Стресс-код. Профилактика профессионального стресса. О. И. Суховеева (№4, 2013)


О.И. Суховеева

преподаватель Приволжского института

повышения квалификации ФНС России,

кандидат психологических наук

Сегодня профессиональный стресс – это очень серьезное, прогрессирующее огромными темпами социальное явление. Реакция человека на стрессовую ситуацию проявляется не только в психологическом и эмоциональном напряжении, страдает здоровье и работоспособность, изменяется качество жизни в целом. Работник находится в состоянии постоянной усталости и потери энергии, появляются проблемы со здоровьем. «У меня не работа, а сплошной стресс», «Я нахожусь в постоянном стрессе», «Такие нервные нагрузки просто невыносимы» — подобные фразы достаточно часто мы можем услышать из уст работающего человека. Действительно, современная профессиональная среда включает в себя достаточно много стрессовых факторов, так называемых стрессоров.

Стресс определяется как состояние повышенной напряженности, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия среды.

Профессиональный стресс рассматривается как напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью.

Нужно очень четко понимать, что стресс — это не всегда плохо: он может быть и полезным для человека, являться стимулятором его активности и вредным, снижающим ресурсы и активность человека По определению Г.Селье такой стресс называет дистрессом.

Профессиональный стресс чаще всего относится именно к дистрессу. Если работодатель заинтересован в создании безопасных условий, высокой производительности труда, мотивации сотрудников на достижение успеха в трудовой деятельности, то ему никак не обойти тему профилактики профессионального стресса. Работа в наше время действительно является одним из самых больших источников стресса.

Психологи утверждают, что о степени профессиональной нагрузки свидетельствует особое явление, получившее название «профессионального выгорания». Работа большинства людей редко бывает спокойной, размеренной и лишенной волнений и тревог. Способность специалиста поддерживать высокий уровень работоспособности в условиях психологических нагрузок – это решающий фактор успеха.

При создании условий для достижения оптимальной производительности и активности в профессиональной деятельности необходимо использовать системные и комплексные знания различных направлений в науке. Одной из наиболее важных и необходимых для изучения, как руководителями, так и рядовыми сотрудниками научных областей является психология труда.

Психология труда изучает закономерности трудовой деятельности, развития и формирования человека в процессе и вследствие труда. Одна из задач психологии труда это и есть обеспечение условий для безопасного и эффективного труда, обеспечение работоспособности сотрудников.

Для того чтобы справиться со стрессом, нужно очень хорошо понимать его природу.

Н.В. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса (дистресса):

Информационный – это стресс, связанный с высокой степенью ответственности принятия решений в условиях неопределенности и нехватки необходимой информации, а также при частом и неожиданном изменении информационных параметров

Эмоциональный – это стресс, возникающий при реальной или предполагаемой опасности; переживаниях унижения, гнева, обиды; противоречиях в отношениях с коллегами или руководством

Коммуникативный — это стресс, связанный с реальными проблемами делового общения и проявляющийся в повышенной раздражительности; неумении защититься от коммуникативной агрессии; неспособности сформулировать необходимый отказ. Основные проявления коммуникативного профессионального стресса это чаще всего: раздражительность в деловом общении , привычка общаться на повышенных тонах; неудовлетворенность своей работой , коммуникативная агрессия: стремление унизить или подавить соперника в конкурентной борьбе, словесная агрессия; открытый вызов на конфликт, придирчивость, намеки, отказ от помощи, ложь, мелочность, угрозы; спонтанные вспышки ярости; направленной на другого (обвинение другого) или на самого себя (самообвинение).

Анализ причин стресса и методы его профилактики 7941

Универсальную концепцию стресса сформулировал всемирно известный канадский физиолог Ганс Селье (H. Selye), что оказало большое влияние на различные направления науки о человеке: психологию, медицину, социологию и другие области знаний. Проблема изучения механизмов эмоционального стресса, который является расплатой за прогресс и цивилизацию; разработка методов преодоления стрессовых ситуаций особенно актуальны сегодня. Как и много тысяч лет назад, наш организм отвечает на сложные жизненные ситуации мгновенной ответной реакцией нервной системы с вовлечением психической сферы. Современные жизненные ситуации приводят к резкому возрастанию психологических нагрузок на человека, связанных с его процессом восприятия, особенно при недостаточности информации, со сложностью принятия решений, с ответственностью и опасностью деятельности человека [10]. Кроме того, резко увеличивается патогенное влияние средовых факторов на здоровье людей [12].

В настоящий период отмечаются большей частью неблагоприятные перемены в картине психического здоровья населения. Происходит значительный рост числа нервно-психических заболеваний, прежде всего тех, что являются наиболее характерной реакцией на психический стресс. Это в первую очередь неврозы, посттравматическое стрессовое расстройство, психосоматические расстройства, характерологические и патохарактерологические реакции, а также реактивные психозы, депривационное развитие личности. Так, в 15 экономически наиболее развитых странах показатель распространенности психических болезней за период в 98 лет (1900–1998) вырос в 10 раз и в настоящее время составляет 303,7 на 1000 населения; особенно значителен рост неврозов (в 61,7 раз), алкоголизма (в 58,2 раза), олигофрении (в 30 раз). В России за 1950– 1998 гг. уровень заболеваемости психическими расстройствами поднялся с 137,4 до 301,3 на 1000 жителей [7]. Резко возрастает (катастрофически в последние годы) число суицидов (а большинство суицидентов – с психическими расстройствами), алкогольных психозов, вообще болезней зависимости (и не только хронического алкоголизма, но и наркоманий, токсикоманий), пограничных (непсихотических) форм психопатологии, у истоков которых тоже часто стоит психологический и иной стресс; эти болезненные зависимости могут маскировать другие психические страдания.

В свою очередь, истощение защитных функций организма при стрессе, отрицательные факторы различной природы приводят к более частому обострению и неблагоприятному течению психических заболеваний, основной причиной которых является, например, наследственная предрасположенность (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия и др.)

Болезнь формируется при неблагоприятном для индивида стечении обстоятельств – внешних и внутренних. Здесь может иметь значение вся биография человека, выработанные в течение жизни, начиная с рождения, стереотипы реагирования, ресурсы, выносливость, уязвимость личности к стрессам.

Сейчас у специалистов, занимающихся проблемой стресса, в ходу сравнительно новые или совершенно новые обозначения для психических расстройств, возникающих в неблагоприятных социальных условиях: ноогенные, информационные неврозы, генерализованное тревожное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство, болезнь пострадавших от военного стресса и других бедствий, синдром сиротства и др. Но практически все то, что мы теперь видим в клинике психических расстройств, принципиально новым не является: те же основные формы реагирования, что и в далеком прошлом [12].

Серьезное беспокойство в настоящее время вызывает нервно-психическое здоровье детей. Как известно, состояние психического здоровья детей обеспечивает их социальную адаптацию, влияет на физическое, соматическое и репродуктивное здоровье. В первую очередь это касается детей из социально неблагополучных групп. Частота психических заболеваний в детском возрасте в России достигла 15 %, а в подростковом возрасте 20–25 %, что в десять раз выше показателя, полученного на основании данных официальной статистики (по обращаемости к психиатру). Распространенность основных форм психических заболеваний среди детей и подростков каждые десять лет возрастает на 10–15 % [5; 6]. Нервно-психические заболевания являются причиной 70 % инвалидности с детства.

В настоящее время профилактика стресса проходит по двум основным направлениям:

  • фармакотерапия, направленная на коррекцию физиологической природы стресс-реакции;
  • разработка комплекса важных социотерапевтических факторов, обращенных к личности [4].

Начиная рассмотрение психофармакологического аспекта проблемы, важно иметь в виду точку зрения академика А.В. Вальдмана (1979, 1984), утверждавшего, что психофармакологическое воздействие должно быть ориентировано не на подавление эмоций при стрессе, а на механизмы, способствующие развитию негативных проявлений эмоционально-стрессовых расстройств. Особое значение имеют исследования фармакологического воздействия на нейромедиаторные системы, которые активно участвуют в реакции организма на психоэмоциональные стрессы.

Это определяет стратегию поиска оптимальных средств коррекции нервно-психических патологий, вызванных стрессом. К таким средствам относят, прежде всего, ряд психотропных препаратов, применяемых при лечении различных форм психозов, психотических состояний, невротических и неврозоподобных расстройств, сопровождаемых состоянием напряжения, страха, тревоги и другими симптомами, вызванных стрессом. Начало созданию современных психотропных средств было положено в 1952 г. во Франции, когда обнаружили специфическую антипсихотическую активность аминазина и применили его в психиатрической клинике. Нейролептики, внедренные в психиатрическую практику первыми, занимают центральное место среди психотропных препаратов до настоящего времени. Депримирующее, успокаивающее действие нейролептиков выражается в уменьшении реагирования на внешние воздействия, ослаблении психомоторного возбуждения, подавлении страха и т. п. Фундаментальные исследования в области психофармакологии, выполненные в последние десятилетия, позволили не только решить задачи по созданию новых лекарственных средств борьбы со стрессорами, но и способствовали разработке новых концепций патогенеза психопатологических состояний [11].

В качестве примера можно привести «катехоламиновую» теорию аффективных расстройств. Психофармакологические исследования показали, что возможность регуляции первичных проявлений эмоционально-стрессовых реакций, тревоги, страха связана с определенными группами нейрорецепторов (серотониновых, ГАМК-бензодиазепиновых, дофаминовых) [там же].

В динамике развития психопатологий, вызванных стрессом, исследователями выделяются три конкретных стадии, имеющие свои характерные поведенческие проявления, отличающиеся различной чувствительностью к психотропным соединениям: группы ноотропов, транквилизаторов и антидепрессантов. Это открывает возможности целенаправленного эффективного лечебного вмешательства с учетом специфики заболевания.

Особое место среди средств психофармакологической коррекции отводится фитостимуляторам, например женьшенеподобным растениям, которые способствуют неспецифически повышенной сопротивляемости организма к различным неблагоприятным воздействиям. Фитостимуляторы, или адаптогены, ускоряют адаптацию к физическим и умственным перегрузкам, холоду и жаре, недостатку кислорода, психическим стрессорам и другим экстремальным факторам жизни. Механизм действия адаптогенов связан с повышением образования энергетических резервов (АТФ и др.) в организме, особенно в центральной нервной системе. Было показано, что адаптогены стабилизируют биологические мембраны, защищают их от распада при перегрузках, стимулируют гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую систему, ответственную за стресс-реакцию организма (Бурлакова и сотр., 1985).

Наряду с психофармакологической коррекцией нервно-психических заболеваний в течение последних 20 лет получили большое распространение психологические стратегии защиты от стресса. Проблема профилактики стресса из медицинской переросла в социальную.

Необходимо мобилизовать усилия общества для снижения факторов стресса и проведения эффективных мер борьбы. Эта задача включает:

  • создание специализированных исследовательских и образовательных центров по профилактике стресса;
  • поддержку общих служб психического здоровья;
  • устранение наиболее неблагоприятных для развития эмоционального стресса производственных условий;
  • повышение способности людей справляться со стрессовыми ситуациями. Особая роль принадлежит старшим в поддержке младших членов семьи во время кризиса или трудностей;
  • разработку специальных, ориентированных на разные социальные группы населения программ по культуре поведения в семье и в быту с целью профилактики психоэмоционального стресса;
  • обращение особого внимания на уязвимые группы, такие как молодежь, безработные, крайне нуждающиеся, пожилые, инвалиды и психические больные, поддержка социально незащищенных представителей населения с опорой на центры здравоохранения, школы, деловые круги, общественные и религиозные организации и т. д.

Решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе «человек-среда» играет психическая адаптация. При возникновении стрессовой ситуации необходимы активные действия по устранению источника стресса с целью наименьших психических и физических потерь организма: уменьшение силы воздействия стрессора, устранение повторяемости стрессовой ситуации.

Психологами и медиками разработаны ряд способов и методов профилактики стресса как индивидуального, так и организационного применения.

К индивидуальным методам можно отнести:

  • регулярный активный отдых;
  • релаксация (занятия йогой, медитация, аутотренинг);
  • тренинг навыков самоконтроля поведения;
  • планирование собственного времени;
  • когнитивная терапия;
  • обеспечение достаточной продолжительности сна и др.

Так, рационально-эмоциональная терапия направлена на замену негативных мыслей в стрессовом состоянии позитивными. Существует ряд психологических техник противостоянию стрессу: психоанализ стрессовой ситуации, обучение самоконтролю, методика «сбережения» эмоций (Васильев, 1991; Леонова, Кузнецова, 1993). Целый набор социально-психологических механизмов снижения напряженности связан с использованием приемов «ухода» от напряженности путем «снижения» значения ситуации [2]. Следует отметить, что нельзя устранить стрессы и отрицательные душевные состояния путем ограждения от всего, что потенциально несет в себе опасность негативных переживаний. Определенные отрицательные состояния (раздражение, гнев, и т. п.) являются стимулом к поисковой деятельности, к достижению каких-либо целей и способствует личностному развитию. Поисковая деятельность является своеобразным защитным средством, направленным на изменения неблагоприятной или сохранение благоприятной ситуации вопреки действию стрессогенных факторов [9].

Таким образом, из понимания природы стресса следует, что стремление избежать стрессы вообще – неверная стратегия поведения. Важно, что в фазе сопротивления источнику стресса организм человека гораздо устойчивее к неблагоприятным внешним воздействиям, чем в состоянии полного покоя и расслабленности. «Закалять» организм полезно и физически, и эмоционально, поскольку эмоции выступают в роли пусковых механизмов стрессовых реакций.

Практические выводы отечественных и зарубежных психологов [1; 3] по индивидуальной профилактике стресса заключаются в следующем.

Главный барьер следует ставить на пути превращения стресса в дистресс.

Признание неотвратимости и функциональной полезности стрессов не означает, что их нужно создавать искусственно.

Человек должен справляться со стрессовыми ситуациями с опорой на понимание природы стресса как всплеска гормональной активности, который поддается нейтрализации.

Стрессы, как и болезни, бывает легче предотвратить, чем впоследствии заниматься лечением их последствий.

Важнейшим путем профилактики эмоционального стресса следует считать снижение новизны поступающей ситуационной информации, т. е. расширение накопленной информационной базы, в основе которой моделирование адекватного поведения в стрессовых ситуациях. Расширение арсенала стереотипов поведения также достигается в жизненном опыте. Если в случае подсознательного конфликта успех психотерапии во многом зависит от осознания этого конфликта (психоанализ), то осознание причин, например депрессии, эмоционально-напряженное состояние не устранит. Здесь необходима перестройка отношения человека к психотравмирующей ситуации, переориентация личности на систему новых ценностей взамен утраченных, формирование новых интересов, которые не противоречат основной жизненной установке человека и соответствуют его возможностям. Понимание ценностей обеспечивает эмоциональные границы и помогает избеганию тревожности, страха, неуверенности и сомнений.

Огромную роль в устранении негативных последствий стресса играет трудовая деятельность и физическая нагрузка. Различные виды физической деятельности являются способом устранения физиологических механизмов стресса. Мышечная работа ликвидирует избыток гормонов, поддерживающих состояние эмоционального перенапряжения. Как следствие, нормализуется работа сердца, выравнивается артериальное давление, снижается возбуждение нервной системы, нормализуется эмоциональное состояние.

Комплекс физических упражнений, направленных на профилактику стресса, разделен специалистами на три группы:

  • упражнения, способствующие повышению возбудимости нервной системы, состоят из динамических нагрузок (прыжки, бег, ходьба, интенсивные наклоны, приседания и т. п.), изометрические упражнения с напряжением отдельных групп мышц (йоговские позы), тонизирующие дыхательные упражнения с задержкой дыхания на вдохе и др.;
  • упражнения, понижающие возбудимость центральной нервной системы при нервном и эмоциональном напряжении и возвращающие ее к оптимальному тонусу: произвольные мышечные расслабления, успокаивающие дыхательные гимнастики и т. п.;
  • упражнения, нормализующие мозговое и периферическое кровообращение: гимнастика для головы и шеи, упражнения с глубоким дыханием, чередование напряжений и расслаблений мышечных групп и др.

Следует отметить, что к проблеме профилактики стресса следует подходить комплексно и наряду с индивидуальными методиками необходимы меры предупреждения стресса на организационном уровне. К таким мерам относятся:

  • разработка эффективных нормативов допустимой степени эмоционального напряжения в социально-производственных условиях;
  • регулярный мониторинг и формирование приемлемого социально-психологического климата на производстве;
  • правильная организация производственной структуры (распределение полномочий и обязанностей с учетом способностей и возможностей конкретного работника);
  • исключение возможных конфликтных ситуаций (максимальное информирование работника о корпоративных отношениях в коллективе;
  • право на планирование рабочего времени, регулярная обратная связь с руководством, консультативная поддержка и т. п.);
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм (оптимальная организация рабочих мест, возможность кратковременного отдыха, питания на производстве и др.).

Среди рекомендаций по снижению уровня стрессов, формулируемых современной управленческо-психологической мыслью, встречаются и довольно неожиданные, идущие вразрез с общепринятыми представлениями. Так, например, широко распространено убеждение, что достаточно надежной защитой от стрессов, получаемых на работе, служит крепкая семья, «прочный тыл», в которой атакуемый служебными стрессами работник находит утешение и поддержку. Однако американские исследователи Сьюзан У. Кобаса и Марк К. Пьюсетти, обследовавшие около двух сотен работников среднего управленческого звена и выше в одной из крупных компаний, зафиксировали странный феномен. Оказалось, что работники, которые воспринимали свои семьи как самую большую поддержку, имели самый высокий уровень заболеваний, связанных со стрессом. Этот факт подтверждался даже в отношении тех, кто располагал таким социальным активом, как большая заработная плата или высокая должность. Суть данной ситуации была истолкована так, что семьи работников оказывают им несколько не ту поддержку, которая требуется для преодоления стрессов на работе. В то время как производственная ситуация требует от них, скажем, дисциплины или мобилизации всех сил, семья может поддерживать не самые уместные в такой момент качества – обиды на коллег и руководство, жалость к себе, перекладывание вины на других или на обстоятельства и т. д. Поэтому не всякая поддержка семьи может служить надежным убежищем от стресса [13]. Перечисленные выше рекомендации по предупреждению стрессов в производственно-социальных группах носят достаточно общий характер. Конкретная же стрессовая ситуация всегда уникальна, поскольку не в последнюю очередь определяется индивидуальностью подверженного стрессам человека (его темпераментом, характером, стилем поведения и пр.). Кроме того, восприимчивость человека к стрессам на работе в немалой степени зависит от общего жизненного фона, т. е. от того, насколько успешно он умеет выходить из стрессовых ситуаций, порождаемых общесоциальными, семейными, возрастными и прочими факторами. Человек, закаленный в преодолении разных жизненных барьеров и неприятностей, очевидно должен успешнее других справляться и с профессиональными стрессовыми ситуациями.

Таким образом, один из ключей к успеху в преодолении стрессов на производстве состоит в общей жизненной стратегии индивида, опирающейся на избранные базовые ценности и учитывающей особенности его личности.

Следует подчеркнуть, что наряду с вышеперечисленным особое место в профилактике стрессов отводится формированию личности человека еще в раннем и подростковом возрасте. Воспитание ребенка необходимо направить на повышение его адаптивных возможностей, развитие и тренировку его волевых качеств, формирование правильной оценки своей личности. При этом необходимо обращать пристальное внимание на налаживание психологического климата в семье, коллективе, основанного на уважительном отношении к человеку, его потребностям и целям. Необходимо активное участие педагогов, психологов, социологов – специалистов, работающих с детьми и подростками, так как эти специалисты занимают здесь, по мнению О.В. Кербикова (1955), такие позиции, откуда «видно потоков рожденье» [5, с. 204].

Подводя итоги данной статьи, можно отметить следующее.

Стресс представляет собой адаптационную реакцию организма на значимый раздражитель и является сложным психофизиологическим процессом, включающим сложные взаимоотношения психического и соматического.

Высокий уровень стресса (деструктивный стресс) становится вредным для организма, способствует развитию психофизиологических расстройств и нервно-психических заболеваний, может привести к общему истощению организма и, в конечном счете, к смерти.

Эмоциональный стресс – комплексная проблема, порождаемая всей совокупностью политических, социальных, экономических, духовных факторов деятельности общества, поэтому необходимо разработать и принять государственные программы комплексных социальных и медицинских мероприятий по снижению уровня стресса в обществе.

Для предотвращения медико-социальных последствий эмоционального стресса нужны медицинские, производственные и воспитательные меры, такие как:

  • усиление фундаментальных исследований механизмов устойчивости к эмоциональному стрессу, разработка методов объективного контроля и дозирования эмоционального стресса,
  • создание сети служб для оказания помощи населению в предупреждении и реабилитации последствий стресса, включающих психотерапию, адекватное питание, физические упражнения, водно-воздушные процедуры, прием витаминов, микроэлементов, минеральных веществ, физиотерапевтические процедуры, массаж, музыку, упражнения йоги, медитацию, аутогенную тренировку, прогрессивную мышечную релаксацию,
  • разработка специальных, ориентированных на разные социальные группы населения программ по культуре поведения в семье и в быту с целью профилактики психоэмоционального стресса,
  • разработка эффективных нормативов допустимой степени эмоционального напряжения в социально-производственных условиях (предоставление рабочим возможности участия в принятии производственных решений, гуманизация сменной и ночной работы и т. д.),
  • технологическая политика, ориентированная на реорганизацию производства, с учетом психологических и физиологических взаимоотношений работающих лиц, устранение наиболее неблагоприятных для развития эмоционального стресса производственных условий,
  • разработка эффективных мер повышения устойчивости к психоэмоциональному стрессу предрасположенных к этому лиц на рабочем месте.

Психологи чаще всего выделяют следующие факторы профессионального стресса:

  • рабочий день сотрудника связан с высокими временными перегрузками, ненормированный рабочий день;
  • условия труда не соответствуют требованиям безопасности и физического комфорта ;
  • сотрудник работает в ситуации дефицита времени, много разнообразных задач, а времени на их реализацию недостаточно, одно дело накладывается на другое, все дела срочные;
  • сотрудник вынужден самостоятельно принимать решения.
  • сотрудник недостаточно информирован о своих профессиональных обязанностях и полномочиях коллег и начальства;
  • высокая ответственность за других людей и за материальные ценности;
  • малая степень влияния на принятие решений в организации;
  • сложные взаимоотношения с руководством, с подчиненными, с коллегами;
  • интриги, давление манипуляции со стороны коллег, руководителей, подчиненных

Методы профилактики профессионального стресса:

  • Со стороны организации: создание эффективных условий труда и отдыха (безопасное рабочее место, оптимальный график труда и отдыха, создание условий для качественного отдыха, поддержания и восстановления здоровья, проведение корпоративных мероприятий, направленных на снятие напряжения и сплочение коллектива, создание условий для информационно- психологической безопасности сотрудника, четкое распределение обязанностей между работниками, соблюдение прав и социальных гарантий, отработанная система мотивации и стимулирования, поощрения и наказания и т.д.)
  • Со стороны руководства: создание благоприятного социально-психологического климата, выбор оптимального стиля руководства (наиболее эффективным является ситуативный стиль управления, одним из неэффективных и наиболее стрессогенных является жесткий и авторитарный, попустительский, авральный , перестроенный (постоянные и бессистемные нововведения), необходимо использовать целесообразное делегирование полномочий.
  • Со стороны сотрудника: управление своим отношением к происходящему, развитие установок, которые позволяют снизить стресс, помогают мягче реагировать на ситуации стресса, развитие позитивных жизненных установок (например: «Не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним», «Надо рассматривать проблемы по мере их возникновения»; готовность к внесению необходимых коррективов в собственные действия, использование юмора, как эффективного средства преодоления кризисных состояний, получение удовольствие от общения с людьми (близкими, коллегами, друзьями, соседями, знакомыми и незнакомыми);оказание внимания, помощи и поддержки по отношению к другим людям, с которыми приходится выполнять общее дело; использование релаксации, медитации, аутогенной тренировки, отказ от вредных привычек; развитие умения переключаться на другие занятия (хобби ,общение с животными здоровый образ жизни и; занятия спортом; водные процедуры);соблюдение режима труда и отдыха.

Эффективные техники саморегуляции в условиях коммуникативного стресса, которые может использовать практически каждый сотрудник, предлагает Н.В. Самоукина .

Борьба с усталостью на рабочем месте

Уменьшение воздействия усталости предполагает изменение привычек. И для того, чтобы справляться с усталостью, постоянно требуются многочисленные изменения привычек и образа жизни. Но результаты того стоят. Ниже приведены рекомендации, которые следует учитывать при попытке исключить проблемы усталости.

Внедряйте оздоровительные программы

Оздоровительные программы могут быть значительными инвестициями, но их результаты можно увидеть в улучшении вовлеченности сотрудников, меньшем количестве отсутствий по причине травм и болезней и улучшении состояния здоровья сотрудников, что приведет к улучшению показателей здоровья и безопасности и повышению производительности. Такие программы и политики часто включают в себя:

  • санитарное просвещение,
  • медицинские осмотры при нарушениях сна,
  • профилактические программы, включая прекращение курения, контроль веса, физические упражнения и пропаганду здорового питания,
  • фитнес-программы / услуги на месте или групповые тарифы со скидкой на внешних объектах,
  • длительные перерывы на отдых,
  • предоставление здорового питания в торговых автоматах и кафе.

Создание благоприятного микроклимата и условий на рабочем месте

Человеческие циркадные ритмы могут быть легко нарушены при недостаточном естественном освещении, которое может усугубить чувство усталости. Кроме того, небольшое изменение температуры также может оказать существенное влияние на уровень энергии и производительность.

Яркий свет способствует бодрствованию и повышает производительность, но может привести к проблемам с внутренними часами людей. Организм нуждается в естественном освещении для достижения оптимального уровня функционирования. Естественный свет делает людей менее сонными и помогает им работать дольше. Это означает, что обеспечение естественного освещения, когда это возможно, может помочь предотвратить усталость.

Температура также может влиять на уровень усталости. Более низкая температура требует, чтобы энергия была отвлечена от мозга, чтобы нагреть остальную часть тела. Когда это происходит, мозг, скорее всего, будет хуже работать, а люди гораздо более склонны к ошибкам. Обеспечение комфортной температуры на рабочем месте может предотвратить это.

Следует учитывать среду работы каждого человека. Должны ли они идти вверх и вниз, преодолевать расстояния, многократно поднимать предметы? Все, что может быть автоматизировано, чтобы уменьшить ненужные движения или помочь с перемещением грузов, может не только уменьшить усталость, но и улучшить производительность.

Изменение физических факторов из-за сезонности, требований производства или временного отказа систем отопления или кондиционирования воздуха должны быть приняты во внимание, поскольку они могут отклоняться от обычных уровней, к которым рабочие привыкли.

Информирование о пользе сна

Хотя жизнь сотрудников за пределами компании может показаться второстепенным фактором при обеспечении безопасных условий труда и контроле усталости, их здоровье и безопасность так же важны и в нерабочее время.

Компании должны рассмотреть вопрос об обучении своих работников важности сна. Предоставление бесплатных материалов и обучение по вопросам гигиены сна и здоровья сна может способствовать тому, что в результате персонал будет более отдохнувшим. Это также может побудить их вздремнуть дома, не чувствуя, что они тратят время.

Это важно, потому что многие исследования показали, что короткие перерывы в работе (10-30 минут) повышают производительность на 34 процента и внимательность на 54 процента. Короткий сон в течение 10 минут может улучшить бодрость, общение и настроение.

Некоторые компании даже предоставляют «комнаты отдыха» и активно поощряют сотрудников использовать их, потому что они знают, что сон может повысить производительность, критическое мышление и творческий подход.

К сожалению, немногие организации могут предложить своим сотрудникам возможность немного вздремнуть во время своей смены. В большинстве случаев это просто не практично. В качестве следующего наилучшего варианта, помогая им лучше спать дома, можно значительно изменить уровень усталости и, как следствие, улучшить здоровье, безопасность и работоспособность.

Хотя работодатели не могут гарантировать, что работники получают достаточно хорошего и качественного сна, стоит информировать их о значительных рисках утомления на работе и вне ее. Учебные занятия, руководства и вебинары на эту тему — хороший способ помочь сотрудникам осознать ценность достаточного сна. Вы можете найти соответствующие руководства или создать свой собственный. Какой бы ресурс вы ни выбрали, убедитесь, что он содержит следующие рекомендации:

  • Разработайте ритуал подготовки ко сну. Это поможет организму понять, что выполнение определенных действий означает, что почти пора идти спать.
  • Ваша спальня должна быть прохладной и темной.
  • Технологии должны быть удалены из спальни. Экраны отвлекают, и их свет также мешает циркадным ритмам. Регулярное использование компьютера поздно ночью связано с нарушениями сна, стрессом и депрессивными симптомами.
  • Мозг должен приравнять вашу спальню ко сну. Воздействие на ваш мозг смешанных сообщений, таких как просмотр телевизора или работа в постели, означает, что он не будет ассоциировать подушки и простыни со сном.
  • Избегайте таких стимуляторов, как кофеин, табак и алкоголь перед сном, поскольку они влияют на естественные ритмы вашего тела.

Использование технологических и инженерных решений

Количество носимых устройств, предназначенных для отслеживания усталости, расширяется. В наши дни многочисленные компании предоставляют различным отраслям специализированное оборудование, такое как:

  • очки для определения сонливости,
  • шапки, измеряющие активность мозга,
  • мониторы, отслеживающие движения головы и лица,
  • носимые устройства,
  • приложения в смартфонах.

Инструменты и устройства, предназначенные для отслеживания усталости, могут быть чрезвычайно полезны для предотвращения серьезных инцидентов, в которых усталость является фактором, особенно когда информация, собранная некоторыми из этих устройств, может автоматически отправляться руководству или руководителям. Эти данные могут оказаться критически важными в отраслях, где руководитель может принять обоснованное решение о том, чтобы дать сильно утомленным работникам более безопасные рабочие задания, изменить график или сделать другие вмешательства в режиме реального времени.

В отраслях с высокой степенью риска специалисты по охране труда могут использовать технологии отслеживания усталости, чтобы сразу увидеть, насколько утомлен каждый работник, выявить критические риски, а затем предпринять шаги для устранения ситуации. Но важно помнить, что это не может заменить доброе старомодное общение, обратную связь и культуру, которая поддерживает открытый диалог об усталости.

Устройства для мониторинга усталости не могут остановить усталость, сообщить работникам, что делать, если они устали, или отдохнуть. Они могут только предоставить информацию. Так что организации и их работники должны принимать правильные решения.

Когда речь идет о технических решениях, организациям следует учитывать такие вещи, как противоусталостные покрытия, конвейерные ленты, инструменты, которые подвешиваются сверху для предотвращения наклонов и подъема, и т. д. Даже небольшие изменения в окружающей среде могут способствовать снижению нагрузки и усталости.

Управление стрессом

Стресс на рабочем месте может оказать значительное влияние на усталость. На самом деле, постоянный и длительный стресс истощает и наносит ущерб психическому и физическому здоровью.

Некоторые менеджеры считают, что давление может заставить сотрудников работать быстрее, и так будет — но до определенного момента. Но достаточно скоро усталость наверстает упущенное, и последствия стресса выльются в затраты на здравоохранение, компенсации при несчастных случаях и снижение производительности. Работник, работающий в дружеской, непринужденной обстановке, работает намного лучше, чем тот, кто постоянно испытывает давление. А расслабленный рабочий климат возможен даже на очень опасных и стрессовых работах, потому что речь идет о психологическом климате, а не о самой работе.

Некоторые работодатели пытаются помочь своим сотрудникам справляться со стрессом и другими аспектами их жизни, предлагая гибкий график, длительный отпуск, полдня по пятницам, занятия по снижению стресса и даже йогу. В целом, создание социальной активности для сотрудников хорошо для повышения морального состояния и снижения стресса. Даже простое предоставление «пространства для отдыха» может иметь большое значение.

Кроме того, общение с работниками может способствовать улучшению благосостояния, поскольку информирование сотрудников о компании и их собственных результатах снижает чувство стресса и беспокойства.

Руководство и командная коммуникация также играют здесь ключевую роль. Руководители должны уметь распознавать признаки стресса в своей команде и понимать, как многие источники стресса переходят с работы на дом и наоборот.

Делайте перерывы

Каждые восемьдесят — сто минут уровень концентрации и внимания людей падает, наступает усталость и страдает их работоспособность. Это сигнал о том, что пора остановиться и сделать перерыв. Эти перерывы могут быть простыми походами в туалет, прогулкой, чтобы поговорить с коллегой вместо отправки сообщения, или просто пара минут, чтобы прогуляться, потянуться и посмотреть в окно.

Мозг и тело людей не способны непрерывно работать на стабильном уровне в течение восьми или девяти часов подряд — каждый испытывает провалы в концентрации в течение дня. Перерывы на восстановление — это проверенный метод, позволяющий мозгу отдыхать и работать дольше.

Несколько коротких перерывов могут повысить производительность, и это лучше для сотрудников, чем работа в полную смену с одним перерывом в середине.

Интенсивность и условия работы также должны соответствовать частоте и продолжительности перерывов. Тому, кто поднимает тяжелые предметы в условиях жары, требуется значительно больше времени для восстановления, чем тому, кто сидит в помещении с кондиционером. В идеале, руководителям необходимо иметь стратегии для планирования работы и равномерного распределения ее среди своей команды.

Компании должны поощрять работников делать короткие перерывы для:

  • Короткой прогулки,
  • Зрительной гимнастики,
  • Разминки,
  • Небольшого разговора.

Это может привести к тому, что сотрудники будут чувствовать себя менее утомленными и с большей вероятностью заметят угрозу безопасности и примут более безопасные решения.

Следует правильно питаться

Хотя может показаться, что питание не имеет отношения к усталости, оно на самом деле оказывает огромное влияние на уровень энергии. Вот почему стоит предоставить работникам необходимую информацию, чтобы поощрить определенное поведение и изменения привычек, связанные с приемом пищи.

Даже легкое обезвоживание может оказать негативное влияние на производительность и усталость. Это увеличивает чувство вялости и замедляет людей. Чтобы решить эту проблему, следует иметь в виду, что, когда речь идет о гидратации, не все жидкости созданы равными.

Газированные и сладкие напитки дадут человеку кратковременный заряд энергии, но вскоре за ним последуют сбой и рост усталости. Лучше всего пить воду. Кулер для воды на рабочем месте — это всегда хорошая идея, так как он обеспечивает работникам легкий доступ к нему.

Некоторые люди используют кофе для компенсации влаги и стимуляции. Но кофеин является стимулятором, который работает лучше всего при стратегическом использовании, потому что его действие может длиться до шести часов и может влиять на естественные ритмы организма. Кроме того, как и алкоголь или соленые продукты, кофеин может способствовать обезвоживанию организма.

Еще более важно поощрять работников к увлажнению в жарких рабочих условиях, поскольку людям требуется больше жидкости, чем обычно в этих условиях. Хорошей идеей является раздача воды сотрудникам на регулярной основе и регулярное напоминание о необходимости приема воды.

Упражнения и разминка

Исследования показали, что физические упражнения помогают снять стресс, улучшить общее состояние здоровья и укрепить иммунитет. Также было доказано, что физическая активность повышает уровень энергии и снижает утомляемость. И упражнения даже не должны быть напряженными. Исследования показывают, что у людей, которые занимаются с малой интенсивностью три раза в неделю, уровень усталости снижается на 65 процентов. Простая прогулка несколько раз в неделю очень полезна для снижения уровня усталости.

Даже люди, которые ведут малоподвижный образ жизни и предпочитают заниматься регулярными физическими упражнениями с низкой интенсивностью, могут повысить свой уровень энергии на 20 процентов. Таким образом, хотя это может показаться не очень привлекательным, можно начать с простых упражнений, и вскоре последуют результаты. Поощрение перерывов в тренировках может способствовать формированию более здоровой и менее утомленной рабочей силы.

Правила поведения в условиях стресса:

  • наблюдать за самим собой (имеется ввиду, необходимо отслеживать и осознавать изменение своих реакций и поведения в ситуации стресса);
  • искать способы «остановки» самого себя (типа «взять перерыв», «сделать паузу в общении»);
  • перевести свою энергию в другую форму деятельности (отвлечься и переключиться на другое занятие);
  • задуматься над тем, что помогает снять напряжение (Что больше радует? Чем занимаетесь с увлечением?…).

Все вышеперечисленные рекомендации могут помочь сотруднику научиться контролировать уровень полученного при профессиональной коммуникации стресса, регулировать свое поведение, перестать «зацикливаться» на полученных отрицательных эмоциях, не принимать близко к сердцу ситуации, которые чаще всего связаны не с личной угрозой , а с общей психологической напряженностью коллектива при решении общей задачи.

Таким образом, задача работодателя — это создание оптимальных условий для работника, но важным ресурсом также является самостоятельная и осознанная профилактическая работа самих сотрудников, которую необходимо стимулировать при помощи различных организационных мероприятий.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]