Что такое Зондовый логопедический массаж и зачем он нужен?


Одним из методов, который использует в своей деятельности логопед — зондовый массаж. Эта процедура применяется для:

  • стимуляция речевой моторики;
  • улучшения мышечного тонуса артикуляционного аппарата.

Для проведения массажа используются специальные зонды. С помощью этих инструментов логопед воздействует на губные мышцы и языка, щёк, мягкого нёба с помощью скольжения, надавливания, отодвигания и потирания. Описанные манипуляции с отдельными участками артикуляционного аппарата ведёт к его оздоровлению и восстановлению правильной работы. Но кроме нормализации звукопроизношения зондовый массаж оказывает благотворное воздействие на нервную систему, что дополнительно стимулирует развитие детской речи.

Как и перед любой медицинской процедурой для зондового массажа требуется тщательная логопедическая диагностика, в ходе которой обследуются мимические и жевательные мышцы, входящие в артикуляционную систему, а также губ, щек, языка и мягкого нёба. По результатам обследование определяется место и степень поражения, уточняется время, которое понадобится для лечения. Предварительная диагностика также направлена на определение наиболее эффективной методики массажа для с учётом всех особенностей пациента и его дефекта речи. На срок, который понадобится для устранения недостатков влияют следующие факторы:

  • степени тяжести дефекта;
  • возраста пациента;
  • его индивидуальные особенности.

Следует заметить, что направляет на курсы массажа невролог (детский невролог) после предварительного обследования пациента. А логопед выбирает конкретную технику массажа и его интенсивность.

Что такое логопедические зонды?

Зондовый массаж, как следует из названия, проводится при помощи специальных металлических инструментов. Их не следует путать с зондами по Рау, которые применяется для постановки звуков.

Автор массажного комплекса — Е.В. Новикова, которая получила патент на свою разработку 2000 году.

Набор зондов включает в себя 8 основных и 4 дополнительных зонда с определённым функционалом. Различное виды воздействия зондов на пораженные участки стимулируют чувствительность, улучшают связи между периферическими органами и корой головного мозга.

Инструменты используют для работы с артикуляционными органами, предплечьем. Зоны массажа подбираются индивидуально, в зависимости от того, на что жалуется пациент. С помощью зондов можно расслабить мышцы лица и повысить их тонус, избавиться от спазмов. А воздействие на мышцы ведущей руки развивает моторику, помогает в формировании почерка.

С 2000 года технология не стоит на месте, и некоторые специалисты вносили свои улучшения. Например, известные логопеды Т.А. Воробьева и О.И. Крупенчук разработали свой вариант из 9 инструментов.

Специалисты ВИВО КЛИНИК в своей работе используют массажные логопедические зонды всех авторов, подбирая индивидуальные комплекты инструментов, исходя из целей и задач коррекции.

Логопедический массаж при заикании статья

Логопедический массажа при заикании.

(С 2) Заикание у детей – это серьезная проблема, на которую родители должны вовремя обратить внимание и предпринять соответствующие меры. (С 3) Заикание (в медицине встречается термин «логоневроз») может возникнуть у детей в раннем возрасте. Лечение болезни проводится специалистами комплексно. Применяются логопедические, психотерапевтические приемы, физиотерапевтическое и медикоментозное лечение.

Логопедический массаж детям при заикании нужен для снижения напряжения мышц лица, улучшения работы речевого центра, общего укрепления здоровья.

(С 4) Запрещен логомассаж при герпесах, гингивитах, стоматитах, увеличении лимфоузлов, высыпаниях на кожном покрове, воспалениях, конъюнктивитах, соматических и инфекционных заболеваниях.

Виды массажа при заикании.

(С 5) Классический массаж определенных участков тела при дефекте речи делает опытный массажист, используя определенные приемы и техники.

Чего мы хотим добиться от массажа — это расслабления мышц. У заикающегося человека часто выражен тонус мышц шеи и верхнего плечевого пояса. Добившись расслабления этих зон, снижается тонус корня языка и, соответственно, снижается тонус мышц нижней челюсти.

Положительное воздействие на артикуляцию оказывает специальный массаж головы, шейного отдела, воротниковой зоны, спины, грудной клетки и плеч. Польза от такой процедуры видна спустя несколько сеансов, но иногда требуется прохождение 1-2 курсов лечения. Преимуществами массажа при логоневрозе являются: активизация обменных процессов в организме; повышение либо снижение тонуса мышц; улучшение циркуляции крови; усиление метаболизма; формирование правильного речевого навыка; профилактика рецидивов заболевания; полное устранение либо минимизация дефектов речи.

Точечный массаж выполняет массажист. Преимущества такого воздействия на организм ребенка заключается в расслаблении речевого центра, снятии лишней возбудимости. С помощью процедур восстанавливаются речевые импульсы нервной системы.

Курс массажа составляет 2–3 недели без перерыва. Через 20 дней его повторяют. После полного излечения желательно проводить курс в профилактических целях 3–4 раза в год.

(С 6) Артикуляционный массаж выполняет логопед.

Правила проведения

1.темп медленный и неторопливый;

2.пациент должен чувствовать спокойствие, комфорт и тепло;

3.массаж лучше проводить под спокойную музыку;

4.руки массажиста должны быть теплыми.

Артикуляционный массаж включает в себя сегментарный массаж и зондовый.

(С7) Техника сегментарного массажа.

Проводим массаж по массажным линиям в начале курса от периферии к центру.

8) Сегментарное воздействие на тело малыша оказывает благоприятный эффект на весь организм. Перед манипуляцией ребенок садится в удобную для него позу, старается расслабиться. Ему нужно вытянуть руки вдоль туловища, полностью расслабить ноги. Также массаж может проводиться, когда малыш сидит в кресле, при этом голова должна быть немного наклонена на специальный мягкий подголовник. Сегментарный массаж специалист проводит, стоя за головой пациента.

(С 9) Во время процедуры используется основные приемы классического массажа: поглаживание, растирание, разминание. Прием вибрации не используем. Т.к. он может вызвать эписиндром. Сегментарный массаж предназначен для проработки мышц, отвечающих за движение речевого аппарата.

При сегментарном массировании логопед воздействует на определенную мышцу, которая отвечает за речевую деятельность. Манипуляцию желательно проводить ежедневно на протяжении 14-20 дней. Длительность курса напрямую зависит от симптомов, возраста пациента и диагноза. Один прием у занимает от 5 до 20 минут.

Артикуляционный массаж включает в себя и зондовый массаж.

(С 10) Зондовый массаж .

Массаж, с помощью которого, воздействуя на мышцы лица и языка при помощи специальных упражнений и зондов.. Может применяться в комплексной терапии у детей от 4 лет.

Противопоказанием является склонность к эпилепсии, судорогам. Перед началом массажа, а также на ночь, следует провести гимнастику языка, которая состоит из нескольких упражнений, которые дети выполняют с удовольствием. Длительность зарядки 5 минут. Ее можно делать несколько раз в день.

(С 11) Массаж проводят по массажным линиям (в начале курса от периферии к центру, а далее в любом направлении).

Зондовый массаж языка проводится курсом 10-20 дней, который при необходимости следует повторить через 1,5-2 месяца. При желании, можно научиться делать массаж языка самостоятельно дома. Однако первые сеансы должны проходить под наблюдением логопеда.

(С 12)

В каких случаях поможет логопедический зондовый массаж?

  • при моторной алалии, когда у ребенка задержка речевого развития и нужен мощный толчок для «запуска» речи. Задача массажа — улучшить поступление сигналов в головной мозг, для развития пораженных отделов. После процедуры пациент начнёт звукоподражать.
  • при дизартрии (расстройства произношения, вызванного нарушением иннервации органов артикуляции), в том числе при ДЦП. Нормализуется тонус мускулатуры, улучшается проводимость нервных импульсов.
  • при заикании, для снижения тонуса мышц артикуляторов.
  • используется при реабилитации утраченных речевых функций у взрослых пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения. Улучшается произносительный аспект речи, нормализуется тонус пораженных мышц, снижается гиперсаливация, улучшается жевание и глотание.
  • при гиперсаливации (повышенном слюноотделении) в любом возрасте.
  • при нарушении глотания и жевания.
  • при ограниченной подвижности языка, вследствие укорочения подъязычной связки. При легком нарушении массаж улучшит её эластичность. При более выраженном нарушении подъема потребуется хирургическое вмешательство.
  • при ринолалии. Логопедический массаж разгладит рубцы, негативно влияющие на подвижности органов, послеоперационные швы, улучшит работу мышц.

Что такое дизартрия

Так называют речевое расстройство, возникающее при недостаточной иннервации органов речи. В таком состоянии подвижность речевого аппарата ограничена. Дизартрики говорят невнятно, про таких людей говорят: «каша во рту».

Дизартрия может развиться у детей в результате травм, опухолей, нейроинфекций и других патологий головного мозга и ЦНС. В детском возрасте кроме произносительной стороны также часто страдают и другие составляющие речевой системы. Малыш может иметь нарушения восприятия речи на слух, допускать ошибки при чтении или письме. Во взрослом возрасте дизартрия развивается после инсультов или травм. В этом случае страдает только произношение.

Существует много форм дизартрий. Сегодня в мире большинство специалистов используют классификацию, подразумевающую наличие семь видов этого речевого расстройства:

  1. Вялой называют дизартрию, возникающую в результате повреждения подъязычного, языкоглоточного и блуждающего нервов. Сбой нервно-мышечной передачи приводит к периферическому параличу артикуляционных мышц. Такой вид может сопровождаться расстройствами глотания и является частью бульбарного синдрома.
  2. Спастическая дизартрия наблюдается при двухстороннем параличе мускулатуры, развивающемся при двухстороннем поражении передних центральных извилин. Эта форма включена в псевдобульбарный синдром.
  3. Односторонняя верхнемотонейронная дизартрия наблюдается при одностороннем поражении центральных передних извилин.
  4. Атактическая дизартрия развивается в том случае, если поражение затронуло мозжечок или его проводящие пути. При таком виде расстройства речь становится скандированной, нарушается модуляция, постоянно меняется громкость.
  5. Гиперкинетическая дизартрия является разновидностью экстрапирамидной формой расстройства. Причиной ее формирования является нарушение работы подкорковых узлов, а также их нервных связей. Такая дизартрия представляет собой гиперкинез – состояние, когда движения мышц бывают непроизвольными и внезапно возникающими. Может сочетаться с гиперкинезами различной локации.
  6. Гипокинетическая форма также относится к экстрапирамидной дизартрии, возникающей после поражения подкорковых узлов. Большинство случаев наблюдаются при паркинсонизме. Речь невыразительная и замедленная.
  7. Смешанной называют дизартрию, которая развивается на фоне многоочагового поражения нервной системы. Часто возникает в результате травм. В этом случае наблюдается сочетание различных механизмов возникновения дизартрии.

Диагностируется дизартрия в пятилетнем возрасте. После логопедического обследования ребенок с симптоматикой дизартрии направляется к невропатологу. Врач, после тщательного обследования, опровергнет или подтвердит диагноз, а также назначит адекватное лечение. Кроме медицинского воздействия дизартрикам необходима психолого-педагогическая и логопедическая помощь.

Дизартрия является расстройством речи, которое сложно поддается коррекции. Прогноз во многом зависит от состояния дизартрика и степени поражения его ЦНС.

Есть ли противопоказания у зондового массажа?

Противопоказания могут быть временными и абсолютными.

Временные противопоказания:

  • высокая температура;
  • плохое самочувствие, общая усталость;
  • тошнота и рвота;
  • повышенное артериальное давление;
  • высыпания на коже;
  • любые инфекционные болезни;
  • ротополостные инфекции, высыпания на слизистой полости рта (стоматит, гингивит);
  • стоматологические проблемы (кариес, пародонтоз и др.);
  • вирусные заболевания, например, герпес.

После исчезновения вышеперечисленных причин возможно выполнение массажного комплекса.

Абсолютное противопоказание:

  • все виды эпилепсии (массаж может стать причиной эпилептического припадка).

Противопоказания

Кажется, что логопедический массаж — это такая палочка-выручалочка с абсолютной полезностью и обязательным результатом. Однако это не совсем так. Родителям стоит знать, что назначить эту процедуру может только специалист. Логопед проверит состояние не только речи ребенка, но и артикуляционного аппарата. Кроме того, важно знать анамнез и пройти обследование у невролога.

Логопедический массаж не показан в следующих случаях:

  1. Инфекционные и вирусные заболевания.
  2. Гнойничковые болезни кожи.
  3. Повышенная температура тела у ребенка.
  4. Строгое противопоказание — эписиндром, эпилепсия в анамнезе!
  5. Перенесенная недавно ангина. Перед началом курса массажа необходимо подождать после выздоровления не менее 7-10 дней.

Как проводится массаж?

Сеанс массажа проводится лежа или в любой другой комфортной позе, которая позволит максимально расслабиться. В некоторых случаях мама может присутствовать в кабинете.

Логопед выбирает способы воздействия на мышцы в каждом случае индивидуально, после обследования состояния артикуляторного аппарата.

Логопедический массаж специалист проводит только в специальных одноразовых перчатках, медицинском халате и только стерильным инструментом. Всё оборудование подвергается обязательной медицинской стерилизации после каждого занятия.

Что нужно знать

Несмотря на то, что логопедический массаж при дизартрии можно выполнять в домашних условиях, все же не следует это делать без предварительной консультации с логопедом и неврологом. Если использовать приемы механического воздействия неправильно, то можно навредить ребенку, страдающему дизартрией.

Чтобы логопедический массаж принес пользу, необходимо следовать таким рекомендациям:

  • лечение дизартрии проводится врачом. Все этапы должны контролироваться специалистами;
  • во время занятий должна царить доброжелательная атмосфера;
  • ребенок во время логопедического массажа должен лежать. Но в некоторых случаях допускается выполнение упражнений сидя;
  • логопедический массаж будет результативен лишь при комплексном подходе. Следует понимать, что механическое воздействие на речевую мускулатуру должно обязательно сочетаться с работой по постановке звуков и речевого дыхания, развитием мелкой моторики.

Как правило, речевые расстройства у детей диагностируются в пятилетнем возрасте. Но если ваш ребенок в группе риска или вы заметили у него проблемы с произношением, то стоит сразу обратиться к специалисту. Ведь чем раньше начать сеансы логопедического массажа при дизартрии, тем успешнее будет лечение.

Найти хорошего логопеда сегодня достаточно просто. Но важно оценить не только профессионализм выбранного специалиста. Очень важно, чтобы он нашел контакт с вашим ребенком. Малыш должен с радостью идти на занятия, тогда эффект от проделанной работы будет более заметным. Это правило работает также и в отношении врачей.

Чуткие, грамотные специалисты ведут прием в Московском Городском Психоэндокринологическом Центре. Здесь можно получить консультации врачей различных специальностей.

Как часто проводится массаж?

Обычно логопедический массаж обычно проводится курсами, количество и периодичность которых назначается логопедом или наблюдающим врачом. Их длительность подбирается персонально для каждого пациента. Среднее число процедур обычно в районе 10 продолжительностью от 5 до 25 минут. Между курсами делают месячный перерыв. Чаще всего требуется для появления результата нужно 3-4 курса, но иногда хватает и одного. Важно помнить, что результат появится только при регулярности курсов

На длительность процедуры влияет возраст пациента, степень поражения и индивидуальные особенности.

Например, часть логопедов предпочитают предварять сеанс массажем перед всеми своими занятиями.

Что такое заикание

Заикание, или логоневроз – нарушение речи, которое состоит в частом повторении отдельных звуков, слогов или слов. Иногда больной не повторяет, а удлиняет звуки/слоги. К проявлениям заикания также относят частые остановки или «нерешительность» речи.

Ребенок, страдающий заиканием, испытывает затруднения при внезапном нарушении функции речевых органов и центров во время разговора. Проблема может быть вызвана судорогами мускулатуры, участвующей в формировании звуков, а также дыхательных мышц. Это приводит к тому, что больной страдает и от нарушений дыхания, чувствует внезапную нехватку воздуха.

Какие преимущества и недостатки у зондового логопедического массажа?

Преимущества:

  • ускорение постановки звуков;
  • развитие моторных навыков;
  • улучшение работы мышц;
  • повышение тонуса;
  • гиперсаливация;
  • не требуется сложное оборудование и специальные условия для проведения процедуры.

Недостаток, пожалуй, можно выделить только один: зондовый массаж не может применяться как единственное средство борьбы с нарушениями речи. На лечение тяжёлых нарушения речи может уйти 3-4 года и потребуется сочетание различных методов: физио- и медикаментозная терапия, массажи (логопедический и общий), регулярное посещение терапевта и психолога (итогом которых должно стать развитие речи на всех уровнях, выработка мотивации и развитие высших психических функций).

Причины заикания

Различают внешние и внутренние причины патологии, иногда сложно определить, что спровоцировало дефект.

Факторы риска у детей

  • Наследственность.
  • Слабость речевого аппарата.
  • Сложности в развитии моторики, чувства ритма.
  • Травмы при беременности и родах.
  • Патологии нервной системы.
  • Нарушение обмена веществ.
  • Психические нагрузки.

Спровоцировать заикание может сильное волнение, испуг, стресс от разлуки с близким человеком. Если в семье говорят на нескольких языках, это может вызвать патологию.

Врожденные причины

Если малыш заикается с возраста 2-3 лет, нередко диагностируются нарушения функций головного мозга.

  • Патологии при развитии беременности. Если малышу не хватало воздуха при вынашивании (внутриутробная гипоксия) или мама перенесла инфекционное заболевание, это может привести к речевым отклонениям.
  • Родовые проблемы. Травма или гипоксия при появлении на свет может негативно сказаться на деятельности мозга. Недоношенность также является причиной заикания.
  • Индивидуальные особенности. У холериков риск развития патологии выше, чем у меланхоликов и сангвиников. На развитие речи негативно влияет нервозность и повышенная возбудимость.
  • Генетическая предрасположенность. Если у близких родственников были подобные проблемы, велика вероятность, что нарушения проявятся у ребенка.

Приобретенные причины заболевания

Если малыш раньше говорил нормально, а потом в 4 или 5 лет начал заикаться, это указывает на неблагоприятные внешние условия.

  • Психотравма. В результате болезненной утраты близкого, испуга, длительного стресса может произойти нарушение. Заиканием страдают дети, лишенные внимания и, наоборот, избалованные. Если к ребенку предъявляются завышенные требования и он боится не оправдать ожидания, может сформироваться дефект. Источник: А.И. Кругликова Заикание как психологическая проблема // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова, 2015, с.61-66
  • Физиология. До 5 лет у детей полностью не сформированы полушария, это может сопровождаться сложностями в речи. В данном случае коррекция не требуется, такие нарушения ребенок перерастает, они быстро проходят сами.
  • Заболевания. Инфекционные болезни (энцефалопатия, менингит), травмы, ушибы, осложнения после ОРВИ и гриппа могут привести к дефекту речи.
  • Ложное заикание. Проблема возникает, когда ребенок живет с заикающимся взрослым и начинает копировать манеру общения.
  • Переучивание леворукости. Левши плохо переносят стрессы, а постоянное перекладывание ложки, ручки из левой руки в правую для таких малышей сопровождается сильным дискомфортом.

Есть ли еще какие «хитрости» при проведении массажа?

Ребенка знакомят с зондами постепенно, ненасильственно, что также является залогом успеха. Необходимо поощрение ребенка.

Взрослому же пациенту объясняются механизмы воздействия того или иного приема, имеет место рациональная психотерапия, визуализация конечного результата.

Важно знать, что в неумелых руках массаж может быть причиной неприятных ощущений и обратных реакций мышц (повышенный тонус), травмирования уздечки, усиления рвотного рефлекса и т. п. Условием положительного эффекта массажа является индивидуальный выбор техники воздействия на мышцу, что обеспечит специально обученный этому логопед. Так что доверьте его исполнение профессионалам.

В «ВИВО КЛИНИК» предлагается услуга по логопедическому зондовому массажу. Вы можете записаться к специалисту-логопеду на сайте на удобное время. Ждём вас на приёме!

Методы и особенности лечения заикания

Вопрос о том, где лечат заикание у детей, волнует многих родителей. Важно выбрать клинику, в которой возможна реализация комплексного подхода. Терапией должен заниматься и основной врач – логопед-дефектолог, и невролог, психолог при необходимости.

Основную программу коррекции составляет логопед в индивидуальном порядке. Он примет во внимание причины дефекта, возраст, социальное окружение, характер ребенка. Современные подходы базируются на нормализации дыхания, контроле темпа речи. Занятия проводятся в благоприятной атмосфере и игровой форме. Как правило, специалист принимает активное участие в процессе – совместно с ребенком читает стихи, поет песни, тренирует речевой аппарат иными упражнениями.

К дополнительным методам коррекции относят:

  • массаж: позволяет расслабиться, улучшить кровообращение, снять спазмы мускулатуры;
  • дыхательная гимнастика: ее задачей является нормализация дыхания.

Возможно занятие с физиотерапевтом и обучение приемам гимнастики, чтобы ребенок продолжал заниматься дома. Медикаментозная терапия актуальна в тех случаях, когда причиной детского заикания выступил стресс/травма. Врач назначит препараты с седативным действием. В тяжелых случаях могут быть назначены транквилизаторы, противосудорожные медикаментозные средства. Легкая медикаментозная терапия может сопровождать основные методы коррекции. Комплексный и, что немаловажно, командный подход позволяет получить внушительные результаты – улучшение состояния и устранение дефекта.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]