— Реклама —
Повышенная тревожность у ребенка — вторая по распространенности группа среди проблем детской психики (пальма первенства принадлежит поведенческим расстройствам). Её клинические признаки отмечаются примерно у 8% детей. К сожалению, этот показатель растёт. Поэтому мы подготовили краткое руководство для тех родителей, которые озабочены профилактикой или снижением тревожности у своего ребёнка.
Что такое повышенная тревожность
Страх — досадный, но непременный спутник жизни человека. Он «вшит» в наши инстинкты и запускается как часть механизма выживания. А. И. Захаров, один из ведущих специалистов в области детских неврозов, так описывает динамику появления страхов:
Возраст ребёнка | Страхи в этом возрасте |
от 1 до 3 лет | страх неожиданных звуков, темноты и боли |
от 3-15 лет | страх одиночества и замкнутого пространства |
от 5 до 7 лет | страх смерти |
от 7 до 11 лет | страх чужих оценок, когда дети начинают бояться «быть не тем, кого уважают, ценят и понимают» |
Как же определить, что уровень тревожности у вашего ребёнка вышел за пределы нормы и перешел в тревожное расстройство психики?
Нормальная тревога — это эпизодические проявления страха. Они всегда вызваны конкретными обстоятельствами. Повышенная тревожность, напротив — клинически устойчивое состояние. Оно присутствует в «фоновом режиме».
Другими словами, любой ребёнок может внезапно разволноваться, если поставить его на табурет и попросить спеть перед незнакомой публикой, но в большинстве жизненных ситуаций он будет спокоен и радостен. Ребёнок с повышенной тревожностью, редко может расслабиться и испытывает беспокойство почти постоянно: оставаясь в одиночестве, отправляясь на шумный праздник, при ответе незнакомому человеку.
Страхи имеют гендерную зависимость. До 12 лет они сильнее тревожат мальчиков, а после 12 лет — девочек.
Виды тревожности у детей
Сепарационная тревога
Малыш расстраивается и сильно беспокоится, когда мама или папа уходят. Подросший ребенок отказывается идти в детский сад, оставаться у бабушки. Сепарационная тревога начинает проявляться с 9 месяцев и может обостриться в 2-3 года.
Социальная тревожность у детей
Ребенок чувствует дискомфорт в присутствии большого количества людей, боится осуждения, не переносит шумных мест. Социальная тревожность часто возникает из-за непонимания предмета или события, а также отсутствия опыта у малыша.
Тревожно-фобическое расстройство
Скрытый, иррациональный страх определенных вещей или ситуаций. Например, боязнь грозы, насекомых, закрытых пространств.
Симптомы повышенной тревожности у ребенка
Большинство тревожных детей в раннем возрасте просто не могут объяснить свои проблемы, а в подростковом — настойчиво их отрицают. Поэтому важно вовремя заметить первые соматические признаки. Вот их краткий перечень (без классификации по различным типам тревожных расстройств):
- приливы жара или озноба;
- тремор или дрожь;
- учащенное сердцебиение;
- дискомфорт или боли в груди;
- ощущение комка в горле;
- затрудненность дыхания;
- обморочность или головокружения;
- мышечное напряжение;
- онемение или покалывания;
- ощущение «пустоты в голове»;
- чувство нереальности предметов или отделённости собственного «Я».
Затем перепроверьте свои наблюдения с помощью опросника (авторы Лаврентьева Г. П. и Титаренко Т. М.), где каждый положительный ответ будет засчитан как 1 балл:
- Ваш ребёнок не может долго работать, не уставая;
- Ему трудно сосредоточиться;
- Любое задание вызывает излишнее беспокойство;
- Очень напряжен и скован во время выполнения заданий;
- Смущается чаще других;
- Часто говорит о напряженных ситуациях;
- Как правило, краснеет или бледнеет в незнакомой обстановке;
- Жалуется, что ему снятся страшные сны;
- Руки у него обычно холодные и влажные;
- Нередко страдает расстройством стула;
- сильно потеет, когда волнуется;
- Не обладает хорошим аппетитом;
- Засыпает с трудом, спит беспокойно;
- Пуглив, многое вызывает у него страх;
- Обычно беспокоен, легко расстраивается;
- Часто не может сдержать слезы;
- Плохо переносит ожидание;
- Не любит браться за новое дело;
- Не уверен в себе и своих силах;
- Боится сталкиваться с трудностями.
Если общее количество баллов достигает 15-20 баллов, то у вашего ребёнка повышенная тревожность; 7-14 баллов — средняя; 1-6 баллов — низкая.
Получив печальный вердикт, не стоит паниковать. В отличие от поведенческих расстройств, повышенная тревожность детей, как правило, ослабевает по мере их взросления. Однако и закрывать на неё глаза по принципу «само пройдёт» тоже не стоит. По мнению специалистов, дети с повышенной тревожностью находятся в зоне риска. Небольшую часть тревожное расстройство не покинет и во взрослом возрасте, а у некоторых начнутся депрессивные состояния. Как это скажется на их жизненном успехе, объяснять не нужно.
Профилактика повышенной тревожности или 10 «нельзя»
Угрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («я тебя убить готов») или отлучением от семьи («отдам тебя серому волку, а себе возьму хорошего мальчика»). Помните, что для малыша вы всемогущи, и он совершенно уверен, что вы в состоянии выполнить любую угрозуУгрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («я тебя убить готов») или отлучением от семьи («отдам тебя серому волку, а себе возьму хорошего мальчика»). Помните, что для малыша вы всемогущи, и он совершенно уверен, что вы в состоянии выполнить любую угрозу.
- Угрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («я тебя убить готов») или отлучением от семьи («отдам тебя серому волку, а себе возьму хорошего мальчика»). Помните, что для малыша вы всемогущи, и он совершенно уверен, что вы в состоянии выполнить любую угрозу.
- Кричать на ребёнка, тем более в присутствии других людей.
- Использовать выражения, которые унижают ребёнка или снижают его самооценку.
- Сравнивать его с другими детьми, как в хорошем, так и в плохом поведении.
- Непрерывно критиковать. Проведите эксперимент. Записывайте каждое замечание, которое вы делаете ребёнку в течение дня, и перечитайте этот список перед сном. Большинство из них окажутся однотипными и мелочными, не принесли никакой пользы и лишь повредили вашим отношениям.
- Предъявлять завышенные требования, не учитывая индивидуальных особенностей ребёнка.
- Требовать извинений за любой проступок. Иногда полезнее, чтобы ребёнок честно объяснил его причину.
- Требовать смелости. Не торопите и дайте ребёнку время привыкнуть к новой ситуации и людям.
- Заставлять соревноваться с другими детьми. Особенно в играх, где требуется скорость выполнения заданий.
- Подрывать авторитет других значимых взрослых. («Слушай только меня! Ваши учителя ничего не понимают!»)
Рекомендации по снижению тревожности или 10 «надо»
Если вы заметили признаки тревожности вашего ребенка, приложите максимум усилий, чтобы скорректировать своё поведение.
- Чаще обращайтесь к ребёнку по имени и поддерживайте визуальный контакт при разговоре.
- Увеличьте количество тактильных контактов. Ласковые прикосновения помогают вернуть доверие к миру.
- Чаще и, желательно, публично (например, за семейным ужином) отмечайте его успехи. Помните, что повод для похвалы всегда найдётся. Достаточно замечать мелочи, которые удаются вашему ребёнку лучше, чем вчера.
- Устраивайте домашние праздники и приглашайте на них одноклассников. Даже ваше присутствие в другой комнате, благотворно скажется на тревожном ребёнке. Он будет чувствовать себя увереннее, чем в полном одиночестве на школьной перемене, и это постепенно изменит о нём мнение сверстников. Поверьте, это крайне важно для него, даже если он не признаётся.
- Будьте последовательны в поощрениях и наказаниях. Представьте, как дезориентирован и испуган ваш ребенок, если вчера вы лишь бросили взгляд на недоеденную кашу, а сегодня накричали за то же самое.
- Соблюдайте собственные правила и не запрещайте ребёнку без веских объяснений то, что раньше разрешали ему делать.
- Добивайтесь единодушия в требованиях с вашим супругом и другими взрослыми, которые составляют ближайшее окружение вашего ребёнка.
- Показывайте пример позитивных ожиданий от будущего и демонстрируйте уверенное поведение.
- Обсуждайте с ребёнком трудности в обучении и общении, и совместно вырабатывайте стратегию движения к успеху.
- И самое главное. Если вы не в силах выдерживать нужную линию поведения (особенно повторяете «10 нельзя»), то обратитесь за помощью к профессиональному психологу. Пришла пора разобраться с «призраками» собственного детства. Хотя бы ради вашего ребёнка.
Римма Казанцева
Иллюстрации: Юлия Прососова
Тревожный ребенок. Как помочь дошкольнику управлять своим поведением
Светлана Ивахова
Тревожный ребенок. Как помочь дошкольнику управлять своим поведением
Что такое тревожность? Как воспитывать тревожных детей? В этой статье рассматриваются основные факторы, которые способствуют появлению у ребенка тревожности, практические рекомендации для родителей дошкольника, которому тревожность не дает комфортно себя чувствовать и развивать все свои задатки.
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и тогда, когда повода для беспокойства нет (психологический словарь)
.
Физиологическими признаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Однако, помимо физиологических, существуют еще и поведенческие признаки проявления тревоги: ребенок начинает грызть ноги, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках разные предметы и др.
Состояние тревоги не всегда можно расценивать как негативное состояние. Иногда именно тревога становится причиной мобилизации потенциальных возможностей. Так, убегая от преследователя, человек развивает скорость значительно выше, чем в обычном, спокойном состоянии.
Среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя в «тревожном»
переживании могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина и пр. Эмоцию страха переживают люди в любом возрасте, однако каждому возрасту присуши и так называемые
«возрастные страхи»
.
Исследования показывают, что первые проявления страха наблюдаются у детей уже в младенческом возрасте. В период с двух до трех лет отмечается расширение репертуара детских страхов, причем, они носят, как правило, конкретный характер.
В два года дети чаще всего боятся, например, посещения врача, а начиная примерно с трехлетнего возраста, число конкретных страхов значительно снижается, и на смену им приходят страхи символические, такие как страх темноты и одиночества. В 6 — 7 лет ведущим становится страх своей смерти, а в 7 — 8 лет — страх смерти родителей. С 7 до 11 лет ребенок больше всего боится «быть не тем»
, сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам.
Таким образом, наличие страхов у ребенка является нормой, но если страхов очень мнoгo, то следует уже говорить о наличии тревожности в характере ребенка.
Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии (ситуации)
внутреннего конфликта.Он может быть вызван:
1. Негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;
2. Неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;
3. Противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители, детский сад, школа.
4.Наследственность: у тревожных родителей чаще вырастают тревожные дети. Причем это происходит не только за счет передачи генов, но и через подражание взрослым в семье, через принятие их образа мысли и поведения.
5. Обстановка в семье, чаще всего нарушение отношений с родителями способствует появлению, повышению и закреплению тревожности:
1) завышенные требования к ребенку («Ты должен учиться только на пятерки»
);
2) конфликтная атмосфера в семье (если супруги ссорятся между собой)
;
Тревожный ребенок, как правило,обладает большинством из следующих характеристик: любое задание или новое событие вызывает у него беспокойство; во время выполнения заданий или при попытках овладеть своим волнением часто напряжен, скован (ощущается мышечное напряжение даже в области лица и шеи)
; беспокойно спит, жалуется на страшные сны; у него не нарушено внимание, но ему трудно сконцентрироваться на чем-либо, когда он волнуется; плохо переносит ситуации неопределенности или ожидания; не уверен в себе,
своих силах, ожидает неудач в деятельности; старается скрывать свои проблемы и тревогу.
Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Кроме того, чтобы вырасти в собственных глазах, тревожные дети иногда любят покритиковать других.
Работу с тревожнымидетьми целесообразно проводить в трех основных направлениях:
• во-первых, по повышению самооценки ребенка;
• во-вторых, по обучению ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
• в-третьих, по отработке навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.
Для того чтобы помочь ребенку повысить свою самооценку,можно использовать следующие методы работы:
— прежде всего, необходимо как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых. В детском саду с этой целью можно отмечать достижения ребенка на специально оформленных стендах («Наши успехи»
,
«Это мы можем»
, награждать
ребенка, участвовать в конкурсах, собирать портфолио дошкольника.
— Нельзя сравнивать результаты выполнения заданий этих детей с другими детьми. При общении с тревожным ребенком, такой способ сравнения не допустим. Если же все-таки проводить сравнение, то лучше сравнивать результаты ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю, месяц назад.
— При работе с детьми, страдающими заниженной самооценкой, желательно избегать таких заданий, которые выполняются за определенное фиксированное время. Таких детей не следует торопить и подгонять их с ответом. Если взрослый уже задал вопрос, он должен дать ребенку время для ответа, стараясь не повторять вопрос дважды. В противном случае ребенок ответит нескоро, так как каждое повторение вопроса он будет воспринимать как новый стимул.
— Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен постараться установить визуальный контакт, такое прямое общение «глаза в глаза»
вселяет чувство доверия в душу
ребенка.
Работа по повышению самооценки — это только одно из направлений в работе с тревожным ребенком. Быстрых результатов такой работы ожидать нельзя, поэтому надо запастись терпением.
Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.
Эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Кроме того им свойственно зажатие мышц живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение — и мышечное, и эмоциональное — можно научить их выполнять релаксационные упражнения.
Кроме релаксационных игр, необходимо также использовать игры, в основе которых лежит телесный контакт с ребенком. Очень полезны игры с песком, глиной, с водой, различные техники рисования красками (пальцами, ладошками)
. Использование элементов массажа и даже простое растирание тела также способствуют снятию мышечного напряжения. В этом случае не обязательно прибегать к
помощи медицинских специалистов. Мама может сама применять простейшие элементы массажа или просто обнимать ребенка.
Игра «Добрый — злой, веселый — грустный»
(на примере сказка
«Приключения Буратино»
)
Цель: Игра помогает расслабить мышцы лица.
Содержание: взрослый предлагает ребенку вспомнить героев любимых сказок.Затем просит ответить на следующие вопросы: «Кто из этих героев самый добрый? Кто самый злой? Кто самый веселый? А кто самый грустный? А каких ты еще знаешь героев (удивленных, испуганных? Затем все названные персонажи ребенок рисует на листе бумаги.После этого взрослый говорит: «Я сейчас попробую загадать какого-либо из этих героев, и показать тебе, как он выгладит. А ты отгадай, кто это?» Взрослый делает веселое выражение лица. Ребенок отгадывает, какой из нарисованных персонажей бывает таким. Затем ребенок изображает выражение лица любого героя, а взрослый отгадывает кто это.
Следующим этапом в работе с тревожным ребенком является отработка владения собой в травмирующих и незнакомых для ребенка ситуациях. Даже если работа по повышению самооценки ребенка, по обучению его способам снижения мышечного и эмоционального напряжения уже проведена, нет гарантии, что оказавшись в реальной жизненной непредвиденной ситуации, ребенок будет вести себя адекватно. В любой момент такой ребенок может растеряться и забыть все, чему его научили. Именно поэтому отработка навыков поведения в конкретных ситуациях, считается необходимой частью работы с тревожными детьми. Эта работа заключается в обыгрывании как уже происходивших ситуаций, так и возможных в будущем. Наиболее широкие возможности в этом направлении предоставляет ролевая игра. Играя роль слабых, трусливых персонажей, ребенок лучше осознает и конкретизирует свой страх. А используя прием доведения данной роли до абсурда, взрослый помогает ребенку увидеть свой страх с другой стороны, иногда комической, относительно к нему как менее значимому.
Исполняя роли сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности в том, что и он (как и его герой)
способен справиться с трудностями. При этом очень важно не только развивать игровую ситуацию, но и обсуждать с
ребенком то, как он может использовать полученный в игре опыт разрешения жизненных ситуаций.
В работе с маленькими детьми — младшего и среднего дошкольного возраста – наиболее эффективно использование игр с куклами. Выбор игр, осуществляется исходя из индивидуального пристрастия каждого ребенка. Он сам должен выбрать «смелую»
или
«трусливую»
куклу.Роли следует распределять следующим образом: за
«трусливую»
куклу говорит
ребенок, а за «смелую»
— взрослый, затем надо поменяться ролями. Это позволит
ребенку посмотреть на ситуацию с разных точек зрения, а пережив вновь «неприятный»
сюжет, избавиться от последующих его негативных переживаний. Причем, если
ребенок испытывает беспокойство при общении с взрослым, можно сочинить диалог, в котором кукла взрослого будет исполнять роль ребенка, а кукла ребенка будет отвечать за взрослого.