Занятия с нейропсихологом в Ближнем Переделкино

Ребенок перебивается с двойки на тройку? Он не в силах выучить даже короткое стихотворение? Пишет с ошибками, и вся тетрадь в красных исправлениях?

Если вы проводите весь вечер за домашним заданием, а на следующий день ребенок опять приносит двойку или тройку, это не значит, что он не способен учиться или патологически ленив. Чаще всего причина кроется в недостаточной сформированности высших психических функций, незрелости мозговых структур. Поможет ребенку в этой ситуации специалист, который называется нейропсихолог.

Кто такой нейропсихолог

Нейропсихология изучает влияние состояния мозга на поведение и психические возможности человека.

Например, если ребенок на уроке отвлекается, а на перемене носится как угорелый, не всегда проблема в воспитании. Иногда малыш не может вести себя иначе из-за недоразвитых участков головного мозга.

Нейропсихолог с помощью физических упражнений и игр «подтягивает» развитие мозга и помогает маленькому пациенту обрести внимание, память и усидчивость, положенные по возрасту. Чаще всего его клиенты — дети от 4 до 12 лет. Мол, после что-то исправлять уже поздно.

Но есть нейропсихологи и для взрослых, которые помогают справиться с последствиями серьезных травм. Например, вернуть былую мозговую активность после инсульта.

Нейропсихолог — перспективная профессия для психолога

В каких случаях следует обратиться к детскому нейропсихологу?

Чаще всего функциональная незрелость структур головного мозга у ребенка, который здоров в неврологическом отношении, проявляется в следующих ситуациях:

  • наступает возрастной кризис;
  • начинается обучение в детском саду, школе;
  • резко возрастает умственная или эмоциональная нагрузка.

Положение усугубляется стрессом или сложной жизненной ситуацией, например, развод родителей, утрата близкого родственника, переезд в другой город и т. д. Функциональная незрелость структур мозга часто возникает из-за того, что детей в раннем возрасте слишком перегружают «развивашками». Бывает, трехлетний карапуз ходит и на китайский, и на музыку, и в театральный. В результате происходит то же самое, когда высотное здание возводят на слабом фундаменте: оно рушится.

Родители удивляются, почему ребенок, формально полностью готовый к обучению, то есть умеющий читать, считать, писать, начинает плохо себя вести, получать неудовлетворительные оценки, испытывает трудности при нахождении в коллективе. Большинство родителей начинают обращаться за помощью к репетиторам или наказывать ребенка, когда как на самом деле настоящая причина кроется вовсе не в детской лени, а в отсутствии прочного «фундамента» для успешного обучения.

Показать ребенка детскому нейропсихологу необходимо в следующих случаях:

  • малыш не может контролировать себя, «не слышит» замечаний взрослых;
  • его поведение взрывное, импульсивное;
  • ему свойственна гиперактивность или излишняя медлительность;
  • плохо координирует свои действия, не ориентируется в пространстве, в возрасте старше 6 лет не знает, где право и лево;
  • у ребенка неразборчивый почерк, он путает написание похожих букв, смешивает глухие и звонкие звуки, пишет «зеркально»;
  • не может выделить основные признаки предмета: цвет, размер, вес, форму, предназначение);
  • он плохо запоминает материал, а потому учеба дается ему тяжело;
  • он не в состоянии самостоятельно выполнить задание в классе или дома;
  • ребенок быстро устает, легко отвлекается, с трудом сосредотачивается на задании;
  • он «не видит» строчку, не понимает простейшие формулировки заданий, не умеет выполнять действия по заданному алгоритму;
  • с трудом овладевает чтением, письмом, счетом.

Кроме того, помощь нейропсихолога необходима, если ребенок давно занимается с логопедом с практически нулевым результатом, или у него выявлено отставание в развитии – умственном, речевом, психическом, психоречевом.

Чем нейропсихолог отличается от других специалистов

Сможете с ходу сказать, чем отличаются психолог, клинический психолог, психотерапевт, психиатр, дефектолог, нейропсихолог? Давайте попробуем разобраться. Для начала разделим профессии на две большие группы: врачи и… не врачи.

Врачи

К первой категории относятся психиатры и психотерапевты.

Психиатр лечит или стабилизирует тяжелые психические состояния пациентов. Разговаривать и увещевать в таких случаях уже поздно, применяются медицинские препараты.

Психотерапевт — пограничный специалист. Это психиатр, который прошел дополнительное обучение по психологии. Он и лекарство пациенту выписать может, и словом вылечить. Оказывается, не всегда тяжелые состояния поздно лечить словом, комплексная терапия может быть эффективнее.

Не врачи

Вторая группа — это гуманитарные специалисты или педагоги-психологи.

Психолог работает со здоровыми людьми. Он выслушает, поможет найти причину конфликта или ссоры, посоветует, где искать решение. С расстройствами психики он не работает.

Клинический психолог — тоже еще не врач, хотя практикует в медицинских учреждениях. Он не может выписывать лекарства или ставить медицинские диагнозы, просто работает с немного более тяжелыми случаями, чем психолог.

Дефектолог помогает справиться с дефектами психических функций, зона его ответственности — преимущественно дети, хотя и взрослые клиенты тоже бывают. В арсенале дефектолога развивающие упражнения и игры. Если какую-то функцию полностью восстановить не выходит, ищется способ заместить недостающий навык. Например, не выходит читать — будем слушать.

Нейропсихолог работает с теми же дефектами, но ищет их причину в соответствующих зонах головного мозга… Ну об этом мы уже писали выше. Словом, нейропсихолог — тоже не врач, хотя эта педагогическая специальность и граничит с медициной.

Нейропсихологическая коррекция

Нейропсихологическая коррекция носит сугубо индивидуальный характер. Схема занятий подбирается после тщательной диагностики и детального изучения полученных результатов.

Систематические занятия с детским нейропсихологом позволяют влиять на развитие крохи.

Через игры, комплекс двигательных упражнений и специальным образом простроенный курс занятий происходит активное развитие высших психических функций. Со временем ребенок обретает способность контролировать психическую деятельность, у него формируется зрительное и слуховое восприятие, а выявленные ранее нарушения психических функций корректируются. Важно выполнять все предписания нейропсихолога и заниматься с ребенком дома, ведь это поможет не только добиться скорейших результатов, но и укрепит доверительные отношения в семье.

Как стать нейропсихологом

Специальности «Нейропсихология» в нашей системе образования нет. Чтобы получить эту профессию, придется сначала обучиться на психолога или клинического психолога… Даже на психиатра можно, только это медицинское образование, так что оно займет гораздо больше времени. А после нужно будет пройти программу повышения квалификации.

Например, нужная программа есть на факультете психологии МГУ. Принимают туда с высшим психологическим, педагогическим или медицинским образованием. То есть возможностей стать нейропсихологом масса. Обучение длится всего 4,5 месяца и стоит 40 000 рублей.

Обучение нейропсихологии на факультете психологии МГУ

А в психолого-педагогическом университете все выглядит еще серьезнее: берут только психологов, учат 10 месяцев и берут за это 100 тысяч рублей.

Только не стоит рассчитывать, что обучение ограничится парой месяцев. Хороший специалист учится постоянно, все во имя квалифицированной помощи клиентам!

Какой возраст считается подходящим для посещения нейропсихолога

Уровень сенсомоторного развития ребенка можно оценить уже через 40 дней после рождения. Родители при внимательном наблюдении за малышом могут оценить его самостоятельно. Если ребенок не может выполнять объем движений, свойственный его возрасту, родители начинают беспокоиться. А вот раннее созревание малыша, наоборот, их радует. И вряд ли кто из мам знает, что ранняя речь, например, может привести к незрелости эмоциональной сферы маленького человека. Важно отследить, нет ли в развитии ребенка перекосов — чем и занимается нейропсихолог.

Оптимальный возраст обращения к специалисту — 5 лет. До школы остается год, самое время определиться с ведущей рукой, оценить уровень развития ребенка, спрогнозировать, с какими сложностями он столкнется во время учебы.

Специалисты нашего Центра заметили, что вторая волна обращений к нейропсихологам приходится на детей 8–9 лет. Они переходят в третий класс, требования учителей ужесточаются, за учебу ставят настоящие оценки. Некоторые дети с трудом адаптируются в новой реальности, им необходима помощь. Занятия с нейропсихологом для детей школьного возраста нужны для улучшения памяти, преодоления трудностей с письмом, правильного восприятия речи и т.д.

В целом нейропсихологическая коррекция нарушений развития детей эффективна в возрасте 3–12 лет. В этот период структуры мозга находятся на стадии формирования. Чем старше ребенок, тем больше привычных стереотипов в его поведении. Занятия с нейропсихологом для детей этого возраста особенно важны, поскольку нескорректированные нарушения негативно повлияют на их взрослую жизнь.

Методы и подходы в работе детского нейропсихолога

Современная нейропсихология имеет в своем арсенале различные методы работы (например, метод Томатиса), однако чаще применяется комплексный подход. В зависимости от необходимости и результативности занятий один или несколько методов играют ведущую роль.

На начальном этапе превалирует метод замещающего онтогенеза

Работа с использованием это метода часто занимает значительное место в коррекционной деятельности нейропсихолога. Суть его заключается в том, чтобы посредством определенной двигательной активности дать возможность незрелым участкам мозга пройти необходимый путь развития.

Данная организму возможность«прожить» заново период раннего развития помогает правильным образом установить функционирование необходимых нейронных связей, обеспечить в дальнейшем работу высшей психической деятельности. Именно этот период является базой для развития у ребенка зрительно-моторного ориентирования, самоконтроля, пространственного восприятия, внимания, мышления.

Задания строятся на принципе телесно-ориентированных упражнений. Сюда могут входить массаж, определенного рода физические движения, групповые подвижные игры.

Следующий этап включает когнитивную коррекцию

В нем тоже преобладают телесно-ориентированные игры и упражнения, но работа ведется в несколько другом направлении. Кроме того, используются и задания с использованием карточек, рабочих тетрадей, дидактические игры.

База создана, теперь настало время формирования необходимых психических функций. За тот период времени, когда основа еще не была сформирована, успели образоваться отставания в развитии ВПШ. Когнитивная коррекция призвана устранить этот недостаток.

В процессе работы производится расширение объема зрительной информации, развитие межполушарных связей, гностических функций, мышления, памяти, слухового восприятия. В занятиях используются игры с движениями, рисование и работа двумя руками одновременно, упражнения на тактильные ощущения (узнавание фигур, цифр и букв, «нарисованных» на спине или ладони пальцем педагога).

Различные дидактические коммуникативные игры побуждают к развитию такие навыки как контроль за деятельностью, саморегуляцию, произвольное внимание и мотивацию к достижению результата.

На третьем, заключительном, этапе происходит закрепление полученных навыков

Кроме того, важное значение на данной стадии развития уделяется формированию коммуникативных умений, адаптационных способностей. Для успешной жизни дети должны иметь социальные навыки, общаться, находить общий язык с окружающими, уметь находить выход из сложных ситуаций.

В своей работе нейропсихологи используют различные техники:

  • Опора на сохранные звенья. Адаптация ребенка производится с учетом его более развитых и сильных сторон.
  • Атака на слабые стороны. Основой этого метода работы является наибольший упор на работу над менее развитыми функциями и стимулированием их правильной работы.
  • Формирующее обучение. Принцип базируется не на коррекции несформированной функции (этот метод используется при отсутствии глобальных нарушений), а на стимулировании развития конкретного навыка. По данной методике определенной деятельности уделяется максимум внимания и востребованности, что стимулирует ребенка. Обучение же производится не по принципу формирования отдельных навыков, а на восприятии действия в целом.
  • Метод интерактивного подхода. Ведущая идея метода — повышение мотивации ребенка к активной совместной работе и достижению результата путем вовлечения его в процесс занятий без акцентирования на отстающие сферы. При этом педагог постепенно все большую часть деятельности передает ребенку.
  • Еще один интересный метод — мозжечковая стимуляция, занятия на балансировочной доске. Доказанная связь работы мозжечка со всеми отделами нервной системы позволяет стимулировать синхронизацию работы обоих полушарий мозга, улучшает речь, чтение и письмо, корректирует поведение ребенка.

Нейропсихологическая коррекция позволяет добиться больших успехов, улучшая общее развитие ребенка, его успехи в обучении и раскрывая его потенциальные возможности.

Кому требуется консультация нейропсихолога

Нейропсихологическое обследование будет полезно пройти каждому ребенку в возрасте 2-12 лет. Сегодня к данному специалисту чаще всего приводят детей, у которых наблюдаются следующие симптомы:

  • недостаточное развитие мелкой моторики рук;
  • общая моторная неловкость;
  • невнятная речь;
  • повышенная подвижность (иногда у таких ребят поставлен диагноз «гиперактивность с дефицитом внимания»);
  • патологические содружественные движения (во время рисования или письма «оживает» язык, ноги, порой все тело)

Нейропсихолог определит причины проблем ребенка, обусловленные спецификой работы его мозга, выяснит, какая его зона «дала сбой». Специалист расскажет родителям о сильных и слабых сторонах маленького пациента, обозначит эффективные способы решения проблем. Ведь, например, банальная неграмотность у школьника может являться следствием неустойчивого внимания, нарушения способности различать звуки на слух, особенностью восприятия и пр.

Определив истинную причину такого состояния, специалист даст конкретные рекомендации, как преодолеть трудности в обучении. Если же ребенок дошкольник, то нейропсихолог подскажет, как подготовить малыша к школе и предупредить возможные проблемы, при необходимости предложит групповую или индивидуальную программу коррекции (специальные занятия).

С кем работает детский нейропсихолог

В последнее время становятся особенно актуальны занятия с этим специалистом для детей. Нарушения работы головного мозга возникают вследствие различных причин, в частности:

  • родовых травм;
  • гипоксия плода во время беременности;
  • черепно-мозговые травмы;
  • воздействие наркоза;
  • тяжелые заболевания в раннем детском возрасте.

Кроме того, большое влияние, к сожалению, оказывают и изменившиеся социальные условия, в которых растут современные дети. Замена «живого» общения компьютерным, уменьшение объема игровой деятельности, культуры дворовых игр и времяпрепровождения с детьми более старшего возраста, обеспечивающего логическую передачу умений и знаний от старших к младшим.

Занятия с нейропсихологом рекомендованы при наличии многих нарушений:

  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  • Задержка психического и (или) речевого развития.
  • Расстройства психики аутичного спектра.
  • Перинатальная энцефалопатия в анамнезе.
  • Заикание (логоневроз).
  • Нарушения речевого развития.
  • Дислексия или дисграфия.
  • Проблемы с обучением в школе.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]