Конфликт — что за явление?
Нужно отметить, что для выполнения социальной роли человеку необходимы определенные навыки и время, чтобы научиться это делать. Иногда получается так, что один и тот же субъект должен выполнять противоречивые обязанности. Ярким примером является жена-директор. Она дома должна быть в подчинении у мужа, а на работе указывать подчиненным. Из-за этого появляются противоречия внутри самой личности (внутренние конфликты) и напряженные отношения с окружающими. Именно по причине статуса, положения в обществе к человеку предъявляются определенные требования. Социальная роль — это поведение людей в зависимости от разных требований к ним. Один и тот же человек может одновременно быть братом, отцом, зятем, рабочим, другом.
Мы часто слышим слова «конфликт», «конфликтный человек», «внутриличностный конфликт», что же это за понятия такие? Это определенные противоречия, которые уже есть или могут быть между разными социальными субъектами. Они возникают на основе несоответствия интересов, мотивов поведения, ценностей, потребностей и так далее.
Конфликт — это нормальное явление в обществе. Нет одинаковых людей, поэтому иногда появляется столкновение мнений и интересов по поводу какой-либо ситуации.
Специалисты выделяют множество видов конфликта, одним из которых является ролевой конфликт. Противостояние может быть не только между двумя людьми, предприятиями или странами. Очень часто человек борется с противоречиями в самом себе.
Сущность понятия «личностно-ролевой конфликт»
Определение 1
Личностно-ролевой конфликт – это ситуация при которой требования социальной роли личности находятся в противоречии с ее интересами и жизненными устремлениями.
В процессе своей деятельности человек выполняет множество ролей и может возникнуть их нестыковка, которая способна перейти во внутриличностный ролевой конфликт. Происходит своеобразное раздвоение личности, вынужденной выполнять социальные роли с противоположными требованиями. Получается, что ролевой конфликт является противоречивой ситуацией, когда люди сталкиваются с различными требованиями и должны выполнять одновременно несколько ролей. Человек в данной ситуации стоит перед сложным выбором.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Замечание 1
В традиционном плане различают два типа ролевых конфликтов — личностно-ролевой конфликт и межролевой конфликт.
Личностно-ролевой – это конфликт между «Я» и ролю. Здесь возникают различия между требованиями роли и тем, как представляет эту роль личность. Проблема возникает тогда, когда личность не способна соответствовать требованиям, предъявляемым к этой роли, или не желает соответствовать ей.
В решении этого вопроса существует два пути – отказаться от выполнения роли или принять эту роль, но изменить себе. Для снятия противоречия возможен компромиссный вариант.
Личностно-ролевые конфликты являются довольно частым явлением, приводят к стрессам и даже психическим заболеваниям и требуют нравственного перерождения личности.
Второй тип конфликта – межролевой. Его суть заключается в противоречии, возникающем между разными и несовместимыми ролями, например, по каким-либо причинам индивиду невозможно совмещать семью и работу.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Личностно-ролевой конфликт 490 ₽ Реферат Личностно-ролевой конфликт 230 ₽ Контрольная работа Личностно-ролевой конфликт 200 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Факторы, которые определяют силу этого типа конфликтов, заключаются в следующем:
- степень несовместимости ролевых ожиданий;
- жесткость требований;
- характеристики индивида и его отношение к ролевым ожиданиям.
Те конфликты, которые затрагивают зону эталонных ролей, бывают особенно трагичными, потому что при разрешении конфликта возникает необходимость изменения Я-концепции личности.
Выход из конфликта в этом случае тоже возможен – это использование механизмов внутриличностной защиты, которая отодвигает решение проблемы или блокирует её осознание.
У западной и отечественной психологии имеются различные установки – отечественные психологи психический мир личности рассматривают как целостность, и конфликт определяют как элемент трудной ситуации для психики. Конфликтологи Запада делят конфликты на специфические виды и с каждой его формой работают отдельно.
И в том, и в другом подходе есть свои сильные и слабые стороны, а если бы у них была общая методологическая платформа, то от этого взаимодействия выиграли бы все.
Ролевой конфликт как разновидность противостояния
Этот вид столкновения характеризуется тем, что возникает он только при определенных выполняемых обязанностях. Понятие предполагает несоответствие между некоторыми элементами одной или нескольких ролей. Чтобы было понятно, можно представить ситуацию из жизни. Психолог, работающий в школе, воспринимается детьми как учитель. Из-за этого возникает дистанция между ним и учениками. С другой стороны, он должен быть с детьми практически на равных отношениях, чтобы расположить их к себе и помочь им решить личностные проблемы.
В семье, на учебе или производстве часто проявляется ролевой конфликт. Примеры противостояний, столкновений может привести каждый из своей жизни. Одни смогли с ними справиться, другие не могут, но очень хотят. Для того чтобы решить любую психологическую проблему, необходимо осознать ее причины.
Какие виды такого конфликта бывают?
Прежде чем заострить внимание на том, какие причины ролевого конфликта бывают, нужно определиться с его видами. Ведь от того, какое противоречие доминирует, зависит природа его возникновения.
Ролевых конфликтов немного, они делятся на столкновения
- между ролями;
- в рамках одной роли.
Первый вид подразумевает несоответствие, полное противоречие между несколькими ролями. К примеру, женщина работает по ненормированному графику, а дома ее ждут маленькие дети и недовольный муж. Ей нужно и на работе показывать высокие результаты, и дома выполнять свои обязанности — это стирка, приготовление еды, общение с детьми и мужем. В конце концов, она физически не справляется со всем этим набором требований, к тому же и муж выражает недовольство. Получается конфликт между ролями.
Ролевой конфликт второго вида также часто встречается. Например, когда женщина является мамой. Муж к ней, как маме, предъявляет следующие требования: она должна разбудить детей, умыть их, накормить и одеть. Дети, в свою очередь, ожидают от мамы веселых игр, развивающих заданий и времени, проведенного у нее на коленях. Между двумя ожиданиями существуют противоречия, так как женщина физически не успевает угодить двум сторонам социального взаимодействия.
Эти разновидности ролевых конфликтов существенно различаются между собой. Межролевые конфликты проявляются при несоответствии ожиданиям окружающих поведения человека, выполняющего разные роли. Эти ожидания, требования в большинстве случаев не зависят от самого субъекта. Они сформированы общественным мнением, традициями, стереотипами. Внутриролевые противостояния зависят от восприятия человеком своего поведения с точки зрения ожиданий, которые имеет к нему его окружение. Происходит процесс наслаивания представлений людей и их групп на роль, выполняемую одним субъектом.
Виды ролевых конфликтов дополняются еще одним: личностно-ролевым. Он предполагает несоответствие роли и потребностей, ценностей личности. Этот вид столкновения еще относятся к внутриличностному. Такие примеры ролевых конфликтов из жизни встречаются часто. Так, честный молодой бухгалтер, пытаясь правильно выполнять свою работу, будет постоянно бороться внутри себя, если начальство ожидает от него финансовых махинаций для своей выгоды.
Понятие социальной роли. Роли и ролевые ожидания.
Роли и ролевые ожидания.
1. Понятие социальной роли.
- Межличностные отношения непосредственным образом определяются ролевыми отношениями, с одной стороны, индивидуальными личностными характеристиками субъектов — с другой. Большая часть того, что мы думаем и делаем, связана с нашими социальными ролями.
- Общество осуществляет контроль за взаимодействием людей в соответствии с репертуаром ролей, исполняемых общающимися людьми. Каждому индивиду в течение жизни приходится исполнять самые разные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, инженера, врача, представителя определенного социального слоя и т.д. Ролевое обучение необходимо, чтобы:
- выполнять обязанности и пользоваться правами в соответствии с той или иной ролью;
- приобрести установки, навыки поведения, которые соответствуют данной роли, и иметь адекватный ей эмоциональный настрой.
Социальная роль — это социальная функция личности, соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
Как правило, это нормативно одобренный и предписанный обществом или социальной группой способ, алгоритм, шаблон деятельности и поведения личности, добровольно или принудительно ею принимаемый при реализации определенных социальных функций. Например, социальная роль учителя заключается в воспитании и обучении молодых людей в соответствии с их индивидуальными способностями. Успеха в общении добивается тот преподаватель, который правильно осознает свою социальную роль и успешно реализует предписываемые ею обязанности.
Существует точка зрения, что социальная роль — это совокупность социальных норм, освоить которые общество или группа побуждают или принуждают индивида. Обычно же социальную роль определяют как динамический аспект статуса, как перечень реальных функций, заданных группой ее члену, как набор ожидаемых поведенческих стереотипов, связанных с выполнением конкретной работы.
Социальные роли различны по своей значимости. Роль объективно задается социальной позицией вне зависимости от индивидуальных особенностей человека, занимающего эту позицию. Один и тот же человек реализует несколько социальных ролей. Так, директор школы на уроке — учитель, для своих детей — отец, для своих родителей — сын, для жены — муж, на приеме у врача — пациент и т.д.
Внутренняя структура личности (картина мира, желания, установки) может располагать к одним социальным ролям и не способствовать выбору других социальных ролей. Люди по-разному идентифицируют себя со своей социальной ролью. Некоторые максимально сливаются с ней и ведут себя в соответствии с ее предписаниями везде и всюду, даже там, где совершенно не требуется.
Таким образом, социальной ролью называют ожидаемое поведение человека, обязывающее его вести себя определенным образом.
2. Виды и характеристики социальных ролей.
Виды социальных ролей определяются особенностью социальных групп, в которые включен индивид. В зависимости от общественных отношений существуют социальные и межличностные социальные роли. Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, студент, продавец, покупатель и т.д.). Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын и т.п. Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения.
Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи и т.д.). — В зависимости от норм и ожиданий, приписываемых той или иной социальной роли, последние могут быть:
— представляемыми ролями (система ожиданий индивида и определенных групп);— субъективными ролями (ожидания, которые связывает человек со своим статусом, то есть его субъективные представления о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другими статусами);
-играемые роли (наблюдаемое поведение личности, имеющей данный статус, по отношению к другому лицу с другим статусом).
Поскольку личность — это сложная социальная система, можно говорить о том, что она есть совокупность социальных ролей и ее индивидуальных особенностей. Основные характеристики социальной роли выделил американский социолог Т. Парсонс. К ним относятся: масштаб роли, способ ее получения, уровень эмоциональности, степень формализации, мотивация .
- Масштаб роли
зависит от диапазона межличностных отношений. Чем он больше, тем больше масштаб роли. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений, они интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга. Другие отношения, например продавец — покупатель, ограничены конкретными действиями, связанными с покупкой товара.
- Способ получения
роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, мужчины, женщины, старика автоматически определяются возрастом и полом. Другие роли достигаются в результате целенаправленных социальных усилий. Например, роль студента, профессора и т.д.
- Социальные роли отличаются по уровню эмоциональности.
Есть роли, которые предписывают эмоциональную сдержанность,например хирург, судья и т.п. Одна и та же социальная роль претерпевает значительные изменения на уровне общественных; представлений в историческом процессе развития общества, его культуры и цивилизованности. Например, в средневековом французском эпосе «Песнь о Роланде» великий король и полководец плачет от горя и рвет свою седую бороду — поведение, которое; не может быть характерным для современного полководца.
- Формализация
как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установлениетолько формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальные; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Следует отметить, что формальные отношения часто сопровождаются неформальными, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию или антипатию. Здесь чувства участников взаимодействия по отношению друг к другу выступают как побочный, но относительно стойкий рефлекс.
- Мотивация роли
зависит от системы потребностей и мотивов человека. Так, родителями в заботе о благе своего ребенка движет прежде всего чувство любви; любой руководитель трудится во имя дела и т.д.
- В любом школьном коллективе роли распределяются по вертикали (классный руководитель, староста, рядовые ученики) и по горизонтали («рассказчик», «забияка», «ворчун», «клоун» и т.д.). Горизонтальные роли выбираются как стиль поведения в классе самим учеником, в основном на бессознательном уровне в соответствии с индивидуальными его особенностями. Вертикальная роль определяется выбором и статусом. Для педагога важно помнить, что новая социальная роль влияет на перестройку личности воспитанника. Например, «забияку» назначили главным дежурным в школе, и он добивается организации порядка на переменах.
№3. Ролевые ожидания. Ролевой конфликт.
В каждом человеке, сознает он это или нет, живет вера в чудо. Особенно сильно ожидание чуда в детстве. Ребенок живет в сказке, он искренне верит в волшебников и сам является одним из них. С возрастом мир становится предсказуемым, и в нем не остается места для чудес. В зависимости от тех ожиданий, которые мы сами строим исходя из выбранной нами роли, и реализации этих ожиданий мы испытываем степень удовлетворенности от своей жизни. В проявлениях светлого человеческого могущества, здоровья, радости — ничего чудесного нет, надо лишь научиться видеть положительные стороны жизни. Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каждого индивида в отношении как своего собственного поведения, так и поведения других людей при взаимодействии в определенной ситуации. В любом случае социальная роль имеет два аспекта изучения:
ролевое ожидание
и
ролевое исполнение.
Определенная согласованность ролевого ожидания с ролевым исполнением служит гарантией оптимального социального взаимодействия. Человеку приходится быть в различных ролях, и он физически не может отвечать всем предписываемым ими требованиям. В этом случае может возникнуть ролевой конфликт (схема 19).
Ролевой конфликт — это ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями, или, иначе говоря, он не в состоянии выполнять предписываемые ролью требования.
Возможны следующие конфликты:
внутриличностный — вызывается противоречивыми требованиями, предъявляемыми к поведению личности в разных социальных ролях;
внутриролевой — возникает вследствие противоречий в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками ваимодействия;
личностно-ролевой — возникает из-за несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций;
инновационный — появляется как результат несоответствия ранее сформировавшихся ценностных ориентации и требований новой социальной ситуации.
Почему возникает конфликт ролей?
Столкновения людей между собой, их ожиданий и представлений, в большей мере зависят от сформированных норм и правил общества. Если человек не соответствует закрепившимся стереотипам и правилам, а также правовым нормам регулирования поведения, у него возникает ролевой конфликт. Нужно понимать, что он не появляется на пустом месте. Сначала происходит действие человека (в рамках его деятельности), затем анализ его поведения извне на основе перечисленных механизмов, потом дается оценка.
Понятие, виды и характеристики роли
В психологии взаимодействие между людьми определяется ролевыми отношениями. С другой стороны, роли — это индивидуальные личностные характеристики субъектов. Большая часть того, что человек думает и делает, относится к его социальным ролям.
Общество контролирует взаимодействие людей в соответствии с репертуаром их ролей, которые исполняются общающимися людьми. Для каждого индивида в течение жизни предусмотрены самые разнообразные роли: ребенок, школьник, студент, отец или мать, инженер, врач, представитель какого-либо слоя общества и т.д.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Ролевое обучение нужно для того, чтобы осуществлять:
- Выполнение обязанностей и пользование правами в зависимости от принятой и выполняемой роли;
- Приобретение установок, навыков поведения, соответствующих принятой роли, и имеющих адекватный эмоциональный настрой.
Роль с точки зрения социологии и психологии представляет собой совокупность социальных норм, которые общество (группа) побуждают освоить человека. Чаще всего роль определяется в качестве динамического аспекта статуса, перечня реальных функций, которые задает группа своему участнику, системы ожидаемых поведенческих стереотипов для выполнения конкретной работы.
Виды ролей определяют особенности групп, в состав которых включен индивид. В соответствии с общественными отношениями выделяют социальные и межличностные роли. Первые из них относятся к социальному статусу, профессии или виду деятельности (например, преподаватель, школьник, продавец, клиент и т.д.). Также отдельно рассматривают социально-демографические роли (например, муж, жена, дочь, сын). Мужчина и женщина — это тоже определенные роли, которые биологически предопределены и предполагают специфические аспекты поведения.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Роли и ролевые ожидания 480 ₽ Реферат Роли и ролевые ожидания 230 ₽ Контрольная работа Роли и ролевые ожидания 250 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Замечание 1
Межличностные роли в психологии относятся к межличностным отношениям, регулируемым на эмоциональном уровне (например, лидер, кумир семьи и т.д.).
В соответствии с нормами и ожиданиями, которые приписываются той или иной роли, они делятся на:
- представляемые роли (система ожиданий человека и определенной группы);
- субъективные роли (ожидания, связываемые человеком со своим статусом, т. е. его субъективное представление о том, каким образом он будет действовать в отношении лиц с другим статусом);
- играемые роли (наблюдаемое поведение человека, который имеет данный статус, по отношению к другим людям с другим статусом).
Механизмы психологической защиты при столкновениях ожиданий
Ролевой конфликт приносит человеку дискомфорт, ведь любое вмешательство в его внутренний мир расценивается как посягательство на безопасность и признание личности. Поэтому во время таких столкновений срабатывают защитные механизмы психики, помогающие субъекту сохранить внутреннюю гармонию.
- Разделение ролей. Человек сознательно временно прекращает выполнять одну из ролей, тем самым он дает себе возможность отдыха и «перезагрузки». Но, в то же время, он продолжает реагировать на требования, которые относятся к выполнению данной роли.
- Рационализация. Возникает тогда, когда субъект желает, но в силу определенных обстоятельств не может вести себя согласно ожиданиям окружающих. Защищаясь от значимой роли, психика человека ищет ее отрицательные стороны, чтобы не допустить ролевой конфликт. Примеры такой защиты встречаются часто у школьников, людей, которые не могут добиться своей цели.
Отличие между напряжением и конфликтом в рамках выполняемой роли
Мы все проходим определенный процесс социализации. Еще с маленького возраста дети повторяют действия за взрослыми, тем самым перенимая опыт и ролевое поведение. У каждого по-разному проходит процесс социализации, одни хороший опыт получили с детства, другие ничего положительного не видели. Когда человек взрослеет, он начинает вести себя соответственно занимаемому положению, роли. И здесь может возникнуть ролевое напряжение — субъект просто не готов к требованиям, которые к нему предъявляет общественность. Для исключения такого напряжения студенты проходят практику, подростки обучаются навыкам ведения домашнего быта и так далее.
Напряжение возрастает и ведет к конфликтам, когда противоположные роли наслаиваются друг на друга. Например, девушка сдает экзамены, будучи успешной студенткой, и пытается ухаживать за ребенком, недавно приняв на себя роль мамы.
Немного общей информации
Само понятие возникло благодаря Роберту Мертону в 1957 году. Он считал, что каждому индивиду приходится примерять на себя сразу несколько социальных ролей. То есть необходимо выполнять требования согласно занимаемой должности, например: быть сыном, отцом, мужем и начальником.
Процесс изучения этих должностей происходит ещё в детстве, когда маленькая девочка играется в куклы, готовя им завтрак и укладывая спать. Так она учится быть мамой и хозяйкой домашнего очага.
Мальчишки в основном предпочитают солдатиков, машинки, рабочую технику, поезда, приобщаясь к мужскому миру. Затем, постепенно социализируясь, то есть, социально развиваясь, общаясь с другими людьми и пока незнакомыми для себя ролями, они перенимают опыт и знания. Эти знания помогут в дальнейшем быть устойчивым в любой позиции.
Способы разрешения ролевых конфликтов
Они делятся на два вида:
- внешние;
- внутренние.
Первый вид заключается в том, что человек имеет возможность сам себя оградить от ролевых конфликтов. Он может уйти с работы, перестать общаться с прежними друзьями, поменять место отдыха и так далее.
Второй вид на бессознательном уровне хранит нас от лишних стрессов, связанных с ролевым напряжением и конфликтом. Здесь на первое место выступают классические защитные механизмы: вытеснение, изоляция, рационализация, идентификация и некоторые другие. Он начинает активно действовать, когда нет возможности решить ситуацию по-другому, человек либо не умеет это делать, либо не может. В этом случае меняется не ситуация конфликта или напряжения, а отношение человека к ней, его восприятие окружающей обстановки.
Как решить ролевой конфликт?
Ролевые конфликты не оставляют в стороне никого им подвержены, как взрослые, так и дети. Разрешить ролевой конфликт можно только в том случае, если приложить немалые усилия.
Рассмотрим примеры ролевых конфликтов и методы их решения:
- Карьеристы. Люди, имеющие успех в профессиональной деятельности, зачастую не справляются с родительскими или домашними обязанностями. Таким людям эмоционально тяжело выполнять дополнительные требования, которые не входят в круг их прямых обязанностей. Для решения проблемы можно прибегнуть к разделению обязанностей по дому и воспитанию ребенка с партнером. В случае, если такой возможности не имеется обратитесь за помощью к близкому родственнику или пожертвуйте средства на наем обслуживающего персонала. Кроме того, препятствовать выполнению ролей может низкий уровень заинтересованности, поэтому необходимо рассмотреть социальную роль с положительной стороны.
- Подростки. Данный пример не имеет привязки к возрастной категории, даже зрелые люди могут стать участниками этой категории. Проблема заключается в том, что человек слишком привык к поведению подростка. Он не может настроиться на серьезность, допускает вольности и всерьез не рассматривает жизненные ценности. Для того, чтобы исправить конфликт необходимо оказывает непродолжительное и не слишком ярко-выраженное давление на человека, что поможет ему двигаться вперед. Однако, не следует пренебрегать возможностью самостоятельного выбора. Свобода выбора должна быть обязательно, но оставаться под контролем.
- Смена профессиональной деятельности. Смена деятельности предоставляет возможность попробовать себя в новой социальной роли. Но учитывайте, что зачастую человек не готов к кардинальным изменениям, что усугубит текущую ситуацию. Поэтому необходимо предоставлять временные рамки, чтобы человек был вправе самостоятельно решить вопрос необходимости смены деятельности. Следует избегать перегрузки, перенапряжения и излишнего стресса в период освоения новой деятельности. Обо всех ошибках необходимо сообщать мягко, но доступно чтобы новая социальная роль была изучена в достаточной мере.