Опасность невроза навязчивых движений и состояний у детей


Происхождение заболевания

Формирующаяся особа карапуза зависит от многих внутренних и внешних факторов, которые, в свою очередь, при определенных обстоятельствах вызывают подобное заболевание. Основными основаниями считают:

  • Социально-культурные связаны с проблемами жизни в крупных городах. Возникновение психоневроза можно связать с нехваткой требуемого количества срока для полноценного отдыха.
  • Социально-психологические сопряжены с эмоциональной изоляцией грудничка, к примеру, долгий домашний арест или конфликты. Встречается другая трудность в благополучных семьях. Только групповая терапия позволит создать положительные условия для формирования ребят.
  • Социально-экономическая возникает при отсутствии требуемых условий для комфортного проживания. При этом мамы часто занимаются своими делами и не уделять требуемое количество времени. Также у ребеночка могут отсутствовать вещи, которые есть у его сверстников. В последнее время социально-экономическая встречается намного чаще.

Достаточно большое значение имеют соматические патологии, которые оказывают непосредственное влияния на нервную систему. Повышение чувствительности к психологическим воздействиям определяет то, что ребёнок остро реагирует даже на незначительное управление со стороны окружающего мира.

В последнее время медики все больше уделяют внимание тому, что симптомом является долгое пребывание в интернете нарушает ЦНС. Это сопряжено с большим потоком различной информации, оградить ребят от источников боязни и душевных переживания практически невозможно.

Невроз — признаки, симптомы, методы лечения

В медицинской практике они делятся на многие виды, но только часть из них может возникнуть в детстве.

Согласно итогам проведенных исследований, мальчики чаще всего страдают от навязчивого невроза. Некоторые действия ребенком, на которые мамы не сразу обращают внимание, указывают на трудность. Наиболее распространены следующие признаки:

  • Тики. Мышцы способны делать непроизвольные сокращения из-за неправильной работы системы. Мигания, судороги, подергивания, длительные шмыганья носом воспринимаются как основные сигналы. Со временем тики усиливаются, если не провести лечение.
  • Надоедливые движения. Они бросаются в глаза не сразу. Некоторые дети накручивают волосы на палец, другие дергают мочку уха или хрустят пальцами, делают периодические наклоны, третьи грызут ногти.
  • Вредные привычки. Отличиями навязчивого состояния детей считаются привычки, взаимосвязанные с сосанием пальца или ковырянием в носу, специально портят материалы. Некоторые не обращают внимательности на другие сигналы появления неврозов.

Неврастения станет основанием нарушения сна или потери аппетита, возникновение панических атак или паники. При этом дети не охотно рассказывают о паниках своим отцам.

Опасения врачей вызывает навязчивость, которая проявляется в детстве до 3-х лет. Обычно они указывают на тяжелые расстройства, результат эволюции которых заключается в нарушение действия ЦНС. Требования, взаимосвязанные с обследованием и выздоровлением, лечение невроза несколько отличается, так как причина заключается в генетическом несоответствии.

Действия, которые чадо совершает не задумываясь, также основные аналогичного вопроса. Невроз навязчивых состояний станет поводом прогулки по определенному маршруту или подчеркивания букв.

Симптомы обсессивно-компульсивного расстройства следующие:

  • Появление абсурдных мыслей, которые в итоге приводят к развитию страхов.
  • Тревожные сомнения, касающиеся своих поступков или окружающих.
  • Поступки, не имеющие смысла, повторяющиеся неоднократно.
  • Совершение различных поступков, направленные на временное устранение панического положения.
  • Боязнь совершить неправильный поступок.

Только опытный врач знает все сигналы, указывающие на расстройства.

Взрослые привыкли решать вопросы лечения с психами принимая антидепрессанты. С детьми нужно сразу обратиться к медработнику, так как неврастения это повод сбоя. Специалист порекомендует:

  • Ссоры должны прекратиться, как и выяснения отношений. Комплексное предусматривает создание среды, при которых чадо будет ощущать заботу и любовь.
  • Сложнее всего помочь ребеночку побороть свой страх. Для этого нужно создать условия для откровенных разговоров.
  • Имеет значение то, сколько подросток проводит в интернете или за использованием разных гаджетов. Прогулки на улице выгодно влияют на положение психики.
  • После консультации у специалиста многие решают записать детишек в спортивную секцию или на танцы. На аналогичных занятиях представлено общением со сверстниками, физическим развитием и отдыхом душой.

Функциональные сбои, стесненные со стрессами, можно устранить, записав кроху к профессионалу. Он будет под контролем психолога, который также даст указания родителям. Если затруднения стесненные с нарушением функциональности клеток мозга, психологи могут назначать разные медикаменты или прохождение терапии у психиатра.

С окружающими дети часто ведут себя по-разному. Родители и педагоги должны обращать внимание на все несоответствии. Основными критериями определения эффективности можно назвать психологическое самочувствие и отсутствие аномалии.

На устранение отводится самое разнообразное количество времени. Сроки зависят от разнообразных моментов:

  • Запущенности состояния.
  • Источник образования.
  • Применяемой методики.
  • Обстановки дома.

Необходимо тщательно следить за собственным детьми на момент формирования личности.

Навязчивые движения или обсессивно-компульсивное расстройство у детей — что это?

Синдром навязчивых движений входит в целую группу неврозов, объединённых понятием обсессивно-компульсивное расстройство личности.

Обсессивно–компульсивное расстройство – это расстройство психики, характеризующееся одержимостью навязчивыми состояниями (мыслями, фобиями, воспоминаниями, сомнениями, действиями). Больной постоянно находится под гнётом тревожных мыслей и страхов (обсессий). Например, ребёнок панически боится заразиться какой-нибудь страшной смертельной болезнью или ему кажется, что он своими мыслями может причинить кому-то вред, либо он не может спокойно выходить из дома, потому что считает, что тогда обязательно что-нибудь случится. Тревога нарастает, довлеет, и тогда, чтобы как-то разрядиться, больной совершает какие-то действия (компульсии), которые, по его мнению, должны предотвратить то или иное событие: постоянно моет руки; плюёт через левое плечо и стучит по дереву при каждой «дурной мысли»; перед выходом из дома расставляет вещи на столе в определённом порядке. Для навязчивостей характерны их цикличность и непроизвольность (они имеют чуждый больному характер, он не хочет, чтоб они появлялись, борется с ними). Борьба (компульсия) может быть прямой (как в случае с мытьём рук), то есть направленной непосредственно против страха (боюсь заразиться – мою руки, убиваю микробов) и косвенной, не связанной со страхом по своему смыслу (перед выходом из дома досчитать до десяти и провернуться на одной ноге против часовой стрелки). Такие компульсии называются ритуалами.

Синдром навязчивых движений у детей также проявляется в непроизвольных, часто повторяющихся действиях. Это может быть:

  • гримасничание;
  • причмокивание, покашливание, щёлканье пальцами или суставами;
  • накручивание волос на палец;
  • подёргивание щекой;
  • обгрызание карандашей, ручек, ногтей;
  • сосание пальца;
  • выдёргивание волос;
  • расчёсывание кожи;
  • взмахи руками;
  • подёргивание плечами и прочее.

Трудно перечислить все возможные двигательные навязчивости, они достаточно вариативны и индивидуальны. Некоторые из них можно перепутать с нервными тиками, но в отличие от тиков, которые вызваны автоматическим сокращением мышц и не поддаются контролю, навязчивые движения возможно (хоть это и не просто) подавить усилием воли. Кроме того, как говорилось выше, существуют так называемые защитные ритуалы, которые со стороны выглядят как странные привычки. Например, ребёнок обходит все препятствия с определённой стороны, складывает тетради в рюкзак только левой рукой, перед тем, как лечь спать, определённое количество раз прыгает на одной ноге и т.д. Характер таких «обрядов» может быть очень сложным.

Также детям, страдающим обсессивно-компульсивным расстройством, свойственно патологическое стремление к порядку, чистоте (бессмысленное перекладывание предметов с места на место, частое мытьё рук).

Навязчивые движения (действия) вызваны психоэмоциональным дискомфортом, они направлены на то, чтобы утихомирить тревогу.

Особенности у детей

Начинать выздоровление необходимо при проявлении первых знаков. У детишек они координированы с эмоциональными кризисам, возникающими при конфликте или постоянными выяснениями отношений. Непроизвольно повторяющиеся движения проявляются уже при затяжном протекании недуга.

Истерия показывается неодинаковым образом. Протекание недуга и его выраженность зависят от:

  • Пола и возраста. Дети разного годов по-разному реагируют на напряженные ситуации.
  • Специфики среды проживания. Такими факторами являются обеспеченность, их образ существования, моральные устои.
  • Темперамента.

Плохое поведение также воспринимается как реакция организма на стрессы. При резкой смене настроения, характера обязательно следует обратиться к медработнику.

Лечение синдрома навязчивых движений

Частым проявлением становится синдром навязчивых движений. В этом случае больной может не понимая, что он делает, совершать движения и действия. В числе наиболее распространенных проявлений:

  • постоянное мытье рук и ног;
  • поглаживание своего тела;
  • прикосновения к лицу;
  • потирание рук;
  • постукивание пальцами рук и стопами по поверхности и многие другие.

Все такие проявления выполняются пациентом неосознанно и существенно ухудшают качество жизни. Сам больной контролировать поведение не может или испытывает трудности с контролем. Это бросается в глаза окружающим, изменяя отношения к человеку. При должной терапии состояние успешно купируется.

Лечение навязчивых движений у ребенка

Маленькие дети при проявлении навязчивых состояний могут совершать движения, кажущиеся бессмысленными. Крохи часто склонны наносить себе повреждения, постукивая по поверхностям руками и ногами, качаясь, сидя на одном месте. Такое состояние приводит к ухудшению состояния здоровья ребенка. Однообразные действия его огорчают и раздражают.

В случае начала на самых ранних этапах патология в короткие сроки устраняется полностью. В основу терапии ложится сочетание легких седативных средств и курсов занятий с психологом. Во время занятий психолог и психотерапевт снимает страхи, который осознанно или неосознанно мучают ребенка. Занятия проводятся индивидуально и в группах. Рекомендован курс семейной терапии.

Лечение навязчивые движений у взрослых

Во время волнения или ощущая страх многие взрослые люди таже способны страдать от синдрома навязчивых движений. Они постукивают о пол ногой, «трясут» коленом, «приглаживают» прическу. Такие неосознанные действия пациенты могут совершать разово или не очень часто. О патологии невротические движения в этой ситуации не говорят. Но при сохранении психотравмирующей обстановки, продолжении приема алкоголя и наркотиков, что часто становится основанием для появления неконтролируемых навязчивых движений, патология обостряется и требует обращения к врачу для исключения перехода в хроническое состояние. На фоне навязчивых синдромов у больных часто возникают дополнительные психиатрические нарушения, включая биполярное расстройство.

В терапии патологии используется сочетание психотерапевтических занятий и приема седативных медикаментов. Могут назначаться антидепрессанты. Лечение патологии в специализированной клинике позволяет полностью избавиться от неприятного проявления.

Прогрессия и последствия не лечения

Существует довольно много методик, выбор проводится в соответствии с результатами проведенного обследования. Прогрессия в детском возрасте стремительная, так как личность еще не сформировалась.

Любые нервно-психические детские кризисы имеют тенденцию компенсироваться со временем. Ни один диагноз не считается пожизненным приговором, но если не заняться затруднениями своевременно, то она станет виновником перебоя сознания и образования тиков.

Как правило, истерия значится знаком стрессового самочувствия. У взрослых надоедливые меры сохраняются по причине того, что являются виновником более глубокой дисфункции.

Общие неврозы (продолжение)

Диагностические критерии выделения неврастении.

А. Любое из двух:

1. Упорные и беспокоящие жалобы на чувство усталости после небольшой умственной нагрузки (например, после выполнения или попытки выполнения ежедневных задач, которые не требуют необычных психических усилий).

2. Упорные и беспокоящие жалобы на чувство усталости и физической слабости после легких физических нагрузок. Как минимум один из следу­ющих симптомов:

а) чувство мышечной тупой или острой боли;

б) головокружение;

в) головная боль напряжения:

г) расстройства сна;

д) неспособность расслабиться;

е) раздражительность.

Б. Невозможность избавиться от симптомов 1 или 2 из критерия А по­средством отдыха, расслабления или развлечения.

В. Продолжительность расстройства не менее 3 месяцев.

Г. Наиболее часто используемые критерии исключения. Расстройство не встречается при органическом эмоционально лабильном расстройстве (F06.6), постэнцефалитическом синдроме (F07.1), посткоммоционном син­дроме (F07.2), расстройствах настроения (аффективных) (F30-F39), па­ническом расстройстве (F41.0) или генерализованном тревожном расстрой­стве (F41.1).

Невроз навязчивых состояний. Обсессивно-компульсивное расстройство F42

Чаще развивается у детей школьного возраста.

Внешние условия, способствующие формированию этих расстройств: се­мейная дисфункция, проявляющаяся в воспитании детей. Чаще всего дети с неврозом навязчивых состояний вырастают в условиях «повышенной мо­ральной ответственности», при которой главными ценностями в жизни явля­ются гипертрофированное следование долгу и игнорирование собственных эмоциональных и телесных импульсов.

К внутренним условиям относятся — личностный радикал «тревожность и агрессивность» у детей и тревожно-мнительная акцентуация у подростков. Суть невротического конфликта обсессивно-компульсивного типа по В. Н. Мясищеву заключается в противостоянии требований долга (Супер-Эго) требованиям желаний (Ид), конфликт между «должен» и «хочу».

Невроз навязчивых состояний проявляется в раннем и дошкольном воз­ расте в виде психогенных навязчивых реакций, которые клинически высту­ пают в форме навязчивых фобий, движений и действий.

В школьном и подростковом возрасте невроз навязчивых состояний про­ является в виде 3 разновидностей:

— невроз навязчивых страхов (фобический невроз);

— невроз навязчивых действий (компульсивный невроз);

— невроз навязчивых мыслей (обсессивный невроз).

Под влиянием урбанистических воздействий цивилизации возник суще­ственный патоморфоз классических проявлений невроза навязчивых состоя­ний. В соответствии с возрастными периодами эти разновидности распреде­лились следующим образом.

1. Невроз навязчивых действий (возраст 6-8 лет).

2. Невроз навязчивых страхов (возраст 5-7 лет).

3. Невроз навязчивых мыслей (подростковый период жизни).

В МКБ-10 диагностические критерии невроза навязчивых состояний из­ложены в рубрике F42 — обсессивно-компульсивные расстройства.

A. Как обсессии, так и компульсии (или обе вместе) представлены в боль­шинстве дней как минимум в течение двухнедельного периода.

Б. Обсессии (мысли, идеи или образы) и компульсии (действия) вклю­чают следующие признаки, все из которых должны присутствовать.

1. Они воспринимаются больным как возникшие в его собственном ра­зуме и не навязаны окружающими влияниями или лицами.

2. Они повторяются и неприятны; как минимум, одна обсессия или ком­пульсия должна пониматься больным как чрезмерная или бессмысленная.

3. Субъект пытается противостоять им, но если они долго существуют, то сопротивление некоторым обсессиям или компульсиям может быть незначи­тельным. Как минимум должна быть одна обсессия или компульсия, сопро­тивление которой оказалось безуспешным.

4. Осуществление компульсивных актов и обсессивные мысли сами по себе не вызывают приятных ощущений. (Эта особенность должна быть ог­раничена от временного облегчения тревоги и напряжения.)

B. Обсессии или компульсии вызывают дистресс или мешают социаль­ ной или индивидуальной деятельности больного, обычно за счет пустой тра­ты времени.

Г. Наиболее часто используемые критерии исключения. Обсессии или компульсии не являются результатом других психических расстройств, та­ ких как шизофрения и связанные с ней расстройства (F20 — F29) или (аф­ фективных) расстройств настроения (F30 —F39).

Диагноз может быть уточнен по четвертому знаку:

F42.0 Преимущественно обсессивные мысли и умственная жвачка.

F42.1 Преимущественно компульсивные действия.

F42.2 Смешанные обсессивные мысли и действия.

F42.8 Другие обсессивно-компульсивные расстройства.

F42.9 Обсессивно-компульсивное расстройство, неуточненное.

Другие невротические расстройства изложены в других разделах рубри­ки F40.

F40-F48 Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные рас­стройства

F40 Тревожно-фобические расстройства

F40.0 Агорафобия

А. Отчетливый и постоянно появляющийся страх, по меньшей мере, в двух из следующих ситуаций, или их избегание:

1) толпы;

2) публичных мест;

3) путешествия в одиночку;

4) передвижения вне дома.

Б. С начала заболевания хотя бы в одном случае должны быть представ­лены одновременно не менее чем два симптома тревоги в пугающих ситуа­циях, причем один из них должен относиться к пунктам 1—4 нижеследую­щего списка.

Вегетативные симптомы:

1) сильное или учащенное сердцебиение;

2) потливость;

3) дрожание или тремор;

4) сухость во рту (но не из-за лекарств или обезвоживания). Симптомы, относящиеся к груди и животу:

5) затруднения дыхания;

6) чувство удушья;

7) дискомфорт или боли в грудной клетке;

8) тошнота или неприятное ощущение в животе (например, жжение в же­лудке).

общие неврозы (продолжение) — предыдущая | следующая — общие неврозы (продолжение) Содержание. Э.Г.Эйдмиллер. Детская психиатрия

Выздоровление в стационаре (круглосуточно, комплекс, анализы)

Приход первых отличий становится мотивом, по которой обращаться за помощью к невропатологу. Специалист проводит осмотр и обследование крохи. Лекарственное лечение назначается крайне редко, в большинстве случаев при клеточных и других перебоев.

Постановка диагноза “невроз” проводится в несколько этапов. Последовательность следующая:

  • Для нахождения требующегося ответа сначала проверяются разрушение ЦНС и генетические дефекты. Такого рода прецеденты встречаются крайне редко. Выявить генетические аномалии можно только при проведении непростых обследований. Поэтому надобно обратиться в клинику, которая специализируется на решении такого рода сложностей.
  • Некоторые признаки значатся последствиями травм или приход других тяжелых хворях. Примером являются тяжелая форма гриппа, энцефалиты, черепно-мозговая травма и другие. На данном этапе определяется связанное с дисфункцией хворь, для чего проводятся неодинаковые тесты и анализы.
  • К наиболее встречающейся сложности относится разлад, которые возникают из-за драматичных ситуаций. На нее оказывают влияние даже конфликты во дворе или частые ссоры. Оценка производится путем продолжительного общения.

Сбор анализов выполняется для поиска недомогания, которые превращаются в мотив выхода психического разлада.

Психотерапия — самый встречающейся метод. В стационаре следующие характерности:

  • Пациент находится под постоянным наблюдением.
  • Выполняется создание групп. Общение со сверстниками оказывает благоприятное воздействие на сознание.
  • Лекарственный препарат используется в крайних или запущенных прецедентах.

Стационарное врачевание назначается в отдельных эпизодах, когда дома не обеспечивают надлежащую среду. После того как прошел непростой период дитя сможет вернуться к своему обычному существованию.

Причины развития

Среди причин развития невроза навязчивых состояний обычно называются стрессовые ситуации и переутомление, но обессивно-компульсивное расстройство возникает далеко не у всех людей, которые оказываются в трудной жизненной ситуации. Что же на самом деле провоцирует развитие навязчивых состояний до сих пор точно не установлено, но существует несколько гипотез относительно возникновения ОБК:

  1. Наследственные и генетические факторы. Исследователи выявили закономерность между склонностью к развитию невроза навязчивых состояний и неблагоприятной наследственностью. Примерно каждый пятый больной с ОБК имеет родственников с психическими расстройствами. Риск развития этой патологии возрастает у лиц, родители которых злоупотребляли алкогольными напитками, перенесли туберкулезную форму менингита, а также страдали от приступов мигрени или эпилепсии. Кроме того, навязчивые состояния могут возникать из-за генетических мутаций.
  2. Довольно большое количество людей (примерно 75%), страдающих от невроза навязчивых состояний, имеют другие заболевания психики. К наиболее вероятным спутникам ОБК относятся биполярное расстройство, депрессии, тревожный невроз, фобии и навязчивые страхи, синдром дефицита внимания и гиперактивности, а также расстройства пищевого поведения.
  3. Провоцировать невроз навязчивых состояний могут и анатомические особенности. К биологическим причинам относят также сбой в работе некоторых отделов головного мозга и вегетативной нервной системы. Ученые обратили внимание на то, что в большинстве случаев, при неврозе навязчивых состояний присутствует патологическая инертность возбуждения нервной системы, сопровождаемая лабильностью торможения протекающих процессов. ОКР может возникать на фоне разнообразных нарушений функционирования нейромедиаторной системы. Расстройства невротического уровня возникают из-за сбоя в производстве и обмена гамма аминомасляной кислоты, серотонина, дофамина и норадреналина. Существует также версия о взаимосвязи развития невроза навязчивых состояний со стрептококковой инфекции. Люди, перенесшие эту инфекцию, имеют в организме антитела, которые разрушают не только вредоносные бактерии, но и собственные ткани организма (PANDAS-синдром). В результате этих процессов могут быть нарушены ткани базальных ганглиев, что может привести к развитию ОКР.
  4. К конституционно-типологическим факторам относят особые черты характера (ананкастные). Большинство больных склонны к постоянным сомнениям, весьма осмотрительны и осторожны. Таких людей очень беспокоят детали происходящего, они склонны к перфекционизму. Ананскасты являются добросовестными и весьма исполнительными людьми, стремящимися скрупулезно выполнять взятые на себя обязательства, но стремление к совершенству очень часто мешает выполнить начатое дело в срок. Стремление достичь высоких результатов в работе не позволяет установить полноценные дружеские отношения, а также очень сильно мешает личной жизни. К тому же люди с таким складом характера очень упрямы, они практически никогда не идут на компромисс.

Лечение навязчивых состояний должно начинаться с выявления причин развития расстройство. Только после этого будет составлена схема терапии и, если это необходимо, назначено медикаментозное лечение.

Самолечение (вред, последствия, нежелательность опасность) призыв обратиться к врачу

Плохим решением можно считать самолечение. Самостоятельно оказать правильную помощь малютке родители не способны по ряду предлогов. Последствия недостатка профессиональной помощи со стороны психотерапевта следующие:

  • Разрушение психики. Проявляется оно неадекватной реакцией на жизненные ситуации.
  • Выхода тиков. Они координированы с потерей контроля над мышцами.
  • Разрушение личности. Это осложнение заметно в тяжелых эпизодах.
  • Организм становится менее устойчивым к стрессу и другим недомоганиям.

В независимости от того, какой предлог привела к происхождению отклонений в психике надобно обращаться к профессионалу. Некоторые меры перерастают в привычку, и малыш будет совершать их постоянно.

Симптомы невроза навязчивых движений

Особенность невроза навязчивых движений заключается в возникновении страхов, непредсказуемых навязчивых идей.

У людей, страдающих данной болезнью, появляется специфическое поведение. Оно обычно направлено на борьбу с навязчивыми движениями:

  • перестраховка во всем;
  • дезинфицирование одежды;
  • многократное мытье рук;
  • присутствует брезгливость к чужим вещам;
  • не посещают бассейны, рестораны, театры;
  • боятся летать;
  • боятся ездить на автомобиле, метро;
  • боятся острых предметов;
  • выдумывание болезней и постоянное посещение врачей.

Амбулаторная программа, ремиссия

Работа психотерапевта согласована с выявлением настроя. Впервые осложнение было описано в 1617 года и сегодня применяют проект, который характеризуется высокой эффективностью. Амбулаторная программа содержит следующие особенности:

  • После определенного врачевания на стационаре курс реализуется в амбулаторной атмосфере. Это этап требуется для того, чтобы малютка учился и привыкал к жизни в своей семье.
  • Важной предпосылкой считается недостаток напряженной обстановки. Если ссоры повторяются, этом нарушает проект.
  • Родители и эксперты уделяют внимание проведению мероприятий по восстановлению социальных связей. Нехватка друзей приводит к тому, что загвоздка перерастет в синдром.

Прием некоторых трав и продуктов, другие народные методы ускоряют прохождение ремиссии. Восстановлению способствуют:

  • Прием успокаивающей травы, например, валерианы или мелиссы. Антидепрессанты прописываются исключительно экспертом, самостоятельно их давать не рекомендуется.
  • Перед сном малышу можно дать молоко с медом. Похожее сочетание также успокаивает.
  • Можно принять ванну с добавлением морской соли, мяты или лаванды. Теплая вода оказывает расслабляющий эффект на мышечные ткани.
  • Надо больше проводить времени с малышом. При этом следует выбрать какую-нибудь игру или занятие, в котором он сможет достигнуть успеха.

Изменив атмосферу пребывания кровинки, к примеру, на момент каникул можно способствовать его лечению. При выезде на другую местность для временного проживания меняется круг общения.

Физическая активность маленького чада контролируется ради его безопасности. Некоторые меры приводят к травме.

ОКР у детей: почему это бывает и как его лечить

— Чего родители ребенка с ОКР не должны делать ни в коем случае?

Первое. Не относить проявления ОКР на свой счет. У некоторых людей навязчивости могут быть направлены на других людей, например, «мама, ты меня любишь?», «мама, ты меня никому не отдашь?», «мама, я плохой?»

Второе. Недопустимо провокативное или агрессивное поведение: «ещё раз так скажешь, я тебя отдам!», «ещё раз так скажешь, по-настоящему отравлю!», «ты меня достала!». Это будет приводить только к усилению проблем ребенка.

Физическая агрессия, несмотря на видимую мгновенную эффективность (некоторые родители ее практикуют, к сожалению), в будущем может привести к аутоагрессии. Например, родители ударили ребенка, который не может переступить через порог, и он сделал шаг. Родители создали ребенку интенсивные эмоции, которые перебили его тревогу, но не убрали его страх. И человек приучается со своими тревогами и страхами справляться с помощью боли. В худшем варианте это может привести к тому, что он сам будет себя повреждать для того, чтобы справиться с беспокойством.

Третье. Ни в коем случае нельзя отказываться от лечения.

ОКР иногда бывает тихим и малозаметным для других. Например, подросток чуть больше времени проводит в ванной, ребенок несколько раз повторяет одно и то же, у него есть странные привычки, и близкие воспринимают это как чудачества. Из-за этого кажется, что ничего страшного, лечить не надо. При этом внутри человека может происходить жуткая борьба за отсутствие дискомфорта, ему приходят в голову очень неприятные или мешающие навязчивости, которые внешне могут ясно не проявиться, но для ребенка или подростка это каждодневный ад. Либо ребенок слишком пунктуальный, вовремя приходит, старается все сделать по правилам, учится на «отлично», – и в такой ситуации родители начинают сомневаться в необходимости лечения. В то время как стремление все делать идеально – один из симптомов обсессивно-компульсивного расстройства.

Иногда в основе отказа лечить ребенка лежит собственная внутренняя тревога родителей. Она может выражаться в убежденности, что «химия» (фармпрепараты) вредна, а полезно только то, что выросло на грядке или в лесу. Это не что иное, как собственная попытка контролировать процессы жизни и смерти, из-за которой родители отказывают в помощи детям (не дают им необходимые им лекарства).

Некоторые родители отказываются водить детей на психотерапию, потому что ходить на терапию – это признать, что в твоей семье проблемы. И из-за страха или предрассудков родителей дети не получают нужную им помощь.

Профилактика

Рассмотрев каждый фактор, который становится стимулом явлению неврологических отклонений, можно разработать эффективную профилактику. Наиболее популярны нижеприведенные рекомендации:

  • Развитие не должно отставать от эволюции сверстников. В противном деле он будет чувствовать себя неполноценным, это приведет к комплексам. Для этого надо с ним заниматься.
  • В семье должна быть благоприятная обстановка. Рассчитывать на положительный успех можно только при отсутствии скандалов дома.
  • В современном мире изменение сознания происходит под управлением интернета и гаджетов. Сильнейший естественный антидепрессант заключается в продолжительном пребывании на свежем воздухе и активном отдыхе.
  • Периодические откровенные разговоры позволят своевременно выявить страхи и помочь ему с их преодолением.

В большинстве профилактика не требуется. Если ваша кровинка не проявляет никакой реакции на воздействие окружающего мира, стрессовые ситуации, то достаточно обеспечить благоприятную обстановку дома и психостения не появится.

Если была проведена соответствующая терапия самостоятельно под наблюдением медперсонала в юности после 8 лет, тогда она пропадет практически бесследно. Если показатели проявлялись в детстве с 3 до 6 лет, то они проявляются в период 8-11 лет. Лечение обсессивно в силах провести в любой возрастной период, но в позже отвыкание проходит сложнее.

Даже в самом сложнейшем деле не стоит забывать о том, что психостения лечится и практически во всех стечениях её показатели обратимы. Дошкольник может полностью выздороветь и вернуться к нормальной жизни. Различные клиники разработали собственные методики, которые характеризуются своими особенностями. Поэтому перед обращением нужно подробно изучить план.

Намного проще предотвратить, чем потом устранять, поэтому необходимо создать максимально комфортные условия жизни. В противном случае существующая патология не будет лечиться и приведет к осложнениям.

Невроз навязчивых состояний

Невроз навязчивых состояний (ННС) – расстройство невротического уровня и преимущественно психогенного происхождения с преобладанием в клинической картине навязчивых состояний (фобий, мыслей, действий, воспоминаний, воспроизводящих психогенно-травмирующую ситуацию) или навязчивой нетерпимости в отношении некоторых внешних воздействий.

Невроз навязчивых состояний принято разделять на фобический (невроз страха) и обсессивно-компульсивный. По частоте он значительно уступает неврастении, но склонность к длительному, затяжному течению, нередко приводящему к инвалидизации больных, резистентность к проводимой терапии определяют его большое клиническое и социальное значение.

Типичный психический конфликт, служащий непосредственным поводом к развитию невроза навязчивых состояний, состоит во внутреннем неразрешимом противоречии между прочными моральными принципами и чувством долга, с одной стороны, и реальными поступками и чувствами человека — с другой. Динамическая психиатрия, использующая принципы психоанализа 3. Фрейда, особое значение придает детским конфликтам, проистекающим из противоречия между стремлением ребенка к самостоятельности и необходимостью подчиняться авторитарным требованиям родителей, чтобы сохранить их любовь. Большую роль в этом конфликте играет ригидная мать, предъявляющая по отношению к ребенку чрезмерные требования поддержания чистоты и порядка, угрожающая разлюбить ребенка или наказать его. Последний вынужден подавлять свои импульсы к эмансипации, чтобы сохранить связь с родителями. Воспитание в условиях чрезмерной опеки, подавления cамостоятельности формирует личность с развитым чувством долга, ответственности перед людьми и своей совестью, но неспособную отстаивать свои моральные принципы и бороться за них в трудной жизненной ситуации. Все это порождает чувство неуверенности и своей вины. Суть конфликта, непосредственно приводящего к развитию невроза, заключается, как правило, в неспособности человека преодолевать возникающие трудности или смиряться с ними.

Наряду с фобическим синдромом и синдромом навязчивых состояний в клинической картине ННС могут иметь место астенические синдромы: нарушается сон, появляется раздражительность, непереносимость резких звуков, быстрая утомляемость, снижение работоспособности. Однако последние носят характер сопутствующих симптомов, поскольку основной жалобой, определяющей состояние больных, являются навязчивости.

Обсессивно-компульсивное расстройство характеризуется постоянно возникающими обсессиями (навязчивые мысли, фантазии, сомнения) и компульсиями (навязчивые побуждения или действия), осознаваемыми пациентами как болезненные и воспринимаемыми с чувством сильного внутреннего сопротивления. Расстройство часто сопровождается различными по выраженности тревожными и депрессивными состояниями.

Основное проявление расстройства — навязчивые состояния. Навязчивые состояния — повторяющиеся мысли, представления, воспоминания, сомнения, стремления, действия, которые не поддаются волевому подавлению при сознании их болезненности и критическом к ним отношении. Навязчивые состояния — чуждые для личности и при попытке сопротивляться им вызывают тревогу. Навязчивые явления бывают и у здоровых людей. В этом случае они не устойчивы, не доминируют в сознании, появляются эпизодически и не приводят к социальной дезадаптации.

Навязчивости и компульсии могут наблюдаться раздельно или одновременно. Невротическое компульсивное поведение, в отличие от психотического, всегда воспринимается как собственное, хотя и несозвучное своей личности. За первичным обсессивным импульсом всегда стоит осознаваемый страх каких-то нежелательных последствий.

Для обсессивно-компульсивного расстройства характерны следующие черты: • Навязчивости обычно не связаны с привычным жизненным укладом больного и, несмотря на его сопротивление, настойчиво проникают в его сознание, занимая центральное место в психической деятельности. • Навязчивости нередко имеют элементы агрессивного, сексуального или вызывающего отвращение содержание, воспринимаемого больным как нечто совершенно чуждое его личности. • Часто у больного возникает убеждённость в совершении им какого-то постыдного, антисоциального поступка, и он испытывает сильное беспокойство и тревогу. • Пациент осознаёт бессмысленность своих навязчивостей и активно сопротивляется им, что приводит лишь к кратковременному успеху. Часто больные для нейтрализации навязчивостей и тревоги совершают защитные действия — ритуалы (например, чрезмерно тщательное мытьё рук при навязчивом страхе загрязнения).

Навязчивые мысли — непроизвольные возникающие мысли, осознаваемые больными как чуждые, но от которых они не могут избавиться; например, навязчивая мысль о том, что руки загрязнены бактериями, которые могут стать причиной инфекционных заболеваний.

Навязчивые представления — непреодолимые представления неприятных событий, которые мучительно переживаются больным; например, пациент представляет, как он совершает извращённые сексуальные действия.

Навязчивые сомнения — навязчивая неуверенность больного в правильности и законченности совершенных им действий. Пациенты постоянно озабочены тем, что забыли что-то сделать, или, возможно, сделали что-то не так. Выполнив какое-либо дело, поручение, но сомневаясь в правильности и точности исполнения, больные вновь и вновь его проверяют. Они несколько раз перечитывают написанное, бесконечно сверяют произведённые расчёты, неоднократно дёргают только что запертую дверь, повторно убеждаются в том, что электричество или газ выключены, окурки и спички погашены и т.п. Типично накапливание в принципе ненужных вещей, не выбрасываемых из опасения, что они когда-либо могут все же понадобиться; иногда их скапливается огромное количество.

Навязчивые влечения — навязчивое стремление совершить какое-либо бессмысленное, часто опасное действие, например, ударить прохожего по лицу, засмеяться на похоронах, ударить ребёнка, выругаться матом в церкви, выколоть соседу или близкому родственнику глаза и т.п. Попытки сопротивления влечению сопровождаются выраженной тревогой. Навязчивые влечения при обсессивно-компульсивном расстройстве пациентами не выполняются.

Навязчивые ритуалы — движения или действия, выполняемые против воли и вопреки разуму для предотвращения воображаемого несчастья или с целью его преодоления; возникают при фобиях, навязчивых сомнениях и опасениях. Ритуалы имеют значение заклинания, защиты. Например, при чтении книги больной пропускает, например, 11-ю и 35-ю страницы, ибо цифры соответствуют возрасту его сына и жены и пропуск указанных страниц «предохраняет» их от смерти. Пациенты понимают всю бессмысленность и нелогичность своих ритуалов и обычно сопротивляются желанию их совершить. Выполнение ритуала облегчает состояние. Его невыполнение дается лишь исключительными усилиями и влечёт за собой тревогу и беспокойство, не позволяющие думать о чём-либо и чем-либо заняться. Часто пациенты бывают обеспокоены тем, что их симптомы могут быть признаком тяжёлого и прогрессирующего психического заболевания; от таких опасений больных легко можно избавить, объясняя истинную природу симптомов.

Навязчивая медлительность — частый результат навязчивых мыслей и ритуалов — проявляется в чрезвычайно медленном выполнении повседневных дел (одевание, приём пищи, бритье и т.д.). В этой группе преобладают мужчины. Уровень тревоги, несмотря на выраженность симптомов, может быть относительно невысоким.

Навязчивые мысли и ритуалы могут обостряться в определённых ситуациях; например, навязчивые мысли о совершении насилия над другими людьми могут усиливаться на кухне, где хранятся ножи. В результате больные стараются избегать мест и ситуаций, в которых усиливаются подобные мысли. Избегание ситуаций, провоцирующих страх, — характерное клиническое проявление фобических расстройств. По этой причине навязчивые мысли, вызывающие у больных страх, определяют термином навязчивые фобии.

Тревога — важный симптом обсессивно-компульсивного расстройства, выраженность которого в большинстве случаев уменьшается после совершения ритуала, но через некоторое время вновь усиливается. У пациентов с навязчивостями часто наблюдают депрессивные состояния.

Фобическое расстройство иногда трудно отличить от обсессивно-компульсивного расстройства. И те, и другие пациенты испытывают страх перед угрожающим стимулом, но отвращение свойственно скорее обсессивным, чем фобическим больным. Последние также значительно более успешны в избегании угрожающих стимулов.

Толчком, способствующим манифестации невроза, может послужить случайное и малозначащее обстоятельство, которое, тем не менее, получает отражение в картине болезненных переживаний. Так, страх перед поездкой в городском транспорте возникает после того, как по случайным обстоятельствам (жара, духота в автобусе, период менструации, предшествующая алкогольная интоксикация) у субъекта в автобусе появляется вегетативная сосудистая реакция в виде легкого обморока. С этого времени не только езда в городском транспорте, но и сама мысль о необходимости воспользоваться автобусом вызывает резкий страх, дрожь во всем теле, онемение конечностей, сердцебиение, одышку, обильный холодный пот, у больного возникает предчувствие, что сейчас он потеряет сознание, упадет, умрет, у него остановится сердце. Это заставляет его полностью отказаться от использования транспорта. По такому же механизму патологического условного рефлекса у пациента может образоваться связь между наступлением фобического приступа и какими-либо случайными обстоятельствами, как например, пребывание на высоте, при переходе улицы, в тесном и наполненном людьми помещении. Не всегда эту связь легко выявить, и в ряде случаев врачу приходится ограничиваться предположением, что такая связь существует, но она не осознается самим больным, вследствие чего не находит отражения в его самоотчете.

При менее остром развитии заболевания появлению фобий предшествует длительный период тревожности, связанной с ипохондрическими опасениями заболеть тяжелым, неизлечимымзаболеванием. На этом фоне какое-то случайное обстоятельство, например смерть родственника от рака, прочитанная брошюра об инфекционной теории злокачественных новообразований, дают начало навязчивому страху заразиться такой же болезнью, притронувшись к предметам, с которыми раньше имел дело покойный. Происхождение социальных фобий (боязнь покраснеть, потерять мысль при публичном выступлении) бывает связано с предшествующими навязчивыми опасениями показаться смешным, неловким в обществе и постоянными сомнениями в своей способности вести себя “как все”, быть принятым обществом. Чем меньше бывает эмоциональное напряжение и острота фобических приступов, тем более отчетливо выступает их навязчивый характер: больные активно борются со своими навязчивыми страхами и опасениями и способны критически оценивать их болезненное происхождение. При тяжелых аффективных расстройствах самосознание больных глубоко страдает, и способность их к критическому осмыслению своих психических нарушений практически отсутствует.

Болезнь обычно приобретает длительное, затяжное течение, по мере которого острота аффективных расстройств постепенно уменьшается, происходит генерализация фобий — страх умереть от остановки сердца переходит в страх смерти вообще, от разных причин, уменьшается психологически понятная связь фобий с вызвавшим их обстоятельством. Усиление астенических симптомов приводит к снижению активности больных, их желания общаться с окружающими, к сосредоточению внимания исключительно на собственном здоровье. Защитное поведение, например сопротивление попыткам окружающих вывести больную из дома на прогулку, упорная привычка постоянно мыть руки из опасений заразиться, приобретает инертный, стереотипный характер. Усиливается выраженность таких черт характера, как мнительность, неуверенность в себе. Появляется стойкий субдепрессивный фон настроения.

Н.М. Асатиани (1967) описаны три этапа динамики навязчивых страхов, отражающих разные степени тяжести заболевания. К первому этапу этой динамики отнесены проявления навязчивых страхов лишь при действии наличного травмирующего раздражителя. На этом этапе больные обычно имеют возможность, избегая патогенных воздействий, получать просветы в болезненном состоянии. Этот этап динамики имеет место в начале болезни и при обратном развитии фобий.

На втором этапе фобии возникают не только в патогенной ситуации, но и в ожидании столкновения с травмирующим раздражителем. В этом периоде болезнь значительно утяжеляется, многие больные со страхами смерти, сумасшествия, суицидофобией, проявляющимися в ситуации одиночества, обычно не имеют просвета в болезненных переживаниях.

На третьем этапе фобические переживания появляются и в объективно индифферентной ситуации. Имеет место наплыв навязчивых представлений, во время которых болезненное состояние выражается пассивно-оборонительными реакциями ,составляющими картину «постельного периода болезни». Длительность таких состояний колеблется от нескольких часов до нескольких суток. Обычно больные в это время утрачивают способность контактировать с окружающими, почти не спят и отказываются от еды, лежат в постели лицом к стене. Возможны повышение АД, озноб, слезы, учащение пульса и дыхания, падение массы тела.

К числу наиболее частых и тяжелых навязчивых страхов относятся мизофобия, агаро- и клаустрофобия, в результате которых больные не могут выходить из дома, пользоваться лифтом и метро, без конца моют руки. Однако любая навязчивость может оказаться чрезвычайно мучительной и приводить к резкому снижению (если не к утрате) трудоспособности: например, арифмомания (навязчивый счет) у бухгалтера.

Для больных с ННС характерна «прямая защита», которая в случаях страха смерти может выражаться в постоянном обращении к врачам, в самощажении, в боязни прикосновения к вещам, бывшим в употреблении у «заразных больных», и т.п.

При неблагоприятном течении ННС, кроме генерализации страхов и усложнения ритуалов, может наблюдаться динамика и самого фобического синдрома. Так, к фобиям присоединяются навязчивые контрастные влечения – появляется желание совершить какое-либо недозволенное действие,противоречащее установкам данной личности.

При лечении невроза навязчивых состояний эффективны фармакотерапия и психотерапия, которые как правило, используются совместно. В некоторых случаях может быть использована только психотерапия. Продолжительность лечения от 3-х до 4-х месяцев.

Врач психиатр-нарколог УЗ «Несвижская ЦРБ» Максимчик И.Ф.

30.09.2014

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]