Как развить мозг на 100 процентов | Упражнения для мозга

В качестве эпиграфа хочется привести слова известного ученого, исследователя и популяризатора науки Константина Владимировича Анохина, который большую часть своей жизни посвятил изучению феномена мозга:

«Человеческий мозг – величайшая тайна природы. Сегодня мы больше знаем о законах окружающего нас мира, космоса, вселенной, чем о самих себе. Но если человек создан природой, значит мы можем надеяться понять природу этого явления».

Главные признаки современного успешного человека

  • высокий интеллект;
  • хорошая память;
  • креативность;
  • интуиция;
  • эффективность;
  • способность быстро принимать правильные решения;
  • способность легко усваивать новые знания.

Психологические функции мозга – это производные от работы миллионов клеток. В среде обывателя далекого от академической науки, давно укрепилась поверхностное суждение суть коего сводится к утверждению, что среднестатистический человек использует свой мозг лишь на 3- 5%.

Многие задаются вопросом – как заставить работать мозг на все 100 ? Ответ найти непросто. Ядро ЦНС – высокоорганизованная структура, которая помимо когнитивных процессов (память, мышление, воображение) отвечает за поддержание жизни в теле человека и регулирует все биологические процессы, протекающие в нем.

Именно мозг заставляет биться наше сердце, контролирует работу легких и заставляет нас отдернуть руку от горячего предмета при первых признаках боли (благодаря способности чувствовать боль, мы можем надеяться дожить до глубокой старости).

Большинство процессов, протекающих в голове не должны осознаваться иначе это может привести к катастрофе. Эпилепсия – заболевание которое приводит к нарушению работы мозговой структуры. Мозг не в состоянии контролировать активность некоторых участков что приводит к потере памяти и конвульсивному обмороку.

Как заставить ЦНС работать быстрее

Ответить на этот вопрос нам помогут шахматы. Шахматисты высокого уровня тратят огромное количество времени на подготовку к турнирам и это неудивительно.

Тренировка памяти, быстрота реакции, способность принимать важные решения в условиях ограниченного времени, просчет вариантов партии на 30 – 40 ходов вперед — все это делает занятие профессиональными шахматами нелегким делом.

Все шахматисты премиум класса активно занимаются спортом и это несмотря на то, что шахматы тяжело связать с физическими нагрузками, а большую часть партии противники проводят, сидя в удобных креслах.

Наш организм – взаимосвязанная система. Правильная работа мозга зависит от многих факторов:

  • четко выверенный режим (сон, принятие пищи, прогулки на свежем воздухе, физические нагрузки)
  • правильное питание, диета
  • грамотное чередование периодов нагрузок и времени на отдых
  • правильное эмоциональное состояние
  • мотивация
  • бытовой комфорт

Один из простых ответов на вопрос как заставить мозг работать максимально эффективно, будет звучать так – ведите здоровый образ жизни!

Мозг, как и мышцы следует упражнять!

Не избегайте нового. Попадая в непривычную для вас обстановку или сталкиваясь с очередной проблемой требующей нестандартного решения вы заставляете свой мозг работать. Это должно войти в привычку.

Со временем многие задачи, казавшиеся ранее сложными уравнениями, превратятся в развлекательные головоломки. Мощность главного процессора напрямую связана с объемом перерабатываемой информации.

Главное – чувство меры. Не стоит излишне перегружать себя работой, но стоять на месте не получится. Либо ты медленно и уверенно развиваешься, либо спускаешься на ступеньку вниз.

Как же развивать мозг и память взрослому человеку?

Развитие мозга с учетом постоянно уменьшающего количества нейронов — это образование новых нейронных связей. Последние формируются за счет совершения новых действий и их повторения.

То есть чтобы мозг развивался, нужно постоянно давать ему новую пищу и обеспечить повторяемость этого процесса.

Что же нужно делать?

Легкий способ

Один ученый геронтолог проводил исследования долголетия монашек одной общины. Из 150 монахинь 25 были старше 90 лет, самым старшим из них было более 100 лет.

Все они были в здравом уме. Болезнь Альцгеймера обходила их стороной. Оказалось, что у них полностью отсутствует праздность ума.

Что они делают:

  • пишут диссертации (где бы вы хотели поучиться? Может настал тот самый момент?)
  • играют в интеллектуальные игры
  • решают головоломки

Но самое главное они ведут дневники, в которых пишут рукой. Но не просто перечисляют, что было с утра до вечера, хотя одно это упражнение очень развивает память.

Они размышляют над своей жизнью, думают, придумывают, строят планы.

Таким образом, для развития головного мозга вы должны писать, вести свой дневник.

Прямая выгода работы руками

Почему вы думаете, что нужно писать рукой, а не предположим печатать на компьютере?

Потому что кора головного мозга соединена с пальцами через более чем 3000 механорецепторов. И развивая пальцы рук, мы развиваем головной мозг.

Работая двумя руками, мы развиваем оба полушария головного мозга, а это очень важно. Развивая левое полушарие, мы развиваем только левое полушарие.

Развивая правое полушария, мы развиваем весь мозг. Это сказал французский ученый И. Соньер.

Есть специальные упражнения для рук, синхронизирующие работу обоих полушарий головного мозга. Их очень много приведу некоторые из них.

Растираем уши.

Разминаем и растираем одноименной рукой каждое ухо. Растягиваем ухо. Тянем вверх -наружу. Проходимся сверху — вниз, от верхнего края уха до мочки. Растираем до жара. Не забываем про ушную раковину, ее тоже массируем.

Делаем колечки.

Соединяем каждый палец руки с большим пальцем, начиная от мизинца до указательного пальца. Как только стало хорошо получаться, видоизменяем упражнение. Меняем направление, теперь начинаем с указательного пальца.

Йога для мозга

Она служит для того, чтобы прокачать клетки и повысить нейронную активность мозга. Желающим улучшить память и повысить обучаемость, в том числе детей в школе, делать обязательно.

Встаньте прямо. Возьмите левой рукой правую мочку уха, а левой рукой — правую мочку. Начинайте приседать. Приседаем — вдох, выпрямляетесь — выдох.

3-5 минут каждый день.

Совмещая приятное с полезным

О музыке можно говорить много и долго. Как она влияет на развитие мозга и памяти можно почитать статью Как использовать музыку для развития мозга и памяти — личный опыт. 5 лучших композиций (откроется в новом окне).

Важно слушать разную музыку. Глубокую, расслабляющую, ту, которая нравится. Мы получаем удовольствие и наши способности увеличиваются.

Музыка оживляет эмоции и чувства, которые связаны с правым полушарием. Тормошат его, включают образы.

Это доказано учеными Монреальского неврологического института с помощью томограмм. При прослушивании музыки активируются и участки мозга, которые отвечают за зрение в области правого полушария головного мозга.

Слушая музыку, мы видим образы, развиваем правое полушарие с его воображением, интуицией, образной памятью.

И если вы слушаете музыку Моцарта, то у работает вас практически вся кора головного мозга.

Его музыка наполнена переливами звуков, их перетеканием, переходами, неожиданно возникающими ни откуда. Биотоки мозга «работают» в том же 30-ти секундном ри.

Слушайте Моцарта, да и просто ту музыку, которая вам нравится. Есть музыка, которая расширяет память. Про такую музыку читайте статью Как использовать музыку для развития мозга и памяти — личный опыт. 5 лучших композиций (откроется в новом окне).

Но и это еще не все.

А что вы скажете про полифонические произведения? Вы знаете такие?

Полифония — это многоголосные композиции. Слушая такую музыку, при каждом вступлении голоса активизируется мозг, что хорошо видно на энцефаолограмме.

Поэтому для развития мозга, мышления, памяти обязательно включайте полифонические произведения.

Что это за композиции? Например, И.С. Бах Токката и фуга ре минор для органа BWV 565.

Вы ее все слышали много раз и хорошо знаете:

А еще можно слушать мастера полифонии Жоскена Депре. Вот, например, такую композицию:

Самое секретное упражнение для развития мозга и памяти, о котором никто не знает

Побыть барабанщиком. Учиться отбивать ритм. Сначала попробуйте одной рукой, потом пусть вторая повторит тот же ритм. Если вы правша, то левой будет это труднее сделать.

Когда все получится, то усложняйте задание. Отбивайте обеими руками разный ритм. Например, правой вы стучите 3 раза, затем левой один. Потом поменяйте руки. Очень легко и очень эффективно.

Таким образом мы налаживаем связи между полушариями головного мозга, их взаимодействие.

А если читать правильно?

Ученые советуют читать в день не менее 1 часа. Именно во время чтения создаются новые нейронные связи.

Когда вас захватывает чтение, оно вызывает яркие эмоции, образы, догадки, наш мозг работает, его активность повышается.

Поэтому, если читать через силу или скучную книгу, то активность головного мозга будет совсем иной.

И лучше всего читать бумажную книгу. Получая удовольствие от книги, вырабатывается гормон радости — дофамин. Он управляет памятью.

Доказано, когда человек счастлив, у него улучшается запоминание и он меньше устает. Вот здесь Татьяна Черниговская рассказывает, как просто развивать мозг и мышление:

Как же мозг понимает, что человек жив?

Как связано движение и развитие головного мозга?

Движение — это жизнь. Двигающиеся мышцы, передавая сигнал в мозг, дают ему понять, что человек жив и жизнь нужно сохранять.

Как можно заставить тело двигаться? Ходить быстрым шагом, приседать или делать физические упражнения. А можно прыгать на скакалке в течение 1 минуты.

Кроме того, если вы будете быстро ходить не менее 30-50 минут в день, то ваш мозг будет получать на 15% больше крови.

Регулярный приток крови крови улучшит кровообращение и, соответственно, функции мозга: концентрацию внимания и память.

Более того, новый приток крови способствует очищению мозга от метаболических отходов, которые участвуют в развитии болезни Альцгеймера.

А регулярная стимуляция притока крови улучшает функции мозга, а именно память и концентрацию внимания.

Можно ли проспать Альцгеймера?

Сон улучшает память. Необходимо спать, чтобы восстановиться. Помните известную поговорку? Утро вечера мудренее.

Лишение сна даже может убивать. Мухи и грызуны погибают без сна в течение от 2 дней до нескольких недель.

У человека, который плохо спит страдает обучаемость, замедляется реакция, ухудшаются когнитивные способности.

А причем тут болезнь Альцгеймера?

А дело вот в чем. Только во сне происходит активизация усиленного удаления продуктов метаболизма клеток головного мозга. В бодрствующем состояние этот процесс замедляется в разы.

Ученые доказали, что когда человек спит из межклеточного пространства удаляются ненужные белки. Один из них — бета-амилоид, который влияет на возникновение болезни Альцгеймера.

Поэтому сон очень важен и не нужно пренебрегать им.

Ментальная арифметика для взрослых?

Еще никто не доказал, что устный счет вредит. Наоборот, в последнее время стали популярными занятия по ментальной арифметике. Там, конечно, совсем все по-другому.

Дети учатся считать на счетах — абакусе. Они работают двумя руками. Так как у детей хорошо работает правое полушарие, им легко визуализировать абакус и проделывать те же самые операции мысленно.

Цель — мысленно передвигать на внутреннем экране плашки. Они проделывают это на высокой скорости.

В результате такого ментального счета улучшается память, воображение и все способности правого полушария.

Поэтому считать в уме — очень нужно и полезно. Мы тоже можем заниматься ментальной арифметикой: можем складывать в уме, вычитать, умножать, делить.

Используйте для этого мысленный экран. Или пишите сначала от руки, а потом проделывайте такие же вычисления мысленно.

Ниже пример из книги Рюта Кавашимы. Можете воспользоваться также любыми детскими тренажерами для умножения.

Замерьте, сколько у вас уйдет времени на решение этих примеров. На следующий день увеличьте скорость.

Когда полезные продукты вредны?

Конечно, это один из главных моментов в здоровье человека и в здоровье головного мозга в частности.

Есть перечень полезных для головного мозга продуктов. Но если вы добавите их в свой рацион без пересмотра подхода к тому, что вы едите, пользы будет мало.

Наоборот, можно очень навредить. Не самими продуктами, а их добавлением. Поэтому необходимо посмотреть, что вы едите и в каких количествах.

Нужно не добавлять, а заменять. Поэтому все полезные продукты для головного мозга и памяти мы вводим в свой рацион, заменяя старые, не нужные для организма.

А вообще-то можно есть все, что хочется, но понемногу.

Какие продукты: овощи, лучше зеленые. Всю траву) Яичный желток. Моя мама всегда делала бутерброды с яичным желтком нам сестрой по утрам перед школой.

Орешки, сыр, рыбы жирных сортов, фрукты, говядина, твердая пшеница.

Изменив питание, вы сможете улучшить память, повысить сообразительность.

Как легче всего учить языки?

Расширить нейронную сеть в головном мозге поможет изучение любого иностранного языка.

Советуют учить по 8-10 слов в день. Это правильно, но не практично. Я предлагаю учить фразами.

1 фразу в день наизусть. Напишите ее несколько раз, а потом выучите. Если вы не умете читать, то гугл вам в помощь. Есть много переводчиков с произношением.

У нас есть специальная музыка, которая помогает изучать иностранные языки. Если вы хотите о ней узнать, то читайте статью Как использовать музыку для развития мозга и памяти — личный опыт. 5 лучших композиций (откроется в новом окне).

Как улучшить память и работу мозга взрослому человеку в домашних условиях весело?

Загадки. Отгадывание, а самое главное их сочинение — очень большая тренировка для ума.

Отгадывание лабиринтов.

Можете дойти до Солнышка (финиш) за 10 секунд?

А вот такой сможете пройти? Сколько у вас получилось секунд?

Срежем путь?

Как укоротить дорогу? Вспомнив слова И. Соньера, мы понимаем, что развитие всего головного мозга и у детей и у взрослых дает развитие правого полушария.

Поэтому необходимо играть в игры и делать упражнения, задействующие правое полушарие головного мозга.

Что это за упражнения? Это упражнения на развитие фотографической памяти.

Есть очень веселая игра «Найди отличия». В нее и будем играть. Я сначала вам покажу одну картинку, а потом две очень похожих.

Вы должны будете сказать, какую я вам показала первой.

Поехали.

А теперь из двух выберите ту, что видели в первый раз.

Получилось? Отлично!

Есть еще специальные веселые и быстрые игры. Об этом много написано и приведены игры в статье Как развить память и внимание у взрослого человека — 6 лучших упражнений (ссылки откроются в новой вкладке).

А еще нужно научиться и смотреть стереограммы.

Это самая правополушарная техника. Мы особым образом настраиваем наше зрение, чтобы увидеть потрясающие картины. Что вы здесь видите?

В статье Как научиться смотреть стереограммы новичку вы найдете все про стереограммы, их виды, секреты, и о том, как научиться их смотреть (откроется в новой вкладке).

Работа над собой

Как заставить мозг работать на 100 процентов в понедельник утром? Никакой жалости к себе. Чтобы не случилось с вами вчера – ноги в тапки и в душ. Желательно контрастный. Несколько взмахов руками, приседания, упражнение на пресс.

Физические нагрузки на свежем воздухе способствуют выработке серотонина (гормона счастья) который отвечает за хорошее эмоциональное состояние. Легкий завтрак, витамины. Все, вы готовы к новой трудовой неделе.

Наш мозг «запоминает» наши настроения. Искусственно создавайте внутри себя ощущение подъема. Со временем это войдет в привычку и станет вашей второй натурой. Надо научиться правильно распределять свое время и не тратить его на плохие эмоции.

Откажитесь от употребления табака и алкоголя

Путь к совершенству проходит через самоограничение и дисциплину. Следует не только вести правильный образ жизни, но и принуждать себя постоянно развиваться и повышать уровень интеллектуальной деятельности.

Доказано что употребление табака значительно понижает работоспособность. Сто грамм алкоголя может временно повысить вашу работоспособность, но затем наступает спад, потеря внимания и концентрации.

Но не стоит превращаться в отшельника или аскета. Просто не теряйте чувство меры, а все, что вы делаете – делайте с удовольствием. Хорошее настроение – залог высокой работоспособности.

Каковы же практические рекомендации на тему, как развить мозг на 100 процентов? Самый простой способ развить когнитивные способности – решать интеллектуальные задачи. Развитию памяти, мышления и интуиции хорошо способствуют занятия с шахматами, разгадывание кроссвордов, написание статей или ведение дневника.

Но чтобы добиться серьезного прогресса в развитии своих способностей надо подходить к процессу обучения систематически и регулярно. В этом деле нет лучшего помощника чем высшее образование.

Учиться никогда не поздно. Хотите быстро повысить свой интеллект – добро пожаловать в институт. Если у вас нет возможности тратить столь много времени на обучение, запишитесь на какие-либо курсы, или получите дополнительное образование.

Привычка получать и осваивать новую информацию – основное отличие человека XXI века.

Будьте активны и любознательны. Установите новою операционную систему на вашем ПК, пишите стихи, изучайте новые виды деятельности. Старайтесь не лениться и не бойтесь проблем, которые ставит перед вами жизнь. Быстрый способ развить мозг на 100% — больше работать «головой».

Фармакология – чудо современной медицины. С середины 50-х годов прошлого столетия в мире начался настоящий бум. На свет появились чудо препараты которые сразу обрели популярность. Всевозможные пищевые добавки, витаминные комплексы и настойки изготовленные на основании «древних рецептов», а также вполне серьезные медицинские препараты используемые в современной психиатрии.

Действительно, многие из них доказали свою эффективность. Но будьте осторожны. По-настоящему качественные лекарства вам может порекомендовать только квалифицированный врач. Не стоит экспериментировать на своем здоровье.

Записывайте (даже если не будете перечитывать)

А ну-ка, быстренько, когда вы в последний раз что-то писали? Когда расписывались в паспорте? Когда припарковывались во втором ряду и оставляли записку тем, кого вы заблокировали – так и так, припарковался, пошел за спичками, вот номер телефона? Что-нибудь из избранных сочинений Есенина (или, как вариант, Маяковского) на стене подъезда? В наш век смартфонов, СМС-ок и соцсетей, мало уже кто умеет хотя бы шантажировать блудное начальство с помощью записок, изящно выведенных от руки на листке бумаги. И очень жаль, ибо тем самым мы жертвуем эффективным методом применения моторной памяти для запоминания абстрактной информации.

Метод:

Процесс написания от руки вызывает всплеск активности нервной системы, о котором не стоит и мечтать тем, кто просто «долбит по клаве». Во время эксперимента, проведенного в Индианском университете, ученики-первоклашки, изучавшие алфавит, были распределены в две группы. Первой показывали буквы и разъясняли что к чему, а вторую заставляли еще и практиковаться в написании тех самых букв. Когда детишек запихнули в магнитно-резонансный томограф, мозги «писателей» светились, как чернобыльская капуста. Активность головного мозга была не просто повышена, но и напоминала картинку вполне взрослых особей гомо сапиенс, хотя и без взрослых глупостей, вроде «раз уж я в этом ящике, может, уровень холестерина проверите?».

Иначе говоря, этот метод схож с методом Локи, описанным выше. Схож в том смысле, что мы можем задействовать дополнительную часть мозга для помощи с запоминанием. Клавиатуру изобрели потому, что печатать выходит быстрее и проще, чем писать от руки. Но в то же время, мы пожертвовали уникальной способностью рукописи отпечатывать информацию в памяти. Помните те самые карточки со словами для заучивания? Вместо того чтобы распечатать карты, подпишите их от руки. Плюс к запоминанию гарантирован.

Исследования подтверждают, что этот метод особенно эффективен при работе с совершенно непонятными буквами или цифрами: языками программирования, иероглифами, счетами за горячую воду и т.д. Повторим: сложные движения рук задействуют моторную память, усиливая эффект запоминания.

Итак, головой можно есть и запоминать. Но это еще не все! Следующий пример будет интересен тем из нас, у кого в наличии ярко выраженный темперамент.

Киборги наступают

Это больше похоже на сюжет научно-фантастического фильма. Американские ученые создали устройство способное регулировать настроение человека. Это не вымысел. Больному хронической депрессией вживили электрод в участок мозга отвечающему за выделение гормонов счастья. Устройство оборудовано пультом управления, который регулирует уровень раздражения. Человек первый раз за много лет улыбнулся.

Уже сегодня ученые утверждают, что могут на 20% увеличивать объем памяти, вживляя специальные имплантаты в мозг человека. Но существует другая сторона вопроса. Будут ли иметь доступ к этим инновациям широкие слои населения?

В противном случае существует опасность — интеллектуальный разрыв между «модифицированной» частью человечества и представителями белкового разума будет больше, чем между европейцами открывшими Америку, и дикарями. Но этот вопрос уже лежит в сфере научной этики.

Образ жизни

Мозг — это орган тела. Следовательно, его робота (и, в частности, эффект от тренировок) напрямую зависит от состояния здоровья и общего тонуса организма. Существует много заболеваний, симптомами которых является ухудшение работы мозга (атеросклероз, сахарный диабет, заболевания щитовидной железы и другие). Если Вы подозреваете у себя подобную проблему, то основное внимание следует уделить не тренировке мозга, а лечению заболевания.

В общем же случае, чтобы мозг работал хорошо, а у Вас имелось достаточно сил на воплощение жизненных планов, совершенно необходимо придерживаться хотя бы простейших принципов здорового образа жизни. Вот то, что оказывает на работу мозга наибольшее влияние:

Аэробные физические нагрузки

К ним относятся ходьба, бег, плавание, катание на велосипеде, гребля и тому подобные нагрузки. Отличие аэробных упражнений в том, что при их выполнении организм в качестве основного источника энергии использует вдыхаемый кислород.

Многочисленные исследования показывают, что регулярные аэробные нагрузки улучшают работу мозга сами по себе. В сочетании же с занятиями на когнитивных тренажёрах результат получится намного лучше.

Питание

Недостаток тех или иных веществ, потребляемых с пищей, может приводить не только к ухудшению мозговой деятельности и проблемам с обучаемостью, но и вызывать такие психические проявления как раздражительность, слезливость и даже агрессия. Мы – это то, что мы едим. О влиянии различных продуктов на работу мозга читайте в нашей статье.

Сон

Сон не менее важен для организма, чем вода или пища. Ваш мозг будет хорошо работать только в том случае, если Вы высыпаетесь. Подробнее о влиянии сна на работу мозга и несколько советов на эту тему Вы можете прочитать в нашей специальной статье.

Развитие ребенка или как возраст влияет на работоспособность ЦНС

Большинство ученых придерживаются гипотезы о наличии у человека врожденной способности к обучению. Правда это способность имеет свои возрастные ограничения.

Яркий пример этого феномена «Маугли» — ребенка выросшего в дикой среде. Мальчик не имел контактов с людьми.Попав в цивилизованное общество в подростковом возрасте он так и не научился внятно говорить и не смог стать полноценным членом социума.

Профессиональные спортсмены, добившиеся высоких результатов, начинали свое обучение в раннем детском возрасте.

Мозг ребенка восприимчив ко всему новому, но если в определенном возрасте не заложить основы, со временем это будет сделать труднее. Считается, что физиологически мозг человека продолжает свой рост примерно до 24-26 лет.

Далее выносливость и креативность постепенно уступает место опыту и профессиональной интуиции.

Обман №1: Интеллект неизменен

На первый взгляд казалось, что Рэй — весьма позитивная женщина. Она управляла собственным бизнесом, владела процветающей соцсетью, ей нравилось вращаться в кругу людей с большими идеями, думающими о таких возможностях, о которых большинство из нас даже не мечтало.

Когда у Рэй появилась дочь, она поняла, что, возможно, вовсе не так позитивна, как ей всегда казалось. Иной тип мышления стал проявлять себя исподволь, как оно обычно и происходит. Сначала это проявлялось в том, как она реагировала на отдельные поступки своей маленькой девочки. Рэй склонялась к мысли, что дочка «такая, какая есть, чего уж там», не желая верить в то, что она может как-то повлиять на ее поведение. Когда ее молодой человек пытался обучать дочку Рэй чему-то новому, она ощущала легкий дискомфорт, ощущая импульс защитить ребенка от возможного разочарования, если у нее что-то не получится. Ее постоянно мучила мысль, что дочурка «еще слишком мала, чтобы обучаться».

Реклама на Forbes

Причина, по которой мы предпочитаем сомневаться, гениальны мы или нет, талантливы или бездарны, заключается в том, что это освобождает нас от ответственности за собственную жизнь.

Однажды ее молодой человек посмотрел на Рэй и произнес: «Неужели ты думаешь, что она ничему не научится и не станет умнее?». Конечно же, это было не так: ее маленькая дочь отличалась умом и любопытством, каждый день узнавая что-то новое. Это было очевидно… и все же, где-то глубоко внутри Рэй засело твердое убеждение, что «нет, она такая, какая есть». Рэй приходилось бороться с предубеждением относительно интеллекта своей дочки.

«Делаю древнюю мудрость актуальной»: бывший монах из списка Forbes советует, как прокачать свою жизнь

Подобные убеждения невероятно коварны. Мало кто из нас осознает наличие у себя ограничивающих убеждений, которые, по нашему мнению, есть у других. Но они все равно просачиваются, влияя на наше ощущение счастья — в работе, в семье, в отношениях с детьми. Если мы верим, что улучшить ничего нельзя — так оно и будет. Невероятно трудно чего-то добиться, если вы сами не верите в свои силы.

Кэрол Двик, профессор психологии Стэнфордского университета, описывает разницу между косным и подвижным мышлением:

«Студенты с косным мышлением верят, что их базовые способности, интеллект и различные таланты неизменны. Они просто обладают определенным количеством этих особенностей, и на этом все — дальше все их усилия сводятся к тому, чтобы все время поддерживать умный вид, не давая повода упрекнуть себя в глупости. В то время, как студенты, обладающие подвижным мышлением, считают, что их таланты и способности можно развивать с помощью напряженной работы, учебы и настойчивости. Они не считают, что все равны в своих возможностях, и каждый может стать Эйнштейном, но верят, что каждый может стать умнее, если будет над этим работать».

Как и Рэй, большинство из нас не задумывается о том, каким мышление обладает — косным или подвижным. Основная масса людей продолжает мыслить теми же шаблонами, что их родители, даже не подозревая об этом. Как бы то ни было, принятие того или иного формата мышления оказывает глубокое воздействие на наше отношение к собственной жизни. С косным мышлением все остается неизменным — мы бессильны что-либо изменить. С подвижным мышлением, у нас появляется возможность улучшить все, что угодно.

Если Рэй считает, пускай даже не вполне осознанно, будто ее дочь не способна получать знания, что она делает вместо того, чтобы заняться ее обучением? Вероятно, множество вещей — успокаивает, дает отдохнуть, отвлекает внимание. Все это позволяет облегчить текущий стресс, но никак не способствует развитию ребенка. Точно так же, когда в зрелом возрасте мы решаем, что не в состоянии учиться, как мы начинаем себя вести вместо того, чтобы взять на себя ответственность и приступить к изучению того, что кажется нам интересным и важным? Мы убеждаем себя, что в этом нет особой необходимости, оправдываемся, обвиняем других людей или сложные обстоятельства, а затем отвлекаемся на какое-то занятие, которое дает нам ощущение комфорта.

«Надо чувствовать удары жизни по лицу». Уроки личностного роста от ветерана норвежского спецназа

Откуда берутся эти ограничивающие убеждения вы либо не можете вспомнить, либо они уходят корнями в ваше детство. И это оказывает огромное влияние на ваше отношение к собственному интеллекту и способностям к обучению. Оценка уровня IQ и различные виды тестов были придуманы в начале прошлого века, чтобы лучше оценить, какие ученики будут испытывать особенные затруднения в школе. Французский психолог Альфред Бине и его ученик Теодор Симон были одними из первых ученых, которые предложили тестирование для измерения интеллекта после того, как это было поручено им французским правительством.

Они смогли разработать тест, который учитывал фактор возраста, поскольку этот показатель напрямую связан с компетентностью. Их также хвалили за то, что этот тест можно было легко адаптировать к другим языкам.

Прошло уже больше ста лет, однако, по-прежнему горячо обсуждается вопрос, могут ли подобные тесты действительно измерять интеллект, который представляет собой способность приобретать и усваивать знания, и прочую информацию. Что интересно, сам Бине остался недоволен тем, как использовался разработанный им тест, поскольку он не позволял измерить творческий потенциал или, так называемый, эмоциональный интеллект.

Кроме того, наше культурное понимание подобных тестов таково, что мы придаем всем этим баллам чрезмерное значение. Нам свойственно считать, что показатели IQ — это зафиксированное отражение нашего интеллекта, что вовсе не так. Тест на IQ, на самом деле, позволяет измерить лишь текущий уровень академических возможностей (знаний), а не врожденный интеллект. До сих пор IQ-тесты не могут измерить креативность или практический интеллект (который можно рассматривать как некий «житейский ум»), и уж точно они не могут оценить эмоциональный интеллект — в то время, как три этих элемента играют все большее значение в нашей жизни и на работе.

Важно помнить, что существует огромная разница между результатами теста и вашими способностями к обучению. «Те, кто утверждают, что IQ это данность, с которой придется жить всю жизнь, на самом деле отталкиваются от балльной системы IQ-тестов, результаты которых относительно неизменны. Чего нельзя сказать о нашем уровне интеллекта, который постоянно растет», — считает Брайан Роше из Национального университета Ирландии.

Дэвид Шенк развивает эту идею в своей книге «Каждый из нас гениален». Он пишет, что у каждого есть потенциал стать гением, или, по крайней мере, обрести некое величие. Но причина, по которой мы предпочитаем сомневаться, гениальны мы или нет, талантливы или бездарны, заключается в том, что это освобождает нас от ответственности за собственную жизнь. «Вера во врожденную одаренность и, наоборот, ограниченность возможностей очень мягко действует на психическом уровне: оказывается, вы не являетесь великим оперным певцом, просто потому, что не способны им стать. Это всего лишь способ, с помощью которого вас связывают по рукам и ногам. Представление о таланте, как о неком врожденном даре, делает наш мир более управляемым, более удобным. Это освобождает человека от бремени ожиданий».

Ваш интеллект не только гибок, но и зависит от способности культивировать позитивное мышление. Присмотритесь к собственному мироощущению. Прислушайтесь к тому, как вы разговариваете; косный стиль мышления обычно сказывается на вашей речи. Может быть, вы мысленно говорите себе: «Мне тяжело читать». Подобное утверждение подразумевает, что вы уверены в невозможности исправить ситуацию и считаете, что ничего с этим навыком уже не сделать. Попробуйте вместо этого сказать что-то вроде: «Мне пока еще тяжело читать». Подобная игра со словами применима к любым вещам и ситуациям, которые вам захочется как-то улучшить. Результаты тестов не программируют ваше будущее. Они не определяют, что вам по силам изучить и чего вы можете добиться. Ваше образование — полностью в ваших руках.

Реклама на Forbes

Истина: дело не в том, умны ли вы, а в том насколько вы умны. Существует несколько типов интеллекта (подробнее на этом остановимся позже). Как и многие другие вещи, интеллект — это сочетание взглядов и действий, он напрямую зависит от контекста.

Новое убеждение: интеллект способен меняться.

Записки нейрохирурга. Где обитает дар речи и почему билингвизм полезен для мозга

Как работает наш мозг

Мозг определяет наше мышление, отвечает за память, самосознание и любые чувства. Де-факто он создает того, кем мы себя ощущаем. Полушария мозга связаны между собой мозолистым веществом, которое необходимо для передачи информации. При этом их «специализации» различаются. Левое полушарие создает способность мыслить логически, правое же определяет чувственное восприятие и генерирует нашу способность к творчеству.

Мозг синтезирует получаемую информацию, накладывает ее на накопленный опыт памяти и помогает нам мыслить нестандартно, рождает способность к творчеству, воображению, поиску гениальных решений. Если рассматривать животный мир нашей планеты, то можно сделать логичный вывод: человеческий мозг обладает наибольшим числом нейронных связей.

При этом информация о том, что мы используем мозг лишь на 10% от его потенциала – не более чем миф.

Мышление можно и нужно развивать, используя эффективные тренировки и обеспечивая достойные условия совершенствования. Не все упражнения будут полезны, далеко не всегда у вас появится шанс стать гениальным. Однако прогрессировать день ото дня более чем реально.

Общие рекомендации для улучшения работы мозга

Улучшить качество работы мозга можно при помощи выполнения следующих простых привычек:

  • Рекомендация №1: Высыпайтесь. Человеку необходимо спать от 6 до 8 часов каждый день. Вы должны определить, сколько часов вам требуется, чтобы чувствовать себя отлично. Придерживайтесь нормы. Это позволит избавиться от головных болей, вы будете чувствовать себя намного лучше.
  • Рекомендация №2: Гуляйте на свежем воздухе, хотя бы полчаса в день. Недостаток кислорода вызывает гипоксию мозга, в результате его активность значительно снижается, и человек может начать чувствовать себя уставшим. 30 минут на свежем воздухе позволяют органам насытиться кислородом.
  • Рекомендация №3: Ешьте пищу, насыщенную полезными жирами. Это могут быть орехи, авокадо, оливковое масло, а также красная рыба. Жиры улучшают мозговую деятельность. Но помните, что все полезно в меру.
  • Рекомендация №4: Отдыхайте. Перегрузка нервной системы крайне негативно сказывается на работе организма. Желательно отдыхать не только дома, но и рабочем месте. Позвольте себе в течение 10-15 минут во время обеда побыть в одиночестве, и отбросить все мысли.
  • Рекомендация №5: Новые впечатления. Отправляясь в отпуск постарайтесь выбрать место, в котором вы ещё не были. Обязательно меняйте локации, это позволяет мозгу перезагрузиться и настроиться на позитивный лад.
  • Рекомендация №6: Отпускайте прошлое. Крайне непродуктивно постоянно вспоминать прошлые неурядицы. Это выматывает, не даёт высыпаться, а также забирает огромное количество энергии. Помните, сейчас уже все хорошо. Тогда вы сделали все возможное.
  • Рекомендация №7: Проводите медитации. Практики позволяют освободить разум от накопившихся обид, гнева, злобы, избавиться от тревоги, стыда и других негативных эмоций. Это позволяет мозгу отдохнуть и лучше узнать себя.
  • Рекомендация №8: Занимайтесь любимым спортом. Занятия спортом улучшают кровообращение, поэтому человек лучше справляется как с умственными, так и физическими нагрузками.

Это простые советы, которые знают взрослые и дети. Но, к сожалению, применяют в жизнь их небольшое количество людей. В результате происходит выгорание. Усталость накапливается, пропадает желание, что-то делать. Выйти из этого круга помогает забота о своём организме.

Дополнительно: Обратите внимание, что рассеянность внимания, отсутствие концентрации, а также апатия могут быть симптомами, поэтому необходимо обратиться к врачу. Только специалист сможет выявить истинную причину и пропишет лечение, которое поспособствует улучшению активности человека. Поэтому не занимайтесь самолечением и не пейте биологически активные добавки без назначения специалиста.

Готовим мозг к интенсивному развитию

Эластичность мозга во многом зависит от образа жизни, питания, сна и ряда других факторов. Соблюдение элементарных условий подготовки делает его эластичным, готовым к восприятию новой информации, к совершенствованию мышления и памяти. Отметим ключевые правила:

  • Обеспечиваем физическую активность. При отсутствии регулярных физических нагрузок и достаточной физической активности наступает гиподинамия. Она приводит к невозможности расщепления жировых кислот и скоплению холестериновых бляшек на стенках сосудов. В результате замедляется кровообращение и мозг не получает необходимых для работы ресурсов, нарушаются его ключевые функции, замедляется мышление.
  • Питаемся правильно. Вы должны обеспечить мозг не только достаточным количеством углеводов, но и фосфором. Включите в рацион кукурузу, отруби, рис, рыбу и другие морепродукты. А вот употребление фаст-фуда и алкоголя следует ограничить. Все спиртосодержащие напитки разрушают клетки мозга и часто приводят к умственной деградации человека.
  • Пьем достаточно воды. Стоит придерживаться нормы в 1.5-2 литра за сутки, или определить оптимальное количество воды конкретно для вас. Недостаток жидкости приводит к скоплению токсинов и шлаков, нарушает когнитивные процессы и ослабляет нейронные связи в нашем мозге.
  • Высыпаемся. Взрослый человек должен спать 6-8 часов в сутки. При этом важно ложиться и засыпать в одно и то же время, сформировать своего рода «режим», не есть за 2 часа до сна и постараться отказаться от курения, чтобы не чувствовать себя разбитым при пробуждении.
  • Не перегружаем себя. Хорошо работает тот, кто умеет хорошо отдыхать. Постарайтесь избавиться от трудоголизма и находите время для релаксации, насколько бы загруженным не был ваш график. Вашему мозгу нужна смена деятельности и обстановки. Даже во время работы или учебы регулярно находите 5-10 минут, чтобы выпить кофе или просто прогуляться по коридору.

Едва ли правила отличной работы мозга открыли вам что-то новое. Но именно они составляют базу – ту, без которой невозможно нормальное мышление. Вы можете быть сколько угодно подготовленным к экзамену, но если вы не спали ночь перед ним, реакция и восприятия существенно замедлятся. В результате нарушится память, логическое мышление. Именно по этой причине рекомендуется сначала заняться собственным режимом, питанием и обеспечить достаточную физическую активность, а только после этого приступать к развитию мозга.

Как развить мозг?

Нашему интеллекту нужны постоянные тренировки, чтобы оставаться в форме! Держать мозг в тонусе поможет «Викиум» — платформа для тренировки памяти, внимания и мышления. Меня здесь привлекает игровая форма тренировок. Онлайн-тренажёров достаточно много, к тому же часто добавляют новые.

А ещё есть возможность соревноваться с другими участниками в том, кто быстрее соображает, вспоминает и реагирует. Доступна статистика тренировок, которую можно сравнивать с достижениями других пользователей.

Попробуйте сами – бесплатная регистрация!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]