Для чего нужна самооценка
Самооценка — это то, насколько высоко или низко человек оценивает свои личные качества и возможности, каким он себя видит и как взаимодействует с окружающим его миром. Если внутренняя самооценка человека не соответствует тому, что о нём думают другие, она считается неадекватной и может быть завышенной или заниженной. Человек с заниженной самооценкой не верит в свои силы, недооценивает свои знания и возможности, проявляет нерешительность или ощущает в себе некоторый комплекс неполноценности. При завышенной самооценке человек склонен переоценивать свои знания и способности: он самоуверенно берётся за те задачи, которые превышают его реальные возможности, а все свои неудачи объясняет внешними обстоятельствами.
Адекватная самооценка — это объективная оценка человеком своих способностей, качеств и возможностей, которая соответствует реальным результатам и фактам и совпадает с тем, что думают о нём окружающие. Люди с неадекватной самооценкой создают окружающим определённый дискомфорт: на человека с завышенной самооценкой нельзя положиться, а люди с заниженной самооценкой часто бывают занудными и пессимистичными, негативно относятся ко всему происходящему, замечают во всём только отрицательные стороны и видят всё вокруг в сером цвете. Психологи советуют держаться подальше от таких людей, потому что они негативно влияют на окружающих, нарушают их внутреннюю гармонию, мешают их саморазвитию.
Самооценка напрямую связана с уровнем притязаний человека: чем она выше, тем выше уровень притязаний, и наоборот. Если вы хотите повысить уровень жизни, начните повышать свою самооценку и скажите себе, что вы это можете и вы этого достойны.
Статья по теме
ТЕСТ: Каков уровень вашей самооценки?
Перечень факторов второго порядка
Обозначения | Название | Факторы первого порядка, входящие в сформированный фактор |
QI | Экстраверсия – интроверсия | А+, F+, Н+, Q24 (Е+) |
QII | Тревожность – приспособленность | С-, Н-, L+, O+, Q3-, Q4+ |
QIII | Кортертия – пантемия («живость коры головного мозга») Реализм – чувствительность | А-, I-, М-, (Е+, L+) |
QIV | Независимость – покорность | Е+, L+, M-, Q,+, Q2+, H+ |
QV | Собранность – естественность | N+, (A+, M-, O-) |
QVI | Субъективизм – реализм | I+, M+, L- |
QVII | Уровень интеллекта | B+ |
QVIII | Высокое «супер-эго» – низкое «супер-эго» | C+, Q3+, G+ |
Содержательные характеристики факторов второго порядка предполагают анализ факторов первого порядка. Уровень же факторов определяет место, которое отводится фактору в структурно-иерархической модели личности. Нахождение факторов второго порядка возможно при факторизации корреляций между факторами первого порядка. Этот процесс теоретически может повторяться до тех пор, пока не останется один или несколько факторов, не связанных между собой.
Отношение к многоуровневым моделям личности достаточно противоречиво. Так, Дж. Гилфорд отрицательно относился к факторам более высокого порядка, так как надежность корреляций между первичными факторами во многом зависит от условий экспериментов, особенностей исследуемых групп, культурных традиций и других побочных явлений.
Г. Айзенк, напротив, считает ненадежными именно первичные факторы, так как их содержание сильно зависит от специфики сбора информации, используемых тестов и методов факторного анализа.
Позицию Кеттелла можно рассматривать как компромиссную. Он настаивает на полезности многоуровневых моделей личности, особенно при решении практических прикладных задач. В этих случаях значения факторов более высоких порядков должны быть конкретизированы указанием на первичные факторы, из которых они формируются. Например, интроверсия будет иметь качественно другое значение в зависимости от того, какой из факторов первого порядка будет более выраженным. Человек, у которого фактор А более выражен, чем фактор Н или F, будет охарактеризован как более сдержанный, робкий в социальных контактах, как застенчивый в незнакомых для него группах людей, но общительный в непосредственных межличностных контактах. Поэтому, если мы не хотим терять прогностической силы тестов, следует пользоваться факторами разных уровней.
Выявленные вторичные факторы «экстраверсия – интроверсия» и «тревожность» уже фигурировали в качестве первичных факторов в объективных тестах, они играют важную роль в системе Айзенка. И если среди первичных факторов, имеющих слишком специфическое содержание, обнаруживаются те, которым нет соответствия в факторах, выделенных из Q-данных, то с помощью факторов второго порядка можно приблизиться к более фундаментальным факторам. На основе системы Кеттелла определяются главные линии, указывающие на происхождение факторов:
а) факторы конституционные (согласно Айзенку и Кеттеллу, они чаще всего служат характеристиками темперамента во всех его динамических проявлениях);
б) факторы, определяемые окружающей средой;
в) структурные факторы (совокупность рассмотренных Гилфордом, Айзенком и Кеттеллом факторов), по степени их гене-рализованности составляют иерархическую организацию личности.
Кеттелл, благодаря статистической обработке факторов второго порядка, получил и факторы третьего порядка. Однако на сегодняшний день существует только два исследования факторов третьего порядка и было получено девять факторов, восемь из которых точно соответствуют факторам второго порядка, приведенным в табл. 2. Девятый фактор выделен, но не интерпретирован. Поэтому факторы третьего порядка мы не рассматриваем.
Ниже приведены содержательные характеристики, составленные Р. Кеттеллом, основным факторам второго порядка.
Завышенная самооценка
Люди с завышенной самооценкой уверены, что они лучше, умнее и способнее всех, а их поступки самые правильные, что может вовлечь их в сложные жизненные ситуации. Объясняется это просто. Сохраняя высокое самомнение, такие люди игнорируют личные неудачи, не видят, что их причина кроется в них самих, объясняя всё внешними факторами или происками недоброжелателей. Люди с завышенной самооценкой берутся за невыполнимые задачи и ставят перед собой недостижимые цели, а не сумев добиться желаемого, обвиняют в этом других — тех, кто, по их мнению, помешал им это сделать.
О том, кто и как ломает нашу самооценку
Мы оцениваем ребенка с первого дня жизни, потому что ребенком удобно управлять с помощью стыда. В школе принято оценивать, в садике принято оценивать. Особенно в школе начинаются проблемы, так как там есть определенные критерии оценки. Ребенок соотносит себя с ними, начинает себя измерять. Он может получить три тройки, решить, что он дурак, и быть всю жизнь дураком. В подростковом возрасте хватает какой-то брошенной фразы, которая вызовет болезненные ощущения, и в этом можно застрять навсегда.
Есть родители, которые стараются оценивать не личность, а поступки. И вот вроде вырастает чуть более здоровый человек, но он все-таки понимает, что плохо оцененные поступки характеризуют его как плохого человека, а хорошо оцененные — как хорошего. Что сказали — с тем и живем, но над этим можно работать.
Заниженная самооценка
Заниженная самооценка встречается чаще, чем завышенная. В этом случае человек постоянно находится в тревожном состоянии и испытывает неуверенность в себе и своих силах. Такие люди бывают застенчивыми, мнительными и очень самокритичными. Они ставят перед собой низкие, несложные и легкодостижимые цели, хотя могли бы добиться большего, готовы признавать свои ошибки и критиковать себя за них, но похвалить себя за свои достижения не могут.
Статья по теме
Берите выше! Как поднять самооценку
«Надо» и «хочу»
Большинство людей очень плохо знают свои недостатки, достоинства, чувства и то, что они хотят на самом деле. Возникает парадокс: человек знает, что ему НАДО делать (надо ходить на работу, быть вежливым, уважать родителей и т. п.), и не знает того, что ему ХОЧЕТСЯ делать. Нужно стремиться к тому, чтобы привести в соответствие своё «надо» и своё «хочу».
Чтобы этого добиться, необходимо научиться адекватно оценивать каждую ситуацию. Если вам надо идти на работу, но вы этого не хотите, постарайтесь понять все причины, которые вызывают этот конфликт. Например, вы устали, сегодня пятница, а у вас была тяжёлая неделя. Или, может быть, эта работа вам не нравится и не вызывает у вас никакого интереса. Поняв все конкретные причины, вы сможете избежать внутреннего конфликта и достичь согласия с самим собой.
На что обратить внимание
Психолог, врач-психиатр Евгения Стрелецкая о здоровой самооценке и любви к себе:
1. Самооценка — это не только то, что мы думаем о себе, но и отношение к себе, т.е. эмоции, которые мы по отношению к себе испытываем. Если вы испытываете по отношению к себе ненависть, стыд, отвращение, чувство вины — у вас заниженная самооценка.
2. Наша самооценка критическим образом зависит от того, как к нам относятся наши близкие. Если вас подвергают домашнему насилию, то у вас априори будет заниженная самооценка. Выход тут может быть только один: сменить окружение на благоприятное. Остальное не поможет.
3. Есть 2 вида заниженной самооценки — именно ненависть к себе с конкретными точными негативными убеждениями (среди которых выделяется случай с историей, когда например кто-то обзывал, и привычка ругать себя+лень) и нехватка позитивных представлений о себе.
4. Она включает в себя несколько секторов. Для удобства можно выделить красоту (внешность), ум, достижения, характер, изюминки.
5. Как формируется самооценка? В возрасте от 3 до 6 лет особенно родители должны давать нам много настоящих, отражающих нашу истинную самость, позитивных оценок, которые являются на данном эволюционном этапе формирования психики выражением подлинной заинтересованности со стороны родителей.
Как достичь гармонии
У большинства людей самооценка возникает при сравнении себя с другими. Очень часто это происходит под влиянием внешних факторов: подруга пошла на фитнес и похудела — мне тоже надо похудеть, коллега изучает второй иностранный язык — мне нужно выучить хотя бы английский, все ходят на косметические процедуры — мне тоже надо… Человек стремится быть «как все» и при этом не задумывается о том, хочет ли он этого сам. Сравнивая себя с другими людьми, человек зачастую ставит перед собой невыполнимые задачи. В результате возникает внутренний дискомфорт: человек не может достичь тех целей, которые сам себе придумал, и оправдать свои собственные завышенные ожидания. Это его злит, но он не понимает, на кого ему злиться: на себя самого или на внешние обстоятельства.
Статья по теме
Комплекс неудачника: так ли на самом деле все плохо?
На что нужно обратить внимание при анализе
Похвала и критика себя самой Обратите внимание, вы себя больше хвалите или критикуете. Обязательно надо хвалить себя, даже за незначительные заслуги. Детство: довольны или недовольны вами были родители? Наши мамы и папы могут без злого умысла сформировать в нас неуверенность своей критикой В любом случае надо проанализировать свое детство и начать работать над своей самооценкой самостоятельно. Какие качества людей в других людях вас привлекают? Пример надо всегда брать с лучших. Если вам сложно разобраться в себе, обратите внимание на то, как ведут себя уверенные в себе люди. Общайтесь с успешными и уверенными, учитесь всему, что не хватает вам для уверенности. Какая ваша реакция на обиду и оскорбления? Уверенный в себе человек не обратит внимание на оскорбления и замечания в свой адрес. Максимум он ответит той же монетой. И напротив, женщину с заниженной самооценкой даже безобидное замечание способно выбить из колеи. Как происходит процесс засыпания? Если вы засыпаете без проблем, и вас ничего не беспокоит, то здесь все понятно — с самооценкой все в порядке. Но если вы долго не можете заснуть, занимаетесь самоанализом, то ваша уверенность в себе явно хромает. Не сравнивайте себя с другими людьми. А если и сравнивать, то равняться надо на лучших. Займитесь собой. Новая прическа, стильный гардероб и подтянутое тело прибавит вам уверенности в своей привлекательности. А это уже половина успеха.
Создайте уникальность. Будьте неповторимы. Не надо никого копировать, создайте свой неповторимый мир. Излучайте позитив. Фильтруйте критику. Не принимайте близко к сердцу мнения посторонних людей. Зачастую нас просто хотят задеть и обидеть. Оставайтесь всегда уверенными в себе. Общайтесь с приятными людьми. Окружайте себя позитивными людьми, которые заряжают вас хорошими эмоциями
Мы, люди, стадные создания и нам очень важно общение. Будьте позитивны, и тогда вы будете притягивать хороших людей. Занимайтесь психотехниками (самовнушение, медитация)
Это уже не новость, что вся жизнь строится силой наших мыслей. Работайте над своим внутренним я. Пусть внутри всегда царит радость и уверенность, тогда и ваша жизнь будет идти так, как вы пожелаете. Обязательно любите и цените себя. И тогда жизнь в ответ будет преподносить вам подарки, а рядом с вами будут самые достойные мужчины и хорошие друзья.
Самооценка молодой мамы
Какие качества у человека приводят к успеху в обществе
Если обманывает ребенок, что делать родителям