Как лечить СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью?


Чем опасен СДВГ?

Нарушение внимания и гиперактивность у детей приводят к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет нарушения навыков чтения и письма, не справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в выполненных работах и не склонен прислушиваться к советам взрослых. Ребенок является источником постоянного беспокойства для окружающих (родителей, педагогов, сверстников), так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации). Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении. Ребенок с дефицитом внимания также не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается в подростковом периоде, когда у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности возрастает риск формирования стойких нарушений поведения и агрессивности.

Лечение СДВГ в Оренбурге

Психолог, работающий с диагнозом СДВГ, проводит следующую коррекционную работу: занятия с детьми на развитие навыков контроля поведения, умения прогнозировать последствия поступков, планировать свою деятельность, отрабатываются навыки релаксации, торможения гиперактивности детей.

Немалую роль в лечении СДВГ играет работа психолога с родителями детей с СДВГ: информирование о данных последних исследований, коррекция системы воспитания, стабилизация детско-родительских отношений, самостоятельные занятия с детьми с СДВГ в домашней обстановке

Дополнительной рекомендацией для коррекции является беседа с учителями, т.к. все чаще такие ученики встречаются в классе, а преподаватели не знают, как корректно и грамотно себя вести, чтобы обеспечить спокойствие себе и гармоничную обстановку в классе.

Детский психолог в ПсиМедКлиник успешно работает с детьми с синдром дефицита внимания и гиперактивности. Записаться на прием можно по телефону или в форме обратной связи.

Виды СДВГ у детей

Выделяют 3 вида течения синдрома дефицита внимания и гиперактивности в зависимости от симптомов:

  • Синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность
  • Синдром дефицита внимания без гиперактивности
  • Синдром гиперактивности без дефицита внимания

Частота синдрома дефицита внимания и гиперактивности, по данным разных авторов, варьирует от 2,2 до 18% у детей школьного возраста. Практически в каждом школьном классе есть, по крайней мере, один ребенок с данным заболеванием. Мальчики страдают СДВГ в 2 раза чаще девочек и для мальчиков более характерно наличие изолированной гиперактивности или гиперактивности в сочетании с нарушениями внимания.

Симптомы

Основными симптомами СДВГ принято считать:

  • Невнимательность — проявляется в неспособности ребенка удерживать внимание на деталях, небрежности в выполнении домашних заданий, забывчивости, отвлекаемости на уроках. Дети избегают трудных задач, испытывают сложности в выполнении последовательных действий и невозможность распределения времени для выполнения задания.

  • Гиперактивность и импульсивность — в виде беспокойных движений в разных частях тела, неспособности усидеть на месте длительное время, бесцельной двигательной активности, постоянном возбужденном движении, болтливости, невозможности дождаться своей очереди при ответе на вопрос, вмешательстве без спроса в чужие дела, игры, прерывании чужой деятельности.

Симптомы расстройства в некоторых случаях могут перетекать во взрослый период: от 2/3 до 3/4 все еще имеют симптомы в зрелом возрасте.

Синдром СДВГ – это не капризы ребенка, «не издевательство» над родителями и учителями

Причины синдрома дефицита внимания и гиперактивности в большей степени обусловлены биологическими и генетическими факторами.

Базовая причина возникновения расстройства СДВГ – следствие дефицитарности мозговых структур (нарушены процессы торможения в мозге, позднее созревают лобные структуры, отвечающие за планирование, контроль поведения, прогностические способности). Дети с СДВГ не выбирали такими быть, поэтому нам – взрослым необходимо им помочь.

Симптомы и диагностика

Диагноз дефицита внимания может быть установлен при наличии, по крайней мере, 6 из описанных ниже симптомов. Ребенок имеет дефицит внимания, если он: Не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе С трудом поддерживает внимание в работе и игре Не слушает то, что ему говорят Не в состоянии следовать инструкциям Не может организовать игру или неигровую структурированную деятельность (например, выполнение домашнего задания) Имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания Часто теряет вещи Часто и легко отвлекается Бывает забывчив Для диагностики гиперактивности необходимо наличие, по крайней мере, 5 из перечисленных ниже симптомов. Ребенок гиперактивен, если он: Совершает суетливые движения руками и ногами Часто вскакивает со своего места Гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема Не может играть в «тихие» игры Всегда находится в движении Очень много говорит Ребенок импульсивен, если он: Отвечает на вопрос, не выслушав его Не может дождаться своей очереди Вмешивается в разговоры и игры других Обязательными характеристиками СДВГ также являются: Продолжительность: симптомы отмечаются на протяжении не менее 6 месяцев Постоянство, распространение на все сферы жизни: нарушения адаптации наблюдаются в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома) Выраженность нарушений: существенные нарушения в обучении, социальных контактах, профессиональной деятельности Исключаются другие психические расстройства: симптомы не могут быть связаны исключительно с течением другого заболевания

Диагностические критерии СДВГ.

Диагностические критерии и признаки СДВГ детально описаны в американском руководстве DSM-5 и европейской Международной Классификации Болезней МКБ-10. В целом, согласно этим руководствам, все разнообразие симптомов при СДВГ укладывается в 3 большие группы –

  • собственно дефицит внимания
  • гиперактивность или повышенная подвижность
  • импульсивность или несдержанность

Едва ли не самая важная группа симптомов с точки зрения школьного «функционирования» ребенка связана с нарушением функции внимания, причем критерием нарушения является наличие 6 или более различных проявлений невнимательности, имеющих место на протяжении более, чем 6 месяцев и серьезно нарушающих социальное поведение ребенка и его успеваемость в школе.

Возможные варианты нарушения внимания могут выглядеть следующим образом:

  • ребенок часто упускает из виду, «теряет» детали классного или домашнего задания, делает большое число небрежных и трудно объяснимых ошибок при выполнении задания;
  • испытывает трудности в длительном удержании внимания на предмете урока в классе, во время лекции или при выполнении длительного задания;
  • ребенок часто не может ответить на обращенный к нему вопрос, находясь в прострации и с отсутствующим видом;
  • часто ребенок не в состоянии самостоятельно выполнить классное или домашнее задание, безуспешно тратя на него все отведенное время;
  • часто испытывает трудности с организацией и планированием своих действий и деятельности в целом, не может выполнить задание к сроку, не может самостоятельно спланировать выполнение различных заданий;
  • ребенок часто сопротивляется и избегает выполнения заданий, которые ему не нравятся, которые он не понимает и которые требуют усилий, чтобы в них разобраться;
  • часто теряет различные вещи и предметы, в том числе, необходимые для учебы в школе – ручки, тетради, ключи, очки и т.д.
  • легко отвлекается на посторонние раздражители как в школе, так и дома;
  • отличается повышенной забывчивостью – забывает дома тетрадки, карандаши и ручки, забывает выполнить задание, забывает записать в дневник домашнее задание, забывает о запланированных делах и т.д.

Гиперактивность может проявляться в следующих конкретных проявлениях поведения ребенка:

  • в поведении ребенка часто присутствуют беспокойные и непрекращающиеся движения руками и ногами, не может неподвижно сидеть на стуле – все время ерзает;
  • ребенок не выдерживает сидения на месте какое-то время, особенно когда это необходимо, например, на занятии в школе, на спектакле в театре и т.д.
  • ребенок много и постоянно бегает, постоянно куда-то забирается, что-то открывает, трогает, двигает и т.д.
  • ребенок долго не выдерживает, тихо и спокойно играя, периодически вскакивает и бегает, отвлекаясь на что-то другое;
  • такая избыточная и беспорядочная двигательная неусидчивость имеет стойкий характер, не зависящий от каких-либо ограничений и требований внешних условий.

Наконец, импульсивность может проявляться в следующем:

ребенок имеет обыкновение отвечать на вопросы, не задумываясь и не выслушав до конца то, о чем его спрашивают; Не может дожидаться своей очереди. при общении ребенок постоянно перебивает говорящего, не зависимо от того, сверстник это или взрослый; ребенок болтлив и несдержан, может беспричинно вдруг сказать обидную или даже оскорбительную вещь, может разговаривать так, как будто у него отсутствуют внутренние «тормоза».

Аналогичные диагностические критерии детально прописаны в данных руководствах также как для группы гиперактивных, так и импульсивных симптомов СДВГ.

От чего возникает СДВГ?

В основе формирования СДВГ лежат нейробиологические факторы: генетические механизмы и перинатальное повреждение центральной нервной системы (поражение головного и спинного мозга, возникающее в процессе беременности, родов и раннего послеродового периода), которые могут сочетаться друг с другом. Именно они определяют изменения со стороны функционирования нервной системы и нарушения высших психических функций и поведения, соответствующие картине синдрома. Во многих случаях дополнительное воздействие на детей с СДВГ оказывают негативные социально-психологические факторы (прежде всего — внутрисемейные), которые сами по себе не вызывают развития СДВГ, но всегда способствуют усилению отмечающихся у ребенка симптомов и трудностей адаптации. Нарушения, сопутствующие СДВГ (так называемые, коморбидные расстройства). Дополнительные сложности внутрисемейной, школьной и социальной адаптации у детей с СДВГ могут быть связаны с формированием сопутствующих нарушений, которые развиваются на фоне СДВГ как основного заболевания не менее чем у 70% пациентов. Коморбидные расстройства при СДВГ представлены следующими группами: оппозиционно-вызывающим поведением, тревожными расстройствами, расстройствами настроения, нарушения развития речи, трудностями обучения, недостаточностью координации, неловкостью, тиками). Другими сопутствующими СДВГ расстройствами могут быть нарушения сна, и непроизвольное мочеиспускание во сне.

Как лечат СДВГ?

Наилучшие результаты в лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигается при сочетании различных методов, однако решать вопрос о комплексе необходимых лечебных мероприятий должен врач невролог. Нашими врачами при лечении СДВГ используются уникальные метод Биофизической нейромодуляции, который запускает внутренние механизмы саморегуляции структур ЦНС и способен восстановить нормальное развитие ребенка, положительно влияя на познавательные функции (внимание, память, речь). Кроме того, наш метод положительно действуют на обменные процессы в нервной системе и способствует созреванию новых клеток мозга. В случаях сочетания СДВГ с деструктивным поведением, тревожными расстройствами, неврозами лечение комбинируют с микрополяризацией и интерактивными тренингами адаптивного нейро-биоуправления, которые усиливают синаптическую передачу в разных структурах мозга. Зачастую, сопутствующие СДВГ расстройства сна и поведения требуют дополнительных занятий с нейропсихологом. Еще одно направление терапии СДВГ заключается в контроле негативных факторов питания и окружающей среды, приводящих к поступлению в организм ребенка токсических веществ (свинец, пестициды, пищевые красители, консерванты). Среди микронутриентов с подтвержденным клиническим эффектом при СДВГ следует отметить препараты магния. Таким образом, лечение синдрома дефицита внимания/гиперактивности должно начинаться рано (сразу после постановки диагноза), быть комплексным, непрерывным и продолжительным.

Как лечить СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью?


Фото с сайта huffingtonpost.com Первую часть статьи (о диагностике СДВГ) читайте здесь.

Страстная полемика сопровождает использование лекарственных препаратов. В США для купирования симптомов СДВГ применяют стимуляторы, самый распространенный из которых – Риталин (метилфенидад). Их употребление резко критикуют некоторые эксперты, общественность, озабоченность по их поводу высказывает Всемирная организация здравоохранения, однако ряд медицинских агентств настаивает на эффективности и безопасности стимуляторов.

Исследованиям, подтверждающим действенность стимуляторов и противоположным работам, демонстрирующим неэффективность, вредные побочные эффекты, а также риск пристрастия к кокаину в подростковом возрасте у детей, принимавшим стимуляторы в течение длительного времени, можно было бы посвятить отдельную статью.

И на Западе, и в России для того, чтобы снизить гиперактивность и возбудимость ребенка, широко применяются антипсихотические препараты (Сонапакс, Неулептил, Рисполепт, Абилифай, Сероквель). Между тем, исследования свидетельствуют, что эти препараты сокращают объем мозговой ткани, не говоря уже о таких побочных эффектах, как увеличение массы тела, повышения уровня холестерина в крови, повышение кровяного давления, развитие диабета, треморы, вплоть до тардивной дискинезии.

В Великобритании право прописывать антипсихотики дано не только узким специалистам, но и педиатрам. В 2011 году британцы обнаружили, что за последние 10 лет количество детей, принимающих эти препараты, выросло в 2 раза, причем среди них немало тех, кому едва исполнилось 5 лет.

Это произвело сильное впечатление на правительство, которое приняло решение выделить 32 миллиона фунтов стерлингов на расширение сервиса психологической помощи детям и подросткам.

Как уже говорилось в первой части статьи, очень важно провести медицинское обследование ребенка с СДВГ. В отдельных случаях, взяв под контроль физические проблемы, удается снизить симптоматику гиперактивности и нарушения внимания. Например, это происходит при восстановлении нормального кровоснабжения головного мозга после коррекции родовых повреждений шейного отдела позвоночника.

В России для улучшения метаболизма мозга, повышения тонуса коры детям с СДВГ нередко прописывают ноотропные препараты (пирацетам, энцефабол, акатинол мемантин, глицин, фенибут). От врачей часто приходится слышать, что они в своей практике наблюдают положительный эффект от препаратов, однако клинически их эффективность не доказана.

Образ ребенка с неназванным диагнозом СДВГ – невнимателен на уроках, плохо успевает, несобранный в быту – нередко используется для рекламы поливитаминов. Попил «Алфавит» – и тут же овладел и алфавитом, и прочими академическими знаниями и навыками. На самом деле маловероятно, что поливитамины произведут именно такой эффект. Это не исключает того, что ряд конкретных питательных веществ может оказать положительное воздействие на симптомы СДВГ.

Есть исследования (например, вот это), демонстрирующие недостаток содержания омега-3 жирных кислот в организме детей и подростков с СДВГ, а также положительный эффект от их приема (например, это). Лучший источник омега-3 жирных кислот – это рыбий жир, который полезен сразу во многих отношениях и не имеет вредных побочных эффектов, за исключением индивидуальной непереносимости.

А вот в этом французском исследовании 40 детей с симптомами СДВГ принимали ежедневно в течении 8 недель витамин В6 (0,6 мг на 1кг массы тела) и магний (6 мг на 1 кг массы тела). У участников исследования значительно снизилась гиперактивность и агрессивность, улучшилось внимание. Дети из контрольной группы, принимавшие плацебо, подобных изменений не продемонстрировали. Через несколько недель после окончания курса симптомы СДВГ у детей из экспериментальной группы возобновились, что также говорит о том, что улучшения были обеспечены именно приемом В6 и магния.

Для ребенка и подростка с СДВГ важную роль играет структура питания. Некоторые родители очень довольны эффектом безглютеновой/бесказеиновой диеты (исключающей белок глютен, содержащийся в пшенице, ржи и ряде других злаков, и казеин, содержащийся в молоке), которую часто рекомендуют детям с аутизмом, имеющим некоторые общие симптомы с СДВГ. («Милосердие» публиковало подробную статью о безглютеновой диете). Другие хвалят бесполисахаридную диету (исключающую полисахариды, то есть сахарозу и крахмалы), которую в русскоязычных источниках называют еще специфической углеводной диетой или палео-диетой, а в англоязычных – SCD, GAPS, Paleo Diet.

Недавний мета-анализ датских ученых свидетельствует о том, что наилучшие результаты при СДВГ дали элиминационные диеты, при которых исключались определенные продукты питания, провоцирующие гиперактивность, импульсивность, невнимательность. Кстати, это же исследование выявило и полезность рыбьего жира для детей с СДВГ.

Эксперты советуют родителям выявить те продукты, к которым у ребенка может быть индивидуальная непереносимость. Для этого нужно проводить ротацию продуктов, поочередно выводя их из диеты на неделю-другую, наблюдая за степенью выраженности симптомов СДВГ и оценивая результат.

Доктор Ричард Согн, детский психиатр и один из ведущих американских экспертов по СДВГ, считает, что детям с этим синдромом полезно все то, что полезно для мозга. Прежде всего, их диета должна быть богата белком в виде мяса, яиц, орехов, сыра, бобовых. Он советует давать эти продукты ребенку на завтрак, а также в качестве перекуса между уроками.

Углеводы необходимы, но в виде овощей и фруктов, а вот сахар, конфеты, мучные продукты, рис и картошку желательно вывести или сильно ограничить. Очень важно включить в рацион рыбу и другие источники омега-3 жирных кислот, такие как грецкие и бразильские орехи, оливковое масло и масло канолы.

Американская академия педиатрии рекомендует исключить из структуры питания детей с СДВГ продукты с консервантами и искусственными пищевыми красителями, а некоторые эксперты считают, что избегать следует любых пищевых добавок.

Важнейшим методом лечения СДВГ являются поведенческие терапии: для детей это, прежде всего, прикладной поведенческий анализ (Applied Behaviour Analysis, ABA), для подростков и молодых людей – когнитивно-поведенческая терапия (Cognitive Behavioural Therapy).

Прикладной поведенческий анализ в США и Великобритании считается золотым стандартом коррекции поведения детей-аутистов, но применяется и в работе с детьми, страдающими СДВГ.

В России этот метод появился не так давно и в основном стараниями родителей-активистов при продолжающемся сопротивлении отечественной дефектологии и коррекционной педагогики, объявивших эту терапию дрессурой. Такое мнение может сложиться лишь при очень поверхностном ознакомлении с этой методикой. На самом деле она основана на тщательном анализе поведения ребенка, позволяющим выявить его слабые и сильные стороны и создать тщательно структурированную программу модификации поведения, основанную на поощрении желательного поведения ребенка.

К сожалению, за пределами столицы почти невозможно найти грамотного поведенческого аналитика и терапевта, но многие родители заканчивают дистанционные курсы, участвуют в конференциях, семинарах и вебинарах, чтобы освоить азы терапии и помочь ребенку самостоятельно. (Более подробно узнать об этом можно в группе «Центр проблем аутизма»).

Есть и домашние поведенческие стратегии, которые эксперты рекомендуют применять родителям:

  • Для ребенка с СДВГ очень важен режим дня. Составьте его и следите за тем, чтобы ребенок следовал ему.
  • Организуйте пространство так, чтобы для всех необходимых ребенку предметов (одежды, игрушек, школьных принадлежностей) было строго определенное место. Это позволит ребенку реже терять их.
  • Избегайте отвлекающих факторов, особенно когда ребенок выполняет домашнее задание. Обязательно выключайте радио и телевизор на это время.
  • Давайте ребенку выбор, но сокращайте количество вариантов, для того чтобы упростить его. Предложите выбор из двух вариантов одежды, еды, игрушек, чтобы не создавать сенсорной и эмоциональной перегрузки.
  • Когда вы напоминаете ребенку о необходимости выполнить ту или иную обязанность, старайтесь все разъяснения и инструкции делать короткими и ясными. По возможности избегайте как уговоров, так и угрозы наказания.
  • Используйте наглядные материалы, чтобы отмечать поставленные цели и успехи ребенка в их достижении. Подыщите форму вознаграждения его усилий. Обязательно проследите за тем, чтобы задачи были реалистичны, не превышали возможностей ребенка.
  • Помогите своему ребенку найти область, в которой он может применить свои способности и пережить ощущение успеха. Это поднимет его самооценку и будет способствовать развитию социальных навыков.

В целом СДВГ – это диагноз, при котором преодолеть свои ограничения ребенок может только при помощи родителей, даже если им занимаются самые высококвалифицированные специалисты. От родителей требуется глубокое понимание проблем и потребностей ребенка, терпение и готовность пройти с ним длинный и непростой путь к выздоровлению или максимальной адаптации для самостоятельной успешной жизни.

Источники:

ADHD Diets

Facts About ADHD

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]