Детские страхи: в чём их причина и как с ними бороться?


Классификация страхов у детей

В детском возрасте большинство из нас испытывали страхи. Причем часто они были связана не с реальной опасностью, а с нашими фантазиями. Психологи выделили три основных вида страхов у дошкольников:

  1. Страхи, возникающие после переживания стрессовых ситуаций (например, после похода к врачу, укуса пчелы и т.д.).
  2. Страхи, возникающие на основе фантазии. Воображение дошкольников развито настолько хорошо, что они невольно переносят события сказок и мультфильмов в реальную жизнь, при этом добавляя новые подробности.
  3. Страхи, возникающие из-за внушения. Иногда, стремясь быстро добиться от ребенка нужного поведения, мы запугиваем его: «Скорей засыпай, а то придет серенький волчок и укусит за бочок», «Не убегай далеко, а то тебя чужой дядя заберет», «Если хочешь, оставайся здесь, а я ухожу». Конечно, услышав такое предостережение, ребенок скорее всего выполнит ваше требование. Однако если мы будем постоянно напоминать ребенку о возможной опасности, подстерегающей его за каждым углом, у него может развиться повышенная тревожность.

Для каждого возраста характерны определенные страхи. Младенцы боятся расставания с матерью, громких звуков. После 7 месяцев у детей обычно возникает боязнь незнакомцев, новой обстановки. После 2 лет дети могут бояться врачей, монстров, одиночества. В дошкольном возрасте могут возникать страхи темноты, наказаний, смерти. Страхи – это часть нормального развития ребенка. Не нужно этого бояться и стыдиться. Наша задача – помочь ребенку преодолеть свой страх.

Причины детских страхов

  • Врожденные особенности, темперамент, свойства личности (повышенная эмоциональность, чувствительность, тревожность).
  • Стресс. Например, болезнь, развод родителей, смерть близкого, травма.
  • Неблагоприятная обстановка в семье. Скандалы родителей, пьющие члены семьи, недостаточное уделение внимания ребенку могут являться причинами его тревожности.
  • Гиперопека. Тотальный контроль над ребенком и чрезмерная забота может привести к тому, что ребенок начнет всего бояться.
  • Психическое расстройство. Если страхи ребенка слишком сильные или не соответствуют возрасту, необходима помощь специалиста.

Детский многопрофильный медицинский центр для детей от 0 до 18 лет

24.07.2017 Возраст страхов у детей — это обычно 3-7 лет. В это время чего-то боятся практически все. Обычно дети боятся темноты, больших собак, оставаться одни и т. д., и это нормальный процесс развития, через который просто нужно пройти, как прошли через период когда резались зубки или любой другой этап в жизни.

Характер детской тревожности также зависит от психологической конституции. Так же, как и у взрослых, среди детей встречаются более впечатлительные. Кто-то мечтает о подвигах и бросается в любую драку, а другому – лишь бы с игрушкой в уголочке посидеть. Очевидно, что, в том случае, если ребёнок изначально обладает тонкой душевной организацией, он будет больше подвержен страхам, чем кто-то другой.

Как правило, любой страх начинается с конкретной ситуации. Например, бояться врачей ребенок начал после того, как испытал боль при лечении.

Бывает, что дети подсознательно воспринимают страхи или тревожность, напряжение в отношениях родителей и демонстрируют взрослым их же страхи, но своим детским способом.

Большое значение также имеет характер детско-родительских отношений. Если они слишком отстранённые или, наоборот, тяготеют к гиперопеке, или непредсказуемы, это тоже может приводить к нарастанию тревожности и появлению страхов.

Что поможет малышу справиться со страхами:

1.​ Сказкотерапия. Выберете сказку или мультфильм с сюжетом сходным с проблемой малыша и обсудите его с ребенком.

Придумайте собственную сказку, где главный герой справляется со своим страхом и становиться победителем. Важно через сказку показать малышу иные способы поведения и решения волнующих вопросов, которые помогут ему выйти из позиции «жертвы».

2.​ Для проработки темы страха также хорошо использовать методы арт-терапии. Допустим, ребёнок боится врачей, тогда можно поиграть с игрушками в кукольную больницу, где ребенок побудет в роли доктора, а в другой раз в роль пациента. Во время игры показывайте через персонажей желаемое поведение и состояние, объясняйте как это он может сделать сам. Обязательно оказывать ребёнку эмоциональную поддержку: обнимайте, хвалите его.

3.​ Можно предложить нарисовать то, чего он боится. «Когда ты боишься, как это выглядит? Нарисуй!»

Потом опробуйте «позвучать»: «А если бы твой страх мог говорить, что бы он сказал? А ты что хочешь ему сказать? Что ты с ним хочешь сделать?»

Например, сделать маленьким или превратить во что-то хорошее, или просто порвать листочек тем самым уничтожить стах.

Обязательно спросите малыша, каким он хочет быть? Смелым хочет? Что ему в этом поможет? Например, волшебный меч или волшебное платье. Попросите ребенка нарисовать себя смелого обладающего этом волшебным предметом в той ситуации где это необходимо.

4.​ Очень полезно регулярно обсуждать с ребенком что его беспокоит, объяснять почему происходят те или иные события, рисовать их или лепить, а в конце всегда говорить, что он со всем справится, все будет хорошо, что вы его любите и всегда поможете.

5.​ Так же важно помочь малышу создать новый позитивного образа себя «Я-смелый». Регулярно обращайте внимание на проявления храбрости в поведении ребенка, и подкрепляйте их соответствующими словами, рассказывайте о них другим (так, чтобы ребенок слышал) и т.д. Таким образом, вы сознательно создаёте ресурсные состояния у ребёнка, к которым он может обращаться в сложные моменты своей жизни.

6.​ Кроме того,полезно тщательно планировать мероприятия, где малыш может испугать, например, визит к стоматологу. Перед началом лечения познакомьте ребенка с доктором, обязательно назовите имя врача, предупредите его о страхах ребенка, и попросите уделить ребенку время до начала лечения, подробно рассказать, что и как будет происходить. Во время процедур будьте рядом , поддерживайте ребенка эмоционально, по возможности сохраняйте физический контакт. Важно чтобы ВЫ сами демонстрировали внутреннее спокойствие и уверенность, потому что дети очень чувствительны к эмоциональному состоянию взрослых и легко их «считывают». После события запланируйте приятные события, подготовьте воодушевляющий подарок, создайте группу поддержки.

Таким образом, ваша помощь ребенку состоит из двух частей

1.​ Вы помогаете ему разобраться, что его пугает или беспокоит, даете этому понятное объяснение и рассказываете, что будет происходить дальше. Проигрываете варианты решения через сказку, рисунок, лепку или театральный постановку, в которой ребенок находит новый способ поведения и выходит победителем.

2.​ Создаете эмоционально-позитивную основу и новый образа «Я-смелый» через применение соответствующих поведенческих моделей.

И самое важное, Вы сами должны быть спокойны и позитивны, только при этом условии ваш ребенок будет тоже спокоен, весел и успешен.

Полезные книги по теме:

  • Б. Дорис «Жила была девочка, похожая на тебя…»
  • Е. В. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии»
  • В. Оклендер «Окна в мир ребёнка»
  • С. Прокофьева «Машины сказки»
  • Дж. Дональдсон и Аксель Шеффлер «Груффало» и «Дочурка Груффало»

И мультфильмы:

  • «Птичка Тари»
  • «Ничуть не страшно» и «Ахи-страхи»
  • «Быть отважным»
  • «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»

Статья написана с использованием материалов работы Анны Бравославской.

Как помочь ребенку преодолеть страх

Как мы уже сказали, страхи в детском возрасте – это нормально. Но если нам они могут показаться смешными и глупыми, для ребенка это реальная проблема. Дайте ребенку почувствовать, что вам можно довериться, не смейтесь над его страхами. Если вы хотите помочь ребенку побороть страх, не игнорируйте его, выслушайте своего малыша, дайте знать, что он в безопасности.

Далее мы более детально рассмотрим самые распространенные страхи у детей дошкольного возраста и пути их преодоления.

Как распознать детский страх?

У малышей страх выражается в замирании или, наоборот, в повышенном двигательном беспокойстве, они плачут, прячутся за маму или убегают. Источник страха в этом случае выявить нетрудно.

Дошкольники и школьники не всегда могут рассказать о том, что их пугает. Родителей должны насторожить постоянная напряженность ребенка, двигательное возбуждение, повышенная утомляемость, беспокойный сон, частые головные боли, капризность и плаксивость. Все это говорит о том, что ребенок находится в состоянии хронического беспокойства и тревоги, и ему потребуется помощь психолога.

Основные методы диагностики страхов у детей старше 3-х лет основаны на рисунках («Рисунок семьи», «Нарисуй, чего ты боишься»). Также используются такие методики, как «Страхи в домиках», «Закончи сказку». С их помощью можно узнать, что тревожит и беспокоит ребенка, какие страхи у него преобладают.

В старшем школьном и подростковом возрасте психологи используют опросники, которые позволяют оценить степень психоэмоционального напряжения ребенка, уровень тревожности и предрасположенность к неврозу.

Осторожно выясните, что на самом деле происходит с вашим ребёнком и помогите ему справиться со страхами. Установите приложение родительского контроля «Где мои дети», чтобы знать, где он находится, что делает и с кем проводит время.

Страх темноты

Большинство из нас боится темноты. В темноте дети чувствуют себя беззащитными, появляется страх перед неизвестным. Чтобы снизить тревогу ребенка перед сном, оставляйте дверь в коридор открытой или включайте ночник. Пусть малыш сам управляет освещением в своей комнате. Чтобы подружите ребенка с темнотой, выходите на прогулки в темное время суток, обсудите, что интересного можно увидеть в темноте (звезды, светлячки и т.д.).

Клинические проявления фобий подростков

В определенном возрасте и определенных ситуациях тревожность и страх являются нормальной реакцией организма на происходящее вокруг. Например, вполне объяснимо беспокойство перед предстоящей контрольной, экзаменом, выступлением в школе/ВУЗе, первым свиданием. В данной ситуации тревога, наоборот, помогает мобилизовать все ресурсы организма перед важным событием, действовать более эффективно.

Важно!

В отличие от физиологически и психологически нормальной тревоги, фобии иррациональны. Они не связаны с реальной угрозой, страх сопровождается ощущением собственной беспомощности, полностью овладевает сознанием, негативно сказывается на образе жизни, ведь подросток всеми силами стремится избежать провоцирующих подобное чувство обстоятельств.

Постоянное беспокойство и тревога вносят разлад практически в любую деятельность. Падает успеваемость, может появиться враждебность. Типична заниженная самооценка, чувство неуверенности в себе, зависимость от мнения окружающих, безынициативность.

Классификация

В зависимости от содержания страхов выделяют несколько форм подростковых фобий:


  • Социофобия: сильнейший страх оказаться в центре внимания, сказать или сделать то, что вызовет насмешки или неодобрение окружающих. При агорафобии боятся публичных выступлений, избегают приема пищи в кафе, вечеринок, клубов и дискотек, иногда пациент, несмотря на физиологические потребности, не может пересилить себя и посетить общественный туалет.
  • Агорафобия; боязнь оказаться в толпе, общественном месте, транспорте. Для такой формы фобического расстройства характерны приступы панических атак, которые сопровождаются усилением сердцебиения, одышкой, тахикардией, не исключены нарушения сознания, дезориентация.
  • Специфические (изолированные) подростковые фобии. Отличаются появлением неконтролируемого страха в строго определенной ситуации или же перед какими-либо объектами. Это может быть боязнь высоты, темноты, животных, насекомых. Иногда на это долго не обращают внимания, так как подросток (и его родители) приспосабливаются к нему, избегая провоцирующих тревогу ситуаций.

В отдельную группу выделяют школьную фобию, которая проявляется боязнью оценки знаний, несоответствия требованиям учителей, перехода в следующий класс, другую школу и т.д. В подобных случаях характерны частые прогулы, уклонение от посещения занятий под любым предлогом.

Боязнь монстров

Чтобы дать понять ребенку, что монстров не существует, не стоит пытаться объяснить это логически. Для ребенка его фантазии кажутся куда более реальными, чем ваши доводы. Перед сном, загляните вместе с ребенком под кровать и во все другие места, где, по мнению малыша, может прятаться монстр. Помочь ребенку избавиться от страха может веселый ритуал, который отгоняет чудовищ. Также можно попробовать описать монстра так, чтобы он показался малышу смешным и нелепым. Забавное не может быть страшным.

Как бороться?

  1. Беседа о страхе.
    Самое простое, что может помочь в борьбе со страхом, — беседа. Во время диалога, будьте спокойны, говорите неторопливо. Чем больше ребёнок расскажет о своем страхе, тем быстрее он сможет от него избавиться.
  2. Рассказ или сказка о страхе
    . Сочините вместе с ребенком сказку на тему его страха. Важно, чтобы в конце сказки был герой, который побеждает страх.
  3. Рисунок страха.
    Методы арт-терапии очень эффективны в борьбе со страхом. После того, как ребёнок нарисует, можно сжечь или разорвать и выбросить рисунок страха. Хвалите ребенка, обращая его внимание на то, какой он молодец, что смог победить страх.
  4. Определить источник страха.
    Некоторые источники страха можно легко ликвидировать. Например, если ребёнок боится темноты, то на ночь можно зажигать ему маленький ночник.
  5. Талисман для борьбы со страхом.
    Создайте, или пусть ребенок выберет какой-то предмет, который будет поддерживать его, когда ему будет страшно.
  6. Похвала и поддержка.
    Повышение самооценки ребенка способствует устранению многих страхов.
  7. Расскажите ребёнку о своих страхах
    и о том, как вы их преодолевали.
  8. Придумайте защитный ритуал.
    Например, «защитника от страхов»: плюшевого мишку или какие-то волшебные слова.

Важно!

  • Не действуйте с помощью силы, это усугубит страх ребёнка.
  • Не стыдите ребенка за проявление страха.
  • Ликвидируйте внешние фрустрирующие факторы.

Ночные кошмары

Часто дети не хотят ложиться спать, потому что боятся, что им приснится кошмар. Психологи считают, что сны – это во многом отражение нашей жизни. Причиной ночных кошмаров может быть негативное эмоциональное состояние малыша. Постарайтесь оградить ребенка от переизбытка информации и впечатлений, от ругани и скандалов, больше хвалите ребенка. Чтобы малыш легче засыпал, проводите больше времени на свежем воздухе. Побудьте с ним рядом, пока он не уснет, положите рядом любимую игрушку. В случае если ребенку слишком часто снятся кошмары, то необходимо обратиться за помощью к специалисту. Чтобы разобраться с этой проблемой, вы можете посетить индивидуальные занятия с психологом в детском . Снять тревожность и побороть страхи ребенка также поможет песочная терапия.

По данным исследований, самыми частыми героями кошмарных снов у детей дошкольного возраста являются Волк и Баба Яга. Эти персонажи являются олицетворением злых, строгих, раздражительных взрослых, которых ребенок боится в реальной жизни.

Что делать, если ваш ребенок всего боится

Каждый детский возраст имеет свои особенные “страшилки”. Все они несут определенную функцию и помогают малышу адаптироваться по мере взросления к меняющимся условиям жизни.

От 6 месяцев до 2 лет

Первые страхи появляются уже в периоде младенчества. Примерно в 6 месяцев ребенок может заплакать, увидев перед собой незнакомца. Этот страх связан с различением своих и чужих, которые и вызывают резкую реакцию у малыша.

В возрасте 7-9 месяцев ребенок начинает двигаться, ползать и, по мере обучения, сталкивается с различными опасностями: несъедобными предметами, животными и насекомыми, знакомиться с категориями горячее/холодное. Так появляется страх пугающих ситуаций, громких звуков, незнакомых объектов.

В 2-3 года

В этот период формируются предметные страхи. Они вызваны инстинктом самосохранения: такие эмоциональные реакции помогают избежать чего-то потенциально вредного. Например, громкие внезапные звуки, одиночество (мама ушла или оставили одного в комнате), уколы и боль от медицинских манипуляций неизменно пугают малыша. Психологи наблюдают зависимость между уровнем интеллектуального развития ребенка и количеством предметных страхов в этот период. Чем умней малыш, тем больше пугающих ситуаций он осознает.

Именно в этом возрасте появляется страх темноты и ночные кошмары, как следствие боязни потерять маму. Это частное проявление страха одиночества, связанное с потребностью в безопасности и заботе.

Также могут появиться боязнь огня, пожара, природного катаклизма (урагана, грома, землетрясения), животных. Считается, что эти страхи необходимы для выживания ребенка.

Такие сюжеты могут стать основой для страшных снов у малыша. Если вы столкнулись с проблемой ночных кошмаров у детей, читайте об этом подробнее в статье “Ребенку снятся страшные сны? Без паники!”

В 4-7 лет

Страхи этого возраста можно разделить на 2 основные категории: воображаемые и внушенные. И те, и другие не связаны с реальными опасностями, а являются проявлением бурной фантазии ребенка. Так малыш может начать бояться буквально всего: темноты, природных стихий, сказочных героев, животных, бандитов и войн.

Если страх воображаемый, то его источником является сам ребенок. Это неизбежный этап при развитии абстрактного мышления и способности к фантазированию в дошкольном возрасте.

Если страх внушенный, то причиной его появления стали рассказы сверстников, родственников, книжки и сказки. Дети этого возраста обожают рассказывать друг другу “страшилки”, испытывая при этом смешанные чувства тревоги и удовольствия от производимого эффекта. А старшие родственники, особенно бабушки и дедушки, любят припугнуть ребенка последствиями тех или иных действий: “не подходи — упадешь”, “не гладь — укусит”, “бабайка заберет”, “волчок унесет”.

Для впечатлительный малышей лучше ограничить пугающий контент. Не стоит обсуждать при нем пожары, убийства, несчастные случаи — все эти истории мгновенно найдут отражение в фантазиях ребенка.

Отдельной категорией выделяют, так называемый, экзистенциальный страх — глубинный страх смерти — своей и родителей. Малыш потихоньку осознает, что жизнь конечна, и это открытие его пугает. Некоторые дети бояться засыпать, поскольку могут умереть во сне. Эти фантазии подкрепляются рассказами родственников, не способных объяснить феномен смерти: “бабушка уснула и больше не проснется”.

Что усугубляет детские страхи

Родителям стоит понимать, что на появление боязни того или иного предмета влияют множество факторов. Это такое влияние среды как:

  • конфликтная семейная ситуация, ссоры, споры;
  • смерть или болезнь кого-то из родственников;
  • напряженная ситуация в коллективе ребенка (обиды со стороны сверстников, шантаж, конфликты);
  • высокая тревожность самих родителей;
  • слишком авторитарный, жесткий тип воспитания;
  • гиперопека со стороны родителей;
  • изоляция малыша от общения со сверстниками;

И особенности психики самого ребенка.

Больше всего от страхов страдают детки с впечатлительным характером. Они более чувствительны по своей природе и хуже переносят ситуации неопределенности. Подробнее о таких малышах я написала в статье “Ребенок боится оставаться без мамы”.

Впечатлительные дети легче поддаются внушаемым страхам. Они более склонны к тревоге: любой толчок извне, особенно слова авторитетного взрослого, могут стать “спусковым механизмом” для появления навязчивых мыслей и образов, пугающих малыша.

К чему приводят детские страхи

Так ли это опасно? Может, стоит просто дать ребенку “перерасти” этот период или подождать, пока он сам научится справляться с трудностями?

К сожалению, обилие боязней и тревог в жизни малыша сильно снижает ее качество. На их фоне могут появиться:

  • заниженная самооценка, неуверенность в себе;
  • безволие, чувство обреченности, ведь ребенок не умеет справляться с “монстрами”, которые его преследуют;
  • вспышки немотивированного гнева (из-за истощенной нервной системы и подавляемой агрессии);
  • нарушение отношений в коллективе, социальная изоляция (ребенок уходит в свои переживания и страхи, все меньше времени уделяет общению);

Чтобы не допустить появления этих неприятных последствий, давайте научимся помогать ребенку в его работе над страхом.


Страх расставания со значимым взрослым

Родители (или люди, их заменяющие) являются для ребенка самыми близкими и дорогими людьми. Когда родитель куда-то уходит, у малыша возникает страх, что мама или папа могут к нему не вернуться. Такая ситуация часто возникает, когда ребенок только начитает ходить в детский сад и проходит период адаптации. Чтобы помочь ребенку справиться со страхом разлуки, когда вы куда-то уходите, обязательно попрощайтесь с ним, объясните, куда вы идете и когда вернетесь, иначе малыш может подумать, что его бросили. Если вы будете исполнять свои обещания и приходить вовремя, ребенок поймет, что его любимый человек всегда к нему возвращается, и перестанет бояться вашего ухода.

Страх одиночества

Некоторые малыши привыкают быть неразлучными с мамой и боятся оставаться одни даже на короткое время. Чтобы помочь ребенку преодолеть страх, начните приучать его к одиночеству (в хорошем смысле этого слова). Когда ребенок научится играть один, постепенно отходите от него на расстояние. Сначала это может быть другой конец комнаты, потом соседняя комната. Уходите ненадолго, чтобы малыш не успел испугаться. Со временем ребенок привыкнет к вашему временному отсутствию.

Помочь ребенку избавиться от страхов можно только в том случае, если вы понимаете, насколько эта проблема серьезна для ребенка. Помните, что ваш малыш ждет от вас принятия и поддержки.

Боязнь животных

Дети, как и взрослые, могут бояться животных. Этот страх вполне оправдан, ведь мы не знаем, чего ожидать от чужих питомцев. Не стоит игнорировать такие страхи и смеяться над ребенком, если он опасается какого-либо животного. Попробуйте поддержать его. Покажите ребенку пример взаимодействия с животными. Но не ждите быстрых результатов. Ребенок избавится от страха, если на протяжении некоторого времени, он будет видеть, как вы спокойно гладите собаку соседа. Расскажите, что можно и как нельзя обращаться с братьями нашими меньшими.

Страх смерти

Дошкольный возраст – это время, когда ребенок начинает осознавать вещи, связанные со смертью. Дети могут заметить мертвое животное на улице, случайно услышать о чей-либо смерти в разговоре взрослых или столкнуться со смертью близкого человека. Осознав, что всё живое, в конце концов, погибает, ребенок может испытывать сильнейший стресс. Если ребенок сам заговорит о том, что его расстраивает чья-то смерть, у вас есть отличный шанс помочь малышу стравиться со своим страхом. Не прячьтесь от ответа, объясните ребенку, что смерть, это то, что происходит со всеми и не нужно этого бояться. Если в жизни ребенка произошло стрессовое событие, связанное со смертью, но малыш не говорит о своих переживаниях, подтолкнуть его выразить свои чувства через творчество (арт-терапия, песочная терапия, скозкотерапия) и игру. Страх смерти у ребенка дошкольного возраста может появиться не сразу после травмирующего события. Будьте внимательны к своему ребенку, проявите деликатность.

Детские страхи: причины и способы преодоления

Ваш пятилетка боится темноты и просит побыть в его комнате, пока он не уснёт? Это нормально! Наш новый блогер, психолог Анита Вайаканти, рассказывает, какие детские страхи возникают у детей разного возраста, с чем они связаны и как помочь ребёнку с ними справиться.

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

ПОДПИСАТЬСЯ

Один из самых распространённых запросов родителей на моих консультациях — детские страхи. Родители хотят помочь ребёнку преодолеть их и, конечно же, узнать причину появления. Детский страх — это ощущение тревоги или беспокойства у ребёнка до 16 лет.

Считаю, что очень важно обращать внимание на детский страх и помогать ребёнку преодолевать его. Когда маленький человек побеждает свои страхи при поддержке родителей или специалиста, он узнаёт, что такое защита, поддержка и внутренняя сила (его самого), в полной мере. Эти знания и опыт помогают ему при формировании таких качеств, как смелость, уверенность и инициативность.

Почему так важно преодолевать страхи, я сказала, теперь давайте обсудим возможные причины появления детских страхов. Наверное, самый популярный мой ответ на этот вопрос — это то, что существуют так называемые возрастные страхи. То есть в определённом возрасте у детей появляются определённые страхи, которые обусловлены формированием психики, мозга и, конечно же, их опытом.

Возрастные периоды и страхи, которые появляются в них:

От 0–1 года

: страх разлуки с мамой; незнакомых; врачей; уколов; шума (резких и неожиданных звуков); страх глубины (при купании).

В 1 год

: у детей на второй год их жизни может преобладать страх одиночества и незнакомых взрослых людей.

В 2–3 года

: страх наказания; животных; страх боли; высоты и движущегося транспорта.

В 4–5 лет

: страх сказочных персонажей или любых выдуманных героев; темноты; одиночества; страх при засыпании.

В 6–7 лет

: страх смерти (своей или близких); животных; сказочных персонажей; страшных снов; страх пожара; темноты; привидений.

В 8–10 лет

: преобладают школьные страхи (опоздание в школу; страх ответа у доски; страх перед контрольной работой; страх учителей; порицания). Страх потустороннего мира, беды. Также у мальчиков может быть ярко выражен страх смерти.

В 11–16 лет

: страх смерти, войны, стихии, нападения; страх заболеть чем-то серьёзным; страх проявить себя; страх изменения (это связано с физиологическими изменениями в организме подростков).

Теперь мы знаем, какие страхи в каком возрасте преобладают в детском сознании, время разобраться в их причинах.

Причины сильных детских страхов:

1. Негативный детский опыт

— это любая травмирующая ситуация, то есть то, что сильно напугало ребёнка: собака, поезд, громкий крик и так далее.

2. Ошибки в воспитании

— нарушенная привязанность, отсутствие гармоничных отношений между мамой и ребёнком могут служить катализатором детских страхов.

3. Тревожные родители

— эмоциональное беспокойство, напряжённость взрослых, установка на неудачу и наличие своих собственных нерешённых страхов (особенно у мамы) передаются ребёнку. Такие установки, как «Ты упадёшь», «Ты ударишься», «Тебя может сбить машина» и так далее формируют чувство тревоги в ребёнке, которое потом трансформируется в страх.

4. Конфликты и агрессия в семье.

Конфликты между родителями сильно влияют на детей. Часто дети чувствуют вину за ссоры родителей и боятся оказаться их причиной. Агрессивное поведение по отношению к любому человеку ещё ни разу не было признано положительным. Когда родители доминируют, наказывают и властвуют, у ребёнка теряется базовое доверие к миру и ощущение безопасности. Как следствие, такие дети находятся в постоянном ожидании беды, что формирует проявление страхов.

5. Фильмы, компьютерные игры, видеоролики.

Ко мне часто приводили на консультации детей, которые в ютьюбе насмотрелись страшных роликов. Не зря фильмы имеют возрастные ограничения, ведь дети не могут критически посмотреть на происходящее в сюжете (будь то фильм или игра) и начинают бояться повторения подобного рода ситуаций в их жизни.

6. Психические расстройства.

Страх может быть признаком невроза, невропатии. Для того чтобы это определить, нужна диагностика у нескольких специалистов.

Что может помочь ребёнку справиться со страхом?

1. Общение.

Разговаривайте с ребёнком, спрашивайте у него, чего он боится и почему. Рассказывайте о своих страхах и о том, что вам помогло их преодолеть. Если ребёнок не хочет отвечать, то спросите, чего боится его игрушка (в игровой форме). Вербализация страха притупляет его силу, и он уменьшается.

2. Рисование и лепка.

Страх можно нарисовать и выкинуть, можно залить водой или нарисовать себя рядом — «не боящегося». Можно слепить и изменить в нём что-то, сделать смешным.

3. Сказка.

Сказку можно сочинить вместе. Попросите ребёнка сочинить историю, в которой он является главным героем и сталкивается с чем-то страшным (важно аккуратно к этому подвести), пусть ребёнок даст волю своей фантазии, но в конце обязательно попросите его завершить сказку так, чтобы он вышел победителем. Читайте сказки, где главный герой побеждает свои страхи. Обсуждайте их.

Выводы

Итак, мы перечислили для вас страхи, которые чаще всего встречаются у детей дошкольного возраста. Некоторые из них могут показаться незначительными и даже смешными. Но поверьте, для ребенка это серьезные переживания. В спокойной обстановке поговорите с малышом о том, что его беспокоит. Постарайтесь сделать так, чтобы он почувствовал себя в безопасности. Освободиться от страхов поможет проигрывание стрессовых ситуаций, рисование своих страхов, сказкотерапия и песочная терапия.

Страхи являются ведущим проявлением тревожных расстройств у детей. Различные тревожные расстройства встречаются у 15—20% детей и подростков [1]. По данным С. Essau и J. Gabbidon [2], в различные периоды в детском и подростковом возрасте частота тревожных расстройств достигает 9—32%. По мнению А.Г. Головиной [3], распространенность данной патологии гораздо выше, однако лишь незначительная часть детей с психопатологическими симптомами, достигающими клинического уровня, получают медицинскую помощь.

Средневековый врач Ибн-Сина (Авиценна) писал, что у человека в отличие от животных страх связан не только с непосредственным восприятием угрозы, но и с предчувствием того, что должно случиться то, что повредит ему. По мнению К. Изарда [4], тревога состоит из множеств эмоций, одной из составляющих которых и является страх. В отличие от страха, тревога обычно беспредметна, иррациональна и не имеет конкретного стимула. Разграничение тревоги и страха обычно базируется на критерии, введенном в психиатрию К. Ясперсом, в соответствии с которым тревога ощущается вне связи с каким-нибудь стимулом («свободно плавающая тревога»), тогда как страх соотносится с определенным стимулом и объектом. Известный детский психиатр Х. Ремшмидт [5] считает, что страхи вызывают изменения на трех уровнях: на уровне переживаний опасения, ущерба и т. д.; на уровне поведения: стратегия избегания (бегство, уклонение); на физиологическом уровне: учащенные сердцебиение и дыхание, потливость.

Вместе с тем необходимо помнить, что страхи у ребенка могут быть и «нормальным» проявлением адаптации. Если страх оказывает незначительное влияние на повседневную жизнь ребенка или длится всего несколько недель, то он скорее всего является частью нормального развития. Но так как дети и окружающая их среда непрерывно меняются, страхи, нормальные для одного возраста, могут стать препятствием для развития навыков социального взаимодействия в другом [6]. Тревога, возникающая как ответ на неопределенную или угрожающую ситуацию, а также на дефицит информации, является нормальной приспособительной реакцией, мобилизующей организм на случай возникновения реальной угрозы или трудной ситуации. Ч. Дарвин писал, что способность к переживанию страха, являясь врожденной особенностью человека и животных, играет значительную роль в процессе естественного отбора. По его мнению, на протяжении жизни множества поколений этот адаптивный механизм совершенствовался, поскольку побеждал и выживал тот, кто оказывался наиболее искусным в избегании и преодолении опасности.

Развитие тревожных расстройств у детей происходит при взаимодействии биологических, психологических и средовых факторов. Факторы риска включают родительскую тревожность, личностные особенности ребенка с тенденцией к замкнутому стилю поведения, травматические (негативные) стрессовые события в жизни ребенка, а также стиль воспитания.

Следует отметить и роль наследственной отягощенности по тревожным расстройствам. Исследование, проведенное C. Last и соавт. [7], показало, что тревожных детей чаще воспитывают тревожные родители, чем их нетревожных сверстников. Наследственная отягощенность по тревожным расстройствам отмечается у 40—50% детей [8]. А. Caspi и соавт. [9] предполагают, что по наследству передается пониженная стрессоустойчивость. По мнению Э.Л. Казанцевой [10], фобические расстройства у детей и подростков преимущественно развиваются на измененной биологической и/или социально-психологической «почве», непосредственно после дополнительных острых ситуационных или соматических вредностей.

T. O’Connor и соавт. [11] и K. Bergman и соавт. [12] изучали воздействие антенатальной материнской тревоги на развитие ребенка. Выяснилось, что высокий уровень тревожности на 32-й неделе беременности удваивает риск возникновения у ребенка эмоциональных нарушений и гиперактивности и нарушения внимания в возрасте 47 и 81 мес у мальчиков и девочек. Тревожность на 18-й неделе также способствовала развитию поведенческих и эмоциональных нарушений, но только у девочек. Особое внимание роли стресса в перинатальном периоде в возникновении тревожных расстройств у детей уделяется также в работах K. Beesdo и соавт. [1] и R. Fine и соавт. [13].

B. Van der Bergh и А. Marcoen [14] предположили, что у детей тревожных матерей моноаминергические системы мозга (в том числе гипоталамо-гипофизарная и лимбическая) могут быть пренатально запрограммированы повреждающим воздействием гормонов, опосредующих тревогу, на 12—22-й неделях гестации.

Врожденный темперамент ребенка и стиль воспитания также являются механизмами, влияющими на связь между родительской и детской тревожностью [15]. Особое внимание уделяется торможению поведения (behavioral inhibition)

[16]. Такие дети характеризуются выраженной неуверенностью при попадании в незнакомые социальные ситуации. Примерно 15—20% детей в популяции характеризуются подобным темпераментом [17].

По мнению W. Jacobs и L. Nadel [18], в основе появления фобий лежит сочетание незрелости нервной системы (особенно, гиппокампальных структур) и опыта переживания страха. Реакция страха, возникающая при появлении опасности, развивается, но личность еще не умеет правильно дифференцировать опасные и безопасные ситуации.

A. Etkin и T. Wager [19] отметили, что у пациентов с тревожными расстройствами имеет место патологическое перевозбуждение в миндалевидном теле и инсуле. При тревоге активируется «круг страха», включающий миндалевидное тело, вентральные отделы префронтальной коры и передние отделы singulate

коры [20]. Дефицит эмоциональной регуляции не позволяет преодолеть «нормальные» страхи или привыкнуть к ним. Дисгабитуация (отсутствие привыкания) страхов обусловливает возвращение преодоленного страха.

Говоря о причинах развития тревожных расстройств у детей, необходимо на первое место поставить роль психотравмирущих факторов. В.В. Ковалев [21] выделял следующие виды психотравмирующих ситуаций в детском возрасте: шоковая, ситуационная кратковременная, хроническая психотравмы и эмоциональная депривация.

Согласно теории Дж. Боулби [22], детско-материнская привязанность характеризуется наличием надежных и устойчивых отношений между ребенком и ухаживающими за ним взрослыми. По мнению автора, привязанность представляет собой поведенческую систему, которая определяется близостью матери и ее заботой о ребенке. Главным фактором, предупреждающим возникновение тревоги и страха, считается формирующееся ожидание того, что в опасных ситуациях объект привязанности (чаще всего это мать) будет всегда рядом. Если ребенок приобрел этот фундамент безопасности, то он осмеливается в присутствии своего объекта привязанности исследовать окружающий его мир. Вера или неверие в объект привязанности формируется в зависимости от реального опыта, с раннего детства и до подросткового возраста и, по мнению Дж. Боулби, на всю жизнь сохраняется в своем своеобразии. Наиболее важная фаза — это период от 6-го месяца до 5-го года жизни. В этом возрасте, считает автор, важнейшая задача развития ребенка — формирование привязанности. Частые проявления поведения привязанности по отношению к родителям отчетливо ослабляются лишь с началом подросткового возраста. Если ребенку не дают испытать тепло, близость и непрерывные отношения с матерью или каким-то другим объектом привязанности, то нарушается гомеостаз. Дж. Боулби называет это состояние депривацией

. Если в раннем детстве ребенок переживает неуверенность в том, что объект привязанности находится у него в распоряжении, то, по Дж. Боулби, формируется тревожное и неуверенное поведение привязанности. У детей, считающих окружающий мир ненадежным, недоступным, враждебным или угрожающим, могут впоследствии возникать сильная тревожность и формироваться поведенческие паттерны избегания. Признаками надежной привязанности являются следующие: 1) объект привязанности может лучше других успокоить ребенка; 2) ребенок обращается за утешением к объекту привязанности чаще, чем к другим взрослым; 3) в присутствии объекта привязанности ребенок реже испытывает страх [23].

По мнению H. Sullivan [24], если у ребенка с самого начала будет создано чувство межличностной надежности, то оно не даст развиться тревожности. Основным источником тревожности для ребенка является неодобрение со стороны значимых людей. При этом личность — адаптационное образование, которое во многом базируется на переживании тревожности.

Описывая проявления страхов, необходимо коснуться такого понятия, как фобия — навязчивое переживание страха с четкой фабулой при наличии достаточной критики. Такие страхи обостряются в определенных ситуациях, носят яркий, образный, чувственный характер. Обычно переносятся чрезвычайно мучительно из-за двойственного отношения к ним — продолжающегося переживания страха на фоне понимания его необоснованности. Больные рассматривают свои переживания как болезненную слабость, безволие, странность. Существенный признак фобий — выраженная борьба с ними [25]. С.Н. Давиденков [26] утверждал, что полная сохранность критики характерна лишь вне приступов. Следует отметить, что дети, в отличие от взрослых, не всегда критично относятся к содержанию фобий. Они часто бывают убеждены, что пугающий стимул грозит серьезной опасностью. В отличие от большинства взрослых, страдающих специфическими фобиями, дети зачастую не понимают, что их страхи чрезмерны и необоснованны.

Около 2—4% детей переживают специфические фобии в какой-то период своей жизни [27]. У детей со специфическими фобиями наблюдается чрезмерный, патологический страх перед чем-либо, что представляет собой ничтожную угрозу или опасность или же вообще их не представляет.

Тревожные дети отличаются сверхчувствительностью к угрожающим событиям и тенденцией к интерпретации двусмысленных ситуаций как угрожающих.

Большая часть детских фобий связана с естественными опасностями и пугающими стимулами, которые преследовали человечество на всем пути его развития. К ним относятся: змеи, темнота, хищники, высота, кровь, громкие звуки и незнакомые места. Фобии, связанные с животными, темнотой, насекомыми, кровью и травмами, обычно возникают в возрасте 7—9 лет, что делает их похожими на страхи, характерные для нормального развития. Однако клинические фобии имеют тенденцию сохраняться гораздо более продолжительное время, чем нормальные страхи, хотя и те, и другие со временем ослабевают. Наиболее распространенные страхи у младенцев, детей и подростков по Э. Мэш и Д. Вольф [6] перечислены в таблице.


Страхи, возникающие в младенчестве, детстве и подростковом возрасте [6]

Для страхов детей дошкольного возраста характерны простое конкретное содержание и сочетание с яркими, визуальными, пугающими образами. Наиболее частым страхом является боязнь темноты (никтофобия). Дети, которых пугает темнота, боятся спать в темной комнате и стремятся оставаться в родительской постели.

В младшем школьном возрасте часто отмечается страх одиночества (изолофобия). Данный страх можно отнести к проявлениям агорафобии. Термин «агорафобия» употребляется здесь в более широком смысле, чем при его изначальном введении, или как он до сих пор трактуется в некоторых странах. Теперь он включает страхи не только открытых пространств, но также близких к ним ситуаций, таких как наличие толпы и невозможность сразу же вернуться в безопасное место (обычно — домой).

При взрослении ребенка возникают опасения, связанные с состоянием здоровья и смертью [28]. X. Ремшмидт [5] отмечает, что к возрасту завершения пубертата лидирующую позицию среди страхов начинают занимать опасения, связанные с социумом.

А.Г. Головина [3] пишет, что если в 60—70-е годы исследователи регистрировали высокую частоту таких феноменов, как страх перед космическим пространством, вторжением инопланетян, то к концу ХХ века они отмечаются все реже и в последние годы практически не упоминаются и, наоборот, появились мистические страхи, порожденные потоком информации, культивирующей предрассудки и суеверия, поддерживающей склонность к «магическому мышлению» (страх домовых, духов, привидений, оборотней, вампиров).

Проведенное нами ранее исследование [29] показало, что психическое состояние детей с тревожно-фобическими расстройствами характеризуется коморбидными нарушениями внимания и памяти. Психофизиологическое исследование с помощью теста непрерывной деятельности TOVA (the Test of Variables of Attention) выявило у детей с фобиями достоверное повышение показателей невнимательности и, особенно, импульсивности по сравнению с детьми из контрольной группы. Кроме того, психологические исследования показали, что у детей с данной патологией показатели кратковременной слухоречевой и зрительной памяти достоверно ниже соответствующих показателей, наблюдаемых у их здоровых сверстников. На связь мнестических и тревожных расстройств у детей указывали также R. Vasa и соавт. [30]. Можно предположить, что в основе коморбидности фобических расстройств и когнитивных нарушений лежат изменения пластичности нервной системы.

Ведущую роль в терапии невротических страхов играют транквилизаторы (анксиолитики). В эту группу входят психофармакологические средства, уменьшающие проявления тревоги, эмоциональную напряженность, страхи. Учитывая побочные эффекты препаратов из группы бензодиазепинов, в последнее время для лечения тревожных расстройств более активно используются небензодиазепиновые транквилизаторы.

Наряду с ними широкое применение в лечении данной патологии получили так называемые транквилоноотропы, ярким представителем которых является ноофен (aminophenylbutyric acid). Отличительная особенность препарата ноофен заключается в том, что он обладает свойствами и транквилизирующего, и ноотропного препарата. Ноотропное свойство основано на антигипоксическом действии, улучшении ГАМКергической нейромедиаторной передачи, повышении энергетических ресурсов, активации метаболических процессов, улучшении функциональных особенностей нейронов. Необходимо учитывать, что ноофену (как производному фенилэтиламина) присущи дофаминмиметические свойства, которые усиливают его антиастеническое действие. Кроме ноотропного ноофен оказывает и умеренное транквилизирующее (анксиолитическое) действие, уменьшая напряженность, тревогу, страх, эмоциональную лабильность, слезливость, раздражительность, нормализует сон [34, 35].

Транквилизирующее действие ноофена связано с его способностью усиливать контролирующую функцию кортикальных структур над субкортикальными, в том числе и лимбическими, за счет патогенетического воздействия: улучшения ГАМКергической нейромедиаторной передачи [35]. Анксиолитическое действие препарата проявляется как в снижении тревожности, так и в уменьшении страха перед речью, что очень важно в лечении заикания. По мнению О.С. Чабана и Е.А. Хаустовой (2009), фармакологическое действие ноофена имеет дозозависимый характер: с увеличением дозы препарата увеличивается его транквилизирующая активность [36].

Сочетание данных эффектов является большим преимуществом ноофена, так как позволяет принимать лишь один препарат вместо двух с изолированным действием. Это особенно важно при использовании лекарственных средств у детей.

Ноофен выпускается в капсулах по 250 мг. Использование лекарственной формы в виде капсул позволяет повысить усвоение препарата и защитить слизистую оболочку желудка. Ноофен назначается детям от 8 до 14 лет — по 250 мг 2—3 раза/сут, старше 14 лет — по 250—500 мг 3 раза/сут в течение 4—6 нед.

С учетом того, что частыми спутниками тревожных расстройств у детей являются тики и заикание, очень важны результаты проведенных нами исследований, свидетельствующие о высокой клинической эффективности ноофена при лечении тиков как преходящих, так и хронических [37]. Кроме этого, применение ноофена позволило добиться уменьшения заикания. Улучшение было получено у большинства пациентов как с невротическим, так и с неврозоподобным вариантом данного расстройства. Повторные психологические исследования после окончания курса лечения выявили уменьшение показателей тревожности у 83% детей с заиканием. Необходимо отметить, что у пациентов с невротическим заиканием отмечалось уменьшение логофобии (страх перед речью).

Сравнительный анализ результатов электроэнцефалографического исследования показал, что после окончания курса ноофена отмечалась положительная динамика в виде возрастания представленности альфа-активности в затылочных областях, что свидетельствует об улучшении функционального состояния головного мозга [37].

Кроме этого, нами было показано, что применение ноофена позволяет значительно уменьшить проявления затяжных тревожно-фобических расстройств. Следует особенно отметить выраженное снижение проявлений вегетативной дисфункции после лечения. Результаты психофизиологических исследований позволили подтвердить клинические данные и свидетельствовали об уменьшении нейрокогнитивного дефицита после курса ноофена [38].

Важной особенностью препарата является низкая частота возникновения побочных эффектов. В редких случаях на фоне приема ноофена отмечалась преходящая дневная сонливость или, наоборот, регистрировалось повышение двигательной активности и появление трудностей при засыпании. Эти нежелательные симптомы могут появиться в начале курса и проходят через 2 недели в ходе лечения. Необходимо отметить, что данные проявления не приводят к прерыванию терапии. Других побочных явлений выявлено не было.

Таким образом, ноофен является высокоэффективным и безопасным средством лечения тревожных расстройств у детей и подростков.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]