Проблема стресса и адаптации у детей.


Какие симптомы стресса у ребенка бывают?

Физиологические:

  • бессонница,
  • потеря аппетита,
  • головные боли и головокружения
  • энурез, энкопрез, запор и т.п.

Когнитивные:

  • нарушение памяти,
  • внимания,
  • регресс в развитии и т.п.

Эмоциональные:

  • вспышки агрессии,
  • раздражения,
  • страхи,
  • тревоги,
  • депрессивные компоненты и т.п.

Если действие стресса продолжительное, то это приводит к нарушению работы психики и организма в целом.

И если взрослые имеют какие-то навыки, чтобы справится со стрессом, то у детей этих навыков еще нет и дети не могут даже объяснить, что с ними происходит.

Поэтому первостепенно — обратить внимание на то, что ребенок находится в стрессе.

Иногда родители находятся сами внутри сложной эмоциональной ситуации и не замечают, что ребенок уже травмирован. Узнают об этом уже тогда, когда появляется психосоматика или другие расстройства, такие как невротические проявления или фобические.

Если вы отметили, что ребенок пережил стресс, общайтесь с ним мягко, спокойно, дайте ему возможность выговориться.

Так как дети не всегда понимают свои эмоции, помогите малышу обозначить их и отреагируйте на них.

Подкрепите эмоциональную поддержку ребенка такими фразами: ты защищен, я на твоей стороне, я рядом, люблю тебя, чтобы не случилось.

Также важно в эти сложные моменты проводить много времени с ребенком.

Для снятия и ослабления стресса хорошо помогают сказки и метафоры, игры и специальные упражнения.

Во время стресса для ребенка важна стабилизация.

Составляйте расписание, планируйте дела. Можно это делать вместе на большом листе с помощью мелков и цветных карандашей. Четкая структура дней поможет ребенку немного успокоиться. Поэтому режим дня будет тоже очень важен.

Не забывайте, что во время стресса важен полноценный сон, правильное питание, прогулки и спокойная атмосфера дома.

Если самостоятельно справиться со стрессом не получается, обращайтесь к специалистам.

Бывает так, что родители сами еще не научились поддерживать себя в стрессе, поэтому всегда можно начать учиться вместе с малышом.

Особенности детского стресса

Взрослые, занятые своими делами, в большинстве случаев считают, что у детей жизнь приятная и радостная. Возникающие у нихстрессы они принимают за блажь, которую многие пытаются устранить при помощи ремня, стояния в углу и прочими наказаниями. Тем самым они только усугубляют проблему, продлевают стрессовое состояние у малыша.

Детские переживания, на фоне взрослых проблем, родителям кажутся незначительными. В повседневной жизни взрослые могут даже не замечать перемен в детях. И это очень опасно, так как в дальнейшем, пренебрежение проблемами детей в раннем возрасте, скажется на формировании их характера, поведении, отношении к родителям.

Причины стресса у детей

Волнения и заботы у малышей начинаются еще с пеленок. В это время большинство мам, своей заботой, постоянным пребыванием рядом, нивелируют стрессовые ситуации создавая комфортные условия. С взрослением детей, родители меньше уделяют им внимания. Стрессовые состояния, возникающие у них, в силу недопонимания взрослых, могут становиться более длительными, перерастать в тяжелые формы. Основные причины стресса у детей:

  1. Семейные: появление второго малыша, скандалы родителей, развод, истеричное поведение одного из супругов.
  2. Медицинские: боязнь уколов, боли, страх посещения врача, травмы и другие ситуации.
  3. Социальные: конфликты с другими детьми, конкурентные отношения, ссоры, страхи при встрече с новыми людьми;
  4. Несчастья, беды, катастрофы: уход из жизни близкого родственника, резкие, сильные жизненные перемены;
  5. Страхи – осознанные, неосознанные, внушенные родителями, возрастные.
  6. Эмоциональные нагрузки от длительного просмотра телевизора, сидения за компьютером;
  7. Бытовые: перемена обстановки в детской, принудительное изменение сложившихся привычек, комфортного состояния.
  8. Другие причины, вызывающие у детей дискомфорт, приучение к горшку, правильному поведению за столом и т.п.

Стрессы, порожденные одной причиной, порождают изменения поведения и в других сферах. Проблемы в совместной жизни родителей, которые детям непонятны в силу возраста, также вызывают сильные переживания. Стресс может проявится и в появлении болезни. Если его не разрешить, не устранить причину, то часто заболевание переходит в хроническую форму.

Симптомы детского стресса

Чтобы помочь справиться с дискомфортом следует вначале определить, что его вызвало. Распознать стресс у детей достаточно сложно, у каждого он происходит индивидуально. Общие признаки помогают лишь определить, что что-то в их жизни происходит не так. Основные симптомы, свидетельствующие о стрессе:

  • перепады настроения;
  • плохой сон, ночной энурез;
  • неожиданные истерики;
  • боли в животе, головные;
  • рассеянное внимание, проблемы с концентрацией;
  • появление замкнутости, стремление к уединению;
  • в младшем возрасте проявление вредных привычек: кручение волос, ковыряние в носу, сосание пальцев, обгрызание ногтей;
  • подростки начинают демонстративно вести себя вызывающе, лгут.

Стресс вызывает и сопутствующие проявления у детей: дневные страхи, ночные кошмары, резкую реакцию на незначительную проблему. Во время стресса происходи и резкое снижение успеваемости на уроках в школе.

Здоровое питание от стресса

На организме негативно отражается плохое качество пищи. В основном те продукты, которые продаются в супермаркетах, нельзя назвать здоровыми. К выбору продуктов питания, особенно для детей, нужно подходить тщательно. Питание плохой едой снижает устойчивость организма малыша к стрессовым факторам. Пища должна быть богата витаминами и минералами в нужном для организма количестве, это называют сбалансированным питанием. Если питание несистематично, преобладают полуфабрикаты, блюда из кулинарии супермаркетов, фаст-фуд, то нарушается работа головного мозга, нервной системы, у ребенка становится слишком изменчивое настроение.

Дефицит магния как фактор стресса у детей

На сегодня в организме детей часто не хватает магния. Если вы заметили, что ребенок слишком возбудим, стал беспокойным, раздражительным, быстро устает, находится в подавленном состоянии, стоит сдать анализ на магний, чтобы определить его количество в организме. Магний является незаменимым микроэлементом. Он регулирует то, насколько клетку вырабатывают и используют энергию. Отвечает за спокойствие нервной системы. Если даже стрессовые факторы незначительны, но в организме наблюдается дефицит магния, ребенок будет находиться в стрессе.

Нехватка магния приводит к тому, что энергия расходуется неэффективно. Воспалительные процессы в организме начинают «активничать», обменные процессы проходят вне нормы, клетки различных систем и органов разрушаются тогда, когда не должны. Дети с дефицитом магния зачастую весят больше нормы, у них накапливается жировая ткань. Из-за этого они склонны к гипертонии, развивается резистентность к инсулину. Если проблему вовремя не решить, ребенок заполучит такую серьезную проблему как ожирение, а также сахарный диабет и метаболический синдром.

Причиной нехватки магния для организма является в большинстве случаев неправильное питание. Это не только увеличивает стрессы, но и способствуют развитию различных заболеваний. В основном не хватает магния детям, у которых в рационе много поваренной соли. Она поступает в организм не только с солеными блюдами домашнего приготовления. Важную роль играет «скрытая» соль, которая содержится в большом количестве в полуфабрикатах, колбасных изделиях и пр. В рафинированных продуктах магния нет или находится минимальное его количество. Энергетики, которыми злоупотребляет множество подростков, также являются фактором развития нехватки магния в организме.

Магний хуже усваивается также из-за аспартама и глутамата. Это пищевые добавки, которые сегодня есть в подавляющем большинстве блюд фаст-фуда и в полуфабрикатах. Они также выводят магний из организма. В итоге люди, которые питаются такой едой, получают эмоциональные расстройства, не говоря уже про целый ряд болезней разных органов и систем.

Период с ноября по март характеризуется снижением количества магния в организмах. Еще одна причина нехватки данного элемента: стресс. Чем больше ребенок нервничает и переживает, тем меньше магния у него в крови. Потребность детских организмов в этом элементе больше, чем взрослых. Это объясняется процессами роста. На 1 кг массы детям нужно примерно 6 мг магния. Малышам до 3 лет нужно от 50 до 150 мг, детям в возрасте от 4 до 6 лет — 200 мг, детям от 7 до 10 лет — 250 мг, а ребенку в возрасте от 11 до 17 лет понадобится 300 мг магния.

Увеличить уровень магния можно так:

  • ввести в рацион зеленые овощи
  • кушать больше фруктов, злаков и круп
  • ввести в рацион продукты с содержанием витамина В6, который помогает магнию усваиваться в организме (это бурый рис, запеченный в кожуре картофель, бананы, гречка и пр.)
  • заменить поваренную соль морской
  • использовать минимальное количество соли при приготовлении блюд

Сегодня для профилактики дефицита магния применяют препарат «Магне В6». Он помогает предотвратить влияние стресса на организм. «Магне В6» помогает магнию усваиваться и попадать должным образом в клетки тканей и органов. Питьевой раствор Магне B6 врачи назначают пациентам старше 12 месяцев от роду. Магне B6 форте могут принимать дети старше 6 лет. Дозировка препарата может отличаться в каждом индивидуальном случае, потому самолечение и самостоятельная профилактика не рекомендуется. Обязательно обращайтесь к врачу, если подозреваете дефицит магния в организме ребенка, или если анализы обнаружили снижение уровня этого элемента в крови.

Если в организме достаточное количество магния, у детей хорошая память, что отражается на их успеваемости. Они находятся в хорошем настроении, чувствуют себя хорошо. Минимизируются проявления вегетативной дисфункции. Если ребенок страдает от головных болей, также стоит подозревать у него нехватку магния. Часто головные боли спровоцированы стрессом. Часто требуется не только прием одного препарата магния, но комплексная терапия, которая назначается лечащим врачом.

Влияние стресса на организм

При стрессе растет уровень психического напряжения, ребенок находится в бодром состоянии. Психика занята сверхконтролем. Это приводит к тому, что различные мелочи вызывают у малыша беспокойство, он постоянно находится на гране нервного срыва. У малыша появляются тревожные ожидания, например, он постоянно боится, что с мамой и папой по пути с работы что-то случится (собьет машина, нападет грабитель и пр.).

Стресс становится причиной инсомнии. Проявляется это с беспокойном сне и очень тяжелом засыпании. Память ребенка ухудшается, внимание сложно удержать на одном объекте или рассказе учителя. Стресс мешает работе вегетативной нервной, эндокринной систем и головного мозга. Надпочечники начинают вырабатывать излишнее количество таких гормонов как адреналин и кортизол. Дети в стрессе очень быстро устают. Мышцы их тела напряжены, особенно аксиальная мускулатура, что приводит к болевым ощущениям.

Стрессы повышают риск сердечно-сосудистых патологий в 4 раза. Они влияют на самоконтроль, ухудшая его. Импульсивное поведение, которое при этом возникает у детей, можно ошибочно принять за нехватку внимания и синдром гиперактивности. В 10-25 случаях из 100 у ребенка при постоянном стрессе фиксируют рецидивы и обострения болезней внутренних органов.

Детям жить в современном мире нелегко: дел, обязанностей, искушений у них не меньше, чем у взрослых. У каждого родителя возникает вопрос, как вовремя узнать и понять, что ребенок испытывает стресс. Как распознать симптомы детского стресса, учитывая возраст ребёнка, и чем помочь?

Стресс – состояние крайне отрицательное. Хронический стресс способен стать причиной психосоматических расстройств и привести к серьёзным и трудно преодолимым последствиям.

Признаки стресса у детей

У детей стрессовое состояние часто связано не только с проблемами в детском саду или школе, но и с недостатком родительского внимания. И важно, чтобы близкие понимали, что происходит с ребёнком и могли вовремя помочь ему. И поэтому важно понимать симптоматику подобных состояний:

В возрасте до 2 лет:

  • Ребенок раздражителен;
  • Ребёнок отказывается от еды (причём он может как на самом деле терять аппетит, так и делать это демонстративно, «на зло»);
  • Наблюдается ухудшение сна.

У дошкольников:

  • Ребёнок становится более требовательным и вспыльчивым, чем обычно. Появляются или усиливаются/учащаются вспышки агрессии;
  • Усиливаются детские страхи, в том числе и те, с которыми ребёнок уже успел справиться;
  • Отмечается частое, резкое и необоснованное ухудшение настроения, слезливость;
  • Возникают или усиливаются дефекты речи.

У младших школьников:

  • Школьники быстро устают, жалуются на отсутствие сил;
  • Появляются или усиливаются ночные кошмары;
  • Учащаются и даже становятся постоянными капризы. Ребёнок ведёт себя вызывающе не время от времени, а ежедневно. На эту «примету» стоит обратить особенное внимание родителям спокойных до этого детей. Если капризы сохраняются в течение недели и дольше, то можно говорить о стрессовом состоянии;
  • Дети жалуются на головные боли, тошноту, дискомфорт и боли в области сердца;
  • Ребёнок говорит о желании вернуться в дошкольное прошлое, ведёт себя как маленький;
  • Родители замечают частые попытки обмануть их;
  • Отмечается постоянное нежелание идти в школу и общаться с друзьями;
  • Появляется или усиливается замкнутость, ребёнок уходит в себя.

Обратите внимание на то, что чем старше дети, тем больше стрессового состояния. Положительная сторона этого в том, что есть вероятность, что взрослые быстрее заметят неблагополучие. Отрицательная сторона в том, что легко спутать стрессовое состояние с простой усталостью, плохим характером и тому подобным.

Как помочь ребёнку?

1. Первый и самый простой и одновременно действенный способ – помощь игрой. Если ребёнок готов вас принимать в свои игры, проиграйте с ним травмирующую ситуацию. Пусть ребёнок выступит в роли обидчика или жертвы, в роли учителя, а не только ученика, станет ненадолго отцом или матерью семейства. Если ребёнок напуган или сильно расстроен чем-то, смоделируйте эту ситуацию в игре. Но теперь всё должно обязательно закончиться хорошо. При помощи игрушек подскажите ребенку, как и что он мог сделать или как ему себя вести, если травмирующая история повторится.

2. Используйте арт-терапию: слушайте с ребёнком красивую музыку, танцуйте под неё (только обязательно вместе), рисуйте, пойте, читайте книги.

3. Расслабьтесь и похулиганьте: наполните водой ванну и пускайте вместе кораблики. Просто полежите, обнявшись и болтая обо всём на свете, не отвлекаясь на дела, телевизор или телефонные звонки. Отправьтесь в лес и там покричите во всё горло.

Если ничего из вышеперечисленного не помогает, и ребёнок по-прежнему не пришёл в себя, то не стоит затягивать, необходимо обратиться к психологу за помощью.

Детские стрессы и их профилактика

Детские стрессы и их профилактика

Стресс – неотъемлемая часть современной жизни. Стресс, в своё время, переживает каждый человек. Но если этот человек взрослый, то есть надежда, что он справится со стрессом быстро и без последствий. Намного сложнее обстоит дело со стрессом у детей. Без помощи родителей, а зачастую и профессионального психолога ребёнку не справиться со стрессом.

Симптомы стресса у детей дошкольного возраста:

  • возросшая требовательность и частое проявление негодования;
  • «возвращение в детство» (ребёнок 3 – 5 лет снова берёт в рот пустышку, мочится в штаны и т.д.);
  • чрезмерно усиленные детские страхи – не может уснуть из-за боязни смерти и т.п.;
  • частые вспышки агрессии, постоянная нервозность или понижение настроения без видимой на то причины;
  • появление дефектов речи;
  • гиперактивность или, наоборот, снижение активности;
  • слёзная реакция на новых людей или новые обстоятельства.

Симптомы стресса у детей младшего школьного возраста:

  • частые жалобы на головные боли, боли в области сердца, тошноту;
  • ночные кошмары;
  • быстрая утомляемость;
  • постоянное стремление попасть в какую-нибудь переделку, причинить себе вред;
  • постоянные капризы и вызывающее поведение в течение целой недели и дольше;
  • ложь;
  • возвращение на предыдущую возрастную ступень: довольно взрослый ребёнок начинает вести себя как маленький («впадает в детство»);
  • расстройства без видимой на то причины;
  • озабоченность сверх меры своим здоровьем;
  • нежелание посещать школу и гулять с друзьями – замкнутость, отрешённость от мира;
  • агрессивное отношение к окружающим;
  • педантизм и максимализм в работе по дому и в учёбе: ребёнок слишком старается, чтобы его постоянно хвалили;
  • заниженная самооценка;
  • беспричинные тревоги, волнения и страхи;
  • падение успеваемости вследствие ухудшения памяти и внимания;
  • дефекты речи или нервные тики: моргание, глотание, наматывание локонов на пальцы и т.д.;
  • ухудшение сна и аппетита или, наоборот, постоянная сонливость и повышенный аппетит.

Причинами стресса для детей всех возрастов могут быть:

  • развод родителей;
  • расставание с дорогими людьми;
  • смерть близкого человека;
  • катастрофы, травмы;
  • детские страхи (оставаться одному, боязнь чудовищ и т.д.);
  • применение насилия;
  • появление нового ребёнка в семье;
  • переезд;
  • гибель домашнего животного.

Профилактика стресса у детей дошкольного возраста

  • Для того чтобы предупредить стресс у детей дошкольного возраста, необходимо каждый день по несколько часов позволять им сидеть в тишине. Следует выключать радио, компьютер и телевизор.
  • Также хорошей мерой профилактики стресса является общение. Старайтесь как можно больше разговаривать со своим малышом, чтобы он высказывал всё, что его беспокоит, рассказывал, что его интересует, делился впечатлениями и мыслями. При этом нелишним будет почаще обнимать своего ребёнка, брать на колени.
  • Если Вашего ребёнка мучают какие-то страхи или ночные кошмары, поговорите с ним об этом (ни в коем случае не смейтесь над его детскими страхами!), постарайтесь объяснить ему, что он находится в полной безопасности.

Профилактика стресса у детей младшего школьного возраста:

  • Главным методом профилактики стресса у детей младшего школьного возраста является демонстрация любви к нему со стороны родителей. Надо показывать свою готовность в любой ситуации помочь ребёнку, поддержать его.
  • Помимо этого, родителям следует быть в достаточной степени откровенными и честными с детьми.
  • Не стоит им врать, что близкий человек куда-то уехал в том случае, если этого человека больше нет в живых. Надо мягкими путями объяснить ребёнку, что его близкий человек теперь живёт в другом мире, что, к сожалению, они не могут больше видеться. Надо чтобы, дитя осознало, что такое случается и с другими, что ничего поделать нельзя, надо жить дальше, храня в своём сердце и памяти образ дорогого человека.
  • Родителям стоит быть искренними с детьми и при разводе. Ни в коем случае нельзя ставить малыша перед выбором, с кем ему жить: с папой или с мамой – решать это должны взрослые.
  • Если у Вашего ребёнка сложности в школе, не перекладывайте ответственность за их нейтрализацию на себя. Подтолкните его к самостоятельному решению данных проблем, обсудив с ним возможные причины и пути преодоления сложностей.
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими и не оказывайте на него психологического давления. Не заставляйте его учиться только на «5» и во всём быть первым.
  • Старайтесь повышать самооценку собственного дитя. Отыщите занятие, в котором Ваше чадо будет действительно успешным. Уверенный в своих силах ребёнок меньше подвержен стрессам.

Последствия стресса у детей

  • Если причиной стресса является просмотр шокирующих телепрограмм, то последствием может стать жестокость и циничность, стремление причинять боль себе и окружающим.
  • Если причиной стресса является насилие, то последствием стресса может стать замкнутость ребёнка и проблемы с психикой.
  • В особо тяжёлых случаях стресс может привести к задержке или даже остановке психического развития. Такой человек никогда не сможет избавиться от психологической травмы, никогда не повзрослеет.
  • После пережитого стресса у ребёнка могут возникнуть сердечные или инфекционные заболевания, язва желудка.
  • Стресс у детей может привести к развитию невроза.
  • Дети, пережившие стресс, склонны приобретать хронические заболевания: астму, сахарный диабет.

К сожалению, стрессовые ситуации неизбежны в жизни ребёнка. Но можно сгладить отрицательное влияние стресса, правильно воспитав ребёнка и помогая ему справиться с жизненными трудностями.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]