Мышление помогает нам познавать суть вещей, благодаря ему мы сравниваем и классифицируем, анализируем и конкретизируем, обобщаем и выделяем самое существенное.
По содержанию разделяют наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое (абстрактное) мышление. Развитие наглядно-действенного мышления мы наблюдаем, когда маленький ребёнок начинает познавать мир, знакомясь с окружающими его предметами и манипулируя ими. К моменту поступления ребёнка в школу, как правило, этот вид мышления полностью сформировывается. Интенсивнее всего развитие наглядно-действенного мышления происходит в возрасте трёх-четырёх лет.
Развитие наглядно-образного мышления приходится на возраст около шести–семи лет, когда дети начинают представлять окружающие их предметы или явления. Словесно-логическое мышление развивается ещё позже, как следующий этап в развитии мышления, при этом дети учатся рассуждать, используя понятия.
Наглядно-образное и наглядно-действенное – практические виды мышления, их также относят к группе допонятийного мышления. Это связано с тем, что в их основе лежит конкретное, непосредственное отражение действительности, а использование понятий носит пока ещё неосознанный, случайный характер.
Развитие наглядного мышления у детей станет впоследствии фундаментом для формирования словесно-логического (понятийного) мышления, играющего ведущую роль в жизни человека. Взрослые люди владеют всеми видами мышления, но развиты они могут быть в разной степени.
Развитие наглядного мышления у детей
Наглядно-действенное мышление формируется в процессе знакомства с окружающим миром, в процессе игры, и его развитие предполагает действенное участие взрослого, его помощь в организации игр, его контроль и поддержку. Дети под руководством взрослого узнают больше о свойствах предметов, учатся ими пользоваться, устанавливают связи и отношения, решают с помощью предметов разные задачи на практике. К шести – семи годам ребёнок уже умеет выполнять разные задания на основании наглядного образца, сопоставлять форму предметов или деталей и их размеры.
Одним из самых эффективных занятий, способствующих развитию наглядных форм мышления, является конструирование. Поэтому так важно, чтобы ребёнок играл с конструкторами из разных материалов, разной формы и разных видов. Этой же цели служат занятия с ножницами и бумагой, складывание фигурок из спичек.
С помощью вспомогательных материалов (конструктор, спички, счетные палочки) дети складывают домики и гаражи, столы и скамейки, лесенки, мосты и многое другое. Малыш строит по образцу, а если у него не получается – взрослый показывает ему, как действовать, а ребёнок подражает. Если и это трудно – взрослый делает сам, и ребёнок помогает ему, а потом пробует сам. Например, можно на столе выкладывать плоские фигуры, используя определённое количество спичек, или перемещать одну или несколько спичек так, чтобы получалась другая фигура.
Благодаря взаимодействию со взрослым, ребёнок не только развивает наглядные формы мышления, но и получает новые впечатления и развивает речь. Сложность заданий должна постепенно нарастать.
Как мы уже говорили, наглядно-образное мышление опирается на наглядно-действенное. Оно возникает постепенно, по мере того как ребёнок набирается достаточно практического опыта действий или задумывается о том, как можно изменить ситуацию, представляя при этом в уме, что нужно предпринять и что получится в результате. Наглядно-действенное мышление необходимо для успешного обучения ребёнка в начальной школе. Ребёнок учится решать в уме задачи, опираясь на вопросы (то есть на своё представление о предметах).
Очень важно повышать уровень развития наглядно-образного мышления ребёнка, ведь оно имеет доминирующее значение в процессе познания им окружающего мира. Благодаря наглядно-образному мышлению ребёнок усваивает знания и получает представление о происходящем. К тому же оно порождает первые ростки детского творчества. Достигнутый в дошкольные годы уровень развития наглядно-образного мышления важен для всей дальнейшей жизни человека: это бесценный вклад в общий процесс психического развития человека.
Развитию наглядно-образного мышления способствует прохождение лабиринтов, рисование и конструирование. Но конструирование не по заданному образцу, а на основании словесной инструкции взрослого или путём воплощения задуманной самим ребёнком идеи. Благодаря развитию наглядного мышления ребёнок пользуется схемами, производит подсчёты в уме. К семи годам у детей начинает формироваться и словесно-логическое мышление, позволяя рассуждать, оперируя отвлечёнными понятиями.
Развитие наглядно-действенного мышления
Процесс наглядно-действенного мышления отличается практическим преобразованием реальных предметов. Результатом наглядно-действенного мышления является прежде всего действие. Например, путём нескольких проб мы определяем, какими ножницами лучше всего разрезать эту ткань или этот лист металла. Иногда в результате наглядно-действенного мышления появляется новый предмет: из подручных средств мы можем создать что-то нужное. Разбираясь с новой бытовой техникой, выполняя ремонтные работы, выполняя механические, практические действия, мы используем наглядно-действенное мышление. Наглядно-действенное мышление широко используется людьми рабочих профессий, занятых практической деятельностью, то есть производящих что-то конкретное, материальное.
Наглядно-действенное мышление позволяет нам методом проб и ошибок справиться с той или иной задачей. Недостаточное развитие наглядно-действенного мышления у ребёнка может впоследствии привести к сложностям в обучении, так как занятия потребуют умения предвидеть результат и планировать свои действия. Успешному развитию наглядно-действенного мышления способствуют лепка и конструирование, разнообразные дидактические упражнения и игры, практическое знакомство с предметами – орудиями труда и с предметами, которыми их можно заменить.
Развитие наглядно-образного мышления
Результатом наглядно-образного мышления является образ: мы можем представить, как будем выглядеть в этой одежде, или представить, как будет выглядеть наша спальня после оклеивания этими обоями, или как впишется в интерьер эта люстра (это покрывало, и т.д.). Создавая в воображении план достижения результата, мы используем наглядно-образное мышление. Наглядно-образное мышление лучше всего прослеживается на примере мышления детей – дошкольников и младших школьников. Его активно используют и взрослые, особенно руководители и люди тех профессий, в которых нужно принимать решения относительно предмета деятельности, не взаимодействуя с ним прямо, а только наблюдая за ним.
Для развития наглядно-образного мышления важно помочь ребёнку (впрочем, как и взрослому) раскрепостить воображение, смелее фантазировать, развивать стремление создавать новые образы.
Условно упражнения и задания, способствующие развитию наглядно-образного мышления, можно разделить на обучающие двум вещам:
- Комбинировать
- Трансформировать.
Упражнения первого типа заключаются в том, чтобы из данных образов (символов) – а это могут быть разного рода фигуры, цифры, знаки, картинки, и так далее – сложить что-то совершенно новое. Например, предложите из цифр, математических знаков, букв составить фигурку человека (круг – лицо, точки или скобки – закрытые глаза и рот, запятая – нос, треугольник – платье, знак равенства – ноги, знаки «больше» и «меньше» – согнутые в локтях руки. Как вариант – попросите проявить фантазию и предоставьте свободу сложить любую фигурку.
Упражнения второго типа заключаются в том, чтобы, основываясь на предоставленном цельном образе, внести в него изменения с целью получить что-то новое. Сюда относятся, например, задачи со спичками (палочками), в которых требуется путём некоторых действий одну фигуру превратить в другую. Можно дать задание подумать, каким образом можно было бы изменить, улучшить образ человека, изображенного на фотографии. Можно попросить дорисовать предложенный элемент (например, печатную букву) до любого узнаваемого образа. Например, к букве «Т» легко «подвесить» с обеих сторон по чаше, превращая её в весы.
В развитии мышления, как и других психических процессов, огромная роль принадлежит играм, в ходе которых ребёнок знакомится со свойствами предметов, их особенностями, и изучает их, задействуя разные органы чувств, комплексно.
Исследование наглядно-действенной и наглядно-образной форм мышления
Мышление является очень сложной целостной и в то же время конкретной формой психической деятельности. Процесс мышления удетей направлен на получение новых сведений об объекте, предполагает использование не только знакомых способов действия.
В дошкольном возрасте осуществляется переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.
В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) наиболее характерной для ребенка формой мышления является наглядно-образное мышление. В этом возрасте ребенок может решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах.
4 года — переломный возраст в развитии образного мышления.
Мышление маленьких детей образно по своей сути. Изучение развития детского мышления в онтогенезе показывает, что у ребенка последовательно возникают, развиваются и тесно взаимодействуют между собой три основные формы мышления: наглядно-действенное — «ручное», затем, по мере развития визуальных и мыслительных операций и совершения действий с предметом, — «в уме» и с опорой на образы (представления) этих предметов — мышление приобретает черты наглядно-образного, которое в свою очередь, в недалеком будущем, станет базой для словесно-логического и выведения круга понятий за рамки детского непосредственного опыта.
К концу дошкольного возраста, к 6-7 годам, у ребенка отмечается логическое мышление. Умение рассуждать логически тесно связано с накоплением ребенком опыта, развитием его представлений об окружающей действительности.
Большую роль в развитии логических форм мышления играет речь, которая стайовится орудием мышления, средством планирования деятельности и контроля за ней, хотя и предыдущие две формы мышления осуществляются также с участием речи.
Говоря о взаимосвязи различных видов мышления у детей, следует помнить об их специфике, четко проявляющейся в онтогенезе мышления и характеризующейся особенностью средств, способов осуществления и функций каждой из форм мышления. Для исследования индивидуальных и возрастных особенностей мышления детей младшего дошкольного возраста целесообразно остановиться на изучении таких его форм, как наглядно-действенное и наглядно-образное, а также уровня речевого развития (импрессивной и экспрессивной речи), для детей 6—7 лет — письменной речи с опознанием существенных признаков букв.
Кроме авторских методик использованы методические материалы, опубликованные в работах С. Д. Забрамной, Л. С. Цветковой, О. Н. Усановой.
Процедура выполнения. Время работы не нормировано, обследование проводится в непринужденной форме, в каждом конкретном случае устанавливают свой стиль общения (в одних — ласковый и с одобрением, в других деловой,строгий).
Анализ результатов работы содержит качественную характеристику выполнения задания.
Предлагаемые задания позволяют выявить развитие таких качеств психической деятельности, как произвольность, опосредованность, восприятие величины, формы, цвета, пространственных отношений, способность создавать целое из частей, знание родовых категорий, способность обобщения на основе установления сходных признаков, понимание причинно- следственных зависимостей и др.
Задание 1. Разбор и складывание матрешки двух-, четырех-, шестисос- тавных (предлагается детям с 2 лет).
Цель. Исследование понимания ребенком невербальной инструкции, адекватность, способы действия, использование помощи, операция сравнения и способы реализации ее в деятельности. Наблюдают за состоянием моторики, координации, ловкостью. Наличие и стойкость интереса.
Оборудование. Двух-, четырех- и шестисоставные матрешки.
И нструкция может быть жестовая или вербальная.
Процедура выполнения. Ребенку показывают матрешку, которую открывает и складывает исследователь. Затем предлагает жестом сделать то же. Детям 3,5—4 лет дают устную инструкцию: «Разбери и собери матрешку. Поставь их по росту. Дай самую большую матрешку, самую маленькую».
2-3-летние дети действуют путем проб (это допустимо). Дети после 3,5-4 лет — путем | примеривания и зрительного соотнесения.
Дети используют помощь, предлагаемую в виде жестов, активно реагируют на мимику одобрения и неодобрения.
Задание 2. Разбор и складывание пирамиды (с 2 лет).
Цель. См. задание 1. Определение сформированности понятия величины, цвета.
Оборудование. Пирамиды из 4, 6, 8 колец.
Инструкция может быть жестовая или вербальная.
Процедура выполнения. Перед ребенком ставят пирамиду и жестом предлагают разобрать ее, затем собрать. Дополнительная инструкция: «Дай (покажи) синее кольцо. Дай желтое… Дай два, дай (покажи) первое, второе кольцо…».
Дети 2—3 лет могут складывать пирамиду без учета величины. Для них неадекватным будет складывание пирамиды с попыткой надеть кольцо на закрытый колпачок. После 4 лет дети пользуются способом зрительного соотнесения колец. В тех случаях, когда ребенок ошибается, достаточно бывает повторной инструкции.
Вместо матрешек используют разного размера брусочки и кубики, разноцветные палочки, создают фигуры по образцу (с опорой и по памяти). Наблюдают за характером и направленностью деятельности ребенка, наличием у него самоконтроля.
Задание 3. Построение «заборчика» (предлагается с 3,5 лет).
Цель исследования. Выявление понимания цели задания, способности к произвольной деятельности. Оценка уровня самоконтроля, состояния моторики.
Оборудование. Полоски из плотной («бархатной») бумаги красного (8 полосок) и белого (8 полосок) цветов размером 10×3 см. Используют счетные палочки,брусочки.
Процедура выполнения. Перед ребенком выкладывают в ряд полоски в определенной последовательности: КБКБКБ… Обращают внимание на чередование их по цвету и предлагают жестом или словами («Продолжай сам») выкладывать остальные полоски. Если ребенок допускает ошибку, то оказывают организующую помощь (мимика неудовольствия, отрицательное покачивание головой, замечания типа «Внимательнее», «Посмотри, какая лежит полоска»).
Дети к 3,5-4 годам выполняют это задание. У многих из них не всегда сформированы произвольная деятельность и навык самоконтроля, но при этом не наблюдается неадекватных действий с полосками и брусочками. В тех случаях, когда дети ошибаются, помощь в виде организации их деятельности оказывается эффективной. Моторика некоторых детей недостаточно сформирована (движение неловкие, и не удается соблюдать ровный ряд).
Задание 4. «Почтовый ящик» или коробка форм (предлагается с 2,5 до 4 лет) (рис. 3.5).
Цель. Исследование возможности проведения операций сравнения и установления тождества объектов. Ребенок должен уловить принцип соотнесения основания объемной фигурки с формой прорези; исследование ловкости и точности движений рук, определение ведущей руки.
Оборудование. Коробка, в которой лежат 10 объемных фигур. Размеры коробки: высота 16 см, ширина 12 см и на верхней крышке — 5 прорезей соответствующей формы для 10 объемных фигур.
Инструкция может быть жестовая или вербальная.
Процедура выполнения. Перед ребенком ставят коробку с фигурами; фигуры вынимают. Исследователь берет одну из фигур, показывает ее основание, обводит соответствующую по форме прорезь и опускает в нее фигуру. Жестом предлагает продолжить работу. Может быть дана и устная инструкция: «Опусти все фигурки в коробку». Начинать показ лучше с самых простых по форме фигур (цилиндр с кругом в основании, призма
с треугольником в основании). Нужно вести наблюдение за умением произвести разворот фигуры.
До 3,5 лет дети могут действовать силовым приемом (без учета формы прорезей). С 3,5 до 4 лет — способом примеривания, с 4 до 5 лет — зрительным соотнесением.
Задание 5. Доски Сегена (от 2 лет — доски с 4-6 вкладышами, от 3 лет — доски с 10-15 вкладышами).
Цель. Исследование уровня сформированности действий, идентификации и моделирования, операции анализа и синтеза в различных по степени и трудности условиях.
Оборудование. Доски с углублениями-пазами, в которые вложены фигурки, точно соответствующие пазам (их конфигурации). Существуют 3 вида досок и с разным количеством вкладок. На доске № 1 вкладыши представляют собой целые элементы высокой степени контрастности. На доске № 2 вкладыши цельные, но их цвет совпадает с фоном доски; на доске № 3 вкладыши разделены на отдельные части.
Инструкция может быть в действиях или вербальная («Посмотри, у меня доска с фигурками. Я их высыпаю, а ты положи обратно»).
Процедура выполнения. Ребенку показывают доску с вкладышами, затем у него на глазах доску опрокидывают так, что вкладыши падают на стол. Ребенку предлагают заполнить пазы-выемки.
Норма выполнения аналогична описанной в методике «Почтовый ящик».
Задание 6. Разноцветная мозаика (предлагается с 3 лет).
Цель исследования. Выявление способности зрительно воспринимать цвета, соотносить одинаковые, дифференцировать, знать названия цветов. Умение работать по устной инструкции, по образцу. Изучается зрительная память, состояние моторики.
Оборудование. Мозаика, состоящая из цветных квадратиков и кружков, всего по 12 фигур каждого вида: 2 зеленых, 2 синих, 2 красных, 2 черных, 2 белых, 2 желтых.
Процедура выполнения. Задание включает 5 этапов. На 1-м этапе ребенку показывают выложенный из мозаики разноцветный коврик:
Затем молча берут синий квадратик и кладут на соответствующий «кусочек». Жестом показывают, что ребенок должен продолжать работу. Если невербальной инструкции оказывается недостаточно, то ребенку говорят: «Положи остальные квадратики на свои места».
На 2-м этапе ребенка просят: «Покажи синий квадратик, зеленый». На 3-м — «Какого цвета этот квадратик?» На 4-м — ребенок должен сам сложить рядом такой же коврик. На 5-м образец убирается и ребенку предлагают: «Сделай, как было».
Аналогично проводится выкладывание цветка из кружков указанного цвета (рис. 3.6).
Дети после 3 лет понимают и жестовую и словесную инструкцию. Они соотносят цвета и показывают требуемый цвет. На 3-м этапе, если ребенок не знает название цвета — уточнить. На 4-м этапе — возможно отсутствие ориентации на образец из-за импульсивности, недостаточности внимания, поспешности. На 5-м этапе —результаты лучше у детей с преобладанием зрительной памяти.
Задание 7. Складывание разрезных фигур и картинок (предлагается с 2,5-3 лет).
Цель исследования. Выявление сформированное™ наглядно-действенно- го и наглядно-образного мышления, комбинаторных способностей, способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации, т. е. исследование возможностей синтеза на предметном уровне.
Рис. 3.6. Рисунок цветка |
Оборудование. Картинки с изображением знакомых детям предметов, разрезанные на 2, 3, 4 части по вертикали и горизонтали (рис. 3.7).
Инструкция. Сложи, пожалуйста, из этих частей предмет. Смотри внимательно, не торопись.
Процедура выполнения. Части кладут так, чтобы их нужно было не просто сдвинуть, а сначала перевернуть. И ребенку последовательно предлагается воссоздать целое из частей. Во всех случаях фигуры, которые должен сложить ребенок, не называют.
Дети с 2,5 лет складывают картинку из 2 частей. Преобладает способ проб. Старше 3,5 лет — действуют способом зрительного соотнесения. Если случайно получится, то надо повторить, т. е. дать новое задание.
Задание 7а. Дифференцирование предметов и объектов (с 3,5-4 лет).
Оборудование. Разные части 2—3 предметов.
Инструкция. Сложи какой-нибудь один предмет или животное. Выбери нужные части и сложи.
Задание 8. Понимание сюжетных картинок (с 3,5—4 лет).
Цель исследования. Выявление понимания содержания и смысла сюжетных картинок, способности на основе анализа и синтеза сделать простейшие обобщения, выделить связи, понять чувства людей по их мимике и жестам. Эмоциональная реакция на нелепость в изображении (смех, улыбка, удивление). Определение запаса представлений об окружающем.
Оборудование. Картинка со скрытым смыслом (рис. 3.8); картинки с изображением нелепостей (рис. 3.9, 3.10).
|
|
|
Процедура выполнения. Перед ребенком кладут первую картинку.
Инструкция. Посмотри и скажи, что здесь произошло.
Могут быть заданы дополнительные вопросы: Почему плачет мальчик? Кто забрал у него машинку? Покажи, какой мальчик тебе больше нравится, почему? (или Какой мальчик добрее?).
Вторую и третью картинки кладут перед ребенком без комментариев. Дается 1-2 мин на рассматривание (взрослый следит за эмоциональными проявлениями). Если со стороны ребенка нет какой-либо реакции, то его спрашивают: «Что перепутал художник?»
При работе с первой картинкой дети сразу воспринимают плачущего ребенка, но для понимания причины слез требуются наводящие вопросы, после чего верно оценивают поступки мальчиков. Но к 3,5-4-м годам еще беден словарный запас, связный рассказ они дают к 4,5-5 годам.
В работе с нелепицами — выраженные эмоциональные реакции (смех, реплики: «Так не бывает»). Отмечается активность рассматривания.
Задание 9. Лабиринт (с 3-4 лет).
Цель исследования. Выявление понимания инструкции, устойчивость концентрации, объекта внимания. Целенаправленность деятельности. Особенности зрительного восприятия.
Оборудование. Несколько рисунков с лабиринтами (рис. 3.11—3.13), указка или карандаш.
Процедура выполнения. Перед ребенком последовательно кладут рисунки.
Инструкция. Посмотри, по какой дорожке побегут (поедут) к себе Домой действующие лица.
Дети проявляют интерес. Им понятен смысл задания. Случаи сбоя чаще связаны с излишней поспешностью или недостатком внимания.
Цель исследования. Выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие в предметах на основе зрительного анализа. Наблюдательность. Устойчивость внимания. Целенаправленность восприятия.
|
Задание 10. 1. Найди такую же картинку (с 3,5-4 лет) (рис. 3.14, 3.15). 2. Найди такое же количество точек (5 лет) (рис. 3.16).
Оборудование. Рисунки с изображением различных предметов.
|
Инструкция. 1. Посмотри на картинку в начале ряда и обведи кружком такое же изображение. 2. Найди такое же количество точек и обведи кружочком.
Овладение детьми общей структурой мыслительной деятельности[4]
Задание 1. Обобщение рядов конкретных понятий при помощи родовых понятий.
Дайте детям задание на обобщение 14 рядов конкретных понятий. Предложите назвать одним словом следующие ряды конкретных понятий: 1) тарелки, стаканы, миски; 2) столы, стулья, диваны; 3) рубашки, брюки, платья; 4) башмаки, галоши, валенки; 5) супы, каши, кисели; 6) одуванчики, розы, ромашки; 7) березы, липы, ели; воробьи, голуби, гуси; 9) караси, щуки, окуни; 10) малина, земляника, вишня; 11) морковь, капуста, свекла; 12) яблоки, груши, мандарины; 13) танкисты, пехотинцы, артиллеристы; 14) столяры, маляры, плотники.
Задание 2. Конкретизация понятий.
Предложите детям назвать объекты, входящие в понятие более широкого объема: «Назови, какие (какая) бывают: 1) игрушки, 2) обувь, 3) одежда, 4) цветы, 5) деревья, 6) птицы, 7) рыбы, звери…» В основном эти же понятия дети использовали в качестве обобщающих терминов в предыдущем задании.
Задание 3. Обобщение рядов понятий более широкого объема.
Детям предлагается для обобщения 5 рядов понятий более широкого объема через понятие третьей степени обобщенности. Последний ряд предполагает обобщение через абстрактное родовое понятие. (Это задание повышенной трудности.)
Попросите детей назвать одним словом такие понятия: 1) птицы, звери, рыбы; 2) деревья, травы, кустарники; 3) мебель, посуда, одежда; 4) часы, весы, градусники; 5) пожары, болезни, ураганы. Дети должны самостоятельно найти или придумать обобщающие термины.
Задание 4. Классификация.
Ребенку предлагают 16 карточек с изображением птиц, рыб, посуды, мебели (по 4 карточки в каждой группе).
Инструкция. Посмотри на эти карточки, разложи их на четыре ряда так, чтобы картинки подходили друг к другу и их можно было назвать одним словом.
После выполнения этой части задания ребенку предлагается из четырех рядов сделать два, но так, чтобы в каждом картинки были про одно и то же и их можно было назвать одним словом. Выполняя это задание, ребенок должен сначала сделать обобщение через родовое понятие второй, а затем — третьей степени обобщенности. И в том и в другом случае он должен объяснить свои действия и ответы.
Задание 5. Сравнение.
Ребенку предлагается сравнить пять пар объектов по представлению, найти признаки различия и сходства: 1) одуванчики и ромашки; 2) ели и березы; 3) кошки и собаки; 4) звери и люди; 5) животные и растения. Выполнение этого задания, выделение признаков различия и особенно признаков сходства потребует от детей значительных усилий самостоятельной мысли, систематизации общих представлений, владения иерархией элементарных житейских родовых и видовых понятий или общих представлений в пределах третьей степени обобщенности.
Игры на развитие наглядного мышления
Игра «Угадай, что тут спрятано?»
Нарисуйте разными цветами силуэты четырёх предметов, слегка накладывая их друг на друга. Изображения нужно распознать, затем называть, а затем – раскрасить. Например, такие силуэты: груша, гриб, цветок, дерево; домик, яблоко, мячик, рыбка.
Игру можно усложнить, если:
- увеличить количество предметов;
- нарисовать контур одним цветом;
- попросить ребёнка перечислить по памяти, какие предметы он нашел.
На Битрейнике есть похожая игра —«Бирюльки».
Игра «Вспомни и сложи картинку»
Эта игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Ребёнку показывают схематичное изображение предмета (например, телевизор, цветок, ёлочка, кровать, стул или другие предметы). Затем картинка убирается, и ребёнка просят по памяти нарисовать увиденное изображение или выложить его из спичек (из палочек).
Игра «Найди меня!»
Эта игра предназначена для детей, которые умеют читать.
Напишите ребёнку слова, в которых буквы расставлены в ином, произвольном порядке, например: качер (речка), кабоса (собака), жолка (ложка) , згла (глаз).
Попросите детей отыскать запрятанные слово. Кто быстрее найдёт, тот и молодец! Для взрослых на Битрейнике развивать мышление поможет тренажёр «Большая рыба».
Задания на развитие наглядно-образного мышления предполагают мыслительные операции, которые опираются на представление. Поэтому нужно стараться формировать у детей умение визуализировать, создавать в голове разные образы.
Задание
На листе бумаги нарисуйте четыре – восемь квадратов, внутри каждого из них поместите схематическую картинку, например такие:
- маленький круг внутри большого круга;
- полукруг, расположенный выпуклой стороной вверх;
- круг с вертикальной линией, отходящей вниз;
- две перекрещенные линии;
- два круга, соединенные горизонтальной линией;
- извилистую линию.
Попросите ребёнка дать по каждой из картинок максимальное количество ответов, на что это похоже. Чем больше ответов, тем они оригинальные – тем лучше. Можно соревноваться.
Игра «Угадай, что это»
Опишите любое растение (животное, предмет), знакомое ребёнку, и попросите угадать, что или кто это. Например:
- большой, косолапый, неуклюжий, любит мёд (медведь);
- длинная, плоская, ровная, с делениями (линейка);
- железная, с длинной ручкой и зубчиками (вилка);
- большое, сладкое, сочное, растёт на дереве (яблоко).
На сегодняшний день достаточно несложно подобрать разнообразные, подходящие для возраста и уровня развития ребёнка игры на развитие наглядного мышления. Нужно просто понимать важность таких занятий и уделять им достаточно внимания.
И наконец тренировка мышления, памяти, внимания и восприятия будет полезна в любом возрасте. Уделите 10-15 минут в день развивающим играм и результат не заставит себя долго ждать
И наконец тренировка мышления, памяти, внимания и восприятия будет полезна в любом возрасте. Уделите 10-15 минут в день развивающим онлайн играм и результат не заставит себя долго ждать.
Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!
Ведущий вид мышления
Старший дошкольный возраст это период 5-6 лет. Уникальное время для малыша, который впитывает информацию, как губка. Ведущий вид мышления детей старшего дошкольного возраста – наглядно-образный, но уже начинает формироваться и логическое. Малыш становится способным работать с несложными схемами и таблицами, делать выводы, находить общее между предметами, может выбрать правильные ответы в сложных заданиях.
Занятие НОД по развитию речи в средней группе
Дошкольник всё больше начинает мыслить, представляя объекты, ему уже не обязательно постоянно видеть то, что является предметом его размышлений. Мышление становится более гибким, пропадает рамка, которая раньше как будто препятствовала развитию. Появляются предпосылки объяснить то или иное явление, определить закономерности процесса.
Важно понимать. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) могут иметь более низкий интеллект по сравнению со сверстниками, поэтому от педагога и, в первую очередь, от родителей требуется приложение больших усилий в развитии мышления малыша.
Любое нарушение в развитии, которое замечают родители, не должно остаться без внимания специалиста, который в результате обследования может указать на отсталость в развитии. Таким детям необходимы дополнительные занятия (ИЗО, ритмика, соленое тесто, конструирование), которые будут являться хорошим стимулом для развития.