Заикание у детей: как лечить?

Заикание – это нарушение темпа и ритма организации речи, которое связано с судорожным (сокращенным) состоянием мышц, образующих речь. Заикание известно как одно из древних нарушений речи. Сущность данного состояние, механизмы его развития, причины, симптомы и подходы к лечению существенно отличались в различные периоды развития логопедии. Разные взгляды на данную проблему обусловлены различным уровнем науки, учений и школ, занимающихся данным состоянием. В данной статье мы подойдем к рассмотрении данной тематики со стороны современных учений и достижений в области лечения данного состояния.

Заикание известно как одно из древних нарушений речи.

Причины заикания

Есть 2 типа причин заикания. Первые создают предрасположенность, так называемую «почву» для развития болезни. Вторая группа причин представляют из себя «толчки» к развитию, причины.

Предрасполагающие причины

Достаточно стечение одного, из ниже приведенных, неблагоприятных условий и сильного раздражителя (стресса) для развития заикания у ребенка.

Очень много зависит от родителей. Если у родителей имеется, так называемая Невротическая отягощенность, куда входят инфекционные, неврологические и другие заболевания, которые негативно влияют на функции нервной системы, то все эти факторы могут отразиться и на ребенке. Инфекции могут передаться, а повышенная раздражительность негативно повлиять на психическое состояние ребенка.

Очень много зависит от родителей.

Когда мы оцениваем причины развития, важно посмотреть назад, в период до, во время и после родов. Нужно изучить наличие родовых травм, инфекций, асфиксии и других факторов, которые могут повлиять на функционирование головного мозга. Не менее важно изучить и семью ребенка, ведь вполне вероятно, что и среди его кровных родственников могут встречаться люди страдающие заиканием.

Что же касается организма ребенка, то тут необходимо обратить внимание на его неврогенные особенности и конституциональную предрасположенность. К группе этих причин можно отнести повышенную ранимость и раздражительность, ночные кошмары, энурез, заболевания нервной системы. Конечно не стоит забывать и том, что ребенок может проходить этап в котором присутствуют возрастные анатомические и физиологические особенности работы центральной нервной системы.

Ну и конечно одно из самого важного — ребенок не должен чувствовать себя ущемленным в семье, не должен сталкиваться с отчуждением и непониманием со стороны родителей. Важно добиться того, чтобы у малыша было достаточно положительных эмоций, которые он получал бы со своими родителями.

Производящие причины

Довольно часто заикание развивается на фоне органических (физических) заболеваний головного мозга, которые приводят к нарушениям в речедвигательном аппарате.

Часто заикание развивается на фоне инфекционных и физических заболеваний.

Инфекционные процессы, сопровождающиеся развитием энцефалитов и менингитов, могут приводить к истощение нервной системы и ослаблять центры, отвечающие за движения речедвигательного аппарата (корь, коклюш, менингококковая инфекция).

Многие ЛОР-болезни (ларингиты, ангины, синуситы) приводят к изменению тембра и интонации голоса, что также негативно отражается на формирование речи.

Психические травмы, сопровождающиеся сильным страхом либо испугом.

Весомой причиной является неадекватное воспитание ребенка. Сюда можно отнести повышенную требованность от ребенка в обучении, формирование феномена «примерного» поведения.

Отрицательное, негативное отношение родителей к ребенку (суровость, злость, строгость).

Не менее важной причиной является неожиданное потрясение ребенка, которое может быть как положительным, так и отрицательным (“чрезмерное” возбуждение, стрессовые ситуации в школе, стрессовые ситуации в семье).

Одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке

В случае обучения ребенка в раннем возрасте нескольким языкам, что приводит к повышенной нагрузке на различные центры головного мозга.

Подражание людям с заиканием.

Симптомы

Главный симптомом заикания — судороги (ненормальное сокращение мышц речевого аппарата) в процессе речи. Их длительность может занимать от 1-2 до 12-13 секунд, а в отдельных тяжелых случаях достигать 80 и более секунд.

Будьте внимательны к своему ребенку и помогайте ему побороть илл предотвратить развитие заикания.

У детей с заиканием также нарушается последовательность в произношении отдельных слов, дети теряют ход мысли из-за выраженных пауз, испытывают эмоциональные переживания и, как следствие, приобретают черты характера “неполноценного” человека.

Остановимся более подробно на чувстве собственной неполноценности, так как данный симптом во многом определяет дальнейшее развитие и течение заикание у ребенка. Данное чувство еще называют «болезненной фиксацией» заикающегося.

Выделяют три степени «болезненной фиксации»:

  • Первая ст. (дети ощущают себя комфортно, при этом у них не отмечаются стеснения, стыд из-за дефекта в речи).
  • Вторая ст. (дети теряют чувство комфорта, испытывают умеренное стеснение, стыд из-за дефекта в речи, пытаются замаскировать его)..
  • Третья ст. (выраженная концентрация на своем дефекте речи, испытывают выраженное стеснение, стыд. Обычно данная степень отмечается у детей старшего школьного возраста).

Эффективность лечения заикающихся детей напрямую зависит от степени «болезненной фиксации». Чем выше фиксированность, тем менее благоприятный прогноз логопедической работы.

Существуют три степени заикания:

  • незначительная — заикание появляется только при возбуждении (выраженных эмоциях), при быстрой речи.
  • умеренная — в покое и в обычной обстановке не заикаются; только при выраженных эмоциях появляется заикание.
  • выраженная — заикаются постоянно.

Преодоление заикания у подростков и взрослых с использованием аппаратов типа «АИР»

МиссуловинЛ. Я., Юрова М. С. Преодоление заикания у подростков и взрослых с использованием аппаратов типа «АИР» // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №23.–ART753. –0,3п. л. –URL: https://ekoncept.ru/2015/753.htm. –ISSN 2304120X. 1 ART75287УДК376.37

Миссуловин Леон Яковлевич,

заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации, доктор психологических наук, профессор кафедры логопедииАОУ ВПО «Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина», г.СанктПетербург[email protected]

Юрова Мария Сергеевна,учительлогопед логопедического ГБОУ школа № 536 Московского района СанктПетербурга, г. СанктПетербург[email protected]

Преодоление заикания у подростков и взрослых с использованием аппаратов типа «АИР»

Аннотация.В статье в теоретическом и практическом аспекте рассматриваются современные представления о проблеме преодолениязаикания у подростков и взрослыхс использованием аппаратов типа «АИР».Авторами раскрываются основные теоретическиеположения и принципы, положенные в основу системы логопедической работы, направленной на устранение заикания у подростков и взрослых в условиях логотерапевтического центра.Ключевые слова. Заикание, эффект Ли, коррекция заикания, нарушения речи, логопедия, АИР.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В ходе постоянных поисков новых, болееэффективных средств преодоления заикания был разработан аппарат «АИР2». Рассмотрим краткую историю его изобретения, которая начинается с открытия «эффекта Ли». Бернард Ли был инженером и служил на подводной лодке США. Работая с радиоаппаратурой, он случайно воспроизвёл собственную речь в замедленном темпе, получив таким образом эффект эха. Ему стало трудно говорить, так как в речи появились запинки. Он обратил на это внимание, и решил получить противоположный результат, проверив полученный эффект на человеке, который говорил быстро и с заиканием. Речь у этого человека в результате использованной аппаратуры стала более медленной, внятной, и количество речевых судорог значительно уменьшилось. Полученный эффект вошел в литературу под названием «Эффекта Бернарда Ли» [1–3].Примерно в эти же годы, аналогичный эффект был получен польским физиком Б. Адамчик. Страдая тяжёлым заиканием, он попробовал говорить в шурт колодца, и получил эффект эха. Б. Адамчик почувствовал, что говорит без заикания. Результатом заинтересовалась кафедра физики Варшавского университета, на которой он работал в качестве ассистента. Указанная тема была введена в план научной работы кафедры. Б. Адамчик успешно завершил эту работу, результаты были внедрены не только в некоторые лечебные учреждения Польши, но и в Лодзи несколько уличных телефонных автоматов были оборудованы приборами для получения эффекта эха. Этими аппаратами с успехом пользовались некоторые заикающиеся [4]. В дальнейшем, аналогичные результаты были получены М.Е. Хватцевым, который испольМиссуловинЛ. Я., Юрова М. С. Преодоление заикания у подростков и взрослых с использованием аппаратов типа «АИР» // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №23.–ART753. –0,3п. л. –URL: https://ekoncept.ru/2015/753.htm. –ISSN 2304120X. 2

зовал стационарный магнитофон, оборудованный для получения отставленной по времени и возвращённой речи [5].Последующие разработки указанной темы, проводились на базе ленинградского объединения «ЭЛЕКТРОН» группой инженеров, в которую входил Л.Я. Миссуловин как специалист по заиканию и разработчик методики применения в логопедической практике сконструированного аппарата исправления речи «ЭХО».Значительным недостатком аппарата «ЭХО» был его довольно большой размер (15×12 см), достаточно длинный провод, к которому была прикреплена заушина с телефоном, то есть, и аппарат, и провод больной при всём желании замаскировать не мог. Также, в связи с очень тонкой магнитной лентой, которая часто рвалась, аппарат был не надёжен в повседневной практике [6, 7].Впоследствии, на основе аппарата «ЭХО», была создана его новая, усовершенствованная модель «АИР2».Эта модель была уже меньше в размерах, и более удобной, но, микрофон, крепящийся на шее, и большая заушина тоже не могли быть замаскированы под одеждой, и некоторые заикающиеся стеснялись его применять вне лечебного учреждения.Позднее, аппарат «АИР2» был вновь усовершенствован, и его новая модельбыла внедрёнав производство и продавалась населению. Микрофон уже находился внутри небольшого, аккуратного корпуса аппарата, не было громоздких заушин, улучшилось качество плёнки и воспроизводимого звука. Повышенный интерес к новому аппарату, облегчающему речь заикающихся, дал возможность группе соавторов получить советское авторское свидетельство и патенты в трёх странах: в США, Франции и Канаде (Pat. 4464119, USA, 1981 и др.).Действие аппарата «АИР2» основано на использовании эффекта задержанной речи (эффект Lee). Время задержки можетбыть установлено в интервале от 50 до 250мс. И подбирается для каждого пациента индивидуально. Заикающийся, применяя аппарат АИР2, слышит в наушнике свою речь с некоторым запаздыванием, в результате чего коррегируется темп и ритм речи больного, что приводит к значительному снижению речевой судорожности.В отличие от эхомагнитофонов, использованных В. Adamczyk и М.Е.Хватцевым аппарат АИР2 может применятся в разных ситуациях общения [6, 7].В настоящее время поиски электронной аппаратуры, в которой используется «эффект Бернарда Ли» для помощи заикающимся активно продолжается. Сэтой целью используется компьютер (как стационарный, так и переносный (ноутбук), а также зарубежные коллеги предлагают ряд технических устройств для лечения заикания: аппарат SpeechEasy («Лёгкая речь»), Voice Amp601(Голос в хоре), StatterStop (Заикание стоп), SmollTalk (маленькая, замедленная речь) и др. Указанные выше технические устройства можно подразделить на три основных группы: аппараты, основанные на эффекте Бернарда Ли. При этом имя инженера Ли, открывшего эффект задержанной и возвращённой собственной речи, в основном не указывается. Вторая группа устройств также основана на принципе несколько задержанной и хоровой речи. К третьей группе можно отнести аппарат MotivAider, что в дословном переводе обозначает мотивпомощник. Это приспособление подаётсигналы, указывающие пациенту, что он «запнулся», как бы, напоминая ему, что он должен говорить в заданном режиме. Устройство Мотив –Айдер по сути дела копирует аппарат американского профессора Калифорнийского университета Вебстера, который был предложеннесколько десятков лет назад. Предлагаемая аппаратура, стоимость которой варьируется от 60 долларов США до 5 000 долларов, как правило, авторами преподносится как панацея при леМиссуловинЛ. Я., Юрова М. С. Преодоление заикания у подростков и взрослых с использованием аппаратов типа «АИР» // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №23.–ART753. –0,3п. л. –URL: https://ekoncept.ru/2015/753.htm. –ISSN 2304120X. 3

чении заикания, и «открытие», полностью игнорирующее историю создания технических устройств и методик их применения, что можно расценивать, в определённой мере, как плагиат, не смотря на существующее международное законодательство по охране авторских прав. Наиболее эффективным средством является обычный мобильный телефон на базеiPhone или Android. Как показывает практика, в мобильные телефоны, установлена специальная программа, предусматривающая собственную возвращённую и задержанную речь в диапазоне до 500 мс. Задержка речи подбирается заикающимся индивидуально с учётом наиболеевыраженного улучшения речи, а также в отличие от предыдущих электронных моделей в программу закладывается изменение речи по высоте тона. Разработчиками аппарата «АИР2» было показано, что улучшению речи более способствуют низкие обертоны голоса. Эту функцию также регулируют заикающиеся.Использование телефона с целью улучшения речи имеет значительные преимущества и в психологическом плане.Нам не редко при применении аппарата «АИР2» приходилось слышать от заикающихся подростков и взрослых, что они стесняются применять аппарат в учебных учреждениях, при выступлении в различного рода аудиториях и пр., так как аппарат трудно замаскировать. По внешнему виду он напоминает аппарат для тугоухих, и мнительный человек начинает переживать не только в связи с имеющимся у него заиканием, но и от того, что окружающие могут его воспринимать и как плохо слышащего человека. Мобильный телефон с программой отставленной и возвращённой речи эту проблему полностью снимает, и значительно расширяет возможности использовать аппарат –телефон в ситуациях, вызывающих страх речи (в частности, почти полностью снимается проблема, связанная с трудностями во время телефонных разговоров). Широкое использование мобильных телефонов и без указанной выше программы значительно облегчаетв ситуации телефонного диалога речь заикающихся, так как больной звонит близким людям, разговаривать с которыми он не боится, а отвечая на звонок, он видит, кто звонит ему. Установить данную программу в свой смартфон пациенты могут самостоятельно, зайдя в стандартное приложение смартфона «Play Маркет», и набрав в поиске название одной из программ, описанных в первой главе. Для этого потребуется относительно небольшое свободное место на карте памяти в размере примерно от 98 до 660 КБ. Заикающийся может выбрать для себя подходящую программу, с более понравившимся интерфейсом и качеством воспроизводимого звука. Исходя из ряда преимуществ можно рекомендовать совместное использование эффекта эхо с понижением высоты голоса. Для особенно тревожных личностей возможно применение беспроводной гарнитуры в разных ситуациях общения.В логотерапевтическом центре, на базе которого проводилась настоящая работа, курс лечения длится 3,5–4 месяца (3 посещения в неделю) и начинается с подготовительного периода. Указанный метод основан на работе В.М.Шкловского «Комплексная система логопедических занятий и психотерапии при логоневрозах» [8] и дополнен Л.Я.Миссуловиным, который применил ряд приёмов, разработанных им на основе наблюдений и исследований, проведённых в процессе многолетней работы [7]. Применение смартфона с установленной программой DAF является актуальным на всех этапах комплексного лечения заикания.МиссуловинЛ. Я., Юрова М. С. Преодоление заикания у подростков и взрослых с использованием аппаратов типа «АИР» // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №23.–ART753. –0,3п. л. –URL: https://ekoncept.ru/2015/753.htm. –ISSN 2304120X. 4

На подготовительном этапе смартфон с программой DAF применяется у тех отдельных пациентов, которые затрудняются спроизнесением речевых образцов (счёт от одного до десяти, дни недели, названия месяцев).Заикающимся даётся психологическая установка на аппарат как на средство автоматизации небыстрой речи, и внушается отсутствие чувства неловкости при его использовании,испытываемое некоторыми пациентами.На этом этапе рекомендуется использование аппарата в течении 5–7 минут, с задержкой речи в 100–120 мс (учитывая индивидуальные особенности заикающегося). Аппарат периодически отключается, и больному предлагают поддерживать нужный темп самостоятельно.Для того чтобы речь пациента оставалась хорошо модулированной, плавной и ненапряженной, логопед постоянно следит за её выразительностью.На этапе автоматизации навыков улучшенной речи пациентов, использующих аппарат после режима молчания в условиях кабинета на первых 2–3 занятиях выделяют в отдельную группу, для того, чтобы они привыкли к аппарату в более спокойной обстановке. Затем, пациентов вводят в общую группу. Задержка речи для каждого пациента подбирается индивидуально, с учётом наибольшей эффективности.Если при произнесении первого слова возникает судорога, то больным на занятиях рекомендуют перед началом фразы сосчитать до трёх, для того, чтобы перед фразой возник эффект эха.Далее, даются задания произнести заранее подготовленные вопросы, позднее предлагается чтение небольших отрывков из художественных произведений. Подбираются не сложные в грамматическом отношении тексты.Позднее, даются темысообщений, которые пациенты должны сделать без подготовки.Аппарат в процессе занятий всё чаще и чаще отключается, так как главная цель–научить больного пользоваться хорошей речью без аппарата.Для больных с выраженными тоническими судорогами перед занятием проводятся сеансы аутогенной тренировки, а на занятии применяетсяприём моноритмической речи.Функциональные тренировки с применением смартфона с программой DAF вреальной жизни начинаются примерно за месяц до конца курса лечения. В отличие от другой эхоаппаратуры смартфон применяется пациентами без смущения, так как он воспринимается окружающими как обычный мобильный телефон. При удачной тренировке аппарат отключается, при затруднениях–увеличивается время задержки. Такие занятия длятся до получаса, если у больного не возникло чувство усталости и напряженности. Заикающихся учат использовать аппарат самостоятельно, с целью применения в ситуациях речевого общения, вызывающих эмоциональное напряжение.Использование аппаратуры, работающей по принципу возвращённой и отставленной на определённое количество мс. речи, что приводит к замедлению речевого темпа заикающихся, имеет большое значение в понимании определённых механизмов заикания. Положительные результаты, связанные с применением указанной аппаратуры, чётко свидетельствуют, что замедление темпа речи снижает речевую судорожность, то есть в клинических проявлениях заикания на первое место выдвигается нарушение темпоритмической системы, которое при определённых условиях вызывает речевые судороги.

МиссуловинЛ. Я., Юрова М. С. Преодоление заикания у подростков и взрослых с использованием аппаратов типа «АИР» // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №23.–ART753. –0,3п. л. –URL: https://ekoncept.ru/2015/753.htm. –ISSN 2304120X. 5

Ссылки на источники1.Lee B. S. // J. Acoust. Soc. Am. –1950. –V. 22.2.Lee B. S. // J. Speech Hearing Dis. –1951. –V. 16.3.Lee B. S. Artificial stuffer // J. Speach Hear. Dasord. –1951. –V. 16.4.Adamczyk В. Psychotheraoeutische Factoren der Behaundlung des Stotterns mit den “Echometrie“// Folia phioniatr. –1969. –21. –№ 4.5.Хватцев М. Е. Логопедия. –М., 1959.6.Миссуловин Л. Я. Применение аппарата «Эхо» при устранении заикания: метод.рек. –Л., 1979.7.Миссуловин Л.Я. Патоморфоз заикания. Изменение картины возникновения и течения заикания, особенности коррекционной работы:учеб.пособие. –СПб.: Издво Союз, 2002. –320 с. –(Коррекционная педагогика).8.Шкловский В.М. Комплексная система логопедических занятий и психотерапии при логоневрозах.–Л.: ЛГУ,1967.

Leon Missulovin,

Honored worker of health care of the Russian Federation, Doctor оf Psychological Sciences, Professor of department of logopedics,Leningrad State University of A.S. Pushkin, St. [email protected] Yurova,

teacherlogopedist, Logopedic center Kabinet rechevoy terapii, SEI school №536 of Moskovsky district of St. Petersburg, St. [email protected] stuttering in adolescents and adultsusing devices such as“AIR”Abstract.In article in theoretical and practical aspect modern representations on a problem overcoming of stutter at teenagers and adults with use of «ACORUS» devices are considered. Authors the main reveal theoretical the provisions and the principles which are been the basis for system of the logopedic work directed on elimination of stutter at halfsprouts and adults in the conditions of the logoterapevtichesky center.Keywords:stutter, Li’s effect, correction of stutter, violation of the speech, logopedics, ACORUS.

Рекомендованокпубликации:

Некрасовой Г. Н.,докторомпедагогических наук, членомредакционной коллегии журнала «Концепт»

Поступила в редакциюReceived13.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review15.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication15.04.15ОпубликованаPublished04.06.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©МиссуловинЛ. Я., Юрова М. С., 2015www.ekoncept.ru

Обследование

Обследование таких детей должно включать в себя консультацию узких специалистов:

  • логопеда;
  • невролога;
  • психолога;
  • при необходимости консультации иных специалистов..

Главным специалистом, занимающимся лечением заикания у детей, является логопед.

В процессе работы с детьми логопед использует различные учебники, стихи, сказки, подбирает специальные игрушки.

Целью обследования является определение частоты, источника возникновения и формы речевых судорог. Также оценивается степень заикания и речевые возможности пациента. Вторым планом, при наличии, указываются сопутствующие дефекты речи.

В конце беседы с пациентом, логопед формулирует окончательное заключение.

Степени тяжести заикания

По степени тяжести различают следующие формы заикания:

  • легкую – заикание проявляется только при быстрой речи в возбужденном состоянии. В этом случае речевые задержки легко преодолеваются, фиксации на заикании не происходит;
  • среднюю – в обычной обстановке заикание проявляется редко и легко преодолевается, при психологическом дискомфорте или эмоциональном возбуждении заикание усиливается;
  • тяжелую – заикание проявляется постоянно.

Наиболее выраженным заикание бывает в подростковом и юношеском возрасте, а после 30 лет его проявления слабеют.

Лечение и прогноз

На сегодняшний день лечение таких детей включает в себя не только медицинское, но и педагогическое воздействие.

  • Применение лекарственных препаратов. В лечении заикания могут применяться огромное количество различных групп препаратов. Остановимся на наиболее часто встречающихся из них:
  • 1.Ноотропы (пирацетам, пантогам, пантокальцин, фенибут).
  • 2.Седативные препараты (валериана, фенибут, глицин, персен, афобазол, адаптол, ново пассит). Стоит отметить, что многие ноотропы совмещают в себе также и седативное действие.
  • 3. Витамины, в особенности витамины группы В (комбилипен, комплигам В, ларигама).
  • ЛФК;
  • психотерапия;
  • логопедические занятия;
  • логопедическая ритмика.
  • Один из методов лечения — занятия с логопедом.

    Методик по преодолению заикания у детей огромное количество, как и групп препаратов, которые могут применяться в отдельных случаях. Многих из вас интересует вопрос: «А можем ли мы помочь ребенку самостоятельно, в домашних условиях и не бегая по врачам? Можно ли полностью вылечить заикание у ребенка?». Существуют отдельные методики, позволяющие улучшить произношение и прочее, занимаясь дома, но они также подбираются специалистом. Что касается прогноза, то тут нет однозначного утверждения. Можно считать, что чем младше ребенок, чем жизнерадостнее и позитивнее его поведение, чем меньше сопутствующих психопатологических расстройств, чем слабее проявления судороги, тем прогноз лучше.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]