БОС-ТЕРАПИЯ (Биологическая Обратная связь, Biofeedback)

Все материалы нашего сайта изложены в простой и понятной форме, удобны для понимания и предназначены для помощи вам в решении деликатных проблем, связанных с вашим здоровьем и физической работоспособностью!

БОС-терапия — это метод, помогающий вашему ребенку научиться контролировать различные части своего тела, которые обычно не считаются находящимися под сознательным контролем. Цель БОС-терапии — помочь вашему ребенку лучше понять, как работает его организм и как его контролировать более здоровыми способами, избавляясь от недугов. БОС-терапия — это возможность добиться лучшего результата за более короткий срок. Возможность ребенку понять какие процессы и что именно происходит в его организме. Любая боль, негативная эмоция или стресс выражаются в изменении физиологии (КГР, плетизма, дыхание, энцефалограмма). Путём изменения (контроля) своей физиологии можно успокоить боль, снизить уровень стресса и проявления негативных эмоций.

Головной мозг человека имеет возможность изменять параметры своей активности благодаря очень интересному своему свойству — нейропластичности.

Эти изменения деятельности головного мозга и нервной системы по восстановлению своих функций посредством качественных и количественных перестроек возможны под воздействием опыта. Этим объясняется их способность восстанавливать утраченные связи после определенных повреждений (человек может вновь научиться ходить, говорить после перенесенного инсульта и различных физических травм). Мозг человека может изменяться не только под воздействием повреждений. Другие проявления нейропластичности связаны уже непосредственно с развитием мозга, точнее с механизмами, ответственными за память, обучение и другие процессы.

Метод БОС-терапии.

Метод БОС-терапии и использует нейропластичность для достижения абсолютно сбалансированной, осознанно регулируемой человеком мозговой деятельности. Физиологическая основа этого метода – исключительная пластичность головного мозга, процедурная основа – условнорефлекторное обучение или обуславливание. Применение этих уникальных методов дает замечательные результаты как при лечении многих хронических болезней, клинических синдромов и симптомов, так и при работе с практически здоровыми людьми, для уменьшения уровня тревожности, стресса, фобий и страхов и т.д.

Мозг сохраняет пластичность на протяжении всей жизни, но именно в раннем возрасте она максимальна.

Структура головного мозга в большей степени формируется в первые годы жизни, чем в любой другой период. Сегодня мы знаем, что подростковый возраст является столь же значительным периодом для реорганизации структуры головного мозга и нейропластичности. Нейропластичность головного мозга повышается в подростковый период и сохраняется на этом относительно высоком уровне до наступления уже зрелого возраста. Головной мозг взрослого человека, безусловно, не так способен к изменениям, как мозг подростка, но меньшая способность мозга к нейропластичности не означает полное отсутствие таковой!

В подростковом возрасте головной мозг отличается особенной чувствительностью к воздействию окружающей среды. В этот период ребенок интенсивно и легко обучается. Для развивающегося головного мозга приобретение знаний и навыков является основным и совершенно естественным процессом.

Исходя из вышеизложенного можно сделать однозначный вывод, что БОС-терапия наиболее эффективна в детском возрасте. Ее суть заключается в обучении мозга новым способам работы, позволяющим реагировать на предлагаемые ситуации непривычным, но желательным для ребенка или подростка образом.

Дыхание и тренинги с биологической обратной связью (БОС)

Значение процесса дыхания сложно переоценить. Дыхание относится к числу обеспечивающих жизнедеятельность функций организма. Характер дыхания говорит о состоянии человека: глубина, темп дыхания, соотношение фаз дыхательного цикла определяют целый ряд психофизиологических процессов. Поэтому важно уметь произвольно регулировать параметры дыхания. Дыхательные упражнения по мере автоматизации их выполнения способствуют увеличению силы и выносливости дыхательной мускулатуры, повышению экономичности функции дыхательной системы, а также улучшают показатели вентиляции легких. Известно, что в состоянии покоя, в положении сидя у взрослого человека число дыхательных движений (ЧДД) составляет 16-20 в минуту. У физически тренированных людей этот показатель снижен до 8-12 дыхательных движений в минуту.

В целом частота дыхания так же, как и продолжительность отдельных фаз дыхательного цикла, отражает состояние здоровья и уровень экономичности работы дыхательной системы, резервные возможности организма, то есть его жизненный потенциал. Поэтому различные медицинские, коррекционные (логопедические), оздоровительные и спортивные программы предполагают определенную тренировку дыхания с целью уменьшения частоты дыхания, выработки навыка более длительного выдоха (речевого выдоха).

Процесс дыхания поддается тренировке, особенно с применением современных тренажеров и комплексов с биологической обратной связью (БОС). Мы можем управлять длительностью и глубиной вдоха, выдоха и длительностью пауз после вдоха и выдоха. Глубина и частота дыхания также зависят от силы и выносливости основных дыхательных мышц (мышц диафрагмы, наружных и внутренних межреберных мышц). Чем лучше развиты эти мышцы, тем экономичнее работает дыхательная система, тем больше ее резервные возможности.

Тренировка дыхательных мышц приводит к более быстрому и лучшему их развитию, к расширению экскурсии грудной клетки, увеличению резерва дыхания, мощности дыхательного аппарата, объема альвеолярного резервуара, скорости движения воздуха на вдохе и выдохе. Все это наряду с увеличением диффузионной поверхности легких создает условия для урежения дыхания, для повышения утилизации кислорода в легких, что в свою очередь приводит к уменьшению того объема воздуха, который должен поступить в легкие.

Управление дыхательным процессом учитывает энергетическую стоимость дыхания, связанную с работой дыхательных мышц. Минимизация энергозатрат связана, таким образом, с поддержанием соотношения вдоха и выдоха в оптимальных границах.

Известно, что существует взаимосвязь между фазой дыхательного цикла и частотой сердечных сокращений. Этот феномен называется дыхательной аритмией сердца (ДАС). Вдох вызывает угнетение блуждающего нерва и ускорение сердечного ритма, а выдох – раздражение блуждающего нерва и замедление сердечной деятельности.

Установлена определенная зависимость между психической активностью и дыхательной аритмией. Психические напряжения обычно вызывают тормозное воздействие на центры блуждающего нерва. Например, при отдыхе после психического утомления дыхательная аритмия наиболее отчетливо выражена; и наоборот, в состоянии бодрствования, при психической работе или возбуждении, дыхательная аритмия исчезает. Таким образом, в происхождении этого феномена решающую роль играет парасимпатическая система.

Для количественной оценки дыхательной аритмии используются два метода:

  1. Вычисление средней разницы между максимальным и минимальным значением кардиоинтервалов в дыхательном цикле (абсолютная величина ДАС)
  2. Спектральный анализ сердечного ритма (мощность или амплитуда спектра в диапазоне частот, соответствующем длительности дыхательного цикла).

Показано, что ДАС наблюдается преимущественно при медленном пульсе и при медленном дыхании, при учащении же того и другого делается слабее. Под влиянием физических движений, когда преобладает влияние симпатического нерва, ДАС также исчезает. Медленное глубокое дыхание способствует отчетливому проявлению дыхательной аритмии сердца, а паузы между выдохом и вдохом усиливают ее.

Принципы обучения правильному дыханию

Правильное дыхание человека — это естественное дыхание; функционируя на основе комплексно развитого дыхательного аппарата, оно обеспечивает оптимальный газообмен при широком диапазоне функциональных нагрузок, создавая наиболее благоприятные возможности для адаптации организма к изменяющимся условиям среды. Диафрагмальное дыхание активизирует парасимпатическую нервную систему, способствуя релаксации и является весьма эффективным терапевтическим средством при панических атаках, проявлениях тревожности, проблемах с засыпанием, логоневрозах, астме и т.д.

Это определение необходимо дополнить рядом подробностей: основной мышцей правильного дыхания является диафрагма; правильное дыхание осуществляется только через нос, при этом плечи остаются неподвижными, а нижние ребра расходятся вперед и в стороны. Кроме того, в основе правильного дыхания лежит оптимизация соотношения между фазами «вдох — выдох», при котором обеспечивается наилучшее снабжение организма кислородом. Регуляция соотношения вдоха и выдоха является одним из важных факторов в обеспечении оптимального функционирования дыхательной системы. Наиболее эффективным в физиологии считается дыхательный цикл, в котором выдох длиннее вдоха. В среднем фаза выдоха должна быть вдвое длиннее, чем фаза вдоха.

Особенности каждой фазы правильного дыхания:

Первая фаза — выдох.

Правильно организованный выдох активизирует дыхательную мускулатуру и обеспечивает дальнейший оптимальный режим дыхания. Выдох должен быть естественным, без усилий.

Выдох выполняется через нос. Он должен происходить без толчков, ровной длинной струей. Не следует стремиться выдохнуть из легких весь воздух до конца, оставшаяся его часть необходима для следующей после выдоха паузы.

Пауза должна быть естественной и ненасильственной. Именно пауза определяет объем воздуха, необходимого для вдоха в зависимости от состояния организма. Если в первые 2-3 недели после начала дыхательных тренировок пауза еще сознательно контролируется, то в дальнейшем она становится естественной, не определяемой сознанием, и будет зависеть от величины нагрузки и функционального состояния организма человека. Именно поэтому пауза чрезвычайно динамична, непостоянна, а иногда – на время выполнения какой-либо задачи, стоящей перед человеком, может исчезать совсем.

Вторая фаза — вдох.

Вдох должен быть естественным и только через нос.

Вдох должен осуществляться за счет опускания диафрагмы, плавный и бесшумный, до начала расширения нижних ребер грудной клетки, т.е. за счет брюшного дыхания.

Вдох осуществляется плавно, бесшумно, без малейшего напряжения дыхательных путей. Пауза после выдоха должна подсказать момент естественного желания вдохнуть, и тогда воздух за счет самопроизвольного движения ребер и диафрагмы войдет в легкие и заполнит их настолько, насколько требуется (см. рисунок).

Дыхательные техники можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник непременно должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Если спина прямая, то дыхательные мышцы (главным образом диафрагма) могут функционировать легко и свободно.

Очень важно также положение головы: в положении сидя она должна быть зафиксирована на шее прямо. Это в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела.

Внимание:
шея ни в коем случае не должна быть напряжена!
При выполнении дыхательного упражнения следует дышать через нос, губы слегка сомкнуты (но не сжаты). Необходимо обращать внимание на то, чтобы при вдохе не расправлялись и не поднимались плечи.

Использование технологии биологической обратной связи для выработки навыков правильного дыхания

Основная цель метода – формирование навыков произвольной саморегуляции дыхания.

Для дыхательного тренинга, проводимого с применением методов биоуправления, используются следующие датчики: Датчики дыхания, Датчики ЭКГ, Датчики ЭМГ.

Тренинг биологической обратной связи по регуляции дыхания включает несколько этапов:

  • Подготовка к проведению курса тренинга

Подготовительный этап включает в себя тестирование для снятия параметров брюшного, грудного дыхания и сердечного ритма. В большинстве программ используются два дыхательных датчика и соответственно отображаются два канала дыхания. После проведенного теста определяются такие важные показатели, как длительность дыхательного цикла, соотношение времени вдоха и выдоха, соотношение грудного и брюшного дыхания. Эти показатели будут использоваться в дальнейшем в процессе тренинга. Так, уже по результатам тестовой сессии можно сделать вывод о преобладающем типе и частоте дыхания, и строить программу дальнейшего тренинга с учетом этого.

  • Проведение тренинга эффективного дыхания

Сам тренинг с биологической обратной связью (БОС) условно можно разделить на три ключевых этапа.

1) Постановка брюшного дыхания.

Наиболее эффективным типом дыхания является брюшной тип, так как при таком дыхании глубже вентилируются легкие, облегчается венозный возврат от брюшной полости к сердцу, а для осуществления дыхательного цикла затрачиваются наименьшие усилия с точки зрения энергозатрат.

2) Обучение ритмичному дыханию с удлиненным выдохом.

Известно, что ритм дыхания и глубина вдоха/выдоха могут влиять на эмоциональное состояние человека. Например, ритмичное, спокойное дыхание понижает возбудимость не только дыхательного центра, но и некоторых других центров, например, эмоционального.

В основе этого явления лежит следующий психофизиологический механизм. Вдох связан с возбуждением симпатической нервной системы, выдох — с ее торможением. Во время вдоха происходит активация психического состояния человека, а во время выдоха наступает успокоение и расслабление всего организма. Таким образом, для того чтобы с помощью дыхания привести себя в состояние покоя и эмоционального равновесия, следует постепенно увеличивать фазу выдоха (включая паузу) в дыхательном цикле.

3) Собственно тренинг эффективного дыхания.

Цель обучения – преобладание фазы выдоха над вдохом при условии, что дыхательные упражнения не приводят к повышению симпатической активности. Поэтому на данном этапе дыхательные тренировки проводятся под контролем ЧСС и ЭМГ фронтальных мышц. При правильно выполняемом дыхании ЧСС и ЭМГ не должны возрастать.

В конце сеанса тренинга рекомендуется провести сессию мониторинга. Во время этой сессии в спокойном состоянии регистрируются все используемые в тренинге сигналы. Эту сессию используют для того, чтобы сравнить показатели дыхания, сердечного ритма и ЭМГ до тренинга и после него.
Facebook

Что такое БОС-терапия?

Биологическая обратная связь (БОС) – это «физиологическое зеркало», которое дает ребенку возможность увидеть и управлять многими своими физиологическими функциями. БОС-терапевт учит вашего ребенка переводить бессознательную регуляцию внутренних процессов в сферу абсолютно сознательного. Используя наиболее оптимальные для каждого ребенка в отдельности тренинги, БОС-терапия позволяет ребенку научиться управлять собственным дыханием, пульсом, артериальным давлением, мышечной активностью, эмоциями и даже собственными страхами. БОС-терапия — это метод, который поможет ребенку научиться контролировать различные части своего тела, которые обычно не считаются находящимися под сознательным контролем.

Как проходит сеанс БОС

Само по себе пребывание на каждом сеансе БОС — это релаксация. Это так часто нужно в напряженной городской жизни.

Обучение управлению своими чувствами и состояниями перед экраном – своего рода спорт, вы чувствуете, что можете управлять работой организма, менять смятение на гармонию, это чувства уверенности и радости. Но главное, что дает тренинг БОС – это навык менять свое состояние в любой жизненной ситуации: менять тревогу на уверенность, страх на спокойствие, смятение на равновесие. Это та заветная саморегуляция, когда ваше состояние зависит только от того, что вы хотите чувствовать.

Длительность курса подбирается индивидуально в зависимости от сложности поставленной задачи и может составлять от 10 до 40 процедур. Частота посещений 2-3 раза в неделю. Продолжительность процедуры 40 мин.

БОС-терапия для детей направлена на:

  • коррекцию нарушений внимания у детей, улучшение концентрации и распределения внимания и переключаемости
  • улучшение когнитивных функций (память, внимание, мышление)
  • улучшение кратко-срочной и долгосрочной видов памяти
  • развитие самоконтроля и усидчивости
  • улучшение восприятия
  • нормализацию функционального состояния нервной системы
  • повышение стрессоустойчивости
  • снижение эмоциональной напряжённости
  • снижение уровня тревожности
  • повышение уровня самоорганизации
  • снижение отрицательного эмоционального фона и приобретение навыков расслабления
  • подавление избыточной вегетативной активности в ответ на внешние раздражители
  • обучение навыкам мышечного и общего эмоционально-психического расслабления

Проведение БОС-тренингов с детьми рекомендуется если у ребенка:

  • плохая адаптация в саду или школе
  • нарушение внимания
  • нарушение засыпания и сна
  • обильные страхи, тревога
  • ночной энурез
  • капризность, раздражительность
  • тревожно-депрессивные расстройства
  • тики и заикание
  • головные боли
  • врачи диагностируют вегето-сосудистую дистонию или другие психосоматические заболевания (нейродермит, бронхиальную астму)
  • родители желают с профилактической целью укрепить вегетативную нервную систему.

Цель БОС-терапии — помочь вашему ребенку лучше понять, как работает его организм и как его контролировать более здоровыми способами, избавляясь от недугов. Преимущество БОС-терапии состоит в том, что она неспецифична в отношении диагноза, т.е. позволяет работать не с отдельными заболеваниями, а с основными типами дисфункций регуляторных систем организма — нервной (центральная, периферическая, вегетативная), иммунной и гуморальной. Следствием этого является возможность коррекции БОС-терапией практически любого неинфекционного и нехирургического расстройства.

Оборудование для БОС-терапии.

Оборудование для БОС-терапии — это специальное медицинское оборудование: аппаратно–компьютерные комплексы для функционального биоуправления, с множеством сенсорных биопараметрических датчиков и специализированным программным обеспечением. Биопараметрические датчики, закрепленные на определенных участках тела, регистрируют частоту пульса и дыхания, мозговые сигналы и при необходимости биоэлектрическую активность мышц. Информация о работе сердечно-сосудистой, двигательной, центральной и вегетативной нервной систем в нормальном состоянии и при имеющихся отклонениях поступает в режиме реального времени. Полученные сигналы регистрируются специальным оборудованием, и в дальнейшем с помощью специального программного обеспечения в абсолютно простой, понятной и доступной детям форме — в виде изображения или звука — выводятся на монитор.

Происходит воздействие с помощью определенных изображений, музыки и других аудио/видео раздражителей. Прикрепленные к телу ребенка биопараметрические датчики фиксируют изменения физиологических показателей в ответ на эти раздражения. Это дает нам большее понимание процессов, происходящих в организме ребенка и позволяет осуществлять его добровольный контроль: сначала мы учим ребенка управлять внешними сигналами и, в конце концов благодаря этому, научим ребенка распознавать, правильно интерпретировать и использовать внутренние сигналы, запоминая и контролируя свое состояние.

Как проходит БОС-терапия с детьми?

Работа с ребенком проходит в форме игры и состоит из просмотра специально подобранного в каждом конкретном случае, учитывая индивидуальные особенности ребенка видеоизображения или мультфильма и выполнения на его основе заданий. Этот метод так прост, что абсолютно доступен для детей уже с 5-летнего возраста. Процедура БОС-терапии абсолютно безболезненна и не имеет побочных эффектов, биопараметрические датчики , прикрепленные к телу ребенка только снимают показания, не воздействуя на организм ребенка. Игровая форма подачи подеерживает живой интерес детей к участию в БОС-терапии и способствует естественному развитию навыков. Дети овладевают умением уравновешивать свои эмоциональные перепады, идентифицировать свои эмоции и воспринимать психологическую информацию значительно быстрее детей к которым не применялись методы биологической обратной связи.

Ребенок находится в удобном кресле и на его тело, а также на голову прикрепляются специальные биопараметрические датчики, которые регистрируют активность головного мозга и различные другие физиологические показатели. Эти данные обрабатываются специальной компьютерной программой и предоставляются ребенку в виде визуальных и звуковых сигналов. На экране монитора, ребенок может наблюдать, как изменяются его физиологические процессы изображенные картинками. С помощью специалиста по БОС-терапии ребенок учится управлять своими функциями своего организма.

Для достижения определенных целей, некоторые ритмы головного мозга ребенка необходимо увеличить, а другие – ослабить. Поэтому в заданиях, которые ребенок выполняет, поведение различных персонажей может меняться в зависимости от того, насколько результативно ребенок подкрепляет или подавляет регистрируемые датчиками ритмы головного мозга. Именно игровой мотив и азарт ребенка является самым главным, ключевым фактором, заставляющим мозг ребенка менять характер работы в сторону стабильных состояний (чтобы машинка продолжала движение и не останавливалась, мамонтенок продолжал свой путь, а цветущие луга не становились серыми). Мозг ребенка в процессе этого адаптируется к новым способам своей работы, опираясь для этого на сигналы обратной связи. По своей сути процесс Бос-терапии для детей очень похож на игру в «близко-далеко»: если регулярно сообщать ребенку, насколько близко он приблизился к намеченной цели, то очень скоро, конечно не без набитых «шишек», он найдет «сокровища пиратов».

В зависимости от проблем и индивидуальных особенностей ребенка специалист выделяет те области мозга, на которые будет нацелена основная работа и программа БОС-терапии, при этом главным действующим лицом в этом сложном процессе является безусловно сам ребенок.

БОС-терапия поддерживает равновесие между двумя полушариями головного мозга, а также между нервной и иммунной системами, тем самым влияя на физические, эмоциональные, интеллектуальные процессы, обеспечивая оптимальное использование всех возможностей ребенка.

Гиперактивность или СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) представляет собой серьезную проблему, являясь наиболее распространенным нарушением поведения у детей и подростков. Именно поэтому основная задача БОС-терапии для детей это: повышение внимания, улучшение памяти и усиление интеллекта

Второй распространенной проблемой детей и подростков является ночной и дневной энурез.

Перед началом работы по методике БОС-терапии прежде всего необходимо убедиться, что у ребенка с такой проблемой отсутствуют какие либо признаки воспаления или нарушения со стороны мочевыделительной системы (нужно сделать соответствующие анализ и провести необходимое обследование по назначению нефролога или уролога). Если мочеполовая система у ребенка не имеет патологии, то можно сделать определенный вывод, что нарушается передача мозгу информации о переполненности мочевого пузыря, то есть имеет место частичная незрелость центральной нервной системы.

Появление в семье или новорожденного ребенка вполне может привести к проблемам с недержанием у старших детей. При этом старший ребенок вдруг разучивается контролировать мочеиспускание в виде осознанного или неосознанного протеста против кажущегося дефицита внимания, любви и ласки со стороны родителей, полностью занятых, в первую очередь, новорожденным. Подобная же ситуация очень часто встречается когда ребенок переходит в другую школу или в другой незнакомый детский сад или вся семья переезжает на новое место жительства.

Излишняя строгость родителей или опекунов и физические наказания, равно как и ссоры между родителями и безусловно развод также могут привести к возникновению проблемы у ребенка.

Как правило, первые результаты после начала БОС-терапии появляются после десятого дня работы. Длительность работы с конкретным ребенком обычно зависит от типа СНВГ и от наличия сопутствующих этому различных расстройств.

Для гиперактивных детей как правило требуется гораздо больше дней работы, чем для детей без гиперактивности. Для работы с гиперактивными детьми в первую очередь необходимо провести специальные занятия, направленные на обучение ребенка правильному дыхание и расслаблению.

Отсутствие побочных эффектов и реакций делает БОС-терапию (биологическую обратную связь) очень эффективной в работе с детьми и подростками. Для продуктивного лечения методикой биологической обратной связи необходим очень важный фактор, связанный конкретно с вашим ребенком – мотивация, то есть его самое непосредственное активное желание выздороветь. Однако полезный результат требует времени и усилий, для того чтобы улучшения и достижения были достигнуты. Если ваш ребенок не хочет выполнять инструкции БОС-терапевта и поставленные задачи, то даже при наличии всех остальных выполненных условий результата не будет. Таким образом, уровень мотивации ребенка является ключом к успеху БОС-терапии, а также желанием активно участвовать в режиме лечения. Высокий уровень мотивации может быть обеспечен психологической установкой на выздоровление и над этим надо внимательно работать не только БОС-терапевту во время сеансов, но и самим родителям.

БОС-терапия строго индивидуальна, дозирована и контролируется БОС-терапевтом в ходе каждого сеанса на протяжении всего лечебно-коррекционного курса.

Мы предоставляем полный комплекс профессиональных услуг по БОС — терапии, используя в работе все известные на сегодня самые передовые методики и самые надежные и научно обоснованные методы психофизиологической диагностики, а также сертифицированное современное медицинское оборудование российского производства.

Портативный электроэнцефалограф-регистратор для нейробиоуправления, тренинга и реабилитации с биологической обратной связью:

Электроэнцефалограф-регистратор «Энцефалан-ЭЭГР-19/26»

  • мультипараметрическая (от 10 и более
    ) регистрация показателей, позволяющая создавать и использовать более эффективные сценарии БОС-процедур в спорте, образовании и науке, для спецподготовки и реабилитации
  • обеспечение профессионального нейрофизиологического сопровождения с помощью основного ПМО ЭЭГ- исследований «Энцефалан-ЭЭГР»
    и дополнительного ПМО
  • дифференциальная диагностика эпилепсии
  • психофизиологические исследования
  • нейромаркетинговые исследования


Наши специалисты прошли профессиональную подготовку в МГУ им. М.В. Ломоносова: факультет психологии, кафедра психофизиологии и кафедра социальной психологии по направлению «Практическая психофизиология», имеют официальные свидетельства и разрешения на ведение профессиональной деятельности в качестве специалистов по БОС-терапии, выданные МГУ им. М.В. Ломоносова, право на ведение профессиональной деятельности в сфере проведения психофизиологических исследований, а также высшее психологическое и специальное медицинское образование.

Статья:

Что такое БОС?
БОС позволяет человеку видеть как работает его организм. Это визуализация работы к-л системы организма.

БОС превращает сигналы организма в увлекательную игру.

Игра – это сигнал обратной связи.

Играть возможно, если мышцы, дыхание, сердце, зрение, мозг…работают правильно.

Метод биологической обратной связи (БОС) по максимальной дыхательной аритмии сердца в коррекции речи был разработан Александром Афанасьевичем Сметанкиным.

Метод БОС позволяет регистрировать физиологические параметры организма – ритмы сердца и мозга, температуру, мышечные реакции и др. Полученная информация с помощью приборов преобразуется в видимую, слышимую, доступную и понятную для ребёнка форму: свет, музыку, видеофильм. Уникальность метода состоит в том, что дети, активно включаясь в процесс лечения и реабилитации, по сути, оздоравливают сами себя.

Существуют различные кабинеты БОС: «Здоровье», опорно-двигательный, коррекции психоэмоционального состояния, логотерапевтический, коррекции зрения, кардиопульманологический, психофизиологической подготовки беременных к родам, БОС-интим, профилактики и лечения сексологических, урологических и проктологических заболеваний.

Нас будет интересовать логотерапевтический кабинет.

В логотерапевтическом кабинете БОС происходит коррекция речи– не только совершенствование и профилактика заболеваний, связанных с речевыми нагрузками, но и эффективное исправление уже имеющихся недостатков устной и письменной речи.

Этапы коррекции речи с использованием метода БОС:

Диагностический – овладение техникой диафрагмально-релаксационного типа дыхания (дыхание животом), 2-3 занятия — вырабатывается новый дыхательный стереотип;

Всё начинается с обучения ребёнка диафрагмально-релаксационному типу дыхания (дыхание животом) с максимальной дыхательной аритмией сердца. Необходимо соблюдать 3 правила: вдох через нос, выдох через рот (губы «Трубочкой»), вдох короткий, выдох длинный, живот надуваем на вдохе, живот сдуваем на выдохе. По форме сеанс построен так, что одновременно с выработкой необходимого типа дыхания происходит развитие представлений об окружающем мире. На мониторе компьютера постепенно вертикальными полосками открывается тематическая картинка. Каждый правильно сделанный выдох (при снижении частоты пульса) заставляет часть картинки открыться. И так далее, пока не откроется вся картинка.

Формирование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной ДАС по БОС, 7-9 занятий;

Когда пациент начинает воспроизводить диафрагмальный навык дыхания с максимальной ДАС –дыхательная аритмия сердца, т.е. разница между пульсом на вдохе и между пульсом на выдохе, нужно переходить к следующему этапу. Компьютерные игровые картинки пациент открывает горизонтальными полосками. Картинка открывается, если на выдохе частота пульса уменьшается и становится меньше установленного нижнего порога. Это необходимо для подготовки зрения к последующему этапу – чтению речевого материала и формированию выдоха, на котором и будут прочитываться «про себя», шёпотом и вслух сначала отдельные звуки, затем слоги и наконец слова и фразы.

Работа над основными компонентами речи, 5-6 занятий;

Из речевого банка программы выбираются готовые речевые шаблоны и вносятся в специальное окошко на мониторе, которое может открыться только тогда, когда наступает фаза выдоха. Вдох – молчание, а на выдохе открывается речевой сюжет. Ребёнок, читая вслух, произносит звуки, которые ему нужно отработать, а затем слоги и слова.

Формирование навыков слитной плавной речи, 10-12 занятий;

Когда освоены речевые навыки, можно переходить к следующему, более сложному этапу. На одном выдохе надо научиться произносить отдельные фразы. В специальном окошечке открываются (на выдохе) словосочетание или короткая фраза, которые надо воспроизвести, равномерно распределяя звуки на весь выдох. Программа контролирует эту равномерность. Для будущей свободной речи это очень важный этап.

Закрепление полученных навыков и подведение итогов лечебной коррекции, 5-6 занятий.

На экране текст, разбитый на отдельные фрагменты. Каждый фрагмент должен произноситься на отдельном плавном выдохе для формирования навыков свободной плавной речи. Когда этот этап освоен и ребёнок свободно и надёжно владеет дыханием и произношением фраз и фрагментов текста на выдохе, следует переходить к формированию свободной, плавной и интонированной речи.

Заключительный этап.

Во весь экран монитора развёрнута тематическая картинка, по которой ребёнок делает устное изложение. Фактически же он овладевает свободной речью, причём без сигналов обратной связи, опираясь только на собственные ощущения, ритмы дыхания и сердца.

Эту методику рекомендуется использовать в работе с детьми от 4.5 лет, школьниками, подростками и взрослыми.

Продолжительность основного курса коррекции речи составляет 35-40 занятий. В случае необходимости рекомендуется дополнительный поддерживающий курс: в течение года по 3-5 занятий с интервалами в 3-6 мес.

В коррекционно-оздоровительный процесс активно вовлекаются родители воспитанников. К основным формам работы с родителями относятся: проведение вводной беседы о методике БОС, раздача памяток с правилами диафрагмально-релаксационного типа дыхания, посильные задания на дом, приглашение их на занятия с ребёнком со специалистом БОС, совместное обсуждение результатов коррекции речи, заполнение ими «Дневника заикания» с ежедневной отметкой примерного количества заиканий ребёнка, а затем количества успешно снятых речевых судорог при помощи метода диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

Результаты работы показали, что у детей с заиканием до проведения занятий отмечался смешанный тип дыхания: поверхностное, частое (20-24 дыхательных циклов в минуту). Частота пульса в покое составляла 100-120 уд./мин, при речевых нагрузках увеличивалась до 140 уд./мин. Дыхательная аритмия сердца составляла 10-12 уд./мин. По окончании курса лечебно-коррекционных мероприятий с использованием метода БОС формируются диафрагмально-релаксационный тип дыхания с максимальной ДАС и навык свободной плавной речи. Частота дыханий снижается до 8-10 дыхательных циклов в минуту. Средняя величина пульса не превышает 80 уд./мин. В каждом дыхательном цикле видны ярко выраженные изменения пульса: на вдохе пульс увеличивается, на выдохе – уменьшается. Возникает максимальная дыхательная аритмия сердца. В итоге восстанавливается состояние здоровья или прекращается развитие болезни, улучшается сон, сокращается время на выполнение заданий, повышается учебная успеваемость, концентрация внимания, работоспособность, усидчивость, нормализуется состояние нервной системы, снижается уровень утомляемости, улучшаются коммуникативная функция, соматическое состояние.

Практика работы учителя-логопеда по методу БОС показывает, что в 70-80% случаев у детей отмечаются выраженные положительные изменения, избавление от дефектов речи, повышение её качества.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]