Эмоциональный интеллект: понятие, модели, составляющие, ЭИ в бизнесе


Принципы эмоционального интеллекта

Редакция

Команда редакторов Promdevelop

Эмоции играют важную роль в принятии решений.

  • Взаимосвязь эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации
  • Как развить эмоциональный интеллект
  • Развитие правильного самовосприятия
  • Развитие навыка управления собой
  • Развитие социальной восприимчивости
  • Развитие навыка управления отношениями
  • Эмоциональный интеллект руководителя: как развивать и применять. Эмоциональный интеллект в бизнесе
  • Книги и фильмы про эмоциональный интеллект
  • Интересные факты об эмоциональном интеллекте
  • Поэтому необходимо уметь управлять как своими, так и чужими чувствами для достижения поставленных целей и планов. Для этого введен термин эмоциональный интеллект.

    Что значит эмоциональный интеллект

    Под термином понимают возможность человека распознавать эмоциональную составляющую других людей. В понятие включено и управление личными переживаниями. Такое воздействие широко применяется для решения практических задач в бизнесе, трудовой деятельности, обучении.

    ЭИ является основополагающим элементом в оценке окружающей обстановки. Помогает определить то, в чем нуждаются люди, узнать сильные и слабые стороны.

    Модели эмоционального интеллекта

    Разделяют 3 разновидности, которые отличаются составляющими.

    Модель способностей Майера ― Сэловея ― Карузо

    Считается основной на сегодняшний день.

    Элементы:

    • восприятие эмоций: за счет жестов, мимики, голоса, поведения, внешнего вида, походки;
    • понимание впечатлений: определение причин их появления, рассмотрение связи мысли и эмоций, сложные чувства;
    • эмоциональность, как стимул мышления: способность к активизации креативности как фактора мотивации;
    • управление переживаниями: их пробуждение, направление, укрощение, построение логических цепочек.

    Модель Гоулмана смешанная

    На основании нее создано три теста: ECI, ESCI, ESCI-U.

    В основе концепции лежат следующие элементы:

    1. Самоконтроль ― управление своими чувствами, приспособление к изменениям в обстоятельствах.
    2. Самопознание ― признание личной эмоциональности. Понимание того, как чувства влияют на поведение и мысли.
    3. Социальность― понятие чувствительности других людей и комфортное общение.
    4. Эмпатия ― приятное влияние, заключающееся в направлении и вдохновении, поддержке хороших отношений.
    5. Мотивация ― знание цели, плана, четкое следование к ним на каждом этапе.

    Как заставить сотрудников работать на результат — Компромисс между романтикой и оцифровкой

    Модель Рувена Бар-Она

    Данная социально-эмоциональная модель отличается большим числом показателей.

    К ним относят:

    • осознанность: распознавание своих переживаний в конкретный миг, их различение и понимание;
    • независимость: отсутствие моральной зависимости от других людей;
    • стрессоустойчивость: укрощение переживаний и видение быстрого выхода из трудных ситуаций;
    • гибкость: возможность корректирования эмоций в изменяющихся обстоятельствах;
    • оптимизм: сохранение положительного настроя и надежды на благополучное разрешение проблем;
    • счастье: удовлетворенность всеми жизненными аспектами;
    • эмпатия: понимание ощущений окружающих;
    • самоуважение: способность рациональной оценки возможностей;
    • самовыражение: ясность в выражении чувств и мыслей, твердость убеждений;
    • социальная ответственность: способность проявлять заботу и управление над другими людьми;
    • межличностные отношения: комфортное общение и социальные контакты;
    • контролирование импульсов: управление соблазнами, преодоление их;
    • оценка действительности: объективное соотношение мыслей и чувств во внешнем мире;
    • решение проблем: способность нахождения потенциального решения в эффективной форме;
    • самоактуализация: реализация индивидуального потенциала.

    Методы развития эмоционального интеллекта

    Учитывая, что высокий эмоциональный интеллект положительно влияет на качество жизни, его нужно развивать. Расскажем, как это сделать.

    Наблюдение за эмоциями

    Чувства нельзя игнорировать, их следует проживать и анализировать. Научитесь осознавать свои эмоции в течение дня. Почему вы расстроились, чему обрадовались? К примеру, как отреагировали на критику руководства – возникла обида, огорчение или неприятие. Эмоциональные реакции можно записывать: «Я злюсь, если…»., «Я в восторге, когда…».

    Прислушивайтесь к физическому состоянию

    Чувства, испытываемые нами, обязательно отражаются в виде телесных сигналов. Когда страшно, мы неосознанно зажмуриваемся, радость ощущается легкостью и порханием бабочек в животе. Стресс, шок сразу проявляются давлением в области желудка. Выявите ваши индивидуальные взаимосвязи.

    Выявите связи между эмоциями и поступками

    Необходимо понять, как чувства влияют на поведенческие реакции. К примеру, если вам стыдно, то вы обычно пытаетесь нападать в ответ? Такая реакция не даст эффективного результата в коммуникации, поэтому ее необходимо устранить. Правильно будет спокойно выслушать собеседника и прояснить свою позицию, если нужно признать неправоту.

    Поймите, что нет неправильных эмоций

    Каждый из нас имеет право на злость, гнев и ярость. Это ответ психики на агрессивные внешние вызовы. Но всегда нужно обращать внимание на обстоятельства, вызвавшие негатив. Вы кому-то позавидовали? Ничего страшного, но подумайте в чем проблема, возможно в низкой самооценке.

    Выбирайте достойные поведенческие модели

    Если определенные эмоции заставляют вас чувствовать себя проигрышно, подумайте, как можно изменить ситуацию. К примеру, в ответ на замечание вы начинаете кричать, злиться, чем еще больше раззадориваете соперника. Если оппонент спокоен внешне, то считайте, что в споре он выйдет победителем. Не дайте чувствам взять верх над разумом.

    Станьте открытым к диалогам с другими людьми

    Внимательно слушайте человека, старайтесь понять его аргументацию. В то же время сами прямо говорите о своих чувствах и отношению к обсуждаемой теме. Будьте сговорчивы.

    Прокачивайте способность к эмпатии

    Поставьте себя на место другого человека, чтобы прочувствовать его радость или боль. Не будьте пассивным слушателем. Искренне старайтесь помочь добрым словом или ценным советом. Фальшивое сочувствие всегда видно со стороны, настоящих друзей и сторонников на его основе не завоюешь.

    Следите за соответствием слов и мимики

    Не лукавьте, если вы скажете: «Я так рад тебе помочь» с унылым выражением лица, неискренность будет видна. Вы имеете право открыто выражать свои эмоции, не хотите помогать, и не надо. Лучше сказать правду. Также следите за мимикой других людей, учитесь читать между строк.

    Взаимосвязь эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации

    Человек способен адаптироваться не только за счет полученных знаний, но и с помощью собственной чувствительной составляющей.

    При анализе научных работ в области ЭИ сделан вывод, что тот определяется как совокупность эмоционально-когнитивных способностей к социально-психологической адаптации личности.

    Социально-психологическая адаптация рассматривается с точки зрения внутренних и внешних критериев. Так люди с различным уровнем ЭИ сильно отличаются в особенностях социально-психологической адаптации.

    Внутриличностный ЭИ играет главенствующую роль в приспособительных возможностях человека. Межличностное взаимодействие оказывает меньшую способность к быстрому адаптированию.

    Наиболее адаптированными считаются люди с высоким уровнем ЭИ. Это обусловлено большей удовлетворенностью личности, что дает уверенность и целенаправленность в жизненных ситуациях.

    Как развить эмоциональный интеллект

    Высокий уровень ЭИ определяет благополучие человека по жизни. Четкая и отлаженная связь между эмоциональной и рациональной деятельностью является источником ЭИ. Если вы не относитесь к группе людей с его повышенным уровнем, то стоит начать развитие.

    Улучшение должно быть направлено на повышение уровня его отдельных элементов:

    1. Самовосприятие.
    2. Управление собой.
    3. Социальная восприимчивость.
    4. Управление отношениями.

    При гармоничной работе каждого из них будет обеспечен высокий уровень ЭИ в целом.

    Развитие навыка управления собой

    Ответственность за собственные эмоции предоставляет контроль в сложных ситуациях.

    Способы развития навыка:

    1. Правильное дыхание: недостаток или переизбыток кислорода плохо влияет на мозговую деятельность. Старайтесь делать размеренные вдохи и выдохи. Избегайте увеличения или снижения темпа даже в стрессовых ситуациях. Гармоничное дыхание придает уверенность и спокойствие в последующих действиях, позволяет быстро собраться с мыслями.
    2. Список эмоций и их объяснений: он должен состоять из двух колонок ― призыв к действию от каждого чувства, рациональное определение. При сложной ситуации, чтобы избежать паники, используйте этот прием, для приведения мыслей в порядок. Список позволяет решить каким аспектом личности стоит воспользоваться в определенный момент.
    3. Счет до десяти: в сложных ситуациях используйте прием счета на выдохе. Это позволяет остановиться я и собраться в нужный момент.
    4. Публичное объявление целей: является лучшим мотиватором к действию.
    5. Отложите принятие решений: тщательно переваривайте информацию в голове. Здесь отлично подходит поговорка: утро вечера мудренее.
    6. Четкий распорядок дня, в котором есть место решению проблем.
    7. Посещайте семинары и коучи по управлению эмоциями.
    8. Сохраняйте позитивный настрой.
    9. Улучшение качества сна.
    10. Знайте цену общению с любым человеком.
    11. Используйте в течение дня психологическую перезагрузку: для этого подходят занятия йогой, медитация, прогулки на свежем воздухе.
    12. Осознайте возможность и близость перемен.

    Способность чувствовать себя хорошо под давлением обстоятельств

    «Проблемы приходят из нашего рта». Китайская пословица

    Многие из нас испытывали стрессы в собственной жизни. В зависимости от управления и реагирования на стрессовую ситуацию, мы можем оставаться позитивными и активными или угнетёнными и усталыми. Когда мы находимся под давлением обстоятельств, наиболее важная вещь – это держать в голове позитивное настроение. Ниже несколько способов сделать это:

    • Если вы чувствуете себя злым и раздражённым по отношению к кому-то, перед тем как ответить то, о чём вы будете сожалеть, сделайте глубокий вдох и считайте медленно до десяти. К этому времени вы поймёте, как лучше ответить в данном случае. Таким образом, вы можете предотвратить будущую проблему. Если после счёта до 10 вы всё ещё раздражены, удалитесь от проблемы, если это возможно, и решите её, когда вы успокоитесь и будете способны мыслить рационально.
    • Если вы взволнованы и нервничаете, умойтесь холодной водой и подышите свежим воздухом. Холодная температура замедляет прохождение нервных импульсов, таким образом, вы можете снизить степень взволнованности. Избегайте кофеиновых напитков, которые стимулируют вашу нервозность.
    • Если вы чувствуете себя напуганным, депрессивным, занимайтесь интенсивной аэробикой. Зарядите себя. То, как мы используем наше тело, влияет на чувства. Как говорят – действия диктуют эмоции. С уровнем развития физических способностей вашего тела ваша уверенность в себе будет также расти.
    • Если вы чувствуете себя потрясённым, ошеломлённым, не в духе, выйдите за дверь и очистите свой разум. Пойдите на природу, окружите себя зелёным и синим цветами, которые имеют успокаивающий эффект. Найдите панорамный вид и смотрите на него с расстояния. Прогуляйтесь. Глубоко подышите. Ни о чём не думайте. И возвращайтесь с новыми перспективами.

    Развитие социальной восприимчивости

    Фокусировка на выявлении и понятии эмоций других людей оказывает большое влияние на все сферы жизни.

    Советы для повышения социального взаимодействия:

    1. Приветствие людей по имени: это позволяет снять барьеры в общении.
    2. Своевременность: учитывайте, что путь к социальной восприимчивости чрез своевременность лежит через концентрацию на окружающих, а не на собственной личности.
    3. Следите за языком тела: развивайте его с помощью соответствующих книг.
    4. Использование подготовленных вопросов: позволяет быстро выйти из ситуации неловкого молчания. Применяйте резкую перемену темы.
    5. Отодвигайте внутренний диалог: сложно воспринимать собственные мысли одновременно с чужими. Разграничивайте эти понятия.
    6. Живите настоящим: присутствуйте именно в текущем моменте.
    7. Изучайте ЭИ на примере фильмов: рассматривайте любую киноленту, как пособие по эмоциональному общению.
    8. Наблюдайте за людьми: рассматривайте их повадки, сигналы, настроение.
    9. Ставьте себя на место другого: это позволяет посмотреть на общение с иной точки зрения.

    Развитие навыка управления отношениями

    Любые отношения нуждаются в постоянных усилиях для их поддержания.

    Советы для правильного понимания отношений и их управлением:

    1. Открывайтесь людям и чему-то новому: помимо основной работы, обязательно делайте упор на поддержание связей с другими людьми.
    2. Используйте чаще слова «спасибо», «извините», «пожалуйста».
    3. Чувство гнева используйте только в уместных ситуациях.
    4. Повышайте качество индивидуального стиля общения: оцените ваш стиль с помощью оценок знакомых. Определите для себя сильные и слабые стороны. Чаще используйте первые и развивайте последние.
    5. Выстраивайте доверительные отношения.
    6. Показывайте заботу.
    7. Избегайте неоднозначных сигналов: держите в гармонии смысл слов с языком тела.
    8. Научитесь правильно воспринимать невербальные сигналы других людей.
    9. Признавайте и улавливайте эмоции окружающих.
    10. При принятии решений объясняйте их.

    Эмоциональный интеллект руководителя: как развивать и применять. Эмоциональный интеллект в бизнесе

    Лидерские качества человека напрямую зависят от его эмоционального интеллекта.

    Руководитель обязан обладать:

    • точным восприятием и управление собственными и чужими эмоциями;
    • знанием и понятием причин переживаний и впечатлений;
    • использованием эмоциональной составляющей для решения задач.

    Эмоциональный интеллект руководителя позволяет выстраивать долгосрочные взаимоотношения, набирать и поддерживать сильную команду, создавать положительную обстановку в коллективе, принимать четкие решения, управлять стрессовыми ситуациями.

    Лучшими и успешными руководителями признаются те, кто в полной мере обладает характеристиками высокого ЭИ. Этот человек точно знает эмоции, умеет с ними обращаться и строить взаимосвязь с мыслительным центром.

    Развитие ЭИ руководителя производится как в общем плане, так и в лидерском направлении. Ранее было рассмотрено повышение уровня ЭИ для каждого человека. Помимо этих советов руководитель должен придерживаться также следующих правил:

    1. Смотреть на успех в долгосрочной перспективе.
    2. Вдохновлять людей.
    3. Стойко проходить все испытания.
    4. Строить вокруг себя только сильную команду.

    Применение этих навыков позволяет повысить качество взаимодействия как внутри себя, так и среди окружающих людей.

    Наиболее подробно об ЭИ руководителя можно прочитать в одноименной книге Дэвида Карузо и Питера Сэловея.

    Эмоциональный интеллект и способы его развития

    «В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет сущность эмоционального интеллекта».
    Дэниел Гоулман писатель, психолог, научный журналист (США)

    Что такое эмоция?

    Эмо́ция
    (от лат.
    emoveo
    — «потрясаю», «волную») — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.

    Как зарождается эмоция?

    1. Сначала приходит стимул из окружающего мира.
    2. Затем в подкорке головного мозга запускаются процессы, отвечающие за эмоцию.

    Эмоции характеризуются тремя компонентами:

    1. Переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции.
    2. Процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма.
    3. Наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.

    Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Как и многие другие психические явления, эмоции понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. Помните, что эмоции и чувства не одно и то же. Хотя многие психологи считают эти явления одинаковыми.

    Эмоции Чувства
    Эмоции кратковременны.

    Эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового телефона в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады. Эти эмоции кратковременные, когда вы приедете домой, их уже не будет.

    Чувства длительны и устойчивы.

    Чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, они устанавливают тесную эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека. Например, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, испытывать некое волнение, радость, ощущать «тепло» внутри.

    Эмоции человек не всегда осознает: почему он их испытывает и какие конкретно эмоции испытывает в данный момент. Когда человек говорит: «Во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаяние? Тревога? Досада? Чувства человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.
    Эмоции проявляются снаружи, их сложно контролировать и скрывать. Например, вас неожиданно напугала собака, страх, который вас одолел в эти минуты, проявится на вашем лице резко и неосознанно, по вам будет видно, что именно в этот момент вы испытали эмоцию страха. Чувства, как правило, проявляются внутри, они никуда не исчезают и могут просто не проявляться длительное время.

    Теория базовых эмоций

    Базовые эмоции
    — это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций.

    Изард Кэррол — американский психолог. Специалист по проблеме человеческих эмоций. Автор дифференциальной теории эмоций. В анализе эмоций он выделил три уровня:

    1. Нейрофизиологический
    2. Экспрессивный
    3. Субъективный

    Кэррол дал описание таких фундаментальных эмоций, как интерес, удовольствие, удивление, отвращение, гнев, презрение, горе, стыд, вина, страх.
    Пол Экман — американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения, психологии и «распознавания лжи». Выделил базовые эмоции: счастье, грусть, отвращение, удивление, гнев, страх.

    Теория эмоций, возникшая в 2014 году, очень проста, она описывает всего 4 эмоции. Когда несколько человек увидели портреты с мимикой других людей, им были даны 6 базовых эмоций. В ходе эксперимента выяснилось, что многие не видят различий между некоторыми эмоциями. Лучше всех из шести представленных эмоций читались четыре:

    1. радость
    2. печаль
    3. страх
    4. гнев

    На основе четырех базовых эмоций можно развивать другие, это будут уже некие надстройки.
    Дэниел Гоулман: Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ

    Американский психолог Дэниел Гоулман утверждает, что наши эмоции играют в достижении успеха в семье и на работе гораздо большую роль, чем это принято считать. Но что же такое «эмоциональный интеллект»? Можно ли его измерить? Чем отличается «обычный» интеллект от «эмоционального»?

    Купить

    Что такое эмоциональный интеллект?

    Эмоциональный интеллект
    , или
    EQ
    (англ.
    emotional intelligence
    ) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

    Эмоциональный интеллект

    — одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2021 году. На сайте Amazon.com по запросу «emotional intelligence» можно обнаружить более 6000 ссылок (для сравнения Ozon.ru выдает по теме «эмоциональный интеллект» в марте 2018 года всего 138 товаров). Так что можно предположить, что в России тема находится еще только в начале своего развития.

    Если эмоциональный интеллект не развит, человеку очень тяжело распознавать свои эмоции и считывать состояние других людей.

    Краткая история

    В 1990 году исследователи Джон (Джек) Майер и Питер Саловей напечатали небольшую статью в научном журнале, которая называлась «Emotional Intelligence». В ней они охарактеризовали свое представление о том, что такое «эмоциональный интеллект», обосновали, почему, по их мнению, речь идет именно об интеллекте, обрисовали разницу между социальным и эмоциональным интеллектом.
    В 1995 году журналист New York Times Дэниел Гоулман выпустил свою знаменитую книгу-бестселлер «Эмоциональный интеллект». Она продержалась в списке бестселлеров New York Times более полутора лет. Дэниела Гоулмана часто называют автором понятия «эмоциональный интеллект», но это не совсем корректно.

    Когда понятие эмоционального интеллекта обрело широкую популярность, за первенство темы также решил побороться израильский психолог Рувен Бар-Он. Легенда гласит, что «в первом экземпляре его докторской диссертации, которая была представлена в 1985 году, Бар-Он предложил количественный подход к созданию «EQ, аналогичного оценке IQ». Однако люди, видевшие тот самый первый экземпляр, утверждают, что ни о чем таком там речи не идет. Так или иначе малоизвестный в России Бар-Он является одним из наиболее авторитетных экспертов в области эмоционального интеллекта в мире.

    Модель Майера-Саловея

    Модель Рувена Бар-Она

    Модель Гоулмана


    Все модели перекликаются друг с другом, содержат в своей основе одни и те же компоненты, но каждый из психологов привнес что-то свое.

    Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?

    EQ основан на четырех факторах:
    1. Самосознание
    2. Самоконтроль
    3. Эмпатия
    4. Управление отношениями


    Хороший руководитель будет эффективно справляться со своими обязанностями, когда его эмоциональный интеллект будет доходить до 85%.

    Важность коэффициента эмоционального интеллекта

    Человек с высоким эмоциональным интеллектом:
    • понимает свои эмоции;
    • знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми;
    • умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими;
    • стремится познавать и обогащать свой внутренний мир;
    • умеет регулировать свои эмоции;
    • умеет управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели.
    Человек с низким уровнем EQ:
    • конфликтен;
    • раздражителен;
    • нерешителен;
    • стремится держать все под контролем;
    • подвластен сильному чувству гнева.

    «Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения обоих».

    Дэвид Р. Карузо психолог, профессор кафедры психологии Йельского университета (США), специалист в области менеджмента и соавтор концепции эмоционального интеллекта.

    Не бывает плохих и хороших эмоций. Все эмоции нам нужны. Даже страх, печаль и гнев.

    Фазы управления эмоциями:
    1. Идентификация. Распознавание эмоции.
    2. Понимание причины появления эмоции. Что явилось ее запуском?
    3. Направить эмоцию себе во благо, сделать ее полезной поможет интеллект.
    4. Непосредственные действия, направленные на то, чтобы сделать эмоцию полезной. Использование Правила мира — все в мире должно быть полезным. Так как эмоция — это ресурс, нужно этот ресурс использовать.

    Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?

    • Когда вы понимаете, что вы застряли в одной эмоции.
    • Когда вы наступаете на те же грабли, постоянно делаете одну и ту же ошибку.
    • Когда вы застряли в неком цикле и не идете к успеху, не развиваетесь, стагнируете.
    • Когда жизни других людей гораздо интереснее вашей жизни.

    Сергей Шабанов, Алена Алешина: Эмоциональный интеллект. Российская практика

    Понятие эмоционального интеллекта вошло в обиход недавно, в 1990 году, но за это время оно стало неотъемлемой частью психологии Запада. Книга показывает, как приложить накопленные знания к российской действительности. Мы часто говорим о загадочной русской душе. Возможно, это эмоциональный интеллект, который руководит нами в большей степени, чем коэффициент интеллекта?

    Купить

    Как развить эмоциональный интеллект?

    Шаг первый

    Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей.
    Для тренировки целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно установить напоминания на телефон с вопросом «Как ты себя чувствуешь?» или завести дневник эмоций, в который вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения.

    В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения.

    Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице:

    Факт (ситуация, человек) Мысли Физические ощущения Эмоции

    Шаг второй

    Улучшаем навыки осознания эмоций других людей. Для этого можно обращать внимание на невербальное поведение другого человека и развивать навыки эмпатии. Если общение происходит с близким человеком, можно проверить правильность своих догадок, спросив: «Как ты себя чувствуешь?» или выдвинув предположение: «Мне кажется, ты сейчас чем-то расстроен».

    Практика «Немой телевизор»

    Включите какой-нибудь художественный фильм, который еще не смотрели, и отключите звук. Некоторое время смотрите кино, наблюдая за жестами, мимикой, расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс. Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости.
    Посмотрите с выключенным звуком фрагмент знакомого фильма и фрагмент незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже.

    Практика «Общественный транспорт»

    Эта игра имеет дополнительный бонус. Для наблюдения за немым телевизором необходимо иметь время, телевизор или компьютер и согласие родственников на его использование. А когда вы находитесь в общественном транспорте, у вас есть свободное время, которое как раз можно занять полезной деятельностью. Поэтому, когда вам надоела газета, которую вы прикупили для поездки в метро, или кончилась книга, взятая в поезд или самолет, вполне можно переключиться на эту игру. Что чувствуют эти люди? Если вы видите парочку, то в каких они отношениях? Если кто-то кому-то что-то рассказывает, эта история веселая или грустная?

    Шаг третий

    Управление своими эмоциями. Важно! Не путайте управление эмоциями и их контроль, подавление. Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве — это подавление своих эмоций. Однако эмоции невозможно подавить насовсем, они либо прорвутся в другой ситуации (что называется «накопилось»), либо проявятся на психосоматическом фоне (например, начнет болеть голова). Маленьким детям часто говорят: «Мальчики не плачут», «Хорошие девочки так не поступают» и т.д. Поэтому многие из нас привыкли подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать социуму.
    Существуют и другие способы управления своими эмоциями. Многие из них нам известны: подышать, пройтись, заняться какой-то физической активностью. Одним из действенных способов управления своими эмоциями является вербализация — описание своего состояния вслух: «Я немного волнуюсь, встревожен, испытываю легкое раздражение» и т. д. Можно не только менять интенсивность негативной эмоции, но и заменять ее другой, более позитивной.

    Практика «Телесные методы»

    Выберите телесный метод управления эмоциями, который можно использовать практически в любых ситуациях. Например, незаметно сжать-разжать кулаки. Привстать несколько раз на цыпочки. Встать, немного пройтись и снова сесть. Тренируйтесь использовать его хотя бы раз в час.

    Практика «Проблемы»

    Напишите список актуальных для вас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет — проблемы мы искать умеем).
    Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь. Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.

    Шаг четвертый

    Управление эмоциями других людей. Сюда входит целый комплекс навыков, связанный с умением успокоить другого человека, если тот сильно разозлен, боится или расстроен, а также умение, наоборот, «заразить» позитивной эмоцией других людей.

    Практика «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»

    Задумайтесь и пропишите, что вы можете сделать, чтобы поддерживать в вашей компании постоянную атмосферу драйва, азарта и задора.

    Практика «Эмоциональный баланс»

    Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше — один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую — как «-».
    Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему партнеру), в правой — ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за этот период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать?

    Если вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?

    И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев — для важных для вас людей.

    Совет-бонус

    Обязательно посмотрите мультфильм «Головоломка», если еще не видели его. Получите много впечатлений, узнаете, как зарождаются эмоции.

    Книги и фильмы про эмоциональный интеллект

    Для развития личного ЭИ следует обратиться к самым эффективным книгам.

    К ним относят:

    • «Эмоциональный интеллект» Д. Гоулман;
    • «Укрощение Амигдалы» Д. Арден;
    • «Сила эмпатии» Д.Эбенштейн;
    • «Эмоциональный интеллект руководителя» Д. Карузо, П. Сэловей;
    • «Эмоциональный интеллект в переговорах» Р.Фишер;
    • «Эмоциональное лидерство» Д.Гоулман, Р.Бояцис, Э.МакКи.

    Для повышения уровня ЭИ можно применять не только литературу, но и кинематографию. К действенным и полезным фильмам относят:

    • Шоу Трумана 1998;
    • Побег из Шоушенка 1994;
    • Жизнь прекрасна 1997;
    • В погоне за счастьем 2006;
    • Планета Ка-Пэкс 2001;
    • Двухсотлетний человек 1999.

    Тест на уровень EQ: как определить свой эмоциональный коэффициент

    На прошлой неделе мы рассказывали о навыках детей и взрослых распознавать свои эмоции и управлять ими; мы обозначили, насколько эмоциональный интеллект в современном мире преобладает над интеллектом умственным; выявили, какое он имеет значение и как помогает успешно социализироваться. Сегодня в продолжение темы эмоционального интеллекта мы предлагаем несколько вариантов тестов, по которым вы сможете предметно ознакомиться с этим неотъемлемым в нашей жизни понятием и попытаться определить свой коэффициент эмоционального развития.


    IQ (коэффициент интеллекта) теряет свои позиции единоличного лидера в определении успешности. Ему на смену приходит EQ (эмоциональный коэффициент). Это совсем не значит, что он становится определяющим. Совсем нет. Важно благоприятное сочетание разума и эмоци.

    Эмоции – на первом месте!

    «Если тупой, ещё тупее» обладает высоким эмоциональным коэффициентом, то в лучшем случае он будет хорошим комиком. А в худшем – банальным неврастеником. Мозг каждого из нас поделен на две половины: логическую (левое полушарие) и эмоциональную (правое полушарие). Вся информация, получаемая извне, сначала проходит через эмоциональное представительство нашего мозга и лишь затем попадает в его логическую часть. Нормы, принятые в обществе, окружение поощряют нас к тому, чтобы скрывать свои эмоции при людях и не проявлять их. И, спрятанные глубоко внутри, они никуда не деваются.

    Каков ваш эмоциональный статус, зависит от вашего эмоционального развития. Эмоциональное развитие, начиная с детского возраста, не прекращается и во взрослой жизни. Оно незаменимо в умении налаживать отношения с окружающими и очень важно в деле достижения успеха и обретения счастья в личной жизни. Конечно же, у счастья и успеха много слагаемых – это и природный ум, и удачное стечение обстоятельств. Но эмоциональный коэффициент, как ничто другое, помогает понять, почему некоторые люди, не отличавшиеся особыми достижениями в школе и не блиставшие в институте, впоследствии достигают больших высот в своей сфере деятельности.


    Эмоции, спрятанные глубоко внутри, они никуда не деваются. У детей неотреагированные эмоции трансформируются в страх и неуверенность. У взрослых – подавление чувств и эмоций приводит к выбросу адреналина и норадреналина, которые, в свою очередь, приводят к различного рода психосоматическим заболеваниям, в первую очередь – к гипертонии (её ещё называют болезнью невысказанных эмоций).

    В чём секрет

    Что же скрывается за этим коэффициентом? Это, прежде всего, целеустремлённость и упорство, способность обуздать свои желания ради достижения цели, владение своими эмоциями и настроением, умение сочувствовать другим и надеяться на лучшее. Но для большинства людей задача управления собственными эмоциями является достаточно сложной, в первую очередь потому, что в нашей культуре внимание главным образом уделяется развитию интеллекта, а такие человеческие качества как способность к сочувствию, самосознание и контроль над своими чувствами – игнорируются. Поэтому каждый для себя должен позаботиться о своём эмоциональном развитии, учиться выражать эмоции в рамках принятых в обществе норм и стараться не трамбовать их неотреагированными в потаённые уголки подсознания, чтобы они не вели там свою разрушительную работу.

    Великолепная восьмёрка

    Истинными ценностями и чертами, которые приветствуются в обществе, стали сегодня эти восемь качеств: дружелюбие, искренность, эмпатия, интуиция, мягкость, симпатия, взаимопонимание, доверие. Всё это также составляющие эмоционального интеллекта. «Эмоциональная компетентность» относится к способности распознавать свои собственные чувства и чувства других людей, с целью самомотивации, а также с целью управления своими внутренними эмоциями и эмоциями в отношениях с другими людьми. Эмоциональная компетентность описывает способности, отличные от интеллектуального коэффициента IQ, но хорошо дополняющие эти чисто познавательные способности. Многие люди, богатые книжным умом, но с недостаточной эмоциональной интеллигентностью, в конце концов оказываются под начальством людей с более низким IQ, но преуспевших в развитии своей эмоциональной компетентности.

    Существует как минимум семь факторов, определяющих степень эмоционального развития:

    • умение разобраться в себе;
    • способность управлять своими эмоциями;
    • целеустремлённость;
    • искренность;
    • правдивость чувств;
    • способность сочувствовать;
    • умение помочь людям наладить отношения друг с другом.

    Разумеется, EQ-диагностика – не панацея от всех личностных «неприятностей», но оперативное диагностирование коэффициента эмоционального развития реально позволяет личности избежать многих дисгармоничных ситуаций, как в текущей жизнедеятельности, так и в социокоммуникативной сфере.

    Уровень вашего EQ

    Чтобы определить свой эмоциональный коэффициент, предлагаем следующие три тестовые методики:

    Тест 1

    Ответьте «да» или «нет» на приведённые ниже вопросы:

    1. Когда люди заняты каким-то своим делом, я не обращаюсь к ним за помощью, так как уверен, что это бесполезно.
    2. Узнав, что кто-то из моих старых знакомых приехал ненадолго из другого города, я, несмотря на загруженность, выкрою время и встречусь с ним.
    3. Как правило, я определяю, в хорошем или плохом расположении духа находится человек, по одному взгляду.
    4. Чтение колонок криминальной хроники в газетах или просмотр теленовостей могут надолго выбить меня из колеи.
    5. В хорошем настроении я бываю чаще, чем в плохом.
    6. При разговоре с начальством я теряюсь и думаю только о том, чтобы поскорее беседа закончилась.
    7. Никогда не умел кататься на коньках, но, думаю, если бы захотел, научился бы.
    8. Я прекрасно себя чувствую в кругу своих друзей.
    9. Прежде чем взяться за какое-либо дело, я сначала составлю план, продумаю, с чего начну.
    10. Поломка автомобиля, телевизора или холодильника может заставить меня растеряться, а то и впасть в отчаяние.

    Подведите итоги: если вы ответили положительно на пункты 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, то вас можно поздравить: коэффициент эмоционального развития у вас довольно высок. Если же положительно вы ответили на 1, 6, 10 пункты, то это уже несколько печальнее, и по поводу своего эмоционального развития стоит задуматься, а может быть, даже пересмотреть свои взгляды на жизнь.

    Тест 2

    Выберите ответ А или Б в зависимости от того, что больше соответствует вашему темпераменту. Это поможет вам лучше понять, насколько развит ваш эмоциональный интеллект.

    1. Вы забыли поздравить вашего коллегу по работе с днём рождения

    А. Я вообще никогда не помню дни рождения

    Б. Я была занята другими вещами

    2. В библиотеке с вас требуют деньги за книгу, которую вы не вернули

    А. Когда я увлечена чтением книги, я забываю, что её нужно вернуть

    Б. Я была настолько поглощена составлением отчёта, что забыла вернуть книгу вовремя

    3. Вы теряете терпение, общаясь с одной вашей подругой

    А. Она всегда жалуется на жизнь

    Б. Она агрессивно настроена

    4. Вы чувствуете себя обессиленной

    А. У меня никогда не получается выделить время на отдых

    Б. Эта неделя выдалась особенно напряжённой

    5. Одна подруга говорит вам что-то обидное для вас

    А. Она всегда говорит, не подумав

    Б. Она была в плохом настроении, потому и набросилась на меня


    6. Вы падаете на лыжне

    А. Кататься на лыжах вообще трудно

    Б. Просто лыжня была скользкая

    7. Вы набрали вес за время отпуска и никак не можете похудеть

    А. От диет никакого толку

    Б. Диета, которую я испробовала, неэффективна

    Обработка результатов. Чем больше вы набрали А, тем ниже у вас коэффициент EQ и, следовательно, тем меньше шансов преуспеть. И, наоборот, чем больше Б, тем выше коэффициент.

    Тест 3

    Интересным может показаться тестирование вашего родительского эмоционального интеллекта. Весьма интересной и достаточно простой в практическом применении представляется анкета «Характер ребёнка», предназначенная для родителей старших школьников и разработанная Е.А. Бердичевской, педагогом-исследователем из муниципальной средней общеобразовательной школы № 409 г. Санкт-Петербурга.

    АНКЕТА «ХАРАКТЕР РЕБЁНКА» (для родителей старших школьников)

    1. Легко ли рассмешить вашего ребёнка?
    2. Часто ли он капризничает (проявляет непослушание)?
    3. Ведёт ли он себя дома спокойно, не выводя из терпения всех домашних (включая домашних животных – кошек, собак и других)?
    4. Имеются ли у него друзья, с которыми он охотно общается, играет?
    5. Часто ли ваш ребёнок «выходит из себя»?
    6. Всегда ли нужно присматривать за ним?
    7. Есть ли у него привычка много фантазировать?
    8. Хорошо ли он ведёт себя со сверстниками, не нуждается ли при этом в особом присмотре (контроле) с вашей стороны?
    9. Есть ли у вашего ребёнка какиелибо незначительные страхи (фобии)? (Отметьте, какие именно).

    Расшифровка анкетных результатов. Если вы можете дать положительные ответы на вопросы 1, 3, 4, 8 и отрицательные ответы на вопросы 2, 5, 6, 7, 9, то вы прекрасно воспитываете вашего ребёнка, и он хорошо адаптирован к жизни.

    В заключение следует сказать, что эмоциональный интеллект и его определение – вещь сложная. Его невозможно вычислить, так как вычисляют коэффициент интеллекта, пока что. Эмоциональный коэффициент – оценка тенденций, перспектив развития. К тому же EQ – величина переменная, т. е. не является фиксированной и неизменной с момента рождения величиной. Правильность эмоциональной жизни, разрядка эмоций сослужат хорошую службу в деле развития эмоционального интеллекта.

    Анна Савон, газета «Родина»
    Теги: развитиетестэмоцииэмоциональный интеллект

    Интересные факты об эмоциональном интеллекте

    1. При отсутствии должного контроля над происходящим человеческий мозг способен находить несуществующие закономерности, искать связь между не соотносящимися друг другу картинками, и даже верить в теорию заговора.
    2. Существует определенная связь между эмоциональным состоянием человека и одеждой. Так женщины, находящиеся в подавленном настроении, предпочитают мешковатую одежду, джинсы. При положительном настрое они выбирают красивые платья, украшения и выглядят изящнее.
    3. Эмоции заразительны. Так отрицательные эмоции более воздействуют на окружающих и способны ими перениматься. Нейтральные и положительные в этом смысле им значительно уступают.

    Эмоциональный интеллект играет значительную роль во всех сферах человека. Повышение его уровня способствует личному благополучию и удовлетворенности. Для повышения навыков ЭИ нужно постоянно самосовершенствоваться с помощью книг, фильмов, живого общения и наблюдения за окружающими.

    Уровни EQ

    Способов измерить коэффициент эмоционального интеллекта существует несколько. Остановимся на наиболее распространённой схеме.

    Низкий уровень эмоционального интеллекта присваивается людям, исходя из следующих критериев:

    • пониженная самооценка;
    • подавленность собственным эмоциональным состоянием;
    • нередки депрессивные состояния;
    • невысокий уровень самоконтроля и осознанности собственного эмоционального состояния;
    • слабое влияние и контроль ситуации (события влияют на человека, а не он на них);
    • невозможность или низкая способность узнавать эмоции и чувства других;
    • упрямство в любой ситуации;
    • сильные эмоциональные реакции (грубость, оскорбления);
    • склонность к конфликтным ситуациям.

    Средний уровень эмоционального интеллекта характеризуется следующими показателями:

    • явный признак – положительная оценка собственного положения в обществе;
    • высокая самооценка и уровень самоконтроля в плане эмоционального состояния;
    • простота общения с людьми без приложения волевых усилий.

    Средний уровень эмоционального интеллекта говорит о человеке, как об успешном карьеристе.

    Высокий эмоциональный интеллект оценивается рядом следующих качеств, которые назвали опрошенные мультимиллионеры США:

    • полная гармония с окружающим миром;
    • индивидуально выработанная система ценностей, фактически не наносящая вреда окружающим;
    • навыки изменения мнений, если они оказываются ошибочными, и признания своих ошибок;
    • противостояние стрессам;
    • наличие стремления развиваться и помогать в этом окружающим;
    • отсутствие боязни брать ответственность за свой коллектив на себя;
    • честность перед людьми.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]