Как развивать эмоционально-волевую сферу ребенка дошкольного возраста?

Зачастую забота родителей основным образом сконцентрирована в области физического здоровья детей, тогда, когда достаточного внимания эмоциональному состоянию ребёнка не уделяется, а некоторые ранние тревожные симптомы нарушений в эмоционально-волевой сфере воспринимаются как временные, свойственные возрасту, и потому, неопасные.

Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и служат индикатором его отношения к родителям и к тому, что его окружает. В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднений в обучении.

Внешние проявления нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте

Несмотря на то что не стоит самостоятельно ставить не только медицинские диагнозы, но и диагнозы в области психологического здоровья, а лучше доверить это профессионалам, имеется ряд признаков нарушений эмоционально-волевой сферы, наличие которых должно стать причиной обращения к специалистам.

Нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка имеют характерные особенности возрастных проявлений. Так, например, если взрослые систематически отмечают у своего малыша в раннем возрасте такие поведенческие характеристики, как чрезмерная агрессивность или пассивность, плаксивость, «застревание» на определённой эмоции, то, возможно, что это раннее проявление эмоциональных расстройств.

В дошкольном возрасте к указанным выше симптомам, могут добавиться неумение следовать нормам и правилам поведения, недостаточное развитие самостоятельности. В школьном возрасте эти отклонения, наряду с перечисленными, могут сочетаться с неуверенностью в себе, нарушением социального взаимодействия, снижением целеустремлённости, неадекватностью самооценки.

Важно понимать, что о существовании нарушений стоит судить не по наличию единичного признака, который может быть реакцией ребёнка на конкретную ситуацию, а по совокупности нескольких характерных симптомов.

Основные внешние проявления выглядят следующим образом:

Эмоциональная напряжённость. При повышенной эмоциональной напряжённости, кроме общеизвестных проявлений также ярко могут быть выражены затруднения в организации умственной деятельности, снижение игровой активности, характерной для конкретного возраста.

  • Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.
  • Повышенная тревожность. Повышенная тревожность, кроме известных признаков, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.
  • Агрессивность. Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.
  • Отсутствие эмпатии. Эмпатия — способность чувствовать и понимать эмоции другого человека, сопереживать. При нарушениях эмоционально-волевой сферы этот признак, как правило, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может являться тревожным признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития.
  • Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых — в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.
  • Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.
  • Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам как сверстников, так и окружающих взрослых.
  • Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий.
  • Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью и т.п.

Статья:

Для подавляющего большинства детей до 5 лет нормально не до конца управлять собой. Связано это не с тем, что «этожеребёнок», а с тем, что у маленьких детей незрелый управления поведением — лобные доли мозга.
После 5 лет основная масса малышей более-менее дозревает до относительно высокой способности к самоконтролю. Истерики по поводу и без уходят в прошлое, так как ребёнку становится стыдно вести себя «как маленький». Появляется мотивация учиться, получать хорошие оценки, доказать самому себе «я могу». Внимание проявляет черты произвольности — дети становятся способны концентрироваться некоторое время на том, что не очень-то интересно. Это всё становится возможным потому, что в системе эмоционально-волевой сферы (ЭВС) воля начинает преобладать над эмоциями и управлять ими.

А что же мы имеем, если ЭВС отстаёт? Тогда и после пяти вполне возможно вы будете наблюдать:

  • Крики, скандалы и трагедии на пустом месте потому, что пришёл не тот автобус, включили не тот мультик, дали не тот кусок хлеба и т.д.;
  • Импульсивное поведение — «сначала делаю, а потом думаю», неспособность ждать своей очереди;
  • Гиперактивность, неусидчивость — может посреди урока вставать с места, ходить по классу, ко всем лезть;
  • Неадекватная реакция на неудачи — проигрывать никто не любит и нормально, если ребёнок здесь расстраивается. Однако нормально до определённого предела. Если при проигрыше начинаются драки, ломаются игровые предметы, потому что «виновата дурацкая игра», или включается дикая истерика, то это говорит о недостаточном самоконтроле;
  • Отсутствие силы воли — не доводит начатое до конца, психует и нервничает, что не получается, хотя начал минуту назад;
  • Невнимательность — к 6-7 ребёнок должен начинать концентрироваться не только на том, что представляет для него интерес;
  • Неспособность адекватно выражать собственные чувства и понимать чужие — это поведение из серии сразу кричать, истерить или бить в глаз, не разобравшись что к чему. А ещё может быть непонимание неуместности каких-то своих действий и что другой ребёнок, скажем, сейчас не в настроении играть и нужно оставить его в покое.

Наиболее часто эмоционально-волевая сфера страдает у детей с особенностями развития — детей с алалией, СДВГ, ЗПР и особенно с аутизмом. В случае диагноза на такие вещи влияют только время и занятия: дозревает ЦНС — начинают уходить, или хотя бы смягчаться, подобные проблемы.

Но, чего греха таить, многие дети без каких-либо нюансов по здоровью нервной системы тоже могут проявлять явную незрелость в плане эмоционально-волевой сферы. То есть, на её развитии явно сказываются не только какие-то проблемы по неврологии, но и внешние факторы.

Так как же помочь эмоционально-волевой сфере дозреть и… надо ли? Может оно как-то само?

Скажем так, надо или не надо каждый решает сам для себя. Я считаю, что если есть проблемы, то их стоит решать. Тем более, глядя на многих взрослых дядь/тёть, которые разводят драки на ровном месте, неадекватно себя ведут и по жизни не могут заставить себя что-то делать, становится ясно, что увы, ЭВС, похоже, далеко не всегда доводится до ума политикой «может как-то само».

А так для всех детей, что с нарушениями развития, что без, работают плюс/минус одни и те же принципы (особым детям, разве что, бывает сложнее и дольше что-то развить/объяснить). Одним из ключевых моментов является работа с причинно-следственными связями.

Оказывается, это ОЧЕНЬ важно для развития воли. Когда ребёнок овладевает причинно-следственными связями, он перестает бежать впереди поезда, а начинает думать в духе: «Если я сделаю так, то папа меня отругает. Оно того стоит? Нет. Не буду так делать.»

После того, как сын наконец-то более-менее вменяемо заговорил, перед нами встала именно проблема поведения и самоконтроля. Нет, он не вёл себя как-то очень агрессивно и не снимал штаны, как любят рассказывать в досужих байках на Дзене. Но, как и у большинства детей с проблемами развития, в частности речи, Лёва находился поведением на уровень ниже, чем должен был быть и здесь не спасло даже нормальное интеллектуально развитие. У него были сильные проблемы с тем, чтобы договориться, уметь принимать отказ, проигрывать и прочее. Так получилось потому, что пока другие учились договариваться и сотрудничать, мой сын только-только учился нормально говорить. Трудности с коммуникацией привели к тому, что сын часто мог играть только в одиночестве.

Сейчас эти проблемы всё ещё есть и мы работаем над ними, однако их удалось значительно смягчить. Стало это происходить после того, как мы начали плотно прорабатывать именно причинно-следственные связи — единственный логический момент, который долго неохотно давался сыну.

Развивать эту область мышления можно разными способами (наиболее эффективно, когда воздействие идёт со всех сторон):

  • Занятия на логику: логические ряды (доступны большинству детей уже примерно с 3-3,5 лет), логические квадраты (от 5-6 лет), выкладывание картинок по принципу «Что было сначала, а что потом?» (от 4,5-5 лет).

Возможно и занятие без занятия: просто задаёте произвольные вопросы, ориентируясь на знания и уровень своего ребёнка, в духе «Почему?..», «Что будет, если?..», «Что ты будешь делать, если..?». Например: «Почему летом никто не лепит снеговиков?», «Что будет, если пойдёт дождь?», «Что ты будешь делать, если потеряешься?»

Сказкотерапия. Но не просто какие-нибудь сказки, а чтобы была поучительная составляющая: то есть, герой что-то сделал — получил такое-то событие/действие в ответ. Для совсем малышей в этом плане хороши сказки по типу «Колобка» и «Репки» — простые сюжеты с простой развязкой. Для детей постарше могут подойти сказки, сочинённые именно с целью коррекции поведения. Лёве, например, очень «зашли» книги Елены Ульевой, как на картинке ниже:

Эмоционально-волевая сфера страдает у большинства детей с нарушениями развития. Как её развивать?

Не реклама — просто там правда короткие и понятные истории из серии «Правильно-неправильно».

Знаю, что дети с нарушениями развития сказки часто не воспринимают от слова совсем. Мой сын тоже вырывал из рук книги и ничего не слушал, но нам помог особый стиль чтения. Возможно, и вам он пригодится — я описывала его в середине этой статьи. Сейчас его от сказок не оторвать — готов бесконечно слушать.

  • Картинки «Хорошо-плохо» (можно прямо так и искать в интернете) помогают детям подумать, к чему приведут или привели какие-либо действия. Например, можно задавать вопросы в духе: «Посмотри. Мальчик разрисовал стену. Как отреагирует мама? Расстроится? Это хорошо или плохо? Можно так делать? Где нужно рисовать?»

Для коррекции детей с нарушениями развития могут применяться более наглядные методики — например, социальные истории (ниже пример про неуместные объятия):

картинка из открытых источников

Социальные истории хороший метод объяснения правил поведения, который из-за наглядности и немногословности подходит в том числе и многим детям с РАС и сенсорной алалией. В интернете можно найти массу вариантов на практически любой случай — достаточно просто ввести «Социальные истории» в поиск по яндекс картинкам и вам выпадет масса вариантов, которые можно распечатать и использовать.

Но надо быть готовым к тому, что такой метод требует терпения и вводится достаточно долго. Здесь не будет такого, что вчера вы показали разок картинки, а завтра ребёнок уже правильно себя ведёт. Нужно многократно повторять правила и особенно объяснять социально приемлемые альтернативы, а также систематически закреплять любые успехи похвалой и поощрением.

  • Последовательное воспитание. Если ребёнок провинился, он должен знать, что за этим последует какое-либо наказание.

«Лупить, чтобы глаза поднять боялся», как написала у меня на канале одна комментаторша, имеющая понятно какие наклонности, не надо. Насилие либо ломает ребёнка, либо создаёт будущих кухонных боксёров и таких же неадекватов, чуть что махающих кулаками и ремнём вместо разговора. Однако лишить сладкого, запретить мультики, забрать игрушки на какое-то время в ответ на явное непослушание и особенно неуважение, вполне можно.

И нет, это не насилие, не давление и не посягательства на хрупкую детскую психику. Это практическая демонстрация причинно-следственных связей плохих поступков ребёнка и их последствий, которая хорошо работает в связке с проговариванием за что наказание. И да — пусть лучше дома покажут, что бывают последствия, лишив конфеток/игрушек, чем учителя на контрольной, другие дети в подворотне или начальник, увольняя с работы.

Если у родителя хватает стойкости из раза в раз исполнять обещания, дети действительно начинают понимать с полуслова чем грозит плохое поведение и никаких ремней тут не надо.

Так как «Краткость — сестра таланта» явно не про меня, на этом пока всё :) В следующей части я расскажу как можно работать над развитием эмоций и воли у детей.

Формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка

Проявление эмоций родители наблюдают с самого начала жизни ребёнка, с их помощью происходит общение с родителями, так малыш показывает, что ему хорошо, либо он испытывает неприятные ощущения.

В дальнейшем, в процессе взросления, перед ребёнком возникают проблемы, которые ему приходится решать с разной степенью самостоятельности. Отношение к проблеме или ситуации вызывает определённый эмоциональный отклик, а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции. Другими словами, если ребёнку приходится проявлять произвольность в осуществлении каких-либо действий, где основополагающим мотивом будет не «хочу», а «надо», то есть для разрешения проблемы потребуется волевое усилие, на деле это и будет означать осуществление волевого акта.

По мере взросления, эмоции также претерпевают определённые изменения, развиваются. Дети в этом возрасте учатся чувствовать и способны демонстрировать уже более сложные проявления эмоций. Основной чертой правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.

Важнейшие особенности дошкольников

Исследователями выделяется несколько ключевых особенностей эмоционально-волевой сферы дошкольного периода:

  1. Эмоции управляют всеми поступками ребенка. Они непроизвольные и яркие, быстро вспыхивают и способны моментально угасать.
  2. Ребенок расстраивается из-за того, что что-то у него не получилось, обижается, не получив желаемого, однако столь же легко и забывает об этом.
  3. Чаще всего не способен скрывать или подавлять собственные чувства и эмоции. Хотя некоторым детям удается это сделать.

Уже к старшему дошкольному периоду у крохи появляются мотивы, потребности и интересы, которые будут обусловливать его поступки и деятельность. Также малыши понимают ритм и гармонию, у них складывается понятие о прекрасном.

Девочка не хочет общаться

Основные причины нарушений эмоционально-волевой сферы ребёнка

Детские психологи особенный акцент делают на утверждении, что развитие личности ребёнка, может гармонично происходить только при достаточном доверительном общении с близкими взрослыми.

Основными причинами нарушений являются:

  1. перенесённые стрессы;
  2. отставание в интеллектуальном развитии;
  3. недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми;
  4. социально-бытовые причины;
  5. фильмы и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста;
  6. ряд других причин, вызывающих у ребёнка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.

Нарушения детской эмоциональной сферы проявляются гораздо чаще и ярче в периоды, так называемых, возрастных кризисов. Ярким примерами таких точек взросления могут быть кризисы «Я сам» в возрасте трёх лет и «Кризис переходного возраста» в подростковом периоде.

Чем ЗПР отличается от ЗРР и ЗПРР?

Задержки речевого и психоречевого развития (ЗРР и ЗПРР) возникают вследствие органических поражений головного мозга, центральной нервной системы. Причинами отставания могут стать: болезни, перенесённые матерью во время беременности, гипоксия плода, патологии родов, хромосомные или генетические заболевания, тяжёлые инфекции, врождённые аномалии ЦНС, патологии сосудов головного мозга, ДЦП, психические заболевания (эпилепсия и т.п.), опухоли головного мозга и проч.

При ЗРР и ЗПРР:

  • нарушения интеллекта вторичны, и своевременная коррекционная работа, направленная на речевое развитие, даёт положительную динамику нормализации интеллекта;
  • отставание не синхронно – речевое развитие отстаёт гораздо больше, чем психическое;
  • при своевременной диагностике и грамотной коррекционной работе со специалистами и дома с родителями ребёнок сможет догнать сверстников уже к старшему дошкольному возрасту.

При ЗПР:

  • изначально именно интеллектуальное развитие не соответствует возрасту, как следствие – проблемы с формированием речи;
  • нет специфических речевых ошибок, уровень речевого развития соответствует уровню развития детей более младшего возраста;
  • развитие речи задерживается настолько же, насколько и общее психическое развитие в целом – сохраняется синхронность;
  • речь может развиться спонтанно, просто позднее, чем у сверстников. Для коррекции вторичных проблем с речью могут потребоваться занятия с логопедом.

Диагностика нарушений

Для коррекции нарушений важно своевременное и правильное диагностирование с учётом причин развития отклонений. В арсенале психологов целый ряд специальных методик и тестов для оценки развития и психологического состояния ребёнка с учётом его возрастных особенностей.

Для дошкольников, как правило, применяются проективные методики диагностики:

  • тест по средствам рисунка;
  • цветовой тест Люшера;
  • шкала тревожности Бэка;
  • опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН);
  • тест школьной тревожности Филипса и многие другие.

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте

Что делать если поведение малыша заставляет предполагать наличие подобного расстройства? Прежде всего, важно понимать, что эти нарушения можно и нужно корректировать. Не стоит уповать только на специалистов, роль родителей в коррекции поведенческих особенностей характера ребёнка очень важна.

Важным моментом, позволяющим заложить фундамент благополучному разрешению данной проблемы, является установка контакта и доверительных отношений родителей с ребёнком. В общении следует избегать критичных оценок, показывать доброжелательное отношение, сохранять спокойствие, больше хвалить адекватные проявления чувств, следует искренне интересоваться его чувствами и сопереживать.

Обращение к психологу

Для устранения нарушений эмоциональной сферы следует обратиться к детскому психологу, который при помощи специальных занятий, поможет научиться правильно реагировать при возникновении стрессовых ситуаций и контролировать свои чувства. Также важным моментом является работа психолога с самими родителями.

В психологии в настоящее время описано множество способов коррекции детских нарушений в форме игровой терапии. Как известно, лучшее обучение происходит с привлечением положительных эмоций. Обучение правильному поведению не исключение.

Ценность ряда методов заключается в том, что их успешно могут применять не только сами специалисты, но и родители, заинтересованные в органичном развитии своего малыша.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: medcenternk@cp9.ru