Неврологические заболевания у детей: причины, симптомы, лечение


Причины неврологических заболеваний у детей

Развитие неврологических заболеваний у детей до года обычно связано с особенностями протекания внутриутробного процесса развития. В качестве наиболее распространённых причин специалисты называют:

  • получение ребёнком механической травмы позвоночника или головного мозга во время родов;
  • кислородное голодание (гипоксия) плода, возникающее по разным причинам, например, из-за многократного обвития шеи пуповиной;
  • сложный процесс родов и родовой деятельности, который приводит к инфицированию родовых путей, увеличению безводного промежутка, развитию воспалительных осложнений, кровотечениям во время родов или после них;
  • острый токсикоз беременных на протяжении всего срока;
  • генетическая наследственность.

Что касается детей старше 1 года, то корень неврологических патологий следует поискать в:

  • низком иммунитете и постоянных инфекционных заболеваниях ребёнка;
  • частых стрессах, депрессиях;
  • неправильном использовании некоторых лекарств, например антибиотиков, противовоспалительных препаратов, кортикостероидов;
  • чрезмерных нагрузках на организм – физических и умственных;
  • пребывании в постоянном страхе и угнетённом состоянии, вызванном поведением родителей, сверстников дома, в детском саду, школе, кружках и секциях;
  • чрезмерной эмоциональности ребёнка;
  • неблагоприятной экологической обстановке;
  • болезнях головного мозга, внутренних органов, травмах.

Каковы бы ни были причины неврологических заболеваний у детей, важно своевременно обнаружить нарушения и начать лечение. Чем раньше это произойдёт, тем меньше вероятность развития серьёзных осложнений и тем лучше прогноз на выздоровление.

Неврологические заболевания

Наиболее распространены следующие недуги:

  1. Мигрень. Сложно представить человека, у которого ни разу в жизни не болела голова. Некоторые даже не считают это заболеванием — так, временный дискомфорт. Одна таблетка — и проблема решена буквально через 15–20 минут. Но есть люди, у которых головная боль появляется часто, продолжается долго, и чудо-пилюли не спасают. Без консультации невролога не обойтись.
  2. Бессонница. Эта болезнь тяжелее первой, хотя большинство людей не воспринимают её всерьёз. Держать постоянно под рукой снотворное — не самый правильный выход из ситуации. Вовремя не приняв меры и не пройдя курс лечения, человек рискует получить эпилепсию, артрит, инсульт и другие болезни нервной системы.
  3. Эпилепсия. Врачи до сих пор не могут полностью определить все причины, из-за которых она возникает. При этом не доказана и генетическая предрасположенность: у одних пациентов есть родственники, страдающие эпилепсией, а вот родные другого о таком недуге знают только понаслышке. Причиной появления болезни может стать опухоль, травма головы, нарушение кровоснабжения мозга и даже вирусы. Эпилепсия сопровождается судорожными приступами. Что примечательно, больной совсем не помнит, что происходило с ним во время припадка. Поэтому родственникам нужно обязательно быть рядом во время приступа, чтобы больной не навредил сам себе.
  4. Инсульт. Распространённое заболевание среди людей преклонного возраста. Быстрое оказание помощи во время приступа — основополагающая дальнейшего самочувствия пациента. Инсульт является следствием нарушения кровообращения мозга. Закупоривание артерии происходит постепенно, а сам приступ — это результат кровоизлияния в уязвимых местах. Вероятность инсульта очень высока, если пациент страдает сахарным диабетом, аритмией, перепадами давления, имеет лишний вес. Определить заболевание можно по внешнему виду, речи и координации движений. С одной стороны тела отказывают мышцы, поэтому часто наблюдается кривая улыбка, а поднять руки на один уровень человек не может.
  5. Рассеянный склероз. Одно из самых опасных заболеваний. Миелиновые окончания нервов разрушаются, а вместо них образуются бляшки. Они препятствуют нормальному поступлению импульсов от мозга к другим органам. Своевременная диагностика и правильное лечение позволяют замедлить и приостановить развитие заболевания даже на несколько лет.
  6. Болезнь Альцгеймера. Тяжёлое неврологическое заболевание, характеризующееся провалами в памяти у больного. Человек не может вспомнить, что он делал буквально полчаса назад, простые слова, и даже забыть, кто он такой и где живёт.

При любом из неврологических заболеваний важно как можно раньше «забить тревогу» и обратиться к врачу. При появлении первых же признаков стоит непременно провести нужные исследования.

Симптомы неврологических заболеваний у детей

Первые признаки неврологических нарушений можно заметить у ребёнка уже в самом раннем возрасте. К доктору за помощью следует обратиться, если наблюдаются следующие симптомы:

  • подёргивание подбородка и ручек в состоянии покоя;
  • запрокидывание головы назад во время плача;
  • отсутствие реакции на яркий свет и звук погремушки;
  • неспособность удерживать погремушку через 30 дней после родов;
  • неспособность удерживать головку через 30 дней после родов;
  • обильное слюноотделение после кормления;
  • гипервозбудимость (частый плач) или пассивное поведение (совсем не плачет);
  • повышенная тревожность, нарушения сна (трудности с засыпанием, сон более 20 часов в сутки);
  • частые срыгивания фонтаном;
  • возникновение судорог при незначительном повышении температуры;
  • гипертонус (постоянное напряжение) мышц ног, выгибание тела или наклоны головы в сторону, из-за этого ребёнка сложно переодеть;
  • трудности с проглатыванием пищи;
  • временные потери сознания;
  • 3-месячный ребёнок не подражает речи взрослых;
  • родничок впалый;
  • ребёнок не желает желать на животе;
  • при опоре на ножки ребёнок подгибает пальчики.

Что касается ребёнка старшего возраста, то тут симптомы неврологических заболеваний у детей будут несколько иными:

  • забывчивость, рассеянность;
  • обмороки;
  • недержание мочи;
  • задержка речевого развития;
  • чрезмерная нервозность;
  • приступы панических атак;
  • ребёнок с трудом идёт на контакт с другими детьми;
  • бессонница;
  • плохой аппетит;
  • постоянное уныние и тоскливое отношение к жизни;
  • постоянная головная боль.

Если родители обнаружили даже некоторые из этих признаков, необходимо срочно проконсультироваться со специалистом.

Симптомы неблагополучия в детской неврологии

04 мартa 2021

Детская неврология – это наука, изучающая закономерности развития, методы диагностики, лечения и предупреждения заболеваний центральной и периферической нервной системы у детей от 0 до 18 лет. Это достаточно «молодая» специальность, зародившаяся на стыке нескольких наук — неврологии, педиатрии, неонатологии, генетики, психологии и нейрохирургии.

Поражение нервной системы может возникнуть на различных этапах развития ребенка, начиная с внутриутробного периода, когда идет закладка и формирование головного и спинного мозга. Повреждающим фактором может быть патологическое течение беременности: токсикозы, угроза прерывания, стрессы, инфекционные заболевания матери, патология плаценты и др. Нарушения у ребенка могут возникнуть во время родового акта (гипоксия плода, родовые травмы). После рождения причинами неврологических заболеваний у детей являются острый или хронический стресс, переутомление, инфекции, травмы, опухоли. От своевременности выявления и лечения неврологических заболеваний в значительной степени зависит судьба ребенка: его социальная адаптация, обучение в школе. Однако, необходимо помнить о недопустимости как запоздалой диагностики заболеваний нервной системы, так и гипердиагностики (выявление несуществующих болезней) с назначением ненужных лекарств! Головной мозг ребенка после рождения продолжает активно развиваться. В течение первых трех лет жизни ребенок приобретает 50% знаний, умений и навыков, которые являются базой для последующего обучения. А первый год жизни неврологи называют «золотым годом», так как он является самым важным для малыша. Вот почему в раннем возрасте необходимы регулярные профилактические смотры детского невролога. Рекомендуется осматривать малышей в 1, 3, 6, 9 и в 12 месяцев на первом году жизни (если нет необходимости посещать специалиста чаще), 1 раз в 6 месяцев на втором году и 1 раз на третьем году жизни, когда активно формируются речь, память, мышление, дети учатся взаимодействию друг с другом и со взрослыми людьми.

Симптомы неблагополучия, на которые родителям следует обратить внимание:

  • В грудном возрасте — нарушения сна, частые обильные срыгивания, «беспричинный» плач, повышенная возбудимость, вздрагивания, чрезмерный прирост окружности головы.
  • У детей раннего возраста (до 3 лет) — отставание в речевом и психоречевом развитии, двигательные нарушения, нарушения координации, гипервозбудимость, гиперактивность, повышенная отвлекаемость, навязчивые страхи, тики, запинки в речи, судорожные приступы (например, при повышении температуры тела, на фоне инфекционных заболеваний).
  • В школьном возрасте — неврозы (тики, заикание, энурез), эмоциональная неустойчивость, вызывающая дезадаптацию в коллективе, повышенная утомляемость, затруднения в обучении (снижение памяти, плохой почерк, частые аграмматизмы, медленный темп чтения), головные боли, головокружения, обмороки.

Алгоритм взаимодействия с врачом выглядит следующим образом: беседа, в ходе которой уточняются жалобы, анамнез, особенности течения беременности и родов, особенности развития ребенка, последовательность возникновения симптомов неблагополучия, осмотр (в игровой форме с малышами), установление диагноза, рекомендации по режиму дня, лечению. При необходимости назначаются инструментальные исследования: УЗИ головного мозга, МРТ, КТ, ЭЭГ, ЭНМГ.

Большинство заболеваний нервной системы у детей можно вылечить! Даже в случае некурабельных заболеваний, например, таких как ДЦП, раннее назначение восстановительного лечения позволяет значительно улучшить качество жизни маленьких пациентов и их дальнейшую социализацию.

Лечение назначается в соответствии со стандартами медицинской помощи и клиническими рекомендациями МЗ РФ с обязательным соблюдением индивидуального подхода. Лекарственные препараты, используемые в нейропедиатрии, безопасны и направлены на восстановление метаболизма и функции нейронов в поврежденных зонах головного мозга. Включение в программу реабилитации немедикаментозных воздействий, таких как массаж, лечебная гимнастика с использованием специальных адаптированных методик, ФТЛ, плавание, позволяет минимизировать лекарственную терапию, поэтому эти методы являются приоритетными. Практический опыт показывает, что раннее выявление даже незначительных, на первый взгляд, отклонений в нормальном развитии малыша и своевременная их коррекция — залог успешного развития и счастливой судьбы, больших и малых побед, залог достойной и благополучной жизни в будущем.

  • Предыдущая новость
  • Следующая новость

Список неврологических заболеваний у детей

Список неврологических заболеваний у детей довольно-таки внушителен, а потому ограничимся перечислением наиболее распространённых.

  • Эпилепсия. Болезнь проявляет себя внезапно возникающими, повторяющимися судорожными приступами.
  • Детский церебральный паралич. Заболевание характеризуется ограничением двигательных возможностей ребёнка, трудностями в поддержании вертикальной позы и ходьбе. Часто сопровождается сниженным интеллектом, задержкой речевого развития и эпилепсией.
  • Невроз (психоневроз, невротическое расстройство). Это название объединяет группу обратимых расстройств, для которых характерны навязчивые, астенические или истерические проявления, ослабление как умственной, так и физической работоспособности.
  • Гиперактивность. Болезнь проявляет себя излишней энергичностью и подвижностью ребёнка, нарушением внимания и сна, отсутствием аппетита, беспокойством и некоторыми вредными привычками, например, привычкой грызть ногти.
  • Астенический синдром. Часто возникает как следствие черепно-мозговой травмы. Проявляет себя быстрой утомляемостью, раздражительностью, замкнутостью и неуверенностью в себе или полной утратой способности длительное время выполнять физические нагрузки.

Комплексное обследование детей с неврологическими нарушениями «Точный диагноз»

Программа комплексного обследования детей с неврологическими нарушениями «Точный диагноз» – эффективная методика обследования и лечения детей с неврологической патологией.

Данная программа подходит в случае:

  • Если у ребенка есть следующие нарушения: задержка речевого развития (ЗРР), задержка психоречевого развития (ЗПРР), дизартрия, алалия, дисфазия, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), расстройство аутистического спектра (РАС)
  • Если предустановлены диагнозы: перинатальная энцефалопатия, гидроцефалия, гипоксия плода, малая мозговая дисфункция и пр.
  • Если ребенок родился ранее положенного срока, недоношенность
  • Если перепробованные методики лечения не дают желаемых результатов

Опираясь на опыт работы с более 1000 детей от 0 до 18 лет и наблюдая большое количество случаев непродуктивного лечения из-за неточно поставленного диагноза, мы разработали программу, направленную в первую очередь на установление правильного диагноза и, как следствие, эффективного лечения.

Этапы программы:

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ)

Проводит врач невролог-нейрофизиолог по протоколам Института нейрохирургии им.Бурденко. Врач, специализирующийся на функциональной диагностике изменений центральной нервной системы.

ЭЭГ — высокоточный неинвазивный метод исследования, позволяющий оценить биоэлектрическую активность головного мозга и выявить нарушения в различных участках коры головного мозга.

Первичный осмотр невролога

Первичный осмотр ребенка врачом-неврологом, специализирующимся на расстройствах речи и когнитивных нарушениях у детей.

Во время осмотра происходит первичное знакомство невролога с ребёнком и родителями. Врач получает информацию об истории заболевания, оценивает неврологический статус пациента. Врач сопоставляет клиническую картину с изменениями, выявленными на ЭЭГ.

Консультация нейропсихолога

Нейропсихолог – это специалист, оценивающий функциональное состояние мозга ребенка, зрелость психоэмоциональной сферы в соответствии с возрастом и выявляет предпосылки, которые привели к заболеванию, определяет структуру нарушения.

Объект исследования нейропсихолога: кора, подкорка и ствол головного мозга, а также взаимодействие полушарий мозга.

Консультация логопеда-дефектолога

Логопед-дефектолог проводит диагностику речевого развития, направленную на выявление индивидуальных особенностей ребенка, характеристику его коммуникативных возможностей, познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Совместное заключение логопеда-дефектолога и нейропсихолога

На заключительном этапе консилиум специалистов коллегиально проводит анализ всех полученных результатов осмотров и исследований, а затем составляют единое заключение с назначением и разработкой маршрута коррекции.

Повторная консультация невролога (очная/Skype-консультация)

На заключительном этапе невролог проводит анализ всех полученных результатов осмотров и исследований, а затем составляет единое заключение с назначением лекарственной терапии и коррекционными занятиями.

Стоимость программы «Диагностика: Точный диагноз»: 14.200 руб.

Очень часто обращения к многочисленным врачам не дают ожидаемых результатов. Улучшений не происходит.

Почему бывают такие ситуации, когда лечение не приносит результатов?

В большинстве случаев это происходит из-за того, что неправильно выявлена причина нарушения. Почему причина нарушения может быть неверно установлена? Потому что нарушение может быть комплексное, сочетанное. То есть в основе нарушения может стоять не одна причина, а сразу несколько. И именно комплекс этих причин приводит к проблеме.

Почему бывает так сложно выявить этот комплекс причин? Потому что эти причины могут относиться к области знаний сразу нескольких различных специалистов. И каждый врач оценивает нарушение с точки зрения именно своей специализации.

В основе нашей программы лежит принцип не симптоматического лечения, а морфологический подход к постановке диагноза – все основные обследования проводятся в нашем центре, наши врачи имеют возможность комплексного выявления первопричины нарушения и коллегиального принятия решения, что дает нам возможность быстрее восстановить здоровье маленького пациента.

Мы на доступном языке, поясняя медицинские термины, открыто объясняем родителям причины нарушения и прогноз выздоровления. Во время заключительной консультации врачи дают исчерпывающие ответы на все вопросы – какими методами и в какие сроки можно добиться результатов. Для тех детей, которым потребуется дальнейшее лечение, разрабатываются индивидуальные курсовые программы.

Опыт, профессионализм, оснащение оборудованием экспертного класса и междисциплинарный подход позволяют нам со 100 % уверенностью поставить правильный диагноз и назначить необходимый курс корректирующей терапии.

Лечение неврологических заболеваний у детей

Терапия неврологических нарушений у детей включает в себя приём лекарственных средств, восстанавливающих работу нервной системы, физическую и психологическую коррекцию. Ребёнку могут быть назначены курсы лечебного массажа, специальная физкультура, упражнения в воде. Часто применяются физиотерапевтические методы – стимуляция высокоинтенсивным магнитным полем или электрическим током, лазеротерапия, ультрафонофорез ферментных препаратов, электрофорез и другие.

Какое лечение назначит доктор, зависит от возраста ребёнка, сопутствующих заболеваний, совокупности всех особенностей развития неврологической патологии от начала до конца, а также от эффективности коррекции на предыдущем этапе.

В городе Пензе пройти обследование у детского невролога и получить квалифицированную помощь можно в медицинском ]«Столетник»[/anchor], расположенном по адресу: ул. Чаадаева, 95 на первом этаже пятиэтажного жилого дома. По средам с 9.00 до 12.00 и по пятницам с 13.00 до 15.00 часов приём ведёт врач высшей квалификационной категории.

ЗАПИСЬ НА ПРИЁМ

Аффективно-респираторные приступы

— закатывания во время плача свидетельствуют о несогласованности реакции возбуждения и торможения в нервной системе.
— задержка речи связана с нарушением работы нервной системы, с задержкой ее развития. Сюда относится и логоневроз — нарушение речи, которое проявляет повторение одних и тех же слов, звуков, разговорными паузами и прерывающейся речью. По сути, это заикание, носящее неврологический характер. Причинами логоневроза могут быть дефекты или недоразвитие артикуляционного аппарата; большие нагрузки при обучении разговорной речи; подражание; строгость в воспитании, стресс и прочее.

Литература:

  1. Беляева И. А., Бомбардирова Е. П., Токовая Е. И., Харитонова Н. А., Лазуренко С. Б., Турти Т. В., Илларионова М. С. Немедикаментозная абилитация детей с перинатальными поражениями нервной системы // Вопросы современной педиатрии. – 2021. – № 16 (5). – С. 383–391.
  2. Бомбардирова Е. П., Яцык Г. В., Степанов А. А. Лечение и реабилитация перинатальных поражений нервной системы у детей первых месяцев жизни // Лечащий врач. – 2005. – 2. – С.67–69.
  3. Петрухин А. С., Пылаева О. А. Актуальные проблемы детской неврологии // Лечебное дело. – 2005. – № 2. – С. 3–11.

Автор: Логинова Н. А.

Рецензент: врач-рефлексотерапевт Курусь А. Н.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]