Проблемы с использованием или пониманием языка (афазия) появляются, согласно статистике исследований, проводимых НАБИ (Национальной Ассоциацией по борьбе с инсультом), у 25 больных из 100. Каждый четвертый больной ощущает трудности, связанные с вербальным общением — умением говорить, писать или понимать устный и письменный язык. Это свидетельствует о том, что острое нарушение мозгового кровообращения затронуло один или несколько центров контроля языка.
Афазия — это симптом повреждения головного мозга, а не болезнь. Насколько индивидуальна картина повреждений, настолько же индивидуально проявляется у каждого пациента афазия. Это условие и определяет индивидуальный характер подбора методик восстановления речи после инсульта для каждого пациента.
Выделяют четыре основных вида постинсультных нарушений речи
Повреждение языкового центра в доминирующем полушарии — область Брока — приводит к тому, что пациенты теряют способность передавать свои мысли с помощью связных и грамматически правильных языковых конструкций. И наоборот, патологические изменения в области Вернике (сенсорный центр) приводят к проблемам восприимчивости к языку. Такие пациенты с трудом понимают устную или письменную речь. Они часто строят правильные грамматические конструкции, но их высказывания могут быть лишены смысла. Наиболее тяжелая форма афазии (глобальная или тотальная) встречается у пациентов с обширными повреждениями нескольких областей мозга, отвечающих за понимание и речь. Самая легкая форма афазии — амнестическая — приводит к затруднению работы со словарным запасом.
Как на практике проявляются эти виды афазии?
Повреждение языкового центра в доминирующем полушарии — область Брока — приводит к тому, что пациенты теряют способность передавать свои мысли с помощью связных и грамматически правильных языковых конструкций. И наоборот, патологические изменения в области Вернике (сенсорный центр) приводят к проблемам восприимчивости к языку. Такие пациенты испытывают трудности с пониманием устной или письменной речи. Они часто строят правильные грамматические конструкции, но их высказывания могут быть лишены смысла. Наиболее тяжелая форма афазии (глобальная или тотальная) встречается у пациентов с обширными повреждениями нескольких областей мозга, отвечающих за понимание и речь. Самая легкая форма афазии — амнестическая — приводит к затруднению работы со словарным запасом.
Как на практике проявляются эти виды афазии?
- Моторная афазия. Вы знаете, что хотите сказать, но не можете найти (вспомнить, правильно употребить и произнести) нужные слова.
- Сенсорная афазия. Вы слышите, как кто-то говорит, или видите печатный текст, но не может понять смысл слов.
- Амнестическая афазия. Вы затрудняетесь с подбором и использованием правильных слов для обозначения некоторых людей, предметов, мест или событий.
- Глобальная афазия. Вы не можете говорить, писать, читать и не понимаете, что говорят вам.
АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ
Стадия расстройств средней и лёгкой степени выраженности
1. Расширение рамок слухового восприятия:
— показ предметов (реальных и на картинках) по названиям, предъявляемых парами, тройками и т.д.;
— показ частей тела по тому же принципу;
— выполнение 2-3-звеньевых устных инструкций;
— ответы на развёрнутые вопросы, усложнённые по синтаксической структуре;
— прослушивание текстов, состоящих из нескольких предложений, и ответы на вопросы по содержанию текстов;
— письмо под диктовку с постепенным наращиванием фраз;
— чтение постепенно наращиваемых фраз с последующим воспроизведением (по памяти) каждого из предложений и всего набора в целом.
2. Преодоление слабости слухо-речевых следов:
— повторение по памяти прочитываемых букв, слов, фраз с постепенным увеличением промежутка времени между прочтением и воспроизведением, а также с заполнением паузы каким-либо другим видом деятельности;
— заучивание наизусть коротких стихотворений и прозаических текстов;
— повторный показ предметов и картинных изображений через 5-10 сек., через 1 мин. после первого предъявления;
— чтение текстов с «отставленным» по времени пересказом (через 10 мин.,30 мин., на следующий день и т.д.);
— составление устно предложений по опорным словам, воспринимаемым зрительно;
— перечисление по буквам слов с постепенно усложняющейся звуковой структурой, и постепенный уход от письменного образца этих слов.
3. Преодоление трудностей называния:
— анализ зрительных изображений и самостоятельное рисование предметов, обозначаемых словами-названиями;
— смысловое обыгрывание в контекстах различного типа слов, обозначающих предметы, действия и признаки предметов;
— классификация слов с самостоятельным нахождением обобщающего слова;
— упражнения по толкованию слов с конкретным, абстрактным и переносным значением.
4. Организация развернутого высказывания:
— составление рассказа по серии сюжетных картинок;
— пересказ текстов, сначала по подробному плану, затем–по свёрнутому, затем–без плана;
— развёрнутые диалоги на внеситуативные темы (профессиональные, общественные и т.д.);отработка образцов коммуникативной и повествовательной письменной речи (поздравительные открытки, письма, изложения, сочинения на заданную тему и т.п.).
Инсульт: восстановление речи. Упражнения
Пациентов с диагнозом афазия и нарушениями речи волнуют вопросы: возможно ли ее восстановление после инсульта в полном объеме и сколько на это потребуется времени?
Прежде всего, необходимо принимать во внимание необратимость процесса разрушения клеток мозга. Чтобы вернуть пациенту способность говорить, специалистам потребуется подобрать такие средства восстановления после инсульта, которые помогут переключить речевые функции на ближайшие не затронутые болезнью участки мозга. А сроки зависят, в том числе, и от высокой инертности клеток мозга – ведь необходимо переключить их на несвойственные им функции
Разработано множество методик восстановления речи после инсульта, которые могут ускорить этот процесс — речевая, мелодичная, визуальная, художественная и т.д. Эти логопедические методы применяются наряду с медикаментозной терапией – пациенту назначают препараты, способные подтолкнуть процессы образования новых нейронных связей.
Метод интонационной (мелодичной) терапии основан на «пении». Пациенту предлагается петь слова, которые не удается отчетливо произнести. Визуальная терапия использует возможность формирования ассоциаций между словами, обозначающими предмет, и их визуальным изображением.
Самая распространенная методика лечения афазии — речевая (логопедическая) терапия. Занятия по методике проводятся с логопедом-афазиологом и включаются в курс интенсивной реабилитации больных после инсульта в той мере, в которой это необходимо конкретному пациенту.
Упражнения для восстановления речи после инсульта начинаются с комплекса, который призван постепенно восстановить у пациента навыки владения артикуляционным аппаратом. Это может быть произнесение отдельных звуков, слогов или слов, проговаривание скороговорок. Упражнения выполняются с логопедом, а результаты закрепляются самостоятельно в свободное от занятий время. Чем интенсивнее занятия, тем больше вероятность восстановления.
Лечение афазии после инсульта
Афазия – это нарушение, развившееся вследствие органических или физических повреждений головного мозга. Причиной такого расстройства может стать травма или инсульт.
Диагностикой нарушения речи занимаются логопед-афазиолог, невролог и нейропсихолог. Этот же специалист проводит и основную часть реабилитационных занятий, направленные на возвращение больному речевых навыков.
Виды афазии
Восстановление речи после инсульта происходит долго. Лечение лучше начать сразу после приступа, в противном случае эффективность реабилитационных процедур значительно снижается. Состояние больного должен контролировать как логопед, так и невропатолог.
Есть вопросы? Задайте их по телефону.
Инсульт может привести к развитию таких форм афазии:
- Сенсорная. При инсульте поражается речевой центр Вернике, и в результате расстройства больной утрачивает способность понимания человеческой речи. Пациент неправильно произносит слова, при этом не понимает, что его речь нарушена.
- Амнестическая. Пациент может связно говорить, но не знает, как называются привычные предметы.
- Семантическая. Больной способен понимать значения некоторых слов, но не воспринимает сложные предложения.
- Тотальная. Комплексное поражение, возникающее при обширном инсульте. Пациенты утрачивают способность понимания человеческой речи, и сами могут произносить лишь односложные звуки. При тотальной афазии нарушается работа моторного и сенсорного центра речи, что делает процесс восстановления особенно сложным.
Приступать к лечению необходимо сразу же, после определения формы нарушения речи.
Лечение афазии в
Специалисты реабилитационного занимаются лечением афазии в Екатеринбурге. Перед началом лечения мы используем комплексную диагностику, используя такие методы:
- тестирование устной и письменной речи;
- МРТ и КТ головного мозга;
- люмбальная пункция;
- исследование сосудов головы и шеи.
Мы проводим занятия и другие восстановительные мероприятия как в условиях реабилитационного центра, так и дома у пациента. Наряду с логопедическими упражнениями наши специалисты задействуют и другие методы:
- ЛФК;
- физиотерапевтические процедуры;
- занятия на тренажерах.
Особое внимание при проведении реабилитации наши специалисты уделяют психологическому состоянию пациентов. Восстановительный период имеет огромное значение, и больные в это время испытывают большую нагрузку. Часто пациенты страдают от депрессии, суицидальных мыслей, а также отказываются об общения. Именно поэтому во время реабилитационных процедур больным помогают не только логопеды, но и психологи.
Специалисты занимаются лечением всех видов афазии, поэтому могут вернуть способность говорить и выражать свои эмоции даже пациентам, находящимся в тяжелом состоянии. Если вы хотите получить консультацию, касающуюся организации лечения или наших методик, то мы будем рады предоставить вам исчерпывающую информацию.
Формы афазии
Сенсорная афазия В основе ее развития лежит утрата фонематического слуха, что ведет к невозможности понимать устную речь окружающих и формулировать свои мысли. Другими словами, родная речь для человека звучит, как непонятная для него, а сам он произносит слова в случайном порядке, не осознавая, что фразы его бессмысленны. Письменная речь также в этом случае нарушена. Сохраняется лишь способность к чтению, без восприятия прочитанного материала. Сенсомоторная афазия (тотальная афазия) Страдает как фонематический слух, так и инициация речи – человек не понимает обращенных к нему слов и не в состоянии начать говорить сам. Эфферентная моторная афазия Пациент понимает устную и письменную речь, но сам говорит и формулирует свои мысли с трудом. Характерной чертой его речи становится так называемый «телеграфный стиль», при котором человек говорит медленно, безэмоционально, с длительными паузами между словами, практически без употребления глаголов. Часто такие пациенты не могут повторить сказанную врачом фразу, а читать и писать могут либо с трудом, либо не делают этого вовсе. Динамическая афазия (транскортиальная моторная афазия) Клиническая картина схожа с предыдущей, но в данном случае пациенты способны повторять фразы за врачом. Акустикомнестическая афазия Характеризуется нарушениями в импрессивной речи. Пациент различает звуки, но затрудняется в построении слов. Главным затруднением становится распознавание существительных в потоке речи. Пациент заменяет их местоимениями. Оптикомнестическая афазия Пациент не в состоянии назвать предмет, демонстрируемый ему. При этом пациент понимает, для чего этот предмет нужен. Амнестическая афазия Объединяет два предыдущих вида – акустикомнестическую и оптикомнестическую афазии. Семантическая афазия Характеризуется нарушением способности пациента к правильному построению предложений. Проблемы возникают как при попытке сформулировать сложную фразу, так и при попытке понять сложные высказывания собеседника.
СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ
Стадия расстройств средней и лёгкой степени выраженности
1. Преодоление пространственной апрактогнозии:
— схематическое изображение пространственных взаимоотношений предметов;
— изображение плана пути, комнаты и т.д.;
— конструирование по образцу, по словесному заданию;
— работа с географической картой, часами.
2. Восстановление способности понимания слов с пространственным значением (предлогов, наречий, глаголов с приставками «движения» и т.д.):
— наглядное изображение простых пространственных ситуаций, обозначаемых предлогами и другими частями речи;
— заполнение пропущенных «пространственных» элементов в слове и фразе;
— составление фраз со словами, имеющими пространственное
3. Конструирование сложноподчинённых предложений:
— уточнение значений подчинительных союзов;
— заполнение пропущенных главных и придаточных предложений;
— составление предложений с заданными союзами.
4. Восстановление способности понимания логико-грамматических ситуаций:
— картинное изображение сюжета конструкции;
— введение дополнительных слов, обеспечивающих смысловую избыточность («отец моего брата», «письмо от любимой подруги» и т.д.);
— введение логико-грамматических конструкций в развёрнутый смысловой контекст;
— предъявление конструкций письменно, а затем устно.
5. Работа над развёрнутым высказыванием:
— изложения, сочинения;
— импровизация на заданную тему;
— толкование сложных по смысловой структуре слов…
Статья с сайта: wapref.ru/referat_qasyfsujgpolyfsaty.html