Психология коллектива: правила взаимоотношений с коллегами


Определение коллектива

С латыни collectivus переводится как «собирательный». Поэтому можно сказать, что коллектив это некая группа, состоящая из N-ного количества людей, объединенных общими интересами, идеями, задачами, потребностями.

Любая деятельность человека требует участия в том или ином сообществе. Поэтому понятию коллектив определение дают не только психологи, но и педагоги. Мнения могут несколько разниться, но основная суть трактуется одинаково.

Понятие в психологии

Под группой подразумевают собрание, толпу (сборище) людей и т.п. Чтобы они стали коллективом, должна присутствовать организация. Если «копать» глубже, то в психологии определение коллектив это общность, осуществляющая совместную деятельность через межличностные отношения, где значимым является вклад каждого индивидуума.

Мнение педагогов

Объединение в группы дошкольников, учеников, студентов классифицируется как коллектив воспитанников. Такие сообщества несколько отличаются от производственных. Если коллектив это в психологии люди, объединенные для совместного решения определенных задач и выполняющие конкретные функции, то в педагогике трактовка немного отличается.


Коллектив учеников

Соприсутствие детей в группе – это промежуточная ступенька, подготавливающая для дальнейшей деятельности. Цель трудового коллектива – внести определенный вклад в общество. Тогда как педагогическая группа занимается формированием личности, которая должна стать полезной обществу.

Классификация коллективов

 Лекции по менеджменту — Мотивационный менеджмент — Классификация коллективов

По характеру внутренних связей различают коллективы формальные и неформальные.

Формальные коллективы создаются по внешним причинам: в результате организационного процесса, по воле руководства, для выполнения определенных задач. Они могут быть образованы для выполнения регулярной функции (например, отдел планирования) или решения определенной целевой задачи (например, комиссия по разработке какого-либо проекта).

Формальные коллективы обычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют руководителя, четко определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи.

Формальные коллективы обеспечивают единство действий всех составных частей организации, связь различных подразделений с ее общими целями. В основе их выделения лежит целесообразность общественного разделения труда.

В неформальных коллективах отношения складываются спонтанно. Их участники вступают в регулярное взаимодействие по интересам для достижения определенных целей.

Неформальные коллективы создаются не руководством путем распоряжений и формальных постановлений, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, увлечениями, привычками и т. п. Такие группы существуют во всех организациях, хотя они и не представлены в структурных схемах.

В неформальных коллективах обычно действуют неписаные правила и нормы поведения. В них складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти коллективы имеют явного или неявного лидера. Часто неформальный коллектив влияет на своего члена намного сильнее, чем формальная структура.

По составу коллективы бывают однородные (гомогенные) и разнородные (гетерогенные). Эти различия могут касаться пола, возраста, профессии, статуса, уровня образования и т. д.

Разнородные коллективы более эффективны при решении сложных проблем; они эффективны также при интенсивной творческой работе (мозговой атаке). Однородные коллективы эффективнее решают простые задачи. Чем больше сходство между членами коллектива, тем значительнее их взаимовлияние, быстрее вырабатывается чувство общности. Однако в однородных коллективах острее внутренняя конкуренция, поэтому они более конфликтны.

Эффективный коллектив должен состоять из непохожих личностей.

По способам комплектования различают коллективы постоянные и временные.

Постоянные коллективы (хотя отдельные их члены могут приходить и уходить) придают организации устойчивость. Примером таких команд могут быть бригады, отделы, небольшие подразделения, находящиеся в штатной структуре организации.

Временные коллективы создают для работы над конкретным проектом или проблемой, например в целях разработки и реализации стратегии, реструктуризации предприятия; для внедрения новых технологий. По завершении заданий они расформировываются. Такие груплы часто сталкиваются с проблемами:

  • ограниченностью времени выполнения задания, поэтому члены группы, вероятно, «одним глазом» следят за выполнением работы, а другим ищут следующее задание;
  • различными техническими навыками: менее компетентные в технических вопросах сотрудники могут быть пассивными;
  • необходимостью совмещения. В большинстве случаев члены временной группы занимаются реализацией проекта только часть рабочего времени;
  • политическими и, возможно, личными интересами. Члены группы могут находиться в ней скорее как представители отдела или для выполнения определенной функции, а не как профессионалы.

По выполняемым задачам коллективы подразделяются на группы руководства, функциональные и производственные группы, комитеты.

Группа руководства (командная группа) состоит из руководителя предприятия (подразделения) и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями (например, директор предприятия и его заместители; заместитель руководителя предприятия по производству и непосредственно подчиненные ему начальники отделов, служб и цехов).

Функциональная группа объединяет руководителя и специалистов функционального подразделения (службы, отдела, бюро, группы), которые реализуют общую функцию управления и имеют близкие профессиональные цели и интересы. Например, отдел качества заинтересован в сокращении процента брака и приемке продукции с первого предъявления.

В состав производственной группы входят руководитель и рабочие, изготовляющие определенный вид деталей (работ). Члены производственной группы совместно работают над одним заданием; различия между ними связаны с разделением видов работ в зависимости от квалификации работников.

Комитет — это группа предприятия, которой руководство делегирует полномочия для выполнения какого-либо проекта или задания. Иногда комитеты называют советами, комиссиями, целевыми группами, правлением. Они отличаются от других формальных структур групповым принятием решений, что иногда является наиболее эффективным средством достижения целей.

По степени эффективности работы коллективы делятся на рабочие группы, псевдокоманды, потенциальные, настоящие и высокоэффективные команды.

Рабочая группа полагается на общий результат отдельных усилий ее членов. Члены таких групп взаимодействуют преимущественно в целях обмена информацией и опытом. В них не существует какого-либо давления для формирования единых целей или четких задач совместной деятельности, поэтому взаимодействия членов группы носят случайный характер, ибо не подкрепляются совместной ответственностью за полученные результаты.

К псевдокомандам относятся группы, члены которых не сумели воспользоваться преимуществами совместной деятельности, да и не прилагали к этому усилий. Они не проявляют интерес к постановке общих целей или конкретных задач, хотя сами сотрудники или их руководители могут называть такую группу командой.

Члены потенциальных команд испытывают потребность в эффективной деятельности, а значит, стремятся к достижению высоких результатов в труде. Например, они осознают необходимость единой четкой цели (пока ее нет, это негативно сказывается на производительности команды) или имеют конкретные задачи, однако не сумели выработать эффективных приемов и методов сотрудничества. На пути к высоким результатам возникают различные препятствия, преодолеть которые удается не всегда.

Настоящие команды — небольшие группы, члены которых обладают взаимодополняющими навыками и умениями, имеют общие цели, задачи и выработали эффективные методы совместного труда. Они знают, как удовлетворять потребности организации и нужды участников группы; возможности команды превышают ожидания менеджмента.

Высокоэффективные команды — группы, удовлетворяющие всем требованиям к настоящим командам и способствующие индивидуальному развитию их участников. Демонстрируемые ими результаты превосходят ожидания окружающих, и в некоторых случаях они могут служить образцом для других команд.

По степени мотивации на работу коллективы делятся на группы «X», «Y» и «Z».

Группа «X» не мотивирована на работу. Состав ее обычно разнороден по возрасту, полу, национальности, состоит из низкоквалифицированных работников с «совковой» психологией и четко выраженной установкой на минимальную отдачу и бездеятельность. Иногда это может быть интеллектуальная группа, рассматривающая работу как клуб, где можно проводить время в приятном обществе, заниматься компьютерными играми, беседами, чтением литературы и т. п. Эффективность и результативность такой группы низкие.

Мотивировать работу членов группы «X» может авторитарный руководитель за счет централизации в своих руках функций управления, применения директивного стиля, четкого планирования и контроля, а также жесткого наказания отдельных членов группы, не выполняющих задания и нарушающих трудовую дисциплину. Низкоквалифицированные исполнительные члены такой группы нуждаются в обучении.

Группе «X» нельзя поручать сложные работы, требующие высокого качества исполнения.

Группа «Y» частично мотивирована на работу. Как правило, такие группы создаются без учета профессиональной и половозрастной структуры, с разделением формальных и неформальных лидеров в микрогруппах, с большим удельным весом людей, не имеющих уровня знаний и умений, достаточных для выполнения поставленных задач. В группах «Y» много трудолюбивых и исполнительных работников, но нет четко поставленных задач и ресурсного обеспечения, доминирует уравниловка в оплате труда передовых и отсталых работников. В коллективе могут часто возникать конфликты, интриги и противоречия между отдельными микрогруппами и личностями.

Для усиления мотивации такой группы руководитель должен сделать следующее:

  • выявить неформальных лидеров и назначить их на должности бригадиров, мастеров, руководителей проектов;
  • правильно определить целевые задачи и распределить функции управления с частичной передачей полномочий руководителям микрогрупп или неформальным лидерам;
  • использовать преимущественно демократический тип управления;
  • правильно использовать вознаграждение за результаты труда и наказание за срывы выполнения заданий;
  • постоянно заботиться о поддержании в коллективе хорошего климата.

Группа «Z» полностью мотивирована на работу, имеет высокий уровень квалификации и относительно однородный состав по возрасту, образованию, интересам и мотивации. Внутренние противоречия легко преодолеваются и психологический климат в коллективе очень хороший. Как правило, группа «Z» состоит из передовых работников, мотивированных самоутверждением и высоким уровнем морального поощрения.

В группе «Z» преобладают демократичный или либеральный стили руководства. Поэтому руководитель группы может передать часть своих полномочий в микрогруппы; активно подключать членов группы к процессу принятия решений, делая акцент на коллегиальность, а не на единоначалие; активно применять вознаграждение за достигнутые высокие результаты и качество труда.

Что понимают под идеальным коллективом

Социальная перцепция — что это такое в психологии

Любое объединение людей – это определенная атмосфера взаимоотношений, на нее влияет человеческий фактор. Об идеальном коллективе можно только мечтать. Реально приблизиться к эталону, если следовать таким принципам:

  • у объединенных в группу людей должна быть совместная значимая цель, направленная на благо общества и не противоречащая государственным нормам;
  • каждый член коллектива, участвующий в совместной деятельности, заинтересован в положительном результате и несет ответственность наравне со всеми;
  • специфика отношений в коллективе просматривается не только в рабочей сплоченности, но и моральной;
  • один из принципов коллектива – демократичность; органы управления являются авторитетом для подчиненных, и в то же время руководители уважают тех, кто стоит на нижних ступеньках иерархии, прислушиваясь к их мнению.

Дополнительная информация. Коллектив это в идеале – высокая организованность, где проявляются такие характеристики, как взаимопонимание, «чувство локтя», бескорыстные отношения, доброжелательность.

В дружном коллективе совершенно иное отношение к труду и обязанностям. Члены идеального сообщества умеют разумно сочетать общественные и личные интересы не в ущерб производству и семье.

Коллектив как высшая форма развития группы

Коллектив, в котором развивается и воспитывается личность, является связующим звеном между нею и обществом.

Коллектив — это группа, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.В этом его основное психологическое отличие от других групп. Не только преобладание проявлений коллективистского самоопределения конформных реакций, но и ряд других психологических явлений.

Первым психологическим феноменом коллектива, который был обнаружен при изучении межличностных отношений в коллективе, явилось

коллективистское самоопределение . Экспериментально коллективистское самоопределение было выявлено при изучении явлений конформности и нонконформности, которое проводилось с помощью так называемой подставной группы , в качестве которой используется либо группа людей, сговорившихся дезинформировать «наивного» постороннего индивида, либо экспериментатор намеренно искажает информацию, поступающую от группы, с помощью контроля над связями между группой и «обрабатываемым» индивидом. Эксперимент показал, что число лиц, в большей или меньшей степени проявивших конформность, весьма велико. Была выдвинута гипотеза, что в общностях, объединяющих людей на основе совместной, общественно значимой деятельности, взаимоотношения людей опосредствуются ее содержанием и ценностями. Если это так, то подлинной альтернативой конформности должен выступить не нонконформизм (негативизм, независимость и т. д.), а некоторое особое качество коллективности, которое предстояло изучить экспериментально.

Гипотеза определила тактику экспериментальных исследований. Если, используя методику «подставной группы», побуждать личность якобы от имени коллектива, к которому она принадлежит, отказаться от принятых в нем ценностных ориентаций, то возникает конфликтная ситуация, разделяющая индивидов, проявляющих конформность, и индивидов, способных действовать в соответствии со своими внутренними ценностями.

Эта особенность межличностных отношений получила название коллективистского самоопределения. Коллективистское самоопределение обнаруживается в том, что член коллектива избирательно относится к любым влияниям (в том числе и своей общности), принимая одни и отвергая другие, в зависимости от опосредствующих факторов — убеждений, принципов, идеалов, целей совместной деятельности.

Феномен коллективистского самоопределения оказался своего рода «клеточкой», в которой обнаруживаются важнейшие социально-психологи-

ческие характеристики живого социального организма — коллектива.

Выделяется пять крайних позиций, характеризующих соответственно наиболее выраженные уровни группового развития:

1. Максимальная степень опосредствованности и максимальная социальная ценность факторов деятельности, опосредствующих межличностные отношения. Это — коллектив (бригада труда).

2. Минимальная степень опосредствования при максимально просоциальных факторах, которые могли бы опосредствовать межличностные отношения, если бы в группе была соответствующая совместная деятельность. Это — просоциальная ассоциация (дружеская компания студентов).

3. Отсутствие опосредствования, обусловленное отсутствием совместной деятельности. Это — диффузная группа (пассажиры автобуса).

4. Минимальная степень опосредствования межличностных отношений какой-либо совместной деятельностью при максимально асоциальных опосредствующих факторах. Это — асоциальная ассоциация (группа хулиганствующих подростков).

5. Максимальная степень опосредствования деятельностью и максимальный антиобщественный, реакционный характер опосредствующих факторов. Это — корпорация (мафия).

Экспериментально были зафиксированы принципиальные отличия коллектива как группы высшего уровня развития от всех других групп. Именно коллектив воплощает ту зависимость личности от общества, при которой она становится свободной. «В условиях действительной коллективности индивиды в своей ассоциации и посредством нее обретают вместе с тем и свободу», — писал К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии».

Суть и развитие коллектива по А.С. Макаренко

Креативное мышление — что это такое в психологии

Описанные принципы отлично проецируются на школу, выполняющую роль фундамента, на котором формируются коллективы, объединенные общей целью – учебой. В своей деятельности педагоги руководствуются трудами А.С. Макаренко, в которых описан основной закон жизни коллектива.

Важным пунктом в воспитательном процессе является цель (перспектива). Она может быть близкой или далекой, но вполне понятной каждому ученику. Суть перспективы – мобилизовать силы воспитанников на преодоление трудностей в учебе.

Цель должна соответствовать нуждам коллектива, соизмеряться с его организованностью, уровнем развития и опытом. Постоянная смена перспектив обуславливает прогрессию движения.

Группы и их классификация

Педагог в своей работе имеет дело не только и не столько с каждым учеником в отдельности, сколько с различными группами, в которые входят учащиеся: классный коллектив, семья, а иногда и уличная компания, под влияние которой попал подросток. В связи с этим учителю необходимо знать основные социально-психологические закономерности групп и коллективов.

Группа — это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например классовой принадлежности, наличия и характера совместной деятельности, особенностей организации и т. д.Соответственно строится и классификация групп: группы малые и большие , которые в свою очередь подразделяются на реальные (контактные) и условные , формальные (официальные) группы и неформальные (неофициальные), различного уровня развития — развитые (коллективы) и недостаточно или низкоразвитые группы (ассоциации, корпорации, диффузные группы).

Большие группы могут быть реальными , образующими социальную общность, включающую значительное число людей, существующую в общем пространстве и времени (трудовой коллектив предприятия, педагогический коллектив школы и т.п.); и условными , выделяемыми и объединяемыми на основе некоторых признаков (классовых, половых, возрастных и др.). Люди, которые оказываются включенными в условную группу, могут никогда не встречаться друг с другом, но в связи с тем признаком, на основе которого они были выделены в подобную группу, иметь общие социальные и психологические характеристики.

Малые группы — это всегда контактные общности, связанные реальным взаимодействием входящих в них лиц и реальными взаимоотношениями между ними. Эти группы могут быть официальными ,

т. е. иметь юридически фиксированные права и обязанности, нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство. Выделяются также и неофициальные группы, не имеющие юридически фиксированного статуса, но характеризующиеся сложившейся системой межличностных отношений (дружбы, доверия, симпатии и т. д.).

Важнейшей основой классификации групп является степень, или уровень, их развития. Уровень группового развития — характеристика сформированности межличностных отношений, результат процесса формирования группы. Психология в качестве основания для выявления уровня группового развития принимает деятельность группы, ее ценности и цели, от которых зависит характер межличностных отношений. Именно на этой основе строится психологическая типология групп, различающихся по уровню развития: коллективы, просоциальные ассоциации, диффузные группы, асоциальные ассоциации, корпорации . Высший уровень группового развития обнаруживается в деятельности и межличностных отношениях, присущих коллективам.

Основные критерии коллектива

Развитие личности — что это такое в психологии

Чтобы определиться с понятием коллектив что значит, предлагается ознакомиться с критериями взаимоотношений.

Оценочные признаки коллектива

КритерийОписание
НравственностьВ основе лежат нормы и ценности, базирующиеся на общечеловеческой морали
ОтветственностьЧлен коллектива дисциплинирован, добросовестно относится к своим обязанностям и в то же время готов отвечать за судьбу каждого из коллег
ОткрытостьУмение выстраивать дружественные отношения с членами своей группы и другими коллективами
КоллективизмЗабота о членах своей группы и противостояние явлениям, разрушающим коллектив
ОрганизованностьРациональное распределение обязанностей между членами, взаимовыручка и заменяемость, быстрое устранение возникших в процессе деятельности недостатков
ИнформированностьПонимание каждым членом поставленных целей, задач, достигнутых итогов (промежуточных и конечных) совместного труда
ЭффективностьСвоевременное и качественное выполнение задач

Совокупность всех описанных критериев присуща только идеальному сообществу. В реальной жизни подобную модель встретить сложно. Одни группы слабо развиты и не дотягивают по социально-психологическим параметрам до названия «коллектив». Другим – условно присваивается данное понятие, так как они находятся в процессе развития.

Разница между коллективом и группой

Оба этих термина обозначают объединение людей по каким-либо признакам для выполнения общей задачи. Но коллектив являет собой высшую стадию развития группы. Соответственно, между организациями существует ряд принципиальных отличий:

  • Степень сплоченности: для коллектива характерны более тесные взаимосвязи и теплые отношения, чем для группы;
  • Глубина связей: между членами коллектива существуют симпатия, крепкие эмоциональные связи, здесь есть место взаимовыручке и поддержке, тогда как отношения между одногруппниками в сущности формальны;
  • Устойчивость: коллектив намного более устойчивое объединение, чем группа;
  • Срок возникновения: группа может быть образована в очень короткий срок, тогда как для формирования коллектива требуется время.

Виды коллектива

Чтобы управление группами было успешным, необходимо изучить все существующие виды коллективов и их отличительные признаки.

Классификация коллективов

НаименованиеОсобенности
По составу
ОднородныеВ группу собраны люди одного пола, возраста или уровня развития. У них формируются общие взгляды и позиции, но часто могут возникать конфликты на фоне внутренней конкуренции
Разнородные (гетерогенные)Формируются из членов, различных по возрасту, полу, статусу, профессии и т.п. Такой коллектив с легкостью решает сложные задачи
По статусу
ОфициальныеЮридически оформленный коллектив, действующий в правовом пространстве
НеофициальныеДеятельность зиждется только на желании людей сотрудничать друг с другом. Такие организации не имеют юридической основы, их сложно привязать к общественным нормам
По внутренним связям
ФормальныеОпределяющим фактором являются штатное расписание, привязывающее членов коллектива к определенным технологиям работ, материальная заинтересованность
НеформальныеПомимо общественных интересов, людей объединяют эмоциональные связи (иногда дружба), обеспечивающие общение в пределах трудового коллектива
По степени свободы
ПринудительныеПримером такого коллектива является колония заключенных. Выполнение простых видов деятельности под жестким руководством малоэффективно
ДобровольныеСообщества с вольнонаемными сотрудниками создают атмосферу заинтересованности. Это положительно влияет на решение сложных творческих задач

Еще коллективы делят на малые и большие. Классификация по размерам проводится не в зависимости от штатного расписания, а исходя из возможности налаживания межличностных отношений.


Люди, объединенные общими задачами

Обратите внимание! Чем меньшее количество людей, тем легче превратить коллективную группу в отлаженный механизм.

Малые формирования называются первичными, их можно объединить в разветвленную структуру (например, производственные цеха завода или классы в школьном коллективе).

Виды

Коллектив в первую очередь можно поделить на 2 вида: гомогенный и гетерогенный. Группы первого вида схожи по какому-либо признаку. А гетерогенные группы включают в себя разные слои общества.

По каким признакам могут быть сходства и отличия в гомогенных и гетерогенных коллективах:

  • Пол.
  • Возраст.
  • Профессия.
  • Интересы.
  • Уровень образования.

Неоднородный по своему составу коллектив намного лучше справляется с критическими задачами, которые требуют неординарных решений. Часто для одного коллектива предъявляется пласт требований, которые не сходятся друг с другом. Поэтому группа должна включать людей с разными способностями.

Однородный коллектив хорошо справляется с текущими простыми задачами, которые не требуют взгляда с разных сторон. Люди в таких коллективах лучше понимают друг друга, потому что они похожи по какому-либо признаку. Но по той же причине в таких коллективах в разы выше конкуренция. Коллективы можно классифицировать не только по однородности.

По структуре

Группы людей можно поделить, опираясь на их интересы, взгляды, цели.

Виды коллективов по внутренней структуре:

  • Политические (люди соединяются в сообщества, исходя из своих взглядов на государство и на мир в целом).
  • Функциональные (люди объединяются в группу, в которой они распределяют обязанности).
  • Социально-демофграфические (люди делятся на группы в зависимости от их статуса, социального положения, культуры, пола, возраста).
  • Социально-психологические (такие общества создаются на основе взаимной симпатии ее членов).
  • Поведенческие (люди сходят в сообщества, исходя из своего уровня активности).
  • Мотивационные (у людей одной группы есть общая цель, к которой они быстрее придут, работая сообща).

По статусу

Коллектив– это в психологии официальные и неофициальные группы. Их главное отличие в том, что официальный коллектив связан официальной бумагой, которая имеет юридическую силу. Это может быть договор, устав, или инструкция. Люди иногда вынуждены контактировать с людьми из своего коллектива, потому что они связаны правовыми обязанностями.

Второй вид коллективов основывается на устной договоренности, общем интересе людей. У них есть взаимное желание работать друг с другом. Плюс официального коллектива в том, что его члены более дисциплинированы, так как связаны юридическими обязанностями, которые прописаны на бумаге. Для неофициальных коллективов важно установить четкие правила, распределить обязанности. Плюсом таких коллективов будет естественное желание работать без принуждения, как это бывает в официальных.

По внутренним связям

Общения в коллективах можно поделить на формальное и неформальное. Первый вид заключается в том, что члены группы взаимодействуют из-за официального распределения. Формальное общение чаще закладывается в официальных коллективах. Сюда можно привести пример офисного работника. Он обязан работать в официальном коллективе, так как связан с ним трудовым договором.

Присоединяясь к группе людей, он обязан контактировать, работать с ними, так как привязан формально. Неформальные связи выстраиваются спонтанно по желанию, общим целям людей в коллективе. Формальные и неформальные связи могут соединяться.

По размеру

Простая классификация делит коллективы на большие и маленькие.

Чем отличаются большие и маленькие коллективы:

Маленькая группа людейБольшая группа людей
Люди хорошо знают друг друга.Отдаленность участников друг от друга
Усложнение решения задач из-за близких эмоциональных связей. Часто несколько людей выполняют одну и ту же задачу.Каждый выполняет свои обязанности, не отвлекаясь на личные отношения к участникам.
Часто происходит деление на подругруппы, в которых уже зарождаются личные более тесные взаимоотношения.
Без ущерба для работоспособности нельзя заменить участника. Часто при уходе одного человека, распадается весь коллектив. Коллективы из 3 человек часто вытесняют третьего человека.Из-за большого количества людей сложно организовать самоуправление.

По функциями

Коллектив– это в психологии группы людей, который отличаются по своим функциям. Классификация по функциям делит коллективы на 2 вида. В первой группе люди стремятся какой-то общей цели, выполняют определенные задачи. Целью второй группы является налаживание личных отношений и само общение между людьми.

Такие коллективы можно по-другому назвать «общество по интересам».

Жизненный цикл коллектива

Независимо от признаков, по которым классифицируют группы, стадии развития коллектива идентичны, и процесс формирования подчинен определенным законам. При этом состав может частично меняться, что привносит свои корректировки.

Обратите внимание! Как бы ни была хороша организация, в ней наблюдаются «взлеты и падения». Иными словами, развитие происходит не по восходящей динамике, а по синусоиде.

Стадии формирования коллектива

Этап циклаОсобенности
ПритиркаСтадия постепенного знакомства членов коллектива, налаживание личностных и деловых взаимоотношений. Она может быть как краткой, так и длительной
«Дворцовые перевороты»Проявляется борьбой за доминирующие позиции в коллективе. В неформальной группировке возможна смена лидерства
РезультативностьУ коллектива, успешно прошедшего предыдущий этап, возрастает потенциал. Скрытые ресурсы и способности членов работают на повышение производительности
ЭффективностьКоллектив, благодаря полученному опыту, сплачиванию, успешно решает поставленные задачи. Каждый участник проявляет творческий подход к делу
МастерствоДля данного этапа характерны прочные связи между членами сообщества. Люди не просто притерлись друг к другу и адаптировались к условиям, но и научились быстро гасить конфликты. Каждый член коллектива оценивается по достоинствам
СтарениеДостигнув высшей степени развития, коллектив продолжает существовать «по накатанной», успешно выполняя функции. Если методы работы, структура, взаимоотношения перестанут соответствовать изменившимся внешним условиям, развитие коллектива идет на спад
СмертьОтпала необходимость в функциях, выполняемых конкретным коллективом, и его расформировывают. Либо происходят реструктуризация, реорганизация, в результате которых создается новый коллектив


На стадии формирования коллектива

На последнем этапе эффективность работы минимальная. После реорганизации большинство сообществ возрождается, и синусоида плавно ползет вверх. Члены расформированных предприятий вливаются в новые группы, находящиеся на любом из этапов развития.

Признаки коллектива

Чтобы действительно называться коллективом, собранная группа людей должна иметь несколько основных признаков, которые будут отличать ее от других команд.

Первым и, пожалуй, самым главным признаком считается наличие общей цели. Здесь имеется в виду, что члены коллектива должны работать сообща, двигаться к единственной цели, всегда обсуждать свои действия, советоваться друг с другом. Эту цель определяют сами участники, сформулировав ее из своих индивидуальных стремлений, а также она может даваться извне.

Следующий признак коллектива заключается в том ,что каждый его член признает себя частичкой команды и признает всех остальных ее членов. Если же этого не происходит, то люди просто не смогут работать сообща.

И третий признак коллектива затрагивает культурную сторону каждого его участника. Люди, работающие вместе, должны иметь общие понятия о красоте, правилах поведения, нормах морали.

Коллектив и личность

В стадиях формирования коллектива есть личный вклад каждого из участников. Действует и обратный принцип – группа является фактором, влияющим на развитие индивида. Все зависит от того, какие взаимоотношения сложатся у субъекта с остальными членами, а также от его личностных претензий.

Модели развития личности в коллективе

Линию поведения в коллективе определяют социальный опыт индивида, ценностная ориентация, манера себя преподнести, черты характера. Насколько эти факторы соответствуют остальным членам, зависит, как сложатся взаимоотношения. Существует 3 модели:

  1. конформизм, когда человек подчиняется устоям группировки;
  2. гармония – коллектив и личность нашли оптимальный уровень общения;
  3. нонконформизм – индивид пытается подчинить себе остальных.

Только 2-ая модель – это развитие коллектива и его членов по возрастающей. В 1-м варианте субъект подавляется как личность. В 3-м – он сам должен быть достаточно развитым, чтобы безболезненно подчинить себе коллектив.


Гармония в коллективе

Значение и роль

Есть 3 возможных исхода взаимодействия человека и коллектива:

  • Человек подчиняется коллективу. Такое происходит формально или на практике.
  • Коллектив подчиняется человеку. Здесь под сомнение ставятся существующие лидеры группы. Большая вероятность изменения внутренней структуры коллектива. Пересмотр взглядов.
  • Гармония между коллективом и личностью. Оптимальный вариант взаимодействия. Но такое случае только, если личность разделяет взгляды всей группы людей, преследует те же цели.

В сформированных больших группах часто возникают неформальные связи. Они основываются на взаимном интересе. Образуются микрогруппы. Они могут влиять на коллектив в целом. Могут изменить его структуру, обеспечить мотивацию к выполнению цели, или изменение конечной цели. Такая группа может положительно влиять на мнение о коллективе в целом, так и наоборот.

Если микрогруппы становятся авторитетными, они положительно влияют на личностный рост всех его участников. Однако, если такая подгруппа создает условия для противостояния, то личностный рост может замедляться. Коллектив, даже большой, может ликвидироваться за счет воздействия авторитетного сообщества людей внутри него.

Функционирование коллектива возможно по 2 негласным законам:

  • Сохранение достоинства, социального статуса каждого участника.
  • Все недостатки компенсируются работоспособностью, опытом, приобретением навыков.

Существует 2 способа воплощения данных законов коллектива:

  • Положительный. Сюда входит активная работа, дисциплина, самоуправление, разделение ролей.
  • Негативный. Сюда входят интриги, сплетни, лицемерие, подхалимство.

Функции коллектива

В отношении саморазвития личности можно выделить несколько функций коллектива, которые помогают в этом:

  • Удовлетворение потребности общения личности. Человек чувствует себя необходимым для выполнения общей цели. Ощущается групповая принадлежность.
  • Коллектив дает ощущение защищенности, группа людей создает атмосферу поддержки для каждого участника.
  • У личности появляется призвание.

Коллектив помогает личности взглянуть на себя иначе. Это пересмотр ценностей и интересов. Появляются новые знакомства, которые помогают выйти на новый уровень. Психологическую связь между коллективом и личностью нельзя отрицать. Также в коллективе существует своя система контроля. Такая система создает структуру внутри группы.

Появляется дисциплина. Каким путем осуществляется контроль:

  • Мотивация.
  • Убеждение.
  • Наказание.
  • Запрет.

Развитие всего коллектива, так и личностей, состоящих в нем, напрямую зависит от лидера. Его деятельность – вектор, по которому двигаются остальные участники.

Организационная и психологическая структура коллектива

Деловое общение в рабочем коллективе включает в себя системы служебных и профессиональных ролей, которые исполняются людьми вне зависимости от их желания. Во-первых, это система социальных ролей – начальники, коллеги, подчиненные, партнеры, клиенты, в которых выступают субъекты делового общения.

Начальник (руководитель) – человек, обладающий правом распоряжения в заданном социально-профессиональном пространстве – времени в силу формальных обстоятельств (должности, прав собственности и т.п.) и наличия специальных свойств (знаний, опыта, лидерских качеств и т.п.). Роль начальника требует способности решать, организовывать, приказывать, контролировать, поощрять и наказывать.

Коллега – человек, находящийся с другим в одном профессиональном сообществе и близком социальном и служебном статусе. Эта роль предполагает отношения равноправия, профессионального взаимодействия, профессиональной лояльности и этики.

Подчиненный – эта роль требует способности исполнять, следовать правилам и повиноваться. Начальник и Подчиненный должны соблюдать дистанцию между собой.

Клиент – человек, с которым фирма поддерживает деловые отношения.

Долговременная деятельность фирмы наиболее успешна в том случае, если между всеми участниками делового общения устанавливаются партнерские отношения.

Партнерские отношения означают осознание:

1) взаимовыгодности сотрудничества;

2) общего поля деятельности в определенном пространстве – времени – «нам не жить друг без друга»;

3) необходимости выработки стратегии поведения, позволяющей сохранить отношения и «лицо» каждого партнера.

Возможно (и до сих пор довольно часто встречается) и другое отношение к деловым партнерам – стремление побольше “урвать” для себя, использовать других в своих целях, прибегая к различным уловкам и прямой лжи.

Такие действия могут привести к кратковременному успеху, но, в конце концов, оборачиваются против самого человека – ведут к потере деловой репутации, финансовому ущербу и наносят вред психическому и физическому здоровью.

Как правило, коллективная трудовая дельность происходит в рамках организации. Организация – формальная группа с четко определенными социальными задачами и фиксированной ролевой структурой.

Внутри организации в силу деловых или личных причин могут складываться отдельные малые группы. Аналогичные группы могут возникать и вне рамок организаций для решения конкретных задач.

. Малая группа – объединение людей от 2 до 35 человек, которые имеют общую цель, находятся в непосредственном личном контакте, вследствие чего возникают групповые нормы поведения и эмоциональные отношения.

Психология группы складывается из нескольких психологических комплексов:

Сознание наличия объединяющего фактора: совместной деятельности любого рода.

Чувство «мы» или корпоративность.

Атрибутика, ритуалы; обеспечивающие сознание и чувство «мы».

Групповые нормы – образцы поведения, созданные, поддерживаемые и одобряемые группой.

Главным психологическим признаком группы является чувство «мы». Оно является неотъемлемой частью делового общения в любой группе. Чувство «мы» необходимо постоянно культивировать с помощью атрибутики, ритуалов и традиций (помимо общих целей организации).

Уровни обязательности групповых норм зависит от их характера и от положения личности в группе. Существуют нормы, которые в данной группе:

обязательны для всех – например, в научном сообществе принято ссылаться на коллег, а плагиат осуждается;

общеприняты – например, обращение на «вы» или, наоборот, по имени;

желательны – например, принято в группе отмечать дни рождения.

Существуют так называемые психологические феномены группового влияния, то есть правила изменения личностных реакций под воздействием группы. К ним относятся:

Социальная фасилитация – усиление доминирующих реакций в присутствии других. Здесь действуют психологические факторы: заражение, внушение и подражание, соревнование, боязнь внешних оценок и раздражение от присутствия других.

Социальная леность – тенденция людей прилагать меньше усилий в случае объединения действий, наличие социальных «зайцев».

Деиндивидуализация – вместе мы делаем то, чего не стали бы делать в одиночку. Наиболее ярко этот феномен виден в поведении групп фанатов

При принятии групповых решений группа обычно принимает среднее от индивидуальных решений, при этом групповые решения более рискованны, чем индивидуальные, поскольку групповое решение порождает иллюзию силы и сплоченности группы, постулируется неуязвимость и этичность группы, преобладает стереотипный взгляд на противника.

Если человек – член группы, то для него существует значимость групповых санкций. Конформизм – это свободное или вынужденное признание групповых норм.

Чем сложнее задание или не компетентнее человек, тем выше степень конформизма. Если человеку нужно высказаться по вопросу, в котором он не разбирается, то он постарается говорить последним и примкнуть к большинству.

Конформизм выше, если решение или заявление делается публично.

Наибольший конформизм человек проявляет, если в группе есть 2-3 человека, привлекательных для него и обладающих высоким статусом.

Наряду с конформизмом существует и противоположная позиция – непризнание групповых норм. Она так же существует в нескольких формах:

Оппозиция сложившимся традициям работы и общения. У истоков любых изменений стоит меньшинство, в том числе меньшинство, состоящее из одного человека. Меньшинство – люди, предлагающие изменить «правила игры».

Меньшинство, твердо стоящее на своих позициях более влиятельно, чем большинство. Меньшинство склонно порождать у большинства сомнение в себе. Упрямое меньшинство разрушает иллюзию единомыслия. Те, кто последовательно стремится к своей цели и наделен харизмой уверенности в себе, изменяет ход истории;

  1. Нонконформизм – открытое пренебрежение групповыми нормами. Они могут выражаться в публичной критике деятельности группы, в пренебрежении к традициям и ритуалам, в демонстративном отказе от корпоративной этики и т.п.
  2. «Белая ворона» – демонстрация своей линии поведения без оскорбления групповых норм.

Все перечисленные формы отвержения групповых норм ведут к групповым санкциям. Варианты групповых санкций – информирование, стимулирование, изоляция.

Общая структура группы включает в себя: статусно-ролевые отношения, профессиональные характеристики и поло-возрастную структуру. Собственно психологический климат в группе определяется соответствием статусно-ролевых отношений претензиям, ожиданиям и представлениям членов группы.

В эффективно работающем коллективе объединение в группу не нивелирует, а выявляет человеческую индивидуальность. После ритуала знакомства и понимания общих правил функционирования группы в социальной системе начинается распределение социально-психологических ролей внутри группы. Члены группы имеют и предъявляют ролевые ожидания в отношении себя и других.

В лучшем случае в группе возникают конструктивные споры и дискуссии, в лучшем случае желаемое «место» занимается в результате негласной победы, выраженной в форме общественного одобрения – все советуются с М., следовательно, его признали самым умным; или все исповедуются К., следовательно, она – эмоциональный центр группы.

Иногда возможны формальные выборы: старосты, заведующего, Президента компании. В худшем случае плетутся интриги, распускаются сплетни, формируются группы приверженцев, возникают обращения к начальству. В любом случае в результате группа формирует свою структуру и свои правила деятельности.

Психологически работоспособность группы зависит от гармоничности ее внутренней социально-психологической структуры. Сплочение группы – процесс перехода структуры, задаваемой извне в психологическую общность типа «мы».

Для каждого члена группы общность с ней определяется: удовлетворенностью своим положением в группе, эмоциональной привлекательностью членов группы, сходством интересов, предпочитаемым внутри группы способом взаимодействия – конкуренция или кооперация.

Команда – группа с четко очерченным составом людей, дифференциацией ролей между ними и результатами работы, которые могут быть выделены и измерены. Команда – группа, сплоченная вокруг решения конкретных задач, с максимальным сращиванием деловых и личных взаимоотношений. «Команда» в данном контексте большей степени психологическое, чем организационное понятие.

Руководитель организации – должностное лицо, определяемое структурной организацией деятельности. Лидер – это чисто психологическая характеристика. Лидер – член группы, за которым признается право принимать решения в значимых для группы ситуациях.

Три основные функции лидера: коммуникационная, информационная и функция принятия значимых решений. В идеале, руководитель является лидером и выполняет все функции. Но, организация может работать эффективно и если функции разделены между несколькими людьми, хорошо взаимодействующими между собой.

Например, коммуникационная функция может быть отдана человеку, наиболее успешному в общении (часто – женщине); информационную функцию может выполнять высококвалифицированный эксперт-аналитик; функция принятия значимых решений принадлежит собственно руководителю.

Существуют разные стили руководства, опирающиеся на различные психологические основания. Соответственно, важно выбрать оптимальный стиль общения. Авторитарный стиль – стиль команд и приказов, предусматривающий выполнение без вопросов и возражений. Руководитель, демонстрирующий авторитарный стиль, считает, что его мнение всегда истинно, не терпит строптивых подчиненных и критически мыслящих коллег.

С другой стороны, такой руководитель очень субъективен и легко поддается чужому влиянию. Нужно только разговаривать с ним наедине, использовать рациональные аргументы, приносить конкретные предложения, допускающие немедленное принятие решения.

Патриархальный стиль – стиль убеждений и стимулов, предполагающий, что похвалы и порицания руководителя обладают силой родительского внушения. Такой руководитель стремится все знать и все контролировать.

Самое большое раздражение у него вызывает самостоятельность подчиненных или сокрытие любой, самой незначительной информации. С ним лучше общаться как с единственным человеком, который может помочь или защитить вас.

Либеральный стиль – стиль консультаций и вознаграждений. Руководитель – либерал ценит компетентных экспертов, которые способны прямо оговаривать условия предоставления своих услуг.

Демократический стиль – стиль делегирования полномочий и принятия совместных решений. Руководитель – демократ особенно эффективен в периоды нормального функционирования организации, когда каждый участник деловой и общественной жизни знает свои права и обязанности, способности и возможности влиять на принятие коллективных решений.

Ситуативный стиль – зависящий от личности руководителя, степени поддержки его вышестоящим начальством, влияния коллег начальников, силы подчиненных, выражающейся в уровне квалификации, независимых действиях, желании ответственности, и силы самой ситуации.

В принципе возможен и, так называемый, попустительский стиль – когда руководитель находится вне процесса деятельности группы, не порицает и не хвалит, не дает указаний, предоставляет делам идти самим по себе.

Такой стиль имеет короткую жизнь, поскольку руководитель постепенно утрачивает контроль над своей организацией, эффективность деятельности резко снижается, что приводит к смене руководства.

Кроме лидера в группе психологически выделяются «эксперт» – член группы с наибольшим интеллектуальным потенциалом, обладающий правом оценивать групповые решения и групповые действия. Статус личности в группе определяется и ее привлекательностью для других.

С точки зрения межличностной привлекательности в группе выделяются: звезды – те, кого все любят и чьего расположения добиваются; статусные члены – те, кого уважают, и кто имеет своих друзей в группе; изолированные – те, кто намеренно дистанцируется от группы, независимые «белые вороны»; пренебрегаемые – те, кого не очень любят, ценят и уважают; и отверженные, «изгои».

Общая закономерность – статус идет за личностью, то есть человек определенного типа, лидер или изгой, в новой группе постепенно оказывается в старом статусе.

Особенности педагогического коллектива

По мнению Макаренко, невозможно создать организованную группу детей при отсутствии нормального сообщества учителей. Коллектив образовательных учреждений обладает определенной организационной структурой. Она и определяет психологию педагогического коллектива, состоящую из отношений зависимости и взаимного контроля каждого из его членов. В границах этой структуры работают методические объединения классных руководителей и учителей-предметников. Определенную деятельность ведут и педагогические советы, а также администрация школы.

В коллективе учителей имеет место определенное разделение труда. А процесс их работы невозможен без кооперации. Два этих фактора, которые являются составными элементами психологии педагогического коллектива, требуют от учителей умения сотрудничать друг с другом. Это касается получения необходимой информации, обсуждения проблем. В психологии трудового коллектива, в том числе и педагогического, необходимо понимание точки зрения коллеги, ее принятие, дополнение или аргументированное отклонение. Эти, а также многие другие навыки и умения весьма важны для учителей. Приобретаются они при становлении педагогического коллектива или вхождении в него новичков. Эффективность работы учителей зависит в первую очередь от сложившегося в учреждении образования психологического климата. Подобный фактор определяет самочувствие педагога в школе, стремление его как профессионала к полной отдаче и т.д.

Психология трудового коллектива

Все виды и формы коллективов имеют свои психологические особенности. Рассмотрим пример трудового сообщества:

  1. Морально-психологический климат. Здесь следует обратить внимание на цели, которые люди поставили перед собой, на то, какие задачи были сформулированы. Также нужно учитывать вид отношений в коллективе: каким образом люди собираются достигать поставленных целей, как они взаимодействуют.
  2. Учитывается, насколько смогли сплотиться люди, выполняя общее дело.
  3. Проводятся исследования относительно того, насколько люди подходят друг другу по характеру и типу темперамента.
  4. Оценивается, насколько велик уровень психологического давления в группе, и сходятся ли мнения ее участников.

Трудовой коллектив

В зависимости от вида деятельности коллектива можно назвать несколько их разновидностей, но самым популярным и известным является трудовой коллектив.

Считается, что совместный труд имеет результаты значительно выше, чем если ту же работу будут выполнять разные люди по отдельности. Ведь во время совместной работы можно не только применять свои знания и умения, но и перенимать чужой опыт, реализовывать его на практике. Именно благодаря этому работа трудового коллектива считается более успешной и результативной.

Основа зарождения трудового коллектива — вид производства. Это должна быть деятельность, которую удобнее и эффективнее выполнять вместе. Такие коллективы — основа любого крупного производства, их можно видеть на различных заводах и фабриках. Но, к примеру, мастер по ремонту часов справляется с работой в одиночку.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]