Компьютерная зависимость у подростков: вы узнаете как ее лечить


Статья:

Жизнь современного общества такова, что дети едва ли не с рождения учатся нажимать кнопки на клавиатуре и орудовать мышкой. Скоро, наверное, мы увидим в продаже коляски для младенцев со встроенными планшетами.
Сотовый телефон, компьютер или планшет — такая удобная вещь для отвлечения ребенка! Малыш пристает к маме, он хочет пообщаться или поиграть, но мама занята. И чтобы нейтрализовать ребенка, она дает ему… сотовый телефон: На, поиграй. Таким образом она, как ей кажется, убивает двух зайцев: получает полчаса свободного времени и ребенок вроде как развивается, приобщается к технике и учится реагировать на ее сигналы. Это не может не понравиться им обоим. Первые семена зависимости упали на благодатную почву.

В раннем возрасте у детей при непосредственном участии родителей формируется пока еще привычка развлекать себя при помощи компьютерных игр и графических программ. У ребенка формируется устойчивая связь — захотел развлечься — взял телефон/айфон/планшет/ноутбук. Никакие другие классические детские развлечения его уже не интересуют. Каждый вечер в доме будут звучать два слова: Дай поиграть!

Купив ребенку компьютер, многие родители сначала не могут нарадоваться: сидит дома, с дурными ребятами не дружит, всегда под присмотром.

Лет 30 назад было научно доказано, что мозг ребенка развивается через руки. Так устроен наш организм, что в младенчестве сигналы, получаемые от рук, особенно от пальчиков, стимулируют развитие мозга. Заменяя пальчиковые игры вождением пальцем по плоскости монитора, родители закрывают перед детьми дорогу к развитию.

Чем раньше ребенок начал приобщаться к компьютеру, тему него выше шансы стать зависимым. При этом немаловажно, во что играет ребенок, в какие игры. Психологи говорят, что детям до 7 лет если и приобщаться к компьютеру, то через образовательные игры, обучающие чтению и счету. Крайне нежелательно, чтобы дети младшего возраста играли в агрессивные игры или просто бесцельно бродили бы со страницы на страницу, а лучше, если бы они вообще не садились ни за компьютер, ни за планшет. А если уж вы его решили допустить к технике, то не забывайте о том, что компьютерная игра не способна заменить классических развивающих и обучающих игр с реальными предметами — кубиками, пирамидками, книгами и карандашами. Ребенку необходимо прикосновение, чтобы понять этот мир. Компьютер не дает такой возможности.

Термин «компьютерная игровая зависимость» появился еще в 1990 году. Компьютерная зависимость — это заболевание, связанное с пагубным пристрастием к всевозможным азартным играм.

Уже длительное время ученые пытаются разобраться: компьютерная зависимость у детей — это болезнь или социальная проблема? Вначале развивалась компьютерная игровая зависимость у взрослых. Затем компьютерная зависимость появилась и у детей. Это серьезная эмоциональная зависимость, и иногда справиться с ней самостоятельно не способен даже зрелый человек.

Различают несколько видов компьютерной зависимости:

  • Игровая, при которой человек запоем играет в групповые игры по сети или индивидуально. Игрок бросает все: учебу, работу, семью, вся его жизнь перемещается в плоскость монитора, где кипят нешуточные страсти, идут бои и завоевываются новые миры.
  • Сетевая зависимость, при которой человек не может обойтись без так называемого интернет-общения на форумах или в соцсетях. Этим видом зависимости часто страдают одинокие, робкие в реальной жизни люди с заниженной самооценкой, которым тяжело заводить знакомства в «реале». Зато в сети они разворачиваются на всю, анонимность позволяет им раскрыться и показать свои лучшие качества, обзавестись массой друзей по болтовне или поклонников своего творчества.
  • Зависимость, проявляющаяся в виде бесконечного бесцельного брожения с сайта на сайт, так называемый серфинг по аналогии с видом спорта, когда спортсмен преодолевает волну за волной. Пожалуй, это самый хитрый вид зависимости. Человек думает, что если он не играет с утра до вечера, не торчит на «одноклассниках», то с ним все в порядке. Но на самом деле он убивает время непрерывным поглощением информации, которая ему никогда не пригодится, просматривает всяческие «интересные факты» и самые красивые места мира.

Весь ужас в том, что компьютерная зависимость не щадит никого, и практически любой человек может стать ее жертвой, и 25-летняя девушка, и 50-летний мужчина. Настолько интересен и привлекателен этот мир виртуальных приключений. Но самые страшные трагедии случаются тогда, когда жертвой зависимости от компьютера становятся дети.

Выводы экспертов не утешительны. Опасность стать зависимым от компьютерной игры грозит каждому, кто проводит за видеоиграми более двух часов в день. Как не попасть в рабство современной техники? Есть ли способы предотвращения или преодоления компьютерной болезни?

Опасность компьютерной зависимости

Вам, уважаемые родители и педагоги, вероятно, кажется, что страшнее наркотической и алкогольной зависимости из всех прочих ее видов нет ничего. И по большому счету, вы правы. Однако не менее опасна компьютерная зависимость. Компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги. Ясно, что как таковая эта зависимость не представляет угрозы жизни и физическому здоровью самого зависимого и его окружающих, но так ли это на самом деле?

Причины интернет зависимости

Патологическое состояние в детском и подростковом возрасте диагностируется при воздействии определенных факторов. Всемирная паутина предоставляет возможность собирать и хранить информацию. Это вызывает интерес к ней у многих пользователей. Первая причина появления интернет зависимости заключается в том, что родители дают ребенку неограниченный доступ к компьютеру. Они считают, что в этом ничего плохого нет, и находят даже преимущества. Родители говорят, что ребенок постоянно находится дома под присмотром, что не может их не радовать.

В подростковом возрасте наблюдается формирование психики, которая характеризуется уязвимостью. Именно поэтому дети попадают в интернет зависимость. Острой проблема зависимости среди подростков была в период развития информационных технологий, так как вызывала сильный интерес. В современном мире подростки обучаются и проводят свой досуг с использованием компьютерной техники и могут непроизвольно становиться интернет зависимыми.

В группе риска находятся дети, которые имеют определенные комплексы. Интернет зависимость наиболее часто диагностируется у детей с низкими коммуникативными способностями. Если ребенок стеснительный и замкнутый, то ему сложно общаться со сверстниками в реальном мире. При общении в сети интернет он раскрепощается, так как чувствует себя защищенным. Это и приводит к развитию интернет зависимости.

Влияние интернет зависимости

Патологический процесс не стоит игнорировать, так как он может привести к серьезным последствиям. При интернет зависимости подростки не могут контролировать реальное время. они постоянно опаздывают и пропускают школу. Это приводит к снижению умственного и интеллектуального развития. Если ребенок в играх познает неудачи, то это приводит к постоянной агрессии и расшатывает его психику. Весь негатив подросток переносит в реальный мир, что приводит к ухудшению отношений с родителями и сверстниками. Интернет зависимость приводит к тому, что ребенок разочаровывается в реальной жизни

При патологии возникают негативные последствия не только для психического, но и для физического здоровья. Интернет зависимость приводит к возникновению бессонницы. Постоянное использование клавиатуры и компьютерной мыши приводит к появлению туннельного синдрома – болей в запястье. Ребенок жалуется на слабость и быстро утомляется даже при выполнении привычных обязанностей.

При интернет зависимости пациенты жалуются на появление головных болей. У ребенка наблюдается отказ от еды, что приводит к потере массы тела. Так как он не употребляет полезные продукты питания, то это приводит к снижению иммунитета. У подростков часто наблюдаются заболевания вирусного и бактериального характера. При интернет зависимости пациенты ведут сидячий образ жизни, что становится причиной заболеваний позвоночника. В особо тяжелых случаях диагностируется развитие геморроя.

Интернет зависимость является тяжелым патологическим процессом, который приводит к серьезным осложнениям. Именно поэтому рекомендовано проводить ее лечение при появлении первых признаков.

Интернет зависимость школьников

У детей школьного возраста увеличивается интерес к интернету. Ученики начальных классов только начинают познавать работу всемирной сети, поэтому им интересно проводить здесь время. Дети среднего и старшего школьного возраста получают задания на уроках в виде написания докладов, рефератов и т.д. Поиск информации в современном мире проводится не в библиотеке, а в интернете. В ходе выполнения домашнего задания ребенок отвлекается на рекламу, заходит на другие, интересные для него сайты.

Если ребенка заинтересовал какой-то сайт или интернет-игра, то он обязательно зайдет в интернет на следующий день. Недостатком интернет зависимости является то, что времяпровождения для ребенка всегда является интересным. Именно поэтому он ежедневно посещает интернет. Количество времени, проводимое в сети, регулярно увеличивается.

Интернет зависимость молодежи

В современном интернете имеется множество социальных сетей, которые являются очень интересными для молодежи. Здесь они делятся своими фотографиями, видео, ведут переписку со сверстниками. Практически каждый молодой человек регулярно посещает сеть для просмотра новостей. Если количество времени, которое человек проводит в сети, регулярно увеличивается, то это приводит к интернет зависимости.

При нахождении в социальных сетях или на определенных интернет-сайтах молодые люди полностью изолируются от окружающего мира. Они отказываются проводить время с друзьями в реальности. У молодых людей теряется способность к самоконтролю. Такие люди становятся невнимательными и забывчивыми. Патологический процесс сопровождается синдромом отмены. Если человек не может сесть за монитор компьютера, то он может плакать или становится замкнутым, агрессивным.

Интернет зависимость у подростков

В подростковом возрасте происходит формирование личности. Ребенок старается показать себя в лучшем свете. Для демонстрации фото и видео из своей жизни он использует социальные сети. Неуверенные подростки с заниженной самооценкой стараются оградить себя от реального мира и поэтому начинают жить виртуальной реальностью.

В подростковом возрасте при длительном протекании интернет зависимости отмечается появление физических симптомов. Пациенты часто жалуются на появление головной боли и сухости в глазах. Патологический процесс сопровождается болезненностью в спине. Так как подросток забывает о приеме пищи, то это приводит к снижению массы тела. Зависимость сопровождается болезненностью в области спины и нарушением режима сна.

Интернет зависимость у детей

У детей раннего и среднего школьного возраста наблюдается возникновение интереса к компьютерным играм. Они вызывают азарт, что приводит к возникновению соревновательного эффекта. Если в реальной жизни ребенок не пользуется успехом, а в игре ему удается часто выигрывать, то это приводит к развитию интернет зависимости.

Заметить патологический процесс у детей очень просто. Они проводят практически все свое время за компьютером. Ребенок отказывается учить уроки или выполняет домашнее задание наспех. При патологическом состоянии большинство детей не выполняют свои домашние обязанности.

Несколько фактов

  1. Самостоятельно только около 20% детей могут перерасти эту проблему.
  2. Ребенок может находиться за компьютером не более 1-го часа в день. Подросток — до 2-3-х часов с перерывами.
  3. В Финляндии не берут в армию с диагнозом «компьютерная зависимость».
  4. Долгое нахождение перед монитором может вызывать нарушения зрения, осанки, снижение иммунитета, головные боли, апатию, раздражительность, усталость, бессонницу. Взрослый человек чувствует себя «выжатым и опустошенным» после нескольких часов работы за компьютером, что же говорить про ребенка.

Профилактика интернет зависимости

Во избежание развития патологического состояния рекомендуется своевременно проводить его профилактику. С раннего детства родители должны выстраивать с ребенком доверительные отношения. В семье главными приоритетами должны быть принципы честности. Они должны на собственном примере научить ребенка признавать свои ошибки. Категорически запрещается допускать оскорбления в сторону ребенка и его круга общения.

Отношения в семье должны выстраиваться таким образом, чтобы ребенок доверял родителям, независимо от сложившейся ситуации. Родители должны показывать ребенку свои чувства. Он должен знать, что его любят и о нем заботятся.

Если малыш проявляет желание поиграть в игру, то запрещать ему это не нужно. Но, родители должны договариваться с малышом о длительности игры. Ребенок должен строго придерживаться этих рамок. Знакомство ребенка с компьютером может начинаться с пятилетнего возраста. В этот период заниматься малышу рекомендовано не более 2 часов в день. Начинать занятия рекомендовано с 20 минут. Время проведения малыша за компьютером должно постепенно увеличиваться.

Родители должны помнить, что постоянное общение с ребенком обеспечивает развитие гармоничной эмоциональной сферы. Для того чтобы отвлечь малыша от компьютера с ним нужно посещать кино, театры, игровые центры, зоопарки. Категорически запрещается использование компьютера. Выбор игры для ребенка должен проводиться совместно с родителями методом обсуждений. Нужно следить, чтобы ребенок общался не только в виртуальном мире, но и в реальности. Родители должны показывать правильный пример использования компьютера.

Интернет зависимость – это серьезное расстройство, которое приводит к замкнутости и асоциализации детей и подростков. Патологический процесс приводит к разнообразным нарушениям физического здоровья. Именно поэтому при появлении подозрений на развитие зависимости у ребенка родители должны обращаться за помощью к докторам. Только опытные специалисты после проведения соответствующих диагностических мероприятий назначат действенное лечение.

Признаки компьютерной зависимости у детей

  • Ребенок теряет интерес к другим занятиям.
  • Все свое свободное время ребенок стремится провести за компьютером или ТВ.
  • Общение с другими детьми начинает сводиться только к компьютерным играм.
  • Происходит постепенная утрата контакта с родителями.
  • Ребенок все меньше стремится к общению с другими, общение становиться поверхностным.
  • Формально отвечает на вопросы, избегает доверительных разговоров.
  • Ребенок начинает обманывать, стремится любыми способами заполучить желаемое.
  • Ребенок скрывает, сколько на самом деле времени провел за компьютером или телевизором.
  • На любые ограничения, связанные с компьютером, ТВ, планшетом или телефоном реагирует нервно, сильно переживает, злится, грубит, может плакать.
  • Теряет контроль над временем, проведенным за экраном.
  • Ребенок начинает есть возле компьютера.
  • Ребенок уже с утра начинает просить мультики или компьютер.
  • Ребенок приходит из школы и первым делом садиться перед ТЗ или включает компьютер.
  • Непонятный эмоциональный подъем, который резко сменяется дурным настроением. Присмотревшись, вы поймете, что все это связано с виртуальными успехами и неудачами в игре.
  • Завзятого компьютерщика можно отличить сразу. Он обращен внутрь себя, не замечает или игнорирует внешние события, плохо адаптируется к реальной жизни. Даже красоты природы — и те воспринимаются с меньшим восторгом, поскольку возможности компьютерной графики безграничны, и на экране монитора появляются дивные, фантастически прекрасные пейзажи, которые не существуют в действительности.

Причины развития зависимости от игр

Главная причина, по которой возникает компьютерная зависимость, носит социальный характер. Дети могут брать пример с родителей, особенно отца, который тоже увлекается играми. Потому так важно демонстрировать ребенку положительный пример. Помните, подростки учатся не на наших словах, а на наших действиях. Компьютерная игровая зависимость обычно развивается в семьях, где родители мало времени проводят с детьми. Подростки ищут, чем заменить здоровое общение, и находят отраду в играх.

На формировании негативной привычки также сказывается окружение подростка. Чтобы наладить отношение со сверстниками, он подражает одноклассникам, друзьям, которые много времени проводят за монитором, планшетом или телефоном. Быть в курсе новых игр – значит быть своим. Родители, заметившие назревающую проблему, могут отвлечь ребенка от компьютера, предложив интересное для всех семейное времяпровождение (поход, настольные игры, футбол, разгадывание шарад). Справиться с проблемой легче, когда она только назрела. Поэтому не откладывайте поиски выхода из ситуации на потом.

Желание играть повышенно у детей, которые не знают, чем заняться. Стоит предложить подростку записаться в кружок авиамоделирования, сходить на пробный урок карате или заняться современными танцами, игрой на гитаре. Возможный вариант – это изучение компьютерных технологий. Подросток узнает, как делать несложные программы, что нужно выучить для создания игр. Чем хорош последний вариант – ваш ребенок будет заниматься любимым делом, при этом станет проводить время за компьютером с пользой.

Если проблема сложная, и у подростка развилась стойкая и болезненная психологическая зависимость, как от химических веществ, обязательно обращайтесь в реабилитационный . Специалисты помогут зависимому осознать свою проблему, найдут причины ее возникновения. Пациент научится нести ответственность за желания и сможет давать им оценку. Врачи продемонстрируют, что интернет-зависимость – это не единственный источник счастья, спокойствия и эйфории, что достигать этих чувств можно альтернативными путями.

Насколько компьютер вреден для здоровья?

Конечно, понятны опасения родителей по поводу здоровья детей.

Реальным фактором риска может стать нагрузка на зрение. И все же общение с компьютером не вреднее, чем длительное сидение у телеэкрана. Не нужно забывать об элементарной профилактике — делать перерывы в занятиях и гимнастику для глаз, посещать время от времени окулиста. И обратите внимание на технические характеристики экрана вашего монитора (проконсультируйтесь еще до покупки).

Конечно, необходимо приучить ребенка контролировать свою позу, чтобы не возникали нарушения осанки. Но это вовсе не специфическое требование — правильно сидеть нужно и за обычным столом. И малоподвижный образ жизни, и лишний вес свойственны не только компьютерным пользователям.

Так что в отношении работы за компьютером нужно соблюдать обычные гигиенические требования: подобрать удобную мебель, следить за физическим самочувствием и состоянием нервной системы ребенка, не допускать перегрузок.

Тест на игровую зависимость: игроман ли вы

Самый простой опросник, определяющий склонность к игровой зависимости состоит из двух вопросов и называется «Шкала ложных пари». За каждый положительный ответ начисляется 1 балл. Если отвечающий набрал хотя-бы 1 балл, значит у него есть игровая зависимость или склонность к ней. Если по результатам теста в сумме получилось 2 балла – это свидетельствует о наличии проблемы и требует дальнейшего более глубокого исследования.

Вот эти вопросы:

  1. Было ли у вас желание поставить или вложить большие суммы в игру?
  2. Лгали ли вы близким о том, сколько тратите на игры?

В психологии используются и другие тесты на игровую зависимость.

Но что же делать, если проблема все же возникла?

Никакие убеждения, уговоры, угрозы не будут иметь эффекта. Скорее всего, вы вызовете к себе агрессию, а сам игроман еще глубже погрузится в выдуманный мир, так как в реальном его «никто не понимает». Зависимость от компьютерных игр у подростков опасна тем, что человек находится в непростом периоде жизни. Время, когда он должен искать свое место в обществе, начинать строить отношение с противоположным полом и сверстниками, оказывается упущенным. В дальнейшем это вызовет психологические проблемы иного толка.

Проявление симптомов компьютерной зависимости должно насторожить родителей и заставить обратиться к специалистам, которым подскажут, как справиться с компьютерной зависимостью у детей.

Почему больной не хочет лечиться

Отличная профилактика интернет-зависимости – привлечение к общественным занятиям, выполнению семейных обязанностей, регулярное совместное времяпровождение. Но, к сожалению, распознать проблему многим родителям удается на стадии, когда увлечение играми переросло в зависимость. Что ж, остается записаться на лечение. В данный период близкие люди часто сталкиваются с агрессией подростка, который не желает обращаться к врачам. Второй тип поведения – безразличие.

По какой причине так происходит, и почему зависимый от компьютерных игр не желает лечиться? Основная причина нежелания – отрицание. Человек не намерен проходить реабилитацию, поскольку не считает себя больным. Свое пристрастие он называет возможностью расслабиться, отдохнуть, получить позитивные эмоции. Игра помогает забыть о проблемах в школе, со знакомыми. По-сути, так свое поведение объясняет и наркоман, и алкоголик. Чтобы помочь подростку понять проблему, нужно организовать интервенцию. Помните, что отрицание – главная преграда на пути к выздоровлению.

Особенно развито отрицание у взрослых. Они уверенны, что их увлечение безобидно. Что оно не имеет ничего общего с наркоманией, алкоголизмом. Так же будет оправдываться человек, который пьет, или наркоман, принимающий легкие психотропные вещества. Но, как показывает практика, компьютерная зависимость – настолько серьезный недуг, что способна разрушить даже благополучную семью.

Еще одна причина отказа от лечения – завышенная опека родителей. Близкие создают для подростка благоприятную среду, где он не несет ответственности за свое поведение. Ему удобно отдыхать, понимая, что есть люди, на которых можно переложить обязанности. Родители должны расписать день подростка таким образом, чтобы у него не оставалось времени на уход в виртуальный мир.

Когда среда становится неблагоприятной для увлечения играми, возможно несколько исходов. Подросток увлечется новыми обязанностями, занятиями и отодвинет игры на задний план либо начнет упорствовать, еще больше усугубляя свое положение. В этот период родителям нельзя отступать. Недопустимо спонсировать ребенка, который имеет зависимость от компьютерных игр. Никаких денег на автоматы, личные расходы. Можно предложить подростку вариант заработать деньги, но при этом контролировать траты.

Страх – еще одна причина, почему дети не хотят лечиться в реабилитационном центре. Найдите возможность объяснить подростку, что понимаете его чувства, страхи, но он должен посетить врача. Расскажите, что зависимость – психическое заболевание.

Итак, если вы хотите положительных сдвигов, нужно побороть три проблемы: отрицание, лень, страх.

Последняя проблема – давление знакомых. Очень важно, с кем общается ребенок. Чтобы он имел правильный круг друзей, родителям следует принимать активную роль в жизни подростка.

Диагностика компьютерной зависимости

Как при большинстве психических заболеваний, именно окружающие первыми замечают изменение характера и поведения больного. Убедить же самого игромана в том, что он болен, очень сложно. Первый шаг в лечении пациента — это осознание своей патологической зависимости от компьютера. Очень важно позитивно настроить больного на визит к психотерапевту, иногда для этого может быть использован какой-либо предлог в виде психологического тестирования, профессионального ориентирования.

Важным этапом успешного лечения компьютерной зависимости является выявление причин, побудивших человека уйти от реальности.

Как избавиться от компьютерной зависимости?

Основным методом лечения компьютерной зависимости становится работа с психологом. В задачи специалиста входит:

  • Помочь выздоравливающему осознать наличие проблемы. Как и большинство зависимых, игроманы отказываются признавать аддикцию. Они счастливы в своем виртуальном мире и не хотят его покидать. Им кажется, что они полностью контролируют ситуацию. Попытки родственников и друзей повлиять на ситуацию обычно заканчиваются скандалами и не приводят к результату: осознанию компьютерной зависимости. Оптимальным решением станет обращение к психологу. Специалист поможет больному посмотреть на ситуацию с другой точки зрения и увидеть к каким последствиям приводит чрезмерное увлечение гаджетами.
  • Замотивировать на прохождение реабилитационного курса. Лечение компьютерной зависимости занимает несколько месяцев. На протяжении всего времени выздоравливающий должен быть мотивирован на успех.
  • Поиск причин, приведших к появлению аддикции. Компьютерная зависимость – это нежелание (или неспособность) решить конкретную проблему, стоящую перед выздоравливающим. Это может быть низкая самооценка, травмирующий прошлый опыт, неумение взаимодействовать со сверстниками. Психолог выявит причины компьютерной зависимости поможет клиенту успешно разрешить их.

В ходе избавления от компьютерной зависимости используются различные психокоррекционные методики: индивидуальные беседы и групповые занятия, телесно-ориентированная и арт-терапия. После первой беседы с выздоравливающим, специалист решит, как избавиться от компьютерной зависимости в конкретном случае, с учетом личностных особенностей пациента.

Причины компьютерной зависимости

  • Отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребенку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребенка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребенка, не слышат его. Конечно, по указанной причине может развиваться не только зависимость от компьютерных игр и развлечений, но и другие виды зависимости, а также различные формы отклонений в поведении.
  • Отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. Например, жил-был 13-летний подросток. Ничем особо не увлекался, читать не любил, гулять тоже не очень, по дому помогать особо не стремился, да и к учебе мало рвения проявлял — так, телевизор бы ему все смотреть да «в потолок плевать». И вот, появляется у этого юного лентяя компьютер! Подросток понимает, что можно сидя дома, не утруждая себя излишним напряжением, стать крутым бандитом (в игре), найти себе собеседника, с которым в любой момент не трудно прекратить общаться, достать (скачать) реферат, ради которого раньше пришлось бы идти в библиотеку. Столь радужная перспектива «пригвождает» ребенка к экрану монитора. Опять же не факт, что обязательно возникнет компьютерная зависимость, но… предпосылка весомая.
  • Неумение ребенка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Допустим, ребенок (подросток) слишком застенчив и не может свою застенчивость побороть. Или наличие видимого физического недостатка, внешняя некрасивость отталкивает сверстников от общения с ним, или у ребенка развились черты характера, препятствующие установлению дружеских привязанностей: замкнутость, злобность, чрезмерная жадность, мстительность, обидчивость, агрессивность.
  • Общая неудачливость ребенка. Эта причина схожа с предыдущей. Например, ребенок и в школе учится неважно, и в компании ребят не заводила, и с родителями отношения не блещут. Если такое положение вещей не устраивает ребенка, он вполне может впасть в зависимость от компьютерных игр, где он — главный герой, он на вершине успеха, он победитель, властитель, первый разрушитель (или созидатель). В сети Интернет такой ребенок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая внешность, другая, более «выгодная» самопрезентация.
  • Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного.
  • Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.

Методы лечения интернет-зависимости у подростков

Для лечения интернет-зависимости у подростков применяют психоанализ, психотерапию, гипноз и фармакотерапию. Психоанализ помогает выявлять причины избегания реальности. В результате применения метода выявляют комплексы, психотравмы, внутрисемейные проблемы.

Психотерапия направлена:

  • на осознание и признание проблемы;
  • формирование желания избавиться от зависимости;
  • укрепление мотивации, помощь в поиске новых увлечений.

Гарантия на лечение в течение 2-х лет.
Более 20 лет успешной работы.

VIP-отделение премиум-сервис.

Эффективность лечения более 75%.

Сеансы психотерапии придают подростку с интернет-зависимостью уверенность в себе и своих силах, развивают волевые качества и целеустремленность, повышают самооценку. С помощью эффективных семейных сеансов пациент получает необходимую эмоциональную поддержку и крепкие отношения с родителями.

На индивидуальных сеансах применяют метод гипноза. После введения подростка в транс врач внушает ему безразличие к виртуальному досугу и критическое отношение к зависимости от него. Если в ходе обследования диагностируют скрытую депрессию, дополнительно назначают лекарственные препараты.

Фотогалерея клиники


VIP Отделение

Стационар в Апрелевке

Лечебный процесс


Посмотреть

Видео презентация Клиники Маршака

Советы по предотвращению развития компьютерной зависимости у детей и подростков

  • Так как первопричиной ухода ребенка из реального мира является неудовлетворенность существующей действительностью, необходимо в первую очередь выяснить, что же побудило ребенка уйти «в компьютер».
  • Неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером.
  • Если вы видите у ребенка признаки компьютерной зависимости, не обостряйте ситуацию, отведите его к психотерапевту.
  • Можно попытаться вникнуть в суть игры, разделив интересы ребенка, это сблизит ребенка с родителями, увеличит степень доверия к ним.
  • Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии.
  • Пребывание ребенка за компьютером необходимо ограничивать. Недопустимо, чтобы дети играли по нескольку часов. Детям младшего школьного возраста — не более получаса, старшего школьного возраста — не более часа в сутки на игры.
  • Компьютер следует устанавливать в таком месте, где вы будете видеть, чем занимается отпрыск. Если вы будете периодически заходить в комнату и проверять, это будет выглядеть как тотальный контроль, да и на ваши шаги ребенок скоро научится быстро «захлопывать» запрещенные страницы. А если удастся найти такое место для компьютера, где вы мимоходом, не привлекая к себе внимания, можете увидеть, какая страничка открыта, это будет ненавязчиво, но в то же время эффективно.
  • Ребенку все же лучше не покупать отдельный компьютер. Пусть играет на папином. Тогда у вас в любое время будет веская причина сказать «достаточно» — компьютер нужен папе.
  • Лишая ребенка желаемого количества времени в интернете, всегда предлагайте альтернативу. Не позволяйте ему маяться от скуки. Его необходимо задействовать в каких-то мероприятиях. Это, в первую очередь, работа по дому, кружки по интересам, спортивные секции. Очень действенный метод — отдать его в компьютерный класс, где он научится работать на компьютере по-настоящему, а не просто гонять зайчиков по экрану. Пусть освоит фотошоп, пусть научится создавать сайты, верстать полиграфию — к 18 годам у него уже будет профессия, и он перестанет относиться к компьютеру исключительно как к средству развлечения.
  • Поднимайте самооценку ребенка. Найдите ребенку занятие, в котором он будет успешен и будет выгодно отличаться от товарищей. Например, это какой-то редкий вид спорта, фехтование, например. Или кружок квиллинга. Его наградные листы, удачные поделки, медали необходимо выставлять на витрине, чтобы гости семьи видели его успехи.
  • Поощряйте дружбу ребенка с другими детьми. Приглашайте в гости его друзей и его отпускайте в гости к друзьям.
  • Родителям придется ознакомиться с популярными у их детей играми. Дети часто думают, что родители запрещают им играть потому, что не понимают, насколько это увлекательно. В этом случае мнение родителя, который знает игру, будет гораздо весомей, чем мнение родителя, который «не читал, но осуждаю».

Возможно ли лечение от компьютерной зависимости? Как избавиться от симптомов компьютерной зависимости? Конечно, это возможно. Но это долгий и сложный процесс, успех которого зависит от многих факторов. Как лечить симптомы компьютерной зависимости во многом зависит от индивидуальных особенностей человека. Лечение любой зависимости — трудный процесс, требующий участия как зависимого человека, так и его окружения. Скорее всего, потребуется время для того, чтобы страдающий компьютерной игровой зависимостью снова начал чувствовать вкус жизни. В этом отношении компьютерная зависимость сродни наркомании. Важно также помнить: если пустота, образовавшаяся в жизни человека после полного или частичного отказа от игр, не будет заполнена, велика вероятность рецидива. Лечение компьютерной зависимости, как и лечение любой другой зависимости, требует дальнейшего психологического сопровождения пациента. В тяжелых случаях лечением компьютерной зависимости занимается врач-психиатр.

Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребенок и подросток, но шансы уменьшаются, если:

  • в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия;
  • у ребенка разносторонние интересы и увлечения;
  • ребенок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими;
  • ребенок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.

Важно знать:

Резко отнимать или запрещать компьютерные игры ребенку, который уже втянулся — нельзя. Делать это стоит последовательно, лучше подготовиться вместе с психологом.

Можно пройти различные тесты в интернете, чтобы оценить компьютерную зависимость вашего ребенка и вас самих.

Не все игры плохо влияют на психику, некоторые способствуют развитию познавательных и моральных качеств. Тут решающее значение приобретает то, какие игры выбираются.

Компьютерная зависимость у подростков, много времени проводит за компьютером?

Надеемся, что наш материал из книги А Баркан «Дети нашего времени» поможет ответить на какие-то возникающие вопросы.
Безусловно, для современного цифрового поколения компьютерные видеоигры — это реальность, постепенно превращающаяся в обыденность. И сколько бы самые знаменитые ученые и исследователи, занимающиеся этой проблемой, сегодня ни дискутировали по этому по­воду — «казнить или миловать», результат окажется од­ним и тем же: индустрия компьютерных игр будет расти стремительно вверх соответственно колоссальному спро­су уже реально появившихся на нашем горизонте «новых людей» — экскейперов, убегающих от решения своих жиз­ненных проблем в компьютерный мир. Эти люди из касты вчерашних Печориных нынче вовсе не «лишние» люди, а, наоборот, — порождение современности и ее социальный продукт. Так что станет ли Ваш сегодняшний суперпослуш­ный пай-мальчик геймером или нет, зависит от множества разных причин, а не только лишь от Вашего «хочу» — «не хочу»… Причем главное здесь — это прессинг современ­ных норм жизни детей, общепринятых среди них «норм по­казателей» их развития. И конечно же, если подросток не будет знаком с популярными видеоиграми, он окажется просто изгоем в коллективе ровесников. Но знаком, может быть, он по-разному. Одно дело, ко­гда он играет в них нечасто, лишь эпизодически, и другое — ‘Когда он фанат этих игр и готов уделять им все время, и не только свободное… Все… Ну а если не все, то ог­ромную часть за счет многих других своих дел. То есть важно — насколько подобные игры значимы для ребенка. Проблема лишь в этом. Правда, эту пробле­му можно перекодировать — на сегодняшний день в арсе­нале компьютерных игр для детей пестрое разнообразие. выбирай на свой вкус и не только «стрелялки» и жесто­кие игры. Сколько есть развивающих игр…

Однако наших детей в основном привлекают к себе жанры игр, помогающие им реализовывать, хотя бы как-то, свои давние несбывшиеся мечты или же благодаря которым можно будет «смыть» всю накипь отрицатель­ных эмоций, подсознательно лишавших их покоя. И ко­нечно же среди всех жанров игр самые желаемые игры те, которые помогут научиться ребенку отвечать агресси­ей на агрессивность, чтобы выжить в сходных ситуациях, если они вдруг наступят в жизни. Ведь агрессии — это еще и защитная реакция, временами просто лишь эмо­ция спасения, пускай даже путем разрушения других или другого, угрожающих нам или нашим близким.

Но это вовсе не означает, что даже в тяжелых ситуа­циях можно выжить, только лишая жизни других, не за­думываясь над альтернативными ходами. Но, к сожале­нию, некоторые жанры современных компьютерных и видеоигр настолько перевернули все вверх ногами, что всевозможные смодулированные ими ситуации «выбро­са» этого застоявшегося в организме ребенка не самого лучшего чувства осуществимы лишь только методами па­тологической агрессии. И больше всего это свойственно так называемым жестоким компьютерным играм, распро­страняющимся в нашей среде со скоростью баллистиче­ской ракеты, благодаря так желаемому многими допол­нительному выбросу адреналина.

Однако… ведь игры бывают не только жестокими, но и совершенно безвредными на первый взгляд, даже очень полезными, например образовательными или раз­вивающими… или…

Оказалось, что мальчиков больше всего притягивают к себе игры-стратегии, в которых можно превратиться в великого полководца, не хуже Наполеона, и ощутить три­умф победителя. А девочкам больше нравятся игры-кве-сты, так называемые логические игры. Но самые привле­кательные для большинства детей и подростков — это RPC-игры, благодаря которым возможно осуществить все мыслимые и немыслимые желания. Твои возможнос­ти в них безграничны. Бери, выдумывай, что тебе хочет­ся! Живи как вздумается, по своим собственным прави­лам и законам, без надоевших подсказок старшего поколения — твоих родителей и учителей! А это мечта каждого ребенка.

Короче говоря, компьютерные игры —для ребенка это возмож­ность сконструировать свой мир, желаемый тебе в данный момент, а может быть, даже необходимый, созвуч­ий твоим мыслям… настроению… Однако сиюминутные, интуитивные желания обычно эмоционально нестабильны. Они расцвечены лишь толь­ко фейерверком ожиданий. И если это все осуществля­ется в игре — пускай осуществляется. Но если вдруг эту игру потом пытаются скопировать для жизни, причем без здравых рассуждений, по инерции, то можно и пере­усердствовать. И ведь копируют, копируют те действия, те ситуации, которые без тренировок в этих играх были бы даже и немыслимы, не говоря об их осуществлении.

И самое страшное, конечно, когда Ваш ребенок зацик­ливается на играх с насилием, покушаясь на жизнь людей. И пусть это все происходит пока еще только в виртуальной реальности, однако, по мнению профессора А. Г. Асмолова, мы можем столкнуться в конце концов с «синдромом Вельда». Скорее всего, непосвященному название этого синдрома обычно ни о чем не говорит. Но если Вы читали рассказы американского фантаста Рея Брэдбери, то тут же вспомните один из них о Будущем, которое «компьютизиро-вап» писатель еще задолго до сегодняшнего дня с нашест­вием компьютеров. Его герои жили в компьютеризирован­ном доме с игровой комнатой для детей, где господствовала виртуальная реальность. Благодаря этой реальности со­здавался эффект присутствия ребенка в прайде (группе) африканских львов, вышедших на охоту. Дети постоянно играли в «Вельд», и родителей почему-то вдруг стали бес­покоить все время слышимые ими из детской тревожные крики и голоса, чем-то знакомые им. А когда наконец нервы взрослых не выдержали и они запретили играть детям в «Вельд», то родные любимые дети заманили их тут же к се­бе, в игровую… В игровую, где вдруг виртуальные львы пре­вратились в реальных и, сойдя с экранов, бросились на ро­дителей. Лишь теперь только стало понятно родителям — чьи же крики их так волновали. Но уже было поздно. Это были их крики сегодня. Ну а раньше лишь просто была тре­нировка в виртуальной реальности такой расправы с мамой и папой. Тренировка, чтоб все потом «правильно» сделать, осуществив это все наяву.

Однако в любом случае родителей ребенка должно ин­тересовать, каким жанрам компьютерных игр их ребенок отдает предпочтение. И если его больше всего привлека­ют жестокие игры, задуматься — почему. Ведь желания выплескивать агрессию появляются тогда, когда имеются ее запасы. Откуда они взялись у ребенка, почему?

В то же время не надо забывать, что для маленьких де­тей немаловажное значение имеет и фактор подражания. И если им понравилась жестокая игра, они начнут осу­ществлять ее в реальности. Пусть даже не в реальности, a мысленно.

И пусть сторонники агрессивных компьютерных игр бравируют научными данными, ссылаясь на то, что толь­ко 10—15% геймеров совершают жестокие антисоциаль­ные поступки, а для основной массы детей это просто обычное времяпровождение без вытекающих из него ка­ких-либо отягощенных последствий, помните, что без по­добных компьютерных игр процент таких детей был бы гораздо ниже. Примеряя на себя роли супергероев, как модную, страстно желаемую одежду, причем именно су­пергероев, уничтожающих всех вокруг, Ваш ребенок идентифицирует себя с супергероем, на самом деле вхо­дя в его роль, превращаясь в артиста во время спектак­ля, живущего чужой жизнью… Пускай временно, пусть искусственно, но… живущего. И в эти сказочные пери­оды перевоплощения можно успеть «сделать» такое, за что потом будешь расплачиваться целую жизнь, тем бо­лее если этот ребенок вообще склонен к агрессии, обла­дая «короткой» версией гена МАОА, из-за чего его жес­токость генетически детерминирована.

В последние годы наиболее значимые национальные организации здравоохранения США, проводя ряд научных исследований, пришли к выводу, что между виртуальным и реальным насилием существует прямая зависимость. Причем игры это насилие делают привлекательным. Представляете, привлекательным! Привлекательным да­же для взрослого человека, а что тогда говорить о Ва­шем ребенке.

Интересны также и результаты научных исследова­ний, проведенных психологами К. Андерсеном и К. Дилл с учениками колледжа, играющими в компьютерные игры. На основе данных экспериментов ученые предположили, что любая компьютерная игра с элементами насилия формирует подсознательный условный рефлекс стопро­центной агрессивной реакции человека в конфликтных ситуациях. Значит, переполненный ежедневной игровой агрессией Ваш ребенок за конфликтную ситуацию может принять что угодно, используя для разрешения ее един­ственно знакомый ему выход — физическую силу — со всеми вытекающими из этого последствиями.

К тому же агрессивности людей, увлекающихся ком­пьютерными играми, способствует и то, что у них, как правило, недоразвиты лобные доли мозга, отвечающие за эмоции и поведение человека, не говоря уже о трени­ровке памяти и обучении. К таким выводам пришли уже японские ученые из университета Тохоку, также занима­ющиеся этой проблемой.

Но самое страшное, что поджидает человечество в бу­дущем, по мнению руководителя этого исследования — профессора Рюто Кавасима, это то, что страсть к ком­пьютерным играм буквально с пеленок создаст геймерам массу новых, тяжелых проблем, основным решением ко­торых будут войны.

В свете этих исследований станут понятными и вы­сказывания американского военного психолога Дэвида Гроссмана, считающего, что современные электронные игры и боевая подготовка солдат на «преодоление врож­денного барьера» уничтожения врага имеют сходные ме­ханизмы воздействия.

И только неминуемые проблемы со здоровьем у лю­бителей и поклонников киберигр отрезвляют немного старшее поколение семьи. Причем этому способствуют не столько соматические нарушения — от общей утомля­емости до снижения остроты зрения, сколько компью­терная зависимость, и именно от компьютерных игр. Людей с этой зависимостью называют кибераддиктами. Само слово «аддикты» означает отклонение в поведении от общепринятых норм. Однако родители не должны до­пустить, чтобы ребенок «возвысился» до этого почетно­го ранга геймеров.

Если подросток часами сидит за компьютером, не ощущая времени и не в силах оторваться от монитора, стреляя, управляя или создавая для себя собственную Вселенную, проектируя ее до деталей, как Вы проектиро­вали себе дачу, — это повод для беспокойства. Ваш ре­бенок уходит в игру от реальности, от ее серых будней, рутинности дел, от своей неуспешности в этой реально­сти, хоть отпил только первый глоток своей жизни, но… не сладкий, а горький… И в этом причина. Недопитую сладость он ищет теперь в другом, собственном мире, где все так легко, где господствует сказка, где все лишь «по щучьему» только «велению», но… «по моему хоте­нию»…

Да вообще, этот фантастически сказочный эффект участия Вашего ребенка в выдуманной им виртуальной реальности, как воронка, засасывает его, не давая воз­можности оторваться. Причем стоит ли отрываться от этой насыщенной жизни, где сегодня ты всадник на рети­вом коне, а не «всадник без головы». Так зачем же вооб­ще подставлять свою голову под град нравоучений или же нареканий недовольных родителей и педагогов, когда можно стать принцем, потом королем, несмотря на то что сейчас дома ты Золушка. А в каком мире это все произойдет, не имеет значения, если он «есть» и существу­ет, даже пусть только лишь для тебя.

Безусловно, у каждого геймера свой набор самых важных потребностей, ради них можно даже забыть ос­тальные. Да и как их теперь не забудешь, если столько дел в другой реальности. А какая из двух Зазеркалье другой, сейчас может решить только он, хотя нечего да­же решать. В этой новой реальности не набьешь себе шишек, все задачи решишь в одночасье без помощи, ес­ли будет ошибка — исправишь ее без каких-то тяжелых последствий, унижений и злых комментариев. Ты хозяин здесь сам себе, как и слуга. Сам приказы себе отдаешь и сам их выполняешь. И ответствен сам за себя. Хочешь — делаешь, не хочешь — нет.

Так зачем же теперь возвращаться в этот несовер­шенный и озлобленный мир, где сплошные ухабы и нет друзей, где ты чувствуешь себя все время никчемным или лишним… В мир, в котором тобой недовольны вечно мама и папа, где свою нелюбовь не скрывает учитель. Нет, конечно же лучше остаться еще в своем собствен­ном мире. Зачем торопиться возвращаться в другой? Ну, хотя б на часок, ну, хотя б на минутку… Пускай позд­но уже, пускай будут ругать…

Нет, зависимость от киберигр — это вовсе не нарко­тическая зависимость. Причем это подтверждают и са­мые последние медицинские исследования. Здесь за­действованы совершенно другие участки мозга. Но тем не менее это зависимость со всеми вытекающими отсю­да последствиями, как для Вас, так и для жизни Вашего ребенка. А Вас она, очевидно, все же волнует. Ведь уже только сам факт, что у него есть компьютер, свидетель­ствует о том, что ребенок не полностью отвержен Вами. Компьютером может похвастаться не каждый из нас. А ес­ли Ваш сын или же Ваша дочь стали геймерами в ком­пьютерном клубе и Вы их снабжали на это деньгами, не ДУмая о последствиях, то в этом тоже была доля заботы, Пускай в чем-то и «виртуальной». Пристрастие детей к играм и уход от реальности обед­няет их эмоциональную сферу, сопровождаясь высоким нервно-эмоциональным напряжением из-за неумения жить. Да, Ваш геймер в своей виртуальной реальности — и герой, и творец, ему просто нет равных. Даже море ему по колено. Но… Когда надо чего-то добиться в действи­тельности, он не знает, как преодолеть даже малую толи­ку всяких препятствий. Здесь другие законы и правила.

В играх просто, легко, ну а в жизни не так Жизнь Действительность жаждет другие клише. И единственный выход – замкнуться в себе, в том искус­ственно созданном мире, где уютно, комфортно ему ста­ло жить, где он сам лишь вершитель всего и при этом… без всякой ответственности. Безусловно, подобные мысли способствуют социаль­ной изоляции ребенка. Ведь нередко единственный друг его — только компьютер. Помимо всего вышеперечисленного, «зависание» над экраном монитора заставляет Ваших детей часами си­деть без движения, в скованных позах и неудобных по­ложениях, приводящих к нарушению осанки и даже ис­кривлению позвоночника, да при этом еще машинально поглощать все съедобное, что попадется под руку. По мне­нию ряда исследователей именно этой проблемы, под руку детям чаще всего «попадаются» чипсы и пицца, ко­торые так и тянет запить высококалорийными газиро­ванными напитками — кока-колой или же пепси-колой. Так что геймерам, помимо всего, грозит ожирение.

Компьютерная зависимость у подростков из-за перевозбуждения нервной системы приводит к плохому сну, во сне доигрывая «недоигранное», потому что им суток уже не хватает на свое увлечение. К сожалению, все эти игры, обещая развить интел­лект, как гласят нам инструкции, вовсе не развивают его, а тормозят, что доказано, хотя внешне всем кажется совершенно другое. Но так хочется верить инструкциям и создателям игр, для которых так важно, чтобы мы поку­пали…

Ну и мы покупаем, сжалившись над мальчишками, ища поводы приобрести игры нового поколения, не заду­мываясь совершенно о том, что программа игры програм­мирует заодно и мышление наших детей, как и их пове­дение, «оболванивая» их под видом развития креативных способностей. Как же нам лишить чадо такого развития! Вот мы и не лишаем. И если раньше, говоря о детях-геймерах, в основном подразумевались только мальчики, то сегодня и девочки стараются от них не отстать. Но в связи с тем, что игры «рождаются» пока чаще мужчинами и «вынашиваются» с Учетом особенностей мужской психологии, слабый пол догнал еще сильный. Во всяком случае, на сегодняшний День, по данным статистики, девочки в два раза меньше тратят свое свободное время на эти игры по сравнению мальчиками. Причем мальчиков больше всего привле­кают азартные игры, связанные с борьбой или соревнованиями, и меньше логические игры, а у девочек более популярны как раз именно логические игры и менее — «бойцовские». Так что компьютерная зависимость разви­вается чаще у мальчиков. Однако если о ней позабыть, то надо бы прислушаться также к сторонникам видеоигр, которые приводят не менее веские аргументы в свою пользу, подкрепляя их тоже данными научных исследо­ваний.

Сторонниками жестоких компьютерных игр оказались ученые из Института психологии РАН, доказав­шие в своих исследованиях, что агрессивные игры помо­гают детям адаптироваться в среде ровесников без вся­ких вредных последствий.

А известный специалист по видеоиграм, Генри Дженксинс, исследуя современные представления, связанные с этой проблемой, вообще назвал все разногласия про­тивников-сторонников мифами и постарался развеять их. И безусловно, главный миф среди всех мифов — миф, связанный с насилием в среде таких детей. Считая, что проблема нереальна, ученый привел аргументы, до­казывающие, что не только геймеры способны на на­сильственные действия. Скорее всего, главное в этой проблеме — особенности личности ребенка, а также его семейные взаимоотношения. Не правомерны также выводы ряда исследователей о социальной самоизоляции таких детей. По данным Г. Дженксинса, 60% геймеров играют вместе с друзьями, 33% — с братьями и сестрами. А когда игра не предпола­гает второго игрока, то нередко кто-то наблюдает за ней, стоя рядом и давая советы.

И то, что геймеры становятся безразличными к окру­жающему миру, тоже миф. Ну а если это все-таки так, то это только свидетельство, что у такого ребенка имеется ряд психологических проблем.

И наконец, не дети главные покупатели видеоигр, а их Родители, которые часто предлагают ребенку новую ви­деоигру, не вникнув в ее содержание, хотя и выбирают ее вместе с ребенком. Словом, геймером быть даже полезно. Тем более что многие из этих детей связывают свое будущее с компью­терной сферой деятельности. И сегодняшние «посиделки» за экранами мониторов — это только рывки к ответствен­ным прыжкам.

В общем, жизнь полна неожиданностей, когда в ней царствует виртуальность или же виртуальная наркомания.

Профилактика зависимости от компьютерных игр

Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье. Ведь речь идет и о нашем будущем тоже, насколько крепким будет здоровье, а старость безоблачной и счастливой. Поэтому на первое место в системе ценностей нужно ставить качество воспитания детей, основанное на личном примере, взаимном уважении и доверии.

Поэтому:

  • Важен личный пример родителей. Если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера больше времени.
  • У ребенка должно быть увлечение, хобби, не связанное с компьютером.
  • Поддерживайте общение ребенка со сверстниками: их игры на свежем воздухе, общие увлечения (без компьютера).
  • Все должно быть спланировано так, чтобы не оставалось свободной минуты. Это совместные дела, уличные игры, праздники, походы в музеи, театры, парки, путешествия, общение с интересными собеседниками и т.д.
  • Используйте компьютер как награду, для эффективного воспитания, в качестве поощрения.
  • Важно четко контролировать те игры, в которые играет ребенок. Вы должны знать, что это за игра и отслеживать любые отклонения в поведении ребенка после того, как он поиграл в игру. Могут наблюдаться раздражительность, возбужденность, бессонница. Все это указывает на то, что либо было превышено время игры, либо игра не подходит ребенку.
  • Отдавайте предпочтение развивающим играм и сайтам. Обсуждайте с ребенком те игры, в которые ему было бы, по вашему мнению, полезнее играть.
  • Установите специальные сетевые фильтры и специализированное программное обеспечение, позволяющее контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.

Ни одна мать не позволит ребенку употреблять наркотики, почему же компьютер и телевизор используются как средство занять ребенка, чтобы не мешал родителям в их важных делах? Психика ребенка формируется во взаимодействии со взрослыми, каким будет это взаимодействие решает каждый на своем месте. Но совместные походы в театры, на природу с палаткой и костром, а также лыжи, коньки и просто прогулки на свежем воздухе не причинили вреда еще ни одному человеку. Во время такого досуга у детей воспитывается уважение к родителям и до них легче доходит смысл слов о вреде многочасового сидения у компьютера. Занятия в кружках, спортивных секциях по интересам, помощь старым и слабым, выбор хороших художественных и мультипликационных фильмов помогают ребенку увидеть всю красоту и многообразие живого окружающего мира и сравнить его с виртуальным. А компьютер можно использовать в мирных, познавательных и в творческих целях. Главное – ребенка увлечь!

Профилактика игровой зависимости

Нужно исключить факторы, которые спровоцируют рецидив – следить за тем, чтобы бывший игрок не вернулся в старую компанию, установить защитную программу на смартфон и компьютер. Свободное время нужно проводить так, чтобы яркие эмоции и эндорфин компенсировали то, что игрок получал от ставок – спорт, пикники на свежем воздухе, совместные занятия творчеством и т.д.

В клинике помогают пациентам и в послереабилитационном периоде. Если есть подозрения, что человек может сорваться, нужно сразу же обратиться к специалисту.

Тест на детскую Интернет-зависимость (С.А. Кулаков, 2004)

Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 — очень редко, 2 — иногда, 3 — часто, 4 — очень часто, 5 — всегда.

  1. Как часто Ваш ребенок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования сетью?
  2. Как часто Ваш ребенок запускает свои обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в сети?
  3. Как часто Ваш ребенок предпочитает проводить время в сети вместо того, чтобы провести его в кругу семьи?
  4. Как часто Ваш ребенок формирует новые отношения с друзьями по сети?
  5. Как часто Вы жалуетесь на количество времени, проводимые Вашим ребенком в сети?
  6. Как часто учеба Вашего ребенка страдает из-за количества времени, проведенном Вашим ребенком в сети?
  7. Как часто Ваш ребенок проверяет электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
  8. Как часто Ваш ребенок предпочитает общение в сети общению с окружающими?
  9. Как часто Ваш ребенок сопротивляется или секретничает при вопросе о том, что он делает в Интернете?
  10. Как часто Вы заставали своего ребенка пробивающимся в сеть против Вашей воли?
  11. Как часто Ваш ребенок проводит время в своей комнате, играя за компьютером?
  12. Как часто Ваш ребенок получает странные звонки от его новых сетевых «друзей»?
  13. Как часто Ваш ребенок огрызается, кричит или действует раздраженно, если его побеспокоили по поводу пребывания в сети?
  14. Как часто Ваш ребенок выглядит более уставшим и утомленным, чем в то время, когда у Вас не было Интернета?
  15. Как часто Ваш ребенок выглядит погруженным в мысли о возвращении в сеть, когда он находится вне сети?
  16. Как часто Ваш ребенок ругается и гневается, когда Вы сердитесь по поводу времени, проведенного им в сети?
  17. Как часто Ваш ребенок предпочитает своим прежним любимым занятиям, хобби, интересам других нахождение в сети?
  18. Как часто Ваш ребенок злится и становится агрессивным, когда Вы накладываете ограничение на время, которое он проводит в сети?
  19. Как часто Ваш ребенок предпочитает вместо прогулок с друзьями проводить время в сети?
  20. Как часто Вы чувствуете подавленность, упадок настроения, нервничает, когда находится вне сети, а по возвращении в сеть все это исчезает?

При сумме баллов 50-79 родителям необходимо учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь вашего ребенка и всей семьи. При сумме баллов 80 и выше, у ребенка с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и ему необходима помощь специалиста.

Признаки компьютерной игромании

Прежде чем рассказать, как проявляется заболевание, нужно упомянуть, что существуют два его вида:

  • зависимость от Всемирной паутины или сетеголизм;
  • зависимость от игр или кибераддикция.


Первый тип проявляется непреодолимым желанием постоянно просматривать разные интернет-сайты. Это приводит к тому, что человек практически весь день «сидит» в любимом гаджете. Его очень сложно увлечь чем-либо другим. Он не готов отвлекаться на посторонние задачи. Общение с реальными людьми ему заменяет переписка на форумах, в онлайн-сообществах.

Для сетеголизма характерны такие симптомы:

  • стремление по нескольку раз за час проверять почтовый ящик;
  • получение позитивных эмоций от одной мысли, что скоро в руках окажется телефон с доступом к интернету;
  • готовность отдавать баснословные денежные суммы, чтобы пользоваться дополнительными возможностями виртуального мира.

Признаки компьютерной игромании второго типа — кибераддикции — немного другие. Здесь психотерапевты отдельно говорят о:

  • желании играть в ролевые игры, чтобы чувствовать себя важным виртуальным персонажем;
  • стремление играть в неролевые игры, чтобы набирать баллы, переходить на более высокие уровни, получать бонусные очки.

При кибераддикции больной старается как можно больше времени играть. Если забрать у него гаджет, он начинает нервничать, кричать, вести себя неадекватно. Из-за такой увлеченности игрой возникают проблемы в учебе, на работе, во взаимоотношениях с окружающими.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]