Реабилитация ДЦП проводится у всех больных детей, такая программа поможет вернуть ребенка к полноценной жизни. Ее проводят под контролем врача, доктор оценивает степень поражения головного мозга и подбирает наиболее эффективные методики. Избавиться от заболевания полностью не получится, но, если выполнять все упражнения и тренинги, можно вернуть утраченные функции: двигательную активность, речь и скорректировать психологический статус. Наиболее эффективные результаты наблюдаются, если реабилитация ДЦП проводится в специализированных центрах.
Восстановление лучше начинать в ранние годы, ведь в младшем возрасте мозг ребенка формируется и активно развивается. При таком подходе можно эффективно компенсировать основные нарушения, которые возникли во время внутриутробного развития.
Формы заболевания
Детский церебральный паралич не прогрессирует, ведь органическое поражение головного мозга возникает еще во время беременности. Но при отсутствии реабилитации эти осложнения закрепляются, человеку приходится жить с ними всю жизнь. Основные признаки ДЦП – расстройства движений, ослабление мышечного тонуса, появление патологических рефлексов, нарушение речи. Все эти расстройства можно значительно компенсировать, если вовремя начать восстановительную программу.
Перед началом лечения врач определяет форму заболевания:
- спастическая диплегия – поражение мышц спины, ног и рук, ригидность нижних конечностей выражена ярче;
- двойная гемиплегия – в наибольшей степени поражаются мускулы рук, наблюдается отставание в умственном развитии;
- атонически-астатическая разновидность патологии – ухудшение тонуса мышц по всему телу из-за поражения мозжечка и его проводящих путей;
- гемипаретическая форма – одностороннее поражение с преимущественным послаблением верхних конечностей.
Как проходит реабилитация ДЦП? – первые две формы лучше остальных поддаются коррекции, но и при постоянном лечении и при выполнении тренингов даже при самом тяжелом течении паралича можно добиться хороших результатов.
«Укрепляем то, что сохранно»: принципы реабилитации детей с ДЦП
Полностью излечить детский церебральный паралич медицине не удается. Единственный способ по борьбе с этим заболеванием — поддерживающая терапия. Последствия сбоя в центральной нервной системе (далее — ЦНС) можно также восполнять за счет качественной реабилитации. Как это сделать, рассказывают эксперты столичного Института ДПО работников социальной сферы.
При ДЦП чаще всего страдают двигательные функции. Также могут быть нарушения интеллекта, зрения, слуха, чувствительности, речи, питания и даже поведения — это далеко не весь список сопутствующих заболеваний. Они порой гораздо больше влияют на адаптацию ребенка к жизни.
«Главное направление реабилитации при ДЦП — противостоять угасанию функций, беспомощности и бессилию, которых добивается болезнь»,
— считает
Лариса Савина
, реабилитолог, преподаватель Института.
Эксперт выделяет три принципа современной реабилитации детей с ДЦП:
Действуем комплексно.
Одного медицинского сопровождения недостаточно, даже если ребенка наблюдают эксперты-звезды. Помимо педиатра, невролога, ортопеда или окулиста, к работе нужно подключать инструкторов ЛФК или физических терапевтов, психолога, логопеда и коррекционного педагога. При междисциплинарной работе можно максимально помочь ребенку и его семье.
Укрепляем то, что сохранно.
Ребят с ДЦП нельзя лишать движения, иначе можно потерять и то, что они могут. Здесь лучшее средство — физическая терапия. Она улучшает координацию, равновесие, силу, выносливость, контроль над болевыми симптомами, поддержание позы, походку и общее здоровье. Кроме популярных массажа или традиционной лечебной гимнастики, сюда входят и менее известные методики — например, нейроразвивающая терапия (Бобат-концепция, метод Войта), рефлексотерапия, иппотерапия и др.
Занимаемся системно, соблюдаем поэтапность.
Все реабилитационные мероприятия проводятся по принципу: главное — не диагноз, а реальные возможности и ресурсы ребенка. Не надо требовать от человека невозможного, завышать планку и идти на рекорды. Научился владеть ложкой или удерживать позу? Отлично, ставим следующую цель! И обязательно хвалите ребенка за результаты: так он и сам захочет добиваться большего.
«В Москве существуют реабилитационные центры
помогающие семьям, где растет ребенок с ДЦП. Это и стационары, и полустационары, специалисты некоторых приезжают на дом. Но самое главное — чтобы работа по реабилитации проводилась постоянно, а не от случая к случаю. Два-три специализированных курса в год — это хорошо, но недостаточно. Форму нужно поддерживать и дома, чтобы противостоять диагнозу. Здесь многое зависит от родителей: развивайте у ребенка навыки самообслуживания, тренируйте его моторику, проводите занятия по коррекции когнитивных нарушений», —
рекомендует
Лариса Савина.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Стадии восстановления
Первые шаги в лечении ДЦП самые сложные – у ребенка присутствуют поражения церебральных структур, из-за которых появляются двигательные нарушения. В будущем справляться с патологией будет легче, по мере восстановления и формирования нейронных связей, нервной системе будет проще адаптироваться к новым условиям.
Различают несколько этапов восстановления, такая реабилитация проводится при ДЦП с ранних лет. Она включает:
- подготовку нервной системы к предстоящим нагрузкам и движениям;
- биомеханическое воздействие для разрушения нейронных связей и восстановления тонуса мышц;
- закрепление полученного результата, стабилизация координации движений и самообслуживания.
Второй этап самый сложный, в этот период возникает много сложностей. Предстоит полная перестройка нервной системы – ребенку придется фактически заново учиться ходить, нормально разговаривать и бороться со стрессом.
«Укрепляем то, что сохранно»: принципы реабилитации детей с ДЦП
При ДЦП чаще всего страдают двигательные функции. Также могут быть нарушения интеллекта, зрения, слуха, чувствительности, речи, питания и даже поведения — это далеко не весь список сопутствующих заболеваний. Они порой гораздо больше влияют на адаптацию ребенка к жизни.
«Главное направление реабилитации при ДЦП — противостоять угасанию функций, беспомощности и бессилию, которых добивается болезнь», — считает Лариса Савина, реабилитолог, преподаватель Института.
Эксперт выделяет три принципа современной реабилитации детей с ДЦП:
Действуем комплексно. Одного медицинского сопровождения недостаточно, даже если ребенка наблюдают эксперты-звезды. Помимо педиатра, невролога, ортопеда или окулиста, к работе нужно подключать инструкторов ЛФК или физических терапевтов, психолога, логопеда и коррекционного педагога. При междисциплинарной работе можно максимально помочь ребенку и его семье.
Укрепляем то, что сохранно. Ребят с ДЦП нельзя лишать движения, иначе можно потерять и то, что они могут. Здесь лучшее средство — физическая терапия. Она улучшает координацию, равновесие, силу, выносливость, контроль над болевыми симптомами, поддержание позы, походку и общее здоровье. Кроме популярных массажа или традиционной лечебной гимнастики сюда входят и менее известные методики — например, нейроразвивающая терапия (Бобат-концепция, метод Войта), рефлексотерапия, иппотерапия и др.
Занимаемся системно, соблюдаем поэтапность. Все реабилитационные мероприятия проводятся по принципу: главное — не диагноз, а реальные возможности и ресурсы ребенка. Не надо требовать от человека невозможного, завышать планку и идти на рекорды. Научился владеть ложкой или удерживать позу? Отлично, ставим следующую цель! И обязательно хвалите ребенка за результаты: так он и сам захочет добиваться большего.
«В Москве существуют реабилитационные центры, помогающие семьям, где растет ребенок с ДЦП. Это и стационары, и полустационары, специалисты некоторых приезжают на дом. Но самое главное — чтобы работа по реабилитации проводилась постоянно, а не от случая к случаю. Два-три специализированных курса в год — это хорошо, но недостаточно. Форму нужно поддерживать и дома, чтобы противостоять диагнозу. Здесь многое зависит от родителей: развивайте у ребенка навыки самообслуживания, тренируйте его моторику, проводите занятия по коррекции когнитивных нарушений», — рекомендует Лариса Савина.
Способы восстановления
Методики реабилитации детей с ДЦП разнообразны, они включают постоянное лечение, физиотерапию и выполнение тренингов. Лекарства используются в качестве базовой терапии, упражнения и процедуры способствуют выработке новых навыков и закреплению результата. Для получения выраженного эффекта воздействие должно быть комплексным и направленным, поэтому для назначения программы следует обращаться в специализированные центры. Доктор в таком учреждении сможет наблюдать пациента и при необходимости корректировать реабилитацию.
Наша команда врачей-реабилитологов
Все специалисты, которые участвуют в реабилитации пациентов с двигательными нарушениями, должны постоянно развивать свои навыки наблюдения, оценки и анализа движений. Большинство движений у нас носят автоматический характер. Но для того, чтобы научить ребенка двигаться, специалист должен иметь четкое представление о том, каков алгоритм и последовательность каждого движения.
Действительно, чтобы лучше понять чужие движения, нужно научиться анализировать свои. Наша профессия тесно связана с физическим воздействием на тело пациента, поэтому мы должны знать и тонко чувствовать то, с какой силой можно воздействовать, с каким ритмом и интенсивностью проводить упражнения. Этому также обучаем родителей.
Опытные врачи-реабилитологи, которых мы собрали в нашем Центре, помогут вам понять, что именно не так с вашим ребенком. Понаблюдав за его движениями, они проведут диагностику прямо на первичной консультации, а дальше поставят цели и задачи, на которые будут ориентироваться в дальнейшей работе с пациентом.
Очень важно не просто помочь малышу научиться переворачиваться, держать головку, сидеть, ползать, ходить и самостоятельно есть, но и избежать вторичных деформаций, таких как контрактуры суставов, вывихи тазобедренных суставов, нестабильность голеностопного сустава и т.д. Все эти деформации заметно тормозят моторное развитие.
Логопед-дефектолог и клинический психолог работают в тесном контакте с реабилитологами. Мы учим детей выражать свои мысли и желания: если нет возможности озвучить их языком, тогда это можно сделать с помощью знаков и карточек. Удовлетворение от того, что тебя понимают, дает мощный стимул к дальнейшему развитию.
Мы всегда рады поделиться тем, что знаем и умеем делать для реабилитации ДЦП. Приходите к нам в Центр, и мы вместе будем работать на результат.
Получить консультацию
Жизнь каждого ребенка — это отдельная история!
Реабилитация детей с ДЦП
Реабилитация детей с ДЦП
Реабилитация детей с ДЦП в Москве
Реабилитация детей с ДЦП в Москве
Войта терапия и Реабилитация детей с ДЦП в Москве
Гидротерапия
Данный метод применяется в процессе детской реабилитации для улучшения двигательных возможностей и сенсорной активности. В реабилитационном имеется бассейн с разной глубиной, он оборудован брусьями и прочими вспомогательными элементами для лечебных занятий. Все занятия проходят индивидуально: терапевт занимается с ребенком и параллельно обучает одного из родителей. Это помогает улучшить взаимосвязь ребенка и родителей, повысить уровень доверия и разработать новые двигательные возможности.
Занятия проводятся с целью:
- обучения ходьбы;
- снижения спастичности;
- укрепления и развития мышц и суставов.
Центры для реабилитации детей с диагнозом ДЦП в России
Многих родителей волнует вопрос, где пройти реабилитацию ребенку с ДЦП. В государственных учреждениях очень часто ограничен перечень лечебных мероприятий. Нередко пройти комплексную реабилитацию в обычной поликлинике невозможно вообще. Потому многие родители обращаются в реабилитационные центры, в которых есть и опытные специалисты, и хорошее оборудование. Вот небольшой список таких клиник в России:
- Немецкий центр реабилитации, г. Радимичи, Брянская область.
- Реабилитационный центр профессора Севастьянова, г. Йошкар-Олы, республика Мари-Эл.
- Институт клинической реабилитологии, г. Тула.
- Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства.
- Клиника детских параличей под руководством Умнова, Санкт-Петербург.
- , Санкт-Петербург.
- , Санкт-Петербург
- Детская психоневрологическая больница №18, г. Москва.
- Кунцевский медико-реабилитационный центр, г. Москва
- «Примавера-Медика», г. Москва
- Российская Академия медико-социальной Реабилитации, г. Москва
На самом деле клиник и центров существует гораздо больше, и в них используются разные методики лечения. В некоторых есть возможность пройти курс бесплатно, но нередко приходится ждать в очереди. Во многих частных клиниках услуги платные. Выбирая центр реабилитации детей с ДЦП, нужно обязательно узнать о его репутации, оборудовании и методах лечения, которые там используются, результатах терапии у других пациентов.
Реабилитация детей, больных ДЦП, – это длительный процесс, который занимает годы, и родителям придется настроиться на долгий и тяжелый труд. Методики реабилитации для каждого ребенка должны подбираться индивидуально. Результаты во многом зависят от степени нарушений. Потому врач должен предупредить родителей, до какой степени могут возобновиться двигательные, речевые, интеллектуальные способности ребенка.
Виртуальная реальность
Это искусственный мир, в котором ребенок может идентифицировать себя и выполнять различные действия, другими словами это реальный мир, который подчиняется тем же законам физики, только в виртуальной реальности.
Искусственный интеллект отслеживает изменения, которые происходят в виртуальном мире и предоставляет пациенту новые данные и задачи для действия. Такая терапия открывает большие возможности. Система способна индивидуально подстраиваться под каждого пациента, помогая доктору в процессе реабилитации больного.
Преимуществ у такой виртуальной терапии, которая реально оказывает помощь пациентам более чем достаточно, среди них:
- искусственный интеллект отлично адаптируется под возможности и особенности каждого пациента, предоставляя упражнения, которые ему под силу;
- возможность изменения уровня сложности упражнений;
- помогает измерить отдачу пациента в занятиях и использовать эти данные для составления дальнейших упражнения для реабилитации;
- пациенты очень радостно и дружелюбно относятся к занятиям в виртуальном мире, что несомненно влияет на общее состояние больного;
- фактически развлечение способствует лечению пациентов.
Сенсорная интеграция
Данная терапия проходит в специальной комнате – снузелен. В комнате создана мультисенсорная среда, направленная на либо стимулирование, либо подавление основных чувств пациента с помощью музыки, различных ароматов, цветов, изображений и прочих сенсорных объектов.
Среда является контролируемой, пациент предоставлен сам себе и в праве сам располагать своим временем и возможностью наслаждаться окружающей его средой. В такой комнате все 5 чувств человека могут быть активными. Среду можно подстроить и адаптировать под конкретного пациента, что очень эффективно влияет на реабилитацию в целом.
Сенсорная интеграция преследует следующие цели:
- расслабление, получение удовольствие и отдых без вмешательства интеллекта пациента и ожидания от окружающих людей, в среде нет неудач;
- лечение психосоматических отклонений;
- снижение агрессии, стресса и депрессивного настроения;
- активация всех человеческих чувств (зрения, осязания, слуха, вкуса, обоняния);
- повышение концентрации внимания;
- возможность для людей с ограниченными возможностями реагировать на стимулы в созданной среде или наоборот ограничить пациента от некоторых;
- помогает пациенту понять и распознать его тело в конкретном пространстве, улучшить координацию тела в движении по отношению в созданной среде и пространстве;
- уменьшение самостимуляции.
Конечной целью пребывания в такой среде является полная сенсорная интеграция и развитие способности ЦНС реагировать на сенсорную информацию, обрабатывать ее и передавать в мозг через чувства для дальнейшей реакции организма на окружающие предметы и среду. Такая терапия подходит как для детей, так и для взрослых.
Метод Бобат
Данный метод нейроразвивающего лечения был назван в честь его создателей — Берты и Карела Бобат. Подход в лечении пациентов с ДЦП основывается на знании и развития нервной системы и ее патологий:
- сенсорно-двигательных;
- эмоциональное и социальное развитие детей раннего возраста;
- перцепционных;
Программа полностью индивидуализирована и применяется исключительно руками терапевта. Основное внимание сосредоточивается на естественной обратной связи сенсорно-питания и обучении управления опорно-двигательным аппаратом.
Принципами лечения являются:
- обучение ощущению движения;
- обучение двигательным моделям;
- облегчение способа естественной модели движения и сдерживание патологии;
- установка целей с учетом стадии, на которой находится двигательная способность, возраст и способности ребенка, происходит всегда в тесной связи с семьей;
- содействие в развитии нормальной моторики ребенка;
Успех достижения целей влияет на подготовку мелкой моторики и речи ребенка. Тесное сотрудничество с семьей – обязательный компонент.
Основные методики
Тренировочно-нагрузочный костюм «Адели», Реабилитация в виртуальной реальности, Система «УГУЛЬ», Система «ПАУК», Лечебные укладки, Массаж, Ольфактотерапия, Нейрокоррекция, Игровая логопедия, Динамическая АФК, Логопедический вокал, Транскраниальная микрополяризация, Колоколотерапия, Галотерапия, Бионити, Биокапсула.
Реабилитационный
принимает на восстановительное лечение пациентов с диагнозом детский церебральный паралич и другими последствиями поражения центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Данное хроническое заболевание провоцирует нехватку мышечной активности, нарушение координации и ментальные отклонения.
Мы обеспечиваем комплексную реабилитацию детей с дцп под руководством компетентных сотрудников. Специалисты клиники имеют большой опыт работы со всеми формами нарушений и подбирают для малышей и подростков персональные восстановительные программы высокой результативности. Начинать лечение ДЦП следует как можно раньше, при появлении самых ранних проявлений патологии, возможно до постановки официального диагноза. Грамотная реабилитация больных дцп позволяет добиться устойчивых положительных результатов и повысить качество жизни человека в будущем.
Метод PADOVAN
Также этот метод называется нейрофункциональной реорганизацией головного мозга. Он основывается на неврологической системе человека, на невралгии развития речи, ходьбы, мыслительных процессов, на нейропластике головного мозга и развития с помощью образования новых синапсов.
Во время сеанса PADOVAN комбинируются несколько методов: эрготерапию, физиотерапию и логотерапию. Используются упражнения для верхних и нижних конечностей, способствующие обучению речи, координации движений тела, глотанию и дыханию.
Метод эффективен в лечении детей:
- с задержками в развитии;
- с дислексией;
- с проблемами в обучении (чтением, в умении считать и писать;
- с нарушениями внимания;
- с наличием гиперактивности.
Технические средства для реабилитации детей с ДЦП
В комплексном лечении детей с ДЦП используются различные технические средства реабилитации. Они помогают предотвратить различные осложнения заболевания, например, стойкие контрактуры. С их помощью ребенок может самостоятельно сидеть, передвигаться, компенсируются другие нарушения движений, уменьшаются гиперкинезии, насильственные движения, у ребёнка формируется естественный двигательный стереотип.
Все технические средства можно разделить на тренажеры для реабилитации детей с ДЦП и вспомогательные приборы. Но это разделение довольно условное, так как часто вспомогательные приборы одновременно играют роль тренажеров.
При выборе тренажера важно учитывать этап развития ребенка, его физическую форму и степень нарушений. Существуют следующие виды приборов:
- Тренажеры для укрепления навыка ползания. На них занимаются дети до трёхлетнего возраста. Позволяют вырабатывать координацию, стимулируют развитие вестибулярного аппарата, укрепляют мышцы рук, ног, шеи и плечевого пояса, улучшают перистальтику кишечника, стимулируют рост, снимают некоторые двигательные ограничения.
- Тренажеры для сидения. Представляют собой кресло на колесах с ремнями и фиксаторами, которое позволяет закрепить тело ребенка в наиболее естественной позе. Предупреждает образование контрактур, искривлений костей, позвоночника. Уменьшает количество непроизвольных движений, учит ребенка правильно держать и контролировать свое тело.
- Тренажер для стояния. Это средство являет собой платформу с регулируемым наклоном и специальными фиксаторами. Он укрепляет мускулатуру, улучшает дыхание, работу кишечника, мочевого пузыря, предупреждает пролежни, позволяет детям лучше ориентироваться в окружающем мире, контактировать с другими.
- Тренажер для ходьбы. Это оборудование для реабилитации похоже на ходунки разной конструкции с седлом, фиксаторами и специальными ручками. Тренажер расширяет двигательные возможности ребенка, укрепляет мышцы и кости, учит детей правильно фиксировать голову, плечи, грудь, стимулирует рост, служит для профилактики контрактур, пролежней, ожирения.
- Тактильные тренажеры: массажные коврики, специальные беговые дорожки, приспособления для массажа ладоней. Улучшают чувствительность рук, ног, снимают спазмы мускулатуры, улучшают мелкую моторику.
- Бытовые тренажеры. Специальные доски с дверными ручками, крючками, защелками, кранами, выключателями, которые помогают ребенку совершенствовать бытовые навыки.
Медикаменты
Лекарства используются в основном в младшем возрасте, когда наблюдаются проблемы с мышечным тонусом. Далее препараты выписывают в качестве поддерживающей терапии для устранения осложнений. Также проводится лечение психологических нарушений.
Доктор может назначить следующие средства:
- для стимуляции мышечного тонуса: Мидокалм, Баклофен, Диспорт;
- лекарства для улучшения мозгового кровообращения: Пирацетам, Луцетам, Биотредин;
- витамины и минеральные добавки для укрепления организма.
Дозировки корректирует врач согласно состоянию ребенка и эффективности терапии. Принимать препараты без рецепта врача не рекомендуется.
ЛФК
Лечебная гимнастика помогает вернуть утраченные функции, нормализовать тонус и предотвратить гипотрофию мышц. Выполнять упражнения рекомендуется с ранних лет – это поможет быстро справиться со слабым тонусом и вернуть самообслуживание.
Рекомендована следующая программа:
- физические упражнения с тренером – для разработки определенной группы мышц;
- кинезотерапия – «лечение движением» и постоянными физическими нагрузками;
- механотерапия – выполнение подходов на специализированных тренажерах в реабилитационных центрах.
Главная особенность реабилитации детей с ДЦП – появление эффекта только при систематическом выполнении тренингов. Именно поэтому нужно полностью выполнять все рекомендации врача и заниматься лечебной физкультурой.
Начало реабилитации
Когда нужно начинать реабилитацию детей с диагнозом ДЦП? Многолетний опыт подсказывает, что самых лучших результатов можно добиться при раннем начале лечения. Кроме того, заболевание имеет тенденцию к прогрессированию. Потому терапия должна начитаться сразу же после постановки диагноза. Детям, которые родились в асфиксии, получили родовые травмы, лечение проводят с первых дней жизни. Комплексная реабилитация детей с ДЦП должна быть беспрерывной.
Какие специалисты занимаются лечением
При подозрении на любые двигательные нарушения у ребенка следует обращаться к неврологу. Под особым наблюдением находятся дети после кесарева сечения, стремительных родов, стимуляции родовой деятельности, осложненной беременности. Показано обследование в случае низкой оценки по шкале Апгар. Невролог в обязательном порядке осматривает всех недоношенных детей, рожденных в асфиксии, с родовыми травмами, гематомами.
При подозрении на ДЦП назначается ряд дополнительных обследований:
- электроэнцефалография;
- электромиография;
- электронейрография;
- транскраниальная магнитная стимуляция;
- нейросонография;
- МРТ головного мозга.
Всё это позволяет не только подтвердить диагноз, но и выявить степень нарушений, органические изменения в нервной системе. После постановки диагноза разрабатываются программы реабилитации. Лечение дети проходят в амбулаторных условиях, посещают кабинеты физиотерапии при поликлиниках. Также предусмотрено лечение в стационаре и санаториях. Сейчас существует множество реабилитационных центров, которые проводят занятия с детьми по современным методикам. К сожалению, большинство из них платные.
Нейростимуляция
При таком методе применяются слабые токи, которые стимулируют нейроны головного и спинного мозга. Это позволяет уменьшить активность торможения в церебральных структурах и возобновить двигательную активность. С помощью этого метода удается справиться с хронической болью и с парестезиями, которые часто возникают как осложнения при ДЦП.
Решение о проведении нейростимуляции принимает доктор на основании состояния ребенка. Такая терапия считается успешной, если с ее помощью удается исключить половину проявлений всех осложнений.
Физиотерапия
Физиотерапевтическое лечение используется в качестве дополнения к основной терапии, такие процедуры укрепляют организм. Они повышают регенерацию тканей, активируют кровоток в мышцах, костях и суставах, улучшая клеточное питание.
Современные методы лечения ДЦП – это сеансы следующих процедур:
- электростимуляция;
- магнитотерапия;
- прогревание;
- светотерапия.
Лечение проводится курсами по 10-15 сеансов. Посещать кабинет нужно строго по графику и не пропускать физиотерапию. Направление можно получить у педиатра или в специализированном реабилитационном центре.
Посещение психолога
Работа с психологом – важная поддержка для ребенка, которая поможет в социальной адаптации. Врач проводит беседы и выясняет, что в первую очередь беспокоит пациента. Применяются игровые методики, тренинги и анкетирование. Программа подбирается индивидуально по ведущим методикам для детей с церебральным параличом.
При проведении реабилитации упор делается на двигательную активность, но без преодоления психологических проблем и барьеров ребенку будет сложно вернуться к социальной жизни. Только комплексный подход позволит закрепить полученные результаты.
Реабилитация детей с ДЦП: обзор эффективности различных методов терапии
(26 марта 2021 года Елена Нобл, физиотерапевт, MPT)
В 2013 году Иона Новак и ее команда составили один из наиболее полных, научно обоснованных, обзоров различных типов терапии для детей с ДЦП https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/23962350. С тех пор оно было дополнено более чем двумястами новыми систематическими обзорами, и, в феврале 2021 г., появилось его обновления под названием: «State of the Evidence Traffic Lights 2021: Systematic Review of Interventions for Preventing and Treating Children with Cerebral Palsy» (состояние доказательной базы «Светофор» 2021: Систематический обзор вмешательств для профилактики и лечения детей с церебральным параличом). Последний обзор углубляет и даёт определение рекомендуемым методам терапии для детей с церебральным параличом.
Ничто не сравнится с чтением всей статьи (доступной в полном тексте на английском языке) для лучшего понимания доказательств и хороших визуальных иллюстраций (https://link.springer.com/article/10.1007/s11910-020-1022-z)
Но в данной публикации мы обращаем внимание в основном на двигательную реабилитацию. Вот пример того, что входит в выбранное направление результатов по двигательной реабилитации.
Большая часть данного обзора — это включение более высоких уровней доказательств в пользу систематических обзоров и рандомизированных контролируемых исследований. Результаты обзора формализованы в новой вышеуказанной статье, которая является отличным инструментом для эффективной клинической интерпретации методов терапии (вмешательств), изученных в этом исследовании. Вот как это выглядит в итоговой таблице обзора:
(ссылка на более детальные таблицы: https://link.springer.com/article/10.1007/s11910-020-1022-z/figures/2 )
- Методы терапии (вмешательства), которые попадают в категорию зеленого цвета: ВПЕРЕД! Высокое качество доказательств свидетельствует об эффективности этих методов. Рекомендуются для использования в практике.
- Методы терапии (вмешательства), которые попадают в категорию красного цвета: СТОП! Высокое качество доказательств свидетельствует о неэффективности или вреде этих методов.
- Методы терапии (вмешательства), попадающие под желтый цвет: МЕРА! Минимальные доказательства или неубедительные доказательства требуют мониторинга результатов этих методов. Те методы, которые выше и ближе к зеленым, имеют более позитивные доказательства в эффективности и могут быть рекомендуемыми.
Данные методы терапии сгруппированы под общими направлениями/результатами лечения. Примерами таких групп являются результаты двигательной терапии, управление мышечным тонусом, профилактика и коррекция контрактур, наблюдение за тазобедренным суставом, раннее вмешательство, боль, когнитивные способности, функции самообслуживание, время приема пищи и профилактика. Обратите также внимание, что размер кругов (указывающих на разные виды вмешательств) пропорционален количеству рандомизированых контролируемых исследований, оцениваемых для каждого типа вмешательства.
Зеленый цвет:
- “Constraint-induced movement therapy” – CIMT («Двигательная терапия через ограничение»). Описание метода: https://en.wikipedia.org/wiki/Constraint-induced_movement_therapy. Это метод, в котором ограничивается движение здоровой конечности для более интенсивного развития пораженной конечности.
- Целенаправленные тренировки с определенными целями (например, для развития определенных навыков)
- Тренировки на беговой дорожке и на земле с частичной поддержкой веса тела
- Оккупационныя терапия после введения ботулинического токсина
- Тренировка подвижности
- Индивидуальное коррекционное ортезирование по слепкам
- Бимануальное обучение
- Силовая тренировка
- Иппотерапия
Красный цвет:
- Нейродевеломентальная терапия в первоначальном пассивном формате (традиционный подход к последовательному развитию двигательных навыков у ребёнка)
- Сенсорная интеграция (для развития моторных навыков)
- Краниосакральная терапия
Желтый цвет:
- Физическая активность
- Использование наклеечных пленок (тейпирование)
- Иглоукалывание
Примечательно, что все мероприятия «зеленого цвета» в рамках этой категории включают в себя конкретные задачи и целенаправленную практику, высокоинтенсивную практику, с обязательным активным участием
Конечно, применение результатов исследований в клинической практике — это следующий шаг. Исследователи рекомендуют делать это вокруг целей, ориентированных на ребенка и семью. В целом, чрезвычайно интересно наблюдать, как научно обоснованные методы терапии растут и набирают обороты в педиатрии. Клиента. Этот тип вмешательства является основой для нейропластичности, зависящей от опыта, и хорошо поддерживается принципами развития моторных навыков и различными исследованиями. Вмешательства в группе «красного света», напротив, имеют более пассивный подход, и это может быть основной причиной их неэффективности.
Перевод: Панкаджа Кушваха (BSc – LSE, MPhil – Glasgow University)
Прогнозы
Реабилитация ДЦП зависит от формы заболевания и степени поражения головного мозга. Обычно при проведении терапии с ранних лет прогноз относительно благоприятный – большинство нарушений удается компенсировать к младшему школьному возрасту. При легкой форме патологии проявления церебрального паралича будут практически незаметными.
Если откладывать терапию и не следовать рекомендациям врача – прогноз будет неблагоприятным. Это отставание ребенка в умственном развитии и серьезные нарушения работы опорно-двигательного аппарата. При ДЦП от родителей и ребенка требуется ответственный подход и выполнение реабилитационной программы.
Социальная реабилитация и адаптация детей с ДЦП
Социальная реабилитация детей с ДЦП имеет не менее важное значение, чем физическая. Такие дети должны научиться жить с ограниченными возможностями, взаимодействовать с членами семьи, сверстниками и обществом в целом. Очень важно научить их обслуживать себя. Если позволяет состояние, ориентироваться в родном районе или городе. Элементы социальной реабилитации есть на всех этапах лечения. Более узкая программа адаптации к социуму включает в себя:
- культурную адаптацию и обучение навыком общения, наведения контактов с людьми;
- бытовую адаптацию с возможностью самообслуживания, передвижения в транспорте, осуществления покупок;
- обучение поведению в социуме;
- выработку трудовых навыков.
Медико-социальная реабилитация детей-инвалидов с ДЦП обязательно учитывает психологические особенности каждого ребенка. Она направлена на коррекцию индивидуальных нарушений социального поведения.
Больные ДЦП бывают очень возбудимыми, чувствительными, тревожными. Они медленнее воспринимают и запоминают информацию об окружающем мире, реже проявляют инициативу, самостоятельность
Занятия с детьми проводят специально подготовленные педагоги. В их задачи входит заинтересовать ребенка овладевать новыми знаниями, постепенно расширять их запас. Работа нацелена на улучшение памяти, внимания, овладение математическими знаниями чтением и общим представлением о мире. Очень важно совершенствовать мелкую моторику рук, бытовую адаптацию. Также социокультурная реабилитация детей с ДЦП включает выработку навыков правильного общения в семье, со сверстниками, выработку положительного отношения к родным и друзьям.
Во многих странах ребенок с ДЦП может ходить в обычную школу или детский сад, с ним индивидуально занимается на уроках специальный педагог. Общаясь в коллективе, дети с ранних лет обретают друзей, а здоровые сверстники учатся правильно относиться к людям с ограниченными возможностями.
К сожалению, у нас такой возможности практически нет. В штате обычных государственных школ нет педагогов, которые могли бы индивидуально заниматься на уроках с больными детьми. Ходить на уроки могут ходить лишь дети с легкими нарушениями, которые могут обслуживать себя и относительно свободно передвигаться. Но даже в таких случаях родители сталкиваются с негативным отношением. Руководство не хочет принимать детей, а сверстники, при молчаливой поддержке родителей, начинают издеваться над больным ребенком. Потому многие врачи советуют отдавать детей с ДЦП в специализированные интернаты.