Плохая память у ребенка: причины — что делать? Препараты и занятия для улучшения памяти у детей

Случалось ли так, что вы просите своего ребенка что-то сделать, а он не делает? Не стоит делать поспешных выводов и считать, что ваш ребенок непослушный или просто невнимательный. Причиной может быть совсем другая проблема: плохая память. Большинство маленьких детей очень активны и как губки впитывают всю информацию. Но зачастую им бывает сложно сохранить и потом воспроизвести услышанное или увиденное. С возрастом такая проблема может перерасти в так называемый «снежный ком». А когда малыш пойдет в школу он столкнется с необъятным потоком информации, которую ему нужно будет запомнить, чтобы преуспеть в классе и быть на одном уровне с одноклассниками. Именно поэтому развитием памяти необходимо заниматься с самого детства.

Плохая память у ребенка: причины

Стоит отметить, что многие дети, а точнее их родители, не знают о плохой памяти ребенка до того, как он поступит в первый класс. Ведь именно в этот момент увеличивается количество заданий, поэтому ребенку очень сложно сосредоточиться и проявить себя как нельзя лучше. Существует несколько основных причин, по которым ребенок может страдать плохой памятью.


Первоклассник

Причины плохой памяти у ребенка:

  • Неправильный режим дня. Дело в том, чтобы активизировать все мозговые центры, сделать запоминание более простым, нет необходимости давить на ребенка и загружать его постоянной зубрежкой. Попытайтесь сделать нагрузки при помощи чередования. То есть чередовать физическую, а также умственную активности. Соответственно оптимальным вариантом будет заниматься около часа уроками, потом идти на прогулку или какую-то секцию, где ребенок может позаниматься физическими упражнениями, бегом, или силовыми тренировками. Это оптимальный распорядок. Обратите внимание на время засыпания, а также пробуждение вашего малыша. Очень часто плохая память может быть обусловлена тем, что ребенок плохо засыпает или поздно ложиться. Соответственно количества сна ему не хватает, из-за этого он не может сосредоточиться и продуктивно поработать в течение дня.
  • Недостаточное количество витаминов и минералов. Дело в том, что некоторые витамины, а также микроэлементы, способствуют улучшению памяти. Соответственно их недостаток может спровоцировать плохое запоминание. В таком случае необходимо периодически давать ребенку витамины, а также пересмотреть его питание, в сторону увеличения количества полезных продуктов. Отдавайте предпочтение свежим фруктам, овощам, рыбе и мясу. Не забудьте про молочные продукты. Нельзя ребенку давать разнообразный фастфуд и сладости. Хотя от двух конфет ничего плохого не будет. Ведь быстрые углеводы в виде сахара являются отличным источником питания мозга. Они будут как нельзя кстати, когда ребенок будет немного уставшим, и помогут включить мозговые центры в работу.
  • Недостаточная тренировка памяти. То есть ребенок педагогически запущенный. Чаще всего это проявляется у детей с плохой речью. Ведь действительно развитие речи говорит о том, насколько хорошо развивается память ребенка. Если ребенок плохо говорит, глотает слова, ему трудно выразить свои мысли, он долго думает, что хочет сказать. Вероятнее всего имеются какие-то проблемы с запоминанием и памятью.
  • Еще одной причины плохой памяти у ребенка могут быть неврологические нарушения. Чаще всего это связано с тяжелыми родами, кесаревым, а также недоношенностью ребенка. Чаще всего таких детей, сразу после рождения, ставят на учет у невропатолога, и дают препараты, которые стимулируют мозговую деятельность. Соответственно, если у вас особых проблем в родах не было, но ребенок страдает плохой памятью и все занятия не дают никакого результата, имеет смысл обратиться к неврологу. Действительно опытный специалист может назначить препараты, которые стимулируют работу головного мозга, и помогут вашему ребенку в обучении.

ВАЖНО: Лучше всего с этим не затягивать, потому что со временем эти проблемы станут гораздо более серьезными и школьнику будет сложно усваивать большой объем информации. Ведь и именно начиная с садика, в начальных классах, происходит формирование памяти ребенка, чтобы подготовить его к дальнейшему обучению.


В школе

Внимательность и память у современных детей.

Вопрос памяти и внимательности подростков крайне важен в наши дни. Информации сегодня довольно много и запоминать детям приходится регулярно немалые объемы.
Некоторые люди могут нам казаться настоящими роботами с терабайтами памяти, которые держат в голове информацию обо всем, что с ними происходит. Точно также маленькие детки смотрят на своих родителей, которые ежедневно решают миллион проблем.

Стоит ли все запоминать, если под рукой всегда есть гаджет?

У современного подростка всегда есть телефон в кармане. Ему не обязательно держать в голове все списки и расписания, ведь можно нажать пару клавиш и все запланированное появится в телефоне. А умный гаджет подскажет в нужный момент, что пришло время выполнить то или иное дело.

Это все, конечно, замечательно. С телефоном в руках человек может быть уверен, что не пропустит важное для него событие. Но кроме всего прочего эта привычка губит и расслабляет самую важную мышцу нашего тела— мозг. Вы ведь понимаете принцип работы нашего тела? Мы ходим в спортзал, чтобы тренировать наше тело и поддерживать его в форме. Тоже самое происходит с мозгом. Если человек перестанет тренировать его, то рано или поздно он станет совсем слабым.

Зачем школьникам развивать внимание и память?

Как бы нас не выручали гаджеты в повседневной жизни, а любому школьнику необходимо готовиться к тестам и контрольным работам, запоминать даты и правила, учить исключения. Никакой гаджет школьника здесь не выручит. Если школьник имеет развитую память и внимание, то он преуспеет в учебе, а значит, станет более уверенным в себе.

Ну и конечно же выпускные и вступительные экзамены, к которым приходится готовиться не 1 месяц. Ребятам необходимо усвоить и выучить огромное количество материала. Часто ребята начинают подготовку за 2-3 года до поступления в университет и изучают отдельные предметы. Это требует огромных ресурсов и сосредоточенности.

Вот теперь и представьте, каково это готовиться к экзаменам подростку с хорошей памятью и как нелегко приходится школьнику со слаборазвитой памятью и вниманием.

Плохая память у ребенка: виды лекарств и их действие

Изначально необходимо попытаться улучшить память ребенка при помощи тренировок. Для этого существуют целые комплексы. Самый простой вариант — это разучивать стихотворения с детьми. Лучше всего этот способ подходит для малышей, которые ходят в детский сад. К слову, это будет хорошая тренировка для дальнейшей подготовки к школе. Хорошо разучивая стихи, ребенок быстро запомнить алфавит и научиться читать.

Однако если такие способы не дают результата, и вы не сдвинулись с мертвой точки, малыш по-прежнему очень сложно запоминает стихи, а маленькое четверостишие разучивает на протяжении нескольких часов, то имеет смысл обратиться к лекарственным препаратам. Стоит отметить, что средств для улучшения памяти огромное количество, их действие может быть основано на разных веществах. Наиболее безопасными, безобидными, являются специальные витамины комплексы для памяти. Они содержат большое количество минералов, и микроэлементов, а также витаминов, которые способствуют запоминанию.


На учебе

Виды препаратов при плохой памяти у ребенка:

  • В улучшении памяти помогут успокоительные препараты, антидепрессанты. Вы спросите, какое отношение данные лекарства помогут в улучшении памяти? Дело в том, что ученые установили, люди, прибывающие в депрессии, действительно страдают ухудшением памяти. Такое состояние отрицательно сказывается на запоминании и ухудшается работа головного мозга, всех систем в организме в целом. Соответственно, если ребенок страдает депрессией, наблюдается буллинг или травля в школе, то, конечно, лучше всего давать ребенку антидепрессанты и устранить раздражающий фактор. Кроме того, такие препараты могут действовать несколько иначе. Сейчас с этой целью дают травяные настои, а также специальные растительные компоненты. Многие из них действительно способны существенно улучшить память.
  • Вещества, которые сказываются на работе головного мозга, улучшая его активность. Чаще всего такие препараты назначают при черепно-мозговых травмах, инсультах, ишемической болезни. Их часто дают при восстановлении после сотрясения мозга. Однако эти препараты пользуются популярностью у невропатолога в том случае, если плохая память у ребенка обусловлена каким-то заболеванием. В частности, это может быть повышенное внутричерепное давление, родовые травмы, а также какие-то органические поражения мозга. Возможно, ребенок пострадал и сильно ударился головой. В таком случае действительно эти препараты помогут улучшить кровообращение в головном мозге, из-за чего и память ребенка улучшится.
  • Стоит отметить, что лекарственные препараты, которые стимулируют работу головного мозга, продаются исключительно по рецепту врача. То есть, в свободной продаже их нет. Но их и не рекомендуется давать детям, которые не страдают неврологическими недугами, заболеваниями. Однако, если у ребенка есть какие-то показания к приему, то обязательно необходимо обратиться к невропатологу. Однако это чаще всего бывает в исключительных случаях, когда у ребенка действительно серьезные проблемы с запоминанием, и он в течении двух часов не может запомнить четверостишие. Действительно, в таком случае необходимо бить тревогу. Советуем для вашего ребенка, который абсолютно здоров, воспользоваться препаратами на основе лекарственных трав.


Домашнее задание

Плохая память у ребенка: препараты

Обзор препаратов при плохой памяти у ребенка:

  1. Отлично зарекомендовал себя экстракт гинкго-билоба, носит название препарат Билобил. Хорошо влияет на запоминание экстракт женьшеня. Он также является довольно хорошим средством и стимулирует работу головного мозга. В целом женьшень улучшает работу всего организма и укрепляет все системы.


    Билобил

  2. Одним из наиболее эффективных препаратов при депрессии является Глицин. Это не что иное, как успокоительный препарат, который улучшает работу головного мозга, из-за того, что успокаивает организм. Соответственно препарат имеет смысл давать в том случае, если ребенок очень нервный, страдает чрезмерными нагрузками, а также находится в состоянии депрессии. Его также назначают младенцам, в случае если ребенок родился недоношенным, в результате этого очень плохо спит, постоянно плачет и наблюдаются нервные тики. В таком случае действительно показан этот препарат.


    Глицин

  3. Лекарства, улучшающие работу головного мозга и стимулируют кровообращение в нем. Чаще всего такие препараты назначаются после черепно-мозговых травм или в результате очень тяжелых родов. Данные препараты не стоит приобретать самостоятельно. Чаще всего они продаются по рецепту, поэтому приобрести их вряд ли получится. Они являются наиболее эффективными, показаны лишь в том случае, если у ребенка имеется какое-то неврологическое нарушение. Среди них можно выделить Кортексин.


    Кортексин

  4. Интеллан. Это комбинированное средство, которое содержит в себе экстракты растительных растений. То есть, никаких химических, искусственных веществ в нем нет. В препарате содержится гинкго билоба и еще пять экстрактов разнообразных растений. В целом препарат оказывает успокоительное действие, а также помогает улучшить кровообращение в головном мозге. Действительно его рекомендуют детям, которые отстают в развитии, плохо учатся. Так как препарат является полностью растительным, от него наблюдаются лишь положительные эффекты, и практически нет противопоказаний.


    Интеллан

  5. Пирацетам содержит в себе одноименное вещество, которое является синтетическим аналогом аминомасляной кислоты. Благодаря воздействию этого препарата, сосуды головного мозга расширяются, сокращается восприимчивость к разным нервным импульсам. Соответственно ребенок быстрее соображает, запоминает информацию. Этот препарат также рекомендовано использовать перед экзаменами, при сильных учебных нагрузках. Препарат назначается также пожилым людям, чтобы уменьшить проявление склероза и других заболеваний, связанных с ухудшением памяти.


    Пирацетам

  6. Биотредин. Этот препарат содержит аминокислоты, которые улучшают деятельность головного мозга. Не стоит пугаться, прочитав в инструкции, что этот препарат назначается при лечении алкоголизма. Да действительно, данное лекарство назначается больным алкоголизмом для восстановления и улучшения функции головного мозга. Однако в препарате есть и назначение подросткам, а также детям до 15 лет, при чрезмерной утомляемости и ухудшении памяти. Аминокислоты, которые входят в состав препарата, также улучшают состояние головного мозга, улучшая в нем кровообращение. Кроме того, препарат отличается успокоительным действием и расслабляет в целом весь организм.


    Биотредин

  7. Церебролизин. Это препарат, который продается в виде инъекций, является своеобразной скорой помощью для улучшения функции головного мозга. Чаще всего уколами пользуются при черепно-мозговых травмах, после перенесенного инсульта или серьезных поражениях головного мозга. Этот препарат однозначно не стоит использовать абсолютно здоровым школьникам, которые страдают повышенной утомляемостью. Однако это отличный препарат, в том случае, если ребенок страдает неврологическими нарушениями и органическими поражениями мозга, нервной системы.


    Церебролизин

  8. Фенибут. Этот препарат относится к психостимуляторам, ноотропным препаратам. Стоит отметить, что он назначается в случае снижения памяти, плохой обучаемости, а также при повышенной тревожности. Чаще всего препарат назначают при наличии нервных тиков, ухудшении обучения, в результате энуреза, при заикании, детям после 8 лет. В целом препарат является успокоительным, и стимулирует работу головного мозга, улучшая память. Препарат не стоит использовать без рецепта. Это лекарство, которое назначается исключительно врачом, и принимается по показаниям. Чаще всего препарат назначается в случае наличия нервных тиков у ребенка, на фоне этого снижается память. Абсолютно здоровым детям давать такой препарат нет необходимости.


    Фенибут

  9. Цераксон. В составе препарата содержится цитиколин. Это вещество, которое помогает улучшить работу головного мозга. Чаще всего назначается после черепно-мозговых травм, для улучшения работы мозга. Кроме того, назначается при дегенеративных нарушениях в работе мозга и отмирании части его клеток. Рекомендован препарат после инсультов, также он показан детям, которые страдают синдромом сниженной внимательности, и очень плохо обучаются. Чаще всего этот препарат назначается после неврологических нарушений, которые отмечались в детском возрасте. Он помогает улучшить работу головного мозга, также препятствует ухудшению ситуации. Препарат продается в виде инъекции, а также сиропа для детей.


    Цераксон

  10. Сомазина. Этот препарат также содержит цитиколин, то есть является аналогом предыдущего. Назначаются при нарушениях запоминания, а также ухудшении памяти. Кроме того, дается после черепно-мозговых травм, для улучшения работы головного мозга и снижения травматического синдрома. Продается препарат в виде саше, а также сиропа. Препарат не назначается детям, однако неврологи дают этот препарат даже малышам в возрасте до 1 года. Препарат стимулирует работу головного мозга, также помогает существенно улучшить память. Чаще всего используется при лечении детей, которые имеют неврологические нарушения, из-за этого и страдают ухудшением памяти.


    Сомазина

Синдром «нехочухи»

Дети с ММД по уровню интеллекта и способностей не уступают сверстникам. Но дисбаланс в работе отдельных участков коры больших полушарий мозга приводит к задержке темпов развития важнейших функциональных систем мозга (речи, восприятия, внимания, памяти, двигательных навыков и других).

Нарушения в развитии ребенка могут проявляться:

  • Проблемами с чтением (дислексией)
  • Нарушением письма (дисграфией)
  • Нарушениями речевых функций
  • Проблемами со счетом (дискалькулией)
  • Проблемами с двигательным развитием (отставание от возрастных норм)
  • Синдромом дефицита внимания Синдром дефицита внимания и гиперактивности
    (сокр.: СДВГ) Неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Симптомы: нарушение внимания, трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность. и гиперактивностью
    Гиперактивность
    Состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму. Чаще встречается у детей и подростков, так как вызывается эмоциями.

Сочетание проявлений минимальных мозговых дисфункций между собой может быть очень разным. Но почти всегда результатом ММД является дезадаптация в коллективе, проблемы в учебе, возможны частые конфликты с родителями и учителями. Дети с трудом концентрируются на задании, допускают много ошибок при его выполнении, ведут себя непредсказуемо и импульсивно. И когда речь заходит об учебе или другом занятии, которое вызывает у ребенка трудности, родители сталкиваются с громкими капризами и заявлениями «Не хочу!». По данным статистики проявления ММД можно встретить не менее чем у 20% школьников.

Плохая память у ребенка — что делать?

Плохая память у ребенка — советы:

  • Если вы не желаете давать лекарственные препараты детям, можете попробовать улучшить ее специальными занятиями. Если вы видите, что ваш ребенок улавливает какую-то определенную информацию гораздо лучше, пытайтесь давать ее именно в таком виде.
  • Ни для кого не секрет, что у некоторых детей действительно зрительная память лучше, а у других наоборот, гораздо эффективнее воспринимается информация на слух. То есть слуховая память гораздо лучше. В зависимости от восприимчивости ребенка, выбирайте метод подачи материала.
  • То есть, если у ребенка зрительная память, то давайте ему информацию в виде каких-то рисунков, букв, печатного текста или каких-то презентаций. Если у ребенка развита слуховая память, старайтесь больше говорить и читать вслух.
  • Просите его при выполнении заданий все произносить вслух, а также читать задачи вслух, чтобы уши уловили информацию. Стоит отметить, что для улучшения памяти при помощи упражнений, выполняется комплекс, а также специальные занятия. Если есть возможность, отдайте ребенка в центр развития памяти. Если же нет, он может заниматься дома самостоятельно.


Плохая память у ребенка

Как улучшить память ребенка: задания, способы

Что касается детей дошкольного возраста, то лучше всего им подавать информацию в игровой форме, а также развивать память при помощи стихов, скороговорок, интересных считалок. Начинайте с самого простого и веселого. Это могут быть какие-то частушки, песенки, стихотворения. Все, что учиться в садике, делается не просто так, а с целью развить память ребенка и стимулировать работу головного мозга. Это своего рода подготовка ребенка к школе.

Задания при плохой памяти у ребенка:

  • Ребенок может действительно плохо схватывать информацию, но расстраиваться не стоит. Самым простым вариантом является использование четверостишия. Произнесите четверостишие несколько раз, и, начиная с третьего раза, попросите ребенка заканчивать предложение. Сделайте так, чтобы ребенок произносил сначала последнее слово в строке, потом два последних слова в строке, а потом три. Таким образом, ребенок сможет освоить полностью все стихотворение.
  • Как ни странно, но развитию памяти также способствует и разучивание танцев. Самым простым вариантом является танец маленьких утят. Какое отношение танец имеет к памяти? Дело в том, что в случае изучения танцев, улучшается зрительная память ребенка, и заостряется его внимание именно на движениях. Соответственно ребенок улавливает колебательные, поступательные движение рук и ног, и сможет их воспроизводить. Если ребенок плохо запоминает стихи, попробуйте научить его танцам. Это действительно способствует улучшению памяти.
  • Рассказывайте сказки ребенку. Старайтесь где-нибудь в середине или вначале спросить о том, что малыш думает по поводу главного героя, как он его представляет. Такие небольшие отступления действительно способствуют улучшению памяти и запоминанию. В следующий раз ребенок уже сможет отчетливо рассказать вам, о чем была сказка, кто является главным героем. Расскажите сказку о Сером волке и Красной шапочке, потом спросите, какого цвета была шерсть волка, шапочка у главной героини сказки. Внимание к деталям также развивает память у ребенка.
  • Постарайтесь спрашивать у крохи, чем он занимался в течение дня в саду, что он сегодня ел, и запомнил. Одевая утром ребенка в детский сад, в школу, акцентируйте внимание на цвете нижнего белья или каких-то деталях, которые изображены на плавках. Когда ребенок придет со школы, спросите, запомнил ли он какого цвета у него плавки, что на них изображено. Как ни странно, это действительно работает, и помогает тренировать память. Кроме того, будьте внимательны и заостряйте внимание на деталях в процессе выходных дней или при проведении времени дома. Спрашивайте, где он оставил свои вещи, каким образом разбираются колеса, и какого цвета был автобус, на котором сегодня ездили. Это все помогает концентрировать внимание и улучшать память.


Занятия с ребенком
Какими бы странными эти методы не казались, но к началу учебного года ребенок действительно будет показывать хорошие успехи в запоминании. Дети, родители которых акцентировали внимание на деталях и мелочах, действительно быстрей учиться читать писать и легко обучаемы.

Как тренировать память ребенка

Даже элементарные разговоры с ребенком, выяснение, как у него дела, просьба рассказать, что было в садике, в школе, уже активизируют участки головного мозга, которые отвечают за память. Чем больше родители задают вопросы, тем активней работа этих участков, происходит тренировка памяти. Ежедневно расспрашивайте детей об их делах, не обрывайте рассказ, дослушивайте до конца любую фразу. Мы советуем родителям прочитать книгу зарубежных психологов Адель Фабер и Элейн Мазлиш «Как говорить с детьми, чтобы они учились». Это мировой бестселлер, который обучает простым, доступным и вместе с тем уникальным стратегиям общения с детьми, помогает родителям приучить детей к самодисциплине, сосредоточенности.

Упражнения для тренировки памяти

Имеется множество упражнений, которые помогают тренировать память детей. Все задания должны соответствовать их уровню. Нельзя давать задания «на вырост». Нарастание сложности производится постепенно. Во время занятий необходимо заинтересовывать детей игровыми приемами. Хорошо стимулирует соревновательный момент, получение призов. Инструкции нужно давать на понятном малышу языке. Для получения лучшего результата тренировка зрительной памяти должна повлечь за собой задействованные моторно-двигательные, слуховые ощущения.

Список простых и действенных способов развития памяти:

  1. «Картинка»

    . Возьмите картинку, дайте ребенку посмотреть на нее 50 секунд. Пусть он постарается запомнить как можно больше деталей. Затем произведите замену первой картинки на вторую, которая имеет незначительное различие в деталях. Ребенку предстоит ответить, что изменилось. Чем старше возраст детей, тем большее количество деталей должно присутствовать на картинке. Усложнение задания производится постепенно, невзирая на возраст.

  2. «Игрушки».

    Поставьте перед ребенком 6 игрушек, схожих между собой размером, окраской. Дайте ему время на запоминание – 15-20 секунд. Пусть он отвернется. За это время уберите одну игрушку. Ребенку предстоит дать ответ, какой игрушки не хватает. Игра постепенно усложняется количеством предметов. Можно не убирать игрушки, а менять их между собой местами.

  3. «Замочная скважина»

    . Приготовьте небольшую, но яркую картинку, лист белой бумаги, который в 4 раза больше размера картинки. В середине листа нужно вырезать отверстие, которое своей формой напоминает замочную скважину. Взрослый листом прикрывает картинку и кладет ее перед ребенком, которому предстоит рассмотреть, что изображено через отверстие. Лист разрешается двигать по картинке. Далее малыш рассказывает, что изображено на картинке. Затем изображение вскрывается и сравнивается с рассказом.

  4. «Спички»

    . Ребенку и взрослому дается по одинаковому количеству спичек. Оставшиеся спички бросаются на ровную поверхность. Дается 30 секунд на рассмотрение получившейся комбинации. Задача игроков – повторить расклад. Выигрывает тот, у кого наиболее точно получилась комбинация спичек.

  5. «Волшебный мешок».

    Приготовьте непрозрачный мешочек, можно воспользоваться подарочным пакетом. Рассмотрите с малышом игрушки, затем одну за одной их отправьте в пакет. Задача ребенка- вспомнить, какие игрушки находятся в мешочке. По мере осваивания игры происходит ее усложнение. Можно увеличивать число игрушек, можно предложить ребенку вспомнить, в какой последовательности игрушки убирались в мешочек.

  6. Расставьте на столе кукольную посуду, рассадите за стол игрушки

    . Расскажите, что у куклы Саши сегодня день рождения. К ней пришли на праздник друзья. И вот все побежали смотреть на салют. Когда они вернулись, кто-то занял не свое место. Путь ребенок угадает, кто из игрушек находится не там, где был первоначально.

  7. «Геометрические фигуры».

    Разложите геометрические фигуры в ряд. Например, треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, круг и т.д. Попросите ребенка восстановить ряд из фигур по памяти.

Учите с детьми стихи, это отличный способ улучшения памяти, причем не только у детей, но и у взрослых. Для детей в 5 лет предпочтительно выбирать короткие стишки с глаголами, в 6 лет лучше знакомить детей со стихами большого объема, но легкими в плане запоминания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]