Что такое память и внимание?
Память есть у каждого. Другое дело, что не все умеют ею правильно пользоваться. Мы запоминаем множество фактов, образов и цифр. Без памяти жизнь выглядела бы совсем иначе.
По какой же тогда причине мы способны запомнить одного человека, но не в состоянии долго удержать в памяти имя или дату рождения другого? Легко запоминаем время одной встречи и вынужденно записываем дату другой?
Все проще, чем кажется на первый взгляд. Если мы что-то хорошо запомнили, это означает, что в данном случае были применены эффективные методы запоминания. Это произошло осознанно либо на бессознательном уровне. Если запомнить не удалось, значит метод оказался неподходящим.
Внимание и память тесно взаимосвязаны. Без умения сконцентрировать внимание на обязательном к запоминанию, а также без эмоциональной реакции от исследования определенного объекта невозможно выучить материал качественно. По своей сути внимательность, как и заинтересованность, это главные показатели хорошей работы краткосрочной памяти.
Внимание – способность к избирательному восприятию. Оно регулирует фиксацию объекта в кратковременной памяти человека. Характеризуется незначительным временем хранения полученной информации в небольшом объеме. Чем сильнее и длительнее наша концентрация на объекте, тем лучше мы можем его запомнить.
Упражнения для развития памяти и мышления
- Чтение
. К сожалению, у современного человека остается мало времени на чтение. Мы всё чаще предпочитаем короткие заметки в соцсетях, тогда как крупные тексты нам кажутся непосильной задачей. Это приводит к тому, что мышление и память начинают работать хуже.Заведите себе за правило хотя бы раза два в неделю прочитывать до конца тексты на серьезные темы, требующие анализа. Их надо не просто прочитать, а вспомнить главную мысль. Помимо статей хорошо подойдет классическая, психологическая и философская литература, а также связанная с профессиональной деятельностью. Бывает так, что мы вроде бы читаем, но не можем вспомнить последний абзац или страницу. В этом случае вернитесь и перечитайте, заставьте мозг работать.
- Запоминайте маршруты
. Попав в незнакомое место, постарайтесь запомнить, как сюда вернуться. Во время поездки обращайте внимание на то, что вас окружает, старайтесь запомнить приметы улиц, городов. Для лучшего запоминания свяжите объекты с какой-то эмоцией. - Хорошо помогают развивать память интеллектуальные игры
: шашки, шахматы, головоломки, различные настольные экономические игры. - Запоминайте пароли от аккаунтов
. Конечно, записать их тоже надо, записывая, вы помогаете себе их запомнить. Используйте разные пароли и никнеймы, стараясь не обращаться к своим записям, а вспоминать их. Цифры и имена можно привязать к определенным образам. - Считается, что для улучшения памяти надо учить стихотворения
. Мы предложим немного другой метод. Дело в том, что учить стихи, хорошо, если вы знаете, что они вам пригодятся, поэтому, чтобы не засорять память, но при этом развить ее, сделаем следующее упражнение: читаем стихотворение и, не подглядывая, излагаем своими словами. Для взрослых это задача более приятна и поможет научиться мыслить нестандартно. - Вспоминайте, что произошло с вами за день
. Попытайтесь представить образы, звуки, слова и эмоции, а также людей, которые встретились на пути. Это упражнение поможет развить и аналитическое мышление, а также подвести итоги дня.
Причины рассеивания внимания
Перед рассмотрением вопроса о концентрации внимания следует понять, каковы причины рассеянности.
Согласно Даниэлю Канману, существует 2 уровня мышления:
- Подсознательное — слой, функционирующий без волевых усилий. Реагирует на ряд раздражителей, имеет импульсивный характер.
- Сознательное – группа критических и рациональных мыслительных процессов. Выполняет обрабатывающую функцию для исходящих от подсознания импульсов.
За все процессы, где необходимы логика и применение волевых усилий, отвечает сознательный уровень. Когда речь идет о рефлексах и реактивном поведении, это работа подсознательного уровня.
Система уровня сознания отвечает за все мыслительные процессы. При помощи нее мы способны концентрироваться на задании.
Наше сознательное мышление подвержено множественному влиянию внешних помех, что значительно усложняет процесс фокусировки.
Какие существуют раздражители?
Раздражители бывают двух типов:
- Сенсорные – музыка, телевизор, люди и так далее. От них можно легко избавиться, устранив физически.
- Эмоциональные – диалог с самим собой, непрерывный поток мыслей и тому подобное. Вызваны жизненными проблемами, стрессами, состоянием здоровья.
Чтобы избавиться от них, можно попытаться прибегнуть к волевым усилиям, забыть о насущных проблемах, сосредоточиться на задании, но это истощает резервы психики.
Есть и другой способ справиться с эмоциональными раздражителями. Для этого необходимо понимание того, что человеческому разуму свойственно сосредотачиваться на негативных переживаниях и событиях, поскольку они несут угрозу, а следовательно и требуют повышенного внимания. Подсознательно человек стремится их поскорее стереть.
Будет ошибкой пытаться убрать источник негативного влияния. В таком случае следует хорошо отдохнуть, восстановить силы и сделать негативные события своей мотивацией поскорее выйти из сложившейся ситуации.
Что помогает и что мешает запоминать?
Мотивация является важной составляющей в процессе запоминания любого объема информации. Для того чтобы сосредоточить внимание, всегда прибегайте к самомотивации.
К примеру, поставлена задача – запомнить данный материал. Это принесет огромную пользу в будущем для вашего саморазвития, карьеры, семьи. Проговаривайте все преимущества изучения и применения данной информации. Чем больше вы прочувствуете необходимость в этих действиях, тем эффективнее будет процесс запоминания.
Всё о мотивации, вы найдете в статье: «Что такое положительная мотивация и как она для вас свернет горы».
Внешние шумы. Вы способны сконцентрироваться на работе, когда кругом суматоха? Чаще всего это приобретаемый навык, привычка.
Если человек живет в маленькой квартире или студенческом общежитии, его мозг вынужден адаптироваться к тяжелым условиям и делать свою работу, не обращая внимание на внешние раздражители.
Сложности делают нас сильнее. Чтобы повысить свой порог «непробиваемости», рекомендую искусственно создавать себе сложности. Например, сконцентрируйтесь на чтении, когда в наушниках играет музыка, пишите отчет о проделанной работе, сидя в МакДональдсе, где кругом ходят и шумят люди. Это будет утомлять вас быстрее, но результат не заставит себя ждать.
Жаль, нет награды «мистер и миссис непробиваемость». Уверен, вы бы смогли претендовать на первое место после таких тренировок.
Есть ли польза от выучивания стихов наизусть?
Стихи мы учим в детском саду, в школе, даже в университете, если готовимся к выступлениям или концертам, ведущие учат свои слова. Нам говорили, чем больше мы учим стихи и монологи – тем лучше будет наша память. Так ли оно?
Ученые Колумбийского университета исследовали более 300 студентов, и выяснили, что нет особой связи между выучиванием стихов и активностью системы лимбов. Студенты, которые учили без желания, интереса и удовольствия не могли сконцентрироваться на изучении чего-то нового, они имели слабую кратковременную память в отличии от студентов, которые не зубрили.
Профессор-нейролингвист Бернхард Шмидт говорит:
Если стихи не запоминаются сами собой (а есть люди с уникальной памятью, которые просто без усилия дословно запоминают большие объемы текста), не надо себя мучить, вашему мозгу это ничего не даст. Просто любите поэзию, читайте стихи, ритмические формы позитивно влияют на мозг и нашу память, но совсем не обязательно все это держать в своей черепной коробке.
Подобное мнение сложилось и о сочинении стихотворений (как и о выучивании): подбор рифм для стиха не улучшает работу мозга. Есть люди, у которых хороший подбор рифм – особенность мозга.
В настоящее время ученые считают, что гораздо эффективнее найти редко используемую информацию вместо того, чтобы ее заучивать. Врач-невролог Анна Горенкова склоняется к мнению о перегрузке мозга современного человека, поэтому целесообразно доверить некоторую работу современным устройствам. Конечно, различные базовые знания о мире, науках, собственной профессии, использовании и устройстве техники важны. Нет смысла пытаться запомнить все в мире, потому что мозгу не станет легче.
Техника чтения «наоборот» была раскритикована. Анна Горенкова обращает внимание на то, что мозг травмируется в процессе данной тренировки, а именно нарушается обыкновенное усвоение материала/информации и, конечно, такое является стрессом для нейронов.
Способы улучшения концентрации внимания
Касательно современных систем обучения ведётся множество споров, поскольку объективно отследить улучшения у пользователей крайне сложно. Существует онлайн-сервис викиум ру, который позволяет удобным и простым способом развивать память, внимание и мышление в целом, в любом удобном для вас месте.
Для того чтобы научиться технике включения и контроля произвольного внимания, следует делать специальные упражнения. Они помогают обрести концентрацию.
Безусловно, хорошей концентрации внимания нельзя достичь мгновенно, необходимо регулярно работать над повышением ее уровня.
Советы по прокачке концентрации:
- Оставайтесь непреклонными. Очень часто человек останавливается на полпути, поддается соблазну избежать работы над собой. Старайтесь побороть это желание, например, применив правило «пятёрки». Если вы должны прочитать книгу, осильте еще пять страничек или используйте ещё 5 минут своего времени на это дело. В итоге вам может захотеться продолжить чтение.
- Делайте только одно дело в одно время.Все другие вопросы подождут. Правило Миллера гласит о том, что доступный объем нашего внимания крайне ограничен.
- Всегда окрашивайте деятельность эмоциями.При запоминании информации важно как внимание, так и эмоциональная отдача от производимых действий. Вплоть до того, что придумайте игру: каждые 5 страниц текста – возможность забросить 5 бумажных шариков в корзину для мусора.
Медитация и внимание
Существует множество самоучителей, онлайн-курсов и программ по тренировке памяти, внимания и концентрации. В этой статье приведу некоторые из них. Более подробно о разнообразии упражнений можно узнать из статьи на блоге ТОП 10 упражнений для развития памяти человека».
Лучший способ сконцентрироваться – медитация. В идеале такая тренировка должна войти в привычку. Начальный уровень – упражнение «зеленая точка». Его можно делать в любое время суток и в любом месте.
Описание техники «зеленая точка»:
- Расслабьте тело. Это возможно, когда вы сидите перед компьютером или во время обеденного перерыва.
- Представьте точку зелёного цвета на стене перед вами.
- Смотрите на воображаемую точку 3 минуты. Постепенно увеличивайте время, расширяя «комфортную» зону.
- Обратите внимание на периферию и на то, что находится сбоку от вас. Удерживайте все, что находится вокруг в зоне вашего внимания. При этом не сдвигайте глаза от воображаемой «зеленой точки».
Это простой, но крайне эффективный способ быстро научиться концентрировать внимание. Следствие – улучшение памяти.
Вообще, медитация это очень сильная практика, если её взять себе на вооружение то эффективность любого человека возрастет в разы. Подробнее о медитации вы можете прочитать в статье: Что такое медитация и что она даст простому человеку».
Упражнения тренировки памяти и внимания у взрослых
В данном разделе статьи покажем упражнения тренировки памяти и внимания у взрослых. Вы можете выбрать один из лучших вариантов:
- Бесплатные онлайн-тренажеры для мозга. В Интернете есть сотни различных тренажеров, которые развивают память и внимательность. Одним из таких тренажеров является Викииум. В статье – «Что такое Викииум» мы рассказали, как пользоваться тренажером.
- Чтение книг. Книги важно читать, чтобы не только узнавать о новых словах, но и развивать память. Вы можете читать, как русские, так и английские книги. При чтении книг, запоминаете написанный текст, и воспроизводите в голове картину из книги.
- Решение математических задач. В этом помогают специальные сервисы, где вы можете найти примеры задач и решить их без калькулятора. Достаточно взять простой пример и в уме рассчитать ответы.
Система развития интеллекта Рюты Кавашима
Япония известна прогрессом практически во всех областях. Здесь же и была разработана японская система развития интеллекта.
Согласно авторскому методу Рюты Кавашима, решение простых арифметических задач на время и чтение вслух задействуют все полушария мозга. Таким образом тренируется и развивается память, стираются негативные последствия. Чтение способствует замедлению старения мозга.
Автор провел эксперимент среди душевно больных, страдающих деменцией, болезнью Альцгеймера. По истечении 30 дней тренировок по системе Кавашимы у пациентов фиксировалось замедление развития болезни. Работа мозга значительно улучшалась. Отсрочить угнетение когнитивных функций при этой болезни ранее было практически невозможно. Сама книга автора состоит из ряда простых арифметических заданий, наглядных иллюстраций и комментариев.