Как улучшить память подростку
Одной из причин недостаточно стабильной успеваемости подростка в школе часто называют плохую память. Действительно, память подростка нередко бывает расстроена по разным причинам. Но так ли это страшно? Возможно, есть средство как улучшить память подростку, тем самым, подняв его успеваемость?
Вполне возможны ситуации, когда подросток с огромным трудом запоминает формулы, даты событий истории, правила грамматики или строчки стихотворений и в то же время прекрасно знает год и историю создания группы «Led Zeppelin», год выхода первого альбома и состав «The Doors» или имена всех игроков Манчестер Юнайтед, технические характеристики Ламборджини или помнит наизусть кодовую таблицу ASCII. Разве можно в этом случае сказать, что у подростка плохая память?
Что значит «плохая память»
Давно замечено, что после безуспешных попыток вспомнить тему, заканчивающиеся двойкой у классной доски, тема урока вдруг сама по себе всплывает в памяти школьника всего лишь после одного утешающего слова и ласкового взгляда симпатичной одноклассницы. «Я же это знаю! Просто у доски растерялся…»
Так, собственно говоря, существует ли вообще понятие «плохая память»? Конечно, если это не связано с дурной наследственностью, заболеванием или недостатком гормонов щитовидной железы…
Пожалуй, здесь уместно провести некоторую параллель с миром вычислительной техники, где тоже есть понятие «память». Итак, компьютер тоже обладает памятью, причем она бывает оперативной (кратковременной) и постоянной. При работе компьютера необходимые данные загружаются в оперативную память из памяти постоянной, которая физически бывает расположена на жестком диске, а потом уже с ними производятся различные операции.
Доступ к данным в оперативной памяти намного быстрее, чем к тем же данным, хранящимся на жестком диске или на внешних запоминающих устройствах, причем доступ к дискам зависит от их скорости и качества связей.
А что будет, если нарушится соединение жесткого диска со схемой компьютера? Ухудшится или совсем прервется доступ к данным на диске.
Точно так же бывает и с памятью подростка, в которой на самом деле хранится вся информация, обо всем, что с ним происходило в течение какого-то периода. Просто в силу каких-то причин данные с «жесткого диска» подростка не поступают в его «оперативную память» или затруднен их поиск. Как же укрепить «связь»?
Учение с увлечением: верный путь
Итак, подросток, не запоминающий формулы и правила, но на лету запоминающий имена игроков любимой футбольной команды, ни в коей мере не может обладать плохой памятью. Просто этому молодому человеку или юной леди свойственны эмоциональность, они, возможно, имеют лирический и даже романтический склад ума, поэтому сухие факты их подсознание просто отвергает.
И, напротив, известно множество случаев из жизни, когда троечники становились отличниками, когда «сухой» школьный предмет начинал преподавать другой учитель, ведущий урок эмоционально и очень интересно, используя интереснейшие факты из истории предмета и о выдающихся деятелях науки, да так, что бывший троечник по литературе становится блестящим филологом.
Эмоции — положительные и отрицательные
Усвоение урока «проблемными» подростками происходит значительно быстрее и прочнее, если новые сведения преподносятся так, что подросток видит, что учитель сам очень увлечен своим предметом, любит его и является знатоком и хорошим специалистом.
Поможет усвоению, а, следовательно, улучшению памяти, если учитель будет о такого подростка и с удовлетворением и радостью обращать на это внимание других детей, а также его родителей.
Положительные эмоции, испытанные учеником, будут сильным мотивирующим фактором для успешной учебы. Напротив, отрицательные эмоции (ругает учитель, недовольны родители, смеются одноклассники) могут вызвать неуверенность в себе, замкнутость, нежелание учиться и плохое поведение.
Метки статьи:
улучшить память
|
|
Методы
Для начала нужно познакомиться, какие именно методы развития памяти у детей есть и какие из них можно удачно реализовать в домашних условиях. Не лишним будет узнать также в детском саду и в школе, что используют там, чтобы не было противоречий в педагогических системах.
Игры
Так как ведущей деятельностью в детском возрасте является игровая (особенно у дошколят и в начальной школе), этот метод развития памяти считается одним из самых эффективных. Выбор достаточно большой. Главное — вписаться в возрастные рамки.
Для развития зрительной памяти
- «Идём на выставку»
Даётся иллюстрация, картинка, репродукция художественного полотна (в зависимости от возраста) для изучения на 30-60 секунд. Задача — подробно описать её.
- «Аукцион»
Выставляется несколько игрушек и через минуту убирается. Кто больше и подробнее опишет понравившиеся предметы, тот выигрывает.
Для развития слуховой памяти
- «Рассказываем сказку»
В группе из 5-7 человек каждый по очереди сочиняет 2-3 предложения, все последующие рассказчики не должны путаться в персонажах и должны продолжать сюжетную линию, чтобы получилась сказка.
- «Магазин»
Проговорить список покупок (количество варьируется в зависимости от возраста), чтобы ребёнок его запомнил.
Данные игры помогут развить память у дошкольников и в начальных классах. Подросткам необходимо предложить нечто иное. В частности, настольные (шахматы, шашки, лото) и компьютерные (стратегии, экшен).
Упражнения
Тренировать память хорошо помогают специальные упражнения. Они уже лишены игровой формы и подготавливают детей к тому, что этот процесс зачастую требует усилий и усидчивости. В подростковом возрасте данный метод становится ведущим.
- «Запомни слова»
Взрослый вслух произносит несколько слов, не связанных между собой. Задание — повторить их в той же последовательности сразу, через полчаса и через 2-3 часа.
- «Море звуков»
Включается мелодия или любой звук. Нужно угадать песню, музыкальное произведение или кто произносит подобные звуки и где мы их можем слышать.
- «Кот в мешке»
Запустив руки в закрытый и плотный мешок, нужно ощупать лежащие там предметы и назвать, что это.
- «Юный художник»
Взрослый называет слова, ребёнок их рисует. При этом не обязательно изображать каждую деталь и стремиться к пропорциям и эстетической художественности. Задача — назвать эти слова через час, используя собственные иллюстрации.
Упражнения, развивающие память, хороши тем, что их можно использовать буквально в любом возрасте, правильно подобрав задания. После 12 лет ребёнок может выполнять их самостоятельно, без контроля взрослых.
Нейробика
Нейробика — гимнастика для мозга. Современная развивающая технология, находящаяся на пике популярности. Появились уже программы, адаптированные для детского возраста.
- Устный счёт в уме, без калькулятора.
- Разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок.
- Ходите с ребёнком в детский сад, школу, магазин или просто на прогулку разными маршрутами. Пусть он запоминает особенности каждого.
- Начиная с 10 лет, просите его раз в неделю совершать привычные действия другой рукой: чистить зубы, держать ложку, писать.
- Задавайте элементарный вопрос ребёнку и просите его ответить по-разному.
Пример последнего задания.
Вопрос: какое это яблоко?
Возможные ответы:
- «Вкусное» (зелёное, большое и другие его характеристики с помощью прилагательных).
- «Мне нужно его попробовать, чтобы ответить на этот вопрос».
- «Оно было куплено в магазине» / «Оно было недавно сорвано в саду» и т. д.
Нейробика развивает мышление, мозговую деятельность и интеллектуальные способности, а попутно с ними тренируется и память. Объём запоминаемой информации становится больше.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика синхронизирует работу правого и левого полушарий, а также помогает развивать речевые способности ребёнка в раннем возрасте. Специалисты утверждают, что её нужно обязательно включать в занятия для тренировки памяти от 3 до 10 лет и даже старше. Существует огромное количество комплексов в стихах, которые будут интересны всем деткам:
- Сорока-белобока;
- Зайка;
- Замок;
- Кораблик;
- Ягодки;
- Клён;
- Рыбки и многие другие.
Пример упражнения «Замок»:
Все стихи для упражнений пальчиковой гимнастики читаются взрослыми чётко, ритмично, но не спеша. В первый раз можно сделать всё вместе, а затем попросить ребёнка повторить движения под слова взрослого самостоятельно.
Речевая зарядка
Чтобы развить память у ребёнка, с ним обязательно нужно проговаривать скороговорки. С возрастом они должны становиться всё сложнее и длиннее. Они активизируют речевые зоны мозга и укрепляют нейронные связи.
- Для дошкольников
У Ивашки — рубашка, у рубашки — кармашки, Кармашки — у рубашки, рубашка — у Ивашки.
- Для начальной школы
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
- Для подростков
Сшит колпак не по колпаковски, вылит колокол не по колоколовски. Надо колпак переколпаковать и перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать и перевыколоколовать.
Плохая память у ребенка: причины
Стоит отметить, что многие дети, а точнее их родители, не знают о плохой памяти ребенка до того, как он поступит в первый класс. Ведь именно в этот момент увеличивается количество заданий, поэтому ребенку очень сложно сосредоточиться и проявить себя как нельзя лучше. Существует несколько основных причин, по которым ребенок может страдать плохой памятью.
Первоклассник
Причины плохой памяти у ребенка:
Неправильный режим дня. Дело в том, чтобы активизировать все мозговые центры, сделать запоминание более простым, нет необходимости давить на ребенка и загружать его постоянной зубрежкой. Попытайтесь сделать нагрузки при помощи чередования. То есть чередовать физическую, а также умственную активности. Соответственно оптимальным вариантом будет заниматься около часа уроками, потом идти на прогулку или какую-то секцию, где ребенок может позаниматься физическими упражнениями, бегом, или силовыми тренировками. Это оптимальный распорядок
Обратите внимание на время засыпания, а также пробуждение вашего малыша. Очень часто плохая память может быть обусловлена тем, что ребенок плохо засыпает или поздно ложиться
Соответственно количества сна ему не хватает, из-за этого он не может сосредоточиться и продуктивно поработать в течение дня.
Недостаточное количество витаминов и минералов. Дело в том, что некоторые витамины, а также микроэлементы, способствуют улучшению памяти. Соответственно их недостаток может спровоцировать плохое запоминание. В таком случае необходимо периодически давать ребенку витамины, а также пересмотреть его питание, в сторону увеличения количества полезных продуктов. Отдавайте предпочтение свежим фруктам, овощам, рыбе и мясу. Не забудьте про молочные продукты. Нельзя ребенку давать разнообразный фастфуд и сладости. Хотя от двух конфет ничего плохого не будет. Ведь быстрые углеводы в виде сахара являются отличным источником питания мозга. Они будут как нельзя кстати, когда ребенок будет немного уставшим, и помогут включить мозговые центры в работу.
Недостаточная тренировка памяти. То есть ребенок педагогически запущенный. Чаще всего это проявляется у детей с плохой речью. Ведь действительно развитие речи говорит о том, насколько хорошо развивается память ребенка. Если ребенок плохо говорит, глотает слова, ему трудно выразить свои мысли, он долго думает, что хочет сказать. Вероятнее всего имеются какие-то проблемы с запоминанием и памятью.
Еще одной причины плохой памяти у ребенка могут быть неврологические нарушения. Чаще всего это связано с тяжелыми родами, кесаревым, а также недоношенностью ребенка. Чаще всего таких детей, сразу после рождения, ставят на учет у невропатолога, и дают препараты, которые стимулируют мозговую деятельность. Соответственно, если у вас особых проблем в родах не было, но ребенок страдает плохой памятью и все занятия не дают никакого результата, имеет смысл обратиться к неврологу. Действительно опытный специалист может назначить препараты, которые стимулируют работу головного мозга, и помогут вашему ребенку в обучении.
В школе
Особенности приема витаминов для памяти
Поступление в детский организм полезных веществ, которые тем или иным способом способствуют улучшению работы мозга, необходимо с самого раннего возраста. Сразу после рождения малыш получает все, что ему нужно, с материнским молоком, а впоследствии важно приучать его к разнообразному питанию, которое сможет обеспечить потребности растущего организма.
К сожалению, рацион большинства детей далек от идеального. И даже не потому, что он перенасыщен такими бесполезными продуктами как сладости, чипсы или сладкая газировка, а скорее из-за того, что дети с неохотой едят рыбу, многие виды мяса, овощей. Достаточного количества витаминов для улучшения памяти дети с пищей не получают, следовательно, их необходимо принимать дополнительно.
При выборе подходящего витаминно-минерального комплекса лучше всего воспользоваться рекомендациями педиатра, кроме того, важно обращать внимание на компоненты, входящие в состав препарата. К сожалению, далеко не все производители учитывают потребности детского организма на каждом этапе его роста. Среди других недостатков некоторых витаминных добавок – превышение рекомендованных ВОЗ суточных норм и неправильное сочетание компонентов.
Чем же грозит передозировка тех или иных витаминов, и какие органические соединения наилучшим образом сочетаются между собой?
Витамин В1
Уровень тиамина может снижаться при приеме антибиотиков, антацидных препаратов. При однократном приеме чрезмерной дозы наблюдаются сильнейшие признаки аллергии, а длительная передозировка грозит нарушениями функций почек и печени.
Хорошо усваивается организмом, не вступает в антагонизм с другими составляющими витаминно-минеральных комплексов.
Витамин В6
Симптомами передозировки являются угнетенное состояние, слабость мышц, болезненные ощущения в пальцах рук, ног.
Лучше всего взаимодействует с витамином В3, а также кальцием, медью.
Витамин Е
Длительный прием повышенных доз приводит к нарушениям свертываемости крови, провоцирует желудочно-кишечные расстройства, головные боли.
Улучшает всасываемость витамина С, а при одновременном приеме с витамином К может спровоцировать патологические кровотечения из-за способности разжижать кровь.
Селен
Слишком высокие дозы оказывают токсическое воздействие на организм, приводят к желудочно-кишечным расстройствам, нарушениям работы нервной системы, раздражительности, усталости. Может наблюдаться запах чеснока изо рта, ломкость ногтей и волос, сыпь на коже.
Усваивается селен лучше всего с витамином Е.
Цинк
Длительное употребление избыточного количества цинка провоцирует угнетение иммунитета, способствует дефициту меди. Единовременный прием чрезмерной дозы может вызвать тошноту, рвоту.
Лучше всего усваивается при достаточном уровне магния.
Йод
При остром отравлении йодом возникает острое чувство жжения в пищеварительном тракте, диарея, тошнота, рвота, лихорадка. Пульс слабеет, сознание спутывается. Постоянное употребление повышенных доз йода приводит к развитию таких заболеваний как зоб, тиреотоксикоз, тиреоидит.
Железо
Недостаток этого микроэлемента диагностируется довольно часто, несмотря на широкую распространенность железа и достаточно легкую его усвояемость организмом. Передозировка грозит желудочно-кишечными расстройствами, а также нарушениями работы сердечно-сосудистой и нервной систем, печени, почек. Прием препаратов железа должен быть непременно согласован с лечащим врачом из-за достаточно большого списка противопоказаний.
Железо лучше всего взаимодействует с витаминами В6 и С.
Витамин В12
Абсорбируется организмом в необходимом количестве, поэтому случаи передозировки редки. Однако иногда при значительном превышении дозы могут наблюдаться онемение, ощущение сдавленности в конечностях.
Лучше всего усваивается с другими витаминами группы В, особенно, В5 и В9.
Травяные сборы
Для того чтобы улучшить свою память не обязательно сразу прибегать к медикаментозному лечению. Довольно много средств есть в народной медицине, которые оказывают, как профилактическое, так и лечебное воздействие.
Настойка из клевера
Для того чтобы приготовить данный настой, вам потребуется половина литровой банки головок клевера. Добавьте к ним ½ литра водки, накройте крышкой и спрячьте в темное место. Настаивайте в течение двух недель, помешивая при этом его ежедневно. Спустя обозначенное время перелейте полученную жидкость в темную емкость. Принимайте по 1 столовой ложке во второй половине дня на протяжении трех недель. Затем делаете такой же перерыв и повторяете процедуру. Курс лечения должен составить 3 месяца.
Кора рябины красной
На одну столовую ложки коры добавьте стакан кипятка и подержите на медленном огне минут 10. Затем перелейте все термос и оставьте настаиваться на 6 часов. Принимать нужно 3 раза в день на протяжении одного месяца. Данный курс должен повторяться дважды в год, желательно не в летнее время. Отвар поможет не только улучшить память, но и насытит организм витаминами и укрепит иммунитет.
Елена Малышева в своей передаче расскажет про травы и специи для улучшения памяти.
Травяной сбор
Перед тем, как начать готовить настой, смешайте травы в сухом виде: листья малины – 6 чайных ложек, бруснику – 6 чайных ложек, душицу – 2 чайных ложки и бадан – 8 чайных ложек. Затем из полученной смеси, возьмите одну столовую ложку и залейте сбор ½ литрами закипевшей воды. Подержите на огне 10 минут, после чего накройте посуду и оставьте на 2 часа. Пить данный сбор необходимо по два раза в день, минимум 3 недели. Курс проводится 2 раза в год.
Шалфей и мята
Возьмите по 2 чайные ложки сухой мяты и шалфея. Поместите травы в термос и залейте их 500 мл закипевшей воды. Перед тем, как начать пить настой, его необходимо процедить. Принимайте четыре раза в день по 50 гр минут за 30 до еды.
«Бабушкин» рецепт
Для приготовления настоя вам потребуется около пяти столовых иголок сосны, которые необходимо будет измельчить. Добавьте к ним луковую шелуху и плоды шиповника (по две столовых ложки). Полученную смесь заливаем литром холодной воды и кипятим около 10 минут. Оставьте настой на ночь в теплом месте. Курс длится две недели. Каждый день принимайте по 1 столовой ложки 5 раз.
Улучшение памяти и работы мозга
Попробуйте сосредоточиться на чем-то одном. Если вы сидите на лекции не отвлекайтесь от человека, который читает лекцию, не разговаривайте с друзьями, если даже вы их давно не видели, не переписывайтесь по телефону, не отвлекайтесь ни куда. Вечером в спокойной обстановке или по пути домой постарайтесь вспомнить и восстановить в памяти всю лекцию до мелочей, вспомните жесты или хождение преподавателя, о чем он рассказывал, одежду, которая была на нем
Для работы мозга очень важно правильное питание. Старайтесь избегать перекусов на ходу и не питайтесь фастфудами это вредно для работы мозга
Включите в свое правильное питание, следующие продукты: овощи, фрукты, мед, сухофрукты, молочные продукты, орехи, зелень. Не перенапрягайте свой мозг. Если вы почувствовали усталость не надо перенапрягать себя, дайте возможность отдохнуть своему организму. Усталый человек плохо воспринимает информацию или не воспринимает ее вообще. Загружайте свой мозг только полезной информацией. Лишнюю и ненужную информацию постарайтесь откидывать не зацикливайтесь на ней, надо уметь фильтровать информацию, которая вам поступает. Не нужная информация только засоряет ваш мозг. Не забывайте о прогулках на свежем воздухе. Активные прогулки на свежем воздухе, лучше за городом на природе нужны для правильной работы мозга, это могут быть различные виды спорта или просто активный отдых. Активные игры на свежем воздухе залог правильной работы вашего мозга и организма в целом. Занимайтесь развитием памяти и внимания с помощью специально разработанных упражнений по улучшению памяти и внимания для взрослых и детей.
Важность памяти и внимания
Представьте вы идете по городу и не знаете, что это ваш город, вы не помните своего имени и фамилии, вы не знаете где живете и где работаете, вы ничего не знаете, все забыли. Страшно становится, правда? Ужасно страшно.
Давайте не будем доходить до этой крайней точки, давайте заниматься, развивать свою память и внимание.
Человек очень хитрое и ленивое существо и если его не двигать с места и не развивать он будет хуже обезьяны. Так и наш мозг, если вы его не нагружаете, он начинает лениться и говорит вам: я не помню, я забыл и так далее.
Вспомните школьные годы. Девять месяцев ваш мозг работает без отдыха, он много узнает интересного и полезного, учит стихи и песни, изучает историю и математику. Мозг напряжен, он всегда находится в работе.
Потом три месяца каникул ваш мозг отдыхает, ничего не делает, ленится. И снова наступает пора первое сентября вам пора в школу. О нет, говорит ваш мозг, я не хочу, да он начинает лениться и это трудный период, чтобы заставить его работать с такой же производительностью как те девять месяцев.
С рождения и до самой старости надо заниматься развитием памяти и внимания. Иногда люди думают, что они вышли на пенсию и им не надо заниматься. Они перестают читать, считать, занимаются простым бытом. Мозг начинает лениться и к чему это приводит?
Часто пенсионеры забывают все: поставили чайник кипятить и забыли, пошли в магазин и забыли, что надо купить, пришли в аптеку и не знают какое лекарство им надо.
Плохая память у ребенка: виды лекарств и их действие
Изначально необходимо попытаться улучшить память ребенка при помощи тренировок. Для этого существуют целые комплексы. Самый простой вариант — это разучивать стихотворения с детьми. Лучше всего этот способ подходит для малышей, которые ходят в детский сад. К слову, это будет хорошая тренировка для дальнейшей подготовки к школе. Хорошо разучивая стихи, ребенок быстро запомнить алфавит и научиться читать.
Однако если такие способы не дают результата, и вы не сдвинулись с мертвой точки, малыш по-прежнему очень сложно запоминает стихи, а маленькое четверостишие разучивает на протяжении нескольких часов, то имеет смысл обратиться к лекарственным препаратам. Стоит отметить, что средств для улучшения памяти огромное количество, их действие может быть основано на разных веществах. Наиболее безопасными, безобидными, являются специальные витамины комплексы для памяти. Они содержат большое количество минералов, и микроэлементов, а также витаминов, которые способствуют запоминанию.
На учебе
Виды препаратов при плохой памяти у ребенка:
- В улучшении памяти помогут успокоительные препараты, антидепрессанты. Вы спросите, какое отношение данные лекарства помогут в улучшении памяти? Дело в том, что ученые установили, люди, прибывающие в депрессии, действительно страдают ухудшением памяти. Такое состояние отрицательно сказывается на запоминании и ухудшается работа головного мозга, всех систем в организме в целом. Соответственно, если ребенок страдает депрессией, наблюдается буллинг или травля в школе, то, конечно, лучше всего давать ребенку антидепрессанты и устранить раздражающий фактор. Кроме того, такие препараты могут действовать несколько иначе. Сейчас с этой целью дают травяные настои, а также специальные растительные компоненты. Многие из них действительно способны существенно улучшить память.
- Вещества, которые сказываются на работе головного мозга, улучшая его активность. Чаще всего такие препараты назначают при черепно-мозговых травмах, инсультах, ишемической болезни. Их часто дают при восстановлении после сотрясения мозга. Однако эти препараты пользуются популярностью у невропатолога в том случае, если плохая память у ребенка обусловлена каким-то заболеванием. В частности, это может быть повышенное внутричерепное давление, родовые травмы, а также какие-то органические поражения мозга. Возможно, ребенок пострадал и сильно ударился головой. В таком случае действительно эти препараты помогут улучшить кровообращение в головном мозге, из-за чего и память ребенка улучшится.
- Стоит отметить, что лекарственные препараты, которые стимулируют работу головного мозга, продаются исключительно по рецепту врача. То есть, в свободной продаже их нет. Но их и не рекомендуется давать детям, которые не страдают неврологическими недугами, заболеваниями. Однако, если у ребенка есть какие-то показания к приему, то обязательно необходимо обратиться к невропатологу. Однако это чаще всего бывает в исключительных случаях, когда у ребенка действительно серьезные проблемы с запоминанием, и он в течении двух часов не может запомнить четверостишие. Действительно, в таком случае необходимо бить тревогу. Советуем для вашего ребенка, который абсолютно здоров, воспользоваться препаратами на основе лекарственных трав.
Домашнее задание
Возрастные нормы формирования памяти в 8-11 лет
Как уже было отмечено выше, для каждого возраста ребенка установлены свои нормативы по запоминанию и усвоению информации, поступающей из окружающего мира.
Так, можно выделить следующие особенности формирования памяти у детей, пребывающих в возрасте с 8-11 лет:
- на данном этапе отмечается активное развитие произвольной памяти – ученик начинает ставить перед собой специальную задачу выучить определенную информацию. Причем процессы запоминания и воспроизведения выступают, как мнемические действия,
- постепенно ребенок начинает овладевать приемами запоминания. Вначале он использует более простые приемы, например: рассматривание материала, многократное повторение, разделение информации на более мелкие блоки,
- самоконтроль за результатами запоминания производится на уровне узнавания. К примеру, школьник просматривает рассказ и считает, что выучил его, так как он ему кажется знакомым,
- у младших школьников (8-11 лет) в большей степени развита образная память.
СПРАВКА. Родителям стоит иметь в виду, что при появлении у ребенка проблем с запоминанием того или иного материала, меры по улучшению памяти должны быть скорректированы с учетом его возраста и нормативов, установленных в медицине.
Как улучшить процессы запоминания советы
Чтобы улучшить память и работу головного мозга ребенка, важно следовать общим рекомендациям врачей и психологов, в первую очередь это касается режима и образа жизни. Вредные привычки, неправильное питание, малоподвижный образ жизни ухудшают здоровье еще формирующегося организма ребенка, повышают вероятность возникновения заболеваний
Конечно, это не может не отражаться и на его успеваемости, ведь, для того чтобы справляться с учебными нагрузками и подготовкой к экзаменам, просто необходимо чувствовать себя хорошо.
Существует множество самых разных методик, чтобы развивать память подростков.
Одни из них направлены на то, чтобы тренировать восприятие информации на слух, другие на то, чтобы развить зрительную память. Заниматься можно и самостоятельно, на образовательных сайтах размещено множество примеров упражнений, направленных на улучшение мозговой деятельности. Однако, чтобы в достаточной мере развить память и внимательность, необходимо тренировать их последовательно, системно. Справиться с этой задачей самостоятельно не всегда удается, а ведь только в таком случае занятия, которые улучшают память, помогут ребенку легче усвоить материал школьной программы.
На помощь приходят различные центры дополнительного образования детей и подростков. В них проходят групповые занятия, которые направлены на улучшения памяти. При выборе такого учебного заведения надо обращать на то, по каким методикам проводится обучение. Не стоит отдавать предпочтение тем центрам, которые обещают достичь повышенных результатов за сжатые сроки.
Внимательно выбирайте те учебные заведения, в которых занятия по развитию памяти ведутся по проверенным временем программам. Они помогут подростковому интеллекту, который пока еще только развивается, улучшить свои способности, чтобы ребенок впоследствии хорошо учился и работал.
Как поддерживать память в порядке
Правильно питайтесь
Краткие воспоминания и длительные хранятся в разных частях мозга. Память работает без сбоев, если ничего не мешает переходу кратковременной памяти в долговременную — этот процесс называется консолидацией. Гиппокамп, область мозга, отвечающая за ориентирование на местности и перевод кратковременной памяти в долговременную, «питается» глюкозой. Её высокая концентрация в крови при употреблении рафинированного сахара и сладких напитков изматывает гиппокамп и угнетает его функции. Но и полный отказ от сладкого, даже фруктов, приведёт к ослаблению памяти.
Вывод: важно разумное потребление. Зелёный чай содержит антиоксидант EGCG — галлат эпигаллокатехина, который способствует генерации клеток головного мозга и помогает предотвратить дегенеративные возрастные заболевания
Исследование, проведённое в Японии, показало, что у пожилых японцев, которые пили более 2 чашек зелёного чая в день, риск расстройств памяти и внимания был на 50 процентов ниже, чем у тех, кто пил менее 2 чашек или пил другие напитки
Зелёный чай содержит антиоксидант EGCG — галлат эпигаллокатехина, который способствует генерации клеток головного мозга и помогает предотвратить дегенеративные возрастные заболевания. Исследование, проведённое в Японии, показало, что у пожилых японцев, которые пили более 2 чашек зелёного чая в день, риск расстройств памяти и внимания был на 50 процентов ниже, чем у тех, кто пил менее 2 чашек или пил другие напитки.
Магний, содержащийся в орехах, тёмно-зелёных листовых овощах и бобовых растениях, бананах, инжирах и рыбе, улучшает память. Эксперименты на мышах показали, что увеличение магния в мозге усиливает функции различных форм обучения и памяти, способствуя пластичности клеток. Лично подтверждаю — работает. Порция инжира перед экзаменом однажды спасла меня и помогла вспомнить ответ на вопрос по давно, казалось бы, забытой теме.
Зелёный чай с тёмным шоколад — перекус для отличной памяти
Наладьте режим
Здоровый сон играет ключевую роль в поддержании и улучшении памяти и даже одна ночь недосыпа приводит к потери клеток мозга. Именно во время отдыха происходит так называемая консолидация памяти — перевод кратковременных воспоминаний в долговременные
Кстати, именно поэтому важно хорошо выспаться в ночь перед экзаменом, особенно если процесс подготовки затянулся до последнего. Вам нужно не меньше 8 часов сна каждую ночь
Если опираться на рекомендации Национального фонда сна, только после 64 лет человеку требуется меньше времени на сон:
Избавьтесь от стресса
Кратковременное напряжение может быть полезным для памяти, поэтому шанс вспомнить суть давно забытой дипломной работы на важном собеседовании есть. Но вот длительный избыток кортизола — гормона стресса, буквально уменьшает мозг в размерах и ухудшает память
Воздействие гормона разрушает связи между нейронами и изменяет размер префронтальной коры мозга, которая отвечает за концентрацию и принятие решений. Исследования показывают, что заметнее всего этот эффект проявляется у женщин и людей старше 40.
Поддерживайте здоровый образ жизни
Избыточный вес приводит к проблемам с сердцем и сосудами, и кровь хуже снабжает мозг питательными веществами, ухудшая память. Наоборот, упражнения и физическая активность могут приводить к росту и развитию нейронов, что благотворно влияет на память и функции мозга в целом. Особенно хорошо работают те виды активности, где нужна координация зрения с движениями тела и социальное взаимодействие: настольный теннис, бадминтон и танцы.
Принимайте витамины
Желательно после сдачи анализов и под контролем врачей. В первую очередь, вам нужен магний и витамины B.
Купить витаминные добавки без рецепта можно в любой аптеке
Перезаряжайте мозг
Как компьютеру, вам иногда нужна перезагрузка, чтобы избавиться от зависших в памяти лишних «файлов». Попробуйте, например, принять душ с закрытыми глазами: ощущения будут интереснее, запах геля для душа приятнее, а мозг получит полезный импульс к перезагрузке.
Активируйте новые разделы мозга, переложив вилку из правой руки в левую, или наоборот, если вы левша. Попробуйте новый вид деятельности: верховая езда, новый иностранный язык или новая техника вязания могут стать отличной разминкой для мозга, создающей новые нейронные связи, улучшающей координацию и укрепляющей в итоге память.
Отдыхайте
Периодические перерывы без активности помогают лучше запоминать информацию. Главное — не переключаться на новую активность, а позволить мыслям бесцельно бродить в течение 10–15 минут.
Если здоровье в порядке, память можно улучшить, используя те же принципы, что и в фитнесе: периодическое напряжение, снабжение питательными веществами и регулярный отдых
Какие препараты для мозга используются для взрослых людей
Людям особенно важно использовать препараты, улучшающие память и внимание у взрослых. Самыми лучшими из них являются:
Диваза
Его применяют при расстройствах в нервной системе. Также его назначают пациентам с черепно-мозговыми травмами. Он восстанавливает межполушарные связи между правой и левой частью головного мозга. Также вещества, входящие в данный препарат, повышают устойчивость мозга к токсическим воздействиям, проникающим из внешней среды. Но беременным дамам его использовать нельзя. При этом лекарство нельзя использовать людям с глюкозо-галактозной мальабсорбцией, врожденной галактоземией, врожденной лактозной недостаточностью. В него входит глюкоза.
Ундевит
В него входят витамины А, В, С, E, P. Все вместе они оказывают легкий синергетический эффект на организм человека. Препарат улучшает обмен веществ в организме, поэтому его обычно назначают людям пожилого возраста. Применяют его по 2-3 драже в день. Курс составляет 20-30 суток. Нередко препарат вызывает аллергию.
Энцефабол
В его состав входит пиритинол. Именно он улучшает обменные процессы в мозге и оказывает легкое антиоксидантное воздействие на организм. Его обычно назначают людям с травмированной головой, атеросклерозом, энцефалитом. Но вот людям с гиперчувствительностью, болезнями почек, аутоиммунными патологиями, его применять нельзя. Препарат обладает побочными эффектами. Так его злоупотребление может привести к полной потере аппетита, появлению аллергии, быстрой утомляемости. Назначается данный медикамент очень редко. Причем перед его использованием пациент обязательно должен пройти полное обследование.
От редакции : Причины и симптомы внутричерепной гипертензииКавинтон
В его состав входит винпоцетин. Он оказывает благоприятное воздействие на ткани головного мозга. Данный медикамент назначают людям с энцефалопатией, перенесшим инсульт, страдающим от тяжелых последствий, атеросклероза. Но беременным и кормящим мамам, а также людям, страдающим от тяжелой анемии, его использовать нельзя. Также лекарство часто вызывает побочные эффекты. У пациента может резко снизиться артериальное давление, возникнуть сильная мигрень, диспепсическая реакция, пересохнуть полость рта, участиться сердцебиение.
Церебролизин
В нем присутствует концентрат пептидов, который специально выводился из свиного мозга. Данный препарат улучшает состояние нервных клеток. Он обычно назначается гражданам, страдающим от болезни Альцгеймера, получившим черепно-мозговую травму, страдающим от осложнений, возникших после инсульта. Но вот людям с гиперчувствительностью, эпилепсией и с заболеваниями почек, его использовать нельзя. Прием такого препарата данной категорией граждан может привести к появлению у них затяжной депрессии, потере аппетита, скачку артериального давления.
Ноопепт
Данный медикамент разработан российскими учеными. Он не только улучшает мозговую деятельность и память, но и действует как естественный пептид мозга. А еще он улучшает мозговую деятельность на трех основных уровнях:
- на вводном этапе,
- при первичной обработке информации
- и воспроизведении ее.
Дополнительно «Ноопепт» оказывает нейропротекторное воздействие на нейроны мозга. Он их восстанавливает и поддерживает в нормальном состоянии. Причем также «Ноопепт» восстанавливает нормальное кровообращение в мозге. Его назначают людям с низкой концентрацией внимания. Обычно его принимают пожилые граждане. Но вот беременным женщинам и дамам, кормящим ребенка грудью, его применять нельзя. Людям с гиперчувствительностью его следует применять особо внимательно. Препарат может вызвать аллергию или резкое повышение артериального давления.
Мемоплант
Это растительный препарат, улучшающий именно мозговую деятельность и память, тонизирующий сосуды головного мозга, нормализующий метаболические процессы, снимающий головную боль, устраняющий шум в ушах, улучшающий приток крови к конечностям. Применяют не больше 120 мг в день.
Расширяем возможности запоминания
Предлагаем действенные способы развить мыслительные процессы дома и совершенно бесплатно.
Соощущения
Метод соощущений позволяет строить запоминающиеся ассоциации. Для этого нужно научиться подключать все пять органов чувств. К примеру, создайте ассоциации к слову «самолет». Каким вы его видите? Что слышите? Что ощущаете после прикосновения? Какой вкус чувствуете? Какой запах?
Таким образом, можно научиться более остро воспринимать и надежно запоминать новые данные. Сложно забыть то, что вызвало активность сразу нескольких органов чувств.
Тренируем внимание
Внимательность – это то, без чего невозможно добиться максимального запоминания. В эру информационной перегрузки просто необходимо уметь сосредотачиваться на главном
Следующее упражнение подходит для тех, кто ищет, как тренировать память и внимание по одной минуте в день
Поставьте на секундомере 60 секунд. Делайте отметки в фигурах так, как показано на примере, строго по очереди. Повторяйте упражнение каждый день, пока не сможете зачеркнуть все правильно и вложиться в сроки. При желании можете сделать повышение уровня сложности и увеличить количество фигурок. Распечатайте сколько угодно копий и доведите действия до автоматизма.
Запоминаем тексты с помощью пиктограмм
Пиктограммы окружают нас повсюду. Это и иконки в смартфоне, и дорожные знаки, и логотипы торговых марок
Пиктограммы – прекрасное средство запоминания любого текста, который требуется сохранить в памяти дословно, неважно стих это, цитата или определение термина
Наглядный пример использования этого приема есть в книге Е. Додоновой «100% память».
Итак, на первой картинке видим отрывок из стиха Е. Евтушенко «Третий снег».
Вот как автор книги изобразила эти строчки с помощью пиктограмм.
Таким образом, каждый человек, молодой и пожилой, может обучаться быстрому запоминанию, рисуя пиктограммы так, как подсказывает собственная фантазия.
Mind maps
Этот метод еще называют «ментальными картами», «интеллект-картами» или «картами памяти». Как и в случае с пиктограммами их необходимо рисовать. Но дело того стоит: mind maps дают долговременный эффект, если нужно полностью запомнить книгу, организовать бизнес-проект или набросать план отпуска.
Пошаговая инструкция по рисованию ментальных карт выглядит так.
- В центре изображаем образ задания, проблемы или области знания.
- Отводим в стороны в виде толстых ветвей основные разделы карты (подписываем их по минимуму и нумеруем).
- С помощью ключевых слов, цветов и пиктограмм раскрываем детали на тонких ветках.
Напомним: упражнения для памяти дадут результат только при многократном повторении.
Упражнение Целлюлярный токинг
Это странное, на первый взгляд, упражнение действует так:
- увеличивает скорость мышления;
- показывает, насколько умеет напрягаться ваша память.
Задание заключается в следующем — необходимо называть все предметы, которые вы видите в комнате перед собой. Например, стол, стул, монитор, цветок, диван, ковер. Предметы можно называть с описательными характеристиками и без конкретики. Интересно выполнять упражнение, когда в комнате находится наблюдатель. Он будет оценивать скорость вашей работы, через какое время вы «сдуетесь». Со временем паузы между словами возрастут, вы будете путаться в словах и помогать себе жестами. Это упражнение — прекрасный способ активизировать свою мозговую деятельность.
После регулярного выполнения этого упражнения нейроны начинают работать не вполсилы, а в полную силу. Такая тренировка для мозга избавит от рассеянности и забывчивости, повысит реакцию в стрессовых ситуациях.
Особенности подростковой памяти, внимания и мышления.
Раньше малыш все усваивал и запоминал механически. Сейчас ситуация немного иная.
Подростки развиваются быстрее и их мышление тоже. В 13 лет у детей уже прекрасно развито логическое мышление, он умеет строить гипотезы и делать умозаключения. А уже к 16 годам становление психических процессов завершается.
К этому моменту механическая память становится слабее, а логическая память наоборот крепче.
Ребенок чувствует себя непривычно: ведь раньше все запоминалось само собой, а теперь необходимо прикладывать немалые усилия. А усилия заключаются в том, что ребенок должен понимать связь и смысл, чтобы запомнить.
Проблема современной школы заключается в том, что детям приходится больше «зубрить», а отсюда и плохая память.
Внимание подростков тоже выходит на новый уровень. Теперь школьники могут сознательно концентрироваться на неинтересной теме или задании. С другой стороны впечатлительность и эмоциональное состояние подростков мешают удерживать эту концентрацию долго на неинтересном объекте.
При резком ухудшении памяти школьника, родители обязаны обратиться и сообщить это врачу.
Какой объем нашей памяти
Кажется, что «короткая память» и мгновенно вылетающая из головы информация — это норма. Но современные исследования доказывают, что долгосрочная человеческая память может вместить 1 млн Гб. информации. И это много, очень много места.
Хранилище данных | Объём, Гб. |
1 фильм в отличном качестве | 10,00 |
1 сезон сериала в отличном качестве | 100,00 |
iPhone 7 | 256,00 |
iCloud | 1000,00 |
Жёсткий диск компьютера | 2000,00 |
Память 1 человека | 1000000,00 |
Трафик интернета в секунду | 5000000000,00 |
В памяти каждый человек хранит не только факты, лица и цифры, но и функции: умение говорить и движение, чувственное восприятие и выражение эмоций.
Наша память вовсе не адаптируется к новым информационным условиям, уменьшаясь в объёме. Мы просто перестали её тренировать и использовать, поэтому она расслабилась, как мускулы без нагрузки. Да, существуют смартфоны и сервисы для запоминания паролей, электронные телефонные книги и энциклопедии в цифровом формате. Но в мире точно есть вещи, которые вы не захотите забыть. Значит, придётся приложить усилия.
Побывав в Нью-Йорке, я активно фотографировала виды, чтобы было чем «подпитывать» приятные воспоминания
Рано или поздно неспособность запомнить полезную информацию или вспомнить важную вовремя начинает негативно влиять на производительность, рабочую эффективность, приятность общения и ваше душевное спокойствие в целом.
Объём памяти человека больше, чем у самых продвинутых компьютеров, поэтому её совершенно точно можно улучшить
Причины плохого запоминания
На практике нередко наблюдаются случаи, когда у ребенка происходит нарушение памяти. Это состояние характеризуется невозможность и неспособностью ребенка сохранять, накапливать и использовать информацию, полученную ребенком при взаимодействии с окружающим миром.
Причин развития такого патологического состояния достаточно много. Можно выделить следующие наиболее распространенные факторы, негативно влияющие на развитие памяти у ребенка 8-11 лет, а именно:
- постоянные стрессы и переутомления, которые негативно влияют на общее психофизическое состояние ребенка,
- перенесенные в прошлом соматические заболевания, а также следствие сезонного гиповитаминоза,
- неудачная вакцинация, произведенная в раннем детстве,
- перенесенные ребенком черепно-мозговые травмы,
- развитие различных поражений в структурах головного мозга, в том числе рост опухоли,
- диагностированная задержка речевого и общего развития,
- проявление острых и хронических нарушений кровообращения в голове, атеросклероз, спазм мозговых сосудов и прочие патологические изменения.
ВНИМАНИЕ. Необходимо отметить, что в большинстве случаев плохая детская память поддается корректировке и улучшению. При этом ни в коем случае данный момент не следует оставлять без внимания, так как в дальнейшем плохая запоминаемость может повлечь за собой развитие у школьника психосоматических, неврологических и психологических проблем.
Лайфхаки для отличной памяти
Используйте техники запоминания, чтобы зафиксировать в памяти нужную информацию:
Визуализируйте. Читая книгу, представляйте героев и обстановку. Имя нового знакомого мысленно привязывайте к его внешности. Маша — высокая брюнетка, у Пети татуировка со Спайдерменом на шее. Цифры в номере телефона описывайте при помощи простых образов: 7 — кочерга, 2 — лебедь, 0 — пончик.
Подбирайте ассоциации. Рифмуйте информацию, чтобы лучше её запомнить. С детства я знаю, что «Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит их пополам». После школы мне ни разу не пришлось делить пополам угол, но информация осела в мозге навсегда.
Организуйте информацию. Наведите порядок в почте, заведите отдельные папки для важных адресатов. Составляя список покупок, разбивайте его на категории: напитки, еда, бытовая химия. Определитесь с местом для важных в быту предметов — ключница для ключей, очки на тумбочке у кровати, пульт у телевизора.
Простая ключница очень облегчает жизнь и экономит время панических поисков ключей перед выходом
Упорядочивайте важные вещи. Когда-то этот метод был известен, как «техника Цицерона» или «метод римской комнаты», но знаменитый сериал про Шерлока Холмса навсегда закрепил в общественном сознании название «дворец памяти». Всё просто: в воображении создаётся комната, или дом, дорога, да хоть волшебный лес. Вещи, события или понятия, которые надо запомнить, ассоциируются с определёнными элементами этого пространства и предметами в нём. Например, день рождения друга — воздушный шар, ежемесячная выплата кредита — бездонная яма. После этого достаточно представить эту комнату или мысленно пройтись по дороге, вспоминая ассоциированную информацию. Кстати, если вспоминая задачи на неделю, вы мысленно представляете записи на странице ежедневника или даже в школьном дневнике, вы уже пользуетесь этой техникой.
Мысленно представив страницу дневника, можно быстро сориентироваться в днях недели и спланировать дела на будущую или вспомнить прошлую
Хитрости и трюки не ухудшают эффективность памяти, как короткий и быстрый путь до цели не ухудшает качество дороги. Вы просто облегчаете себе задачу и избавляете от стресса, наводя порядок в голове и жизни.