Скороговорки для дикции: подборка для детей и взрослых


Совет по подбору скороговорок для заикающихся

У каждого заикающегося довольно слабо развит речевой аппарат, часть мышц недостаточно активна. С помощью артикуляционной гимнастики вы развиваете их до нормы. При этом у каждого заикающегося есть свои особые буквы или буквосочетания, которые для него особенно сложны в произношении. Если вы не знаете какие звуки вызывают у вас затруднение, то запишите свою речь. Прослушав аудиозапись, вы сможете определить свою звуковую проблему. Подбирать скороговорки необходимо именно с этими звуками.

Крайне важно!!! Вдох носом ⏫ — произносим звуки на выдохе, используя поток воздуха. Закончился воздух, делаем паузу ⏸️ — вдыхаем снова ⏫.

  • ⏫ Стой — не шатайся, ходи — не спотыкайся, говори — не заикайся ⏸️, ⏫ ври — не завирайся.⏸️
  • ⏫ От топота копыт пыль по полю летит.⏸️
  • ⏫ На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.⏸️
  • ⏫ Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки ⏸️: ⏫ раз Егорка, два Егорка, три Егорка…⏸️

Комплекс скороговорок для развития речи у детей.

Комплекс скороговорок для развитии речи у детей.

Скороговорки это не только веселая забава, но и полезное упражнение для развития речи детей. Именно поэтому они остаются востребованы, и мы прибегаем к ним, когда нужно улучшить дикцию, сделать речь более быстрой, четкой и выразительной.

Существуют скороговорки для общего развития речи, а также те, что помогут научиться выговаривать отдельные звуки. Также они делятся на простые и сложные. Начинать, конечно, стоит с простых и после этого переходить к сложным, постепенно улучшая и совершенствуя дикцию.

Чтобы сделать свою речь более красивой и четкой, нужно ежедневно тренироваться в проговаривании скороговорок. Повторяя каждую фразу по 5-6 раз, можно исправить проблемы с дикцией.

Простые скороговорки.

Приступая к занятиям по тренировке дикции, лучше всего прибегнуть к легким скороговоркам для развития речи, которые состоят всего из нескольких слов.

Укол – укор. Кишлак – дуршлаг. Галка – мигалка. Мальвина – малина. Муж – уж. С горы – не в гору. Клара у Вали играет на рояле. Шустрая норка юркнула в норку. Гошка на окошке как кошка. Красивая коса у девушки длинна. Кот идёт, кошку найдёт. Сшита шуба из шиншилл. Елена лён мяла. Лара играла на лире. Король – орёл. Авто-мото, вело-фото. Во поле кони затопали. Приезжие разъездились. Разъезженный разъезд. Прекратите пререкаться. Живое заживает выживая. Ёж под ёлкой ел мёд. Данил и Лина в долине Нила. У бабульки батоны, бублики и булки. Геракл орла прогоняет. Баба Клава распугала попугаев. Ашан на Осташковском шоссе. Озадачили на даче Зою задачами.

Скороговорки со звуком «р».

Существуют скороговорки для развития речи и дикции, которые позволяют отрабатывать определённый звук.

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора. Забыл Панкрат Кондратьевич домкрат, а без домкрата ну не поднять на тракте трактор. Рододендроны из дендрария. Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры. Дробью по перепелам, да по тетеревам. У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась. Клара-краля кралась к Ларе. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла. Если бы Карл не крал кораллы, то и Клара б не крала кларнет. Собирала Маргарита маргаритки на траве. Растеряла Маргарита маргаритки, да не все.

Скороговорки со звуком «л».

Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию. Видели Лидию. Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели. На мели мы лениво налима ловили, на мели мы ловили линя. Малина манила Марину и Милу, Марине и Миле малина мила. Орёл на горе, перо на орле, гора под орлом, орёл под пером. Горят лампы на рампе. У ёлки иголки колки. Лапти лыковые, лыки липовые. Платон плыл на плоту.

Скороговорки со звуком «п».

Поле, полное полыни, выпало полоть Полине. Пилил Филипп полено из лип, притупил пилу Филипп. Опять пять ребят нашли у пенька пять опят. Про пёстрых птиц поёт петух, про перья пышные, про пух. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. У Полкана под лапкой палка. У перепелa и перепёлки пять перепелят. Пакет из-под попкорна, из-под попкорна пакет. Птичку напичкали спичками. Вырастил Толя тополь за полем. По полю, по полю шёл к тополю Толя. Пётр Петру пёк пироги. Поля пошла полоть петрушку в поле. Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком. Летят три пичужки через три пустых избушки.

Скороговорки со звуком «ч».

Чёрной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь, чёрная галка чернику склевала, только спасибо дрозду не сказала. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. Четыре чёрных, чумазых чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто. Горячи калачи доставай из печи. В городе Сочи темные ночи. Часы стучали и стучали, час за часом отбивали. У четырёх черепашек четыре черепашонка. У зайчихи – зайчата, у крольчихи – крольчата. Течет ручеек через лесочек под мосточек. На крючке – червячок, ловись плотвичка и судачок. Сетчатый сачок зацепился за сучок. Чеpепaхa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя. Чукча в чуме чистит чуни, чистота у чукчи в чуме. Наменял старик мочал, а лапти не вылапотничал. В предвечерний час ворчат черти через раз.

Скороговорки со звуками «щ» и «ш».

Хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет. Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке. В роще щебечут стрижи, чечётки, щеглы и чижи. Саша шапкой по ошибке шишку сшиб. Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Не найду я ушки у нашей лягушки. Пыхтит как пышка пухлый Мишка. Я по камешкам пошёл, шубу шёлкову нашёл. Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки. Кошка на окошке шьёт рубашку для Ермошки. По ремешку, по брёвешку боком проведу кобылку. На окошке крошку-мошку ловко ловит лапой кошка.

Скороговорки на несколько звуков.

Также существуют скороговорки для развития речи и дикции, которые позволяют отрабатывать сразу несколько звуков одновременно. Именно им посвящен данный раздел.

Баркарола − песня гондольеров Венеции. (Звуки к, л, р)

Вор вора обворовал, по задворкам плутал, весь товар растерял. (Звуки в, р, т)

Брат Филипп, втравит тебя, брат Федот, в конфликт! (Звуки в, р, т)

Весь март кот поёт, второй кот вторит. (Звуки в, р, т)

Весьма воздействует на нас словес изысканная вязь. (Звуки в, з, с)

Купили каракатице кружевное платьице, ходит каракатица хвастается платьицем. (Звуки к, р, т, ц)

Теоретизировали, теоретизировали и дотеоретизировались. (Звуки в, л, р, т)

Всех денег не перезаработать, не перевызаработать. (Звуки з, п, р)

Пятнадцать птиц подписали петицию, пятьдесят птиц не подписали петицию. (Звуки п, т, ц)

Брат! Брал бра? Брал, брат, бра. Бра, брат, брал. (Звуки б, л, р, т)

Всё может быть. Но, быть может, только то не может быть, что, быть может, быть не может – остальное может быть. (Звуки б, ж, м)

У хламидомонады и хлореллы в хроматофорах хранится хлорофилл. (Звуки л, м, р)

Жизнь жестока к жестоким, жестокостью ожесточённым. (Звуки ж, с, т)

Самые эффективные скороговорки

У пчелы, у пчёлки Почему нет чёлки? Отвечаем почему: Чёлка пчёлке ни к чему.

Мы чаёк горячий Будем пить на даче, Пить с печеньем, с калачом, Пирог с черникой испечём.

Уж пожаловал ежам Новых дюжину пижам. Прежние пижамы Исколоты ежами.

Жук жужжит в железной банке, Жук не хочет жить в жестянке. Жизнь жука в плену горька. Жалко бедного жука.

Тучи гуще, гуще, гуще, Дождик пуще, пуще, пуще, Даже щуки и лещи Ищут шляпы и плащи.

Сова советует сове: «Спи, соседка, на софе: На софе так сладко спится – О совятах сон приснится!»

Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель. И матросы три недели Карамель на мели ели.

За деревней, за просёлком Пела песни перепёлка. Перепёл прилетел, Перепёлку перепел.

***

Посмотрите на Иринку: Ест Иринка мандаринку. Съест Иринка мандаринку, Бросит корочки в корзинку.

Были галчата в гостях у волчат. Были волчата в гостях у галчат. Ныне волчата галдят, как галчата. И, как волчата, галчата молчат.

В четверг четвёртого числа В четыре с четвертью часа Четыре чёрненьких курчавеньких чертёнка Чертили чёрными чернилами чертёж.

Мяч скучал на чердаке. Мячик ищут в сундуке. Тщетно ищут мячик Девочка и мальчик.

Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была.

Мы режем, режем, режем, Бумагу всю изрежем, Вырежем жука – желтые бока. И как станет жук жужжать, Все должны мы убежать! Ж-ж-ж-ж-ж…

Над Жорой жук жужжа кружит. От страха Жора весь дрожит. Зачем же Жора так дрожит? Совсем не страшно жук жужжит.

В огороде Фёкла ахала и охала, Уродилась свёкла не на грядке – около. Жалко Фёкле свёклу, жалко свекле Фёклу, Жаловалась Фёкла: «Заблудилась свёкла!»

Источник: https://irinazaytseva.ru/skorogovorki-dlya-vzroslyx.html

Скороговорки на «ЖЗ»

  • ⏫ В залежах железа лежит жезл из желе.
  • ⏫ Заноза осе впилась в жало, что та аж визжала.
  • ⏫ Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.

Не забывайте! Главное не скорость, а отсутствие заикания и четкость произношения!

Сначала говорите медленно, с каждым разом ускоряя темп, но только в том случае, если получилось произнести скороговорку правильно.

Английские скороговорки с переводом

Сурок

How much wood would a woodchuck chuck if a woodchuck could chuck wood?

Сколько дров бросил бы сурок, если бы сурок мог бросать дрова?

Зоопарк

Can you imagine an imaginary menagerie manager managing an imaginary menagerie?

Ты можешь вообразить воображаемого руководителя зоопарка, который руководит воображаемым зоопарком?

Устрица

Any noise annoys an oyster but a noisier noise annoys an oyster most.

Любой шум раздражает устрицу, но более шумный шум раздражает устрицу ещё больше.

Ракушки

She sells sea shells at the sea shore, the shells she sells are the sea-shore shells, I’m sure.

Она продаёт морские ракушки на берегу моря, ракушки, которые она продаёт — это морские ракушки, я уверен.

Скороговорки со звуком «ш»

[Ш] — это согласный, глухой, твердый звук. При произнесении этого звука происходит следующее: губы выдвигаются вперед, а кончик языка поднят к небу (ближе к передним верхним зубам), но не касается их, образуя щель. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха, который и образует звук [Ш].

Вот несколько скороговорок для развития произнесения звука [Ш], первая из которых является, наверное, самой популярной скороговоркой:

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.

Отзывы и комментарии

Оставить комментарий или отзыв, а также поделиться скороговорками вы можете ниже.

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Как актерские навыки помогают в обычной жизни
  • Ораторское искусство: упражнения
  • Топ-5 важнейших soft skills для каждого ребенка
  • Как научить ребёнка выговаривать звук «Р»
  • Как научить ребенка читать
  • Сложные слова в русском языке: преодолеваем сложности вместе
  • 5 правил Джорджа Оруэлла для тех, кто хочет научиться писать
  • 20 любопытных фактов о русском языке
  • Развитие культуры речи
  • Как научить ребенка читать: правила, советы и рекомендации

Ключевые слова:1Риторика

Дикция речи

Дикция — это отчетливое произношение звуков и слов с правильной их артикуляцией. Речевой аппарат производит звуки, а его нарушения и дефекты являются причиной того, что дикция человека низкого качества.

Дикция речи состоит:

  • Из отчетливой артикуляции;
  • Правильной артикуляции;
  • Манеры произношения: темпа и интонации.

Отчетливая артикуляция — правильное и четкое произношение звуков. Именно благодаря четкой артикуляции речь оратора разборчива и его собеседники легко понимают то, что он хочет донести. Нарушение этого показателя дикции может возникнуть из-за физиологических особенностей человека. Улучшить четкость произношения звуков можно с помощью тренировок языка и мышц губ.

Правильная артикуляция — согласованное движение мышц артикуляционного аппарата. Негативно влияют на артикуляцию нарушения прикуса, уздечки. При таких физиологических отклонениях может появится картавость и гнусавость.

Тембр. Зачастую на манеру произношения влияет темперамент человека. Оратор может склоняться к монотонности или ускорять свою речь. Часто именно торопливость встречается у людей с плохой дикцией. Но, как показывает практика, практически любой человек может «победить» эту проблему.

Интонация. Что касается интонации, то она формируется прежде всего из умения отчетливо произносить гласные звуки и ударения. Поставить интонацию можно с помощью некоторых дыхательных упражнений и чтения вслух. Улучшить интонацию это очень трудная и кропотливая работа.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]