Межличностный конфликт: пример. типы конфликтов. способы разрешения межличностных конфликтов


Возникновение межличностного конфликта как стадия его развития

Конфликты часто сопровождают людей, в их сознании отождествляясь с некой угрозой, агрессией, противоречием, даже войной, которая может возникнуть в данный момент в обществе или группе. Отсюда возникает мысль, что любой конфликт нежелателен и его необходимо предотвратить. Таким образом, если в какой-то сфере возникают конфликты, это сказывается на продуктивности человека.
Например, если работник находится в конфликтной ситуации, это автоматически сказывается на его работоспособности, так как он пытается найти выход из сложившейся ситуации и переключает свою энергию на борьбу с конфликтом, то есть реальными или вымышленными препятствиями, которые преследуют его. При этом он впадает в особенное психологическое состояние, именуемое фрустрацией.

Межличностные конфликты могут возникать в ходе непосредственного общения людей друг с другом, выражая возникающие между ними противоречия. Например, если интересы работодателей и подчинённого не соответствуют друг другу, между ними возникает особая, напряженная обстановка, в ходе которой они не могут удовлетворить интересы и потребности друг друга. За счет этого нарушаются возникшие социальные связи, что, в свою очередь, нарушает стабильность социальной системы.

Однако условия возникновения межличностных конфликтов определяются, в том числе, индивидуальными особенностями личности. В каждой организации имеются сотрудники, которые обладают специфическими особенностями, в том числе психологическими. Например, многие имеют высокую особенность доминировать, соперничают друг с другом, стремятся получить социальное признание и лидерство, заработать авторитет. Такие люди склонны субъективно оценивать поступки окружающих.

Например, продавец, попадая в конфликтную ситуацию, оказывается в сильном эмоциональном напряжении и стремится найти выход из нее, испытывая нервное расстройство, переживание, стресс. Он переключает свою деятельность на борьбу с конфликтом, даже если он является воображаемым. Таким образом проявляется фрустрация. Человек стремится любыми методами выиграть свое дело, отомстить лицу, которое вызвало конфликт, в активной или пассивной форме.

Конфликты между личностью и группой возникают тогда, когда личность занимает позицию, отличающуюся по каким-либо причинам от позиции группы. Например, работодатель применяет дисциплинарные взыскания по отношению к своим сотрудникам, в таком случае группа может изменить своё отношение к нему и снизить работоспособность в ответ на принимаемые меры.

По степени открытости межличностные конфликты делятся на несколько категорий: открытые, скрытые и потенциальные

  • Первая группа – это ярко выраженные столкновения, сопровождающиеся ссорами, спорами и т.д.
  • Вторая группа не предполагает сильной выраженности, нередко используются косвенные способы взаимодействия. Такая позиция характерна личностям, когда у них нет сил и ресурсов для ведения открытой борьбы.
  • Третья группа предполагает наличие конфликтной ситуации, однако столкновения между людьми не происходит. Имеется лишь открытое противостояние, события которого развиваются медленно до тех пор, пока кто-то из участников конфликта не инициирует открытое столкновение.

Рисунок 2. Структура межличностных конфликтов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Способ улаживания конфликтов

Методы, которые применяются для решения конфликтных противостояний – это отражение намерений соперников и их поступки в непростой ситуации:

  • Наступление. Применение силового напора. Здесь выигрывает тот, кто, используя собственные интересы, пытается их навязать конкуренту. Для достижения цели используется моральное давление, попытка манипулировать и хитрить.
  • Уход. Столкновение остаётся нерешённым, однако происходит снижение точки кипения способом бойкотирования или изменением отношения к спорным вопросам. Или происходит уход от своих интересов ради сохранения отношений.
  • Компромисс. Поиск подходящего выхода из ситуации методом обсуждения и получения обоюдовыгодного результата.

Чтобы исключить конфликты в межличностных отношениях, необходима предварительная оценка каждой возникающей напряжённой ситуации и своевременная реакция на неё. Для управления конфликтными моментами стоит постараться выявлять поводы и мотивы конфликта, чтобы найти способы их устранения.

Важный момент – это приглашённый посредник. Группа людей или один человек, пользующий доверием у всех участников противоборства. Решение посредника обязательно для исполнения всеми соперниками.

Фундаментом любого конфликта становится ситуация, в которой обозначаются противоречивые позиции, цели и средства для достижения результата. Конфликт начинает разворачиваться, когда одна сторона проявляет активность, касаясь интересов другой. И если задетая сторона начинает реагировать, то вероятный конфликт становится злободневным.

Причины и предпосылки возникновения межличностных конфликтов в организации

Проводя характеристику межличностных конфликтов, складывающихся в организации, представляется целесообразным проанализировать вопрос о тех причинах и предпосылках, которые способствуют их возникновению и развитию в условиях трудового коллектива.

Так, в общем виде соответствующие причины подразделяются на объективные и субъективные. К первой из названных категорий относятся существующие в объективной действительности обстоятельства и особенности взаимодействия людей в коллективе, приведшие к открытому противопоставлению и столкновению их идей, интересов и потребностей.

В свою очередь, субъективными причинами выступают факторы, связанные с индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, в результате существования которых ими избирается именно конфликтный способ разрешения той или иной ситуации, складывающейся в процессе совместной трудовой деятельности.

Наконец, говоря о предпосылках межличностных конфликтов в организации, отметим, что к числу таковых в специальной литературе принято относить:

  • Несовершенство организации процесса трудовой деятельности, плохие условия труда, отсутствие инструментов для стимулирования саморазвития и повышения качества осуществляемой деятельности;
  • Неэффективные и нерациональные решения руководства;
  • Неисполнимость требований, предъявляемых к работникам со стороны руководства, что приводит к снижению мотивации к эффективному труду;
  • Общая неблагоприятная психоэмоциональная обстановка в трудовом коллективе и т.д.

Сферы проявления

Сферы проявления конфликтов чаще всего делят на 3 сферы: семья, рабочий коллектив и общество.

В семье конфликты идут по линиям супруг-супруг, супруги-дети, супруги-родственники. Возможно вызывающее поведение одной из сторон.

Часто в семейных конфликтах имеет место быть материальная сторона и взаимные упреки в недостатке средств. Может возникать и ограничение свободы, ревность, попытки контролировать одного из супругов. Возможно наличие сексуальных проблем в отношениях с супругами.

В рабочих коллективах конфликты идут по линиям начальник-подчиненный, работник-работник, рабочий, нерабочий.

Могут возникать конфликты в связи с несогласием распределения ресурсов, обязанностей.

Также есть и психологическая сторона, где работник или начальник выясняет межличностные отношения, культуру поведения, этикет.

В обществе конфликты возникают чаще всего по линиям человек-человек, человек-общество. Наиболее частой причиной является недостаточная культура поведения отдельных индивидов.

Классификация конфликтов по воздействию на деятельность группы или организации

По воздействию на деятельность группы или организации конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.

Конструктивные (функциональные) конфликты – это конфликты, приводящие к принятию обоснованных решений и способствующие развитию отношений между субъектами конфликта. Как правило, выделяются следующие несколько функциональных последствий конфликтов:

  • Конфликт разрешается путём, устраивающим все стороны конфликта; каждая сторона чувствует себя причастной к разрешению проблемы;
  • Решение, принятое совместно, реализуется максимально быстро и легко;
  • Стороны, участвующие в конфликте, овладевают навыком эффективного сотрудничества во время решения проблемных вопросов;
  • Если конфликт возник между подчинёнными и руководителями, то практика разрешения конфликта позволяет разрушить «синдром покорности», когда у человека, занимающего более низкую должность, присутствует страх высказывать свою точку зрения, если она отличается от той, которую имеют люди с более высоким статусом;
  • Взаимоотношения между людьми становятся лучше;
  • Участники конфликта больше не рассматривают разногласия, как нечто негативное и приводящее к отрицательным последствиям.

ПРИМЕР: Прекрасный пример конструктивного конфликта – обычная рабочая ситуация: руководитель и подчинённый не могут прийти к соглашению относительно какого-либо вопроса, касаемо их совместной деятельности. После разговора и выражения каждым участником своего мнения, находится компромисс, и руководитель и подчинённый находят общий язык, а их отношения приобретают положительную окраску.

Деструктивные (дисфункциональные) конфликты – это конфликты, препятствующие принятию грамотных решений и эффективному взаимодействию между субъектами конфликта. Дисфункциональными последствиями конфликтов являются следующие:

  • Конкурентные, сопернические отношения между людьми;
  • Отсутствие стремления к положительным отношениям и сотрудничеству;
  • Восприятие оппонента в качестве врага, его позиции – исключительно как неверной, а своей собственной – исключительно как верной;
  • Стремление к сокращению и даже полному прекращению любого взаимодействия со стороной оппонента;
  • Убеждение в том, что одержать «победу» в конфликте гораздо важнее, нежели найти общее решение;
  • Плохое настроение, негативные эмоции, чувство неудовлетворённости.

ПРИМЕР: В качестве примеров неконструктивного конфликта можно назвать войну, любые проявления физического насилия, семейные ссоры и т.п.

Виды межгрупповых конфликтов

Всякий социальный коллектив, группа являются сложным социально-психологическим формированием. В группе могут одновременно функционировать формальная система и неформальная модель взаимоотношений. В свой черед, неформальное взаимодействие в коллективе содержит систему ценностно-нормативных значимостей, статусно-ролевое строение и сложную систему межличностных предпочтений и взаимосвязей.

Поэтому межгрупповой конфликт понятие его подразумевает сложную систему взаимодействия, которое наблюдается как между большими коллективами, так и между небольшими группками внутри одного подразделения или отдельными лицами, представляющими интересы своих групп.

Психология межгрупповых конфликтов зависит от величины группы, ее сплоченности, единстве, организованности, сферы развертывания конфронтации, его предмета. Поэтому сегодня сложно выделить единый способ систематизации конфликтов.

Для межгруппового столкновения наиболее рациональными и элементарными представляются следующие два критерия их классификации: по субъектам взаимодействия и по объекту конфронтации, поскольку всякое противостояние, в том числе и возникающее между коллективами, является, прежде всего, взаимодействием противоборствующих сторон. А любое общественное взаимодействие дифференцируется в социальных науках именно по тому, кто вступает в отношения (субъекту) и по поводу чего возникает это отношение (объекту).

В свой черед, межгрупповые конфронтации по субъекту подразделяются на: национальные и территориальные конфликты, классовое и сословное столкновение, профессиональные, конфликты поколений, родовые и т.п.

По объекту противоборства они могут носить социально-экономический характер, политико-правовую и духовно-идеологическую направленность.

Также межгрупповые конфронтации можно классифицировать по степени выраженности, уровню осознанности, содержимому целей, исходу для каждой участвующей стороны, степени однородности участников и пр.

Основные причины межличностных конфликтов

  1. Неудовлетворенность материально-духовными благами
    . Если у человека наблюдается недостаток необходимых ресурсов в количественном или качественном эквиваленте, он пытается восполнить их иным путем, где существует большой риск развития межличностного конфликта.
  2. Взаимные интересы
    . В группе, где цели участников сходятся, но методы достижения поставленной задачи имеют некие различия, может возникнуть ряд конфронтаций. Лицо не в состоянии реализовать некоторые свои потребности в рабочих или личных взаимоотношениях. Сюда следует отнести конфликтные ситуации на работе, проблемы с субординацией подчиненных и наставников, семейные разногласия, родственные ссоры.
  3. Отдельные интересы
    . Оппоненты имеют личные цели, выполнение одной из них исключает другую. Развивающийся конфликт поднимает вопрос о различиях, имеющихся в данный момент, и нуждается в компромиссном решении.
  4. Ценностные особенности вопроса
    . Данный вид конфронтации основывается на несходных мотивационных подходах к одному и тому же вопросу вследствие разных психологических установок и приоритетов.
  5. Образ действий
    . Развивается ввиду отсутствия стереотипов и манер некоторого поведения у одного из оппонентов. Причиной этому может быть недостаток опыта либо неспособность выполнить необходимые действия. Часто служит причиной конфликтов на работе или учебе.
  6. Общение
    . Несоответствие коммуникационных способностей одного человека другому, несоблюдение правил диалога, субординации и тактичности.
  7. Характер
    . Причиной конфликта становятся конкретные личностные особенности, к которым испытывает неприязнь другой индивид.

Внутриличностный конфликт

Причины внутриличностного конфликта

Такой конфликт протекает при участии одного человека, в его внутреннем мире. Возникнуть такой конфликт может в том случае, если намечается некое противоречие между целями, мотивами, желаниями. при котором достижение одних целей предполагает отказ от других.

Человек просыпается рано утром по будильнику. Умом он понимает, что надо идти на работу, потому что дела ждут, потому что если он не станет работать, то не получит денег, а если не получит денег, то и жить ему будет не на что. При этом к нему вечером заезжал бывший однокашник, с которым они трепетно вспоминали о безвозвратно ушедшей юности до четырех утра. Желания вставать и куда-то ехать у человека нет, при этом есть осознанная необходимость того, что встать и ехать все же надо. Вне зависимости от того, что решит для себя этот страдалец, мы видим яркий пример внутриличностного конфликта. Есть желание, есть необходимость и одна из этих двух задач своим решением исключает решение другой.

Если говорить о причинах внутриличностных конфликтов в рамках трудового процесса, то возникать он может в случае, когда руководитель смотрит на процесс контроля и управления подчиненными как на непосильную ношу, бремя власти. Он может возникнуть также, если от руководителя требуются решительные силовые действия, но по своим личным моральным установкам он сопротивляется директивному, авторитарному стилю руководства. Помните сказку Л. Филатова про Федота-стрельца?

Мне б огреть тебя плетьми, Четырьмя, али пяти, Чтобы ты не измывался над серьезными людьми. Но поскольку я испокон «Чту порядок и закон»…

Вот это НО и выходит причиной внутриличностного конфликта. Руководитель понимает, что ситуация требует жесткости, но внутренне против силовых методов. Вот и мается, а в результате теряет контроль над ситуацией.

На более низком уровне причиной внутриличностного конфликта может послужить несогласование между требованиями начальника или объективными производственными требованиями и личными потребностями и ценностями сотрудника. Представьте себе, к примеру, священника, работающего в публичном доме. Не можете? И правильно, потому как не сможет он там работать, поскольку личные принципы не позволят.

Причиной также может стать функциональная перегрузка или наоборот, разгруженность рабочего времени. Совестливый сотрудник, не имеющий должного, по его мнению, количества работы и обладающий неоправданно большим количеством свободного времени может запросто начать мучиться вопросом: «За что я деньги получаю?»

Возможен и такой вариант, при котором несколько требований начальника могут показаться сотруднику противоречащими друг другу. И мы снова имеем внутриличностный конфликт.

Особенно актуальной причиной внутриличностного конфликта для женщин является невозможность согласовать свои трудовые и карьерные цели с задачами, диктуемыми семьей, воспитанием детей.

Подходы к пониманию межличностного конфликта

Определение 1

В современной психологической литературе под межличностным конфликтом понимается открытое столкновение индивидуумов, вызванное несовместимостью, несогласованностью их целей на конкретном временном отрезке в конкретной ситуации; ситуация, в основе которой – противоречие, воспринимаемое оппонентами как значимая психологическая проблема, вызывающая активность сторон и требующая разрешения.

Объектом конфликта выступает то, на что претендуют оппоненты, то, за что они борются. Предмет межличностного конфликта – появление противоположных интересов, взглядов, мнений и вызванное ими противоречие.

Способы разрешения и принципы преодоления

Как говорили, известные психологи «,Мы ловим рыбу на червяка, хотя сами любим клубнику»,. Чтобы противоположная сторона конфликта пошла на его разрешение, нужно дать ей то, что она хочет, и вместе с тем, продвигать свою точку зрения.

Одним из принципов преодоления межличностного конфликта выступает не личное общение, а переписка, благо, современные средства связи позволяют это делать. Больше предлагайте и больше слушайте. Старайтесь задавать вопросы партнеру о том, как он видит выход из конфликта.

Если вы будете доказывать неправильность аргументов партнера, ваш конфликт может из делового перерасти в психологический. Человек просто откажется принимать вашу правоту, он будет из принципа отстаивать свою точку зрения, даже понимая, что неправ.

Как изменить свой характер? Рекомендации психологов вы найдете на нашем сайте.

Что такое конфликтология?

Конфликтология – это дисциплина, которая занимается изучением закономерностей таких процессов, как возникновение, развитие, разрешение и завершение конфликта.

Одним из людей, заложивших основы общей теории конфликта являлся Карл Маркс. Им было разработано учение о противоречии и развита модель социального изменения. После него основы учения о конфликте были сформулированы американским социологом Джонатаном Тёрнером. Кроме того, огромный вклад в развитие конфликтологической науки внесли американский социолог Льюис Козер и немецкий социолог и философ Георг Зиммель. Если же изучить и другие источники, то можно заключить, что в развитии конфликтологии вообще, как в нашей стране, так и за рубежом, принимали участие, главным образом, социологи, психологи и политологи.

Однако несколько существенных обстоятельств позволяют провести грань между отечественной и зарубежной конфликтологией:

  • За рубежом попытки создания теории конфликта предпринимались ещё в XIX веке
  • За рубежом для изучения конфликтов применяется большее количество подходов
  • За рубежом конфликтология преподаётся в самых крупных университетах
  • За рубежом предусмотрены степени бакалавра и магистра по конфликтологии
  • За рубежом конфликтология – это наука, преимущественно, прикладного характера

Что же касается отечественной конфликтологии, то первые публикации на эту тему появились лишь в 20-х годах XX века (первая работа датируется 1924 годом; её авторами являются М. И. Могилевский и П. О. Гриффин). В этих трудах проблему конфликтов впервые выделили в качестве самостоятельной, а в заголовках самих робот уже фигурирует термин «конфликт». А как отдельная наука конфликтология оформилась в России в начале 90-х годов. В настоящее же время конфликтологии и проблеме конфликта уделяется всё больше внимания российскими исследователями.

Теперь же пришло время сказать несколько слов о центральном понятии конфликтологии – конфликте.

Конфликт в его общем понимании является наиболее острым способом разрешения противоречий во взглядах, целях, интересах, которые возникают при социальном взаимодействии. Суть конфликта заключается в противостоянии его участников, сопровождающемся отрицательными эмоциями. Нередко это противостояние выходит за рамки социальных норм и правил.

Но конфликтология различает два основных вида конфликтов – социальный конфликт и внутриличностный конфликт.

Социальный конфликт является наиболее острым способом развития и разрешения важных для людей противоречий, которые возникают при их взаимодействии. Суть такого конфликта аналогична сути, выраженной в вышеизложенном определении конфликта.

Внутриличностный конфликт является острым негативным переживанием, обусловленным длительной борьбой внутренних психологических структур личности, отражающим противоречивые связи человека с социальной средой, а также затрудняющим и задерживающим принятие решений.

Умение распознавать и предупреждать возникновение конфликта, а также управлять им и нейтрализовывать его открывает перед человеком огромные возможности. Оно позволяет любому человеку не только эффективно разрешать проблемные ситуации и успешно выходить из затруднительных положений, связанных с конфликтами, но и предвидеть потенциально опасные ситуации, предпринимать соответствующие действия для их подавления. По большому счёту, такой навык способен сделать жизнь человека гармоничнее, окрашенной в более яркие краски и наполненной преимущественно положительными эмоциями. Не стоит, конечно, идеализировать, но если бы все люди на планете применяли в своей жизни принципы эффективного предупреждения и разрешения конфликтов, то, наверняка, в мире стало бы меньше разногласий, ненависти, войн.

Вот простой пример на бытовом уровне: если, например, два члена семьи не знают навыков конфликтологии, то при возникновении спора, непонимания, разногласий ситуация с большой долей вероятности может перетечь в серьёзный семейный скандал, результатом которого могут стать как просто негативные эмоции людей по отношению друг к другу, так и полный разлад и даже разрыв семейных отношений. Но когда хотя бы один человек владеет навыками конфликтологии, он способен, во-первых, не допустить, чтобы ситуация вышла из под контроля и повлекла за собой разрушительные последствия, а во-вторых, сделать так, чтобы она вообще не появилась, ведь он сможет распознать её ещё до её появления. И это можно применить не только к области семейных отношений, но и к любой другой.

Виды

Всего выделяют несколько типов конфликтов. Каждый из них имеет свои особенности и последствия.

Мотивационный

К этой группе относят противостояния, которые затрагивают интересы. Например, муж и жена имеют разные взгляды на формирование общего бюджета.


Споры могут касаться и того, кто будет смотреть телевизор

В тяжелых случаях такой тип конфликта приводит к расставанию. Его главный признак – это нежелание идти на уступки и стремление отстоять свои интересы, во что бы то ни стало.

Когнитивный

Начинается тогда, когда затрагивается сфера ценностей. Разные взгляды на жизнь не всегда приводят к конфликтам.

Важно! Проблемы начинаются тогда, когда один человек решает посягнуть на ценности другого.

Например, у мужа и жены не совпадают взгляды на семейную жизнь. Супруг видит себя главой семьи, а супруга в это время хочет строить карьеру. Если они начнут заставлять друг друга менять убеждения, то конфликт неизбежен.

Ролевой

Возникает в момент, когда человек нарушает принятые нормы приличия. Например, в коллективе могут устояться правила поведения. Если индивид начнет их осознанно нарушать, то это приведет к возникновению противостояния.

Управление эмоциями

Переполняясь эмоциями, их лучше сдерживать, а не идти у них на поводу. Если они всё-таки вышли наружу, отпустите свои страхи и обиды. Выскажите свои мысли. Если появилась неловкость после эмоционального всплеска, то лучше уйти. Но это не значит, что признать поражение, это лишь повод продолжать налаживать диалог. Творческий и гибкий взгляд на ситуацию – один из методов регулирования столкновения.

Когда конфликтная ситуация стихает, то, выходя из неё, попросите прощения. Оно поможет восстановить взаимоотношения и погасит негативные эмоции. Слова, правильно отображающие ситуацию, не унизят вас и партнёра. Когда совместные действия не разрешили конфликтную ситуацию, то остаётся перейти к самостоятельным действиям.

Для того чтоб эффективно управлять и лавировать в спорных ситуациях, надо развить в себе понятливость. Это позволит мыслить и обсуждать проблемы более конструктивно. Но только в том случае, если человек живёт в настоящем, спокоен и умеет чётко реагировать на изменяющиеся ситуации. Научиться управлять конфликтом можно, только имея личный опыт и постоянный внутренний рост.

Управление конфликтом

Внезапно возникший конфликт можно постараться избежать.

Если избежать не удаётся, его надо спокойно встречать и стремиться разрешить к удовлетворению всех конфликтующих сторон. К разрешению конфликтной ситуации надо подготовиться. Определите свою цель. Что вы хотите? Если вы разрешаете конфликт путём переговоров, выберите время и место, удобное для обеих сторон.

Для правильного управления межличностным конфликтом важно не только помнить о своей позиции и понимать позицию другой стороны, но и осознавать состояние поля в целом. Спокойно заявите о своих интересах, спросите вашего противника, хочет ли он работать над разрешением конфликта

Спокойно заявите о своих интересах, спросите вашего противника, хочет ли он работать над разрешением конфликта.

Если не хочет, то как он видит решение проблемы. Предлагайте разные варианты. Если они не принимаются, работайте над конфликтом самостоятельно.

Если противник готов к урегулированию конфликта, осознайте своё состояние: что вы сейчас чувствуете и чью сторону в этот момент принимаете— свою или партнёра-противника.

Ищите понимание, а не победу. Спокойно обсудите причины, вызвавшие конфликт.

Разберитесь, что привело к конфликту: действия другой стороны или ваше непонимание ситуации. Предполагайте лучшее, не обвиняйте, пока не выясните, что другой имел ввиду.

Задавайте правильные и тактичные вопросы.

Отстаивайте свою позицию, но не давите на партнёра. Не требуйте, чтобы он изменился. Давление ограничивает возможности обеих сторон и не способствует разрешению конфликта.

Следите за тем, что говорите:

Употребляйте слова, которые „поднимают“ человека, а не „опускают“ его. Спросите себя, правда ли то, что вы сейчас говорите, не преувеличиваете ли вы? Не используйте слова „всегда“ и „никогда“. Будьте правдивы и делайте это с добром. Иногда бывает лучше и промолчать.

Нападайте на проблему, а не на человека.

  • Говорите о конкретных вещах, не обобщайте.
  • Решайте главные вопросы, не цепляйтесь за мелочи.
  • Не говорите о нём, говорите о себе. Вместо „ты врёшь“ скажите: „у меня другая информация“.
  • Расслабьтесь и ничего не бойтесь. Помните о духе поля, если вы не будете ему мешать, конфликт разрешится наилучшим способом.

Осознавайте свои ощущения и выражайте их.

Будьте искренни с собой и партнёром. Делитесь своими чувствами правильно. Это поможет партнёру лучше понять вас. Позволяйте и партнёру свободно выражать свои эмоции. Разберитесь в своих чувствах: определите, какие эмоции вы можете выразить и какие подавляете. Почему? Сообщение о своих переживаниях — это один из путей отстаивания своей позиции.

Управляйте своими эмоциями, не подавляйте их, но и не позволяйте им управлять вами.

Выражая их, осознавайте пространство вокруг вас.

Когда лучше избегать конфликтных ситуаций?

Если складываются предпосылки для назревания спорной ситуации, стоит подумать, действительно ли так нужно идти на конфликт в межличностных отношениях? Кратко: если собственная выгода не затрагивается и сложно доказать свою правоту, то не имеет смысла начинать спорить. Не стоит вступать в пререкания с человеком, если понятно, что его умственный потенциал уступает вашему уму. «Не вступай в спор с глупцом». Бесполезно что-либо доказывать такому человеку.

Перед тем как вступать в конфликт, стоит подумать, а что вы получите в итоге? Как протекает конфликт в межличностных отношениях? К каким он последствиям может привести и во что выльется? И получится ли отстоять свою позицию и точку зрения. Поэтому стоит привести в норму эмоциональный всплеск и уже со спокойными мыслями и трезво подходить к оценке сложившейся обстановки.

В конфликте участвуют люди, которым просто необходимо правильное понимание друг друга. Но им мешает отсутствие доверия друг к другу. Поэтому так необходимо создание атмосферы плодотворного общения. И полезно взять на вооружение такой закон общения: конкуренция ведёт к рождению конкуренции. Метод управления и завершения столкновений сводится к соблюдению некоторых правил.

Выявление проблемы. Попытка найти решение, взаимоприемлемое для конфликтующих участников. Выслушать стороны, уделяя внимание сказанному, а не акцентировать внимание на личных характеристиках. Уточнять правильность понятого из сказанного собеседником. Донести до другой стороны в перефразированном виде смысл услышанной информации. Во время получения информации не перебивать говорящего, исключить критику и рекомендации. Уточнить полученную информацию, её точность и не переходить к новым сообщениям. Важно сохранять доверительную атмосферу и искренность. Активно подключить невербальное общение: контакты глазами, кивки головой в знак одобрения.

Способы выхода из конфликтной ситуации

Наиболее удачным вариантом выхода из конфликтной ситуации является нахождение компромисса противоборствующими сторонами. В этом случае стороны принимают решение, устраивающее всех участников спора. Не остается каких-либо недоговоренностей и недопонимания между конфликтующими.

Однако не во всех случаях удается прийти к компромиссу. Очень часто исходом конфликта является принуждение. Этот вариант развязки конфликта наиболее характерен, если один из участников занимает доминирующую позицию. Например, руководитель вынуждает подчиненного поступить так, как угодно ему, либо родитель велит своему ребенку сделать так, как он считает нужным.

Чтобы не дать конфликту набрать силу, можно попытаться сгладить его. В этом случае человек, которого обвиняют в чем-либо, соглашается с упреками и претензиями, пытается объяснить причину своих действий и поступков. Использование этого приема выхода из спора не означает, что суть конфликта понята, а ошибки осознаны. Просто на данный момент обвиняемому не хочется вступать в конфликт.

Признание своих ошибок и раскаяние в содеянном является еще одним способом того, как разрешить межличностный конфликт. Пример такой ситуации: ребенок жалеет о том, что не подготовил уроки и получил двойку, и обещает родителям впредь выполнять домашние задания.

Способы разрешения межличностных конфликтов

Решение любого конфликта возможно благодаря одной из следующих стратегий участников:

Уклонение и избегание. Способ предполагает отсутствие как уступок, так и настойчивости на своей правоте. Не помогает качественно разрешить ситуацию. Агрессивные межличностные методы разрешения конфликтов – это принуждение и противоборство. При их использовании побежденная сторона будет испытывать недовольство после затихания конфликта. Сглаживание и уступчивость

В такой ситуации партнерам важно сохранить имеющиеся отношения в ущерб реальному решению проблемы. Компромисс или сотрудничество. Это самый оптимальный вариант взаимодействия, при котором стороны пытаются найти пути выхода благодаря взаимным уступкам. Решение проблемы – идеальный сценарий, не предполагающий жертв со стороны всех участников

В реальной жизни встречается редко.

Как зарождается конфликт

Любые конфликты в межличностных отношениях формируются и минуют некие фазы и периоды с собственной шкалой накала, продолжительности и следствия.

  • Скрытая фаза. Именно она выступает основой для возникновения противостояния, и проявляется, когда индивид чувствует свою неудовлетворённость. Например, занимаемым служебным положением, уровнем зарплаты, собственной правильной оценкой у сослуживцев. Когда не преодолевается внутреннее недовольство, оно переходит на следующую стадию.
  • Фаза напряжённости. Это уже выход конфликта наружу и формирование всех участников противостояния. Но в этом периоде ещё есть возможность погасить или основательно раздуть противоборство.
  • Фаза противостояния участников. Происходит усиление противоречий. И совершаются провоцирующие столкновение действия.
  • Фаза окончания. Конфликт исчерпывает себя, если стороны сумели прийти к единому решению. Или за счёт снижения напряженности консервируется. Также возможен разрыв отношений участников и появление других предпосылок для конфронтации на другом уровне.

Преодоление стресса

Стресс — один из основных катализаторов конфликтов, поэтому работа по его минимизации может в значительной степени улучшить атмосферу в коллективе. Известно множество способов для снятия стресса, методы по его преодолению давно изучены и отлично себя зарекомендовали. Это, в свою очередь, дает возможность рассматривать различные варианты, которые учитывают личные качества каждого человека.

Для того чтобы сохранять высокий уровень стрессоустойчивости, следует вести правильный и спортивный образ жизни. Не стоит забывать о своем организме после физических и моральных нагрузок и восстанавливать его, стараться не допускать появления стрессовых ситуаций.

Таким образом, осуществляется поддержание здоровой психики для проживания в социальной среде. Свежий воздух, занятия спортом, полноценный сон, правильная организация рабочего пространства, полезная литература, сбалансированное питание — все это играет важную роль в укреплении и сохранении здорового образа жизни. Хороший жизненный настрой помогает человеку не прогибаться под давлением стрессовых ситуаций, а также реагировать менее болезненно на конфликтные ситуации и находить правильные пути их устранения.

Важные признаки

Далеко не каждое противостояние можно посчитать чем-то серьезным. У конфликтной ситуации есть три основных признака:

  1. Разница во взглядах на одну проблему;
  2. Активность с каждой стороны;
  3. Нежелание людей искать решение ситуации.

Стадии конфликта — краткое описание основных этапов в психологии
Участвовать в конфликте могут как два человека, так и несколько. Каждый будет отстаивать свою позицию и точку зрения. Нередко процесс противостояния сопряжен с высоким эмоциональным накалом.

Важно! В психологии принято считать, что конфликт всегда является осознанным. Каждый участник хорошо понимает, что он делает и почему. Поэтому такие ситуации не возникают сами по себе. Конфликты появляются в любой среде и на всех социальных уровнях.

Опытный специалист легко даст краткий прогноз исхода противоборства, потому что это явление уже хорошо изучено в психологии.

Координирование конфликтной ситуации

Каждое столкновение, способное перейти в конфронтацию, возможно погасить. Если уже не получается остановить, то к нему следует отнестись максимально ровно и попытаться прийти к знаменателю, удовлетворяющему обоих оппонентов.

Приступая к разрешению возникшей напряжённости, необходимо проделать подготовительную работу и обозначить свои задачи. Когда планируется разрулить ситуацию методом переговоров, то стоит выбрать подходящее время для встречи.

Для здравого управления конфликтом необходимо не забывать о своих интересах и понимать выгоды своего противника. Во время встречи спокойно озвучьте свои интересы и уточните, готов ли оппонент приложить усилия для устранения конфликта. Предложите несколько вариантов. И если они отклоняются, тогда работать над разрешением конфронтации придётся самостоятельно.

Когда конфликтная сторона готова решить всё мирным путём, определитесь, на чьей вы стороне, своей или соперника. Главное – понять, а не победить любой ценой.

Причины, вызвавшие столкновение, стоит спокойно обсудить и выявить, что привело к конфликту:

Предлагая лучшее, не нужно обвинять и нападать. Отстаивая своё суждение, не стоит давить на соперника

Давление не есть правильное поведение, оно только ведёт к ограничению возможностей конфликтующих. Важно следить за своей речью. И не употреблять слова, которые унижают человека. Не стоит использовать слова «никогда» и «ни за что»

И помнить пословицу «слово – серебро, а молчание – золото». Иногда легче недосказать, чем разразиться тирадой, которая может усугубить конфликт. Обсуждая ситуацию, не нужно нападать на человека. Говорить нужно о проблеме, а не о личностных чертах. Не цепляться к мелочи, а решать основные вопросы. Свои мысли и чувства лучше высказывать открыто. Честность и искренность даст возможность оппоненту лучше вникнуть и, возможно, принять вашу точку зрения. Расскажите, что вас тревожит и беспокоит. Озвученное беспокойство – один из этапов отстаивания своих взглядов.

Сотрудничество в конфликтных ситуациях

  • Избегание конфликта – это ответ на возникшее напряжение, который проявляется в желании уйти или не замечать провокации. Здесь просматривается отсутствие желания настоять на своём, чтоб удовлетворить свои интересы.
  • Конкуренция. Это желание доминировать в итоговом результате.
  • Адаптация – признание своего поражения в ущерб собственным интересам.
  • Сотрудничество – удовлетворение интересов каждой конфликтной стороны.
  • Компромиссное решение – частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на удовлетворение интересов противника.

Классификация конфликтов

Признак классификацииВиды конфликтов
По действию на функционирование группы/организации
  • Конструктивные (функциональные)
  • Деструктивные (дисфункциональные)
По содержанию
  • Реалистические (предметные)
  • Ценностные конфликты, когда участники имеют несовместимые ценности
  • Нереалистические (беспредметные)
По характеру участников
  • Внутриличностные
  • Межличностные
  • Между личностью и группой
  • Межгрупповые
  • Социальные

Конструктивные (функциональные) конфликты

приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений.

Выделяют следующие основные функциональные

последствия конфликтов для организации:

  1. Проблема решается таким путём, который устраивает все стороны, и все чувствуют себя причастными к её решению.
  2. Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
  3. Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов.
  4. Практика разрешения конфликтов между руководителем и подчинёнными разрушает так называемый «синдром покорности» — страх открыто высказывать своё мнение, отличное от мнения старших по должности.
  5. Улучшаются отношения между людьми.
  6. Люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.

Деструктивные (дисфункциональные) конфликты

препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений.

Основными дисфункциональными

последствиями конфликтов являются:

  1. Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.
  2. Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.
  3. Представление об оппоненте, как о «враге», его позиции — только как об отрицательной, а о своей позиции — как об исключительно положительной.
  4. Сокращение или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной.
  5. Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.
  6. Чувство обиды, неудовлетворённость, плохое настроение.

Реалистические конфликты

вызываются неудовлетворением определённых требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ.

Нереалистические конфликты

имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Внутриличностный конфликт

имеет место тогда, когда отсутствует согласие между различными психологическими факторами внутреннего мира личности: потребностями, мотивами, ценностями, чувствами и т. д. Такие конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы, однако чаще всего это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему различные требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, жены, мужа и т. д.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязывать его задерживаться на работе. Здесь причина конфликта — рассогласование личных потребностей и требований производства.

Межличностный конфликт

— это самый распространённый тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Однако причина конфликта — это не только различия в характерах, взглядах, манерах поведения людей (то есть субъективные причины), чаще всего в основе таких конфликтов лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы (материальные средства, оборудование, производственные площади, рабочую силу и т. п.). Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не кто-то другой. Конфликты возникают также между руководителем и подчинённым, например, когда подчинённый убеждён, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчинённый не желает работать в полную силу.

Конфликт между личностью и группой

возникает тогда, когда кто-либо из членов организации нарушает нормы поведения или общения, сложившиеся в неформальных группах. К этому виду относятся и конфликты между группой и руководителем, которые протекают наиболее тяжело при авторитарном стиле руководства.

Межгрупповой конфликт

— это конфликт между формальными и (или) неформальными группами, из которых состоит организация. Например, между администрацией и рядовыми работниками, между работниками различных подразделений, между администрацией и профсоюзом.

Социальный конфликт

– это возникновение противоречия между какими-либо составляющими социальной структуры (людьми, социальных групп) или столкновение по причине сходства желания обладать чем-либо ценным для конфликтующих сторон. Субъекты конфликта (участники): Подстрекатели.

Разновидности конфликтов

Все люди – уникальные личности со своими убеждениями, интересами, потребностями. Поэтому так сложны и многогранны человеческие взаимоотношения. Конфликты в социуме практически неизбежны. Они проявляются в разнообразных сферах деятельности, личных, деловых и социальных отношениях, политике, экономике.

В литературе даются разные определения социального явления с упором на противоречия. То есть конфликт – это острое проявление объективных или субъективных противоречий на почве расхождения взглядов, несоответствия суждений, интересов в процессе социального взаимодействия.

Конфликты принято воспринимать как нежелательное явление и ассоциировать с негативными эмоциями, спорами, агрессией, враждебностью противоположных сторон. Укоренилось понятие, что их надо избегать или немедленно разрешать.


Негативные конфликты

Важно! Все виды конфликтов в современной психологии рассматриваются не только в негативном, но и в позитивном ключе, как генератор новых идей, способ развития отдельной личности, группы, организации. Пока не разработана универсальная схема описания конфликта

Есть некоторые разногласия в созданных понятийных группах. Для облегчения классификации сложного социального явления введены опорные понятия и основные характеристики

Пока не разработана универсальная схема описания конфликта. Есть некоторые разногласия в созданных понятийных группах. Для облегчения классификации сложного социального явления введены опорные понятия и основные характеристики.

Структура конфликта:

  • объект – сама проблема возникшего спора (ресурсы, статусы, духовные ценности);
  • субъекты – непосредственно участники (отдельные личности, группы, организации);
  • условия – (семейные споры, деловая обстановка);
  • масштаб (межличностный, региональный, локальный);
  • стратегии поведения;
  • итоговые результаты.

Иногда участниками конфликта бывают посторонние лица, которые могут быть его подстрекателями, руководителями или случайно вовлеченными людьми.

В конфликте можно выделить четыре стадии его развития:

  • процесс формирования конфликтной ситуации;
  • выявление и осознание противоречий;
  • выбор тактики поведения;
  • разрешение.

Для управления конфликтом требуется целенаправленное воздействие на его развитие. Это возможно путем определения причины разногласий, особенностей и способа разрешения. Все усилия направляются на достижение совместимых целей.


Управление конфликтом

Для правильного понимания сущности, особенности, функций и последствий выделяют основные типы конфликтов.

По причинам:

  • различие целей и видения желаемого;
  • нехватка ресурсов;
  • расхождение во взглядах и мыслях по поставленному вопросу;
  • особенности психического развития, различие чувств и эмоций, которые раздражают участников.

По способу разрешения:

  • антагонистичные;
  • компромиссные.

По сферам проявления:

  • социальные;
  • внешнеполитические;
  • экономические;
  • организационные;
  • этнические.


Политические конфликты

По длительности протекания:

  • кратковременные;
  • затяжные.

По направлению воздействия:

  • вертикальные – противоположные стороны находятся на разных уровнях иерархической системы;
  • горизонтальные – происходят между субъектами одного уровня;
  • смешанные.

В зависимости от количества участников, конфликты в обществе и их виды делятся на:

  1. Внутриличностные – происходят внутри одного индивида, часто из-за расхождения действий человека с его внутренними установками. Сопровождаются психологическим напряжением и негативными эмоциями.
  2. Межличностные – самые распространенные. Столкновение целей, ценностей, поведения двух или больше оппонентов в процессе социального общения.
  3. Межгрупповые. Противостояние групп на профессиональной или эмоциональной основе может привести к внутриорганизационному конфликту.
  4. Между личностью и группой. Возникают, когда новый в коллективе человек не принимает условий общения.


Межличностные конфликты

Разные типы конфликтных ситуаций по разным причинам могут возникать в сфере торговли и услуг, структурных подразделениях, в социальных учреждениях. Случаются инновационные конфликты, связанные с развитием определенных организаций.

Примеры конфликтных ситуаций

В обществе

Социальные конфликты лучше всего разрешать, используя конструктивные методы.

Например, соседи многоквартирного дома могут вступить в конфликт, вызванный распределением парковочных мест на дворовой территории.

Одни соседи будут настаивать на организации четкой разметки, в соответствии с которой каждой машине отводится определенное место для парковки. Другие жильцы будут выступать за возможность свободной расстановки автомобилей.

В данной ситуации наиболее эффективными методами разрешения спора будет построение диалога, совместное разрешение ситуации при помощи компромисса.

Жильцам достаточно организовать собрание и принять на нем решение, что часть площади во дворе отводится под индивидуальные парковки, а другая часть остается сторонникам произвольной парковки.

Между сотрудниками

Споры в сфере менеджмента лучше решать структурными методами.

Например, сотрудники одного коллектива могут вступить в конфликт в связи с неспособностью вместе работать в одном направлении.

Каждый определяет для себя спектр обязанностей, который не одобряется его коллегой. Результат — возникновение конфликтной ситуации и неэффективность совместной работы.

Руководителю сотрудников, вступивших в спор, необходимо применить методы разъяснения требований, установления целей и назначения вознаграждения.

Каждому сотруднику будет разъяснен принцип его работы, четкий спектр должностных обязанностей. Перед коллегами будут поставлены совместные цели, достигнув которых, они получат обещанное вознаграждение (премия, повышение и т.д.).

Как правильно разрешать конфликты? Узнайте из видео:

Как проявляется личностный конфликт

Психологической наукой выделяются четыре основных вида показателей внутриличностного конфликта. Они касаются эмоциональной сферы, когнитивной сферы, поведенческой сферы, и четвёртый вид – это интегральные показатели.

Эмоциональная сфера. В эмоциональной сфере внутриличностный конфликт проявляется через серьёзные отрицательные переживания и психоэмоциональное напряжение.

ПРИМЕР: Депрессия, стресс, апатия, потеря интереса к жизни и т.п.

Когнитивная сфера. В когнитивной сфере внутриличностный конфликт проявляется через нарушения в восприятии человеком себя.

ПРИМЕР: Снижение самооценки, трудности в выборе и принятии решения, сомнения в своих мотивах, стремлениях и принципах, противоречивость собственного образа и т.п.

Поведенческая сфера. В поведенческой сфере внутриличностный конфликт проявляется через отрицательные изменения в поведении человека.

ПРИМЕР: Отрицательный фон общения, снижение продуктивности и качества деятельности, неудовлетворённость собственной деятельностью и т.п..

Интегральные показатели. Комплексные нарушения в психике человека.

ПРИМЕР: Усиление эмоционального и психологического стресса, нарушения в механизме адаптации, длительные нарушения в способности человека приспосабливаться к обстоятельствам и т.п.

Но, помимо того, что внутриличностный конфликт способен проявляется в разных сферах (и даже сразу в нескольких), сам он также подразделяется на несколько видов, значительно затрудняющих как его определение, так и разработку способов его разрешения. Давайте рассмотрим их более детально.

Ролевой конфликт.

· Личностно ролевой конфликт: конфликт Я роль, где различия возникают между требованиями роли и возможностями, представлениями о ней личности. Здесь проблема выбора возникает из-за неспособности соответствовать требованиям роли, либо из-за нежелания ей соответствовать. В этой ситуации человек может отказаться от выполнения роли или выбрать роль и изменить себе; возможен также какой-то компромиссный вариант снятия этого противоречия.

· Межролевой конфликт предполагает противоречие между разными ролевыми позициями, которые по каким-то причинам оказываются несовместимыми (семья работа).

Типичными факторами, определяющими силу этого типа конфликтов, составляют:

1. степень несовместимости разных ролевых ожиданий;

2. жесткость, с которой эти требования предъявляются;

3. личностные характеристики самого индивида, его отношение к ролевым ожиданиям.

Особенно трагичными являются конфликты, затрагивающие зону эталонных ролей, поскольку разрешение такого конфликта связано с необходимостью изменения Я-концепции личности, что сопровождается довольно болезненными переживаниями. Здесь тоже возможен неконструктивный вариант выхода из конфликта за счет использования механизмов внутриличностной защиты, отсрочивающих решение проблемы или блокирующих ее осознавание.

Таким образом, в отечественной и западной психологии мы видим кардинально отличные установки: если наши авторы стремятся рассматривать психический мир личности как целостность и определять конфликт как элемент трудных для психики ситуаций, то западные конфликтологи идут по пути структурирования конфликта на конкретные специфические виды и пытаются работать с каждой формой по-своему. У каждой из описанных парадигм есть свои сильные и слабые стороны, и, по-видимому, они бы только выиграли, если бы попытались найти общую методологическую платформу для взаимодействия.

Кроме проблемы формулируемой в терминах что такое конфликт, психологи отвечают на вопрос о характере отношений

конфликтующих сторон. Он распадается на три подвопроса:

· Сравнительная интенсивность противостоящих в конфликте сил: этот подвопрос со времени постановки проблемы К. Левиным решается однозначно и предполагает приблизительное их равенство.

· Определение относительной направленности относительно друг друга этих сил:

противоположность, что приводит к внутренней невозможности решения (невроз в терминах К. Хорни);

различие, меньшее, нежели 180о и потому может быть найдено поведение, в большей или меньшей степени удовлетворяющее обоим побуждениям;

· содержание отношений между конфликтующими тенденциями:

· внутренне представляется противоречивым;

· является несовместимым только ситуативно, т.е. не принципиально, а только по условиям конкретного места и времени.

В целом, стоит отметить, что конфликт, а внутриличностный особенно, — сложное явление, трудно поддающееся классификации. Но, тем не менее, существует два подхода к типологии такого рода конфликтов. 1 система использует язык переживания человеком трудной для него ситуации. Примером такого подхода называют классификацию Анцупова и Шипилова, опирающуюся на фрейдовскую теорию описания психики человека:

Мотивационный конфликт столкновение мотивов, бессознательных стремлений (см. выше: З. Фрейд, К. Хорни, К. Левин). Между хочу и хочу.

Нравственный конфликт столкновение долга и желания, моральных принципов и личных привязанностей, желаний и внешних требований, долга и сомнения в необходимости следования ему (советская школа, В. Франкл). Между хочу и надо.

Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности конфликт между желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение, или недостаточными физическими возможностями (часто это конфликт между желанием быть таким, как они — референтная группа и невозможностью осуществления) (А. Адлер; советская школа). Между хочу и могу.

Ролевой конфликт внутриролевой (различное понимание личностью себя и своей роли: Я и роль), межролевой (невозможность соединять несколько ролей одним человеком).

Самые распространенные типы конфликтов

Чаще остальных в быту и повседневной деятельности человека встречаются межличностные, внутриличностные столкновения, а также столкновения между группой и индивидуумом. Пример конфликта между двумя людьми можно встретить в любом классе школы, коллективе, семье:

  • Непринятие нового члена группы по внешним критериям. К примеру, в класс пришел ученик, не соответствующий понятиям группы о внешности, его не замечают, отталкивают, не зовут участвовать в совместных играх и обсуждениях. Здесь наблюдается конфликт между группой и отдельным человеком.
  • Спор по поводу воспитания ребенка – межличностный конфликт.
  • Приказ начальства об увеличении рабочего времени для конкретного специалиста. Это чревато возникновением внутриличностной конфликтной ситуации.

Классификация конфликтов по специфике противоположных сторон и условий развития конфликта

По специфике противоположных сторон и условий развития конфликты могут быть внутренними, внешними и антагонистическими.

Внутренние конфликты – характеризуются взаимодействием двух или нескольких противоположных субъектов внутри какого-либо сообщества или группы людей.

ПРИМЕР: Прекрасным примером внутреннего конфликта может выступить внутриклассовая борьба, например борьба за лидерство.

Внешние конфликты – представляют собой взаимодействие противоположностей , которые относятся к разным объектам (группам, классам и т.д.).

ПРИМЕР: В качестве примера внешнего конфликта можно назвать противостояние человека и природных стихий или борьбу организма с внешней средой.

Антагонистические конфликты – одни из наиболее остро протекающих конфликтов, т.к. являются взаимодействием между социальными группами, непримиримо настроенными друг против друга. Уникально то, что само понятие «антагонизм» очень распространено в медицине и биологии – может встречаться антагонизм зубов, мышц, микробов, лекарств, ядов и т.п. Кроме того, в математической науке антагонизм рассматривается как противоположность интересов. В чистом же виде антагонизм представлен в социальных процессах.

ПРИМЕР: Ярким примером антагонистического конфликта является война, рыночная конкуренция, революция, спортивное состязание и т.п.

Помимо всего вышесказанного, правильное понимание и интерпретация конфликтов, а также их функций, особенностей, сущности и последствий невозможно без типологизации, т.е. без выделения базовых типов конфликтов на основе выявлений их сходств и различий и способов их идентификации с общностью главных отличий и признаков.

Чтобы стало возможным выбрать адекватный метод воздействия на конфликт и управления им (о чём вы узнаете из наших следующих уроков), необходимо типизировать конфликты по их основным признакам: способам решения, сферам проявления, направленности воздействия, степени выраженности, количеству участников и нарушенным потребностям.

Именно на основе типологизации определяются как виды, так и разновидности конфликтов. Вид конфликта как вариация конфликтного взаимодействия выделяется по определённым признакам.

Структура и специфика конфликта

Основоположником конфликтной парадигмы в целом в гуманитарном знании считается Л. Козер. Одним из достоинств его теории является признание того факта, что существуют примеры конфликтов позитивного функционального значения. Иными словами, Козер утверждал, что конфликт не всегда представляет собой деструктивное явление, – существуют случаи, когда он является необходимым условием создания внутренних связей той или иной системы либо условием поддержания общественного единства.

Структуру конфликта образуют его участники (оппоненты, противоборствующие стороны) и их действия, предмет, условия/ситуация конфликта (пример – давка в общественном транспорте) и его исход. Предмет конфликта, как правило, тесно связан с потребностями участвующих сторон, за удовлетворение которых и происходит борьба. Обобщенно их можно объединить в три большие группы: материальные, социальные (статусно-ролевые) и духовные. Неудовлетворенность тех или иных значимых для личности (группы) потребностей можно рассматривать в качестве причины конфликтов.

Границы конфликта

Конфликты такие различают в зависимости от их границ.

Границы конфликта — это внешние структурно-динамические пределы конфликта.

Социальный конфликт — наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, который заключается в противодействии субъектов и сопровождается переживанием ими негативных эмоций по отношению друг к другу.

Конфликты являются следствием столкновения различных интересов, желаний и потребностей людей. В них отражаются противоречивость, богатство и разнообразие явлений жизни, а также отношений между людьми.

В соответствии с этими положениями конфликт может возникнуть из- за:

— противоречия между чувством и долгом;
-расхождения взглядов на воспитание детей родителей и школы;
- столкновения новых идей и веяний со старыми привычками и представлениями;

— столкновения целей разных социальных групп;

— неточного распределения ответственности между взаимодей- 
ствующими людьми и группами.
Возникающие в процессе жизни конфликты могут оказаться с разным 
знаком — положительным или отрицательным — в зависимости от их решения.

Правильно разрешенный конфликт любого уровня — от внутриличностного до межгруппового — ведет к освобождению и росту энергии для дальнейшего развития. Человек в этом случае ощущает прилив физических и духовных сил, становится радостным, более общительным и добрым, способным получать удовольствие от жизни. 
Конфликтное взаимодействие состоит из столкновения проти- воположно направленных действий участников межличностного конфликта. Эти действия реализуют скрытые от внешнего восприятия процессы в 
эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Стремление ограничить интересы оппонента составляет видимую социальную направленность друг на друга. Необходимо также отметить, что помимо своей непосредственной функции действия включают также моменты общения сторон и выполняют в связи с этим важную информационную функцию.

Конфликтное поведение имеет свои принципы, стратегию (способы) и тактику (приемы). Среди основных принципов конфликтного противоборства выделяют: концентрацию сил, координацию сил, нанесение удара по наиболее уязвимому пункту в расположении противника, экономию сил и времени и др.

Стратегия поведения в межличностном конфликте рассматривается как ориентация личности по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта, а тактика определяется той мерой, которая помогает удовлетворить собственные интересы (пассивно или активно) и интересы другой стороны (совместно или индивидуально).

Сотрудничество, компромисс и конкуренция

Стратегии взаимодействия, избираемые участниками конфликтной ситуации, становятся решающим фактором ее конструктивного преодоления. Поведенческие стратегии участников межличностных конфликтов делятся на три основные группы, в числе которых сотрудничество, конкуренция и компромисс.
 Сотрудничество поведение оппонентов в конфликте с ориентацией на совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон. Каждая из сторон конфликта объединяет свои усилия для выработки наиболее оптимального решения. Сотрудничество чаще всего используется в случаях:

— когда интересы общего дела гораздо важнее личных амбиций участников конфликта;

— когда уважают мнение друг друга и имеется определенная история дружеских отношений между ними.

Сотрудничество расценивается как наиболее эффективный путь к разрешению межличностных конфликтов. Оно объединяет разнообразные переговорные стратегии, ведущие к выработке решений, в большей или меньшей степени удовлетворяющих интересам обеих сторон.

К силовым стратегиям относятся стратегии поведения участников конфликта, направленные на достижение собственных интересов без учета интересов партнера. Психологически они описываются в терминах конкуренции и соперничества. Конкуренция — это стратегия поведения оппонента в конфликте, предполагающая ориентацию на свои интересы, навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения, открытую борьбу по реализации своих интересов. Согласно этой стратегии партнер дистанцируется, тесного взаимодействия с ним не происходит. Субъект действует авторитарно, он абсолютно уверен в своей правоте и подавляет интересы другой стороны.

Партнер в этом случае ощущает себя проигравшим, а это может стать источником будущих конфликтов, обусловленных борьбой партнера за свои права. При этом ориентация на собственные цели может реализовываться в жестком поведении — напористости, использовании жестких аргументов, выставлении ультимативных требований, эмоциональном давлении на партнера и т.д.

Однако субъект конфликта может прибегать и к «мягким», манипулятивным формам воздействия на партнера. Речь идет о таких случаях, когда субъект скрывает свои подлинные намерения; вместе с тем с помощью ложных отвлекающих маневров он добивается того, чтобы партнер, сам того не осознавая, изменил свои первоначальные цели.

При внешнем различии в конкретном поведении эти стратегии характеризуют исключительная ориентация на достижение собственных целей и игнорирование интересов партнера. Их цель — утверждение своей точки зрения, собственной позиции, реализация своего интереса.

Стратегии взаимодействия в конфликте могут образовывать шкие формы поведения, которые подразумевают стремление к уходу от конфликта на основе компромисса. Компромисс — стратегия поведения субъекта в конфликте, ориентированная на определенные уступки взамен частичных уступок со стороны оппонента. Эта стратегия используется в ситуациях, когда необходимость идти на некоторые уступки компенсируется сохранением более или менее положительных взаимоотношений в надежде на то, что со временем появятся какие-либо иные возможности для разре- шения конфликта.

Надо учесть, что каждая из этих стратегий эффективна только в определенных ситуациях и ни одна из них не может быть выделена как самая лучшая. Строгое следование одной из стратегий ограничивает возможности достижения баланса сил.

Каждая из вышеприведенных стратегий разрешения конфликта может быть рассмотрена в рамках тактики «выигрыш —проигрыш» в ее различных вариантах. Сотрудничество предполагает использование тактики «выигрыш—выигрыш», при которой обе стороны находят приемлемое решение. Надо помнить, что жизнь — не спортивное состязание, в котором наличие победителя предполагает наличие побежденных. Когда выигрывают обе стороны, взаимоотношения укрепляются и улучшаются. Выигравшие стороны склонны поддерживать принятое решение и соблюдать договоренности.

При соперничестве и конкуренции используется тактика «выигрыш— проигрыш», при которой одна сторона выходит несомненным победителем. Нередко этой тактики придерживаются специалисты, стремящиеся во что бы то ни стало чувствовать себя правыми, с тем чтобы оградить себя от негативных переживаний, которые вызывает поражение. Но проигравшийсегодня может отказаться от сотрудничества завтра. Это один из путей, который, в частности, приводит детей к отчуждению от своих родителей.

Стратегия компромисса предполагает применение тактики «непроигрыш—невыигрыш», при которой обе стороны идут на уступки друг другу. При достижении соглашения на основе компромисса у сторон нет полной удовлетворенности, но нет и неудовлетворенности, что, по крайней мере, позволяет надеяться на продолжение контактов в будущем.

В процессе консультации с психологом отношения сотрудничества с клиентами облегчаются ценностными ориентациями психолога — консультанта.

Психолог может восприниматься как лицо, заинтересованное в достижении тех же целей, что и клиент, и высказывает желание сотрудничать, сотрудничество становится возможным, если:

1) выработанные обществом культурные нормы и ценности предполагают готовность к сотрудничеству и стремление преодолеть противоречия. Такая ценностная ориентация помогает психологу уговорить многих клиентов принять участие в решении проблемы, затрагивающей в той или иной степени интересы всех, даже в том случае, когда они не совсем доверяют друг другу и преследуют различные цели.

К примеру, психолог может в конечном счете добиться согласия на переговоры между представителями отдела социального обеспечения, отдела социальной защиты населения, отделения милиции, отдела здравоохранения, домоуправления по вопросам охраны порядка на территории микрорайона;

2) на стадии заключения соглашений появляется возможность выяснить скрытые резервы, обеспечивающие необходимые перемены.

Так, например, больной туберкулезом может согласиться на лечение, сотрудничество с психологом и на участие в оздоровительной программе в обмен на улучшение его жилищных условий;

3) различия в статусах и властных полномочиях договаривающихся систем могут затруднить достижение соглашения. Можно облегчить его путем перераспределения на определенное время властных полномочий между этими системами;

4) стороны с неодинаковыми властными полномочиями и по-ложением в обществе могут вступать в соглашения на основании закона.

К примеру, на основе договоренности заключаются соглашения между инспектором по делам условно осужденных и обвиняемым, освобождаемым из-под стражи под честное слово. Оба находятся в отношениях сотрудничества. Общественные группы содействия во главе с психологом, пытающиеся договориться с местными учреждениями и организациями, часто испытывают большие затруднения из-за отсутствия достаточных властных полномочий, не предусмотренных статусом.

Игнорирование тактики сотрудничества при решении острых проблем приводит к генерализации конфликта — переходу от поверхностных к более глубоким противоречиям, увеличению диапазона различных точек столкновения, которое сопровождается расширением границ конфликта.

Примеры из художественной литературы

  1. И.С. Тургенев «Отцы и дети».

Конфликт отцов и детей можно назвать вечным. Однако особенно он обостряется в переломные моменты развития общества, когда молодое и старое поколения придерживаются разных идей, соответствующих их эпохам. Именно такое время в истории России отображено в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Изображённый в этом произведении конфликт отцов и детей касается не только семьи Кирсановых, это общественный конфликт старой аристократии и молодой революционно настроенной демократической интеллигенции.

Конфликт отцов и детей в романе раскрывается на примере взаимоотношений молодого представителя нигилизма Евгения Базарова и урождённого дворянина Павла Петровича Кирсанова. В меньшей степени эта же проблема поднимается в отношениях Базарова со своими родителями и внутри семьи Кирсановых.

Конфликт, образовавшийся между Павлом Петровичем и Базаровым, доказывает, что проблема двух поколений заключается в столкновении двух разных социально-политических лагерей. У этих героев противоположные жизненные позиции. В их частых спорах затронуты все основные разногласия между демократами-разночинцами и либералами. Павел Петрович защищал старые устои, а Базаров придерживался мнения, что их необходимо разрушить. Причём молодого нигилиста не заботили мысли о том, что нужно будет создавать на месте старого, что-то новое. Он считал, что задача его поколения заключается только в уничтожении прежних порядков.

Павел Петрович не мог понять и принять смелых идей Базарова. И это неудивительно, ведь они были воспитаны в разное время и в разных условиях. Отцы всегда пытаются сохранить свои традиции и убеждения, а молодое поколение тянется к новым идеям, стремится к переменам. Таким образом, причина возникновения конфликтов между разными поколениями кроется в противоречиях в мировоззрении из-за разницы в возрасте или происхождении.

  1. А.Н. Островский «Гроза».

В драме А.Н. Островского «Гроза» изображён конфликт между Катериной и матерью её мужа Кабанихой. Главной причиной возникновения этого конфликта является деспотизм и тирания Кабанихи, которую не устраивало, что её невестка живёт и думает не так, как положено. Марфа Игнатьевна считала только своё мнение единственно правильным и была уверенна в том, что знает, как надо жить. Несмотря на то, что Катерина открыто не вступала в этот конфликт, он становился всё сильнее из-за постоянных нападок Кабанихи.

Главная героиня пыталась не ссориться со своей свекровью, но не могла смириться с принципами, по которым она жила. Кабаниха ни с кем не могла найти общий язык, потому что не умела идти на компромисс и уступать. Каждый поступок Катерины осуждался, любая попытка помириться заканчивалась новыми упрёками. Марфа Игнатьевна сознательно шла на конфликт с невесткой и провоцировала его снова и снова. Она хотела полностью контролировать Катерину, не считаясь с её мнением. В результате жестокость и злоба взяли верх над честностью и добротой, Кабаниха сгубила свою невестку.

Конфликт между Катериной и Марфой Игнатьевной перерос в конфликт между отдельной личностью и целым обществом, а причина его возникновения заключалась в разном отношении людей к жизни. Катерина не могла заставить себя жить по «жестоким нравам» Калинова, как все остальные его жители. Поэтому решила, что единственный выход из сложившейся ситуации – смерть. Один человек не в силах изменить устоявшиеся за долгие годы порядки, он не сможет выиграть борьбу с обществом.

  1. А.С. Грибоедов «Горе от ума».

В основе комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» лежит общественный конфликт, который состоит в противостоянии двух поколений: «века минувшего» и «века нынешнего». К «веку минувшему» относится всё фамусовское общество во главе с самим Павлом Афанасьевичем Фамусовым. А «век нынешний» представлен в первую очередь Чацким Александром Андреевичем. Две стороны не могут найти общий язык, потому что придерживаются абсолютно разных взглядов, касательно государственного устройства и всей жизни в целом. Всё дело в том, что каждое поколение воспитывается и формируется в разное время и в разных условиях.

«Век нынешний» полон сил и желания изменить мир к лучшему, молодые люди готовы к переменам и даже стремятся лично им способствовать. Именно поэтому Чацкий смело и прямо обличает все пороки фамусовского общества, которые по факту являются пороками всего «века минувшего». В своих монологах он страстно придерживается идеи служения делу, а не конкретным лицам. Главному герою чужды нравственные идеалы фамусовского общества, он выступает против корысти, лести, чинопочитания и алчности. Фамусов же считает эти качества и средства необходимыми для продвижения по карьерной лестнице. Главные ценности в его жизни составляют деньги, высокий чин и мнение окружающих.

В результате Чацкий был признан сумасшедшем и отвержен. Это общество не смогло принять человека, который открыто высказывал своё мнение и указывал всем остальных на их пороки и недостатки. Он нарушал общепринятые правила: не лгал, не лицемерил, не льстил. Именно поэтому пьеса и называется «Горе от ума», образованному и рассудительному человеку не нашлось места в менее развитом обществе. Все эти различия и стали причиной неразрешимого конфликта.

  1. А.С. Пушкин «Дубровский».

В основу сюжета романа А.С. Пушкина «Дубровский» лёг конфликт Троекурова и Дубровского старшего. Кирилла Петрович и Андрей Гаврилович были очень разными, но это не помешало им стать настоящими друзьями. Кроме того, их сближала похожая судьба. Они познакомились во время службы, оба женились по любви, но рано овдовели и сами воспитывали своих детей. А со временем ещё и стали соседями, чему были несказанно рады.

Дубровский жил скромно, а Кирилла Петрович был очень богатым помещиком. Это различие не составляло проблемы для их крепких взаимоотношений до одного случая. Крепостной Троекурова позволил себе дерзость в отношении Андрея Гавриловича, и сильно задел его самолюбие. Дубровский потребовал наказать наглеца, восприняв его слова как личную обиду, однако Кирилла Петрович не захотел подчиняться чужой воле и отказал товарищу из-за своего упрямства. Через некоторое время произошёл ещё один случай, который превратил эту ссору в непримиримую вражду. Дубровский велел избить соседских крестьян за то, что они воровали его лес, а Троекуров не смог простить такой вольности по отношению к своим людям и отобрал имение обидчика, подкупив судебных служащих. Андрей Гаврилович не смог выдержать такого удара, его здоровье подкосилось, и в скором времени он умер.

Таким образом, можно прийти к выводу, что причиной непримиримого конфликта между двумя лучшими друзьями стала их гордость и упрямство. Никто не уступил и не простил другого, оба остались при своём мнении до самого конца.

  1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

Конфликт между Петром Андреевичем Гринёвым и Алексеем Ивановичем Швабриным является ярким примером того, как разное воспитание влияет на людей, имеющих одинаковое положение в обществе. Гринёв всегда брал пример со своего отца и вырос достойным человеком, способным на благородные поступки. Швабрин же прибегал совершенно к иным методам, действуя низко и подло.

Причина их конфликта крылась в чувствах к одной и той же девушке – дочке коменданта Белогорской крепости. Со слов Маши Мироновой становится известно, что Алексей Иванович уже признавался ей в любви и сватался к ней незадолго до прибытия Гринёва на его место службы. Теперь же получивший отказ офицер увидел в лице Петра Андреевича соперника и заметил, что Маша начинает отвечать ему взаимностью.

В отличие от Гринёва, честь не является жизненным принципом для Швабрина, поэтому он выбирает недостойный способ добиться желаемого. Он умышленно очерняет имя невинной девушки, провоцируя тем самым своего соперника на дуэль. Петр Андреевич не мог поступить иначе, ведь речь шла о защите чести его возлюбленной. Однако Швабрин и здесь поступил подло, он воспользовался моментом, когда противник отвернулся, и вонзил ему шпагу в спину. Тем не менее, восстановившись после ранения, Петр Гринёв простил своего обидчика, в очередной раз проявив своё благородство и великодушие.

  1. М. Горький «Старуха Изергиль».

У главного героя одной из легенд старухи Изергиль Ларры образовался конфликт не с одним человеком, а с целым обществом. Имя Ларры обозначает «отверженный», что полностью отображает его внутреннюю сущность. Ларра был сыном обыкновенной женщины и орла. Он воспитывался вдали от общества, поэтому сильно отличался от простых людей. После смерти своего отца, юноша вынужден был вернуться в племя, где жила его мать. Но он считал себя лучше остальных людей, поэтому ни во что не ставил интересы окружающих.

Конфликт между Ларрой и племенем произошёл из-за его гордыни и высокомерия. Живя среди людей, сын орла не хотел придерживаться их законов и почитать старейшин. Однажды он убил девушку только из-за того, что она ему отказала. Ларра считал, что он вправе завладеть всем, чем захочет, поэтому не видел своей вины в совершённом поступке и не раскаивался. За это племя изгнало его, даровав ему бессмертие и долгожданную свободу. Теперь он мог делать всё, что хотел, но эта свобода обрекла его на вечные муки одиночества. Человек не может жить вне общества, а Ларра, несмотря на то, что его отец был орлом, тоже был наполовину человеком.

Ларра пренебрежительно отнесся к человеческим порядкам и люди не смогли простить его жестокость. Эти разногласия привели к непримиримому конфликту.

  1. А.С. Пушкин «Евгений Онегин».

Конфликт, образовавшийся из-за глупости, привел к дуэли между Евгением Онегиным и Владимиром Ленским. Особый трагизм этой ситуации придает тот факт, что противники были друзьями.

Молодые люди изначально были слишком разными, но «от нечего делать» стали приятельствовать. Евгений Онегин принадлежал к высшему кругу, со временем ему наскучила светская жизнь, поэтому он сбежал в деревню, подальше от городской суеты. А Владимир Ленский – представитель другого типа дворянской молодежи, у него была романтическая и чувствительная натура, остро реагирующая на любые события. За неимением другой подходящей компании, молодые люди начали тесно общаться и проводить вместе много времени. Возможно, так и продолжалось бы, если бы не один случай.

Ленский пригласил своего товарища на именины Татьяны Лариной. Онегин чувствовал себя там неловко, поэтому решил отомстить Ленскому, задев его слабое место. Весь последующий вечер Евгений ухаживал за возлюбленной своего товарища, а Ольга, к несчастью, отвечала ему взаимностью. Онегин делал это только для того, чтобы рассердить приятеля, но Владимир не выдержал оскорбления и вызвал обидчика на дуэль

Причиной конфликта, образовавшегося между двумя товарищами, стал эгоизм Онегина. Он равнодушно и хладнокровно решил шутки ради посягнуть на самое ценное, что было у Ленского. Со временем он осознал, что вел себя недостойно и глупо, но было уже невозможно что-либо изменить. Жестокая шутка повлекла за собой настоящую трагедию.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]