Когнитивная психология: представители и основные идеи

Психология – это одна из самых молодых наук, которой не всегда уделяют должное внимание. Однако не заметить ее бурное развитие за последние годы просто невозможно. Но до сих пор ученые не считают ее единой наукой, ведь на сегодняшний момент она имеет множество направлений, которые выдвигают собственные теории организации и восприятия психической реальности человеком. Это мешает представителям разных направлений делиться знаниями и обогащать ими друг друга.

Когнитивная психология (представители этого течения активно работают над его развитием, разрабатывая методологию) является тем направлением, которое более остальных интересует научный мир. И это вовсе не удивительно, ведь оно раскрывает человека как существо мыслящее и постоянно анализирующее свою деятельность. На этом основывается вся когнитивно-поведенческая психология, зародившаяся в середине прошлого века и до сих пор находящаяся в стадии активного развития. Из статьи читатели получат возможность поближе познакомиться с этим относительно новым течением в науке. А также узнать об основных представителях когнитивной психологии, ее положениях и задачах.

Общая характеристика нового направления

Когнитивная психология (представители этого направления сделали очень многое для его популяризации и постановки основных задач) на сегодняшний момент занимает довольно большой раздел в психологии как в науке. Само название этого течения образовалось от латинского слова, обозначающего «знание». Ведь именно на него чаще всего ссылаются представители когнитивной психологии.

Выводы, которые были сделаны данным научным течением, в дальнейшем стали широко использоваться в других дисциплинах. В первую очередь, конечно, психологических. К ним регулярно обращаются социальная психология, психология образования и психолингвистика.

Главное отличие данного направления от других – это рассмотрение психики человека как определенный набор схем, образующихся в процессе познания мира. Последователи и представители когнитивной психологии, в отличие от своих предшественников, уделяют большое внимание познавательным процессам. Ведь именно они дают необходимый опыт и возможность проанализировать ситуацию, чтобы принять правильное решение. В дальнейшем этот же алгоритм действий будет применяться в подобных ситуациях. Однако при изменившихся условиях поменяется и он. То есть поведение человека определяется не столько заложенными в него склонностями и воздействиями внешней среды, сколько мыслительными процессами и способностями.

Когнитивная психология и ее представители (У. Найссер, к примеру) считают, что все знания, полученные человеком при жизни, преобразовываются в некие схемы. Они хранятся в определенных ячейках памяти и извлекаются оттуда при необходимости. Можно сказать, что вся деятельность индивида происходит именно в этих рамках. Но нельзя считать, что они статичны. Познавательная деятельность происходит постоянно, а значит, регулярно появляются новые схемы и обновляются старые. Представители когнитивной психологии не рассматривают внимание как нечто обособленное. Его изучают в совокупности всех познавательных процессов, таких как мышление, память, восприятие и так далее.

Когнитивная терапия: прикладная работа с мыслями и поведением.

В 60-е годы американский профессор психиатрии Аарон Бек опубликовал монографию, где описал принципиально новое направление, основанное на опыте, отличном от подхода традиционных школ. До этого представители классической психиатрии, психоанализа и поведенческой терапии отстаивали утверждения о том, что первопричина психологических проблем пациента находится вне его сознания. Когнитивная психотерапия начало психоэмоциональных клиентских проблем находит именно в его сознании.

Когнитивно-бихевиоральная терапия соединила знания бихевиористов и методов психоанализа в общую концепцию о том, что вопреки давлению психологических травм человек способен изменить свое поведение в лучшую сторону. А все проблемы объясняет склонностью делать неверные умозаключения, предпосылки и допущения, искажающие реальную информацию о событии. Поняв то, как человек воспринимает и обрабатывает информацию можно понять причины конкретных психологических проблем.

Пройти тест на тип личности

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ):

  • Дает ожидаемый эффект за 5-7 сессий и экономит годовой бюджет для посещения психотерапевта.
  • Работает с конкретными клиентскими запросами: стресс, тревожность, депрессии, фобическая симптоматика, расстройства пищевого поведения, затруднения в отношениях, в общении.
  • Показывает большую эффективность, чем медикаментозное лечение при работе с обсессивно-компульсивным психозом.
  • Дает запас на будущее: помогает изменить поведение, стать более гибкими в восприятии окружающих и самих себя.
  • Признается самым доказанным с научно-практической точки зрения подходом.
  • Единственный вид психотерапии, оплачиваемый по медицинской страховке в странах ЕС. А в некоторых странах имеет статус государственной программы.
  • Используется в клинической практике, психологическом консультировании, педагогике, работе с персоналом, криминалистике.
  • Подойдет решительно настроенным на решение проблемы клиентам, а также тем, кто привык к активному преодолению сложностей, способен проанализировать ошибки прошлого, контролировать настоящее, делать реалистичные прогнозы на будущее.

КПТ не единственный глобальный метод, она не отрицает и не замещает другие терапевтические подходы. Скорее, она эффективно совмещает удачные приемы других методов, используя для каждого расстройства свои техники.

История возникновения научного направления

Можно сказать, что своим возникновением когнитивная психология обязана американским ученым. Именно они в сороковые годы прошлого века проявили серьезный интерес к человеческому сознанию.

Со временем этот интерес породил большое количество исследовательских работ, экспериментов и новых терминов. Постепенно в психологию прочно входит понятие познания. Оно начинает выступать как определяющая не только человеческого сознания, но и практически всех его поступков. Конечно, это еще не была когнитивная психология. Найссер положил начало серьезным исследованиям в данном направлении, которые в дальнейшем начали перекликаться с работами других ученых. Они также ставили на первое место знания человека о самом себе и окружающем мире, позволяющие создавать новые поведенческие схемы и приобретать определенные навыки.

Интересно, что изначально данное направление сложно было считать однородным. Эта тенденция сохранилась до сих пор, ведь когнитивная психология не является единой школой. Скорее, ее можно описать как широкий диапазон задач, объединенных общей терминологией и методологией изучения. С их помощью описываются и объясняются определенные феномены психологии.

Когнитивный — это… Что такое когнитивистика, когнитивный?

Слово «когнитивный» произошло от существительного «когниция» и латинского cognitio «узнаю». Оно используется в ряде сложных научных терминов, так или иначе связанных со способностью человека к познанию. Каково значение слова «когнитивный» само по себе и что значат связанные с ним термины?

Когнитивистика, когнитом и когнитивная этология

Человеческий мозг — главная область изучения науки познания, когнитивистики. При направленном изучении мозга были выделены некоторые его возможности, получившие название когнитивных. Это наивысшие функции мозга, благодаря которым человек считается личностью: связное, последовательное и логичное течение мыслей, осознание себя как индивидуальности, пространственная ориентировка, умение вычислять, понимать, говорить, рассуждать, делать выводы и направленно обучаться.

Чтобы четко обозначить совокупность познавательных умений человеческого мозга, Константин Владимирович Анохин (признанный российский нейробиолог) ввел в обиход термин «когнитóм». Концепция когнитóма называет проблему мозга междисциплинарной: биомедицинской, технологической и экзистенциальной.

Стремительно ухудшающиеся память и внимание — главный признак снижения мозговых функций. Можно сказать, что это когнитивная «смерть» для нейронов головного мозга, в ходе которой почти всегда неумолимо развивается деменция (слабоумие)

Этому могут способствовать постоянные стрессы, вредное питание, неправильный образ жизни и напряжение (нервное или физическое).

Человек отличается от животного когнитивными функциями своего мозга. Исследователи не раз задумывались, что значит когнитивный процесс для представителей фауны. Когнитивная этология изучает умственную восприимчивость животных, чтобы ответить на этот вопрос. До недавних пор вокруг этой дисциплины велись частые дебаты.

Когнитивный процесс и когниция

Когнитивный процесс — это действие, в ходе которого человеческим сознанием производится обработка и фильтрация приходящей извне информации. Также к когнитивным процессам, проходящим в человеческом мозге, относятся отсеивание и усвоение актуальных данных, отдаленно сравнимое с работой современных компьютеров.

Парадигма когнитивного опыта состоит из видов кодировки информации, понятийных психических, а также архетипных и смысловых (семантических) структур. Когнитивная лингвистика в качестве моделей и конструкторов использует те парадигмы и процессы, которые создаются и проходят в сознании и подсознании человека.

В свою очередь когниция — это тот самый специальный процесс, благодаря которому нашим мозгом производится успешная обработка информации. За пределами этой науки термины «когниция» и «познание» употребляются как полные синонимы.

Когнитивная графика

В графике метод, называемый когнитивным, — это все то, что искусственный интеллект использует в системах распознавания речи. Когнитивное преимущество компьютера над мозгом — подсказка или моментальное разрешение задачи, полученные при помощи когнитивной графики.

Когнитивная психология

Еще одна молодая область науки — это когнитивная психология. Гносеологические (познавательные) процессы человеческой психики в этом ответвлении от общего понятия когнитивистики — это области мозга, неразрывно связанные с вопросами запоминания и концентрации, чувств, логичности и связности мышления, изложения информации, ее усвоения.

Хотя основные положения когнитивной психологии были заложены задолго до появления кибернетики и любых сложных вычислительно-информационных машин, на нынешней ступени развития она почти полностью строится на параллели между обучаемостью человека и переносом информации в вычислительные устройства.

Психолингвистика как ответвление когнитивной психологии

Язык, рассудок и ум, их взаимосвязь и вытекающие из этого операции — область, которую исследует актуальная психолингвистика.

Прочная основа, на которой она стоит, — это когнитивная психология. Ее заключения также полезны в других разделах психологии.

Психолингвистика как область языковедения описывает речевые сообщения, извлечение их смысла, речевую деятельность (как в отрыве от мыслительных функций, так и в тесной взаимосвязи с ними), анализ прогресса речи, связанного с формированием личности.

Когнитивная психология: основные представители

Многие считают это направление психологии уникальным, ведь оно практически не имеет основателя, вдохновившего других. Можно сказать, что разные ученые создавали приблизительно в одно и то же время научные труды, объединенные единой идеей. В дальнейшем они стали базовыми для нового направления.

Поэтому среди представителей когнитивизма нужно выделять несколько имен, внесших серьезный вклад в развитие этого течения. К примеру, Джордж Миллер и Джером Брунер организовали пятьдесят семь лет назад специализированный научный центр, который занялся изучением проблем и постановкой задач нового направления. К ним относятся память, мышление, язык и другие познавательные процессы.

Спустя семь лет после начала исследований У. Найссер опубликовал книгу, в которой подробно рассказал о новом направлении в психологии и дал его теоретическое обоснование.

Большой вклад в середине прошлого века внес в когнитивную психологию и Саймон. Ее представители, хочется отметить, зачастую начинали заниматься своими исследованиями совершенно случайно. В когнитивизм их приводил интерес к тем или иным сторонам человеческого сознания. Именно так произошло и с Гербертом Саймоном. Он работал над созданием теории управленческих решений. Его очень интересовали процессы принятия решения и организационное поведение. Несмотря на то, что его научный труд был направлен на поддержание научной теории управления, его очень активно используют и представители когнитивной психологии.

[править] Суть метода

Пока психологи ломали моск над устройствам моска, нерды из Британии и Америки изобрели компьютеры с информатикой. И решили нерды, что это хорошо. И вознамерились нерды помериться силами с самим Б-гом, создав искусственный интеллект.

Но тут вышла засада, потому, что едва начав, вскричали нерды: «А как мы создадим искусственный интеллект, если даже про наш собственный интеллект ничего не знаем, бида-бида!».

Попытались нерды спросить совета у психологов, но едва взглянув на вышеописанный пиздец, померкли духом. Тут бы и сказке конец, но внезапно кому-то из нердов пришла в голову светлая, как оказалось, мысль: «А что будет, если как раз моск надо сравнивать с компьютером?».

Сели нерды за тетради и, ЧСХ, картина начала проясняться. Допустим, что мозг — информационная система. Следовательно, она состоит из:

  • входных сигналов
  • постоянной памяти
  • оперативной памяти
  • алгоритмов преобразования сигналов
  • и, наконец, выходных сигналов.

Пример: увидел ты, анонимус, красивую тян (входной сигнал). Из постоянной памяти в оперативную подгрузилась запись о том, как ты дрочил на прон с Сашей Грей, и тебе в голову приходит мысль (преобразование сигналов): «Я бы её трахнул». Но тут вдруг (а точнее не вдруг, а по алгоритму, или иначе когнитивной схеме) из памяти грузится другая запись — как в первом классе девочка сделала тебе подножку. И теперь ты думаешь: «Она мне не даст», совершая при этом ошибку мышления (когнитивное искажение) вида: «Общий вывод из единичного случая». И тогда наступает выходной сигнал: ты идешь в школьный туалет и дрочишь. А в соседней кабинке твой одноклассник ебет ту самую тян, потому что у него в голове когнитивные схемы другие. Ха-ха, лох.

И тут, вспомнив свои школьные годы чудесные, увидели нерды, что идея работает и это хорошо. Так или примерно так началась когнитивная психология. Ловцы человеческих душ сразу оценили её плюсы:

  • Во-первых, такой подход понятен любому быдлокодеру, либо тому, у кого уровень владения компьютером хотя бы на уровне «скорая компьютерная помощь». Хотя нет, это таки будет минус.
  • Во-первых, сабж соответствует научному методу (Newton Issac
    , circa 1666
    ). У него есть системообразующая теория. Его можно измерять объективно — представив человека как черный ящик (но с известной общей структурой) и через это определяя, что таки творится в черепушке между стимулом и рефлексом. Его, блин, даже можно отнести к точным (а не гуманитарным) наукам, ибо человек же как электронное устройство получается!
  • Во-вторых, сабж понятен
    . Казалось бы, так себе достижение для науки — но только не для психологии. До когнитивного подхода никакой понятной
    общей модели
    психики не существовало. Теперь — существует.
      Насколько она достоверна — отдельный вопрос, но раньше ведь и того не было.
  • В-третьих, приятным бонусом неожиданно и элегантно решился главный вопрос философии: «Как связаны между собой бытие и сознание?» (он же, в научных кругах — «психофизиологическая проблема»). Оказалось, что связаны они через информацию, передающуюся между ними, либо по-разному представленную там и сям.
  • Вообще, когнитивный подход настолько сильно торкнул всех заинтересованных, что его возникновение позже обозвали аж «когнитивной революцией». Потому что он ввел целую новую парадигму того, что такое человек и как его следует изучать/изменять.

    [править] Что есть «когнитивное»?

    Важным нюансом всего этого когнитивного хозяйства является то, что это не просто изучение человеческого мышления. Когнитивная психология — это такой взгляд на человека, в котором он есть информационная система, перерабатывающая полезную информацию в хуйню (или наоборот). И все функции психики рассматриваются в этом направлении именно как различные обработчики информации. Таким образом, КП изучает и мышление, и воображение, и внимание, и восприятие, и память, и эмоции, и вообще всё, что есть в человеческой бошке — но именно что с точки зрения обработки информации всем этим хардом и софтом. Подробнее можно почитать тут.

    Основные идеи

    Чтобы более точно представлять себе, что входит в сферу интересов данного течения в психологии, необходимо обозначить его основные идеи:

    • Познавательные процессы. К ним традиционно относят мышление, память, речь, воображение и так далее. Помимо этого когнитивная психология рассматривает и эмоциональную сферу развития личности, ведь без нее невозможно создание поведенческих схем. В этом процессе принимает участие и интеллект, причем когнитивизм с большим интересом относится к изучению искусственного интеллекта.
    • Изучение познавательных процессов с точки зрения вычислительного устройства. Психологи проводят параллель между человеческими познавательными процессами и современными компьютерами. Дело в том, что электронное устройство собирает, обрабатывает, анализирует и хранит информацию практически так же, как психика людей.
    • Третья идея заключается в теории поэтапной обработки информации. Каждый человек работает с полученными данными в несколько этапов, большая часть этого процесса происходит бессознательно.
    • Выяснение емкости человеческой психики. Ученые считают, что она имеет определенный предел. Вот только от чего он зависит и насколько разнится у людей, на данный момент непонятно. Поэтому психологи пытаются отыскать механизмы, которые в дальнейшем позволят наиболее эффективно обрабатывать и хранить поступающую информацию.
    • Пятая идея заключается в кодировке всех обработанных данных. Когнитивная психология транслирует теорию о том, что любая информация получает особый код в человеческой психике и отправляется на хранение в определенную ячейку.
    • Одной из идей нового направления в психологи является необходимость проводить изыскания только с помощью хронометрических средств. В когнитивизме считается важным то время, которое человек тратит на поиски решения какой-либо поставленной задачи.

    Перечисленные выше идеи лишь на первый взгляд кажутся очень простыми, в реальности они являются базой, на которой выстраивается сложная цепочка научных изысканий и исследований.

    Понятие

    Под когнитивной психологией понимают раздел психологии, осуществляющий исследование познавательных процессов, которые происходят в сознании индивида.

    Ее сущность состоит в изучении человека в качестве своеобразного компьютера, в основе работы которого стоит мышление и разум.

    Он воспринимает различные сигналы, поступающие из внешнего мира, воспринимает и преобразует их в информацию, обрабатывает, анализирует и упорядочивает ее.

    Предметом когнитивной психологии выступает исследования таких элементов, как воображение, сознание, внимание, память, ощущение, а также прочие мыслительные процессы.

    Когнитивизм: положения

    Основные положения когнитивной психологии довольно просты и понятны даже человеку, далекому от науки. Примечательно, что главная цель данного направления заключается в нахождении объяснений человеческого поведения с точки зрения познавательных процессов. Ученые делают акцент не на заложенных чертах характера, а на опыте и знаниях, приобретенных в результате сознательной деятельности.

    Основные положения когнитивной психологии можно представить в виде следующего списка:

    • изучение чувственного процесса познания мира;
    • исследование процесса присваивания людьми определенных качеств и характеристик другим индивидам;
    • изучение процессов памяти и создания определенной картины мира;
    • понимание бессознательного восприятия событий и так далее.

    Мы решили не перечислять все положения данного научного течения, а выделили только основные. Но даже после их изучения становится понятно, что когнитивизм с разных сторон изучает процессы познания.

    Техники когнитивной психотерапии

    Когнитивный подход в терапии неразрывно связан с формированием когнитивной психологии, делающей основной акцент на познавательных структурах психики и занимающейся личностными элементами и способностями логического характера. Обучение когнитивной психотерапии сегодня получило широкое распространение. По мнению А. Бондаренко когнитивное направление соединяет три подхода: непосредственно когнитивную психотерапию А. Бека, рационально-эмотивную концепцию А. Эллиса, реалистичную концепцию В. Глассер.

    Когнитивный подход заключается в структурированном обучении, эксперименте, тренировках в ментальном плане и поведенческом аспекте. Он призван оказать помощь личности в овладении нижеописанными операциями:

    — обнаружение собственных негативных автоматических дум;

    — нахождение связи между поведением, знаниями и аффектами;

    — нахождение фактов «за» и «против» выявленных автоматических мыслей;

    — нахождение более реалистичных трактовок для них;

    — обучение выявлению и трансформации дезорганизующих убеждений, ведущих к уродованию навыков и пережитого опыта.

    Обучение когнитивной психотерапии, ее основным методам и техникам помогает выявить, разобрать и в случае необходимости трансформировать негативное восприятие ситуаций или обстоятельств. Люди, зачастую, начинают бояться того, что сами себе напророчили, вследствие чего ожидают худшего. Иначе говоря, подсознание индивида предупреждает его о возможной опасности до момента попадания в опасную ситуацию. В результате этого субъект пугается заранее и стремится этого избежать.

    Систематически отслеживая собственные эмоции и стремясь трансформировать негативное мышление, можно уменьшить преждевременный страх, который способен модифицироваться в паническую атаку. При помощи когнитивных техник существует возможность изменения характерного для таких мыслей фатального восприятия панических атак. Благодаря этому укорачивается длительность приступа паники, и понижается его отрицательное воздействие на эмоциональное состояние.

    Техника когнитивной психотерапии состоит в выявлении установок больных (то есть для пациентов должны стать явными их негативные установки) и помощи в осознании разрушительного воздействия таких установок

    Немаловажно также, чтобы субъект, основываясь на собственном опыте, удостоверился в том, что из-за собственных убеждений он недостаточно счастлив и что он мог быть счастливее, если бы руководился более реалистическими установками. Роль психотерапевта лежит в предоставлении пациенту альтернативных установок или правил

    Когнитивная психотерапия упражнения по релаксации, остановке потока мыслей, управлению побуждениями применяются в комплексе с анализом и регулированием повседневной деятельности с целью приумножения навыков субъектов и их акцентирования на позитивных воспоминаниях.

    Методология

    Практически любое исследование в рамках когнитивной психологии должно в первую очередь включать в себя лабораторный эксперимент. При этом выделяется ряд установок, чаще всего они состоят из трех компонентов:

    • все данные выделяются из ментальных образований;
    • поведение является следствием познания и опыта;
    • необходимость рассматривать поведение как нечто целостное и не расчленять его на составляющие элементы.

    Модели внимания

    Существует три модели внимания. Ранняя селекция Д. Бродбента. Представляет собой ограничение канала передачи данных. Особенности:

    1. Канал передачи — ЦНС. Имеет ограниченную пропускную способность.
    2. Селекция происходит на ранних стадиях сенсорного анализа.

    Этапы переработки:

    1. Физические стимулы воздействуют на органы чувств.
    2. С помощью сенсорной регистрации поступающие данные сохраняются в иконической памяти.
    3. Значимая информация отсеивается с помощью фильтра.
    4. Последний этап — анализ отобранных данных.

    Поздняя селекция Дональда Нормана:

    1. Поступающие данные одновременно опознаются, обрабатываются, проходят начальный анализ.
    2. Важная информация отсеивается.
    3. Отобранные данные проходят глубокий анализ. После обработки ненужная информация
    4. забывается.

    Модель А. М. Трейсмана:

    1. Между вербальным анализом сообщения, входными сенсорными сигналами расположен перцептивный фильтр. Его задача заключается в усилении различных сигналов, отсеивании ненужной информации.
    2. Когда данные пройдут фильтр, информация делится на отдельные потоки с разным порогом активации.

    Данные обрабатываются разными способами. Выделяется два метода:

    1. Без сосредоточения, концентрации внимания, сознательных усилий. Автоматическая обработка, которая происходит параллельно, быстро. После получения данных основными рецепторами, они быстро обрабатываются. При этом выделяются наиболее простые, заметные признаки предметов.
    2. Фокусировка внимания. Обработка проходит последовательно. Для этого нужно сконцентрировать внимание, приложить сознательные усилия.

    Особенности когнитивной психологии

    Интересно, что ученые сумели выделить особую схему, которая и управляет поведением личности в определенных ситуациях. Когнитивисты считают, что первичным в познании человеком окружающего мира является впечатление. Именно чувственное восприятие запускает процессы, которые в дальнейшем преобразуют знания и впечатления в некую цепочку. Она регулирует поведение человека, в том числе и социальное.

    Причем данные процессы находятся в постоянном движении. Дело в том, что человек стремится к внутренней гармонии. Но в связи с получением нового опыта и знаний личность начинает испытывать определенную дисгармонию. Поэтому стремится упорядочить систему и получить еще больше знаний.

    [править] Мемы

    Как ни странно, некоторые из когнитивных понятий уже стали мемами, хотя их пользователи о том и не знают.

    [править] Пирамида Маслоу

    Нуфф саид.

    [править] Правило 7 ± 2

    Столько элементов мышления человек может держать одновременно в своей голове. Правило возникло из того, что ежели мозг аналогичен компу, то и его мощности, как и компа, должны быть ограничены. В оперативной памяти, к примеру, человек может держать от пяти до девяти понятий, не более того. Потому свои мысли и желательно записывать и называть этот процесс конспектом — иначе на по-настоящему сложное мышление оперативки не хватит.

    К слову, когнитивные искажения, автоматические мысли и прочее стереотипно-шаблонное мышление происходит от тех же самых ограничений. Поскольку полноценно думать в каждый момент времени мозговых ресурсов не хватает, человек формирует готовые шаблоны, а потом им следует. Тупо? Зато быстро и работает!

    [править] Когнитивный диссонанс

    Основная статья

    :
    Когнитивный диссонанс
    Nuff said. За подробностями см. соответствующую статью.

    [править] Когнитивные искажения

    Основная статья

    :
    Когнитивная психология/Когнитивные искажения
    Эволюционные фичи головного мозга, тараканы в голове. Имеются у 100% народонаселения, в 95% случаев приводят к когнитивному диссонансу, неврозам, плохому сну, потере денег и времени, и прочим проявлениям ФГМ, причинами которого и являются. ЧСХ, к разрывам шаблонов не приводят, напротив, всячески укрепляют иллюзии, являясь арматурой в их титанобетонной структуре. Имеют огромное практическое значение — в частности, для тех, кто избрал стезю «относительно честного отъема денег у народонаселения»: как криминальными мошенниками, так и корпорациями через маркетинг, рекламу и пеар. Придуманы когнитивными психотерапевтами.

    Если чуть более подробно, когнитивные искажения (или когнитивные ошибки) — систематические ошибки в мышлении, из-за которых многие мысли, суждения, умозаключения, рождающиеся непрерывным потоком у нас в мозге, кажутся непогрешимо верными, но при объективной проверке оказываются полностью ложными. При этом сам человек может быть уверен в своих суждениях много лет, потому что принцип работы большинства когнитивных ошибок становится понятен только при виде результатов хитроумных научных экспериментов с участием больших групп испытуемых. Более того, сама осведомленность о наличии того или иного когнитивного искажения не значит, что вы отныне больше ему не подвержены, потому как когнитивные искажения являются частью естественных процессов мышления. Каждый человек подвержен всем им, но те когнитивные искажения, принцип работы которых вам все-таки известен, обычно легко обнаруживаются при анализе автоматических мыслей, собственных или чужих рассуждений. Это очень похоже на оптические иллюзии, которые вы фактически не перестаете видеть, даже если знаете, в чем там фишка, но если все-таки взглянуть под другим углом или воспользоваться линейкой, то все становится ясно.

    Ученые уже выявили, доказали и задокументировали не одну сотню таких постоянно совершаемых ошибок и горизонта в этой работе пока не видно. Их полный на данный момент список собирают на специальной странице в Википедии (английская версия обновляется чаще). А здесь небольшая подборка наиболее лулзовых мемов:

    [править] Язык-прайм

    Мем из области психолингвистики

    , придуманный Коржибским. Психолингвистика заявляет, что язык, используемые слова в частности, влияют на процессы мышления и психику. Поэтому нужен специальный язык — лишенный понятия «является». То есть по правилам языка-прайм нельзя говорить «Ты — хуй», надо говорить «Ты сделал хуйню» или, ещё лучше, «То что ты сделал, я оцениваю как хуйню». Так, дескать, точнее и конструктивней получается, так как наёбывает часть искажений (и вызывает меньше баттхёрта).

    [править] Пластичность мозга

    Инфа от доктора по фамилии Тауб, во второй половине XX века державшего частную клинику реабилитации людей, переживших инсульт; как мем же популяризировано Норманом Дойджем.

    • Суть от Тауба такова: кора мозга не является компом со строгим делением блоков (а-ля IBM PC), а скорее напоминает способный перепрошивать себя под обстоятельства аналог Amiga (в смысле, с кучей сопроцессоров): вывод одного кусочка мозга из строя инсультом хоть и может привести к жопе по причине проёба того, что этот кусочек должен был делать, но за счёт правильной дрочки соседних с пострадавшей до состояния отруба долей мозга это очень даже фиксится. Например, занятиями, «банально» уча парализованного заново ползать => ходить => бегать аки детсадовца. Иными словами, после инсульта, если не забыть как дышать, есть шанс вернуть всё как было, причём всё равно за счёт работоспособности всего остального мозга сделать всё как было получается таки в разы быстрее, чем с детсадовцем (если поциент не филонит, не берёт выходные, а, чтобы быстрее достичь «эффекта понедельника» таки ебошит без отдыха, а врач не «-убийца»). В случае с проёбом куска мозга, отвечавшего за сложную хуйню вроде речи, учить придётся хитрее (если задета зона Брока или зона Вернике). ЧСХ, именно это вышеупомянутое «учить снова, словно младенца» у Тауба оказалось просто прорыв как эффективно
      по сравнению с «докторским решением» 1930-х взять и поставить на костыли человека, потерявшего от инсульта именно контакт ног с мозгом, а не сами нервы в ногах.
  • При томографии мозга прокачанного таубо
    поциента можно обнаружить, что проёбаный кусочек мозга хоть и остался раздроченным\залитым застойной кровью, но вместо него теперь работу годно делают нейроны по соседству.
  • Из лулзов: прокачка одной сложной темы способствет развитию моска в какбэ непричастных вещах. Например британские учёные (показывал Евроньюс в 2002) взяли и доказали, что кач игры на пианино младой школотой способствует прокачке скилла «счёт своей башкой» гораздо лучше, чем просиживание штанов за компуктером в детских обучающих программах™ уровня «кролег пошёл в гости к кроту».
    • А в «Новом уме короля» (Emperor’s New Mind) от Роджера Пенроуза, в своих изысканиях ссылающегося на Лоуренса Вайскранца, описывается, как человек, потерявший зрение по причине «нужно было удалить часть зрительной коры головного мозга» (спойлер:
      не то аневризма, не то эпилепсия
      )
      , обнаружилась почти стопроцентная способность «угадывать», какую из фигур ему показывают.

    От Нормана Дойджа же суть такова:

    • Если ты родился только с одним полушарием коры мозга, то ты можешь взять и статься нормальным человеком с работой и правами на вождение машины (спойлер:
      не без косяков вроде 100500 царапин и сколов на оной от любого порёбрика, но зато с перком (как-то «за пять секунд догадаться, что за день недели был такого-то числа десятилетия назад»)
      )
      , и к доктору на скан башки попадёшь разве что случайно.
    • Если много фапать на прон, то по причине эксплуатации одних и тех же нейронных цепей будут приходить и уходить разного рода фетиши и не только. Лечится нестояк на «ванильный секс» ВНЕЗАПНО нофапофоном.
    • В случаях хардкорных БДСМ-фетишей конкретных поциентов неиллюзорно прослеживается связь с рахитом и соответствующим больничным детством.

    Уже другой

    Тауб, уже в 2007-ом, сообщил интересную кулстори с картиночками: человек постепенно лишался мозга изнутри и тем не менее, прожил полноценную жизнь до 44 лет в роли «civil servant», что как бы намекает на то, сколько моска всё же используют люди. А разгадка одна: гидроцефалу, видя улучшение, убрали смонтированный укол в голову (тот самый, IRL, aka «дренаж»), из-за чего внутричерепная жидкость втихаря оказывала давление на мозг аж 30 лет.

    [править] Весовые коэффиценты @ Нейронная сеть

    Параметр силы связи одного нейрона с другим, варьируется от 0 до 0,(9). Поясняет за главное отличие мозга от пекарни анона: в мозгу просто не может быть бинарной системы счисления в виде одного сигнальчика, принятого за пороговый сигнал (то есть за эталон сигнала-«единички», отсутсвие коего даёт ровный ноль), все сигналы от нейрона к нейрону по своей силе меняют мощь туда-сюда, что зависит от тонны причин (пропускная способность мембраны между нейронами, состояние самих нейронов, респаун нейронов).

    • Реализовано это, ЧСХ, сразу в нескольких местах. Имеется:
    1. Мощность исходящего сигнала (одна на всех, это же нейрон: выходной канал у него IRL один);
    2. Мощность входящего сигнала (зависит от размера конкретного маленького отростка нейрона-приёмника, которым он связан с сигналом-передатчиком, а точнее — с количеством соединяющих их контакт молекул);
    3. Общей возбудимости нейрона.
    4. И т. д. — солевой баланс, окружающий магнитный фон (разработчики MagStim гарантируют это) и т. д.

    Сама же по себе тема нейронных сетей является мемом научного мира и развивающейся отраслью информатики и стартапов, поскольку качественно противопоставляет себя канонiчным компьютерам с энным количеством разрядов в системе счисления. В варианте «нейронная сеть, способная к самообучению», годно имитирующая нечто живое нейронка oche затратнореализуема даже на самых мощных суперкомпьютерах, но зато 20-30 «нейронов» в связке под названием «однослойная нейронная сеть» способны ошеломлять любителей распознавать буквы рандомных шрифтов или даже выносить готовых анализировать валютный рынок в их же игре.

    • Зато никто не запрещает создавать т. н. «оптические системы» или отказываться от идеи централизированного ЦПУ и использовать параллельные вычисления уже на видеокартах (где каждому нейрону спокойно отходит свой сопроцессор; в варианте «многослойная нейронная сеть» то реализуется на ура), что позволяет легко возиться с распознаванием образов и прочими плюшками, труднореализуемыми на обычных ЭВМ, но которые столь привычны человеческому моску.

    [править] Синергия

    Синергия — это когда в присутствии друг друга, оставаясь самим собой два вещества или даже две организации (ну и, конечно же, два отдела мозга), сами по себе фейловые и считающиеся «мягкими», ВНЕЗАПНО своей мощностью в присутствии друг друга устраивают особо сильное действие в организме\оказываются мощным игроком.

    Более подробно суть синергии состоит в том, что «иногда не нужно бить только в одну точку даже самым быстрым, решительным ударом».

    В вышеописанном случае с двумя лекарствами для некоего нужного эффекта может быть необходимым совершать воздействие на два фронта (и тогда вещество А влияет на рецепторы «альфа», вещество Б же влияет на рецепторы «бета», а нужный эффект достигается только при имитации какого-то сложного состояния, когда задействованы и «альфа», и «бета»). Или если нужно эффективно расправиться с болячкой, то А подавляет размножение источника болезни, в то время как Б нормально так ломает жизнь этому источнику, изводя его на фоне А в ноль).

    Когнитивный диссонанс: определение

    Стремление индивидуума к внутренней гармонии и переживаемый в этот момент дискомфорт в психологии называется «когнитивный диссонанс». Его испытывает в разные периоды жизни каждый человек.

    Возникает он в результате противоречий между знаниями о ситуации и реальностью либо знаниями и поступками личности. При этом когнитивная картина мира нарушается, и возникает тот самый дискомфорт, толкающий человека на ряд поступков, чтобы вновь войти в состояние гармонии с собой.

    Методы исследования

    Современное направление когнитивизма представляет собой множество концепций, объединенных между собой. Исследования, которые проводятся в рамках развития когнитивной психологии, преследуют следующие цели:

    • изучение перцепции;
    • исследование памяти, сортировки, хранения данных;
    • изучение когнитивной картины мира;
    • изучение познания любых живых организмов;
    • изучение атрибутивных процессов;
    • исследование бессознательного поведения, познания, восприятия.

    Главный метод проведения исследований — лабораторные эксперименты. Методологические установки:

    1. познание определяет поведение;
    2. ментальное образование — главный источник данных;
    3. поведение — целостный феномен.

    При проведении исследований ученые ни используют общепринятую модель работы мозга. Работа протекает в узких специализированных областях — чтение, запоминание.

    Причины возникновения диссонанса

    Как вы уже поняли, избежать этого состояния невозможно. К тому же причин его появления крайне много:

    • логическая непоследовательность;
    • несоответствия в поведении с образцами, принятыми за эталон;
    • противоречие ситуации прошлому опыту;
    • возникновение нарушений в привычной схеме когнитивного поведения.

    Любой пункт списка может серьезно повлиять на поведение человека, который начинает активно искать пути выхода из неприятного для него состояния. При этом он рассматривает несколько возможных алгоритмов решения задачи.

    Когнитивный подход: краткая характеристика

    Ученых-когнитивистов очень интересует сознательное поведение человека. Именно оно становится основным предметом исследования научного направления. Но делается это с определенной точки зрения, чтобы как можно лучше раскрыть основные задачи, поставленные психологией.

    Когнитивный подход позволяет понять, как именно человек воспринимает, расшифровывает и кодирует информацию, извлекаемую из окружающего мира. Так с помощью данного подхода раскрывается процесс сравнения и анализа полученных данных. В дальнейшем они помогают принимать решения и создавать поведенческие схемы.

    Психология личностных конструкторов

    Нельзя рассматривать когнитивизм без теории личностных конструкторов. Она является базовой при изучении поведения людей в разных ситуациях. Если описывать ее кратко, то можно сказать, что люди, воспитанные и живущие в разных условиях, не могут воспринимать и оценивать действительность одинаково. Поэтому при попадании в равные условия они зачастую абсолютно по-разному воспринимают ситуацию и принимают неодинаковые решения.

    Это доказывает, что личность выступает в роли исследователя, который опирается только на свои знания, и это позволяет ей отыскать верное решение. К тому же индивид может просчитывать последующие события, вытекающие из принятого решения. Таким образом, образуются определенные схемы, называемые личностными конструкторами. Если они оправдывают себя, то в дальнейшем продолжают использоваться в идентичных ситуациях.

    Теория Альберта Бандуры

    Еще до появления когнитивной психологии ученый Альберт Бандура разработал теорию, которая сейчас легла в основу научного направления. Теория основывается на том, что основные познания об окружающем мире возникают в процессе наблюдения.

    Бандура утверждал в своих трудах, что в первую очередь социальная среда дает личности стимул для роста. Из нее черпаются знания и выстраиваются первые цепочки, которые в дальнейшем будут выступать в роли регулятора поведения.

    При этом благодаря наблюдениям человек может предугадать, каким образом его действия скажутся на других людях. Это позволяет самому регулировать себя и менять модель поведения в зависимости от той или иной ситуации.

    В данной теории знания и способность к саморегуляции являются превалирующими по отношению к интуиции и заложенными от природы инстинктами. Все перечисленное как нельзя лучше перекликается с основными положениями когнитивизма. Потому самого Альберта Бандуру часто причисляют к основателям нового направления в психологии.

    Когнитивная психология – это очень интересное научное течение, которое позволяет лучше понять человека и мотивы, побуждающие его поступать в соответствии с теми или иными правилами.

    Когнитивное направление в социальной психологии

    Предмет:Психология
    Тип работы:Реферат
    Язык:Русский
    Дата добавления:22.04.2019
    • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
    • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

    Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

    По этой ссылке вы сможете найти рефераты по психологии на любые темы и посмотреть как они написаны:

    Много готовых тем для рефератов по психологии

    Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

    Оформление социальной психологии в самостоятельную науку
    Теоретические подходы в западной социальной психологии
    Психоаналитическое направление в социальной психологии
    Аналитическое направление в социальной психологии

    Введение:

    Когнитивное направление подчеркивает влияние интеллектуальных, или мыслительных, процессов на поведение человека. Американский психолог Джордж Келли (1905–1966) – один из основателей этого направления, считал, что любой человек – это своеобразный исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний, делающий вывод на основе своего прошлого опыта и строящий предположения о будущем.

    Личностный конструкт – это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый способ, которым человек осмысляет какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста.

    В когнитивной психологии личность понимается как организованная система более или менее важных личностных конструктов, которые человек использует, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события.

    Социальное взаимодействие состоит в первую очередь из попыток одного человека понять, как другой человек осознает действительность. Чтобы плодотворно с кем-либо взаимодействовать, человеку необходимо интерпретировать какую-то часть конструктной системы другого человека; надо, чтобы один человек поставил себя на место другого, чтобы лучше понимать и прогнозировать его настоящее и последующее поведение.

    Основные теории когнитивного соответствия в социальной психологии

    Основу когнитивной социальной психологии составляют теории когнитивного соответствия. Это определенный класс теорий, которые были разработаны в западной психологии.

    Основной идеей всех существующих теорий когнитивного соответствия является идея о том, что когнитивная структура человека априори сбалансирована и гармонична. Если человек проявляет признаки дисгармонии в развитии и существовании, то он является стимулом для изменения возникшего состояния и возврата к предыдущему внутреннему соответствию когнитивной структуры личности.

    Эту идею развивают такие ученые, как Ф. Хайдер, Т. Ньюком, К. Осгуд, П. Танненбаум, Л. Фестингер. Рассмотрим их подробнее. Теория структурного равновесия Ф. Хайдер. Эта теория основана на идее соответствия и идее причинной атрибуции.

    Причинная атрибуция — это процесс, посредством которого субъект интерпретирует свое собственное межличностное восприятие причин и мотивов поведения других людей. Теория структурного баланса детально исследует состояние баланса когнитивной структуры человека в том случае, если он воспринимает других людей, и в процессе выстраивания ряда отношений: с этим человеком; общий, объединяющий партнеров в процессе общения.

    Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома

    В основе этой теории лежит идея о том, что основным способом преодоления дискомфорта, возникающего в процессе общения, является активное развитие коммуникативных навыков человека.

    Коммуникация — это социальное взаимодействие человека, имеющее определенный смысловой аспект. Согласно этой теории, основной функцией общения между людьми является достижение социальной общности, но в то же время при сохранении индивидуальности и личной ценности каждого из участников процесса общения. В процессе общения возможно изменение отношения к другому человеку или объекту. Таким образом, необходимое соблюдение восстановлено.

    Теория когнитивного диссонанса

    Автором данной теории является Л. Фестигер. В своей теории он определил диссонанс как отрицательное состояние личности человека, которое возникает в ситуациях, когда у человека появляются разные, чаще всего противоречащие друг другу сведения, мнения или знания об одном и том же объекте. Данное состояние переживается человеком как дискомфортное, от которого он стремится как можно быстрее избавиться.

    В данной ситуации возможны два выхода:

    • Изменение мнения относительно объекта диссонанса;
    • Получение дополнительной или новой информации, которая может устранить возникшее противоречие и согласуется с уже имеющимися у человека представлениями.

    Основные проблемы и теоретические основы когнитивного подхода в социальной психологии

    Когнитивная психология является одним из наиболее современных направлений психологии, основным предметом исследования которой является объяснение поведения человека и изучение процесса и динамики формирования знаний. Сущность когнитивистского подхода сводится к стремлению объяснить социальное поведение с помощью системы познавательных процессов и установления баланса между когнитивными структурами.

    Именно эти структуры выступают в роли регуляторов социального поведения человека в реальной действительности. Благодаря им происходит классификация воспринимаемых объектов и определение их к определенным классам и категориям.

    В рамках когнитивистского подхода в социальной психологии изучаются следующие вопросы:

    • особенности социальной перцепции;
    • особенности проявления аттракции по отношению к другому человеку;
    • формирование и изменение аттитюдов.

    К основным когнитивным теориям в социальной психологии относятся:

    • Теория когнитивного соответствия и структурного баланса
    • Теория коммуникативных актов, о которой уже упоминалось ранее.
    • Теория конгруэнтности.

    Теоретической основой для данных теорий выступают идеи о том, что личность человека находится в процессе стремления к избавлению от имеющегося внутреннего дисбаланса. Говоря о группе людей, как социальной общности последователи данных теорий говорят о том, что группа стремится к максимизации внутреннего соответствия межличностных отношений людей друг с другом.

    Теории когнитивного подхода С. Аша, Д. Креча, Р. Крачфилда

    Данный подход не опирается на принцип соответствия, являющийся основополагающим для рассмотренных выше теорий. Основные идеи авторов, выступающие в качестве методологической установки для экспериментальных исследований, сводятся к следующим положениям:

    • а) поведение человека может быть рассмотрено только исходя из признания его целостности;
    • б) важнейшим элементом целостной организации поведения является познание;
    • в) перцепция рассматривается как отношение поступающих данных к когнитивной структуре, а научение — как процесс когнитивной реорганизации.

    С. Аш, сосредоточив свои усилия на исследовании проблем социальной перцепции, утверждает, что восприятие человеком окружающей социальной действительности избирательно зависит от предшествующего знания.

    То есть тенденция к «перцептивной интеграции» реализуется с учетом возможности обеспечения непротиворечивости когнитивной организации.

    Причем при построении человеком образа какого-нибудь объекта идентичные данные не являются теми же самыми в различных контекстах.

    Заключение

    В целом для когнитивного подхода в социальной психологии характерны следующие выводы: основным источником информации и данных и определяющим фактором, влияющим на поведение человека, являются имеющиеся у него когнитивные процессы и образования, выражающиеся в знаниях, понимании, сформированных суждениях, возможность качественной интерпретации состояний диссонанса и прогноза тех или иных проявлений поведения человека в большинстве случае связана с психологией человека, которая выступает одновременно и объяснительным принципом, и своеобразной нормой для сравнения с ней реального поведения испытуемых.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]