной памяти в группах. Результаты двухфакторного дисперсионного анализа свидетельствуют о достоверном влиянии пола и возраста детей на кратковременную зрительную память. При этом в наибольшей степени прослеживается влияние пола — критерий Фишера составляет 27,62 при уровне значимости >0,01. При этом 59,7 % варьирования дисперсии обусловлено случайным влиянием. Возраст проявляет влияние не столь выражено по сравнению с полом — критерий Фишера составляет только 0,82 при уровне значимости 0,48, что связано с незначительными различиями кратковременной зрительной памяти. Результаты однофакторного дисперсионного анализа свидетельствуют об отсутствии влиянии возраста детей-дошкольников на кратковременную зрительную память — критерий Фишера составляет 1,19 при уровне значимости 0,31. При этом только 4,4 % варьирования дисперсии обусловлено влиянием изучаемого фактора — возрастом. Очевидно, что при большем диапазоне возрастов и охвате исследованием младших школьников, влияние исследуемого фактора существовало бы, поскольку более старшие дети в большей степени мотивированы и у них в большей степени преобладают процессы торможения над процессами возбуждения, более развита нервная система.

При исследовании кратковременной памяти студентов и детей дошкольного возраста по единой методике «Запомни рисунки» было выявлено, что кратковременная зрительная память студентов достоверно выше, чем у дошкольников. Влияние исследуемого фактора имеет место, поскольку более старшие дети (юноши) в большей степени мотивированы и у них в большей степени преобладают процессы торможения над процессами возбуждения, более развита нервная система, чем у детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Жученко, Ю. М. Статистическая обработка информации с применением персональных компьютеров / Ю. М. Жученко. М-во образования РБ, Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины. — Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2007. — 105 с.
  2. Евтухова Л. А. Физиология высшей нервной деятельности: практическое пособие для студентов 5 курса специальности 1–31 01 01–02 «Биология (научно-педагогическая деятельность)» / Л. А. Евтухова, Т. В. Бобрик, Г. А. Медведева; М-во образ. РБ, Гомельский государственный университет им.Ф.Скорины. — Гомель: ГГУ им. Ф.Скорины, 2010. — 72 с.
  3. Данилова, Н. А. Физиология высшей нервной деятельности / Н. А. Данилова, А. Л. Крылова. — Издательство «Феникс»;2005. — 478с.
  4. Безруких, М. М. Возрастная физиология / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин. — М., 1990. — 416 с.
  5. Анохин, П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин. — М., 1968.

Тест на зрительную память

В качестве теста на зрительную память у детей широко используют разные методики. Для исследования зрительной памяти рассмотрим один из самых доступных тестов, и для этого вернемся к уже знакомому, под названием «Десять картинок». В этом случае для диагностики объема зрительной памяти используются отдельные картинки. Каждую показывают в течение 5-6 секунд, просят назвать по памяти всё запомненное, но на этом тестирование не заканчивается. В процессе ответов обращайте внимание и отмечайте следующие моменты:

  • были ли повторы?
  • Были ли придуманные предметы или животные, отсутствовавшие среди продемонстрированных изображений?
  • Каково количество правильно названных изображений?

После этого покажите ребёнку все картинки, которые он не вспомнил. Через 10 минут попросите ребёнка вспомнить все картинки. Результаты оценивают так: если ребёнок вспомнил 8-10 картинок – это хороший результат; 5-7 – удовлетворительный, а 5 и меньше – неудовлетворительный.

Для определения зрительно-пространственной памяти можно, например, показать ребенку на короткое время образец схематического рисунка стола (стула, кровати и т.д.), попросить как следует рассмотреть его и затем нарисовать такой же.

Тренировки для детей

Ребенок может развиваться не так быстро, как хотелось бы его родителям. Многое зависит от индивидуальных особенностей и генетической предрасположенности. Поэтому некоторые дети обладают довольно слабой зрительной памятью, которую требуется обязательно улучшать. Сделать это проще всего с помощью специальных упражнений, вызывающих у них интерес.

Упражнение 1

Первый тип тренировки очень эффективен для развития зрительной памяти и внимания у маленьких детей, которые еще не пошли в школу.

Суть тренировки в следующем:

  1. Родители выкладывают узор из спичек и пуговиц, показывают его ребенку на 10 секунд.
  2. Ребенок должен создать такое же изображение, не обращаясь к узору родителей.

Если малышу слишком сложно, то задание можно упростить, уменьшив количество элементов. Также вместо спичек и пуговиц можно использовать другие предметы.

Упражнение 2

Тренировка таким методом больше похожа на игру. Перед ее выполнением родители должны подготовить карточки с разными звездами, которые отличаются внутренним узором и размерами.

Упражнение проходит так:

  1. Родители дают ребенку одну звезду на 10 секунд, чтобы он ее рассмотрел, а потом забирают и перемешивают с другими карточками.
  2. Далее они выкладывают все карточки перед ребенком, а его задача будет в том, чтобы найти уже знакомую звезду.

Начинать лучше всего с 6 карточек, но сделать их можно намного больше. Все зависит от возраста и способностей ребенка.

Упражнение 3

Одним из самых любимых упражнений для детей становится именно это. Для его выполнения родители должны найти любую картинку, на которой много разных элементов.

Проводится тренировка следующим образом:

  1. Родители показывают ребенку картинку на 30 секунд.
  2. После этого ее убирают и задают малышу вопросы, касающиеся увиденного.

Вопросы могут быть о количестве тех или иных вещей, их цветах, месторасположении и т.д.

Упражнение 4

Сложность этого упражнения определяется родителями с учетом навыков ребенка. Они должны заранее нарисовать 3 разных дерева, состоящих из геометрических фигур.

Выполнять тренировку нужно так:

  1. Родители показывают малышу картинку с 3 деревьями на полминуты.
  2. Заданием ребенка будет нарисовать то дерево, номер которого назовут взрослые.

Для усложнения задачи можно использовать разные цвета. Но делать это рекомендуется только для школьников.

Упражнение 5

Очень простая тренировка, которая подойдет для дошкольников. Родителям следует заранее собрать небольшие карточки разных цветов. Важно, чтобы цвета были максимально отличными друг от друга.

Как выполнять:

  1. Родители раскладывают карточки в определенном порядке и показывают ребенку.
  2. Спустя 10 секунд карточки закрывают, а малыш должен вспомнить их порядок.

Если ребенок не может справиться с задачей, то допускается уменьшение количества карточек, а также замена цветов на цифры или рисунки.

Можно воспользоваться и более простыми заданиями. Например, дать ребенку две похожие картинки, на которых нужно находить отличия.

Объем зрительной памяти

Объем зрительной памяти – важный показатель, от которого зависит возможность сохранения того или иного количества запечатленной информации. Для определения объёма кратковременной и оперативной памяти существует и такая методика: ребенку поочередно предлагают изучить два рисунка, которые представляют собой произвольно расположенные ломаные линии, состоящие из 9 отрезков.

После запоминания каждого из этих двух рисунков ребенку предлагается трафаретная рамка, на которой он должен максимально точно отобразить по памяти линии, изображённые на каждом из рисунков. На основании двух опытов определяется среднее количество правильно воспроизведенных по памяти линий.

Этот показатель принимается за объём зрительной памяти. Под правильным воспроизведением при этом понимается отклонение от исходного рисунка по длине не более чем на одну клетку в каждой линии, при сохранении правильного угла наклона.

Оперативная зрительная память показывает, как долго человек может сохранять и использовать нужную для решения задачи информацию. Показатели оперативной зрительной памяти ребёнка определяются, например, при помощи следующего теста: ребенку предлагается в течение 15 секунд рассматривать карточки в виде шести по-разному заштрихованных треугольников. Затем ребёнок получает матрицу из 24 разных треугольников (4 карточки по 6 треугольников в каждой) и найти среди них те, которые запоминал на шести карточках изначально. Разделив количество времени, потребовавшегося на решение (в минутах), на количество ошибок и прибавив единицу, получим искомое значение – показатель развитости зрительной оперативной памяти.

Виды зрительной памяти

Как гласит китайская пословица: «Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать». Зрительное запоминание можно классифицировать по следующим параметрам:

  • длительность сохранения и закрепления образа;
  • постановка цели;
  • способ запоминания.

Продолжительность работы с образом для запоминания может быть кратковременной или длительной. Кратковременная – подразумевает только факт фиксации, а длительная – закрепление картинки в памяти на долгий срок.

Целевая постановка бывает двух видов:

  • преднамеренная – когда для достижения поставленной цели запомнить что-либо используются специальные методы;
  • непреднамеренная – конкретной цели запомнить нет, а фиксация образов происходит без дополнительных усилий.

Доказано. Запомнить, как выглядит картинка сложной формулы (её визуальный вид целиком), легче, чем уложить в памяти её подробное написание.


Отдельные виды ЗП

Нарушение зрительной памяти

Как правило, нарушения памяти связаны со стрессами, переутомлением, также они могут быть следствием соматических заболеваний. Алкоголизм страшен тем, что поражает печень и приводит к гиповитаминозу. Кроме того, алкоголизм поражает структуры мозга. К нарушению памяти приводят также нарушения кровообращения головного мозга, спазмы сосудов мозга, возрастные изменения.

Нарушения зрительной памяти связаны прежде всего с перенесенными травмами или опухолевыми процессами, при которых затрагиваются прежде всего затылочные зоны коры головного мозга. Это выражается в расстройстве зрительного восприятия и сложности узнавания предметов и объектов, воспринимаемых прежде или если при узнавании и понимании предназначения предмета есть трудности при его назывании.

В некоторых случаях недостаточность развития зрительной памяти может быть связана с недостаточной зрелостью определённых нервных структур головного мозга или зрительных анализаторов в детском и подростковом возрасте или заболевания и расстройства этих структур. В этом случае для исследования зрительной памяти с учетом специфических нюансов нужна консультация врача-специалиста (невролога, офтальмолога, нейропсихолога).

Виды

Существует много способов классификации, но все они являются частью единого врожденного механизма запоминания. Достигается это разными способами – при помощи прикосновения, рассматривания, пробы на вкус, ощущения запаха, слуховым восприятием и так далее. В результате познания мира у человека развивается образное мышление, впоследствии позволяющее ему обрабатывать и генерировать абстрактную информацию, то есть полученную как производное приобретенных ранее знаний.

РЕКОМЕНДУЕМ ПОСМОТРЕТЬ: Как помочь ребенку, если у него плохая память

Зрительную память можно разделить на следующие виды:

  1. Супер кратковременная, или иконическая. Она позволяет получить мгновенную информацию, которая «стирается», если оказывается сразу не использованной. Ее длительность не превышает одной секунды.
  2. Кратковременная. Ее продолжительность до 30 секунд.
  3. Долговременная. Именно она помогает нам сохранять прекрасные воспоминания из детства, самые поразившие нас события, лица, места и ощущения. Она длится очень долго, но с возрастом и при наличии ряда заболеваний начинает «изнашиваться». Часть воспоминаний стирается, а другие бледнеют и не вспоминаются столь ярко и с таким обилием подробностей, как раньше.

Эйдетическая память

Память в психологии – это способность человека запоминать, хранить, воспроизводить, а также забывать события, явления, контакты, знания, полученные на собственном опыте индивида.

В отдельную группу выделяется так называемая эйдетическая память. Такой вид восприятия можно назвать фотографическим, потому что индивид, обладающий этой способностью, имеет способность длительное время удерживать яркое и четкое изображение увиденного, а также успешно воспроизводить его в виде рисунка или словесного описания.

Такой тип восприятия не свойственен всем людям. В значительной степени он присущ детям, подросткам и людям с художественным типом личности – поэтам, писателям, художникам, музыкантам, актерам. Такими уникальными способностями обладал американский президент Рональд Рейган, который всю свою жизнь до прихода в политику был артистом. Для запоминания обширного текста ему достаточно было всего лишь посмотреть на него.

Особенности зрительной памяти

Особенность зрительной памяти заключается в том, что в процессе удержания зрительного образа в памяти он претерпевает определённые изменения, трансформируется. Это может быть, например, упрощение, игнорирование некоторых деталей, или преувеличение отдельных нюансов, или изменение в пользу большей симметричности, или изменение формы (округление, сужение, или изменение положения в пространстве), или изменение цвета. Эти неточности, присущие зрительной образной памяти, могут быть как недостатком, так и достоинством, ведь таким путем можно упростить образ, сделать его символичным, ярким, неожиданным.

Хорошая зрительная память предполагает хорошо развитое воображение. На этом во многом основан процесс запоминания материала и его воспроизведения, ведь то, что мы легко можем представить себе зрительно, как правило, легче и запоминается, и воспроизводится.

Механизмы формирования

В нейрофизиологии память рассматривается как свойство ЦНС, которое заключается в сохранении информации о событиях, происходящих в окружающей среде, реакциях организма на них, умении неоднократно воспроизводить и корректировать мысленно запечатленную информацию. Развитие зрительной памяти невозможно без использования такого приема, как повторение, которое усиливает запоминание.

Психофизические и нейрофизиологические механизмы процесса запоминания основаны на восприятии объекта внешнего мира, как набора специфических признаков, закодированных в единый, цельный образ. Чувствительность системы, опознающей объекты, хранящиеся в памяти, у разных людей различается. Извлечение нужного объекта из недр памяти осуществляется при помощи стимулов, которые воспринимаются нейронами в ассоциативных зонах мозга.

Исследователи обнаружили, что зрительная память хранит сведения о большом количестве объектов и частично об их свойствах. В рамках тестового задания испытуемые после просмотра каталога из 10 тысяч фотоснимков в 83% случаев выбирают увиденную ранее фотографию из двух альтернативных вариантов (один присутствует в каталоге, другой – нет). Причем время, отведенное на первоначальный просмотр каталога, составляет несколько секунд.

Другой эксперимент заключался в том, что испытуемым в течение определенного времени показывали каталог из 2,5 тысяч фотоснимков, разделенных на категории. Изначально перед испытуемыми ставили задачу запомнить больше детальных сведений о предъявленных объектах. Тестовое задание предполагало предъявление ранее показанного стимула в 3 вариантах: в паре с объектом из другой категории, в паре с объектом из той же категории, те же самые объекты в другом положении или в другом состоянии.

Испытуемые верно идентифицировали стимулы, предъявленные при первоначальном и повторном просмотре, в 92%, 88%, 87% случаев соответственно. Эксперимент подтверждает способность человека запоминать специфические характеристики объекта.

Механизм воспоминания строится на автоматических и осознанных мыслительных процессах. В первом случае человек подсознательно испытывает чувство, что объект ему знаком, во втором – целенаправленно пытается извлечь информацию из памяти.

Инструментальная диагностика (ЭЭГ, электроэнцефалограмма) функции зрительной памяти показала негативную волновую активность в лобной области мозга при возникновении чувства знакомого по отношению к объекту. При попытке целенаправленного воспоминания возникают позитивные волны в теменных и центральных зонах мозга. Проверка зрительной памяти у пациентов с повреждением мозгового вещества в височной доле показала сложности при распознавании визуальных образов.

При поражении лобной доли испытуемые сохраняли способность распознавать визуальные паттерны, но затруднялись при выполнении задач, связанных с пространственной памятью. Для исключения патологий, влияющих на ухудшение восприятия и запоминания визуальных образов, рекомендуется пройти обследование у врачей-специалистов: офтальмолога, невролога.

Развитие зрительной памяти онлайн

Что улучшает память? Игры на развитие зрительно-пространственной памяти (например, «Путь ниндзя») оттачивают способность запоминать расположение объектов (закрашенные клетки на поле) и требуют эффективной работы гиппокампа. Это прекрасная тренировка для мозга.

Развитие зрительной памяти онлайн – один из эффективных способов тренировки. это удобно: достаточно иметь хотя бы смартфон с Интернетом, что на сегодняшний день – уже не проблема. Тренировки на тренажерах для мозга онлайн – это доступный и увлекательный способ развивать не только зрительную память, но и другие её виды, а также внимание, восприятие и мышление. Возможность наблюдать динамику своих успехов, ощутимые перемены к лучшему, наглядная статистика, участие в турнирах, соревновательный дух превратят рутинные занятия в ежедневную увлекательную игру, очень полезную и результативную.

Развитие

В психологии на развитие зрительной памяти обращают особое внимание, так как она считается основой для всех остальных типов. Считается, что, если её уровень достаточно высок, с мнемоническими способностями в целом тоже проблем не возникает. Так что тренируйте её в любом возрасте.

У детей

Картинки

Самая популярная, всеми любимая и достаточно эффективная методика развития ЗП — «Найди 5/10 отличий». Ребёнку показываются две похожие картинки, и ему нужно отыскать детали, которыми они различаются. Чем старше дети — тем больше мелочей должно быть изображено на иллюстрации и, соответственно, возрастает количество отличий, которые нужно обнаружить.

Картинки — самый действенный метод развития ЗП в любом возрасте. Предлагайте детям дорисовать по памяти симметричный узор на крыльях бабочки или обнаружить, что на иллюстрации не так (например, у собаки нет хвоста, ребята играют в футбол без мяча и т. д.).

Игры

Так как игра у детей является ведущей деятельностью, используйте её, чтобы тренировать зрительную память. Одна из самых весёлых — «Детективы». Малыши должны внимательно изучить комнату, затем они из неё все выходят, а ведущий либо убирает какой-то предмет, либо добавляет и приглашает юных Шерлоков Холмсов обратно. Кто первый заметит изменения, тот объявляется суперсыщиком.

Что касается детских настольных игр, лучшая тренировка ЗП — это собирание пазлов и мозаики. Тем более, что здесь задействуются ещё и тактильные ощущения.

Игры на зрительную память

Можно помочь ребенку-дошкольнику развить хорошую зрительную память и при этом потренировать или проверить свою. Предлагаем несколько игр на зрительную память:

Назови картинку

Приготовьте 10-12 картинок, разложите их на столе и рассмотрите вместе с ребёнком в течение 1 минуты. Затем спрячьте или накройте картинки и по очереди с ребёнком называйте по одной, не повторяясь. Проиграет тот, кто не сможет назвать картинку из оставшихся.

Что изменилось?

Приготовьте около 8 мелких предметов или игрушек. Подойдут карандаш, ручка, резинка, брусок пластилина, машинка, заколка, монетка, пуговица и т.д. Разложите предметы на подносе, дайте ребенку рассмотреть в течение 40 секунд, попросите его отвернуться и измените что-либо (уберите, добавьте или поменяйте расположение предметов). Так что изменилось? Поменяйтесь с ребёнком местами, теперь Ваша очередь.

Нарисуй по памяти

Приготовьте несколько листов бумаги и карандаш. На одном листе нарисуйте простую фигуру или узор, покажите ребенку в течение 20-30 секунд, уберите, попросите нарисовать по памяти. Вместе посмотрите, что получилось. Теперь Ваша очередь.

Игры на развитие зрительной памяти могут стать полезной привычкой, частью жизни, такой же естественной и неотъемлемой, как зарядка или умывание. А Вы научитесь подмечать детали, мгновенно «схватывать» их и удерживать в памяти. Кроме того, упражнения для развития зрительной памяти могут стать любимым совместным занятием с детьми. Не огорчайтесь, если что-то сразу не получается: за любым достижением стоит кропотливая работа. Зато в Ваших силах сделать её увлекательной, превратить в игру, полюбить.

Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

Как улучшить зрительную память без дополнительной траты времени?

Мало кто любит делать упражнения для тренировки памяти, однако можно улучшать ее, не тратя дополнительное время. Есть несколько рекомендаций, исполняя которые можно значительно улучшить зрительную память.

  • Воспоминания. Для развития памяти зрительного характера нужно каждый день перед сном как можно более подробно воспроизводить события прошедших суток, делая особый упор на образы и мелкие детали. Делая такое упражнение ежедневно, вы быстро заметите, что подробностей, которые удается уловить, становится все больше.
  • Тренировать память можно постоянно, особенно, если профессия подразумевает контакт с людьми. Для развития зрительной памяти нужно пытаться воспроизводить в голове детали образа человека, с которым вы только что общались или даже мимо которого просто прошли.
  • Мгновение. На протяжении дня можно проводить стимуляцию зрительной памяти, неожиданно останавливаясь или просто глянув на какой-нибудь предмет, например, картину. За пару мгновений рассмотрев его, нужно закрыть глаза и попытаться как можно точнее воспроизвести в мыслях все, что удалось запомнить.
  • Словесный портрет. Данное упражнение также является помощником для людей, у которых проблемы со зрительной памятью. Знакомясь с человеком, следует мысленно основные детали внешности и поведения описать словестно. При этом нужно стараться обратить внимание на множество даже мелких подробностей. После чего спустя некоторое время надо попробовать воспроизвести словестный портрет в виде образа.

Такие простые упражнения помогут достигнуть ошеломляющих результатов в развитии памяти зрительного характера. Кроме этого улучшится внимательность, концентрация, а значит, и в целом повысятся интеллектуальные возможности.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]