Эйдетическая память в психологии: что это такое, определение


Понятие эйдетической памяти и ее развитие в психологии

Эйдетическая память в психологии или эйдетизм представляет собой особый вид мышления, при котором человек способен моментально запоминать различные образы с их последующим воспроизведением.


Эйдетическая память в психологии — что это такое.

Характеризуется феномен зрительным впечатлением, а также другими сенсорными модальностями:

  • вкусовыми;
  • тактильными;
  • обонятельными;
  • слуховыми.

Удерживаемые в памяти эйдетические образы отличаются от предметов восприятия тем, что индивид способен воспринимать объект, предмет, или явление в качестве имеющегося в настоящий момент, что позволяет переживать различные феномены в их отсутствие.

Термин образован от латинского слова εἶδος, которое переводится как «образ» или «внешность». Индивиду с такой памятью достаточно всего один раз посмотреть на необходимую картину, после чего он сможет в точности описать увиденный образ. По-другому явление называют фотографической памятью.

История возникновения

По мнению исследователей, эйдетизм впервые описан сербским ученым области психоанализа В. Урбанчичем в 1907 г. Теория образного мышления была развита в немецкой школе психиатрии и психологии имени Э. Йенша, который совместно со студентами провел ряд фундаментальных исследований эйдетического явления.

Годами позднее, в 1933 г. Сторонниками Гитлера создана так называемая «интеграционная типология» — концепция идеологического типа, которая связала эйдетику и национальные идеи.

Это послужило развитию различных социалистических лозунгов, а в последующем — созданию методик для совершенствования фотографического запоминания.

В СССР наиболее значительный вклад внес советский психолог Л.С. Выготский, после чего вопросами эйдетической памяти занимались ученые:

  • П.П. Блонский;
  • С.В. Кравков;
  • А. Р. Лурия;
  • С.Л. Рубинштейн;
  • Б.М. Теплов;
  • Ф.Н. Шемякин.

Впервые эйдетическая теория была упомянута в научном журналах «Педология» П.П Блонского, а также книге «Очерки психологии» С.В. Кравкова, которые издавались в 1925-1930 г.

В описанных работах, прежде всего, делается акцент на значимое практические определение эйдетики в качестве важного и не изучавшегося ранее вида запоминания.

Книга «Психологические очерки» содержала определение эйдетизма, включая перечисление основных проблем теории, выдержки из различных исследовательских протоколов, также оценивались и указывались первоисточники экспериментов.

Эйдетика в СССР развивалась не столько в качестве развивающей технологии для населения, сколько оценивалась с точки зрения идеологически обусловленной теории.

До развития особого вида запоминания в рамках нацисткой науки, эйдетические техники воспринимались советскими учеными точно так же, как и другие — фактология приветствовалась, а логические построения на теории без конкретной практики, критиковались в силу непринятия марксизмом.

Описание феномена

В психологии есть понятие, как фотографическая память (или эйдетическая память) – что означает способность человека запоминать информацию посредством визуальных образов, не осмысливая ее.

Информация остается в сознании как «картинка», при возникновении ассоциаций или осознанном желании вспомнить, она оживает.

В чем разница между обычной и фотографической памятью?

  • Обычная память действует по принципу «наполнения» свободных ресурсов, поэтому события нашей жизни мы помним с каждым годом хуже, т.к со временем сознание наполняется новыми впечатлениями и старые вытесняются. Также, специфика обычной памяти в том, что она фиксирует значимые события, или эмоционально окрашенные.
  • Эйдетическая память – фиксирует образ и, соответственно, он не смешивается с новыми событиями. Образ не зависит от настроения или ассоциаций-когда вы пытаетесь что-то вспомнить, вы видите перед собой образ целиком и можете воспроизвести в памяти даже мелочи.

Исследование феномена

Первым в психологии о понятии «эйдетизм» рассказал ученый из Сербии В. Урбанчич, а в 20-х г. прошлого столетия Э.Йеншем проведены первые экспериментальные исследования. Им была разработана классификация по степени выраженности феномена. Затем, эйдетика изучалась российскими и зарубежными психологами — М. П. Кононовой, м, С. Л. Рубинштейном, В. А. Артёмовым, А.Р. Лурией. В частности, А. Р. Лурия и совместно работающие с ним ученые, доказал, что образы из памяти могут быть сильнее реальных образов восприятия, а иногда даже влиять на физиологию человека и менять его состояние.

Основные характеристики

Как исторически, так и содержательно, подробная характеристика эйдетической теории основывалась на рассмотрении любых взаимосвязей, наследственной составляющей, а также единстве 3-х основных сторон или уровней заданных областей.

Перечень:

  • Эйдетика. Выступает в качестве общепсихологической теории, которая находится на уровне философских, теоретических, а также методологических ошибок психологии как науки.

  • Эйдетизм. Воспринимается как экспериментальный или эмпирический феномен, указывающий на особый вид запоминания, что в последствие привело к развитию эйдетики в роли частной научной теории.
  • Интеграционная типология. Является фашистски идеалистической, по сути — псевдонаучной концепцией, которая включает особенности содержательных, функциональных, или организационно-преобразующих процессов в роли личности сверхчеловека.

В понятии современной психологии принято выделять характеристики эйдетической памяти, опираясь на которые можно поставить оценочное суждение тому или иному типу.

Перечень:

  • Визуализация и сенсорика. Воспроизведение основных зрительных образов, при этом вторичные идут за визуализацией. Так, эйдетик в первую очередь запомнит образную картину, после чего — другие образы. К примеру, сначала речь идет про пляж, потом развиваются мысли о коктейле в руке, других людей, обонятельные ощущения и прочее.
  • Детализация. Максимально подробная прорисовка всех образов, при которой запоминаются такие мелочи, как количество пуговиц на рубашке, завязаны шнурки или нет, и прочее.
  • Непроизвольное удержание объектов. В этом случае индивид не ставит задачу что-либо запомнить, предметы или явления откладываются в памяти автоматически, неосознанно. Непроизвольная разновидность характерна только для прирожденных эйдетиков.
  • Большая вариативность. Хорошо развитая эйдетическая память, в особенности при рождении, указывает на возможность одновременно запоминать более 10 иностранных языков, цитировать всего Шекспира, или знать наизусть пассажиров 3 различных лайнеров, лишь однажды увидев сведения об их именах.

Эйдетическая память в психологии бывает как приобретенной, так и врожденной. Если первый тип относится к практическому развитию техники, то второй указывает на различные аномалии головного мозга. По своей сути, эйдетика представляет собой науку о совершенствовании фотографической памяти.

Типология эйдетиков

Усилиями Э. Йеншема, а также его сотрудников О. Кро, Г. Фишера, и А. Рикеля разработана практическая классификация ступеней, которые дают оценочные суждения выраженности эйдетического запоминания.

Они такие:

  • Наличие послеобраза с естественными признаками, который зачастую характеризуется малой продолжительностью. Отличается различными искажениями в воспоминаниях, такими как: разный цвет одежды, иные слова и т.п.
  • Для создания образа, необходимо подкреплять его при помощи тех или иных техник визуализации. Послеобраз приобретает свойства зрительного объекта.
  • Отличается слабыми зрительными образами, необходимостью фиксации, а также отклонениями величин и форм выявленных объектов.
  • Характеризуется зрительными образами среднего или слабого характера. Сюда входят простые объекты, которые не нуждаются в фиксации. При попытке запомнить сложные предметы, проявляются только некоторые детали.
  • Полноценные ясные образы воссоздаются в сознании от объектов любого типа.
  • Зрительные образы видятся максимально ярко, с наличием всех деталей.

На базе теории классификации, психологами было предложено распределять людей, которые способны к фотографическому типу мышления, из-за чего в психологическую практику были введены термины «Т-тип» и «В-тип».

Если у первой группы, эйдетические переживания максимально стойкие и не исчезают со временем, то вторые способны к произвольным воспоминаниям и осознанному вмешательству в них.

Согласно психологу В. Йеншу, такие типы развиваются благодаря определенным видам мимики, особому развитию гормональной системы, а также наличию травм головы или любых других заболеваний, способных повлиять на нейрофизиологию мозга.

Эйдетика и психические расстройства

Конечно, эйдетическая память встречается очень редко. Результаты исследований противоречивы и пока рано говорить о связи между эйдетикой и аутизмом. Считается, что визуальная память у аутистов развита лучше из-за повышенной активности зрительных областей мозга, что приводит к усиленной обработке восприятия и, соответственно, формированию эйдетической памяти.

Примером послужили несколько случаев, когда люди с расстройством аутического спектра демонстрировали поистине удивительные результаты. Ким Пик — американец, обладавший феноменальной способностью хранить 98% прочитанной информации, после своей смерти вдохновил Дастина Хоффмана, исполнителя главной роли в фильме «Человек дождя» на гениальную игру.

У Стивена Уилтшира в возрасте 3 лет был диагностирован синдром Аспергера. Когда родители отдали его в школу, выяснилось, что он может использовать другую форму общения, основанную на использовании невербальных каналов. Ты спросишь, какую? С помощью бумаги и карандаша! В 11 лет ему удалось нарисовать карту Лондона после того, как однажды он пролетел над городом на вертолете. Изображение не отличалось от реального, были учтены даже самые мелкие детали.

А в остальном, эйдетика — это скорее подарок природы для подобных детей, а не следствие болезни.

Как развить

Эйдетическая память в психологии — это такое явление, которое может быть как врожденным, так и приобретенным.

Если в первом случае, наличие фотографического запоминания объясняется аномалиями в развитии системы головного мозга, то во втором — ориентированной работой над собой. С точки зрения эйдетики, психологи выделяют несколько способов, которые помогут развить эйдетическое запоминание.

Наиболее эффективными являются:

  • метод Айвазовского;
  • нейробика;
  • специальные упражнения.

Метод Айвазовского

Исходя из некоторых исторических справок, у русского художника-мариниста И. Айвазовского в значительной степени была развита эйдетическая память, что позволяло ему переносить любые движения в живопись.

Благодаря этому, он сумел добиться высоких результатов в изображении штормовой погоды, волн, красочности горизонта, и других особенностей маринизма.

Чтобы овладеть методикой Айвазовского, необходимо выполнить ряд несложных действий:

  1. Выбрать желаемый объект, который нужно запомнить.
  2. В течение 5 мин. пристально всматриваться в предмет.
  3. Закрыть глаза и мысленно представлять его, после чего описать в малейших подробностях и деталях: размеры, форма, цвет.
  4. Открыть глаза и провести сравнение реальной и представленной образности. Если было что-то упущено — подметить и записать.
  5. Повторять упражнение до тех пор, пока визуальные очертания полностью не совпадут между собой.

Для того чтобы добиться совершенства в технике, необходимо с каждым последующим разом выбирать все более сложные предметы. Так, для первого упражнения можно выбрать бутылку с водой, а для последнего — сложную картину. Также рекомендуется постепенно уменьшать время, отведенное на наблюдение за предметом.

Развитие эйдетической памяти

Желтый цвет в психологии — что означает для женщины, мужчины, ребенка

Природных эйдетиков в зрелом возрасте очень мало, но практически у всех детей раннего возраста наблюдаются эйдетические способности, которые без должной тренировки со временем утрачиваются. Некоторые психологи считают, что наглядно-образное мышление и восприятие действительности являются преобладающими в возрасте до 12-13 лет. В подростковый период эйдетические образы заменяются логической памятью и утрачивают свои психологические функции.

Несмотря на заверения психологов, что талант к сохранению зрительных образов больше свойственен детям, у людей творческих профессий имеется хорошо развитый данный вид памяти.

Работая по специально разработанным методикам, дети и взрослые в значительной мере улучшают зрительную память, хотя еще никому не удалось с помощью упражнений достичь уровня истинных эйдетиков, да и разница в способах восприятия и объемах информации огромна.

Тренировка эйдетической памяти у детей

Развивать зрительную память и наблюдательность специалисты рекомендуют с детства, так как именно этот период жизни человека наиболее благоприятен для восприятия и систематизации большого количества информации.

Существуют методики совершенствования эйдетической памяти, которые эффективно развивают образное мышление ребенка и оказывают сильное влияние на процесс становления его личности.


Карточки для занятий с детьми

Упражнения для развития зрительного восприятия начинают проводить с 3-х лет ежедневно по 15 минут. Примерные задания для работы с детьми:

  • Ребенку выдают некоторое количество изображений знакомых предметов (животные, птицы, игрушки, предметы быта) и предлагают выбрать несколько картинок и составить рассказ о них.
  • Перед выходом на улицу просят малыша по памяти назвать одежду, которую будут одевать на прогулку. При этом следят, чтобы кроха перечислял предметы в порядке одевания.
  • В течение 20-30 секунд карапузу позволяют рассмотреть какое-то изображение, потом просят детально описать увиденное.
  • После просмотра мультфильма просят ребенка пересказать сюжет, отметить характерные детали внешности и одежды героев, перечислить объекты интерьера или пейзажа.
  • На улице играют в игру «У этого человека (предмета) было…» Суть игры – описать увиденного человека или предмет (у этого человека была куртка синего цвета, черные кроссовки, серые брюки, голубые глаза и так далее).
  • Чтение книг помогает развивать наглядно-образное восприятие ребенка. В младшем возрасте книги с иллюстрациями служат еще и пособием для упражнений на улучшение зрительной памяти

Важно! Эффективными для развития эйдетической памяти у ребенка будут только регулярные ежедневные занятия с постепенным увеличением уровня сложности. Эпизодически проведенные упражнения не принесут пользы.

Развитие эйдетической памяти у взрослых

Если для детей занятия проводятся в непринужденной форме, то для взрослых важны самоконтроль и мотивация.

Для развития эйдетической памяти взрослые:

  • Подробно вспоминают сны.
  • Зацепившись за какую-либо значимую картину или событие из жизни, вспоминают цепочку сопутствующих событий во всех деталях.
  • Во время прогулки рассматривают и подсчитывают окружающие предметы, затем дома припоминают количество, детали и последовательность увиденного.
  • Делают упражнения по И. К. Айвазовскому: выбирают некий объект, на протяжении 3-4 минут рассматривают его, затем с закрытыми глазами стараются мысленно воспроизвести увиденное, потом сравнивают мыслеобраз с оригиналом. Упражнение повторяют ежедневно по несколько раз до тех пор, пока в памяти не отложатся все нюансы выбранного предмета.
  • Процесс запоминания можно развить, осваивая ассоциации.
  • Работают с незнакомыми научными текстами и палиндромами.
  • Развитию эйдетической памяти способствует нейробика.

Совет. Регулярные тренировки позволяют улучшить процесс запоминания, что особенно важно для людей пожилого возраста, когда память уже не настолько гибка, как в молодости.

Упражнение на развитие фотографической памяти

Упражнения для совершенствования эйдетической памяти, прежде всего, направлены на развитие всех областей запоминания. Вариативность техник позволяет найти наиболее удобную, отталкивая от определенной ситуации.

Самые популярные упражнения представлены в следующей таблице:

НаименованиеВыполнение
Непринужденное наблюдениеПодсчет количественного числа домов, этажей в них, деревьев, автомобилей, магазинов и прочих мелочей, которые будут интересны. Закрепление образов по дороге обратно. Соединение предметов с их числовым значением, в зависимости от количества этажей, пустых парковочных мест и прочее.
АссоциацияПри запоминании любого вида информации, предметы или явления необходимо представлять в виде изображений.
ТекстологияСделать распечатку текста в формате А4 с незнакомым текстом, после чего максимально тщательно прочесть его и попытаться запомнить. Попросить другого человека добавить до 5 новых слов в текст и еще раз распечатать. Основная цель — как можно быстрее отыскать нововведения.
ПалиндромаЧитать вслух любые вывески или названия наоборот. Со временем совершенствовать технику, прочитывая предложения на таблицах.

Помимо упражнений, совершенствовать эйдетическую память могут также различные настольные игры, такие как «Найти 10 отличий» «Отыскать кота на картинке» «Парные изображения», тесты на реакцию и внимательность, и многие другие.

Нейробика

Эйдетическую память можно развить при помощи техники «Нейробика», которую в практике психологии часто характеризуют как лучшее гимнастическое упражнение для создания новых нейронных связей.

Наиболее эффективные упражнения этой методики:

  • Постоянно приходить в определенное место разными маршрутами, одновременно выполнять технику «непринужденное наблюдение», описанную в таблице.
  • На протяжении всего дня, один раз в неделю делать любые действия другой рукой, не используемой в быту.
  • Несколько раз в день прочитывать высокоинтеллектуальную научную статью с максимальным количеством непонятных терминов. Стараться вникнуть во все слова, улавливая их объективный смысл.
  • Отключить звук при просмотре видео, пытаясь понять, что именно говорит человек. Лучше подходят различные сводки, новости или обычный развлекательный контент с постоянным нахождением человека у камеры. Далее сравнить сказанное с видеоматериалом. Для более удобного выполнения, использовать диктофон.
  • Отвечая на вопросы окружающих людей, пытаться максимально четко проговаривать каждый слог и предложения, ассоциируя себя с героем сочинений или стихотворений. Главное — красивые, необычные речевые обороты.

Поскольку существует множество примеров, при которых люди развивали навык фотографического мышления без каких-либо предпосылок из детства, частое повторение упражнений позволит совершенствовать быстрое запоминание любой информации.

Как быстро развить фотографическую память

Для того чтобы выработать фотографическую память и развить ее, как минимум, до уровня известного Шерлока Холмса, надо приложить большие усилия. Научиться не просто видеть картинку, а тренироваться замечать мельчайшие детали. Сконцентрированное разглядывание окружающих предметов, учитывая мелочи на сознательном уровне – первый шаг к развитию супер памяти. Тренировка и развитие памяти на начальном этапе будет проходить осознанно, через определенный период времени такое изучение плавно перейдет на бессознательный уровень.

Изучение и воспроизведение минувшего дня или просмотренного фильма в мельчайших деталях с правильной последовательностью, должно производиться в сознании каждый день – это поможет развить данный вид памяти быстрее. Детальный анализ картин или картинок методом внимательного изучения подробностей на протяжении 30 сек., в самом начале тренировок должно быть систематичной привычкой, обычным явлением. Целесообразно уменьшать интервал изучения, после каждого успешного раза.

Как развить фотографическую память — упражнения

Тренировка фотографической памяти – это работа мозга, он не должен простаивать в бездействии. Привычным занятием для людей, которые хотят развить память, должно быть разгадывание кроссвордов, головоломок, логических задач изучение иностранных языков – занятия нейробикой. Гениальный Леонардо да Винчи развивал свои способности, изучая стены с брызгами красок, но современная методика предлагает начать упражнения с элементарных задач по запоминанию, которые помогут развить заложенные задатки эдейтизма:

Выбрать в книге абзац и попробовать изучить его, не читая с начала до конца – а запечатлеть весь текст, будто на пленку фотоаппарата, понять смысл изложенной информации. Начинать надо с небольших заданий

Проверять свои навыки обязательно на бумаге, наглядный пример покажет упущенные моменты. Таким же способом проводятся тренировки на цифрах – надо попросить кого-то записать ряд или столбик с числами и показать их на несколько секунд, запомненное записать на листке бумаги и сверить с оригинальной записью. Поможет развить необходимые способности изучение формул – математика, физика или химия не важно, по какому предмету будут проходить тренировки, максимум 20 сек. просмотра и проверка запомнившегося материала по листочку с записью.

Игры на развитие фотографической памяти

Игры на развитие фотографической памяти – способствуют тренировке правого полушария мозга. Задачи, которые развивают фотографическую память в любом возрасте:

  1. Читать задом наперед. Следует начать с простых слов, потом тренироваться на словосочетаниях и фразах.
  2. Подслушать чужой разговор. Находясь в общественном месте надо уловить отрывок чужого разговора, потом воспроизвести все услышанные слова и интонацию — изобразить чужие эмоции.
  3. Проводить ассоциации – сравнивать предметы и обстановку с привычными и стандартными вещами.
  4. Изучение стихов хорошо помогает развить память.
  5. Чтение вслух с интонацией и расставленными акцентами, текст не должен звучать монотонно в нем должна быть передача мыслей и переживаний.
  6. Кидание спичек – произвольно бросить спички на стол или пол, отвернуться и воспроизвести такую же расстановку.

Тренировка фотографической памяти у детей

Поскольку эйдетическая память у детей чаще всего проявляется в дошкольном или младшем школьном возрасте, наиболее благоприятный возраст для ее развития составляет 3-7 лет. Если пропустить этот временной отрезок, память заменяется обычным запоминанием, основанным на причинно-следственных связях.

Другие исследования указывают на проявления фотографического запоминания у лиц в 12-16 лет. В любом случае, чем раньше обучать ребенка эйдетике, тем лучше будет в будущем. Упражнения по развитию памяти для детей несколько различаются, что обусловливается легкой техникой выполнения.

Одной из таких методик является «Зрительная прорисовка», при которой ребенок должен ответить на заданный вопрос о том, на что похожа та или иная буква. К примеру, буква В ассоциируется с парусом судна. После чего он должен нарисовать образ на бумаге. Главное, не ограничивать ребенка и дать волю фантазиям.

«Мысленная прорисовка» — вторая по важности техника развития эйдетики для детей, при которой необходимо запомнить любой стих с одновременным представлением всех описанных образов.

Эйдетика для детей

Эйдетикой называют определенную методику, благодаря которой маленький ребенок сможет легко запомнить большой объем информации. Эйдетика для детей – это программа, направленная на правильное развитие мышления и логики ребенка. По прохождению данной программы детьми, развивается их творческий потенциал.

Развивая эйдетические способности у ребенка, можно быть уверенным в том, что он будет значительно отличаться от своих друзей, памятью и нестандартным мышлением.

Главная цель метода – это развитие как зрительной, так и тактильной памяти, образного мышления, слухового и зрительного внимания и воображения. Методика стимулирует и улучшает речь, способствует быстрому запоминанию образов, инициативности ребенка.

Как развивать у ребенка

Методика обучения направленная на развитие эйдетической памяти нацелена на образное мышление детей. Эйдетика способствует правильному развитию ребенка. После прохождения занятий малышами в их, казалось бы, маленьком возрасте, результаты остаются на всю жизнь.

Книжки

Чтение – основной тренажер для тренировки мозга. Детской литературы для развития эйдетической памяти огромное количество. Книги послужат отличным помощником родителям в развитии своего чада.

Игры и упражнения

Эйдетика легко воспринимается детской аудиторией, так как методика основана на легких играх и упражнениях. Чтобы развить способности малыша можно самостоятельно заниматься с ним по 15 минут в день, упражнения подходят для детей с 3 лет.

Упражнения:

  • Легкое и забавное упражнение, которое способствует развитию визуальной памяти малышей – это игра с картинками. Для этого нужно отобрать как можно больше картинок с изображением животных, птиц, домов и игрушек. Ребенок должен вытащить несколько любых картинок, и глядя на них составить рассказ того, что он видит.
  • Еще одно полезное занятие. Перед прогулкой можно попросить малыша, рассказать, что ему нужно для этого надеть. И с каждым разом следить за тем, чтобы он мог перечислить предметы одежды в той последовательности, в которой он будет их надевать. Перечислять предметы, он должен, не видя их, то есть визуально.
  • Малыша можно легко научить знанию цифр. Для этого нужно, чтобы каждая цифра у него с чем-то ассоциировалась, например, с цветом или предметом. В дальнейшем, когда он будет озвучивать цифры, ему просто будет каждую визуально представлять с тем предметом, который он сам и выдумал

Онлайн ресурсы для развития эйдетической памяти у детей

Можно не только самостоятельно заниматься со своим чадом, но и обратиться к онлайн упражнениям и играм, которые направлены на развитие памяти и внимания ребенка. Самыми распространенными онлайн тренажерами для развития интеллектуальных способностей у ребенка являются викиум и iqclub.ru.

занимается разработкой тренажеров для мозга, при помощи которых у детей значительно улучшается память и концентрация внимания.

Курсы Викиум позволяют развивать детям и подросткам:

  • Память
  • Интеллект
  • Внимание
  • Мышление

Курсы работают онлайн, существует бесплатная платформа для занятий детьми. По прохождению вводного тестирования, и регистрации на сайте ребенок получает персональную программу занятий. По мере обучения, можно воспользоваться и платными услугами сервиса.

Программа рассчитана на развитие интеллектуальных способностей у детей.

Курсы предлагают следующие упражнения:

  • По чтению
  • На запоминание
  • Развитие мышления
  • Тренировка внимания
  • Благодаря курсам ребенок может быстро научиться считать

Программа Клуба представляет собой качественное и гармоничное обучение. Занятия проводятся интересно, весело и просто. Благодаря тому, что курсы проводятся в игровой форме, детям легко их воспринимать.

Общие отзывы пользователей о ресурсах положительные. Родителям нравится, что их детям действительно помогает прохождение курсов в развитии логических способностей и мышления.

Как учить стихи

Детям трудно дается запоминание стихотворений. Предотвратить этот тяжелый процесс учения поможет эйдетика. Благодаря методике ребенок будет легче запоминать стих. Метод запоминания стихотворений основан на запоминании не самих слов, а образов, с которыми ребенок их ассоциирует.

В психологии называют данное явление визуальной составляющей стихотворения. Строки стихотворения превращаются для ребенка в визуальный фильм. Любое действие в таком фильме в мыслях ребенка будет ассоциироваться с определенным словом из произведения.

Проблема эйдетизма

Учитывая то, что эйдетическая память в психологии относится к еще одному виду запоминания и выступает в роли социального, сенсорного или пространственного контекста, в научных кругах до сих пор не утихают споры о вопросе явления.

Считается, что это еще один простой тип мышления, который ничем не отличается от других.

Иное дело обстоит в психиатрической практике, где рассматривается только врожденный эйдетизм, а не его развитие при помощи тех или иных методик.

В последнее время получила свое развитие теория о том, что данная способность относится к серьезным нарушениям психики, на что указывают риски возникновения шизофрении при попытках развить фотографическое мышление.

Последние исследования ссылаются на факт того, что объем памяти, используемый для сохранения образности объектов, занимает большое место в отдельных участках мозга, из-за чего серьезно меняя его физиологические и химические свойства.

Усилиями М.П. Кононова была выявлена прямая взаимосвязь между врожденной эйдетической памятью и наличием галлюцинаций у детей, вследствие чего эксперимент продолжали, выяснив подобную закономерность у взрослых.

В стенах Калифорнийского университета была обнаружена взаимосвязь между наличием фотографической памяти и развитием эпилепсии.

Как оказалось, эпилептики зачастую перед самим приступом воспроизводят в сознании различные образы гиперреалистичного характера, которые нередко сопровождаются второстепенной сенсорной модальностью.

На основании проведенных экспериментов не в пользу фотографического запоминания, многие специалисты в сфере психологии замечают, что такая врожденная память является патологическим процессом, из-за чего требует постоянного наблюдения у лечащего врача.

Это подтверждается еще и тем фактом, что большинство популярных эйдетиков страдают от тех или иных психических расстройств: аутизм, слабоумие, шизофрения и прочее.

В обществе устоялось мнение о том, что эйдетическая память — это чуть ли не панацея от всех проблем. Ведь, запоминая максимальное количество информации, можно орудовать ею и не лезть в лишний раз учебники, пытаться вспомнить недостающие детали и прочее.

Однако в психологии существует ряд доказательств, указывающих на пагубный эффект для мозга. Применять техники на себе, или воздержаться — решение каждого человека.

Релевантные товары в Online-магазине:

Shiseido
Shiseido Eudermine Восстанавливающая эссенция

2 910 руб. 5 820 руб.

Dr. Brandt

Needles No More Гель от отеков под глазами Без мешков

от 2 895 руб.

Dr. Brandt

Do Not Age Интенсивно-омолаживающий крем для глаз с трипептидом от припухлости и темных кругов

от 4 905 руб.

Dr. Brandt

Do Not Age Антивозрастная энергетическая магнитная маска

от 1 399 руб.

Количество объемов: 2

Все товары

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]