Эмоциональный интеллект это что и зачем он нужен? Как развивать и пользоваться?


Эмоции сопровождают человека каждую секунду его жизни. Иногда они оказываются приятными и несут функцию поддержки, а иногда полностью захватывают весь мыслительный процесс, делая невозможным адекватное восприятие реальности. И в каждом отдельном случае речь идет о взаимодействии эмоций и интеллекта. Однако существует и такое понятие, как «эмоциональный интеллект».

Интеллект — это способность человека размышлять, решать какие-либо задачи, перерабатывать информацию и использовать новый опыт для саморазвития. Тогда как эмоции отвечают за перемены в настроении, которые вызываются внешними факторами и раздражителями. К примеру, плохие новости вызывают у человека раздражение, тревогу, а предстоящие хорошие события неизменно вызывают волнение. Все это — факторы, под которые адаптируется тело человека.

Не идти на поводу у эмоций и пользоваться ими для собственного блага человек может благодаря эмоциональному интеллекту. Этот термин (от англ. emotional intelligence) означает навык человека, при котором он осознает эмоции, может ими управлять и даже считывать их у самого себя всех, кто входит в ежедневное окружение.

Эмоциональный интеллект как понятие

Понятие эмоционального интеллекта ввел в конце 90х психолог из США Дэниел Гоулман. Но еще до официального признания этого термина, существовал также термин “социальный интеллект”, который означал способность людей адаптироваться под свое окружение и спокойно воспринимать собеседников, умея прятать некоторые эмоции и видеть, каков настрой окружающих.

Исследования, которые провёл Гоулман, показали, что люди, у которых развит эмоциональный интеллект, имеют хорошее психическое здоровье, обладают лидерскими навыками и проявляют себя как высокоэффективные работники. При этом именно за лидерские навыки и отвечает эмоциональный интеллект. В профессиях, которые напрямую связаны со стрессом умение совладать с собственными эмоциями и высокий эмоциональный интеллект ценится порой выше любых других знаний.

“Измените своё внимание, и вы измените эмоции. Измените эмоции, и изменится внимание”

Фредерик Додсон

Что в психологии значит эмоциональный интеллект

Сегодня тысячи специалистов рассматривают эмоциональный интеллект как одну из наиболее сильных способностей человека. Она легко поддается коррекции и развитию, даже если изначально слабо развита.

За всё время психологических исследований 20-го века появилось несколько теорий, об эмоциональном интеллекте. Создатели — ведущие психологи мира, расписали основные факторы, которые отвечают за симбиоз интеллекта и эмоционального настроя.

Модель эмоционального интеллекта Гоулмана

Дэниел Гоулман подразделяет эмоциональный интеллект на 4 составляющих:

  • Самосознание. Это навык, позволяющий анализировать человеческие эмоции и интуицию. Это осознание, какие стороны личности считать сильным, и где находится предел возможностей. Кроме того, самосознание характеризуется чувством за себя и реальной оценки своих талантов
  • Самоконтроль. К этой составляющей эмоционального интеллекта относится умение брать под контроль де1структивные эмоции и порывы. Люди, обладающие самоконтролем, умеют быстро адаптироваться в любой ситуации, умеют ловить возможности, обладают надежностью и честностью, и умением позитивно оценивать происходящие события.
  • Социальная чуткость. Эта составляющая проявляется в особом таланте — слышать чувства окружающих, вставать на их место и принимать участие в их жизни и помогать им. Для людей, которые находятся на руководящей должности чуткость проявляется также в понимании иерархии в коллективе и умении удовлетворять требования покупателей или подчиненных
  • Управление взаимоотношениями. Эта составляющая эмоционального интеллекта характеризуется чертой, при которой человек мотивирует окружающих и может кого угодно заставять идти за собой. Такие люди обладают даром убеждение, способностью быстро разрешать разногласия в коллективе, поддерживать социальные связи и создавать команды единомышленников.

Читать далее: Самоутверждение — я есть, я достоин, я могу!

Модель Гоулмана показывает, как важно стимулировать человек развивать его личностные качества, которые впоследствии способствуют достижению успехов во многих сферах.

Эмоциональный интеллект в модели Майера — Саловея-Карузо

Специалисты из США Майер и Саловей Карузо разработали собственную модель эмоционального интеллекта. Работа над ней велась много лет. А в итоге получилась новая теория, которая включает четыре составляющих.

  • Оценка эмоций и восприятие. Авторы концепции считают, что это суть развития эмоционального интеллекта, которая заключается в способности отличать эмоции и осознавать их содержание. Для подтверждения своей теории психологи привели пример выражения грусти или счастья на лицах других людей. Эти выражения одинаковы у всех людей, а значит их можно распознать. У детей эмоции считываются легко, поскольку те еще не научились их прятать. Взрослые люди все эмоциональные проявления пытаются скрыть, однако микровыражения всё равно их могут выдать.
  • Использование эмоций для собственной эффективности. По мнению психологов этот компонент заключается в осознании силы эмоций и использовании их себе во благо. Человек учится удерживать концентрацию на главных него задачах. При положительном настрое к ним человек более эффективно начинает работать. Даже мозг человека становится более активным, если человек позитивно настроен.
  • Понимание эмоционального фона. Это умение человека видеть причину и очаг возникновения той или иной эмоции, осознавать отличие мыслей от эмоциональных порывов и эмоций. По мнению авторов концепции, человеку важно научиться любую эмоцию воспринимать, как носитель данных. Если человека сковал страх, он может выбрать, каким образом на него реагировать — атаковать, цепенеть от страха или бежать от него. Некоторые эмоции способны трансформироваться. Также человек может заметить, как силой мысли изменить чувственный настрой
  • Оценивание эмоционального фона. Заключается в том, что человек использует эмоции как ступени для достижения личных результатов. Но чтобы начать контролировать эмоциональный настрой, как свой, так и других людей, нужно пребывать в постоянном состоянии осознанности оно позволит сохранять спокойствие и наблюдательность.

В психологии эмоциональный интеллект рассматривается наравне с еще одним понятием, изучающим взаимосвязь разума и эмоций. Оно называется коэффициент эмоциональности, или emotional quotinent. Его ввел психолог и журналист Рувен Бар-Он.

Ученый представил целую структуру, которая состоит из симбиоза особенностей. Все они в совокупности и становятся определяющим фактором, как в дальнейшем будет себя вести человек. Бар-Он взяв в качестве примера коэффициент интеллекта IQ и обозначил коэффициент эмоциональности буквами EQ.

Модель Рувена Бар-Она включает несколько основных компонентов:

  • самопознание;
  • навыки взаимодействия с людьми;
  • возможность адаптироваться в разных обстоятельства;
  • умение легко выходить из стрессовых ситуаций;
  • способность управлять настроением.

Эмоции — как устроен эмоциональный интеллект

Уровень энергетического развития обусловлен уровнем мотивов и эмоций. Если у индивида нет энергии в необходимом количестве, то он не в силах многого сделать, независимо от того, насколько умным, компетентным или сознательным он является. Эмоциональный интеллект понимается как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях. Зная и понимания эмоции, вы можете управлять ими. Другой аспект управления эмоциями — способность воспроизводить эмоциональные состояния, приводящие к успеху.

Согласно представлениям авторов оригинальной концепции эмоционального интеллекта Мейера, Сэловея и Карузо эмоциональный интеллект — это группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих. Эмоциональный интеллект рассматривается как часть социального интеллекта, которая включает способность наблюдать собственные эмоции и эмоции других людей, различать их и использовать эту информацию для управления мышлением и действиями.

Принципы эмоционального интеллекта (ЭИ) связаны с такими характеристиками, как эмпатия, осведомленность, равновесие, ответственность.

Эмпатия является ключевой эмоциональной способностью. Переживать эмпатические реакции означает идентифицировать себя с чувствами другого человека и таким образом сопереживать или сочувствовать ему. Эмпатия проявляется в распознавании эмоций, чуткости, понимании и проявлении эмпатических переживаний. Как показывают исследования, с повышением уровня эмпатии улучшается способность различать эмоции в лицевой экспрессии, цвете и абстрактных изображениях. Развитие эмпатических реакций связано с повышением эмоциональной грамотности, помогающей человеку точно определять свои чувства и взаимодействовать с ними.

Осведомленность. Чтобы поддерживать эмоциональное равновесие, или, говоря обычным языком, чувствовать себя счастливым, нужно быть компетентным в собственных чувствах. Для этого необходимо уметь отличать их оттенки и нюансы, различать продуктивные и непродуктивные чувства — все это следует делать в «реальном формате», т. е. именно тогда, когда они переживаются. В ходе индивидуального развития человек формирует собственный «словарь» эмоциональных состояний, учится выражать не только переживания, но и их интенсивность, овладевает пониманием своих переживаний и эмоциональных состояний других людей.

Равновесие. Опыт эмоциональной жизни человека сохраняется в подкорковых отделах мозга, т. е. в так называемом висцеральном мозге. Новая кора как рациональный мозг анализирует и оценивает ситуации, определяет возможность риска или получения награды. Основной принцип теории ЭИ состоит в том, что люди с высоким эмоциональным интеллектом способны уравновешивать функционирование двух областей мозга, взаимодействующих между собой.

Ответственность. Человек с высоким уровнем ЭИ отвечает за собственное благополучие. Эмоции побуждают его к определенному выбору, который влечет за собой те или иные действия, то или иное поведение. Принятие решения — это ответственность за свои действия. Индивид действует ответственно, если он не приносит вреда ни себе, ни другим, контролирует собственные оценки, мысли, регулирует эмоции, принимает ответственность за возможность счастья и не винит других в своих несчастьях, устанавливает безопасные для себя границы совместного существования, распознает свои эмоции и эмоции других, а также честно и открыто взаимодействует со своими чувствами.

В соответствии с этими представлениями эмоциональный интеллект понимается как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях.

Интегративный подход К. Изарда

Ключевым моментом интегративной модели эмоционального интеллекта является соединение нескольких специфических способностей в интегративный показатель эмоционального интеллекта. В частности Тест эмоциональных знании Изарда предлагает испытуемым связать эмоции с ситуациями (например, печаль — «твой лучший друг уезжает») и идентифицировать эмоции в мимике. Это позволяет определить интеративный показатель ЭИ, который фокусируется на восприятии и понимании эмоций. Тест Изарда позволяет измерить эмоциональный интеллект у детей от 3-4 лет. Однако автор теста временами предпочитает говорить об эмоциональных знаниях в противоположность эмоциональному интеллекту.

Мейер, Сэловей и Карузо отмечают, что в психологии часто идет речь о континууме «способности — знания». С одной стороны этого континуума расположены способности к рассуждению и обучению, с другой — знания, т. е. то, чему человек действительно научился. Когда мы оцениваем уровень интеллекта, то нам трудно отделить его от знаний. Тесты интеллекта делают акцент на широте кругозора и темпе усвоения знаний, так же как на способности решать проблемы. Тогда как тесты знаний оценивают приобретенные знания.

Модель Д. Гоулмана

Согласно Гоулману структура эмоционального интеллекта включает пять составляющих:

  • идентификация и называние эмоциональных состояний, понимание взаимосвязей между эмоциями, мышлением и действием;
  • управление эмоциональными состояниями — контроль эмоций и замена нежелательных эмоциональных состояний адекватными; способность входить в эмоциональные состояния, способствующие достижению успеха;
  • способность читать эмоции других людей, быть чувствительным к ним и управлять эмоциями других;
  • способность вступать в удовлетворяющие межличностные отношения с другими людьми и поддерживать их. Структура эмоционального интеллекта Гоулмана иерархична.

Так, идентификация эмоций является предпосылкой управления ими. В то же время один из аспектов управления эмоциями — способность воспроизводить эмоциональные состояния, приводящие к успеху. Эти три способности, обращенные к другим людям, обусловливают четвертую: входить в контакт и поддерживать хорошие взаимоотношения.

В дальнейшем ученый доработал структуру. В настоящее время она включает в себя четыре компонента: самосознание, самоконтроль, социальное понимание и управление взаимоотношениями, причем применительно к различным категориям людей эта структура несколько различается. Так, автор рекомендует преподавателям развивать следующие способности:

  • понимание собственных эмоций (узнавание собственных эмоций, понимание источников чувств, осознание различий между чувствами и действиями);
  • контроль собственных эмоций (терпимость к фрустрирующим событиям, управление гневом, избегание оскорблений и унижений, выражение гнева без эмоциональных вспышек, избегание внутренней и внешней агрессии; наличие позитивных чувств по отношению к себе, школе, семье; управление стрессом, преодоление одиночества и социальной тревожности);
  • самомотивация (ответственность, сфокусированность на задаче, неимпульсивное поведение и т. д.);
  • понимание эмоций других (эмпатия, понимание перспектив других, умение слушать);
  • социальные умения (понимание других, компетентное разрешение конфликтов, решение межличностных проблем, компетентная коммуникация, способность быть популярным, открытым, дружественным, вовлеченным и т. д.)

Еще на блоге: Кто на самом деле управляет твоей жизнью? 5 вопросов, которые помогут это понять

В развитии эмоционального интеллекта лидеров Гоулман признает важными следующие его составляющие и связанные с ними навыки:

Личностные навыки:

Самосознание:

  • Эмоциональное самосознание: анализ собственных эмоций и осознание воздействия на нас; использование интуиции при принятии решений.
  • Точная самооценка: понимание собственных сильных сторон и пределов своих возможностей.
  • Уверенность в себе: чувство собственного достоинства и адекватная оценка своей одаренности.

Самоконтроль

  • Обуздание эмоций: умение контролировать разрушительные эмоции и импульсы.
  • Открытость: проявление честности и прямоты: надежность.
  • Адаптивность: гибкое приспособление к меняющейся ситуации и преодоление препятствий.
  • Воля к победе: настойчивое стремление улучшать производительность ради соответствия внутренним стандартам качества.
  • Инициативность: готовность к активным действиям и умение не упускать возможности.
  • Оптимизм: умение позитивно смотреть на вещи.
Социальные навыки:

Социальная чуткость:

  • Сопереживание: умение прислушиваться к чувствам других людей, понимание их позиции и активное проявление участливого отношения к их проблемам.
  • Деловая осведомленность: пони мание текущих событий, иерархии ответственности и политики на организационном уровне.
  • Предупредительность: способность признавать и удовлетворять потребности подчиненных, клиентов или покупателей.

Управление отношениями.

  • Воодушевление: умение вести за собой, рисуя захватывающую картину будущего.
  • Влияние: владение рядом тактик убеждения.
  • Помощь в самосовершенствовании: поощрение развития способностей других людей с помощью отзывов и наставлений.
  • Содействие изменениям: способность инициировать преобразования, совершенствовать методы управления и вести работников в новом направлении.
  • Урегулирование конфликтов: разрешение разногласий.
  • Укрепление личных взаимоотношений: культивация и поддержание социальных связей.
  • Командная работа и сотрудничество: взаимодействие с другими работниками и создание команды.

Модель Р. Бар-Она

Еще более широкое понимание эмоционального интеллекта содержится в модели Р. Бар-Она. Автор определяет ЭИ как все некогнитивные способности, знания и компетентность, которые дают человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями. Бар-Он выделяет пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта. Каждая из пяти составляющих ЭИ содержит в себе несколько субкомпонентов:

  • познание себя, осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость;
  • навыки межличностного общения, эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность;
  • способность к адаптации: решение проблем, связь с реальностью, гибкость;
  • управление стрессовыми ситуациями: устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью;
  • преобладающее настроение: счастье, оптимизм.

Место эмоционального интеллекта в структуре индивидуальности

Наиболее «почтенной», но до сих пор не утратившей своего влияния системой базисных компонентов является «трилогия мышления» (trilogy-of-mind), которая датируется 1750 годом. В ее состав входят мотивация, эмоции и когниции. Позже психологическая наука пополнилась и другими подобными системами, среди которых структура личности З. Фрейда, система публичной и приватной индивидуальности Дж. Сингера и, наконец, Система базисных компонентов Мейера.

Предлагаемая Мейером структура основывается, по мнению ее автора, на наиболее совершенных из предшествующих ей системах главных компонентов. В так называемой Системе базисных компонентов (System Set of Primary Parts) автор выделяет четыре основных части.

«Энергетическое развитие»

(Energy Development). Умственная энергия может быть определена как потенциальная ментальная активность человека, которая побуждается к функционированию психологическими средствами. Люди активизируют ее, чтобы мыслить и действовать. Если у индивида нет энергии в необходимом количестве, то он не в силах многого сделать, независимо от того, насколько умным, компетентным или сознательным является.

Уровень энергетического развития обусловлен уровнем мотивов и эмоций. Когда мотивация усиливается, человек ощущает энергию, необходимую для того, чтобы действовать. Таково же воздействие согласованного роста интенсивности эмоций. При этом энергия для действия усиливается настолько, что порой приходится ее сдерживать.

Усиливаясь или ослабевая, эмоции управляют мотивами. Например, эмоция гнева активизирует мотивацию агрессии. Эмоция любви, соединяясь с мотивами аффилиации, усиливает их. Печаль поддерживает стремление к изоляции. Эмоции возникают в «подходящие моменты» (для усиления или ослабления мотивации), потому что они являются внутренними сигналами индивидуального прогресса в социальном мире. Например, дружеская поддержка усиливает чувство счастья, которое в свою очередь повышает интенсивность мотивации аффилиации. Гнев возрастает в ответ на несправедливость и может способствовать агрессивной реакции.

Таким образом, «Энергетическое развитие» находится в зависимости от мотивов и эмоций, действующих совместно. Энергия направляется на достижение специфических целей. Эти цели представлены в ментальных моделях того, как мир «работает» и как получить те вещи, которые нам необходимы в жизни.

«Управление знаниями»

(Knowledge Guidance). Внешняя реальность ежедневных представлений более сложна, чем воспринимаемая нами. Наши мысли о реке не есть сама река. Если мы неправильно понимаем физическую реальность реки, то можем утонуть в ней. Вместо внешней реальности дома мы пользуемся неполным внутренним представлением о нем. Шестилетний ребенок знает о доме следующее: где можно спрятаться, где чаще всего находятся мама, папа, сестра или брат, где найти еду. Мать и отец знают все о домашней технике, метраже, ипотеке и о том, как рассчитаться за нее. Историк может владеть информацией о возрасте дома и об участии его владельцев в политическом движении. Эти ментальные модели удовлетворяют интересам их создателей, но никогда не охватывают всю информацию о доме. Реальность всегда богаче представлений о ней. Два человека могут иметь по существу различные модели сложного бытия, и каждая из них будет правомерной. Это в особенности справедливо для мира идей.

Наши модели не только неполны, они могут быть неправильными и предвзятыми. Мы искажаем вещи, подходя к ним с нашего собственного ракурса. Иногда искажение достигает экстремального уровня. Например, стиль мышления параноидальной личности таков, что она неизбежно ищет недоброжелательности. Поскольку вся получаемая извне информация двусмысленна, эта личность находит подтверждение своим суждениям.

То, что мотивирует нас к достижениям, всегда включает наши модели реальности. Чем точнее модели отражают внешний мир, тем удовлетворительнее действует система индивидуальности. Бедные или неполные модели приводят к эмоциональной фрустрации. Так, если влюбленный склонен любить не предмет своей любви, а свое представление о нем, это может привести к жестокому разочарованию.

Еще на блоге: Из чего складывается и как проявляется оно — Взаимопонимание

Напротив, хорошие модели способствуют успеху при наличии даже слабой ментальной энергии. Человек с низким уровнем энергии, который точно знает, чего он хочет и как этого достичь, может весьма эффективно продвигаться к успеху. Более того, чем лучше эти модели, тем более достойно они вознаграждаются обществом.

«Исполнение действий»

(Action Implementation). Индивидуальная интеллектуальная жизнь происходит во внутреннем мире ментальных моделей, которые отличаются от реальности. Умственная энергия присоединяется к внутренним ментальным моделям, соответствующим актуальным целям, достижение которых во внешнем мире позволяет удовлетворить соответствующие потребности. Когда эти цели определены, ментальная система должна спланировать действия для их достижения.

Действия осуществляются на различных уровнях сложности. На низшем уровне — моторные умения и действия, более или менее автоматизированные, далее — умения сложнее (например, социальные).

При наличии энергии и разносторонних знаний успех возможен даже с минимальными социальными умениями. Так, исполнитель, зная, чего он хочет, может достичь этого, даже если он действует по отношению к другим грубо и невежливо. Однако «гений мотивации» будет действовать более эффективно, если он умеет приобретать друзей и ведет себя в социальных ситуациях соответствующим образом. Представим себе ситуацию, когда дошкольник хочет вступить в игру. Ребенок с более развитыми социальными умениями скажет: «Ты, Саша, дедка, а ты, Маша, бабка? Хорошо, я буду репкой, а что мы будем делать дальше?», а его сверстник с низким уровнем социальных умений может неуверенно произнести: «Мама купила мне новые ботинки».

Некоторые люди могут достигать высокого уровня осведомленности и умений, но иметь низкий уровень ментальной энергии. При этом, зная, что и как нужно делать, они не воплощают свои действия в жизнь.

«Сознательная саморегуляция»

(Conscious Self-Regulation). Умственная энергия может расти, соединяться с подходящими ментальными моделями и участвовать в построении планов для достижения целей с минимальным осознанием. Так, человек, привыкший к регулярным поездкам на работу, управляет автомобилем с минимальной концентрацией на окрестностях. Иногда подобные действия могут протекать искаженно. Например, женщина, соблюдающая диету, может обнаружить себя находящейся у холодильника и открывающей банку с шоколадным кремом.

Для человеческого бытия характерна способность к внутреннему наблюдению, обозрению и вмешательству, называемая осознанной саморегуляцией. Мы обладаем чувствительностью, т. е. имеем возможность ощущать себя живыми, существующими, концентрироваться на том, что мы думаем и делаем. Это и есть осознание, которое ставит перед нами вопросы: «Кем я буду?», «Каким я становлюсь?» и «Как я изменяюсь?»

План развития для каждой индивидуальности различен, поскольку различны задатки, умения, качества, социальное окружение, культура. Индивидуальность по сравнению с другими биологическими и социальными системами, окружающими ее, является относительно слабой системой, «во власти океана возможных опасностей или текущих событий и влияний». Ее улучшение отчасти зависит от индивидуального контекста. Человек может развиваться в соответствии со своими мотивами, умениями, желаниями, согласно требованиям общества, общему духу времени, религии или философии.

Каждая подструктура индивидуальности может быть улучшена, и это позволяет получить различные преимущества. Например, улучшение энергетического развития способствует развитию мотивации, реализации существующих потребностей и развитию эффективных эмоциональных реакций на ситуацию. Оптимизация в области управления знаниями посредством образования позволяет создавать более точные модели мира. Что касается исполнения действий, то каждый человек должен иметь подходящие возможности для выражения своей сущности в социальном плане. Развитие самоконтроля предполагает подавление деструктивных импульсов, развитие умения терпеливо сдерживать действия до тех пор, пока не будет собрана необходимая информация и принято решение о том, что действительно следует делать.

Эмоциональный интеллект и эмоциональная компетентность

Понятие эмоциональной компетентности (ЭК) было введено в контексте психологии развития К. Саарни. Эмоциональная компетентность концептуально рассматривается как единство трех аспектов: «Я»-идентичности, характера и истории развития. Саарни представляет ЭК как совокупность следующих восьми способностей или умений:

  1. осознание собственных эмоциональных состояний;
  2. способность различать эмоции других;
  3. способность использовать эмоции и формы выражения, принятые в данной культуре (или субкультуре), а на более зрелых стадиях усваивать культурные сценарии и связывать эмоции с социальными ролями;
  4. способность симпатического и эмпатического включения в переживания других;
  5. способность отдавать себе отчет в том, что внутреннее эмоциональное состояние не обязательно соответствует внешнему выражению как у самого индивида, так и у других, а на более зрелых стадиях — способность понимать, как выражение собственных эмоций влияет на других, и учитывать это в собственном поведении;
  6. способность справляться со своими негативными переживаниями, используя стратегии саморегуляции, которые минимизируют интенсивность или длительность таких переживаний (снимают «тяжесть переживания»);
  7. осознание того, что структура или характер взаимоотношений в значительной мере определяется тем, каким образом эмоции выражаются во взаимоотношениях: непосредственностью, подлинностью проявления, эмоциональной взаимностью или симметрией во взаимоотношениях;
  8. способность быть эмоционально адекватным, т. е. понимать собственные эмоции, какими бы уникальными или культурно детерминированными они ни были, и соответствовать собственным представлениям о собственном эмоциональном балансе.

Таким образом, эмоциональная компетентность может быть определена как совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих принимать адекватные решения и действовать на основе результатов интеллектуальной обработки внешней и внутренней эмоциональной информации. Развитие эмоциональной компетентности основано на сочетании генотипических факторов и практической деятельности, способствующей накоплению опыта анализа эмоциогенных ситуаций.

Автор: Иpинa Никoлaeвнa Aндpeeвa, кандидат психологических нaук, дoцент, доктopaнт кaфедры психологии факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета, доцент кафедры технологии и методики преподавания Полоцкого государственного университета.

Источник

Читайте нас в удобном формате Telegram | Facebook | Instagram | Tags

Почему эмоциональный интеллект важен

Самообладание в мире, где человека постоянно сопровождает стресс, является очень важным свойством. Но, многие люди застревают на уровне, когда эмоции одерживают верх над разумом, лишая человека способности здраво рассуждать. И если детям можно с младенчества привить навыки осознания чувств и управления эмоциями, то развитие эмоционального интеллекта взрослых людей — процесс более трудоемкий. И начинать его важно с разделения чувств и эмоций.

Читать далее: Метод беседы в психологии

ЭмоцииЧувства
Эмоция — это кратковременный импульс, с помощью которого человек реагирует на внешние раздражители. Мелкие неприятности вызывают такие же мелкие вспышки эмоций. Они как спичка вспыхивают и моментально сгорают, уступая место другим эмоциям.Чувства — это длительное и устойчивое отношение к явлению или человеку. Чувства имеют свойство устанавливать тесную эмоциональную привязанность к объекту или явлению, которая может продолжаться довольно длительное время.
Эмоции не всегда можно осознать. Иногда человек не может понять, какую именно эмоцию он чувствует. Часто это целый набор разных оттенков одного и того же состояния.Чувства всегда имеют четкое осознание и описание. Человек всегда понимает, что дружба это дружба, счастье это счастье, а любовь это любовь.
Эмоции сложно скрыть и контролировать. Неожиданная вспышка гнева или сраха обязательно отражаются на лице, даже если человек не хочет их проявлять.Чувства возникают в глубине сознания, и существуют там, невидимые для окружающих. Человек может их скрывать и контролировать.

Составляющие эмоционального интеллекта

Начиная изучать собственный эмоциональный интеллект, стоит помнить, что он делится на два вида: внутриличностный и межличностный интеллект.

Внутриличностный интеллект

По сути, это ряд характеристик, по которым можно определить как человек сам к себе относится:

  • Самосознание — поиск своих личных способностей, осознание сильных и слабых черт личности, которые влияют на окружающих.
  • Саморегуляция. Заключается в способности распоряжаться своими эмоциональными состояниями, уметь фокусироваться на них. Кроме того, этот навык позволяет быстро справляться со стрессом и находить решение в сложных вопросах.
  • Самомотивация. Это умение зарядиться внутренне для достижения поставленных задач и способность поддерживать силу, настойчивость и позитивное настроение при достижении цели.
  • Самоподкрепление. Заключается в добром восприятии себя при любых обстоятельствах. Умение хвалить себя собственную личность и придумывать себе вознаграждение, всегда держа в душе положительный жизненный настрой.

Межличностный или интраперсональный интеллект

Это, по сути, целый набор навыков и различных умений, которые формируют взаимоотношение человека с окружающими. Основные навыки:

  • Эмпатия. Заключается в возможности слышать и осознавать эмоции окружающих, осознавать мотивы поступков и сопереживать им. Эмпатия позволяет подавлять конфликты еще до их возникновения. Этот навык не является врожденным, его воспитывают с детства. Обязательные условия для его развития — воспринимать людей такими, как они есть, при этом уметь представить себя в роли другого человека, не растворяясь в нем и сохраняя собственную индивидуальность.
  • Социальные навыки. Они позволяют положительно общаться с другими людьми, независимо от их оценок, не поддаваясь на слухи и их попытки изменить собственное решение. Также эти навыки позволяют человеку сохранять положительное отношение к себе и при конфликтной ситуации защищать собственные интересы.

Уроки по развитию эмоционального интеллекта

Изучив большое количество книг и учебников, мы пришли к выводу, что эмоциональный интеллект можно повысить путем изучения теории и применения ее на практике. Мы разработали для вас пять уроков, которые помогут вам научиться разбираться в собственных эмоциях и эмоциях других людей.

Цель курса: познакомить нашего читателя с эмоциональным интеллектом, его моделями и необходимыми навыками для его развития и повышения.

Задача курса: научить читателя управлять своими эмоциями и развить его навыки эмпатии, ассертивности и умения слушать.

Представляем вашему вниманию небольшой обзор каждого из уроков.

Для того, чтобы с энтузиазмом начать повышать свой эмоциональный интеллект, читатель должен осознать всю важность этого навыка. На протяжении всего существования человечества людям были нужны определенные умения и способности для выживания. Они менялись от столетия к столетию

От редакции : Типы восприятия: аудиал, визуал, кинестетик и их характеристики

В эпоху интернета и развитых коммуникаций изменился как сам человек, так и требования, которые к нему предъявляет общество. В первом уроке вы поймете, почему в 21 веке эмоционально развитые люди добиваются большего успеха, чем те, кто ориентируется на технические навыки. Мы также сравним эмоциональный интеллект с IQ и выясним, в чем преимущества и недостатки ориентации на одну модель мышления

Они менялись от столетия к столетию. В эпоху интернета и развитых коммуникаций изменился как сам человек, так и требования, которые к нему предъявляет общество. В первом уроке вы поймете, почему в 21 веке эмоционально развитые люди добиваются большего успеха, чем те, кто ориентируется на технические навыки. Мы также сравним эмоциональный интеллект с IQ и выясним, в чем преимущества и недостатки ориентации на одну модель мышления.

Несмотря на то, что психологи и ученые принялись изучать эмоциональный интеллект еще несколько столетий назад, расцвет теории пришелся на двадцатый век. Каждый исследователь предлагал свою концепцию и нет четкого понимания, какие конкретно навыки и способности нужно развивать для его повышения. Истина, как известно, посередине, а один изученный навык неизменно подтягивает все остальные.В этом уроке мы рассмотрим самые популярные модели эмоционального интеллекта и представим несколько тестов, показывающих ваш нынешний уровень.

Теория так и останется теорией, если мы не будем предпринимать сознательных попыток повысить свой эмоциональный уровень. Чем он выше, тем более счастливым и удовлетворенным жизнью вы становитесь. В третьем уроке мы меньше концентрируемся на теории и больше — на практической части. Мы предложим несколько действительно полезных упражнений и дадим полезные советы. Внедряйте их в жизнь, для этого вам не нужно делать что-то особенное, так как эмоции мы испытываем каждую секунду и можем работать над ними уже сейчас. Вы также поймете, какое значение имеет осознанность и умение сдерживать реакционность мыслей.

Для счастья, по сути, нужно не так много. Необходимо найти дело, которым хочется заниматься всю жизнь, чувствовать что твоя деятельность нужна обществу и достигать своих целей. Сложность в том, чтобы научиться смотреть на жизнь с надеждой и верой и мотивировать себя просыпаться каждое утро с улыбкой и решимостью прожить день с максимальной пользой. В этом уроке мы научим вас смотреть на жизнь с оптимизмом. Это значит не только видеть хорошие стороны любой проблемы, но и предпринимать действия для ее решения. Мы затронем позитивную психологию и силу, которую несет позитивное мышление. Вы удивитесь, насколько легко и одновременно сложно менять негативные мысли на позитивные. И когда вы достигнете успеха, то научитесь контролировать свои эмоции и использовать их для достижения успеха.

Уровни эмоционального интеллекта

От условий взросления, воспитания и отношений в семье, у каждого человека зависит и то, на каком уровне эмоционального интеллекта он будет. Средних значений здесь быть не может. То есть, интеллект может быть либо высоким, либо низким. Определяются этим уровни с помощью следующих характеристик.

Человек, обладающий высоким эмоциональным интеллектом:

  • осознает собственные эмоции и может их интерпретировать;
  • умеет вести себя так, чтобы его эмоции не ранили других;
  • стремится развиваться и развивать внутренний мир;
  • умеет создавать мотивационное настроение.

Читать далее: Самоанализ в жизни человека

Человек, обладающий низким эмоциональным интеллектом:

  • не уверен в свои силах;
  • раздражителен и конфликтен;
  • не умеет сдерживать эмоции;
  • стремится всех и всё держать под контролем.

Если в жизни человека преобладают характеристики из второго списка — это явный сигнал к тому, чтобы начать развивать себя.

Запомнить

  • Для успеха в карьере знаний, интеллекта и способности прогнозировать будущее недостаточно. Эксперты считают, что отличительной чертой бизнес-лидеров является развитый эмоциональный интеллект.
  • Эмоциональный интеллект — это сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
  • Эмоциональный интеллект — это не способность быть милым и бодрым. По мнению Дэниела Гоулмана, уровень эмоционального интеллекта зависит от развития 12 ключевых компетенций в 4 областях: самоосознанности, управлению собой, социальной осознанности и управлении отношениями.
  • Проанализируйте их, честно оцените свои сильные и слабые стороны и найдите точки роста.

Повышайте компетенции вместе с нами на тренингах по развитию эмоционального интеллекта и переговорам. Учитесь в удобное время и в любом месте!
Следите за нашими обновлениями:
Иван Ильин Главный редактор Русской Школы Управления

Как использовать эмоциональный интеллект

Высокий эмоциональный интеллект позволяет человеку контролировать всю чувственно-эмоциональную составляющую жизни. Таким образом возникает некое равновесие. Оно позволяет человеку добиваться результатов во всех сферах жизни, сохраняя при этом чувство стабильности, хорошие отношения с окружающими и позитивный настрой.

Обладание эмоциональным интеллектом позволяет держать под контролем все события и обстоятельства жизни. Проверить, высок ли этот уровень можно простым способом. Показывающий высокий EQ люди, проявляют:

  • доверие;
  • любопытство;
  • осознанность намерений;
  • самоконтроль;
  • креативность;
  • способность поддерживать общение, улучшать связь с людьми, развивать в себе эмпатию и любовь к ближним.

Обладая этими навыками, можно использовать эмоции как инструмент, налаживающий связи и улучшающий собственное самоощущение.

Тренировка эмоционального интеллекта

Если человеку все еще сложно контролировать эмоции, а некоторые навыки оставляют желать лучшего, то можно самостоятельно развить эмоциональный интеллект. Для этого нужно разделить самообучение на несколько этапов.

  1. Изучение эмоций. На первом этапе важно понять, что такое эмоции, как они возникают, как развиваются, и каким образом их можно использовать себе во благо.
  2. Понимание местонахождения эмоций. Этот этап занимает достаточно много времени, но позволяет человеку научиться прислушиваться к себе и собственному телу. Оно часто даёт подсказки, какую именно эмоцию испытывает человек. Например, выполнение отражается в грудной клетке, а от злости может заболеть голова.
  3. Регулировка эмоций. На третьем этапе нужно научиться управлять эмоциями. В этом помогут постоянные тренировки. Главная среди них — наблюдение за собой в разных ситуациях. Важно запомнить свое поведение и попытаться его изменить, если оно деструктивно.
  4. Обучение взаимодействию с социумом. Главным образом этот этап заключается в развитии эмпатии. То есть, навыков сочувствия окружающим и их поддержки.

Чтобы эффективно управлять эмоциями, нужно постоянно практиковаться. В этом помогут различные методы развития эмоционального интеллекта и упражнения.

  1. Работа с телом. Этот метод позволяет незаметно для окружающих управлять собственными эмоциями с помощью тела. Например, сжимать и разжимать кулаки, или привстать на цыпочки несколько раз. Когда трудно сдерживать эмоции, эти методы помогут незаметно охладить пыл и сохранить спокойствие.
  2. Список проблем. Эта техника заключается в составлении списка всех неприятностей, которые в последнее время тревожат. После окончания составления списка, нужно приступать к решению всего написанного. По мере решения эмоции будут постепенно отступать на второй план, а позитивное отношение к жизни станет основным ощущением.
  3. Эмоциональный мотиватор. Эта практика создана для тех, кто плохо ладит с окружающими. Она заключается в составлении списка и дальней реализации различных методов поддержания духа азарта и веселья в коллективе. Даже если раньше человек был закрытым и закомплексованным, то для дальнейшего развития стоит сделать первый шаг и постепенно начать раскрываться.

Ольга Фигура

Понятие и структура эмоционального интеллекта

Андреева, И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева

// Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция. – Смоленск, СГПУ, 2004. – Ч. 1. – С. 22–26.

В ряде современных зарубежных и отечественных теорий эмоция рассматривается как особый тип знания. В соответствии с данным подходом к пониманию эмоций выдвигается понятие “эмоциональный интеллект”, который определяется как: способность действовать с внутренней средой своих чувств и желаний (R. Busk, 1991; Е.Л. Яковлева, 1997); способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза (P. Salovey, J.D. Mayer, 1994; Г.Г. Горскова, 1999); совокупность эмоциональных, личных и социальных способностей, которые оказывают влияние на общую способность кого-либо эффективно справляться с требованиями и давлением окружающей среды (Р. Бар-Он, 2000).

Обобщая данные определения, можно отметить, что индивиды с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой, что обусловливает более высокую адаптивность и эффективность в общении. В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, которые отражают закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью.

Согласно П. Сэловею, в структуру эмоционального интеллекта входит ряд способностей: распознавание собственных эмоций, владение эмоциями, понимание эмоций других людей, самомотивация. Г.Г. Горскова (1999) подчеркивает, что важнейшим компонентом эмоционального интеллекта является понимание эмоций субъектом.

Кратко охарактеризуем структурные компоненты эмоционального интеллекта и их значение в процессе межличностного взаимодействия.

Распознавание собственных эмоций.

Для эмоционального опыта субъекта и для его поведения важно, что переживание эмоции и называние её (определение) являются различными феноменами, которые могут быть эмпирически разведены. Называние (определение) эмоции рассматривается как результат конструктивных процессов, которые трансформируют перцептивные переживания во внутренний опыт, модифицируя эти переживания. В связи с этим можно привести три основные функции называния эмоций: закрепление опыта, межличностная коммуникация, эмоциональная экспрессия.

Распознавание эмоций является проблематичным для личностей с выраженной алекситемией. Термин «алекситемия» («чувство без слов») был введён американским психиатром Сифнесом. Существенными чертами алекситемического конструкта являются: трудности в идентификации и описании своих чувств; неспособность к дифференциации чувств и телесных ощущений; недостаток воображения, ригидность и конкретность (Н.Д. Семёнова, 1991) .

Интересный пример алекситемии был обнаружен C. Goldberg (1991) в произведении В. Шекспира «Гамлет». Главный герой много говорит, спорит с собой. Однако в противоположность назначению языка как носителя смыслов, выражающих намерения, желания и чувства человека, высказывания Гамлета не приводят к лучшему взаимопониманию и гармонизации отношений. Слова, по сути, заменяют ему межличностные отношения. Причиной неспособности (или страха) к близким эмоциональным отношениям, по мнению автора, является то, что в раннем детстве отец и сын не имели возможности или желания открыто выражать свои чувства и потребности с помощью значимых слов. Чувство стыда перед отцом в дальнейшем было перенесено на отношения с окружающими.

Таким образом, распознавание эмоций способствует более эффективной коммуникации, поскольку позволяет адекватно идентифицировать, описывать, перерабатывать и в дальнейшем выражать эмоции.

Владение эмоциями.

Владение эмоциями связано с проблемой самоконтроля. Адекватная эмоциональная экспрессия является важным фактором поддержания физического и психического здоровья. Сдерживание эмоций способствует возникновению различных заболеваний. В то же время бесконтрольность эмоциональной экспрессии затрудняет межличностное общение (L.A. King, R.A. Emmons, 1991). Таким образом, проблемы в сфере контроля эмоциональной экспрессии неблагоприятны не только для субъекта, но и для его ближайшего окружения.

Степень эмоциональной экспрессивности влияет на качество межличностных отношений. Так, чрезмерная сдержанность приводит к тому, что человек воспринимается как холодный, равнодушный, высокомерный, что вызывает у окружающих удивление или неприязнь.

Эмоциями невозможно управлять прямо, однако это можно сделать опосредованно: через объект, потребность, знак. Начальный момент управления чувством – это расщепление монолитного недифференцированного аффекта (Я-чувство) на субъекта и его чувство, точнее говоря, это вычленение чувства в качестве отдельного объекта, а не свойства внешнего мира («Я испытываю страх, удовольствие», а не «Мир страшен либо приятен»).

Я. Рейковский (1979) приводит следующие причины трудностей в выражении эмоций

  • люди не усвоили принятых в обществе форм выражения;
  • боязнь выдать собственные чувства, связанная со страхом перед утратой самоконтроля или боязнью порицания со стороны окружающих (боязнь быть скомпроментированным, отвергнутым или осмеянным);
  • врождённые факторы, хотя решающее значение принадлежит процессу научения;
  • усвоение норм поведения, господствующих в семье и ближайшем окружении.
  • Понимание эмоций.

    Как отмечает И.А. Романова (1999), самопонимание в целом носит эмоциональный, чувственный, эмпатический, а не рациональный характер. Следовательно, глубина самопонимания прежде всего обусловлена уровнем развития эмоциональных способностей, которое в свою очередь обеспечивает осознание эмоций.

    Осознание эмоций подразумевает их регистрацию в сознании. Однако в сознании регистрируется далеко не всякий эмоциональный процесс и отнюдь не всегда. Исходя из этого, когда мы говорим об осознании эмоций, следует различать два явления:

    1) проявление достаточно обособленного и организованного процесса, влияющего на протекание деятельности и переживаемого субъективно (в этом случае человек знает, что он нечто переживает, и это переживание отличается от предыдущих);

    2) собственно осознание, которое заключается в знании о своём состоянии, выраженном в словесных (знаковых) категориях. Второй вид осознания лежит в основе процессов контроля над эмоциями, в основе способности предвидеть их развитие, знания факторов, от которых зависит их сила, продолжительность и последствия.

    Понимание эмоций взаимосвязано с возможностями их выражения. Овладение языком эмоций требует усвоения общепринятых в данной культуре форм их выражения, а также понимания индивидуальных проявлений эмоций у людей, с которыми человек живёт и работает. Отметим, что понимание эмоций сложнее, чем их выражение.

    Понимание эмоций связано также с уровнем развития эмпатии. Согласно К. Роджерсу (1993), эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нём «как дома». Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям партнёра по общению. Это напоминает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой едва осознаёт. Однако при этом отсутствуют попытки вскрыть неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими. Необходимо также сообщение ваших впечатлений о внутреннем мире другого, когда вы «смотрите свежим и спокойным взглядом» на те элементы, которые волнуют или пугают вашего собеседника. Быть эмпатичным – означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время – тонким и чутким.

  • Можно выделить следующие причины трудностей в понимании индивидуальных различий эмоций других людей:
  • сосредоточенность на собственной личности приводит к неспособности замечать и правильно оценивать эмоциональное состояние других людей;
  • чувство собственного превосходства;
  • чувство тревоги, связанное с эмоциями других людей или собственными; тревога побуждает избегать всего того, что могло бы вызвать эмоции;
  • какая-либо выгода от непонимания эмоций других людей (Я. Рейковский, 1979).

Самомотивация.

Эмоции обладают мотивирующей силой, заставляя людей действовать. Слово «эмоция» произошло от латинского глагола «emovare», что означает «двигаться».

Эмоция – это средство, с помощью которого взаимодействуют тело и разум, они постоянно изменяются и «перемещаются»: e-motion (э-моция). Так, если мы полностью функциональны и благополучны, они позитивны, если нет – эмоции «перемещаются» к негативному полюсу.

Можно предположить в структуре эмоционального интеллекта наличие эмоций, «самомотивирующих» когнитивную деятельность, связанную с эмоциональной сферой, точнее, с распознаванием, выражением, пониманием эмоций.

Таким образом, эмоциональный интеллект представляет собой совокупность эмоциональных и социальных способностей, таких, как способности к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой и самомотивации. Все структурные компоненты эмоционального интеллекта взаимосвязаны, и их тесная взаимозависимость способствует эффективному межличностному взаимодействию.

Summary

Article Name

Понятие и структура эмоционального интеллекта

Description

Эмоциональный интеллект представляет собой совокупность эмоциональных и социальных способностей, таких, как способности к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей.

Author

И.Н. Андреева

Publisher Name

СГПУ

Publisher Logo

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]