В 70-ых годах прошлого века ученые-медики Института экспериментальной медицины АМН СССР открыли миру микрополяризацию – новый метод воздействия на нервную ткань головного (ТКМП) и спинного мозга (ТВМП). Новое понятие, как и разработка основных принципов метода, родилось в результате лабораторных экспериментов известного советского нейрофизиолога Бехтеревой Н.П. и многолетней работы ее предшественников: Пфлюгера Е., Вериго Б.Ф., Русинова В.С., Введенского Н.Н. и других выдающихся врачей своего времени.
В ходе исследований ленинградскими учеными была изучена реакция нервной системы на постоянные токи. Выяснилось, что направленное действие постоянного тока малой мощности на нервные клетки помогает достичь положительного результата в лечении заболеваний нервной системы.
В чем заключается транскраниальная микрополяризация ребенку
Транскраниальная микрополяризация головного мозга
– это метод лечения путем воздействия на отдельные структуры мозга слабым постоянным электрическим током, сравнимым с собственными электрическими процессами. В результате воздействия происходит поляризация мембран. Процедура помогает снизить воспаление и отечность, улучшить питание тканей, ток воздействует на нейроны головного мозга, способствуя восстановлению нейронных связей и сетей. Специалисты отмечают, что после курса процедур у пациентов быстрее восстанавливаются нарушенные функции ЦНС, в результате чего улучшается познавательная деятельность, и обучаемость
Воздействие ведется на:
- Корковые участки мозга.
- Сегментарные точки – грудь, шея, поясница.
Дисфункция отдельных участков мозга происходит в результате травм, неудачных операций, врожденных отклонений. Нервная ткань вокруг очага поражения оказывается поврежденной. В результате возникают такие осложнения как слуховые, двигательные, зрительные и речевые нарушения.
Детская микрополяризация восстанавливает ослабленную ткань
. Наибольший эффект процедура оказывает в комплексе с лечебной физкультурой.
Микрополяризация – польза или вред?
Считается доказанным, что микрополяризация головного мозга при задержке речи действует положительно, возбуждая и укрепляя синаптические связи. В случае с аутизмом, причины которого сами по себе недостаточно изучены, микрополяризация рекомендуется как метод, который «можно попробовать».
Обратите внимание! Не существует официальных доказательств эффективности микрополяризации для лечения аутизма. Пропаганда метода основывается на гипотетической пользе и положительном опыте реабилитации взрослых пациентов с речевыми, двигательными нарушениями.
Официально считается, что воздействие слабого тока в течение коротких сеансов никакого вреда причинить не может. Однако отмечаются состояния, при которых подобное лечение проводить нельзя.
Противопоказания
Микрополяризация противопоказана при индивидуальной чувствительности к действию электро импульсов.
Лечение током не проводят:
- при дерматологических заболеваниях, локализующихся в месте закрепления электродов;
- при повышенной возбудимости пациентов;
- детям с аутизмом, которые склонны к истерическим реакциям;
- пациентам, которые имеют сосудистые патологии;
- больным с новообразованиями;
- одновременно с приемом психотропных медикаментов;
- одновременно с проведением курса других физиопроцедур.
Если у вас возникают сомнения в пользе проводимого лечения, то от процедур следует отказаться. Аутизм как болезнь является малоизученным. Настолько же малоизученным остается микрополяризация при аутизме.
Показания:
Врачи направляют малышей на транскраниальную микрополяризацию в Москве, когда диагностируют:
- ДЦП.
- Слуховые и зрительные патологии.
- Поражения ЦНС.
- Задержки психоэмоционального развития.
- Нарушение концентрации и памяти.
- Трудности при обучении.
- Гиперактивность.
- Гиперкинезы.
- Аутизм и синдром Дауна.
- ЧМТ.
- Агрессивность, немотивированные страхи.
- Ночное недержание мочи.
- Судороги.
- Психо-речевые отклонения.
- Заикание и тики.
Как проходит лечение
Перед манипуляцией показана электроэнцефалография для обнаружения очагов повреждения. Воздействие токами физиологической интенсивности обычно включает в себя 10 сеансов длительностью порядка 30-40 минут. На голову пациента надевается шлем, снабженный электродами. Если воздействию подвергается корпус, используют аналогичный пояс.
В ходе сеанса можно заниматься чтением, играми, выполнять упражнения с логопедом. Микрополяризация
не вызывает у детей болезненных или дискомфортных ощущений.
Интегральная характеристика результатов исследования
Проводился подсчет общего балла шкале СДВГ-DSM-IV и показателей опросника J. Swanson.
Были сопоставлены более значимые изменения по шкалам:
- INATT(невнимательность),
- IMP/HYP(гиперактивность/импульсивность),
- ADDH (невнимательность без гиперактивности).
Показатель по шкале ODD (оппозиционное расстройство) был в данных группах изменен незначительно и не представлен в работе.
Результаты представлены в таблице 1 .
Таблица 1
Интегральная характеристика результатов опросника J. Swanson и общего балла по шкале СДВГ-DSM-IV (до курса реабилитации)
Оцениваемые показатели | Основная группа n=61 | Группа сравнения n=37 |
Общий балл | 40,64±0,92 | 40,82±0,93 |
невнимательность | 14,41±0,96 | 15,11±1,10 |
гиперактивность/импульсивность | 6,88±1,098 | 8,176±0,85 |
невнимательность без гиперактивности | 12,41±0,91 | 12,64±0,89 |
Как видно из таблицы, достоверных различий до проводимой реабилитации по сумме баллов интегральной характеристики выявлено не было.
В ходе реабилитации наблюдалось изменение общего балла по шкале СДВГ-DSM-IV, мы учитывали его снижение в основной группе и группе сравнения, не менее чем на 25%.Сравнительные показатели оказались неоднозначными в исследуемых группах, что и иллюстрирует рисунок 3.
Рис. 3. Изменения общего балла по шкале СДВГ-DSM-IV в основной группе и группе сравнения.
Из рисунка 3 видно, что снижение общего балла в результате проводимого восстановительного лечения, статистически достоверно выражено в основной группе (с 40,64 до 18,53, p=0,003). В группе сравнения изменения незначительны и статистически недостоверны (снижение с 40,82 до 31 балла p> 0,05). Проведены исследования динамики общей бальной оценки по шкале СДВГ — DSM-IV в течение 3 курсов реабилитации (период наблюдения составлял 12 месяцев), что наглядно видно из рисунка 4.
Рис.4.Динамика изменения общего балла по шкале СДВГ — DSM-IV в основной группе и группе сравнения (после реабилитации).
Из рисунка 4 видно, что в начале проведения курсов реабилитации показатели общего балла сходны в основной группе и в группе сравнения. В ходе проводимого восстановительного лечения в динамике показатели общего балла за 12 месяцев статистически достоверно значительно уменьшились в основной группе (p< 0,005). Уменьшение основных симптомов отмечалось через 6 месяцев в основной группе, положительное влияние микрополяризации сохранялось через 9 и 12 месяцев.
Таким образом, в ходе проведенного исследования произошли изменения общего балла по шкале СДВГ — DSM-IV и показателей модифицированного опросника J. Swanson, что и отражено в таблице 2:
Таблица 2.
Интегральная характеристика результатов опросника J. Swanson и общего балла по шкале СДВГ-DSM-IV (до и после курса реабилитации).
Оцениваемые показатели | Основная группа n=61 | Группа сравнения n=37 | ||
До лечения | После лечения | До лечения | После лечения | |
Общий балл | 40,64±0,92 | 18,53±1,1* | 40,82±0,93 | 31,0±0,93 |
Нарушения внимания | 14,41±0,96 | 6,53±0,92* | 15,11±1,10 | 14,57±1,23 |
Гиперактивность/импульсивность | 6,88±1,098 | 2,88±0,58* | 8,17±0,85 | 5,52±0,82** |
Невнимательность без гиперактивности | 12,41±0,91 | 5,7±0,76* | 12,64±0,89 | 10,0±0,99 |
Примечание:* p<0,005, **p<0,05 (достоверность различий по сравнению с величинами показателей до лечения).
Как видно из таблицы, статистически значимое уменьшение общей балльной оценки отмечалось только в основной группе (с 40,64 до 18,53, p=0,003) и статистически не достоверно в группе сравнения (с 40,82 до 31 балла p> 0,05).Статистически значимым было снижение баллов в модифицированном опроснике J. Swanson по проявлениям INATT — невнимательность (с 14,41 до 6,53, p = 0,004), IMP/HYP- импульсивность/гиперактивность (с 6,88 до 2,88, p = 0,004), ADDH- невнимательность без гиперактивности (с 12,41 до 5,70,p=0,002) в основной группе, IMP/HYP- импульсивность/гиперактивность (с 8,17 до 5,52, p < 0,05) в группе сравнения и не являлось статистически достоверным в группе сравнения — по проявлениям INATT- невнимательность (с 15,11 до 14,57, p>0,05), ADDH- невнимательность без гиперактивности (с 12,64 до 10,0, p>0,05), что и наглядно отражено на рисунках 5, 6, 7.
Рис. 5 Изменения показателя нарушения внимания в ходе процесса реабилитации. (*p < 0,005)
Рис. 6 Изменения показателя импульсивность/ гиперактивность в ходе процесса реабилитации. (*p < 0,005,** p < 0,05)
В основной группе улучшение по результатам общего балла и показателям опросника J. Swanson. наблюдалось у 50 (81,97%) детей (p = 0,004). Эти дети получили по 3 полных курса восстановительного лечения. У 11 детей (18,03%) общее состояние не изменилось, что было связано с неполным проведением курса реабилитации (проведено по одному или два полноценных или неполных курса реабилитации) из-за самостоятельного прерывания лечения и с отсутствием заинтересованности со стороны семьи.
Рис. 7 Изменения показателя невнимательность без гиперактивности в ходе процесса реабилитации. (*p < 0,005)
В группе сравнения улучшение было достигнуто только у 12 детей (32,43%), состояние без изменения отмечалось у 25 детей (67,57%). Это иллюстрирует рисунок 8:
Рис. 8 Эффективность лечения по данным опросника J. Swanson и общего балла шкалы СДВГ-DSM-IV детей основной группы и группы сравнения.
В результате анализа анкетирования родителей пациентов исследуемых групп было выявлено изменение следующих показателей психоэмоционального состояния:
- улучшение сна;
- возникновение интереса к окружающему миру и проводимым занятиям;
- активизация памяти и внимания;
- ускорение формирования правильных навыков при различных речевых нарушениях; появлении новых звуков, слов;
- улучшение аппетита.
Эти изменения отражены на рисунках 9 и 10.
Рис.9. Показатели психоэмоционального статуса в основной группе и группе сравнения до курса реабилитации.
Как видно из рисунка 8 эти показатели идентичны в обеих исследуемых группах до проведения курсов восстановительного лечения.
Анкетирование родителей основной группы и группы сравнения проводилось в динамике (период составлял 12 месяцев). Результаты анкетирования отражены на рисунке 10:
Рис. 10. Показатели психоэмоционального статуса в динамике в основной группе и группе сравнения.
Как видно из рисунков 9 и 10:
- улучшение сна было статистически достоверно отмечено в основной группе (изменилось с 1,58 до 0,53 p< 0,001) и не было статистически достоверным в группе сравнения (с 1,35 до 0,94, p>0,05);
- активизация памяти и внимания статистически достоверно проявилось в основной группе (с 2,23 до 1,06, p < 0,005) и не было статистически достоверным в группе сравнения (с 2,17 до 1,71, p> 0,05);
- ускорение формирования правильных навыков при различных речевых нарушениях было статистически достоверно выражено в основной группе (с 2,05 до 1,01, p <0,005) и не было статистически достоверным в группе сравнения (с 2,17 до 1,41, p> 0,05);
- возникновение интереса к окружающему миру и проводимым занятиям статистически достоверно проявилось в основной группе (с 1,94 до 0,88, p < 0,005) и не было статистически достоверным в группе сравнения (с 1,88 до 1,35, p> 0,05);
- улучшение аппетита было статистически достоверно выражено в основной группе (с 1,29 до 0,77, p <0,05) и не было статистически достоверным в группе сравнения (с 1,23 до 1,06, p> 0,05).
При сравнительном анализе результатов визуальной оценки электроэнцефалограммы после курса ТКМП положительная динамика отмечалась у 39 детей (63,9 %) основной группы и 11 детей (29,7%) группы сравнения.
Регистрировались следующие положительные изменения: увеличение количества групп альфа-волн в теменных отведениях полушарий и снижение количества полифазных потенциалов в затылочных отведениях. Данные количественной ЭЭГ свидетельствуют об увеличении мощности волн альфа-диапазона в теменных и затылочных отведениях.
Таким образом, положительные клинические изменения у детей с СДВГ, такие как неуместная, не соответствующая ситуации избыточная активность дефицит внимания, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, заниженная самооценка, сопутствующие нарушения поведения, двигательная неловкость вследствие статико-локомоторной недостаточности полностью подтвердились при функциональном исследовании.
Результаты ТКМП
После прохождения курса транскраниальной микрополяризации детям в Москве можно заметить следующие положительные изменения:
- Улучшение социальной адаптации.
- Рост способности к обучению.
- Восстановление пораженных нервных тканей.
- Нормализация речевых, двигательных функций.
- Рост остроты зрения и слуха.
- Нормализация обменных процессов в мозге.
- Выравнивание психоэмоционального фона.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Устранение заиканий, картавости.
- Активизация умственных и творческих способностей.
Среди плюсов процедуры ТКМП:
- Простая, неинвазивная процедура.
- Не требует периода восстановления.
- Обладает высокой степенью избирательности воздействия.
- Обеспечивает широкий спектр положительных действий.
- Сокращение рисков осложнений после инсультов, оперативных вмешательств и ЧМТ.
Стоимость транскраниальной микрополяризации
головного мозга составляет 1 600 рублей (с учетом скидки -20%)
Микрополяризация головного мозга детям ивзрослым: показания и противопоказания
На данный момент метод микрополяризации не является широкодоступным ввиду сложности усреднения результатов из-за использования приборов разного производства и недостаточного количества контрольных исследований. Однако этот метод хорошо зарекомендовал себя при лечении логопедических и поведенческих дефектов.
При каких заболеваниях можно прибегать к ТКМП головного мозга?
В связи с тем, что показана довольно высокая эффективность метода, он может использоваться как самостоятельное, так и как часть комплексного лечения у взрослых и детей.
Исследования показывают, это ТКМП может быть ценным инструментом при лечении:
- Психоневрологических заболеваний, таких как депрессия, беспокойство, страхи, болезнь Паркинсона, хронические боли, тики
- Детских церебральных параличах различной степени тяжести
- Органических поражениях ЦНС
- Сосудистых заболеваниях головного мозга
- Черепно-мозговые травмах
- После нейроинфекционных заболеваний головного мозга
- Неврозах
- Нарушениях слуха (сенсоневральная тугоухость)
- Нарушениях зрения (нистагм, косоглазие)
- Нарушении речевого развития у детей
- Отставании в развитии
- Синдроме гиперактивности, дефиците внимания
- Эпилептического синдрома
Показано, что в результате применения микрополяризации мозга усиливаются восстановительные процессы после инсульта в 3 раза, повышение остроты зрения 2 раза, улучшение речевых функций в 2-3 раза. Причём, у детей эффективность методики ТКМП в несколько раз больше, чем у взрослых. Исследования показали, что после применения микрополяризации головного мозга у детей с задержкой психического развития, отмечаются существенные сдвиги в социализации и коррекции состояния.
У детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью ТКМП головного мозга способствуетулучшению когнитивных функций мозга, памяти, эмоционального статуса ребёнка, внимания, нормализует сон, снижает импульсивность.
При нарушении речи при воздействии на речевые области отмечаются значительные положительные сдвиги, при чём эффект превышает результат медикаментозной терапии.
Микрополяризация может быть использована также и у здоровых людей для улучшения мозговых функций при нагрузках (экзамены, стрессы, напряженная интеллектуальная работа).
В связи с тем, что в отличии от других методик (электросудорожной терапии, магнитной стимуляции, транскраниальной электростимуляции), которые противопоказаны при эпилепсии, слабый ток микрополяризации может применяться для активации собственной антиэпилептической системы мозга.
Важно отметить, что при синдроме Дауна, раннем детском аутизме и других генетических болезнях, оказывающих влияние на умственное и речевое развитие, микрополизация применяется с осторожностью в связи с недостаточной изученностью заболеваний. Как правило, результаты либо незначительны, либо отсутствует. Ухудшения состояния не наблюдалось.
К применению микрополяризации мозга есть ряд противопоказаний:
- Индивидуальная непереносимость электрического тока;
- Опухоли;
- Простудные и инфекционные заболевания;
- Повышенная температура тела;
- Наличие инородных тел в черепе (заменитель ткани);
- Системные заболевания крови;
- Гипертоническая болезнь;
- Выраженный атеросклероз сосудов головного мозга;
- Повреждение кожных покровов в области воздействия.
Процедуры несовместимы с ноотропной терапией, иглорефлексотерапией, МРТ, вибростимуляцией и электростимуляцией мышц, применением различных сильных психотропных средств.
Данный метод может использоваться только квалифицированным специалистом-нейрофизиологом в медицинском учреждении после предварительной консультации с терапевтом.