Межполушарная асимметрия: проблемы обучения в норме и патологии


Межполушарная асимметрия: проблемы обучения в норме и патологии

Проблема межполушарных асимметрий одна из самых актуальных проблем современности. Изучение асимметрии полушарий играет большую роль в решении проблемы в образовании. Это связано с тем, что в образовательных учреждениях важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, в том числе и доминирующее полушарие. Различные науки современного мира изучают головной мозг и проникают в проблему межполушарной асимметрии мозга.

У каждого человека можно выделить доминантное полушарие. Выявление доминантного полушария важно знать каждому человеку, потому что это в дальнейшем повлияет на его социализацию, обучение, развитие и поможет разобраться в его способностях. Знания доминирования полушария очень важно и в психологическом плане. Ориентируясь на доминирующие полушарие психолог, логопед и педагог могут использовать специальные методы для коррекции или обучения ребёнка, которые помогут ребёнку легче справиться с заданием [7].

С давних времен люди чётко очерчивали круг «своих» и «чужих». Руководствуясь заложенной в психике человека доли стадности, люди во все времена соединялись в группы, объединения, общества. Поначалу это были совсем примитивные признаки, например, принадлежность человека к определённому роду. Но время шло и по мере развития общества и самого человека, признаки становились всё более изощрёнными.

Человек с правополушарной асимметрией мозга, то есть левша, не может остаться не замеченным в обществе правшей. Он воспринимает информацию, мыслит, выполняет бытовые действия совсем иначе, чем левополушарные или праворукие, что и выдаёт его особенную организацию психики. Совокупность показателей функциональной, сенсорной и моторной асимметрий даёт полную картину в определении индивидуального латерального профиля конкретно взятого индивида. Исходя из этого в современном научном обществе выделяют 3 типа организации головного мозга: левополушарный, правополушарный и равнополушарный типы [1]. Подробно хотелось бы остановиться именно на первых двух, как наиболее распространённых типах организации мозга.

По статистическим данным, доля населения с правополушарной асимметрией мозга не так уж и малочисленна и составляет около 15% населения Земли. Но, несмотря на это левши всегда чувствуют своеобразное давление со стороны общества. В детстве многие родители рьяно пытаются, во что бы то ни стало переучить «несчастного» малыша, сделав из него «нормального» правшу. Когда ребёнок вырастет, он постоянно будет ощущать заинтересованные взгляды в свою сторону, а иногда и достаточно негативное отношение к своей особенности психики. К сожалению, в силу не достаточной проинформированности граждан, порой возникают абсолютно нелепые представления о левшах как о «чужих» нашему социуму, некоторые и вовсе приписывают им психические отклонения. На самом же деле правополушарная асимметрия головного мозга, конечно же, не означает обязательное присутствие у индивида отклонений от нормы развития, а лишь создаёт различия познавательных процессов левшей и правшей [5].

У человека с левополушарным типом организации мозга в качестве доминирующего полушария выступает левое полушарие. Такой индивид имеет склонность к обобщению и абстрагированию, а познавательные процессы носят преимущественно словесно-логический характер. Именно левое полушарие предназначено для проведения операций с символами, условными знаками и словами, что даёт возможность сделать вывод о наличии концептуального и абстрактного типов мышления. Особенностью мышления у правшей служит и наличие так называемых элементов однозначного контекста. Левополушарные индивиды при организации материала знакового характера создают строго однозначно понимаемый текст, без возможности его интерпретации и объяснения иными путями. Иными словами, можно сделать вывод о достаточно педантичном и однобоком подходе к пониманию высказываний в процессе взаимодействия в социуме. К явным преимуществам правшей можно отнести их заострённое чувство долга перед данным ими обещанием, они исполнительны, ответственны, рассудительны, рациональны и принципиальны. Так же для индивидов левополушарного типа характерен большой объём памяти, а речь таких людей лишена аграмматизмов. Но также в их характере присутствуют такие особенности как: недостаточное проявление гибкости, спонтанности, непосредственности. Они привыкли держать всё в себе, не выпуская своих истинных переживаний и эмоций наружу, поэтому могут показаться несколько скрытными. Исходя из структуры левополушарной асимметрии мозга, правшам подойдут такие профессии как: лингвист, инженер, философ, математик. Также они могут являться не только представителями теоретических дисциплин, но и административных должностей [2].

Люди с правополушарным типом организации головного мозга также имеют свои характерные черты. К таким мы можем отнести, к примеру, уже не словесно-логический характер познавательных процессов, а конкретно-образный. Кроме того, левши характеризуются наличием дивергентного типа мышления. Такие люди, как правило, мыслят не стандартно, для них не существует рамок и ограничений, они видят в решении любой проблемы множество различных вариантов и путей их решения, в отличие от узко мыслящих правшей. Правое полушарие мозга по своим функциям отвечает за ориентацию в пространстве, операции с образами реальных и конкретных предметов, а также легко воспринимает пространственные связи между предметами. Левши имеют наглядно-образное мышление, что помогает им видеть ситуацию в целом и прогнозировать изменения, к которым приведёт то или иное действие по отношению к данной ситуации. Правое полушарие мозга, непрерывно регулируя подсознательные процессы и контроль над непроизвольным поведением, производит пространственные и структурированные преобразования информации, даёт оценку сложности и симметрии предмета. Правополушарный тип организации мозга даёт индивиду возможность как бы смотреть вглубь происходящего, помогая видеть не только сам предмет перед собой, но и фон за ним, иметь дело не с центром, а с периферией. Таким образом, правое полушарие обеспечивает равномерное распределение внимания, а не его фокусировку и концентрацию. Являясь органом человеческого бессознательного, правое полушарие даёт возможность одновременного распознавания и анализа большого числа связей, иногда и достаточно противоречивых с логической точки зрения. Люди с правополушарной асимметрией пользуются в жизни скорее интуитивным чутьём и эмоциональными порывами, нежели строгими и логическими доводами. Преимущество данного типа мышления проявляется в ситуациях, которые связаны со сложной информацией, имеющей большое число внутренних противоречий и которую нельзя на первый взгляд свести к однозначному смыслу. Ситуации подобного характера — творческий процесс. Левши, как правило, имеют довольно экспрессивно окрашенную речь, богатую жестикуляциями и интонациями. Таких людей точно не назовёшь нудными и монотонно говорящими. Несмотря на то, что в их речи нет выстроенности, возможна сбивчивость, запинки, а также лишние слова и звуки, левши имеют эмоциональную и богатую речь. Именно про данную категорию людей с восхищением говорят: «А у него язык подвешен!». Левши являются целостными, творческими натурами, способными к открытому выражению чувств. Они открыты миру, наивны и доверчивы, контактны и общительны. Для правополушарного типа организации также характерна способность тонко чувствовать и тяжело переживать сложные жизненные ситуации, легко огорчаться и плакать, либо приходить в гнев, то есть действовать по настроению. Именно поэтому среди левшей можно встретить большое число журналистов, литераторов, организаторов и деятелей культуры [8].

Выделив и проанализировав особенности психики и характера познавательных процессов лево- и правополушарных людей, мы можем сделать вывод о необходимости разных подходов в процессе освоения ими школьной программы. Любой процесс обучения начинается с правильно выстроенной мотивации ребёнка на получение знаний и собственно дальнейшее обучение. Важным компонентом в достижении этого является заинтересованность ребёнка, создание таких условий, которые продемонстрируют ему, что образовательный процесс не является рутинным и скучным явлением. Так, зная особенности мышления правополушарных детей, мы будем делать акцент в их обучении на эстетическую сторону предметов. Для левшей велика потребность в самореализации, получении наивысшего балла и похвалы учителя. Для левополушарного же типа мышления наоборот характерна ориентация на познавательную сторону образовательного процесса. Их привлекает не похвала, а непосредственно само приобретение новых знаний и их глубина. Сами школьные занятия рассматриваются правшами как способ самосовершенствования, развития волевых качеств и мышления. Для них важна не оценка учителя, а сам результат обучения. Кроме того, в процессе усвоения школьной программы важно разделять детей и по их сенсорным особенностям восприятия. Так, можно провести простой тест для определения данного факта. Нужно проследить в какую сторону отводит глаза ребёнок в процессе мышления. Так как познавательная активность первично возникает в одном из полушарий головного мозга, запуская движение глаз, можно предположить, что левополушарные дети будут отводить глаза вправо, а правополушарные – влево. Для левополушарных детей значимой для восприятия будет являться правая полусфера пространства класса, поэтому необходимо посадить такого ребёнка таким образом, чтобы доска и учитель были от него с правой стороны. Для правополушарных детей будет действовать по аналогии тот же принцип, но с заменой стороны полусферы класса [9].

Важной особенностью является и процесс переработки информации во время урока, который у лево- и правополушарных детей происходит по-разному. Левополушарных учеников в классе часто могут называть «тугодумами», из-за их медленного процесса обработки информации. Они медленно и вдумчиво смакуют каждую деталь, для них не характерна работа по принципу «вопрос-мгновенный ответ». Правополушарные же дети наоборот перерабатывают информацию практически мгновенно, но спонтанно и хаотично. Таких учеников учителя называют «торопыжками».

Речевой аспект образовательного процесса выявляет некоторые проблемы в использовании речи право- и левополушарными детьми. Для учеников с доминирующим правым полушарием характерен слабый уровень самоконтроля в выполнении действий. Именно поэтому у правополушарных учеников слабо развит контроль над своей произносительной речью, возможны пропуски слов и проблемы в подборе слов и грамматике. У детей с доминирующим левым полушарием напротив развит контроль над произносительной стороной речи. Их слабой стороной является подведение итогов. Также проблемы могут возникнуть с развитием беглой устной речи, возможна необходимость оказания помощи и в развитии скорописи у ребёнка. Успешно даётся им применение правил и правильное употребление слов в предложении [1].

Существенные отличия типов организации головного мозга мы можем наблюдать и на примере процесса памяти. Для правополушарных учеников с визуальной памятью характерной особенностью является визуализация информации. Такие дети видят слова, будто глазами мозга. У детей правополушарного типа присутствует феномен «врождённой грамотности». Их пальцы и глаза, словно сами пишут за них, зная правильность написания того или иного слова. Но, к сожалению, в процессе обучения в школе «врождённая грамотность» у данной категории детей разрушается. Это происходит по причине применения в программе общеобразовательных учреждений аналитического подхода к изучению грамотности, который не свойственен правополушарным ученикам. Ребёнка с доминирующим левым полушарием можно сравнить с магнитофоном. За счёт присутствующего у ученика аудиального типа памяти, он после получения вопроса как бы прокручивает у себя в голове нужную кассету. А затем ребёнок выбирает из неё кусочек, содержащий правильный ответ. Левополушарный ученик в процессе образовательного процесса зачастую сталкивается с проблемой необходимости трансляции запомнившейся информации в другую модальность. Это происходит из-за склонности учителей к смене модальности в процессе преподнесения материала урока и проведения экзамена. В противовес данной проблеме, левополушарные дети отлично пользуются характерными особенностями своей произвольной памяти. В отличии от правополушарных учеников, которые запоминают в практической деятельности, а не усилием воли, левополушарные дети склонны к зазубриванию. Для запоминания им необходимо многократное повторение и заучивание, которое и используется в школьной программе [7].

Важным является и верно выбранные приёмы и методы в процессе школьного обучения. Для этого необходимо учитывать особенности мыслительных процессов, характерные для детей с разными типами функциональной асимметрии головного мозга. Так, важно помнить о необходимости различных подходов и в процессе обучения с использованием теоретических материалов. Чтение и оценивание слов в тексте левополушарными детьми сравнимо с «атакой». Именно поэтому таким ученикам важно применение именно дискретного подхода в обучении, а то есть индуктивный путь «от части — к целому». К правополушарным ученикам же напротив необходимо применение дедуктивного пути обучения «от общего — к частному». Именно по этой причине часто наблюдаются проблемы усвоения школьной программы правополушарными детьми по методике Зайцева или системе Занкова, так как они предназначены для левополушарного типа организации мозга [8].

Особенности индивидуального латерального профиля ребёнка зачастую определяют и наличие у него возрастных и половых проявлений организации мозга. Если же по каким-либо причинам учителя и родители не учитывают данные особенности функциональной организации мозга, то это может привести к появлению таких проблем как гиперактивность, школьная неуспеваемость и недостатки речевой функции. Последняя является одной из важнейших проблем, так как недоразвитие, задержка или полное отсутствие речи затруднит школьное обучение и будущую социализацию ребёнка.

При работе с детьми с ОВЗ, и особенно с нарушением слуха и речи одной из важнейших проблем является диагностическая работа с ребёнком по прогнозированию особенностей его речевого развития. Решение этой проблемы кроется в анализе профиля функциональной асимметрии [4].

Исследования, проводимые с детьми с общим недоразвитием речи, открывают множество фактов о взаимосвязи индивидуального латерального профиля ребёнка с речевыми нарушениями. Так, именно среди детей с отклонениями, наиболее часто встречаемым является левый профиль функциональной сенсомоторной асимметрии, нежели правый. Также любопытным фактом является то, что при анализе детей из группы с выраженными нарушениями речи мальчики в большинстве своём имеют смешанный тип функциональной сенсомоторной асимметрии, а у девочек же отмечаются левый либо симметричный профили. Если же подвергать анализу интеллектуальные способности детей с ОНР, то мы придём к любопытному выводу. Дело в том, что самые высокие показатели интеллекта наблюдаются в группе нормативно развивающихся мальчиков, а также – мальчиков, имеющих незначительные нарушения речи. Но при этом у детей из обеих групп обязательно присутствует левый тип функциональной асимметрии. Если же брать группу дошкольников с более выраженными речевыми нарушениями, то там мы будем наблюдать наличие самых низких интеллектуальных показателей у мальчиков с правым и смешанным типами функциональной асимметрии. Кроме того, результатами исследования было выявлено, что в группах дошкольников с менее выраженными речевыми нарушениями встречается примерно одинаковое число детей с левым, правым или симметричным профилем. Но, если анализировать группу дошкольников с выраженными проблемами речевого развития, то там мы увидим наибольшее число детей именно с левым профилем функциональной сенсомоторной асимметрии. Исходя из приведённых фактов, мы можем предположить, что наличие левопрофильности у дошкольников с выраженными речевыми нарушениями свидетельствует о паранатальных воздействиях на ребёнка, которые могли привести к снижению уровня активности правого полушария [6].

Особенности индивидуального латерального профиля, кроме речевого аспекта, накладывают отпечаток на интеллект и психическое здоровье ребёнка. Так, по данным исследования, проводимого с детьми с нормой развития, ЗПР и умственной отсталостью, мы можем сделать вывод о специфике проявления асимметрии мозга. По результатам процентного соотношения, мы видим, что процент «чистых правшей» и праворуких в группах детей с ЗПР выше на 1,6-1,8 % по сравнению с группой испытуемых с нормой развития. Но, несмотря на это, в общем соотношении, процент «чистых правшей» и праворуких детей в группах детей с ЗПР и умственной отсталостью самый низкий по сравнению с группой с нормой развития, и составляет от 1,8% до 4 % [3].

Если сравнить левополушарных и правополушарных людей, то можно сделать вывод о том, что эти люди по-разному приспосабливаются к миру, используя свои способности. Доминирующее полушарие поможет человеку определиться со своей будущей профессией, сделает его трудовую деятельность менее сложной. Но также человек должен развивать и то полушарие, которое не преобладает в его жизнедеятельности, ведь оно поможет ему в различных жизненных ситуациях и сделает человека более уверенным в себе [5].

Доминирующее полушарие важно учитывать и в особенности развития детей. Ведь от этого зависит их обучение и воспитание. Можно подобрать различные методы и способы, учитывая доминирующее полушарие, которые помогут ребёнку в дальнейшем развитии и обучение в детском саду и в школе. Как известно, школьные методики обучение главным образом тренируют и развивают левое полушарие, игнорируя развитие правого полушария. С помощью дифференцированного обучения, исследуя специфику когнитивного развития и восприятия ребёнка, можно разработать педагогические методы и способы, учитывая индивидуальные и психофизиологические особенности детей.

Таким образом, мы можем сделать вывод о необходимости своевременного определения индивидуального латерального функционального сенсомоторного профиля ребёнка для его дальнейшего успешного обучения в школе. Ведь, к каждому ребёнку нужен сугубо индивидуальный подход, способный в будущем благотворно сказаться на его психическое и умственное развитие.

История развития концепции межполушарной асимметрии

Головной мозг является высшим отделом центральной нервной системы (ЦНС), регулирует деятельность внутренних органов организма и обеспечивает координацию высших психических функций (речь, память, мышление, восприятие). Он не является цельным органом. Мозг разделен на правое и левое полушария, которые соединены мозолистым телом. Ранее считали, что полушария головного мозга взаимодействуют друг с другом, выполняя схожие функции.

Однако в 19 веке клиницисты впервые заговорили о неравнозначности выполняемых функций полушарий мозга – латерализации.

В 1836 году французский ученый Марк Дакс, основываясь на опыте работы сельским врачом, обнаружил, что у людей с повреждением левого полушария мозга наблюдаются нарушения речи, вплоть до полной потери способности разговаривать.

В 1861 году французский хирург Поль Брока проводя вскрытие пациента с потерей речи обнаружил, что у него повреждена лобная доля левого полушария. П. Брока в многочисленных докладах отстаивал свою точку зрения, согласно которой центр речи находится в левом полушарии мозга. На сегодняшний день данная область левого полушария имеет название зона Брока.

В 1868 английский невролог Джон Хьюлингс Джексон, основываясь на трудах коллег, высказал идею о ведущих функциях левого полушария и вспомогательных правого.

Немецкий психоневропатолог Карл Вернике обнаружил у пациентов с травмой задней части верхней височной борозды левого полушария осложнения в освоении и понимании речи. Впоследствии эту зону назвали зоной Вернике.

Таким образом, многочисленные исследования, показавшие основную роль левого полушария в контроле речевых функций, создали концепцию доминантности полушарий, которая является отправной точкой в изучении проблемы межполушарного взаимодействия.

Типы межполушарной асимметрии

Изучением межполушарной асимметрии головного мозга занимались ученые из различных сфер: анатомии, биохимии, нейрофизиологии и психофизиологии. Следовательно, асимметрия проявляется на различных уровнях:

  • морфологическая асимметрия характеризуется различиями в структуре полушарий головного мозга (неравномерное строение борозд, извилин, разная форма и количество корковых полей, различия в размерах тех или иных зон);
  • биохимическая – неравномерное распределение нейромедиаторов (серотонина, норадреналина, ацетилхолина) и пептидов;
  • психофизиологическая, или функциональная, асимметрия обусловливает распределение контроля сложных психологических процессов между полушариями головного мозга.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]