Симптомы дискалькулии у детей и способы коррекции нарушения

Дискалькулия — это неумение оперировать математическими категориями, неспособность понимать суть арифметических операций, понятия «число», «сумма», «треугольник» и им подобные. Как правило, данное нарушение появляется у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте, но может возникнуть и у взрослого человека. Дискалькулию сложно диагностировать неспециалисту, поэтому зачастую дети с такой патологией попадают в специализированные классы для школьников с нарушениями психического развития.

Примерно 10% школьников страдают от той или иной формы дискалькулии. Не все родители знают, что при своевременной диагностике ещё в дошкольном возрасте можно предпринять эффективные меры по предупреждению этой патологии и облегчить ребёнку процесс освоения школьной программы.

Если ребёнок страдает от проявлений дискалькулии, он испытывает негативное отношение к «точным наукам». Хроническая неуспеваемость может отразиться и на овладении предметами гуманитарного цикла, а также стать причиной низкого социального статуса школьника. У него не складываются отношения со сверстниками, а педагоги и родители часто оказывают на него неоправданно мощное давление из-за его воображаемой лени и отсутствия прилежания. В дальнейшем такие дети испытывают трудности с выбором профессии и самореализацией.

Причины появления нарушения

К развитию патологии приводят:

  • Боязнь арифметики – в основе нарушения лежит негативный опыт обучения счёту путём принуждения, наказания. Связана эта необычная фобия с тем, что при решении арифметических примеров, особенно задач, у ребёнка возникали трудности или его часто ругали и наказывали. Со временем у него развился страх и неуверенность в своих силах из-за боязни быть наказанным.
  • Социальные проблемы. Они чаще всего возникают у детей, которые воспитываются в условиях педагогической запущенности, в неблагополучной семье.
  • Поражение теменной доли коры головного мозга из-за патологии беременности и родов, травм головного мозга и нейроинфекций, опухолей и генетически обусловленных дефектов.

У взрослых данная проблема часто появляется вследствие нарушения работы головного мозга. К её возникновению могут привести кровоизлияния, органические поражения в височном отделе, опухоли, тромбы, кисты и черепно-мозговые травмы. Спровоцировать возникновение дискалькулии могут и различные психологические травмы. При появлении проблем с применением математических знаний следует обратиться к психоневрологу.

Дискалькулия у детей часто возникает и из-за расстройств мыслительной деятельности. К таковым относятся:

  • нарушение в обработке зрительной информации;
  • пониженная концентрация внимания;
  • нарушение логического мышления;
  • проблемы с усвоением и запоминанием информации.

Дискалькулия может сочетаться с такими нарушениями чтения и письма, как дисграфия и дислексия, а также с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Диагностические мероприятия

При выявлении симптомов предполагаемого нарушения, необходимо обратиться к школьному психологу или логопеду. Если клинические проявления выражены сильно, то вопросами диагностики и лечения занимается врач-психиатр. В редких случаях, выявление болезни происходит у подростков.

Заболевание диагностируют по алгоритму, позволяющему подтвердить нарушения калькуляции и других когнитивных навыков. Обследование состоит из:

  1. Сбора имеющихся жалоб и анамнеза заболевания. Важно установить характер течения беременности и родов, условия воспитания, а также наличие признаков аналогичных симптомов у родителей ребенка.
  2. Осмотра, в ходе которого врач изучает неврологические функции и психическую сферу. При выявлении изменений, следует проводить дифференциальную диагностику с органическими поражениями головного мозга.
  3. Оценки навыков и умения в области математики. Школьников просят посчитать до десяти и обратно, сравнить предметы по размеру и количеству, правильно назвать геометрические фигуры, решить простые примеры. Дополнительно оценивают способность ориентироваться в пространстве, в том числе по карте, выполнять сложные действия по инструкциям в несколько этапов. При диагностике дискалькулии у детей дошкольного и раннего школьного возраста их просят выполнить простые задания: расположить числа по их увеличению или уменьшению, сравнить их. Важно помнить, что подбирать задания следует в соответствии с возрастными нормами.
  4. Тестов на дискалькулию, состоящих из заданий на перекодирование информации. От подростка требуется перевести словесные конструкции в математические символы. Для этого ему предлагают различные формулы, дроби и др.
  5. Электроэнцефалографии (ЭЭГ) или магнитно-резонансной томографии (МРТ) – проводят при подозрении на органическое поражение головного мозга.

Дифференциальную диагностику дискалькулии необходимо проводить с рядом патологических состояний, таких как педагогическая запущенность, задержкой психического развития и олигофренией. У детей с заболеванием снижается только способность к арифметическим расчетам, а все остальные сферы (интеллект, память и пр.) сохраняются в пределах возрастной нормы.

Симптомы проблемы

Дети, страдающие дискалькулией, не способны понять, что представляет собой число и по какому принципу выстроен числовой ряд, не могут различить и запомнить цифры. Они не могут производить операции с числовыми значениями, не умеют раскладывать их на слагаемые. Им сложно сравнивать количество предметов, проделывать простейшие арифметические действия и проводить вычисления по внутреннему плану, то есть, считать «в уме».

Симптомы дискалькулии:

  • сложности с различением и написанием цифр;
  • неумение определять время и ориентироваться в часах, минутах, секундах;
  • нарушения координации тонких движений;
  • неспособность определить пройденное расстояние, измерить длину отрезка;
  • сложность восприятия понятий «меньше», «больше»;
  • невозможность решения задач без иллюстративного сопровождения;
  • сложности при решении логических задач, выполнении действий с абстрактными категориями;
  • неспособность визуального определения количества предметов, составления их в группы без пересчёта их по одному.

Как только близкие обнаружили у ребёнка вышеперечисленные симптомы, следует незамедлительно обратиться за консультацией к логопеду или психотерапевту. Специалист проведёт дифференциальную диагностику, определит форму нарушения, выделит причины его появления и разработает эффективный метод коррекции.

Вследствие нарушения в обработке зрительной информации ребёнок может решать примеры, только если присутствует их предметная составляющая. Самостоятельно представить то, что написано в условии задачи, малыш не может. Кроме того, школьники в начальных классах неспособны рационально рассчитывать свободное время, что и приводит в будущем к плохой успеваемости и проблемам с поведением. На видео ниже данный аспект описан достаточно полно:

Виды, проявления дискалькулии и способы ее коррекции

У некоторых детей проблемы с пониманием чисел могут появиться в дошкольном возрасте. В других случаях они проявляются по мере того, как математика усложняется, ребенок переходит из класса в класс…

У ребенка, страдающего недугом, возможно нарушение как одного, так и ряда процессов, участвующих в формировании арифметических навыков. Анализируя симптоматику расстройства, выделяют следующие виды дискалькулии:

Эту таблицу можно дополнить так называемой псевдодискалькулией – нарушением усвоения основ математики в связи с нежеланием учиться, либо из-за неграмотно построенного процесса обучения.

Для детей с дискалькулией свойственны трудности

  • с пониманием, что, к примеру, число 5 — это то же самое, что и слово «пять», и что они оба означают пять вещей;
  • с изучением таблицы умножения;
  • с денежными операциями: посчитать деньги, определить стоимость, сдачу;
  • с определением времени и ориентацией в часах, минутах, секундах;
  • с оценкой скорости или расстояния;
  • с пониманием логики математических задач;
  • с координацией движений;
  • с запоминанием дат, номеров телефонов, формул;
  • с изучением черчения, физики, химии…

Такие дети, как правило, быстро утомляются, имеют низкую работоспособность, сниженный темп психических процессов…

Формы дискалькулии

Она может быть врождённой или приобретённой, первичной или вторичной. Специалисты выделяют следующие формы:

  • Практогностическая – неумение вести абстрактный счёт, классифицировать предметы по форме, величине, количеству.
  • Вербальная – невозможность назвать числа, геометрические фигуры и действия, которые с ними совершают.
  • Графическая – проблемы с переводом числа в форму цифры, изображением математических символов, геометрических фигур.
  • Лексическая – характерны ошибки в чтении арифметических знаков и цифр, в понимании условий задачи, сути математических операций, нарушения пространственной визуализации.
  • Операциональная – у ребёнка появляются трудности в совершении простых арифметических действий и решении элементарных примеров и задач.
  • Арифмерия – неспособность к обучению вычислительным операциям.
  • Псевдодискалькулия – нарушение усвоения математики из-за сниженной мотивации учения, не грамотно организованного процесса обучения.

В некоторых случаях у детей, страдающих дискалькулией, могут возникнуть симптомы сразу нескольких форм данного заболевания. После определения вида специалист разрабатывает терапию, направленную на коррекцию нарушения и дальнейшую профилактику развития у ребёнка других её форм.

Существует такое понятие, как акалькулия — это нейропсихологический симптом, который проявляется в нарушении счёта и счётных операций из-за поражения различных участков коры головного мозга. Не нужно путать его с дискалькулией.

Что такое дискалькулия?

Приветствую вас, дорогие читатели!

На днях стала невольным свидетелем разговора двух мам:

«…Мой сын ничего не понимает в математике! Он боится ее и с трудом делает то, что с легкостью дается другим! Нужен срочно репетитор!»

А репетитор ли нужен?

Если проблема появляется время от времени, вероятно, да! Но, если у ребенка постоянные трудности со счетом и стабильно низкие оценки по математике, возможно, причина в дискалькулии!

Что это?

Считается, что дискалькулия одинаково распространена среди мальчиков и девочек. И, хотя недуг не так хорошо известен и понятен как дислексия, некоторые эксперты утверждают, что им страдают от 5% до 10% людей в мире.

Ставить ребенку подобный диагноз, по мнению специалистов, возможно не ранее 5-6 лет, так как именно с этого возраста начинают формироваться первые арифметические способности, навыки по работе с абстрактными символами и действиями.

Дискалькулия — расстройство, сопровождающее человека всю жизнь и доставляющее ему множество неудобств. Приготовление пищи, поход в магазин, ориентация во времени и пространстве могут стать серьезным испытанием для людей с отсутствующим «чувством числа»… Но не стоит отчаиваться. Сегодня существуют методики, способные компенсировать нарушенные функции мозга, помочь с решением проблем, вызванных дискалькулией.

Тестовые задания для диагностики

Заподозрить появление у ребёнка дискалькулии можно ещё до наступления школьного обучения. Достаточно предложить 5–7-летнему малышу посчитать что-то, после чего можно увидеть, что выполнение элементарных математических действий вызывает у него значительные трудности.

Тестовые задания для детей младшего школьного возраста:

  • посчитать от 10 до 20 (счёт до 10 может быть безупречен);
  • расположить числа в порядке возрастания и убывания;
  • сравнить два числа;
  • определить название геометрических фигур, классифицировать их по цвету, размеру;
  • выполнить арифметические действия (сложение и вычитание);
  • проанализировать схему тела человека;
  • определить направление вправо-влево.

После проведения обследования специалист может с точностью определить форму дискалькулии и начать работу по её коррекции.

Виды расстройства

Различные механизмы развития нарушения обусловливают нарушения отдельных этапов работы с абстрактными символами. В зависимости от этого, выделяется несколько типов дискалькулии:

  • графическая – проявляется сложностями в письменном отображении математических символов и цифр, отмечается невозможность точного воспроизведения геометрических фигур;
  • практогностическая – связана с нарушенным пониманием абстрактных математических понятий, дети не могут перевести их в конкретные примеры, что затрудняет решение задач или объяснение выполненных математических действий;
  • лексическая – проявляется нарушенным чтением математических знаков и цифр, сохраняется способность воспринимать информацию и обучаться, слушая учителя или родителей, но отсутствует понимание учебного материала при самостоятельном чтении;
  • вербальная – выявляются нарушения восприятия математических понятий на слух и трудности с их называнием, при этом письменные задания выполняются легко;
  • операционная – проявляется нарушениями устного и письменного решения задач с математическими действиями;
  • идеогностическая – связана с невозможностью вести мысленные размышления и подсчеты без опоры на математические понятия, таким людям необходимо вести письменные записи, зарисовывать задачи или использовать палочки.

Вне зависимости от причин развития, отдельные типы дискалькулии могут сочетаться. Это приводит к усложнению восприятия информации и затрудняет освоение точных наук.

Как проводится коррекция дискалькулии

Коррекцию (лечение) проводят в поликлинике или специализированном медицинском центре. Этим занимаются следующие специалисты: психоневролог, невропатолог, детский психолог, логопед. Основное лечение проводится в игровой форме, могут быть использованы специализированные компьютерные программы и интерактивные занятия ребёнка со специалистом.

В среднем, для устранения проблемы требуется провести 30–90 занятий, в тяжёлых случаях их число доходит до 250.

Методы и упражнения для коррекции:

  • решение задач, приближенных к жизненным ситуациям (в магазине, в семье, на прогулке);
  • имитация предметов палочками, спичками, пуговками и другим подручным материалом;
  • создание педагогом схем, памяток, содержащих алгоритм выполнения заданий;
  • переход от вербального проговаривания своих действий во внутренний план;
  • измерение предметов линейкой, определение величины на глаз, взвешивание сыпучих предметов, измерение объёма жидкостей;
  • обучение автоматическому восприятию групп предметов до пяти штук, все составляющие группы должны иметь разный цвет и размер;
  • сопровождение решения задач рисунком, который выполняет ребёнок.

Различные игры для маленьких пациентов, страдающих данной патологией, направлены на обучение счёту и выполнению элементарных математических действий. Малыша обучают сортировке предметов по разнообразным характеристикам. После этого специалист помогает ребёнку осваивать простые математические задачи и действия. В ходе обучения необходимо добиться того, чтобы маленький пациент понял последовательность совершаемых им банальных операций и действий. Далее ребёнку объясняют, как правильно раскладывать числа и объекты на части, собирать их в единое целое.

Чтобы избавиться от данной патологии, с ребёнком необходимо заниматься с раннего возраста, сортировать фигуры, семена, крупы, перекладывать их в различные ёмкости, все эти задания сопровождать речью, а также знакомить с математическими терминами (один-много, цифры, формы и т. д.). Нужно научить малыша правильно называть числа, геометрические фигуры, их характеристики (размер, цвет) и действия, совершаемые над ними.

Далее ребёнок учится правильно применять выученные термины и слова в быту, в разговоре с родственниками, сверстниками, друзьями. Особое внимание необходимо уделять переводу произносимых символов в письменную форму. Ребёнок должен обязательно научиться правильно писать числовые значения и арифметические знаки.

Совместно с коррекцией дискалькулии необходимо также проводить развитие абстрактного и логического мышления, зрительной памяти, ориентации в пространстве и музыкальных способностей у малыша. Он должен учиться самостоятельно контролировать свои действия и способность грамотно распределять личное время. Вот пример нескольких упражнений:

Для лечения данного нарушения у ребёнка или взрослого врачи могут назначить определённые медикаментозные препараты, такие как Глицин, Кортексин и витамины группы B. Именно врачи, но никак не логопеды или дефектологи (к сожалению, они часто назначают препараты, хоть и не имеют на это права).

Дискалькулия: как помочь ребенку, который путается в цифрах

Все мы знаем, что у некоторых детей бывают трудности в обучении. И они могут возникнуть не из-за того, что детям не хватает мотивации или родители мало занимаются ими дома. Иногда причина — это врожденные особенности развития.

Уже довольно известна стала дислексия (то есть сложности с чтением и письмом), но помимо нее существует также и менее известная дискалькулия (то есть путаница в цифрах и выполнении простейших арифметических задач). Разбираемся в том, что это такое и как можно помочь ребенку с такой проблемой.

В чем причина?

Исследователи считают, что дискалькулия может быть диагностирована примерно у трех-семи процентов населения, и ее распространенность не зависит от половой принадлежности ребенка. Как и в случае с дислексией, эта особенность передается на генном уровне. Это значит, что у человека больше шансов иметь дискалькулию, если в семье уже были такие случаи. Часто дислексия и дискалькулия идут в «одном пакете».

Пока что было проведено не очень много исследований о дискалькулии, и чаще всего на взрослых респондентах с различными трудностями в запоминании цифр, определении количества предметов, а также в решении простейших арифметических задач. Поэтому с уверенностью сказать, какая именно часть мозга ответственна за это нарушение у детей, пока нельзя.

Когда и как понять, что у ребенка дискалькулия?

На данный момент считается, что первые арифметические способности — умение различать, где собрано большее количество предметов, а где меньшее — появляется у детей еще в возрасте 4–6 месяцев. Этот навык достался нам, скорее всего, от животных: ведь в природе важно уметь быстро сориентироваться, на каком кусте больше спелых ягод, чтобы не остаться голодным.

К шести годам — то есть к тому моменту, когда в большинстве стран начинается школьное обучение — дети обычно уже умеют считать и могут выполнять некоторые математические действия (сложение и вычитание). Но иногда даже с этими простыми заданиями могут возникать трудности.

По каким параметрам можно понять, что у ребенка в возрасте около шести лет дискалькулия?

Ребенок не может на глаз распознать количество предметов в небольшой группе (например, на столе стоят три одинаковых чашки, но он не сможет назвать их число).

Ребенку в этом возрасте тяжело писать цифры, он путает 3 и 8, 9 и 6, ребенок часто пишет цифры вверх ногами.

Ребенок часто путает похожие по звучанию цифры (например, «шесть» и «семь», «двенадцать» и «тринадцать»).

Ребенок пропускает некоторые цифры, когда его просят посчитать от одного до двадцати.

Ребенку трудно решить простейшие математические задачи. Например: «Сколько чашек останется на столе, если одну из трех чашек убрать?»

Ребенку трудно указать место определенного числа на числовой линейке. То есть он с трудом может ответить на такой вопрос: «Какая цифра стоит между цифрами восемь и десять?»

В начальной школе добавляются следующие признаки:

Ребенок путает знаки сложения и вычитания.
Ребенок может решать математические примеры, только помогая себе считать на пальцах.

Ребенок не справляется с заданиями на сравнение количества предметов.

При этом дискалькулия может иметь и другие особенности, связанные с каналами восприятия информации: кому-то из детей особенно тяжело воспринимать математические задания на слух, но эти школьники могут успешно решать примеры в письменной форме. Кому-то трудно понять, в чем смысл задания, если предполагается, что ребенок должен самостоятельно его прочитать и с ним разобраться.

Если оставить дискалькулию без внимания, то в дальнейшем она может привести к серьезным проблемам в обучении: у ребенка не будет позитивного опыта на уроках математики, его мотивация к обучению будет падать.

По некоторым исследованиям, во взрослом возрасте люди с дискалькулией меньше зарабатывают и хуже распоряжаются своими деньги, они чаще сталкиваются с бытовыми трудностями в расчетах. А ряд специалистов и подавно считает, что дискалькулия населения даже снижает ВВП страны.

Что важно понимать:

Дискалькулия не зависит от уровня интеллекта, упрямства или желания человека в чем-то разбираться.
Если вы заметили, что ваш ребенок путается в цифрах, значит нужно направить усилия на то, чтобы улучшить ситуацию.

Чем можно помочь?

Не вините себя и не стыдите ребенка

Обязательно напоминайте ему, что у него много других талантов, что многие другие вещи у него получаются хорошо. И мотивируйте его — ведь если вооружиться терпением, то трудности с математикой частично можно будет преодолеть.

Покажите ребенку, что вы понимаете, что это та область знания, которая ему пока что дается с трудом. Расскажите ему о том, с каким предметами вам самому было непросто справляться в школе.

Используйте знания в жизни

Берите ребенка с собой в продуктовый магазин и давайте ему задания: например, положить в корзину четыре яблока, пять огурцов, восемь помидоров. Спрашивайте его, какой йогурт выгоднее купить — за 35 или за 47 рублей?

Чаще обращайте внимание ребенка на часы

Например, вы можете попросить его быть ответственным за то, чтобы вся семья в семь часов вечера собиралась на ужин или в пять часов — на чай.

Больше играйте с ребенком в игры, где нужно распознавать количество объектов

Отличный пример — это домино, классическая игра с простым арифметическим принципом, которая учит на глаз определять, сколько точек на ваших костяшках. Но играть не обязательно дома.

Во время прогулок вы можете считать красные машины. Или считать ступеньки, поднимаясь на свой этаж. Или на площадке вы можете вместе считать, сколько раз ваш ребенок прыгнул через скакалку — в общем, старайтесь ненавязчиво интегрировать счет в игру.

Больше практики

Например, купите кухонные весы и привлекайте ребенка к процессу готовки — пусть взвешивает разные ингредиенты по вашему заданию.

Не запрещайте ребенку использовать пальцы для счета, если ему пока совсем трудно считать в уме

Пальцы — это действительно наш первый и важнейший калькулятор (и как символично, что пальцев на руках у нас десять — не из-за этого ли возникла десятичная система исчисления?).

Используйте специальные программы

В коррекции дискалькулии могут помочь специальные обучающие компьютерные программы, например The number Race, Number Bonds.

Положительное подкрепление важно

Хвалите ребенка даже за маленькие математические успехи.

Здраво оценивайте возможности

Постарайтесь не давать ребенку слишком сложных заданий, чтобы не разрушить детскую мотивацию. Не ругайте за промахи.

Не ждите полного избавления от дискалькулии

Некоторые проблемы при вычислении в уме у ребенка могут остаться даже после всех занятий. Но важно, чтобы сложности в обучении не разбили ваши детско-родительские отношения, не стали центральной битвой. Все дети разные и у каждого есть свои сильные и слабые стороны, не забывайте об этом.

Работайте вместе

Обязательно попробуйте поговорить со школьным учителем о трудностях в обучении вашего ребенка. Некоторые учителя еще не очень хорошо осведомлены в таких понятиях, как дислексия и дискалькулия. Но если этот преподаватель услышит одно из этих слов от вас, то, возможно, это заставит его сильнее углубиться в тему. Система образования обязательно изменится, давайте поможем изменить ее вместе с учителями.

Ещё почитать по теме

10-летняя девочка написала стихи о дислексии, которые можно прочесть в обе стороны

Почему родителей так бесит делать уроки с детьми и как с этим быть

7 вопросов детскому логопеду

CHIPSовости

Слушайте наш подкаст

Способы профилактики

Предупредительные меры по профилактике дискалькулии можно проводить ещё в раннем дошкольном детстве. Прежде всего, следует провести максимально полную коррекцию имеющихся неврологических патологий. В раннем возрасте можно начинать обучение элементарной математике в игровой форме.

Родители должны наглядно демонстрировать своему чаду, как пересчитывать предметы, фигуры и выполнять элементарные математические задания, например, во время плавания можно предложить малышу посчитать синие шарики или поймать три красных шарика сачком. Обучая ребёнка счету, необходимо тщательно проговаривать названия цифр, в дальнейшем арифметических действий. Показывать количество предметов ребёнку можно на пальцах или с использованием мелких игрушек, предметов. Постепенно нужно учить малыша тому, чтобы он соотносил количество предметов с конкретной цифрой.

Чтобы у ребёнка не развилась операциональная дискалькулия, его нужно обязательно обучить правилам счёта и порядку математических действий. Для профилактики вербальной и лексической формы необходимо просить малыша при подсчёте говорить название цифр, а при рассматривании разнообразных фигур и других предметов — их цвет и форму. Родители должны следить за правильностью употребления тех или иных обозначений и при совершении ребёнком ошибок спокойно их корректировать, не используя жёстких наказаний.

Чтобы предотвратить возникновение дискалькулии в графической форме, необходимо уделять особое внимание развитию у ребёнка зрительной памяти, мелкой моторики, координации движений посредством пальчиковых и подвижных игр, собирания разрезных картинок, кубиков, пазлов, играть с мелкими деталями конструктора, нанизывать бусинки на шнурок, определять их форму и цвет. Очень эффективна в этом отношении продуктивная деятельность малышей – лепка, рисование, аппликация, изготовление поделок, оригами.

Мамы и папы должны обязательно уделять внимание развитию мышления и памяти у ребёнка, и тогда, в будущем, возникновения дискалькулии можно будет избежать.

Возможности профилактики и прогноз

Профилактика заболевания основывается на классификации дискалькулии, так как каждый тип расстройств требует своего подхода.

Предупреждение развития нарушения графического типа требует проведения упражнений, улучшающих восприятие зрительных образов, мелкую моторику и тренировать различные виды памяти. Важно помнить, что при дискалькулии присутствуют некоторые особенности зрительного гнозиса. Их профилактика основывается на использовании различного наглядного материала.

Практогностическое расстройство можно предупредить при своевременном обучении дошкольника основным арифметическим навыкам. При этом следует проговаривать ход вычислений, озвучивать результат и следить за формированием правильного восприятия математических действий. Кроме того, родителям следует работать над развитием пространственного восприятия и координацией в пространстве.

Для предупреждения дислексии выполняют упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия. Детям рассказывают о форме, цвете, учат воспринимать и узнавать различные математические символы. Важно обучать ребенка сопоставлять их с правильным названием и предназначением во время арифметических расчетов.

Вербальная дискалькулия развивается на фоне отсутствия занятия с дошкольником по пониманию математических операций и их сути. Следует выполнять упражнения на правильное называние действий, понимать различия между цветами, формой и размером объектов. При этом ребенок должен проговаривать эти отличия вслух.

Профилактика операционального расстройства требует своевременного обучения арифметическим действиям. Ребенка следует вовлекать в эту деятельность, а не заставлять решать примеры без каких-либо пояснений.

Помимо специфической профилактики, необходимо соблюдать и общие рекомендации: организовать правильный режим сна и отдыха, рациональное питание, регулярные физические нагрузки и пр. При появлении первых проблем с освоением математики следует проконсультироваться с психологом или педагогом. Они помогут установить характер расстройства и при необходимости направят родителей на консультацию со специалистами.

СИМПТОМЫ ДИСКАЛЬКУЛИИ

Признаки дискалькулии у детей могут быть следующими:

  • Не правильно называет числа.
  • Ребенок запоминает числовой порядок, но не понимает значения.
  • С трудом находит место числа среди остальных чисел.
  • Плохо знает арифметическую терминологию.
  • Не понимает, как число раскладывается на слагаемые.
  • Затрудняется с распределением чисел в порядке больше/меньше.
  • Числа пишутся с ошибками.
  • Ребенок в состоянии решить элементарные арифметические задачи, но применяя только ручной счет.
  • Дети с дискалькулией узко мыслят в плане решения задач. Положительный ответ может быть при наличии предметного условия.
  • Тяжело дается воспроизведение арифметической последовательности в процессе решения задач.
  • Ребенок не решает задачи со сложными числами, либо прилагаются большие усилия.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]