Мнемотехника для развития памяти взрослых: 7 эффективных упражнений для мощного ума


Облегчающие запоминание приёмы и методы

Мы можем найти много трудов, описывающих приёмы и методы, облегчающие процесс запоминания. Даниэль Лапп описала основные из них:
Осознание – сознательно использовать эмоции и чувства при запоминании стихотворных строк. У каждого человека свои особенности и способности. Что касается памяти, то, в зависимости от того, какой орган чувств наиболее развит в запоминании, различают преобладание зрительной, слуховой или двигательной памяти. Этот факт следует учитывать при освоении стихотворения

Стихи для развития памяти можно читать, записать на диктофон и прослушивать, декламировать их, сопровождая жестами и мимикой. Ассоциация образов — учить стихи, развивающие память, следует, применяя ассоциативные образы, выбор которых зависит от индивидуальных потребностей каждого. Применение паузы – позволяет осмыслить выученное и выявить самое важное. Личное комментирование – стихи для памяти лучше усвоятся при выявлении ощущений и впечатлений от их прочтения. Организация материала в категории – проще говоря, текст нужно разбить на смысловые части и заучивать их по порядку. Расслабление. Учить стихи для тренировки памяти в подавленном настроении бесполезно, поэтому позитивные эмоции – тоже очень важное условие для достижения успеха

Стихи лучше заучивать утром, когда и работоспособность, и настроение хорошие. При их воспроизведении могут возникать пробелы, тогда нужно активизировать процесс вспоминания. Для этого необходимо глубоко подышать, оглядеться по сторонам, снимая напряжение, и сосредоточиться на вспоминании. Повторение и частое использование – залог быстрого припоминания.

Многие задаются вопросом: «Какие стихи учить для тренировки памяти?». Как упоминалось выше, лучше выбрать те произведения, которые Вы не читали. Познакомьтесь с творчеством неизвестных поэтов и выберите то, что Вам понравится. Если, например, Вас вдохновляет М. Цветаева, попробуйте почитать В. Маяковского.

Есть и специально созданные мнемостихи – это стихи для улучшения памяти у взрослых, в основе которых лежит принцип мнемотехники. Мнемоника – это система способов и приёмов для запоминания, позволяющая хранить и извлекать из памяти нужную информацию.

Мнемостихи для запоминания

Знаете, для запоминания чего эти стихи:

«Нужно только постараться

И запомнить всё, как есть:

Три, четырнадцать, пятнадцать,

Девяносто два и шесть»?

Правильно — это число Пи — 3.1415926…

Этот стих позволяют применить мнемонический принцип запоминания, благодаря которому человек может хранить и в нужное время извлекать из памяти сложные последовательности, списки, информационные кластеры.

Например еще вариант для запоминания сложных правил.

Спряжение глаголов, которые не спрягаются на «е», все исключения сведены в одну рифмованную строфу:

«Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть

И обидеть, и терпеть,

И зависеть и вертеть».

Хотя регулярная тренировка с помощью выучивания любых стихов позволяет приучить мозг к обработке информации и активизировать потенциал памяти. Но, чтобы процесс пошёл эффективнее, нужно знать о некоторых хитростях.

Комплексный подход

Музыка для улучшения работоспособности мозга и развития памяти
Для поддержания высокого тонуса памяти и всего мозга в целом, нагрузку надо постоянно повышать. А также развивать одни функции при помощи других. Для этого подойдут специально разработанные онлайн-тренажеры Викиум. Они выстраиваются в тренировке таким образом, чтобы ваши сильные стороны становились опорой для развития более слабых. Адаптивный алгоритм отслеживает ваш ежедневный прогресс, постепенно увеличивает нагрузку, чтобы не происходило деградации

Особенность такой тренировки заключается в том, что она задействует три основные функции мозга — внимание, память и мышление. От них зависит общая продуктивность, работа остальных функций, а также наша способность к обучению

Таким образом, тренируя мозг всего по 15 минут в день, вы можете многократно повысить его работоспособность. Это позволит овладеть новыми навыками, быстрее усваивать информацию, становиться продуктивнее и повышать качество собственной жизни.

Источник

Как правильно учить стихотворения взрослому?

Как использовать музыку для развития мозга и памяти

Методик заучивания существует несколько, однако большей популярностью пользуется классическая схема:

  1. Начинать заучивание за несколько (2-3) дней до срока;
  2. Прочитывать текст несколько раз подряд, лучше вслух — так к визуализации добавится звуковое восприятие;
  3. Представить образы и события, описываемые в произведении. При возможности — даже зарисовать;
  4. Выделить главных действующих лиц стихотворения и проникнуться чувствами, которые стремится передать автор;
  5. Переписать текст на бумагу, так усилится визуальное восприятие;
  6. Еще раз медленно прочитать стихотворение вслух, запоминая формы слов и их время;
  7. Начать заучивание по принципу «снежный ком»: запомнить первую строчку, затем первые 2 строчки, затем — первые 3 и т. д.;
  8. Составить шпаргалку из первых букв строчек.

Методика ускоренного усвоения

Музыка для улучшения работы мозга и памяти у взрослых и детей: 15 часов лучших композиций

Многие сетуют на то, что у них очень плохая память и при всем желании выучить стихотворение никак не удается. Для таких случаев и был разработан специальный способ:

Текст нужно прочитать вслух как минимум 2—5 раз. Постараться представить то, что описывалось автором

Метод ассоциаций очень эффективен и позволяет легче запомнить не только стих, но и английские слова, важный материал, да и все что угодно. Теперь еще раз прочитать текст, но на этот раз очень медленно, концентрируя внимание на каждом используемом слове. Далее нужно переписать текст от руки. Это также позволяет ускорить процесс запоминания стихотворения. В завершение взять текст, собственноручно записанный на листе, и несколько раз повторить первую строку

Затем можно добавить вторую строку, повторить ее вместе с первой и т. д. , прибавляя по строке раз за разом.

Польза изучения стихов

Когда у человека нет мотивации что-либо делать, ему будет очень сложно заставить себя приступить к выполнению задания. Поэтому для начала следует понять, для чего заучивание стихов включили в школьную программу. Можно отметить такую пользу:

  • Изучение стихов — это эффективный метод улучшения памяти, причем совершенно бесплатный.
  • Такой способ позволяет расширить кругозор, получить новые знания и почувствовать дух поэзии. Причем для этих целей можно учить не только «Цветы зла» Бодлера, отлично подойдет знакомое всем «Бородино» Лермонтова и басни Крылова.
  • У людей, учащих стихи, развиваются творческие способности.
  • Этот метод долгие годы эффективно используется для обучения актерскому мастерству.
  • Знание стихотворений позволит стать душой компании. Человек, способный вставлять в разговор поэтические цитаты, вызывает интерес и восхищение.
  • И конечно же, изучение лексикона классиков позволяет расширить собственный словарный запас и делает речь более выразительной.

Как улучшить память с помощью стихов

Рассказывается, почему полезно заучивать стихи, как выбирать стихи для этого, как научить детей учить стихи, приводится методика заучивания стихов.

Почему полезно заучивать стихи

Систематическое заучивание всего лишь нескольких стихотворных строк способствует формированию новых нейронных связей, расширяющих память и развивающих интеллект.

Кроме того, в качестве приятного бонуса заучивание стихов:

  • развивает речь;
  • улучшает дикцию;
  • формирует ораторские способности;
  • устраняет комплексы общения;
  • делает разнообразнее речь;
  • улучшает интонацию.

Как выбирать стихи для заучивания

В качестве стихотворений для улучшения памяти у взрослых рекомендуется обратить внимание на классические произведения, в частности: У. Шекспира, А

Пушкина, С. Есенина, В. Маяковского, Б. Пастернака, И. Северянина, С. Есенина .

Как известно, одни люди проще воспринимают информацию визуально, а другие – на слух. Стихи известных поэтов-классиков отличаются понятным, доходчивым смыслом.

Главное выбрать поэзию, которая тебе по душе.

Для развития памяти малышей с помощью поэзии, при подборе стихов следует, чтобы они были понятными ребенку и соответствовали уровню его развития.

При этом выбирать стихи для детей следует согласно возрастной категории:

  • до 4х лет (главным образом, содержат существительные и глаголы, например, стихи про тучку; про солнце; про мячик);
  • от 4х до 6 лет (содержат абстрактные величины и явления, добавляется мотивация к заучиванию стихов: например, для утренника, для мамы, на Новый Год);
  • от 6 лет (содержание стихов становится сложнее, к заучиванию добавляется анализ объектов).

Развитию памяти у детей наилучшим образом подходят в основном произведения известных авторов: Ф. Тютчева, И. Крылова, С. Михалкова,
К. Чуковского, А. Барто, Э. Успенского, С. Маршака, Б. Заходера
.

Различают несколько методик заучивания стихов.

Если хочешь заучить стихи, действуй согласно соответствующей классической методике, то есть следующим образом:

  • начни заучивание за 2-3 дня до выступления;
  • прочитывай текст неоднократно, это позволит совместить визуализацию со звуковым восприятием;
  • представь образы и события, описываемые в стихотворении, при возможности можешь делать зарисовки;
  • выдели главных героев стихотворения, проникнись их чувствами;
  • перепиши текст стихотворенья на бумагу, это усилит визуальное восприятие;
  • повторно прочитывай стихи вслух;
  • начни заучивание стихотворенья по методу «снежный ком»: запоминая сначала первую строчку, затем — первые две строчки; далее — первые 3 строчки и т.д.;
  • составь шпаргалку, состоящую только из первых букв строчек стихотворенья.

Заучивая стихи можно подсмотреть отдельные слова, однако не следует стремиться выучить сразу весь текст.

Ученые и практики утверждают — лучше всего стихи запоминаются, если учить их вслух, ибо звуковая информация воспринимается мозгом так же хорошо, как и зрительная, а то и лучше.

Как научить детей учить стихи

Чтобы научить ребенка учить стихи, важно знать, что иногда дети могут капризничать и отказываться от заучивания стихов. Поэтому при работе с ними надо придерживаться следующих рекомендаций:

Поэтому при работе с ними надо придерживаться следующих рекомендаций:

  • начинать знакомство ребенка со стихами с самого раннего возраста;
  • подбирать стихотворенья, свойственные уровню развития и возрасту ребенка;
  • проследить чтобы заучивание стихов происходило эмоционально и с выражением;
  • своевременно знакомить ребенка с непонятными для него словами;
  • часто повторять стихотворения малышу или вместе с малышом во время прогулок.

Стихотворения для развития памяти рекомендуется проиллюстрировать самостоятельно или вместе с малышом, это превратит процесс заучивания стихов в увлекательную игру.

Целесообразно обязательно мотивировать ребенка, например, сказать, что своим выступлением он обрадует близких или удивит друзей.

Детям раннего возраста следует покупать книги с хорошими, яркими, позитивными иллюстрациями.

Источник

Рекомендуемые стихотворения

Тем, кто не знает, какие стихи подобрать для улучшения памяти, можно дать некоторые рекомендации. Для малышей подойдут сборники стихотворений таких авторов: А. Барто, К. Чуковский, Е. Благинина. Детям постарше можно порекомендовать стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, М. Твардовского.

Взрослым можно попробовать разучивать отрывки из поэм «Евгений Онегин» или «Граф Нулин» А. Пушкина. Подойдут также произведения В. Маяковского, А. Фета и других известных авторов.

Регулярное разучивание стихов поможет не только натренировать память и мышление, но и повысить свою эрудицию.

Рекомендации

Взрослые люди проявляют усилия воли для заучивания стихов, а дети могут сопротивляться данному процессу. Ребёнок должен привыкнуть к стихотворной речи и уметь её воспринимать. Для работы с малышами нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  • знакомить со стихами надо с младенческого возраста;
  • повторять рифмованные произведения следует во время прогулок, различных игр;
  • декламировать стихи нужно выразительно, с эмоциональным воодушевлением;
  • подобранный материал должен соответствовать возрасту маленького человечка;
  • малышу должны быть понятны все слова;
  • желательно иллюстрировать рисунками поэтические тексты.

Рекомендуют начинать запоминание стихотворения за несколько дней до необходимого срока. Надо выделить главных героев, проникнуться чувствами и эмоциями поэта. Яркое представление образов и событий усиливает восприятие и запоминание. Эффективному заучиванию способствуют переписывание строф на листок бумаги, медленное прочтение рифмованных фраз, мимическое и жестовое сопровождение.

Некоторые специалисты рекомендуют составить шпаргалку, в которой изображены столбиком только первые буквы всех строчек. Предлагается воспользоваться принципом «снежного кома», когда заучивание осуществляется путём нарастания. Сначала запоминают первую строку, потом 2 начальные строчки, затем 3 и все последующие в совокупности.

Упражнения для развития памяти у детей дошкольного возвраста

Поскольку маленький ребенок не ставит себе задачу запомнить что-то осознанно, этот процесс происходит стихийно, помимо его воли. Поэтому дошкольнику гораздо легче зафиксировать в памяти то, что вызывает у него сильные чувства и эмоции. Задачки на внимательность специалисты рекомендуют подавать в игровой, развлекательной форме.

Поскольку мышление и память в маленьком возрасте тесно связаны, такие занятия тренируют смекалку, сообразительность, логику. Упражнения для мозга дошкольников должны развивать все виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную, образную и словесную. По мере взросления непроизвольное запоминание замещается логическим мышлением, задействуются оба полушария мозга.

Упражнения для дошкольников:

  1. Вспомнить звук. Игра для развития памяти, когда взрослый предлагает ребенку озвучить то или иное явление. Например, как мяукает кошка, дует ветер, дождь стучит по крыше, жужжит муха. Чтобы разнообразить игру, можно предложить ребенку поменяться местами и давать задания самому.
  2. Игра в ассоциации. Родитель или воспитатель читает дошкольнику пары слов, связанных по смыслу (например, зима – снег, ручка – тетрадь, ложка – обед, дерево – лес). На следующем этапе произносится только одно слово, а ребенок по ассоциации должен назвать второе.
  3. Нарисовать и запомнить. Взрослый называет дошкольнику хорошо знакомые ему предметы (стул, дом, самокат, солнце), а тот должен их быстро зарисовать. Рисунок впоследствии должен помочь ребенку назвать вещь. Детям, ходящим в 1 или 2 класс, можно загадывать не только предметы, но и абстрактные понятия (прогулка, сон, радость).
  4. Игра в магазин. Ребенку дается задание совершить покупки в магазине, в каждом отделе – по несколько предметов, которые он должен запомнить. Например, во фруктовом отделе надо купить банан, яблоко, апельсин, ананас и лимон.
  5. Предметы в мешочке. В полотняный мешок складываются знакомые ребенку вещи (например, яблоко, ложка, лопатка, карандаш). Дошкольник, не заглядывая внутрь, должен на ощупь определить, что находится в мешочке.
  6. Неполный ряд. Перед ребенком ставится 5-10 предметов, которые он должен запомнить за полминуты. Затем дошкольника надо попросить отвернуться, тем временем убрать со стола 2-3 вещи. Ребенку будет интересно угадать, каких предметов не хватает.
  7. Описание предмета. Ребенку называют знакомую ему вещь, а он старается о ней подробно рассказать. Важны цвет, форма, запах, вкус предмета. Взрослый может задавать дошкольнику наводящие вопросы, которые заставят его искать новые определения и ассоциации.

Детская поэзия для развития памяти

Заучивание стихов с ребенком подчиняется также нескольким общим рекомендациям, в соответствии с которыми и стоит выбирать поэтические произведения:

  • Основное требование — все слова должны быть понятны ребенку и соответствовать его уровню развития. Если некоторые из них неизвестны малышу, следует объяснить их значение — это расширит его кругозор;
  • Стихотворение должно соответствовать возрасту ребенка. Если произведение для 3-4-летнего малыша наполнено, главным образом, существительными и глаголами, то в 4-5 лет в стихотворении уже присутствуют абстрактные величины и явления, причем обязательно добавляется мотивация — для утренника, рассказа бабушке и дедушке. С 6 лет содержание становится еще более сложным, а к заучиванию добавляется анализ текстов.

Стихи для развития памяти у детей — это произведения таких известных авторов, как Корней Чуковский, Агния Барто, Самуил Маршак, Сергей Михалков, Эдуард Успенский, Борис Заходер.

Как правило, в детских изданиях имеется разбивка по разным возрастам, облегчающая выбор подходящих текстов.

Примеры стихов развивающих память для детей

  • Стихи для детей до 4 лет Про птенцов
    Ливень, ливень льет везде. Рады птенчики в гнезде. Мама дома посидит. Никуда не улетит.

    Про овечку

    Ох, и модница овечка, Вся в кудряшках, Вся в колечках. Даже рожки впереди Завила на бигуди!

    Про тучку

    Здравствуй, маленькая тучка! Наверху одной не скучно? Хочешь, вместе поиграем? Хочешь, сказки почитаем? Хочешь, попинаем мяч? Только, будь добра, не плачь!

  • Стихи для детей от 4 до 6 лет Мелькают крылья ласточки
    Мелькают крылья ласточки На солнце серебром; Луга цветами убраны, Леса шумят кругом. Как солнцу рады ласточки, Как высоко взвились! Звенит их криком радостным Вся голубая высь.

    Поля кругом раскинулись, — Конца им не видать. Рожь поднялась, волнуется, — Простор и благодать!

    Стишок про июль

    Кукушкин крик последний Как осени звонок. Увянет скоро летний Ромашковый венок. Но в сердце, как в ромашке, Мы увезем домой Июльские ромашки — Пусть светят нам зимой.

    Бежит тропинка через луг

    Бежит тропинка через луг, Ныряет влево, вправо. Куда ни глянь, цветы вокруг, Да по колено травы. Зеленый луг, как чудный сад, Пахуч и свеж в часы рассвета. Красивых, радужных цветов На них разбросаны букеты.

  • Стихи для детей от 6 лет Для мамы
    Солнце золотое Колесом скатилось, Ласковое солнце В маму превратилось, Миленькая мамочка, Мама, улыбнись! Своим сердцем ласковым Ты ко мне прижмись!

    Мама – как волшебница, Если улыбается, Каждое желание У меня сбывается!

    Поцелует мама – Плохое забывается. Новый день, веселый день Сразу начинается!

    Про сказки

    Все сказки в мире непохожи, Всегда присниться сказка может. Но в детстве, говорю вам я, Есть сказки наяву, друзья! Да неужели жизнь – не сказка? А быль? Природы красота Не может сказкой называться? И сказка – это доброта!

    Она нас всех отучит злиться, Научит всех людей дружить… Кто сказки в жизни сторонится, Тому на свете скучно жить!

    Новогодний стих

    Говорят: под Новый год Что ни пожелается — Всё всегда произойдёт, Всё всегда сбывается. Могут даже у ребят Сбыться все желания, Нужно только, говорят, Приложить старания.

    Не лениться, не зевать, И иметь терпение, И ученье не считать За своё мучение.

    Говорят: под Новый год Что ни пожелается — Всё всегда произойдёт, Всё всегда сбывается.

    Как же нам не загадать Скромное желание — На «отлично» выполнять Школьные задания.

    Чтобы так ученики Стали заниматься, Чтобы двойка в дневники Не смогла пробраться!

Проблема культуры

Возвращаясь к несчастному ребенку, которого пытают Плещеевым, — заметна вторая серьезная проблема: отсутствие стиховой культуры (да и вообще культуры). Про общую культуру и так понятно: мама даже не реагирует, когда ребенок на видео первый раз матерится. Давайте лучше о стиховой культуре.

Ребенок на видео не чувствует поэтического ритма, сбивается с него, все время ломает строку, делая ее прозаической. Так редко бывает с детьми, которым с раннего детства много пели песен и читали стихов (кстати, замечу, что особенно в этом смысле хорош Чуковский, которого принято шпынять за страшные ужасные сюжеты; хорош он необыкновенной стиховой энергией и поразительным разнообразием стиха: он ненавязчиво вводит ребенка в мир русской поэзии, знакомя его не только с типичными для детской поэзии хореями, но и с дактилями, и с амфибрахиями, и с пэонами…

Ребенок вырастает, уже пропитанный этими ритмами, стихи легко воспринимаются и легко учатся. А когда этого нет – попытка выучить стихотворение оказывается сродни попытке за один вечер овладеть тувинским горловым пением. Вот вам запись и полчаса времени на домашнюю работу – попробуйте-ка выучить и спеть:

Разумеется, бывает стиховая глухота. Дети, когда учат длинные стихи, часто забывают отдельные слова. Но одни подставляют синонимы с сохранением размера – «мой дядя самых честных правил, когда ужасно занемог», а другие – выбрасывают забытое слово, переставляют слова – и, кажется, вовсе не слышат, что у них вышло. «Ну и день был, сквозь дым летучий французы пошли как тучи»

В этих случаях обязательно нужно обращать внимание на ритм, отбивать его, отстукивать, скандировать, — учить слышать стихи

Глухота бывает и менее выраженной – например, читая вслух Пушкина, дети по привычке читают «раскаленной» и «безнадежно» как «раскалённой»и «безнадёжно», отчего стихи сразу начинают хромать. Они, разумеется, ничего не знают о церковнославянизмах и не понимают, почему тут должно быть Е вместо Ё, и их не смущают даже рифмы «раскалённой – Вселенной» « «безнадёжно – нежно». Но что мешает взрослым поговорить с ними об этом?

Так стоит ли тратить время на заучивание стихотворений?

А если они вам не понадобятся в жизни?

Стоит. Развитый с помощью стихов интеллект окажет человеку помощь в накоплении полезной информации, которая поможет в достижении поставленных целей.

Богатый лексикон, хорошая дикция окажут неоценимую услугу в налаживании отношений с людьми, а также в личностном росте.

Об этом стихотворение Б.Пастернака. (Сможете его выучить?)

Так начинают. Года в два От мамки рвутся в тьму мелодий, Щебечут, свищут, — а слова Являются о третьем годе. Так начинают понимать. И в шуме пущенной турбины Мерещится, что мать — не мать Что ты — не ты, что дом — чужбина. Что делать страшной красоте Присевшей на скамью сирени, Когда и впрямь не красть детей? Так возникают подозренья. Так зреют страхи. Как он даст Звезде превысить досяганье, Когда он — Фауст, когда — фантаст? Так начинаются цыгане. Так открываются, паря Поверх плетней, где быть домам бы, Внезапные, как вздох, моря. Так будут начинаться ямбы. Так ночи летние, ничком Упав в овсы с мольбой: исполнься, Грозят заре твоим зрачком, Так затевают ссоры с солнцем. Так начинают жить стихом.

Развитие памяти методом запоминания стихов

Процесс тренировки памяти у детей и взрослых тесно взаимосвязан с другими видами интеллектуально-мнестической деятельности (восприятие, внимание, мышление), стихи оптимально подходят для максимального задействования обозначенных функций. Рифмованные, стихотворные строчки запоминаются легче, чем произведения в прозе

Чтобы эффективно учить стихи для развития памяти у детей, придерживаются принципов:

  1. Внимательное чтение стиха.
  2. Осознание смысла каждого слова.
  3. Произнесение стихотворных строк вслух с соблюдением пауз, с интонационным выделением ключевых моментов.
  4. Напевание текста.
  5. Записывание текста.
  6. Применение способа ассоциативных связей.

Важно задействовать одновременно слуховую и зрительную области корковых структур. Восприятие материала исключительно на слух вовлекает в процесс запоминания меньше мозговых участков, что ассоциируется с меньшим количеством вновь образованных синаптических связей

Если ребенок читает стишок вслух, работают зрительные и слуховые центры коры.

Чтобы лучше учить стихи для улучшения памяти, применяют такие методы, как напевание и записывание, какие способствуют увеличению количества мозговых зон, участвующих в процессе. Подобным образом работает построение ассоциативных цепочек, когда при запоминании стихотворной фразы человек одновременно смотрит на нее, слушает ее, понимает ее и находит в памяти объекты, образы, подходящие, согласующиеся по смыслу с учетом накопленного познавательного опыта.

Человек лучше запоминает материал, который логически связан с накопленными сведениями. Чтобы выучить текст легко, его связывают с хорошо знакомыми объектами. Например, ассоциации к строчке про лес, включают поляну, грибы, опушку, лесных животных. Ассоциации к фразе про спорт, включают бег, здоровье, спортивный костюм, награды, соревнование.

Если не удается выучить сложное произведение, прибегают к способу прописных (заглавных) букв – на бумагу записывают первые буквы каждой стихотворной строчки. Держа перед глазами бумагу с начальными буквами фраз, будет проще повторить все стихотворение. Полезная привычка – заучивание нового стихотворения каждый день.

Если список выученных стихотворений пополняется ежедневно, мнестические способности постоянно тренируются. В результате регулярных занятий потребуется меньше времени для запоминания стихотворений однотипного содержания и равного объема, например, четверостишия. Новые строфы после долгосрочных тренировок запоминаются после меньшего количества повторений. Результат разучивания стихов:

  • Тренировка памяти.
  • Постановка правильной дикции.
  • Пополнение словарного запаса.
  • Обогащение речи литературными, художественными фразами, речевыми оборотами.
  • Расширение общего кругозора.

Если человек способен прочесть наизусть много стихотворений, он сможет поддержать диалог с любым собеседником, произведет впечатление образованной, интеллектуально развитой личности. Блеснув эрудицией на собеседовании, удастся заслужить несколько лишних баллов и выиграть конкурс на замещение вакантной должности

При знакомстве подобные навыки и способности заставят обратить на вас внимание

Особенности формирования памяти

Метод заучивания стихотворений применяется для развития памяти в любом возрасте. Понимание процесса памяти способствует улучшению этой функции. Память – ведущий познавательный процесс, фундамент, на котором строится психическая деятельность. Образы, которые возникают в ходе взаимодействия с внешней средой, переживались бы каждый раз как возникшие впервые, если бы человек их не запоминал.

Когда человек открывает утром глаза, он понимает, где находится. Отправляясь в школу, институт или на работу, человек осознает, зачем он это делает. Благодаря способности запоминать индивид накапливает впечатления, возникшие в процессе взаимодействия с окружающим миром, обучается, приобретает навыки, умения, чтобы использовать их в дальнейшем. Понимание функции памяти связано с теорией физиолога П. Павлова об условных рефлекторных реакциях.

Например, если во время кормления младенца включать цветную лампочку, повторяя процесс многократно, у ребенка вырабатывается рефлекторная реакция. Он производит сосательные движения при включенной лампочке даже при отсутствии еды. Ребенок запомнил взаимосвязь со светом лампочки, что обусловлено физиологическими процессами в головном мозге:

  • При кормлении происходит нервное возбуждение в пищевом отделе мозга.
  • При зажигании лампочки происходит нервное возбуждение в зрительном отделе коркового слоя.
  • Многократное повторение процесса приводит к формированию новой нейронной связи в мозге.

Способность запоминать связана с деятельностью отделов мозга, с физиологическими процессами, протекающими в ЦНС. Например, при повреждении некоторых отделов мозга головы, ухудшаются когнитивные способности, в том числе память. Причем физиологические процессы при запоминании идентичны физиологическим процессам, которые происходят при восприятии (зрительном, обонятельном, вкусовом, тактильном).

Различие в том, что при восприятии физиологические процессы поддерживаются текущими внешними стимулами (раздражение рецепторов), при воспроизведении информации из памяти фактором возбуждения нервных структур выступают нервные процессы, происходившие в прошлом. Многократное повторение материала позволяет точно его запомнить.

Деятельность, направленная на запоминание и последующее воспроизведение информации, называется мнемической. Если регулярно учить стихи, происходит развитие памяти у взрослых и детей, запоминание сложных слов и фраз полезно для тренировки мозговых структур, ответственных за мнемическую деятельность. К ним относят гиппокамп, таламические отделы ретикулярной формации, слуховые и зрительные центры коркового слоя.

Стихи и внимание

Память без умения быстро сконцентрировать внимание не развивается. Вспомните, когда вы учились в школе или вузе, вам требовалось запоминать сравнительно большие объемы учебного материала

Вы заставляли себя, концентрировались и с переменным успехом заучивали материал. Но почему же оно все забылось? А потому, что когда мы учили, у нас сохранились неприятные эмоции, ассоциации. Мы ждали, когда уже кончится эта мука.

А что происходит, когда мы выучили понравившееся стихотворение? Мы не талдычим его себе под нос каждый день. Приходит момент или подходящий случай, нас охватывают чувства, мы вспоминаем стихотворные строки. Мы в этот момент не спрашиваем себя, в долгосрочной они были памяти или краткосрочной. Вспомнили — и все

На чем было сконцентрировано наше внимание? На моменте, чувствах, ассоциациях, и память сработала

К тому же, стихотворения затрагивают весь список необходимых «инструментов» восприятия:

внимание; визуализацию; органы чувств (обоняние, вкусовые чувства); анализ; логику; ассоциативный ряд; мышление; слух.

Методики

Слышали ли вы когда-нибудь или, может, видели в фильмах, как разведчик, мельком взглянув на документ или секретную схему, запоминал ее моментально? Думаете, это миф? А вот и нет. Такая поразительная способность есть у каждого. Это давно установлено наукой, и используется для обучения сотрудников спецслужб.

Например, такая: человек одномоментно может воспринять (запомнить) 7 блоков по 7-8 слов. К тому же, стихи учат по строфам, а не по предложениям или рифмам

В запоминании важно задействовать артикулярный аппарат, проговаривать вслух всю строфу – это затронет слуховую память. Между строфами важно делать паузы по 4 секунды – это позволяет осмыслить прочитанное, ассоциировать, выработать отношение к написанному, задействовать эмоции

Не все стихи делятся на строфы или не все, что нам потребуется запомнить, подпадает под стихотворную ритмику и делится на блоки. К тому же, если требуется запомнить цифровой ряд, то трудно задействовать весь комплекс триггеров (событие или фактор, которое вызывает определенную реакцию).

В этом случае попробуйте другой метод: пронумеруйте каждое слово в стихотворении, прочитайте несколько раз, вслух называя цифру. Попросите кого-нибудь называть отдельные слова из стиха, а вы, не подглядывая, называйте его номер.

Попробуйте с помощью этого руководства потренироваться

Обращайте внимание на свое отношение к написанному. Прочитайте 2-3 раза и перескажите, как помните, делая упор на свое восприятие

Если позаниматься так с неделю, то можно заметить улучшения каждый день. Однако этого все равно недостаточно.

Для развития мнемонических способностей нужно использовать не только стихи, а также игры, картинки, задания на логический вывод.

Эффективность запоминания

От индивидуальных особенностей восприятия информации зависит эффективность запоминания стихов. Визуалы, у которых превалирует восприятие информации через зрительные каналы, легче воспримут и запомнят строки по печатному тексту в книге.

Аудионоситель, например телефон, или проговаривание стихотворения вслух поможет быстрее освоить текст аудиалам: им проще запомнить услышанное, чем увиденное. Пантомима и жестикуляция – это помощники в запоминании материала для людей с развитой моторной памятью.

Большую помощь могут оказать современные технологии с приложениями для запоминания стихов на смартфоне. Вот пример, где вы можете найти такое:

«Лисьи» приемы для развития памяти

Для ее улучшения и развития применяют так называемые мнемостихи. Они закладывают в хранилища мозга информацию, которой можно будет воспользоваться в нужный момент. Мнемоническая техника запоминания – один из увлекательнейших и действенных методов развития памяти, чем тренировка мозга обычными стихами.

Этим приемом часто пользуются лингвисты, когда необходимо запомнить сложные правила. Для этого скучный текст научного стиля, список действий или перечень товаров превращают в стихотворную строфу. Таким хитрым, или лисьим, приемом легче усвоить и запомнить трудное правило. Например, об особенностях спряжения следующих глаголов:

Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на -е- спрягать нельзя.

Метод караоке — помогает легче учить стихи

Попробуйте выучить стихотворение Владимира Маяковского с помощью этого видео ролика. Автор читает вслух и помогает более простому запоминанию текста.

Маяковский — «Послушайте»

Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? Значит — кто-то называет эти плевочки

жемчужиной? И, надрываясь

Далее

в метелях полуденной пыли, врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит — чтоб обязательно была звезда! — клянется — не перенесет эту беззвездную муку! А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому-то: «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!» Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!

Нравиться читать и учить стихи — пишите как вы это делаете.

А занаете ли вы, кто автор строк на заставке к этой статье? И кто перевел эти строки на русский язык?

Все просто:

Автор строк — Иога́нн Во́льфганг Гете. А перевел это короткое стихотворение с немецкого языка — Михаил Юрьевич Лермонтов

Условия, влияющие на скорость запоминания

Все индивидуально: одни люди учат стихи с легкостью, а другие могут посвятить этому целый вечер, но так ничего и не запомнить. На самом деле не существует ничего не реального. Просто следует помнить о наличии условий, влияющих на качество и скорость запоминания информации. К ним относятся:

  • Обстановка. Если при изучении стихотворения кто-то или что-то будет постоянно отвлекать, конечно же, быстро запомнить материал не удастся.
  • Личные особенности памяти. Одни легче запоминают текст, если услышат его от кого-то, другие лучше воспринимают написанное своими руками, а кому-то проще усвоить материал, читая и проговаривая его вслух самостоятельно.
  • Наличие культурного багажа. Если родители ребенка с раннего детства старались привить малышу любовь к литературе и постоянно читали ему книги, позже он сможет лучше улавливать ритм стихотворения и запоминать информацию быстрее.
  • Время работы над материалом. Считается, что наибольшей продуктивности можно достичь в утренние часы, поскольку в этот период мозг функционирует максимально эффективно. Перед тем как лечь спать, следует повторить изученное, и за ночь оно отпечается в памяти.

Следует понимать, что ученику не удастся выучить стих за 1 минуту, как бы он не старался. Конечно, если речь не идет о стихах в одну строфу для первоклашек или случаях, когда человек обладает совершенно феноменальной памятью. В остальных ситуациях придется уделить достаточно времени, чтобы запоминать стихи.

Для улучшения памяти в дальнейшем полезно тренироваться, заучивая всевозможную информацию, и полноценно спать.

Разберитесь с непонятными моментами

Нам очень трудно запомнить то, чего мы не понимаем. А поэтический язык, как правило, сильно отличается от разговорной речи: вам наверняка встретятся незнакомые или устаревшие слова, непривычные грамматические обороты и конструкции, неизвестные имена и названия.

Для примера возьмём стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и выпишем из него все слова, с которыми могут возникнуть сложности: Александрийский столп, пиит, тунгус. Узнаём, что Александрийский столп — памятник Александру I в Петербурге на Дворцовой площади, пиит — устаревшее обозначение поэта, а тунгусы — название эвенков. Теперь вы сможете себе представить, о чём идёт речь.

Но имейте в виду, что в отдельных случаях важно понимать не просто отдельные слова, а контекст: аллюзии, аллегории. Поэтому полезно прочитать анализ стихотворения или поискать историю создания

Комплексный подход

Для поддержания высокого тонуса памяти и всего мозга в целом, нагрузку надо постоянно повышать. А также развивать одни функции при помощи других. Для этого подойдут специально разработанные онлайн-тренажеры Викиум. Они выстраиваются в тренировке таким образом, чтобы ваши сильные стороны становились опорой для развития более слабых. Адаптивный алгоритм отслеживает ваш ежедневный прогресс, постепенно увеличивает нагрузку, чтобы не происходило деградации

Особенность такой тренировки заключается в том, что она задействует три основные функции мозга — внимание, память и мышление. От них зависит общая продуктивность, работа остальных функций, а также наша способность к обучению

Таким образом, тренируя мозг всего по 15 минут в день, вы можете многократно повысить его работоспособность. Это позволит овладеть новыми навыками, быстрее усваивать информацию, становиться продуктивнее и повышать качество собственной жизни.

Источник

Упражнения для мозга для пожилых людей

Исследования ученых показывают, что нервные клетки мозга способны создавать нейронные связи в любом возрасте. От способности запоминать и воспроизводить информацию напрямую зависит качество жизни пожилого человека.

Упражнения для пожилых людей:

  1. Постоянное заострение внимания на деталях. Например, полезно посчитать деревья во дворе или предметы на столе. Следует обращать внимание на форму и цвет вещей.
  2. Все действия следует доводить до конца. Если потерялась вещь, нужно отыскать ее, не отвлекаясь на другие дела.
  3. Для тренировки зрительной памяти используется метод Айвазовского.
  4. Запоминание и структурирование информации. Например, вечером полезно зафиксировать все действия, произведенные за день.
  5. Компьютерные игры для развития внимания и памяти. Популярные бесплатные онлайн-игры: “Быстрое мемори”, “Деревенские головоломки”, “Пасьянсы Мемори”.
  6. Разгадывание кроссвордов, сканвордов, судоку.
  7. Настольные игры: шахматы, шашки, лото, преферанс, бридж, карточные пасьянсы.
  8. Заучивание наизусть небольших текстов, песен, стихотворений.
  9. Хорошая тренировка – игра в слова или города.
  10. Игры наоборот. Можно посчитать от 50 до 1 или перечислить буквы алфавита от Я до А.
  11. Складывание пазлов и головоломок.
  12. Хобби. Главное, чтобы оно было интересно человеку. Хорошо подходят садоводство, цветоводство, вышивание, вязание, лепка фигурок, выпиливание лобзиком, сборка моделей машин и кораблей.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]