Психологические стрессоры — основные виды

В статье мы расскажем:

  1. Понятие стресса
  2. Психологические теории стресса
  3. Виды стрессовых состояний
  4. Психологические причины стресса
  5. Стадии (фазы) стресса
  6. Психодиагностика стресса/Симптомы стресса
  7. Способы мягкой коррекции стрессового состояния
  8. Профилактика стрессовых состояний

Психология стресса – почему важно знать о ней как можно больше? Все просто. Темп жизни в последнее время становится все выше, нагрузки – как физические, так и психологические – постоянно растут. Неудивительно, что находиться в перманентном состоянии стресса стало для многих людей едва ли не нормой.

Понятие стресса

Стресс – это неспецифический ответ организма на любое изменение условий, требующее приспособления. Простыми словами – какие-то изменения внешней среды требуют от нас адаптации. На улице похолодало, потеплело, мы переехали в другой климат, встретились с другими людьми – все это требует от нас физических и психических усилий. В целом это явление можно описать как стресс. Если происходит адаптация — значит, есть стресс.

Понятие стресса переводится как нагрузка, напряжение, давление, состояние повышенной напряженности, и это так. Но не любое состояние напряженности является стрессом. Только тогда, когда нужно включить резервы организма для адаптации.

Стресс – это наш внутренний механизм адаптации организма и способ его выживания.

Если человек наступил на стекло пяткой, у него в организме начнется стрессовый ответ. То есть стресс – это сам механизм адаптации. Организм начинает производить какие-то изменения, для того чтобы адаптироваться к этой ситуации. Он замечает, что в пятке стекло, сгущает кровь, чтобы она стала сворачиваться и не допустить кровопотери.

Но если система реакций на стресс и попытки к нему адаптироваться остаются включенными слишком долго, это приводит к заболеваниям.

Стресс – это все, что нарушает наш гомеостатический баланс. Гомеостаз – система саморегуляции организма, которая позволяет поддерживать постоянство внутри наших систем. Обычно здесь мы говорим о поддержании температуры тела, уровня глюкозы в крови, примерно одинакового кровяного давления и разных других процессов внутри организма.

Когда стресс каким-то образом нарушает наш баланс, организм с помощью нейромедиаторов, гормонов, а также нервной системы пытается адаптироваться к этому и восстановить баланс обратно.

Если в случае с животными стресс – это только уже существующие в данный момент времени нарушение гомеостатического баланса, т.е. это фактор, который воздействует прямо сейчас, то с человеком все сложнее. Когда дикая собака Динго хватает тушканчика за хребет, то это является для него стрессовым фактором. В случае с человеком все иначе, это может быть ещё и мысль о том, что гомеостатический баланс может быть нарушен, то есть это не сам стресс, не сам стрессовый фактор, а мысли о том, что может произойти.

Мои главные стрессоры | Что такое стрессоры?

Конечно, вы слышали о стрессе, но знаете ли вы, в чем разница между «стрессом» и «стрессорами»?

Стрессоры — это ситуации, которые воспринимаются как воспринимаемая угроза благополучию или положению в жизни человека, когда задача, с которой он работает, превышает доступные ему ресурсы.

Когда человек сталкивается со стрессорами, срабатывает стресс-реакция организма, и происходит серия физиологических изменений, которые позволяют человеку сражаться или бежать.

Если такая формулировка звучит как стресс, это потому, что иногда, когда люди говорят о «стрессе» в своей жизни, они действительно говорят о стрессорах; Стрессоры приводят к стрессовому ответу организма и переживанию стресса. В основном, важно помнить, что стрессоры являются причиной стресса.

Психологические теории стресса

Впервые в 1915 году американский психофизиолог Уолтер Брэдфорд Кеннон заговорил о состоянии, которое сейчас ассоциируется с понятием стресса, и назвал эту реакцию «бей или беги» («fight or flight»). И даже описал данное явление в книге «Телесные изменения при боли, голоде, страхе и гневе». Можно считать началом европейского, американского подхода к этой теме 1915 год.

Рекомендуем

«Питание для здорового образа жизни: полезные продукты, лайфхаки, меню» Подробнее

Однако наши соотечественники оказались в этой же теме в эти же годы, и в военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге профессор Коренчевский в 1913 году уже описывал адаптационный синдром и говорил о том, что он является не патологической, а физиологической реакцией на повреждения клеток, тканей, повреждения какой-то внешней среды.

Австрийский врач Ганс Селье закончил Пражский медицинский университет. Перебравшись в Канаду, он изучал воздействие секретов гормональных желёз, которые он получал путём размельчения выделенных у животных органов и вводил мышам (тогда ещё не гормонов, потому что их в чистом виде не выделяли).

Он заметил очень интересную вещь: какой бы он ни вводил экстракт гормонов мышам, реакция была очень похожая. Есть легенда о том, что однажды он совершил какую-то технологическую оплошность и забыл отвязать своих подопытных мышей, оставил их на ночь.

И те мыши, которым накануне вкалывали вещества и те, которым не проводили инъекции, выдали одинаковую реакцию в виде изъязвления слизистой оболочки желудка. На следующий день часть подопытных даже погибла. И вот тогда он впервые заговорил об общем адаптационном синдроме. Собственно, это стало началом истории стресса.

Селье сделал очень интересные выводы, что на самом деле имеет значение только интенсивность потребности в перестройке или адаптации. И практически не имеет значения сам раздражитель и те изменения, которые привели к формированию этого адаптационного синдрома. Второй вывод, который сделал Селье – это то, что адаптационная энергия имеется в ограниченном количестве, заданном от рождения.

Позже американский исследователь Голдстоун в 1952 году вступил в полемику с Селье и начал говорить о том, что адаптационная энергия может производиться независимо от того, сколько ее было дано организму при рождении. Она, конечно, снижается к старости, но может сохраняться в форме адаптационного капитала.

Постепенно эта тема стала развиваться из понятия организменного и клеточного, с чего начинал Селье, в понятие социальное. Из одного эксперимента на мышах развились целые направления в биологии, медицине, социологии и даже политике, связанные с темой стресса.

Психологические причины стресса

У стресса может быть целый ряд причин: биологические, химические, физические и, конечно, психологические. С последними дела обстоят непросто. Психологические причины стресса настолько разнообразны, что перечислить их все просто не представляется возможным. Каждый человек уникален: его образ мыслей, привычные модели поведения дают в совокупности неповторимую картину личности и набор вероятных реакций на стрессовые ситуации. Таких реакций масса.

Стресс провоцируют внутренние и внешние проблемы

. Внешние – это разнообразные жизненные ситуации, которые человек имеет возможность контролировать. Это могут быть материальные трудности, переезд, сложности на работе или в личной жизни и т.п. Внутренние причины стресса зарождаются в недрах человеческого разума и зачастую не имеют ничего общего с реальностью, человек сам их придумывает. Это может быть связано с постоянной хандрой, пессимистичным настроем, нереализованными желаниями, отсутствием любви к себе, самоуважения, неприятием себя.

В психологии выделяется восемь причин стресса, которые являются наиболее значимыми для человека и сильнее всего влияют на него.

Рекомендуем

«Физиология стресса и пути выхода из него» Подробнее

Отправной точкой стресса может послужить любое событие. Как женщины, так и мужчины могут стать заложниками своих психологических трудностей. Важно помнить, что первичной задачей в ситуации постоянного эмоционального напряжения является выяснение причины дискомфортного состояния. Устранив ее или взглянув на ситуацию под другим углом, человек начинает чувствовать себя гораздо лучше. Без этого жизнь может превратиться в постоянную борьбу с ветряными мельницами.

Симптомы стресса

Как оценивать состояние человека, когда уже наступила дезадаптация, и когда нужно уже начинать волноваться и давать какие-то рекомендации? Важно понимать – наступил стресс или еще нет. Поговорим о способах диагностики.

  • По внешнему виду

У человека имеется отечность, слезотечение, глаза немного выпученные, он может быть потливым, у него может быть испарина на лице, он может быть истощенным или иметь избыточный вес при так называемом хроническом дистрессе. Наличие этих критериев может свидетельствовать о том, что человек находится в первой фазе стресса.

  • По соматическим жалобам

Человек жалуется на свое самочувствие. Он может сказать о повышенном артериальном давлении, которое повысилась внезапно после какого-то события или переживания. Он может пожаловаться на внезапно возникшее учащенное сердцебиение, одышку, запоры, ощущение вздутия живота, боль посередине под ребрами либо резкое повышение аппетита, ощущение ненасытности – «вот, не могу наесться, ем, ем, а ощущение, что не наедаюсь».

Признаками стресса также могут быть частые респираторные вирусные инфекции, позывы на мочеиспускание, эпизоды недержания мочи, которые вдруг стали случаться после событий или переживаний, снижение эректильной функции у мужчин или полового влечения у женщин, боли в мышцах и суставах.

  • По поведению

По поведению мы заметим некоторое стремление уменьшить площадь опоры, площадь контакта – это проявление посттравматического стрессового расстройства.

«Ты-высказывание» очень характерно для человека, который находится в ситуации стресса и физическая травматизация – тоже.

  • Семейный анамнез

В семейной системе у человека, который обратился за помощью, могут выясниться наличие суицидентов – людей, которые покончили жизнь самоубийством. Возможно, человек скажет, что его не кормили грудью вообще или мама его отказалась рано от грудного вскармливания. Это фактор семейного анамнеза, который приводит человека к склонности реагировать дистрессами на внешние обстоятельства. Это недоношенность – чем более глубокая недоношенность у человека в анамнезе, тем более он склонен к дистрессовым реакциям.

Признаком стресса может быть наличие дисфункциональной семьи, в которой практикуется насилие, алкоголики и наркоманы, люди, находившиеся в местах лишения свободы. Это панические расстройства у клиента или у членов его семьи.

  • Предрасполагающие качества личности

Это гиперответственность, педантизм, так называемый перфекционизм – желание сделать идеально какое-то действие, это некоторая психическая ригидность – неготовность подстраиваться под обстоятельства, желание сделать по-своему, настоять на своем. Это алекситимия – неспособность понимать, выражать чувства и базовая тревожность.

  • Психические жалобы

Это переменчивое настроение – от раздражительности и гнева до полной апатии, ощущения, что мне ничего не интересно.

Это бессонница, нарушение памяти, внимания, тревожность более высокая, чем в привычных условиях, появление панических атак, астения, когда не хватает сил на какие-то элементарные действия, не хочется встать, попить воды, зубы почистить, ходить на работу. Это гиперторможение, когда человек вдруг затормаживается и перестает реагировать обычным образом на привычные ситуации. И это психотические срывы, когда внезапно человек начинает обижаться, плакать, кричать, ругаться, что для него было не характерно.

  • События

В общих чертах – это события, связанные с изменениями в жизни. Тут важно понять, что для человека важно, а что не очень, какое именно событие способно вывести его из состояния равновесия так сильно, чтобы вызвать стресс.

Глава 2. Жизненный цикл семьи

Главная задача каждой семьи – способствовать развитию ее членов. Все семьи должны выполнять некоторые базовые функции, а именно обеспечение кровом и пищей, решение задач развития (включая рост индивида и семьи), а также выполнение задач, связанных с кризисом, в случае болезни, смерти или рождения ребенка-инвалида. (Carter & McGoldrick, 1980).

Первое подробное описание жизненного цикла семьи с системной точки зрения появилось в книге Джея Хейли (Haley, 1973) «Нетрадиционная психотерапия». Он описал психотерапевтические техники Милтона Эриксона, применявшиеся на протяжении шести этапов жизненного цикла семьи, особо отметив тот факт, что симптомы чаще всего возникают в точках перехода одного этапа в другой. Позднее Бетти Картер и Моника Мак-Голдрик (Carter & McGoldrick, 1980) выпустили популярную книгу под названием «Жизненный цикл семьи: основа для семейной психотерапии». Картер и Мак-Голдрик высказали предположение, что проблемы возникают в результате прерывания естественного течения жизненного цикла семьи, а цель терапии заключается в возвращении семьи «на круги своя». В книге представлен обзор жизненного цикла семьи, и высказаны предложения по клинической работе с семьями на каждой из стадий развития.

Рис. 2.1. Горизонтальные и вертикальные стрессоры

Одной из главных заслуг Картер и Мак-Голдрик является определение нуклеарной семьи как системы, состоящей из трех поколений и реагирующей на давление, возникающее вследствие династического напряжения и в переходные фазы развития. Картер и Мак-Голдрик (Carter & McGoldrick, 1980) использовали для описания процесса взаимодействия в своей модели вертикальную и горизонтальную оси (см. рис. 2.1). Тревога передается по вертикали через поколения посредством создания «треугольников эмоциональных отношений» (emotional triangulation), семейных ожиданий и мифов. Кроме того, тревога передается и в горизонтальном направлении через изменения в цикле жизненного развития. Стрессы развития делятся на предсказуемые (например, уход из дома или заключение брака) и непредсказуемые (например, болезнь, потеря работы или смерть). Стресс определенной интенсивности, переданный по обеим осям одновременно, зачастую приводит к кризису. Ниже описан случай из практики, иллюстрирующий взаимосвязь между горизонтальной и вертикальной осью стресса.

Одинокий мужчина 40 лет обратился к семейному психотерапевту в связи с тяжелой депрессией. Выяснилось, что он недавно потерял мать; отец умер десять лет назад. Пациент всегда ощущал потребность угодить своей матери. Он занимал должность профессора в крупном университете и был признанным международным авторитетом в своей области. Пациент был вовлечен в «треугольник» конфликтных отношений между матерью и отцом, продолжая поддерживать тесные взаимоотношения с матерью уже будучи взрослым. Он никогда не был женат, объясняя это тем, что не смог найти такую же хорошую женщину, как мать. Женщина, с которой он встречался до смерти матери, недавно развелась. Мать молча одобряла выбор сына (вертикальный стрессор), считая его подругу подходящей себе заменой. Вскоре после смерти матери династические ожидания стали слишком обременительными и последовал разрыв отношений (горизонтальный стрессор). В этот момент вертикально направленный стресс (обязательство жениться на определенной женщине в угоду матери) пересекся с горизонтально направленным (неожиданная утрата как матери, так и предполагаемой невесты), что привело к развитию депрессии и дезинтеграции системы.

Современные семьи испытывают гораздо более выраженный стресс по обеим осям, нежели прошлые поколения. Рост числа разводов, движение за права женщин, сексуальная и технологическая революция оказывают сильнейшее влияние на семью, проходящую по этапам своего жизненного цикла. Зачастую потеря работы или развод ускоряют развитие кризиса, заставляя членов семьи обратиться за помощью. Однако психотерапевту при работе с семьей, переживающей кризис, следует фокусировать внимание не только на симптоме или стереотипах текущего взаимодействия, но и на тех паттернах взаимоотношений, которые были унаследованы от предыдущих поколений, – ведь именно эти паттерны могут иметь важнейшее значение для текущего кризиса.

Глава в основном посвящена предсказуемым этапам развития американской семьи. Особое внимание уделяется особенностям жизненного цикла семьи, обусловленным принадлежностью к той или иной этнической группе или социально-экономическому классу. Следует иметь в виду, что семейные традиции и паттерны взаимодействия в разных социокультурных группах могут существенно различаться.

Первый этап жизненного цикла семьи начинается с заключения брака и продолжается до рождения первого ребенка. В начале соответствующего раздела идет речь о взрослом человеке, еще не имеющем спутника жизни, но испытывающем необходимость в отделении от своей родительской семьи. На данном этапе главную роль в социализации уже предстоит играть сверстникам, отношения с которыми становятся более близкими. До заключения брака оба будущих супруга должны полностью обособиться от своих родительских семей. Роль сына или дочери отныне становится вторичной по отношению к роли мужа или жены. Молодоженам следует договориться о границах с расширенными семьями, родственниками и друзьями. Кроме того, предстоит разрешить и множество более прозаических проблем, например, обсудить распределение домашних обязанностей.

На втором этапе семья должна вновь пересмотреть свои отношения и существующие правила с учетом интересов детей. В связи с появлением новых ролей родителей и прародителей подлежат ревизии и отношения с расширенной семьей. С течением времени родители устанавливают межличностные границы для обеспечения безопасности ребенка и родительского авторитета, не забывая, однако, о необходимости способствовать росту ребенка.

Третий этап начинается с поступления в школу первого ребенка и длится до тех пор, пока последний ребенок не достигнет половой зрелости. На данном этапе родителям предстоит распределить обязанности, связанные со школой. Кто будет помогать ребенку в подготовке уроков? Кто возьмет на себя труд по урегулированию школьных проблем? Детям предстоит научиться устанавливать горизонтальные (в общении со сверстниками) и вертикальные (с учителями) связи. В этот момент может возникнуть необходимость внести в семейную систему определенные изменения, позволяющие матери вновь приступить к работе или найти себе другое занятие.

Семья считается семьей подростка с того времени, когда старший ребенок достигает половой зрелости. В зависимости от числа и возраста детей этот этап может накладываться на предыдущий или последующий этапы. В той или иной форме этап подростковости длится до тех пор, пока последний ребенок не покинет дом. Родителям следует постоянно менять свои взаимоотношения и правила, модифицировать границы семьи, для того чтобы подросток при желании мог входить в семейную систему и покидать ее. В то же время сами родители в это время сталкиваются с проблемами и эмоциональными переживаниями, известными как кризис среднего возраста. Успешное преодоление проблем на этом этапе в значительной мере определяется тем, как были решены задачи коммуникации и обозначения границ семьи на предыдущих этапах жизненного цикла семьи.

По мере решения задач развития семья становится «стартовой площадкой» для повзрослевшего ребенка. Именно на этом этапе родители и дети в идеале стремятся ко все большей независимости друг от друга. Это наиболее длительный этап, поскольку современные семьи имеют гораздо меньше детей, чем их предыдущие поколения, а продолжительность жизни заметно возросла (Carter & McGoldrick, 1980). Родителям следует установить с детьми взрослые отношения и пересмотреть собственные супружеские отношения уже без детей. Супруги испытывают значительное напряжение, когда впервые за 20-25 лет остаются один на один. При этом возникает необходимость изменить распорядок жизни, заняться собственной карьерой и т. д.

Семья, в основном выполнившая свою родительскую функцию, сталкивается с проблемой возрастного ухудшения здоровья. Супругам предстоит переоценить свой образ жизни и найти возможности для его оздоровления. На этом этапе членам семьи придется столкнуться с потерей супруга, снижением жизненного тонуса, угрозой старости и смерти, как собственной, так и любимых людей.

Данная глава посвящена детальному рассмотрению каждого из вышеперечисленных этапов жизненного цикла семьи, а последний раздел затрагивает этапы развития семей, образовавшихся в результате повторного брака. Особое внимание уделено задачам, которые требуют обязательного решения для успешного развития семьи.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]