Слуховая память у детей
Слуховая память является разновидностью образной памяти, которая состоит из таких процессов, как запечатление, сохранение и воспроизведение слуховых образов. Способность учиться с помощью устных объяснений и инструкций считается фундаментальным умением, которое пригодится в течение всей жизни.
Хорошая слуховая память необходима для овладения правилами орфоэпии, навыками интонирования и выразительного чтения. Слабые слуховые навыки могут привести к появлению трудностей при овладении навыками чтения, при изучении языков и норм правописания.
Упражнение «10 слов»
Для проведения такого упражнения не требуется никакого дополнительного оборудования. Необходимо в медленном темпе произнести 10 слов и попросить ребенка повторить те, которые он запомнил. Лучше такое упражнение проводить с небольшой группой детей.
Можно провести проверку индивидуальных результатов каждого ребенка или сделать это коллективно. В таком случае один ученик называет все слова, которые он запомнил, а 2-3 его одноклассника должны добавить все недостающие.
У этого упражнения есть несколько различных интерпретаций. Можно провести ее в виде командного соревнования. Дети делятся на две группы. После прослушивания всех слов, команды по очереди должны называть по одному из услышанных слов. Выигрывает та команда, которая вспомнит и назовет большее количество слов.
Еще один вариант предполагает добавление в озвученный ранее список лишнее слово. Сначала учитель произносит 10 слов. После этого он произносит их еще раз, но уже в другой последовательности. Затем он снова произносит слова, меняя их последовательность и добавляя в перечень какое-либо ранее не звучавшее слово. Дети должны определить это лишнее слово.
Также можно в этом упражнении предложить детям не просто называть все слова, которые они после прослушивания запомнили, а еще и распределить их по родовым признакам. Например, после озвучивания ряда слов нужно попросить школьников повторить те из них, которые обозначают одежду, транспорт и т.д. Или можно предложить им назвать услышанные слова, объединив их в пары (тарелка — ложка, медведь — берлога и т.д.).
Для того чтобы заинтересовать ребят ходом упражнения, можно организовать его в виде игры в «Магазин». Учитель говорит фразу: «Сегодня в моем магазине продается …, …». После этого детям предлагается назвать, что они хотят купить. Все слова, которые вспомнит ребенок, будут считаться его покупкой.
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Исследования показали, что те, кто воспитывался на радиопередачах в дотелевизионную эпоху, обладают лучшей слуховой памятью. Конечно же, этот вид памяти можно и нужно развивать. Как с практической точки зрения (чтобы усваивать информацию в случаях, когда нет возможности увидеть ее глазами), так и для общего развития. Улучшая восприятие на слух, вы тем самым укрепляете всю память в целом, задействуя для хранения информации больше отделов головного мозга. Способов тренировки слуховой памяти существует немало. Вот v лишь несколько простых и доступных методик. Читайте тексты вслух. Не просто произносите их неслышным шепотом, едва заметно шевеля губами. Произносите фразы четко, громко, обращая внимание на интонации. Попробуйте даже менять тембр голоса, если в тексте присутствует диалог между героями. Не торопитесь — сами вслушивайтесь в свой голос и в произносимые слова.
Такое упражнение не просто тренирует слуховую память, но и помогает развить дикцию, обогатить словарный запас. Устраивайте, как в прошлые века, семейные вечера с чтением вслух отрывков из любимых книг, стихов, статей из журналов. Отдохните в кругу близких от телевизора. Психологи отметили, что звук голоса любимых людей благоприятно действует на настроение, помогает справиться со стрессами, укрепляет семейные узы. Вспомните уроки русского языка в школе и такое сложное задание, как изложение. Учитель зачитывала отрывок из какого-то рассказа, а вам нужно было после этого как можно точнее воспроизвести его на бумаге. Сделайте упражнение более интересным. Например, еще раз посмотрите кусочек вашего любимого фильма, где есть диалог, после чего поставьте проигрыватель на паузу и воспроизведите реплики героев на бумаге (или наберите на компьютере, если вам так удобнее). Или во время поездки на общественном транспорте вслушайтесь в разговор находящихся рядом с вами пассажиров, а придя домой, напишите небольшой рассказ, стараясь точнее передать услышанное. После чего прочитайте его вслух, воспроизводя не просто слова, но и интонации ваших персонажей — так, как вы их слышали до этого. Поставьте любимую песню — ту, которую хотите выучить, — на проигрывателе, держа палец на кнопке паузы. Не нужно стараться запомнить целые куплеты — воспроизводите их построчно. Но не просто повторяйте слова, а старайтесь пропевать их как можно ближе к оригиналу. Потом повторите песню по принципу караоке — то есть одновременно проигрывая и напевая ее. Наконец, выключите диск и спойте ее от начала до конца несколько раз. Опять же, максимально старайтесь воспроизвести и мелодию, и интонации исполнителя. Для следующего упражнения вам понадобится помощник. Завяжите себе глаза и попросите его брать разные предметы, которые есть в вашем доме, и заставлять их звучать. Например, пошуршать страницами журнала на столике перед диваном, постучать карандашом по вазам и бокалам, выставленным на полке. Ваша задача — постараться определить на слух, какая конкретно вещь издает данный звук. Естественно, с первых попыток это будет сделать очень сложно. Но вскоре вы поймете, что звон высокой синей вазы для цветов очень отличается от звука, издаваемого при ударе карандашом по хрустальной конфетнице. Найдите записи с пением птиц — они выложены в Интернете, такие диски можно найти в магазинах. Слушайте их, соотносите с названиями. Запоминайте характерные особенности — повторяемость трелей, высоту звуков, то, какие гласные и согласные вы различаете в птичьем пении. После этого включайте записи в случайном порядке, определяя, какой птичке принадлежит данная песня. А весной отправьтесь в лес или городской парк и проверьте себя на практике — в общем птичьем гаме вы научитесь распознавать трели конкретных птиц. Источник: Аптечка-библиотечка, №10, 2014г
Упражнение «Снежный ком»
Такое упражнение построено на многократном повторении и постепенном увеличении количества слов, которые нужно запомнить. Для его проведения рекомендуется расположить детей по кругу.
Смысл упражнения заключается в том, что первый ребенок называет любое слово, а его сосед должен повторить это слово и добавить к нему свое. Третий участник называет уже два предыдущих слова и произносит свое. Обычно предлагается называть слова на определенную тему.
Игра идет до тех пор, пока не выскажется последний участник (количество игроков должно быть не больше 15). Если кто-то из детей не сможет сразу повторить весь ряд, следует предложить каждому ребенку, кто уже называл свои слова, по очереди озвучить их еще раз. Затем игра продолжается далее. Данное упражнение можно проводить в паре.
По такому же принципу проводится упражнение с предложениями. Первый ребенок произносит предложение из двух слов, а остальные участники постепенно расширяют его, добавляя по очереди по одному слову.
Как проверить слуховую память?
Проверить слуховую память не составит труда. Для этого существует множество тестов, которые подойдут как для маленьких детей, так и для взрослых.
Для проверки слуховой памяти необходимо выполнить следующие тесты.
Тест 10-ти слов Лурия
Данный тест позволяет оценить уровень развития слухового внимания, объема запоминания, утомляемости. Тест Лурия можно использовать для детей в дошкольном возрасте и для взрослых.
Стихи для развития памяти взрослым и детям
Витамины для улучшения памяти и работы мозга
Ноотропы для детей: что нужно знать родителям
Перед проведением теста нужно подготовить заранее список произвольных слов. Это могут быть: стул, ложка, окно, цветок, звезда, луна, кошка, книга, речка, перо. Данные слова необходимо зачитать с интервалом в две секунды, ребенок должен внимательно выслушать и запомнить прослушанный ряд. После прослушивания ему нужно повторить все запомнившееся слова. Затем нужно еще трижды повторить данный ряд слов, при этом зафиксировать все слова которые запомнил ребенок. В норме он должен воспроизводить до 4-6 слов в произвольном порядке, после первого прочтения, а после четвертого прочтения он должен назвать на два слова больше от первого результата. Для взрослых нормой считают 5-7 запомнившихся слов после первого прочтения, и все слова после четвертого прочтения.
«Счет» цифровой тест Векслера
Данный тест состоит из двух этапов:
- Первый этап заключается в том, что испытуемому повторяют определенный ряд цифр, по три за каждый раз. После каждого повторения ему необходимо воспроизвести все цифры в нужной последовательности с самого начала. Продолжать нужно до первой ошибки.
- Второй этап заключается в построении заданных цифр только в обратном порядке.
Нормальными показателями считают 6-9 названных цифр в первом этапе теста, и до 5 цифр во втором этапе.
Запоминание двузначных чисел
Данный тест можно проводить с детьми среднего и старшего школьного возраста, а также с взрослыми людьми, он позволит определить степень развития слуховой памяти. Для его прохождения необходимо заранее записать произвольный ряд двенадцати двузначных цифр, например: 13, 55, 27, 63, 42, 38, 19, 52, 93, 11, 73, 40. Испытуемым нужно попытаться воспроизвести их или записать на листике, порядок не имеет значения. Нормальными показателями считается, если испытуемые правильно записали от 7 и более цифр.
Пересказ текста
Данный тест подойдет, как для детей школьного возраста, так и для взрослых. Для детей выбирают отрывок басни, сказки или рассказа из 10-12 предложений, а для взрослых подбирается более сложный текст.
Сами предложения нужно читать разборчиво и с выражением, не слишком быстро. Затем испытуемым предлагают сразу повторить все, что запомнилось, и через час после зачитки.
Хорошими результатами можно считать правильный пересказ сюжета с допущением 1-2 ошибок после первого прослушивания, и 3-4 ошибки — после второго.
Упражнение «Что какого цвета»
Учитель должен подготовить цветные карандаши, тематическую картинку и рассказ, составленный по ее сюжету. Детям предлагается внимательно прослушать историю, которую прочитает учитель и запомнить, какой цвет должны иметь предметы, изображенные на картинке. После этого они должны правильно разукрасить рисунок. Темы для такого упражнения могут быть разнообразные: «Украшаем елку», «Красим с друзьями забор», «Собираем букет цветов», «Одеваемся на праздничный бал», «Ищем лепестки цветика-семицветика» и т.д.