Чтобы стать умнее, нужно развивать все типы интеллекта, имеющиеся в распоряжении. Но большинство из нас на протяжении жизни занимается развитием исключительно своего IQ, и этот процесс включает в себя чтение, обучение, профессиональный рост, хобби.
Очень немногие целенаправленно развивают эмоциональный интеллект, учатся наблюдать за людьми и воспринимать эмоции окружающих, брать под контроль свои собственные эмоции. И совсем мало тех, кто слышал, что есть еще два типа интеллекта, а значит, и дополнительные возможности стать умнее.
Известный американский коуч Стивен Кови выделяет 4 типа интеллекта:
- Физический интеллект (PQ).
- Ментальный интеллект (IQ).
- Эмоциональный интеллект (EQ).
- Духовный интеллект (SQ).
Стивен Кови в свое время получил степень МВА в Гарварде и степень доктора философии в Мормонском университете Бригама Янга, а его работа в реальном секторе экономики о. Имя Стивена Кови включено в список 25 самых влиятельных людей Америки по версии журнала Time. А наибольшую известность ему принесла его книга «7 навыков высокоэффективных людей», переведенная на многие языки мира.
Помимо собственно набора навыков, необходимых для того, чтобы стать эффективным, Стивен Кови обращает внимание, что у каждого из нас для этого гораздо больше возможностей, чем мы думаем. Эти дополнительные возможности как раз и заключаются в наличии нескольких типов интеллекта. У каждого человека эти типы интеллекта развиты в разной степени и каждый может развить любой тип своего интеллекта дополнительно.
А чтобы было понятнее, о чем конкретно идет речь, рассмотрим по порядку все типы интеллекта, которые выделяет Стивен Кови.
Физический интеллект (PQ)
Physical Quotient – это интеллект человека, связанный с физическим телом, физическим мироощущением, стремлением к здоровью и красоте, материальному достатку и комфорту. И это интеллект физического тела, который приводит в действие системы органов человека, чтобы обеспечить выживание, исцеление, развитие физического тела, необходимое для достижения желаемого уровня благосостояния и комфорта.
У человека есть возможность развивать и применять физический тип интеллекта наравне с любым другим. Склонность человека пользоваться физическим интеллектом для решения повседневных задач можно определить по его заинтересованности в занятиях спортом, танцами, играми, рукоделием – в общем, всем, где требуется физическая сноровка. Иногда физический интеллект называют практическим, что вполне вписывается и в суть определения, и в аббревиатуру PQ – Practical Quotient.
Физический интеллект – важная базовая составляющая жизни человека, без которой было бы невозможно его выживание и развитие. Однако если по какой-либо причине развивается только физический интеллект, для гармонического развития личности этого совсем недостаточно. Человека от животного отличает интеллект ментальный, и тут тоже нужны кое-какие пояснения.
Социальный интеллект
Интерперсональный тип интеллекта по-другому называемый социальным, наделяет своих обладателей отличными коммуникативными способностями. Эти люди хорошо умеют понимать других: их эмоции, потребности, намерения и цели.
Они всегда в центре внимания, часто становятся лидерами и душой компании.
Для саморазвития людям с интерперсональным типом интеллекта необходимо принимать участие в групповых мероприятиях, где поощряется сотрудничество, например, командный спорт.
Карьера: область образования, человеческих ресурсов, социальная сфера, консалтинг, психиатрия, менеджмент, политика, наставничество.
Ментальный интеллект (IQ)
Intelligence Quotient – это и есть тот самый интеллект, который человек в норме развивает всю жизнь: учится, совершенствуется в профессии, читает книги. Когда мы говорим об интеллекте как таковом, мы имеем в виду как раз именно ментальный интеллект. Так, ментальный интеллект – это наша способность думать, анализировать, выражать свои мысли устно и письменно, создавать абстрактные образы и прочие мыслительные конструкции.
Важность ментального интеллекта настолько велика, что люди постоянно пытаются измерить интеллект в целом и его составляющие в каких-то исчисляемых единицах. Классический пример – тест на IQ, более свежие примеры – тесты ВНО по различным предметам, призванные определить уровень знаний по отдельным дисциплинам и, как результат, уровень развития интеллекта, достигнутый за время обучения в среднем учебном заведении.
Правда, многие эксперты все более склоняются к мнению, что какие бы то ни было тесты нельзя считать истиной в последней инстанции, а их результаты – показателем уровня знаний и уж тем более интеллекта в целом. Любые тесты имеют свою определенную закономерность, и часто успешное прохождение теста свидетельствует лишь о том, что человек научился проходить тесты. Причем это касается как тестов ВНО, так и теста на IQ.
В качестве аргумента против 100-процентной объективности тестов указывается тот факт, что творческие личности – художники, писатели, музыканты – зачастую сильны лишь в своей области, а их аналитические способности и познания в точных науках могут быть заметно ниже среднестатистических. Но это никак не умаляет их заслуг в творчестве и не позволяет считать их интеллект недоразвитым.
Тем не менее работать над дальнейшим развитием интеллекта нужно всем. И даже представители сугубо творческих профессий, обладающие хорошо развитым кругозором, имеют больше шансов на успех, чем их коллеги, обладающие исключительно узкоспециальными знаниями. Однако есть и другие не менее важные составляющие успеха. И это, как вы уже поняли, другие типы интеллекта, которые мы еще не рассмотрели.
Это интересно
Интеллект имеет множество определений, каждое из которых пытается полностью отобразить значение данного понятия. Академик Моисеев обозначил интеллект, как процесс анализа имеющихся ресурсов, исходя из которых выстраивается стратегия для достижения поставленной задачи.
Интеллект человека имеет несколько качеств или составляющих:
- Желание узнавать что-то новое (любопытство);
- Возможность отсеивать главное от несущественного (глубина разума);
- Умение использовать полученные знания и опыт (подвижность разума);
- Способность находить взаимосвязи, приходить к различным выводам по цепочке размышлений (логика);
- Умение аргументировать (доказательность);
- Способность адекватно оценивать себя и окружающий мир (критичность);
- Умение оценивать проблему в целом (широта мышления).
Каждый из видов интеллекта базируется на этих свойствах, развитие которых и определяет уровень интеллекта отдельной личности. Множество игр, направленных на улучшение интеллекта можно найти на сайте Brain.apps в разделе «Игры на развитие мышления».
Существует врожденное малоумие, которое подразумевает наличие недостаточного базового уровня интеллекта, превысить который человек не способен. Как показывает статистика, примерно десятая часть населения планеты обладает легкой степенью малоумия.
Эмоциональный интеллект (EQ)
Emotional Quotient – это способность человека распознавать и правильно трактовать эмоции других людей, понимать их намерения и мотивы действий, а также понимать свои собственные эмоции и желания, уметь ими управлять. На основе эмоционального интеллекта развиваются такие компетенции как навыки межличностного общения, работа в команде, лидерство и многие другие.
Эмоциональный интеллект давно занял прочное место в перечне так называемых soft skills, подлежащих обязательному развитию для всех, кто намерен добиться успеха в жизни. Более того, все громче звучат голоса экспертов из разных сфер, считающих, что нельзя недооценивать эмоциональный интеллект, и что именно составляющие его параметры более важны для успеха, чем собственно уровень IQ, на который было принято ориентироваться ранее.
Как и прочие виды интеллекта, EQ можно и нужно развивать. Как минимум, нужно научиться брать под контроль собственные эмоции, стараться не разрешать негативным мыслям захватить свое сознание, учиться слушать и слышать окружающих.
К слову, привести свои мысли и эмоции в порядок помогает матрица управления временем Стивена Кови: он предлагает разделить все свои дела и обязанности на четыре категории и планировать время под каждую из них. Тогда у вас останется меньше объективных причин для стресса и негатива и освободится больше времени для позитива в повседневной жизни. Однако максимального спокойствия и осознанности достигают лишь те, кто способен развить все типы своего интеллекта, в том числе и духовный.
Определение типа интеллекта классный час (9 класс) по теме
АНКЕТА ПО ТИПАМ ИНТЕЛЛЕКТА
(структура интеллекта согласно теории Говарда Гарднера)
Отметьте номера утверждений, которые Вам соответствуют:
1. Я умело работаю с предметами.
2. У меня хорошее чувство направления.
3. У меня есть естественная способность решать споры между друзьями.
4. Я могу легко запоминать слова песен.
5. Я могу объяснять темы, которые другим объяснять тяжело.
6. Я всегда делаю все поэтапно.
7. Я хорошо знаю себя и всегда понимаю, почему я поступаю так, а не иначе.
8. Мне нравится работа с общественностью и общественные мероприятия.
9. Я хорошо учусь, слушая других.
10. Когда я слушаю музыку, у меня меняется настроение.
11. Мне нравятся загадки, кроссворды, логические задачи.
12. Для моего обучения очень важно визуальное представление материала: таблицы, графики, схемы.
13. Я чувствителен к настроению и переживаниям окружающих.
14. Я учусь лучше, когда мне что-то нужно делать самостоятельно.
15. Перед тем, как учить что-то, мне нужно понимать, что в этом есть что-то нужное.
16. Я люблю одиночество и тишину во время работы и размышлений.
17. В сложных музыкальных произведениях я могу на слух вычленить отдельные музыкальные инструменты.
18. Я могу зрительно легко представить сцены, которые я помню или которые я придумал.
19. У меня богатый словарный запас.
20. Я люблю делать записи, письменные зарисовки.
21. У меня хорошее чувство равновесия, я люблю движение.
22. Я могу видеть закономерности между понятиями и явлениями.
23. В команде я сотрудничаю с другими, прислушиваюсь к их идеям.
24. Я наблюдателен и часто вижу то, что не видят другие.
25. Меня легко вывести из себя.
26. Я люблю работать и учиться отдельно от других.
27. Я люблю сочинять музыку.
28. Я могу оперировать числами и решать сложные математические задачи.
Сопоставьте ваши ответы с ключом анкеты
Типы интеллекта | Пункты анкеты | Общая сумма |
Лингвистический | 5, 9, 19, 20 | |
Математико-логический | 6, 11, 22, 28 | |
Визуально-пространственный | 2, 12, 18,24 | |
Музыкальный | 4, 10, 17, 27 | |
Межличностный | 3, 8, 13, 23 | |
Внутриличностный | 7, 15, 16, 26 | |
Кинестетический | 1, 14, 21, 25 |
Различные типы интеллекта
Типы интеллекта | Краткая характеристика типов | Рекомендуемые виды деятельности, упражнения |
1 | 2 | 3 |
Лингвистический | Любят писать, читать и слушать. Им нравится рассказывать истории. Хорошо запоминают даты, имена и другую информацию. Имеют хорошее произношение, богатый словарный запас, любят разгадывать кроссворды, играть в “слова” | Доклады, хоровое чтение, устные ответы, ролевые игры и др. |
Математико-логический | Быстро решают арифметически задачи, любят анализировать данные, строить прогнозы. Предпочитают играть в шахматы, “стратегические” игры. Быстро распознают причины и следствия | Построение логических цепочек, построение графиков. Различного рода эксперименты. “Карты памяти” и др. |
Внутриличностный | Предпочитают свой внутренний мир. Демонстрируют чувство независимости. Предпочитают оставаться в одиночестве, занимаясь любимыми делами или работой | Самостоятельная работа по инструкции, требующая время на обдумывание и др. |
Визуально-пространственный | Мыслит образами и “картинками”. Обожает рисовать, красить, лепить. Хорошо воспринимает карты и диаграммы. Любит наблюдать все в движении, а также рассматривать слайды и фотографии | Рисование схем, карт, составление таблиц. Раскраски, “дорисовки”, незаконченные предложения и др. |
1 | 2 | 3 |
Музыкальный | Чувствительны к разнообразию звуков в окружающей их среде. Любят играть на музыкальных инструментах, хорошо запоминают мелодии. Любят что-нибудь делать под музыкальное сопровождение. Имеют хорошее чувство ритма. | Пение, хоровое чтение. Двигательные упражнения и др. |
Кинестетический | Лучше всего учатся, передвигаясь, прикасаясь и манипулируя предметами. Ерзают, привстают, вертятся, когда сидят. Во время разговора с людьми любят прикасаться к ним. Умелые рукодельники. | Ролевые игры, двигательные упражнения, спорт. Лепка, танцы и др. |
Межличностный | Любят всегда быть в кругу людей. Имеют много друзей. Хорошие организаторы, а иногда и манипуляторы. Лучше всего обучаются, будучи вовлечены в общение с другими. Являются посредниками во время дискуссий и споров. Как правило, хорошо понимают чувства других людей. | Ролевые игры, дебаты, дискуссии, работа в малых группах, работа в роли проверяющего, интервьюирование, участие в театральных постановках и др. |
Результаты диагностики
Типы интеллекта | Пункты анкеты | Общая сумма |
Лингвистический | 5, 9, 19, 20 | |
Математико-логический | 6, 11, 22, 28 | |
Визуально-пространственный | 2, 12, 18,24 | |
Музыкальный | 4, 10, 17, 27 | |
Межличностный | 3, 8, 13, 23 | |
Внутриличностный | 7, 15, 16, 26 | |
Кинестетический | 1, 14, 21, 25 |
Краткая характеристика ведущих типов
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Духовный интеллект (SQ)
Spiritual Quotient – высший из всех видов интеллекта человека. Именно духовный интеллект делает человека личностью, способной ставить жизненные цели, искать и находить свою жизненную миссию, сопоставлять свои поступки с жизненными ценностями. Если эмоциональным интеллектом наряду с людьми обладают все высшие млекопитающие, то интеллект духовный – прерогатива исключительно человека.
Как раз в развитие темы духовного интеллекта появилась следующая книга Стивена Кови про так называемый «Восьмой навык». Как вы наверняка догадались по названию, эта книга стала своеобразным продолжением прогремевшего на весь мир бестселлера «7 навыков высокоэффективных людей».
У Стивена Кови восьмой навык – это способность обрести свой голос и вдохновить других людей обрести свои голоса. «Обрести свой голос» по Кови – это умение выбрать свой жизненный путь, который не обязательно совпадет, а скорее даже совсем не совпадет с усредненным опытом сотен тысяч людей. Это способность делать свой выбор в любой ситуации. По сути, свой голос – это «Путь к Величию», когда человек проживает жизнь со смыслом и осознанием ее смысла. Разумеется, такой подход невозможен без духовного интеллекта.
Во многом перекликается с этими идеями еще одна книга Стивена Кови «Главное внимание – главным вещам. Жить, любить, учиться и оставить наследие». Духовный интеллект предполагает способность оглянуться на свою жизнь и найти те самые несколько главных вещей, которыми следует заниматься в первую очередь. Стивен Кови, как мы видим, предлагает свой список таких «главных вещей»:
- Жить.
- Любить.
- Учиться.
- Оставить наследие.
Возможно, ваш личный список будет выглядеть как-то иначе, но суть одна: главным вещам в своей жизни следует уделять основное внимание. Также нельзя позволять второстепенной суете занимать главное место и основное время вашей жизни.
Это вовсе не значит, что человек не должен или ему не придется заниматься рутиной. Придется, однако, этот процесс можно упорядочить, выделив всему свое время. Этому, кстати, также может помочь ранее упоминавшаяся матрица управления временем.
Таким образом, теперь у вас есть еще один ответ на вопрос «Как стать умнее?» и конкретные подсказки, в каком направлении развиваться. Совершенно не сложно определить, какие типы интеллекта у вас развиты в данный момент в большей степени, а чему следует уделить больше внимания. Дело осталось за малым – начать действовать.
А помочь вам в этом, кстати говоря, может наш курс «Когнитивистика», направленный на развитие мышления. За пару месяцев вы сможете освоить более двух десятков эффективных мыслительных техник, позволяющих находить решения самых сложных и нестандартных задач, достигать больших успехов и делать свою жизнь лучше.
Желаем вам успехов и ждем на наших программах!
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Фактор общего интеллекта
- Валентинка от 4brain
- Признаки низкого эмоционального интеллекта
- Теория Кеттелла-Хорна-Кэрролла
- Deep Learning: в чем суть метода глубокого обучения?
- Вещи, которые помогают стать умнее
- Кови «Восьмой навык»: краткое содержание
- Чего вы могли не знать об интеллекте
- Теория множественных интеллектов Гарднера
- Интеллект и его развитие: несколько рекомендаций
Ключевые слова:1Когнитивистика, 1Самопознание
Виды интеллекта в психологии
Интеллект человека — это способность/умение использовать воображение, мышление, врожденные и приобретенные навыки и память для реализации своих планов и осуществления текущей деятельности. На самом деле человек может быть гением в научной области, не умея общаться, рисовать или налаживать контакты с другими людьми.
В психологии интеллект классифицируется на 10 базовых разновидностей.
Пространственный тип
Люди с пространственным мышлением способны визуально оценивать расстояние от одной цели до другой с поразительной точностью.
Они легко ориентируются в незнакомых местах и с легкостью создают в воображении различные объемные фигуры.
Пространственным интеллектом наделены люди, выбравшие профессию архитектора, дальнобойщика, хоккеиста и т.д.
Социальный тип
Названная разновидность интеллекта подразумевает наличие ораторских способностей, умение общаться с людьми, сопереживать им, быстро находить друзей и единомышленников и пр.
Людям с социальным мышлением собеседники оказывают доверие (иногда незаслуженное), больше прощают, слушают его речи внимательно и не прерывают монологи.
Интеллект социального типа хорошо развит у политиков, ораторов, телеведущих и пр.
Математический тип
Эти люди свободно решают сложные тригонометрические и математические задачи, оперируют цифровыми и логическими данными, производят сложнейшие вычисления и т.д.
Зачастую такие люди не могут свободно общаться или налаживать контакты с людьми.
Математическим интеллектом наделены любители точных наук, а также детективы.
Личностный тип
Человек с развитым личностным мышлением прекрасно справляется с самореализацией и самопознанием, имеет позитивные взаимоотношения с самим собой, способен адекватно и полноценно оценивать свои возможности.
Он хорошо понимает свои чувства, эмоции и мысли.
Люди с названным видом интеллекта чаще всего становятся психологами.
Физический тип
Хорошо развитый физический интеллект позволяет личности искусно владеть своим телом и применять его физические способности в нужном направлении.
Названный тип интеллекта присущ спортсменам.
Духовный тип
Люди с духовным типом интеллекта наделены сочувствием и состраданием, они привыкли уважать интересы других членов общества и заботиться о них.
Личность с доминирующим духовным интеллектом редко думает о своих желаниях, понятие эгоизм для нее чуждо.
В большинстве случаев такие люди работают социальными или медицинскими работниками, либо занимаются волонтерской деятельностью.
Сексуальный тип
Личность с развитым сексуальным интеллектом прекрасно ладит с противоположным полом.
Такие люди знают, как понравиться своему собеседнику и сделать так, чтобы он был увлечен.
Сексуальный интеллект редко бывает доминирующим, однако если он развит достаточно, то человек чаще всего бывает счастлив в своем браке.
Чувственный тип
Такие люди умеют органично пользоваться всеми органами чувств.
Для успешной работы в выбранной отрасли человек должен постоянно развивать свои органы чувств, только регулярные тренировки помогут ему стать настоящим профи своего дела.
Чувственный интеллект необходим для повара, музыканта, художника, парфюмера и пр.
Творческий тип
Творческие люди всегда оригинальны, они способны создавать что-то новое и рассматривать интересующие их вопросы с разнообразных точек зрения. Они часто бывают непредсказуемыми.
Мыслительные процессы личности с творческой разновидностью интеллекта чаще бывают ассоциативными и непривычными для других людей.
Творческое мышление подходит для выбора таких профессий: певец, художник, актер, кулинар и пр.
Речевой тип
Люди с развитым речевым интеллектом имеют большой словарный запас, они с легкостью выстраивают самые сложные предложения, и высказывают свои мысли понятным языком.
Они способны улавливать связи между понятиями и словами, им легко дается изучение иностранных языков.
Речевой интеллект присущ лингвистам, переводчикам, дикторам, ведущим и пр.
Личностный (внутренний)
Обладатель такого вида мышления легко понимает себя, свои эмоции, мысли. Всегда имеет собственное мнение относительно той или иной теории. Он легко планирует собственную жизнь, продумывает все ситуации, которые возможны и как-то повлияют на его существование.
Он никогда не делает что-то, не подумав, всегда трезво оценивает собственные мысли, ставит оценку своими желаниям и возможностям. Он планирует каждый свой шаг, расписывает бюджет, строго следует правилам. Внутриличностный интеллект довольно эмоциональный, застенчивый, что может мешать контакту с другими людьми.
Подходящие профессии:
- психолог;
- социальный работник;
- ведущий;
- учитель.
В заключении стоит отметить, что каждый человек обладает несколькими типами интеллекта. Чтобы использовать свои возможности по максимуму, необходимо развивать несколько доминантных способностей. Ориентируясь на ключевые интеллектуальные способности, можно легко добиться успеха.