Как понять, что у ребенка проблемы с самооценкой: маркеры страхов и комплексов

Самооценка – это представление человека о самом себе, своих качествах и возможностях. И несмотря на то, что один из корней этого слова «само», формируется самооценка отнюдь не самостоятельно, а на основе обратной связи от других людей.

«Процессы самоидентификации, уважения и самоуважения не даны человеку в абсолютном измерении. Это всегда изначально некоторое его отражение в зеркале восприятия другими» (Семенович А.В., Таланты детского мозга., 2016).

Давайте разберемся, как формируется самооценка подростков и как родители могут помочь в этом вопросе.

Что такое самооценка?

Дети смотрят на мир, и в том числе на себя, родительскими глазами. «Кто Я? какой Я?» эти вопросы интересуют любого ребенка, особенно – подростка. Узнает он об этом от других людей. Но наибольшее значение имеет для него мнение о самом себе самых важных людей на свете: родителей. Из мнения, ожиданий, установок родителей и складывается представление ребенка о себе, самооценка. И рано или поздно ребенок начинает видеть себя таким, каким его видят другие.

Многочисленные исследования подтвердили, что адекватная самооценка позволяет человеку браться за новые и трудные задачи, реально оценивать свои силы и возможности, иногда терпеть неудачи и все же побеждать. В конечном счете можно сказать, что самооценка влияет на способность быть счастливым. Ведь уверенный, любящий и заботящийся о себе человек скорее сможет выстроить гармоничные отношения с людьми, окружающим миром и самим собой.

Представление человека о себе формируется постоянно, непрерывно, на протяжении всей жизни. Это изменчивое, подвижное понятие, а не раз и навсегда закрепленный в сознании образ.

В раннем и дошкольном детстве самооценка формируется благодаря родительским высказываниям и установкам. Почему? Потому что дети верят и впитывают в себя все, что говорят и думают про них значимые для них взрослые. Кроме того, они стремятся соответствовать ожиданиям своих родителей и оправдать их. Сказано, Вася очень добрый и отзывчивый мальчик, значит, это так и есть: Вася с чистой душой этому верит, и – что важно! действительно старается быть таким. А у ребенка, которому с раннего детства внушают, что он ведет себя плохо, неправильно, развивается неприязнь к себе, и это мешает обучению, любви, построению отношений с другими людьми.

«Другие дети как дети, а моя…» вздыхает мама, и детское сердце сжимается от вины, грусти и злости на себя: ну почему я такая?

Конечно, родители так говорят не из желания насолить своим детям. Скорее всего, их собственные родители тоже имели привычку критиковать и «воспитывать» без меры, вот они и воспроизводят подобный стиль отношений с собственным ребенком. Причиной чрезмерно критичного воспитания могут также являться завышенные требования по отношению к детям, а также собственная неадекватная самооценка — поэтому про «воспитание» себя тоже не следует забывать, а лучше с него и начать.

Многие дети думают, что они – такие «неполноценные» люди. Взял чашку – разлил молоко, тут же слышит: «Ну что за руки-крюки, ничего сделать нормально не можешь!». Начал застегивать рубашку — получилось неправильно… Ребенок в отчаянии: «У меня ничего не получается! Вот родители – «полноценные» люди, у них-то все получается…» Только родители забывают, что и они не родились на свет «готовенькими» всеумейками.

Каждый родитель, ругая свое чадо, желает ему добра. Всем нам хочется, чтобы у ребенка все получалось, и он бы все умел, все знал, все понимал, в общем был бы таким супер- взрослым – ответственным, умным, трудолюбивым, понимающим… Причем сразу, немедленно – родился и уже все делает правильно! Смешно? Да, звучит абсурдно. Но тогда откуда же у нас столько недовольства и раздражения? Нам трудно смириться с несовершенством другого человека, а ведь ребенок и не может соответствовать нашим идеалам – просто потому, что он – другой. Это не значит, что проблемы нужно игнорировать, на мир смотреть сквозь «розовые очки». Есть ли проблемы у ребенка? Безусловно, есть! Как и у каждого из нас, у любого человека. Но идеальных людей нет, а стократное повторение детских недостатков приведет к перекосу в эту сторону, к потере веры в себя, к заниженной самооценке. И исправить, скорректировать эти особенности характера станет очень трудно.

Почему у ребенка заниженная самооценка? Основные причины:

  • Наследственный фактор. Особенности физического развития (наличие заболеваний, инвалидности способствует формированию комплекса неполноценности), темперамента (к примеру, сангвиники чаще всего общительны, склонны к лидерству, меланхолики очень впечатлительны, остро чувствуют других людей и их чувства), умственные способности (у детей, имеющих умственные отклонения или задержку психического развития, комплекс неполноценности может быть особенно ярко выражен).
  • Воспитание. Гиперопека — излишняя и навязчивая забота или гипоопека — отсутствие теплых и доверительных отношений между ребенком и родителями. Даже любящие родители, сами неуверенные в себе, вряд ли смогут воспитать активного и уверенного в себе ребенка. Ведь как можно учить тому, что не умеешь сам?
  • Социальные контакты — отношения вне семьи с одноклассниками, педагогами, друзьями, знакомыми. Детям, особенно в подростковом возрасте, свойственен «дух коллективизма», им важно быть не хуже других (по их мнению), нередко травля одноклассников из-за особенностей внешности, физического или психического развития ребенка крайне негативно сказывается на характере — подросток или замыкается в себе, или становится агрессивным.

★Самооценка у подростков

А как же наши подросшие дети, подростки? Вот уж кому «повезло»! Если ругают малыша, то быстро прощают его оплошности — он такой милый! и маленький! А если ругают подростка — то ему достается по «полной программе», интенсивность воспитательных действий возрастает… И «милым» этого противного ребенка никак не назовешь. Изо дня в день раздражение только накапливается, многие детско-родительские отношения доходят до состояния войны, а на войне, как известно, все средства хороши. И… «Почему ты опять слушаешь эту музыку?! Из тебя ничего хорошего не вырастет!!!», «Посмотри, как ты оделась? Ты уродливо выглядишь! В этой короткой юбке ты как дохлая курица!!», «С тобой никто никогда не будет дружить! У тебя ужасный характер!», «Ты никогда не найдешь себе мужа! Потому что у тебя совсем нет мозгов! и ты очень ленивая!». Конечно, наши «детки» в долгу не остаются, и тоже найдут что ответить. Кто больнее скажет? Кто посильнее обидит? Какой след в душе оставят у детей наши «пророчества»?

Для подросткового возраста характерны резкие, диаметрально противоположные перепады самооценки от ощущения себя полным ничтожества до абсолютного всемогущества.

Происходит это от того, что самоидентификация в подростковом возрасте только лишь формируется. Границы своих возможностей не ясны, притязания и амбиции высоки, чувствительность к любому высказыванию о себе тоже очень высока. Именно в этот момент спокойное доброе отношение родителей к подростку особенно актуально.

Несмотря на то, что подростки выглядят и ведут себя совсем как взрослые, они остаются нашими детьми, и не менее остро нуждаются в родительской поддержке, любви, принятии. И хотя в этом возрасте приоритетной является оценка сверстников, родители остаются тихой гаванью, надежным тылом, безопасным местом, где можно набраться сил, любви и тепла — безвозмездно, ни за что, ни за какие-то выдающиеся заслуги и отличное поведение, а просто за то, что они есть на свете.

Они ждут родительского одобрения и признания, веры в свои возможности, подтверждения ума, правильного поведения, красоты, доброты и других разных хороших качеств. В своих ожиданиях они очень похожи на малышей, но никогда не признаются в этом. Таким образом, в подростковом возрасте влияние родителей на самооценку ребенка очень важно!

★ Завышенная самооценка

Обсуждая тему самооценки, обычно мы имеем ввиду заниженную самооценку. А как обстоят дела с завышенной? Казалось бы, чем выше человек себя оценивает, чем увереннее себя чувствует, тем большего он может достигнуть. Но не все так просто. Дело в том человек с завышенной самооценкой ставит перед собой неадекватно высокие для себя задачи, и не умея реально рассчитать собственные силы, также может быть неуспешен. Цена таких «падений» – разочарование, ощущение несправедливости, чувство безнадежности. Такие люди часто обвиняют во всех своих неудачах окружающий мир, обстоятельства, но не себя. Или, напротив, человек может считать, что можно и вовсе ни к чему не стремится — он великолепен и просто лежа на диване.

Формируется завышенная самооценка «благодаря» чрезмерному обожанию и захваливанию ребенка, когда любой поступок, действие и слово вызывает у любвеобильных родителей прилив восторга, независимо от результата. И когда наступает время столкнуться с суровой действительностью, ребенок обижается и искренне недоумевает, отчего же все окружающие не восхищаются его необыкновенными умениями (которые ничуть не отличаются от всех остальных детей). Так что завышенное оценивание самого себя может также выйти боком.

Как же оценивать своих подростков? И нужно ли это делать?

Повторим, что представление о себе у человека, самооценка, складывается из обратной связи от других людей. Для полноценной обратной связи нужна оценка (Семенович А.В., 2016). Но! Оценка поступка, деятельности, а не самого человека. Если нет внешних, вполне материальных маркеров успешности-неуспешности, своего рода знаков отличия, конкретных критериев результата деятельности, ребенку – да и взрослому – не очевидны результаты, плюсы и минусы подведения итогов.

Наша деятельность строиться по следующему принципу: актуальная потребность – желаемый, предполагаемый результат. Предполагаемый результат помогает выбрать средство для его достижения, реагировать на внутренние и внешние помехи на пути к нему.

Сопоставление желаемого результата с достигнутым — это и есть оценка, контроль. Этот этап сличения полученного результата с желаемым один из самых важных для психической деятельности человека в любом возрасте: именно здесь формируется обратная связь. По сути, это функции анализа и синтеза.

Анализируем – то есть раскладываем на элементы, оцениваем, далее синтезируем – делаем выводы на будущее, учитываем опыт, то есть соединяем оцененные элементы в новую картины.

Таким образом, оценка необходима для регулирования деятельности, для формирования произвольной саморегуляции, а также для самооценки.

★ Чем могут помочь родители?

Терпение. Промахи и оплошности воспринимайте как неизбежные, но временные трудности. Осознайте очевидный факт – ваш подросток обязательно вырастет, и научится убирать за собой посуду, заправлять постель, вежливо разговаривать, перестанет носить эту ужасную одежду и слушать такую бездарную музыку, и будет совсем как все остальные взрослые люди. Только благодаря вашим стараниям – с адекватной самооценкой. И хотя терпение необходимо всем родителям, пожалуй, родителям подростков его понадобится немного больше:)

Гордитесь своим ребенком и чаще говорите ему об этом. Замечайте его успехи (даже самые небольшие!), говорите, что именно у него хорошо получилось. Это поможет сформировать и поддерживать у него позитивное отношение к себе. Конечно, восхищения должны быть не на пустом месте. Хвалим за то, к чему ребенок приложил старание, усилие, труд.

Верьте в своего ребенка. Искренняя уверенность в том, что подросток действительно умный, способный, добрый, заботливый, способен справиться с трудностями и стать достойным взрослым, делает чудеса — отпрыск действительно станет таким. Дети очень чутко реагируют на бессознательные импульсы. Подростки часто не верят в себя, зато ваша вера в них будет давать им силы двигаться вперед.

Мы все легко замечаем, что не получилось, и не замечаем обратного. Научитесь замечать то, что получается хорошо. Для этого напишите список позитивных качеств, умений, поступков подростка (как можно длиннее). Регулярно пополняйте список. Позитивная обратная связь работает эффективнее, чем негативная.

Важно, чтобы ценность личности и уважение не смешивалось с поступками. Отделяйте поступки от человека, оцениваются результаты деятельности, а не ребенок.

Необходимо умело поддерживать сильные стороны характера, внешности, акцентировать внимание на них. «Ты очень подвижный и не можешь усидеть на одном месте, зато стометровку ты бежишь быстрее всех». «На мой взгляд, дочка, тебе не очень идет короткая юбка. Но у тебя шикарные волосы и чудесная улыбка!».

Позвольте подростку ошибаться. Он имеет право ошибаться, потому что он растет и только учится все делать правильно.

Для этого родителям надо смириться все же с тем грустным фактом, что ребенок не идеален. Как не горько это осознавать, это так. Ну не может живой человек быть лучшим во всем, обладать полным комплектом «хороших» качеств и совсем не иметь недостатков. Иначе это был бы уже робот. Эту банальную истину легко понять, но о-о-очень трудно применить к своему ребенку. «Ну, это, конечно, так – для всех остальных детей! – ну уж мой то ребенок мог бы быть получше??!!»

А как же воспитание? Что ж теперь, и замечание нельзя сделать? Конечно, можно и нужно. Ваша обратная связь очень важна. Но она должна быть корректной, без оскорбляющих высказываний, отмечать и то, что получилось хорошо, и то, что могло бы быть лучше. Учите подростка анализировать деятельность и синтезировать новые ее формы.

Важно различать воспитание и неконтролируемый выплеск эмоций. Воспитание – это когда мы объясняем чаду границы допустимого поведения и пресекаем попытки выйти за рамки, обучаем подростка новой деятельности, новым способам поведения, подсказываем решение в случае затруднений. Тут важен спокойный, доброжелательный тон, атмосфера сотрудничества и огромный запас терпения. А выплеск эмоций – это как раз все эти бесполезные раздраженные сетования на тему «плохой ребенок» и возмущенные окрики в случае промахов и неудач.

Используйте в повседневном общении приветливые фразы, такие, как: «Я рада тебя видеть», «Мне нравится, как ты…», «Ты мой хороший», «Как хорошо, что ты у нас есть», «Давай побудем вместе», «Мне интересно твое мнение». Благодаря этим сообщениям ребенок чувствует, что родители любят и замечают его, ценят за то, что он просто есть.

Разрешите и себе ошибаться, и исправлять свои ошибки. Вы не обязаны быть идеальным родителем! Что там у вас с самооценкой?:)) В конце концов, все мы несовершенны. Все мы стараемся стать намного лучше, но стать идеальным не удается никому. Самое важное, что нужно помнить – это то, что и вы, и ваш ребенок в любом случае достойны любви и радости в этой жизни.

Верьте в своих детей! У них все получится.

Признаки заниженной самооценки у детей и подростков:

  • Внешний вид — может быть неряшлив, небрежен.
  • Тихий тембр голоса, невнятная речь, заискивающие интонации, привычка извиняться без видимых причин за свои поступки.
  • Излишняя критичность к себе и своим поступкам, самобичевание.
  • Часто на лице страдальческое выражение лица, при разговоре дети с комплексом неполноценности обычно избегают смотреть на собеседника; чрезмерно сутулятся (желание быть незаметным); садятся на самый край стула, переплетая ноги (защита от окружающих) или пряча их под стул.
  • Малообщительны, ведомые, постоянно жалуются на плохое самочувствие, неприятности. Чаще всего неуверенные в себе дети и подростки — интроверты (эмоции, чувства направлены внутрь себя, а не во внешний мир).
  • Излишняя агрессивность. Грубость с окружающими как защита от внешнего мира, неверие в себя рождает недоверие и к окружающим.
  • Болезненная реакция на критику, плаксивость.
  • Чрезмерная внешняя самоуверенность в поведении, как ни странно, говорит о низкой самооценке, сопровождается желанием «выделиться из толпы» (необычная одежда или поведение с претензией на «оригинальность»). Особенно сильно проявляется в подростковом возрасте.
  • Желание быть первым всегда и везде. Подросток живет в постоянном стрессе, вынужден доказывать себе и окружающим, что он лучше всех. Личности, уверенной в себе, любящей себя, нет нужды доказывать свою «исключительность».

Эти признаки могут наблюдаться по отдельности или в разном сочетании.

Уровни завышенной самооценки

В психологии выделяют две классификации самооценки.

Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.

Разделение в зависимости от вида:

  • актуальная – зависит от достижений;
  • парциальная – основана на результатах, достигнутых в конкретных видах работы;
  • потенциальная – зависит от врожденных талантов.

Выделяют три варианта оценивания себя:

  • адекватный;
  • заниженный;
  • завышенный.

Уровень помогут определить тесты на самооценку. Психологи используют методику Будасси. Представлены четыре столбика с набором качеств. Каждая часть теста отражает одну сферу жизни: общение, поведение, деятельность и эмоции. Исследуемый обводит в кружок качества, которые важны для него. Просмотреть их еще раз и поставить галочку рядом с теми, которые характерны для него.

Психолог подсчитывает количество реальных и идеальных черт характера. На основе этого критерия определяют уровень самооценки:

  • низкая;
  • ниже среднего;
  • средняя;м
  • выше среднего;
  • высокая;
  • неадекватно высокая.

Синдрому завышенного самолюбия соответствует показатель «неадекватно высокая».

Выше среднего

Люди с оцениванием себя выше среднего уровня адекватно соотносят таланты и способности. Они стремятся выполнить реалистичные задачи.

Присутствует самокритика. Такой человек не конфликтен, предпочитает решать вопросы аргументированно.

Высокий

Человек с высоким самолюбием критичен по отношению к себе. У таких людей особенно развито чувство собственного достоинства. Они уважают себя за заслуги и достижения.

Люди с самолюбием выше среднего более склонны к замечанию собственных недостатков, чем личности с высоким самолюбием.

Неадекватно высокий

Люди с неадекватно завышенным самолюбием идеализируют собственный образ. Он не замечает недостатков характера, переоценивает способности. Ставит неадекватные цели и не обращает внимания на неудачи, встречающиеся пути к их выполнению.

Не характерна самокритика. Замечания окружающих воспринимаются как придирки. Присутствует установка на конфликт.

Завышенное самолюбие – шаг в пропасть иллюзий.

Гендерные особенности самооценки в подростковом возрасте

В настоящее время исследования самооценки человека в процессе его жизнедеятельности имеют большое значение в психологической теории и практике. Прежде всего, изучаются сдвиги в содержании уровня самооценки и ее компонентов – какие качества осознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что гендерные особенности самооценки в подростковом возрасте изучены недостаточно. Интерес к этим исследованиям в психологии в последние годы возрастает.

Поэтому цель нашего исследования: выявить гендерные особенности самооценки в подростковом возрасте.

Объект исследования: самооценка подростка.

Предмет исследования: гендерные особенности самооценки в подростковом возрасте.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что гендерные особенности самооценки присутствуют у подростков.

Исходя из цели работы, её предмета и исследовательской гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ проблемы.

1. Рассмотреть возрастную характеристику проявления самооценки у подростков.

1. Выявить гендерные особенности проявления самооценки у подростков.

1. Разработать рекомендации по коррекции самооценки.

Исследование проводилось на базе МОУ «Гимназия №1» г. Братска. В исследовании приняли участие 84 учащихся 7 классов в возрасте 13-14 лет (41 юноша и 43 девушки).

Использованные методы: теоретические (сбор материалов, обобщение, анализ), психодиагностические методы.

Практическая значимость данной работы очевидна. Материалы работы могут быть использованы психологами и педагогами при проведении родительских собраний, организации воспитательной работы с учащимися.

1. 1. Самооценка личности

Известно, что личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими людьми деятельности и общении с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие. Иными словами он как бы «примеряет» на себя их требования, мнения, чувства. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция его поведения – самооценку.

Под самооценкой принято понимать оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей.

От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

Главные функции самооценки – регуляторная, на основании которой происходит решение задач личного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности, корректируя при этом сигналы внешнего мира.

Самооценка получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке).

1. 2. Типы самооценок

Встречаются различные типы самооценок: завышенная, адекватная и заниженная.

При адекватной самооценке человек видит как свои положительные качества, так и недостатки. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в учёбе, карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов.

Низкая (заниженная) самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений. Низкая самооценка нередко обусловлена влиянием и оценкой родителей в детстве, а в последующей жизни — внешней оценкой социума. В сознании ребенка складывается модель эталона, в случае реализации которого он стал бы хорошим и идеальным, но поскольку она не реализуется, возникает несоответствие между эталоном (идеалом) и реальностью. На самооценку личности влияет сопоставление образов идеального и реального «Я» — чем больше разрыв между ними, тем вероятнее недовольство человека реальностью своих достижений и ниже ее уровень.

Высокая самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека, независимо от профессии – будь то политики, бизнесмены, представители творческих специальностей. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются более или менее скромными.

Завышенная и заниженная самооценка — это две стороны одной медали, и то, и другое не является ни здоровым, ни полезным для того, чтобы выигрывать и тренироваться. У человека, который занимается достижением какой-то цели, должно быть реалистичное представление о своих способностях и своих возможностях — только тогда он может рационально ими пользоваться. При завышенной самооценке человек отказывается видеть свои слабые стороны, тем самым лишая себя возможности их растить и совершенствовать. При этом он очень хорошо разглядывает недостатки других, и жестко и безжалостно их критикует.

Человек с заниженной самооценкой пытается совершенствовать и растить из своих недостатков сильные стороны, поливая себя беспрестанно самокритикой, в том числе, уничижающей. Не должно быть критики, должно быть знание своих слабых мест и терпеливая работа над ними.

Заниженная самооценка в одну секунду превращается в завышенную, если человек моментально достигает высокого результата. Тогда его яд обращается на не состоявшихся соперников. И точно также завышенная самооценка моментально становится заниженной, стоит человеку проиграть – весь его яд, направленный на других, обращается внутрь.

1. 3. Перфекционизм и уровень самооценки

Перфекционизм — стремление соответствовать максимальным критериям совершенства в тех или иных областях — нередко служит еще одной причиной завышенной или заниженной самооценки. Проблема в том, что критерии оценок в тех или иных областях могут различаться, а достичь совершенства по всем возможным направлениям заведомо невозможно. В этом случае, чтобы повысить самооценку человека (вернее, сделать самооценку более адекватной) стоит выделять отдельные области с более или менее общими критериями и сформировать отдельную самооценку в них.

В целом желание добиться совершенства — это прекрасное человеческое качество. Нормальные люди получают истинное удовольствие от самосовершенствования, но при этом они могут снизить требования к своим результатам, если ситуация это позволяет. Перфекционисты-невротики в своем стремлении к совершенству доходят до болезненных крайностей. Они придерживаются иррационального убеждения, что, для того чтобы быть принятыми другими людьми, надо быть совершенным. Уровень их стандартов необоснованно завышен — они изо всех сил стремятся к невозможным целям, которых никогда не достигают. От самокритики их самооценка страдает и все больше снижается. Поскольку в своих собственных глазах они никогда не дотягивают до необходимого уровня, они реагируют на возможную критику агрессией и гневом. Такое поведение вызывает фрустрацию, враждебное отношение окружающих и то самое неодобрение, которого перфекционисты так боятся. Постепенно страх и беспокойство переполняют их, заставляя испытывать гораздо больше боли, чем удовольствия от поощрений. Перфекционисты избегают близких отношений, потому что боятся полного отвержения. В результате их уделом становится одиночество, а жизнь лишена человеческой близости.

1. 4. Уровень притязаний при самооценке

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др. ).

Если человек выдвигает нереалистические притязания, его чаще подстерегают непреодолимые препятствия на пути к цели, он чаще испытывает неудачи. Критериями оценок обычно служат современные индивиду общекультурные, социальные, индивидуальные ценностные представления, стереотипы восприятия, стандарты, усвоенные им в течение жизни. В этом случае возникает вопрос, имеем ли мы дело с самооценкой? Ведь человек принимает внешнюю оценку за собственную и живет с ней. Внешние оценки при этом отличает ригидность, они трудно поддаются изменениям, если только человек не научится себя оценивать более адекватно.

Существует известная формула, согласно которой самооценка представляет собой успех, разделенный на уровень притязаний. В реальности все может обстоять сложнее: нередко люди, изначально придерживаясь подхода, что все равно у них ничего не выйдет, могут увеличить свой успех, а в других случаях лица с заниженной самооценкой буквально до минимума занижают свои притязания, но повышения самооценки это не вызывает.

1. 5. Развитие самооценки в онтогенезе

Рассматривая развитие самооценки в онтогенезе, можно заметить, что новорожденные и младенцы не имеют четких «границ» своего существа, не понимая, что они — особая, отдельная от остального мира его часть. Младенец не знает, где кончается он сам и начинается другой человек. Он считает именно себя причиной всех изменений и всякой активности вокруг. Малыш верит, что он, его мысли и поступки управляют миром.

Годовалый ребенок начинает осознавать свою обособленность от других людей и предметов, он начинает понимать, что поведение других людей не зависит от его воли. Тем не менее, малыш уверен, что восприятие других людей такое же, как и у него.

В 2-3 года дети начинают сравнивать себя с другими, вследствие чего у них постепенно складывается определенная самооценка. При сравнении ребенок, как правило, ориентируется на социальные нормы, приемлемые в его окружении. Сравнивая себя с этим ребенком, малыш делает вывод о том, к какой категории себя отнести. Положительное самоощущение развивается у ребенка тогда, когда взрослые, устанавливая четкие «границы», поощряют его самостоятельность. В противном случае у ребенка может возникнуть чувство стыда и сомнения в собственных способностях. Так, у маленького ребенка формируется чувство гордости, чувство стыда, уровень притязания.

К 4-5 годам многие дети могут правильно оценивать себя, свои личностные качества, достижения и неудачи. Причем, если ранее это, в основном, касалось игры, то теперь переносится и на общение, и на труд, и на учение. В этом возрасте уже можно прогнозировать ближайшие перспективы освоения различных видов деятельности. Учеными было установлено, что если самооценка ребенка в каком-либо виде деятельности является неадекватной, то, обычно, задерживается и самосовершенствование в данном виде деятельности.

Следует отметить, что ведущую роль в формировании самооценки дошкольника играют окружающие ребенка взрослые (в первую очередь родители), т. к. ребенок «впитывает» оценки своих качеств взрослыми.

Особенностью детей младшего школьного возраста является полное признание ими авторитета взрослого (в отличие от дошкольного периода на первый план выходит авторитет учителя), они безоговорочно принимают его оценки. Таким образом, в этом возрасте самооценка ребенка напрямую зависит от характера оценок, которые взрослый дает личностным качествам ребенка и его успехам в различных видах деятельности. Младшие школьники стоят на позиции: «Я то, что обо мне говорят взрослые и другие окружающие». В этом возрасте уже встречаются различные типы самооценок: завышенная, адекватная и заниженная.

Подрастая, ребенок начинает более критично относится к оценкам взрослых, для него становятся важными и оценки его сверстников, и собственные представления об идеале. Установлено, у детей, негативно воспринимаемых сверстниками, складывается более низкая самооценка, и наоборот. Самооценка подростка зачастую нестабильна и не дифференцирована. В различные возрастные периоды подростки оценивают себя по-разному. Так, для младшего подросткового возраста (особенно ярко это проявляется у 12-летних) характерны негативные оценки себя (по научным данным так оценивает себя приблизительно третья часть детей этого возраста). Но уже к 13 годам наблюдается положительная динамика в самовосприятии. К юношескому возрасту человек имеет более дифференцированную оценку собственного поведения в различных ситуациях, появляется развернутая система самооценок и в основном складывается «Я-образ» — относительно устойчивая система представлений о себе.

В действительности у человека существует несколько сменяющих друг друга образов «Я». Представление индивида о себе в текущий момент, в момент самого переживания обозначается как «Я-реальное». Помимо этого у человека существует представление о том, каким он должен быть, чтобы соответствовать собственным представлениям об идеале, так называемое «Я-идеальное».

Соотношение между «Я — реальным» и «Я — идеальным» и характеризует адекватность представлений человека о себе, находящую свое выражение в самооценке.

1. 6. Самооценка подростка

В начале периода полового созревания большинство подростков начинают проводить тщательную оценку самих себя, сравнивая свои внешние данные, физическое развитие, двигательные навыки, интеллектуальные способности и социальные умения.

Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями самооценки. Так, при завышенной самооценке у подростка часто возникают конфликты с окружающими. Для нормального развития личности подростка очень важно, чтобы его самооценка была адекватной.

Самооценка оказывает огромное влияние на самовоспитание подростка. Оценивая свои особенности и возможности по сравнению с другими, подростки могут создавать программу самовоспитания. Наиболее ярко это проявляется в их идеалах. Именно содержание идеала служит программой самовоспитания подростка. При этом выбор идеала зависит от характера самооценки. Если самооценка адекватная, то выбранный идеал способствует формированию таких качеств, как высокая требовательность, самокритичность, уверенность в себе, настойчивость, а если самооценка неадекватная, то могут формироваться такие качества, как неуверенность или излишняя самоуверенность, некритичность и др.

Кто и что влияет на самооценку подростка?

Самооценка подростка во многом зависит от понимания родителями его достоинств. Когда родители поддерживают его, внимательны и добры к нему, выражают свое одобрение, подросток утверждается в мысли, что он многое значит для них и для себя самого. Самооценка растет за счет собственных достижений и успехов, похвал взрослых.

Подростки с низкой самооценкой застенчивы и чрезмерно уязвимы. Обнаружено, что низкая самооценка способствует расстройствам аппетита, состоянию подавленности, формированию вредных для здоровья привычек. Когда над подростком смеются, в чем-либо обвиняют, когда у других людей складывается о нем плохое мнение, он глубоко страдает. Чем более он уязвим, тем выше уровень его тревожности. В результате такие подростки стесняются, испытывают чувство неловкости в обществе и всеми силами стараются не оконфузиться. Они стремятся быть как можно более незаметными. Их не «видят» и не выбирают в лидеры, они редко участвуют в школьной или общественной деятельности. Они не умеют постоять за себя и не высказывают своего мнения по волнующим их вопросам. У таких подростков чаще обычного развивается чувство одиночества. Застенчивые люди в обществе часто испытывают неловкость и напряжение, что затрудняет их общение с окружающими. Поскольку они хотят нравиться другим, на них легче оказывать влияние и управлять ими, они позволяют другим принимать за себя решения.

Самооценка и успеваемость в школе тесно связаны между собой. Тот, кто уважает и ценит себя, как правило, хорошо или отлично учится. А тот, кто успевает в учебе, имеет высокую самооценку. У тех подростков, кто уверен в себе и высоко ценит себя, множество стимулов к тому, чтобы хорошо выглядеть в глазах других людей, поддерживать высокую репутацию. Кроме того, они собираются подтвердить то, что они сами о себе думают. Неуверенные в себе подростки часто отстают в учебе. Им постоянно кажется, что задачи слишком трудные, а требования — слишком высокие. Такие ученики не только не верят в свои силы, но и не развивают свои способности.

В период позднего подросткового периода самое большое влияние на самооценку девушек оказывали друзья, а на самооценку юношей — отцы.

Низкая самооценка подростка не обязательно зависит от материального положения родителей. В бедной семье может вырасти ребенок с высокой самооценкой, если высока самооценка его родителей.

У единственного ребенка в семье вероятность высокой самооценки больше, чем у подростка, имеющего братьев и сестер. Кроме того, несколько выше самооценка первого ребенка данного пола в семье. Например, первый сын в семье, где до его рождения были только девочки, обычно склонен оценивать себя более высоко, так же как и первая дочь в семье, где были только мальчики.

Оказывается, чем больше проблем, которые стоят перед подростками, тем ниже их самооценка.

1. 7. Гендерные особенности самооценки подростков

В одном исследовании, имевшем целью определить влияние учителей, матерей, отцов и друзей на самооценку подростков, было обследовано 399 подростков, разделенных на три возрастные группы, средний возраст в которых составлял 13, 15 и 17 лет. Оказалось, что во всех трех группах у девочек самооценка выше, чем у мальчиков одного с ними возраста. Это можно объяснить более ранним физическим и социальным созреванием девочек по сравнению с мальчиками.

Влияние значимых других на самооценку юношей с возрастом уменьшалось. Между ранним и поздним подростковым периодом влияние матерей и отцов несколько возрастало, но влияние учителей и друзей уменьшалось столь сильно, что общее влияние значимых других ослабевало. Для мальчиков особенно значимым оказывалось влияние и мнение отца.

Влияние значимых других на самооценку девушек с возрастом усиливалось. Между ранним и поздним подростковым периодом влияние учителей и отцов несколько уменьшалось, но влияние матерей и друзей возрастало настолько сильно, что в целом влияние значимых других усиливалось. Для девушек особенно большое значение имело влияние и мнение матери и друзей, поскольку отношения с ними становились более близкими.

Исследование 200 подростков в возрасте от 14 до 16 лет показало, что на самооценку девочек оказывали влияние четыре проблемы: здоровье, физическое развитие, дом и семья.

Изучение учащихся шестого, седьмого и восьмого классов обнаружило, что у мальчиков взаимозависимость между достижениями и образом «Я» более выражена по сравнению с девочками, и с возрастом эта корреляция у мальчиков усиливается, а у девочек ослабевает. Это открытие согласуется с гипотезой о том, что на мальчиков, по мере их взросления, усиливается общественное давление, связанное с достижениями. В то же самое время возрастает давление сверстников на девочек, которые должны установить социальные связи; поэтому они сосредоточиваются скорее на установлении отношений в обществе, а не на достижении успехов в учебе. Кроме того, было обнаружено, что при переходе из начальной школы в среднюю школу девочки становятся менее прилежными. Другие исследования подтверждают, что в этом возрасте девочкам, как правило, школа начинает нравиться меньше, а отношение к школе мальчиков не изменяется. Изменение отношения к школе сказывается на успехах в учебе.

Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей самооценки в подростковом возрасте

2. 1. Порядок и методы исследования

Порядок исследования:

1. Подбор методик, подготовка бланков для фиксации результатов.

2. Реализация исследования и оформление протоколов.

3. Количественный анализ данных.

4. Качественный анализ данных.

5. Разработка рекомендаций по коррекции самооценки.

Для проведения исследования использовались следующие психодиагностические методы:

1. Методика Дембо-Рубинштейна для исследования самооценки

Назначение. Методика нацелена на изучение самооценки у учащихся 7-10 классов.

2. Дополнительно нами была разработана анкета «Самооценка».

Назначение. Анкета необходима для выявления отношения подростков к вопросу самооценки.

2. 2. Результаты исследования гендерных особенностей самооценки в подростковом возрасте

Результаты полученных данных исследования самооценки по методике Дембо-Рубинштейна зафиксированы в таблице 1. (см. приложение 5)

По результатам диагностики только у 56% подростков адекватная самооценка. Завышенную самооценку имеют 34% школьников и заниженную — 10%. При этом адекватную самооценку показали одинаковый процент девушек и юношей. Однако у девушек завышенная самооценка у 31%, а у юношей у 37%. Заниженная самооценка у 13% девушек и 7% юношей. Таким образом, несколько выше процент с завышенной самооценкой среди юношей (6%) и с заниженной самооценкой среди девушек (6%).

Рассмотрим показатели по шкалам

Способности. Адекватная самооценка по способностям у 51% подростков, завышенная у 43% и заниженная только у 6%. Процент с адекватной самооценкой по данной шкале среди юношей – 63%. Это больше девушек на 18%. У девушек этот показатель – 45%. При этом юноши не показали заниженную самооценку. Девушек с заниженной самооценкой 9%. С завышенной самооценкой юношей 37%, что меньше девушек на 9%. Девушек с завышенной самооценкой 46%.

Характер. Адекватная самооценка характера у 57% подростков, завышенная у 33% и заниженная у 10%. Гендерные различия по данной шкале незначительные. С завышенной самооценкой юношей больше, чем девушек на 1%, с адекватной на 2%, а с заниженной меньше на 3%.

Авторитет у сверстников. Адекватную самооценку по данной шкале имеют 49% подростков, завышенную — 39% и заниженную — 12%. Процент с адекватной самооценкой среди девушек – 51%, что больше юношей на 6%. У юношей этот показатель составляет 45%. А процент с заниженной самооценкой, наоборот, больше среди юношей на 9% и составляет 18%. Среди девушек только 9% с заниженной самооценкой.

Умение много делать руками. Адекватная самооценка по умению много делать своими руками у 49% подростков, завышенная у 35% и заниженная у 16%. Процент с адекватной самооценкой по данной шкале среди юношей – 56%. Это больше девушек на 10%. У девушек этот показатель – 46%. Среди девушек, наоборот, больше на 7% с завышенной самооценкой и данный показатель составляет 37%. С заниженной самооценкой гендерные различия незначительные – 3%.

Внешность. Адекватная самооценка по данной шкале у 43% подростков, завышенная у 39% и заниженная у 18%. Юноши выше оценивают свои внешние данные. Девушки в подростковом возрасте чаще комплексуют из-за внешности. Завышенная самооценка среди юношей на 8% больше, чем у девушек и составляет 45%. Наоборот, заниженная самооценка среди девушек на 6% больше, чем у юношей и составляет 20%.

Уверенность в себе. Адекватная самооценка по уверенности в себе у 39% подростков, завышенная у 48% и заниженная у 16%. Следует отметить, что в сравнении с другими шкалами самый низкий процент школьников с адекватной самооценкой. Подростки склонны к самоуверенности. Процент с адекватной самооценкой по данной шкале среди юношей – 47%. Это больше девушек на 12%. У девушек этот показатель – 35%. При этом девушек на 8% больше с неуверенностью и на 4% с самоуверенностью.

Уровень притязаний. Адекватный уровень притязаний у 54% подростков, завышенный у 44% и заниженный только у 2%. Большинство девушек показали адекватный уровень притязаний — 59%. Завышенный у 37% и заниженный у незначительного процента (4%). У большинства юношей завышенный уровень притязаний – 59%, а адекватный у 41%. Среди них нет с заниженным уровнем.

Сигма. ) Рассмотрим перспективы роста подростков (разницу между уровнем притязаний и уровнем самооценки). Оптимальная разница между тем, что хочу и имею у 51% школьников. Ставят слишком высокую планку для реализации перспектив своего развития 38%. И незначительное желание себя изменить у 11% подростков. Если рассмотреть гендерные различия, то больший процент юношей ставит оптимальные перспективы самосовершенствования – 59%. Среди юношей только 4% не имеют перспектив роста. А 37% строят нереальные планы. Среди девушек выше процент без перспектив самосовершенствования – 14%. Это выше юношей на 10%. Оптимальные перспективы самосовершенствования ставят 47% девушек и нереальные — 39%.

Выводы: Большинство юношей и девушек имеют адекватную самооценку. Процент юношей и девушек с адекватную самооценку одинаковый. Но среди юношей несколько выше процент с завышенной самооценкой, а среди девушек, наоборот, с заниженной.

Если обратиться к гендерным различиям по шкалам, то юноши более адекватно оценивают свои способности, умение много делать своими руками и уверенность. Они выше оценивают свои внешние данные. Однако юноши несколько ниже оценивают свой авторитет среди сверстников. Девушки объективнее оценивают свой рейтинг среди сверстников. При этом они переоценивают свои умственные способности и умение много делать своими руками. Девушки в подростковом возрасте склонны больше к комплексам внешности и чувствуют себя менее уверенно. Нет существенных гендерных различий по оценке характера.

Если говорить об уровне притязаний подростков, то у большинства девушек он адекватный, а у юношей завышенный. Следует отметить, что большинство юношей ставят реальные (оптимальные) перспективы саморазвития. Среди девушек выше процент без желания самосовершенствоваться. Процент с нереальными планами роста среди юношей и девушек почти одинаковый.

Перейдём к количественному и качественному анализу анкеты «Самооценка».

Вопрос 1. Большинство подростков задумывались над своей самооценкой — 71%. Не задумывались 29% семиклассников. Юношей больше волнует этот вопрос – 76%. Среди девушек этот показатель ниже на 7% и составляет 69%. Не задумывались над самооценкой 24% юношей и 31% девушек.

Выводы: Большинство подростков задумывались над своей самооценкой. В отличие от девушек юношей больше волнует этот вопрос. Почти все подростки считают, что лучше иметь адекватную самооценку. При этом незначительный процент девушек за завышенную самооценку, а юношей за заниженную. Только половина подростков отмечают, что успехи или неудачи в учебной деятельности влияют на их самооценку. Это подтверждает данные возрастной психологии — учебная деятельность не является ведущей у подростков. В сравнении с юношами среди девушек несколько больше процент тех, на которых влияют успехи или неудачи в учебной деятельности. В подростковом возрасте значимы взаимоотношения со сверстниками. Но по нашим данным только у половины подростков самооценка зависит от положения среди сверстников. При этом гендерных различий не наблюдается. Самооценка подростка по результатам исследования больше зависит от внешности. Интересным оказался тот факт, что в сравнении с девушками среди юношей выше процент тех, у кого самооценка зависит от внешних данных.

Общий вывод: Проведённые нами исследования доказывают гипотезу: гендерные особенности самооценки присутствуют у подростков.

Нами был разработан и проведен урок психологии для 7 классов «Самооценка подростка», на котором мы давали рекомендации, помогающие повысить самооценку. (см. приложение 8)

Заключение

Проведенный нами анализ литературы показал, что в настоящее время исследования самооценки человека в процессе его жизнедеятельности имеют большое значение в психологической теории и практике.

Под самооценкой принято понимать оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей. Главные функции самооценки – регуляторная, на основании которой происходит решение задач личного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности, корректируя при этом сигналы внешнего мира.

Встречаются различные типы самооценок: завышенная, адекватная и заниженная. Адекватная самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека. При такой самооценке человек видит как свои положительные качества, так и недостатки. Заниженная самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях.

Перфекционизм — стремление соответствовать максимальным критериям совершенства в тех или иных областях — нередко служит причиной завышенной или заниженной самооценки.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным.

На каждом возрастном этапе самооценка имеет свои отличия. Не исключение и подростковый возраст. Самооценка подростка зачастую нестабильна и не дифференцирована. В различные возрастные периоды подростки оценивают себя по-разному. Так, для младшего подросткового возраста (особенно ярко это проявляется у 12-летних) характерны негативные оценки себя (по научным данным так оценивает себя приблизительно третья часть детей этого возраста). Но уже к 13 годам наблюдается положительная динамика в самовосприятии. К юношескому возрасту человек имеет более дифференцированную оценку собственного поведения в различных ситуациях, появляется развернутая система самооценок и в основном складывается «Я-образ» — относительно устойчивая система представлений о себе.

Соотношение между «Я — реальным» и «Я — идеальным» и характеризует адекватность представлений человека о себе, находящую свое выражение в самооценке.

Рассматривая самооценку, необходимо помимо возрастных отличий выделять и гендерные. Проведенные нами исследования позволили определить гендерные особенности самооценки в подростковом возрасте, которые необходимо знать и учитывать в общении.

Большинство юношей и девушек имеют адекватную самооценку. Среди юношей несколько выше процент с завышенной самооценкой, а среди девушек, наоборот, с заниженной.

Если обратиться к гендерным различиям по шкалам, то юноши более адекватно оценивают свои умственные способности, умение много делать своими руками и уверенность. Выше оценивают свои внешние данные. Однако несколько ниже оценивают свой авторитет среди сверстников. Девушки объективнее оценивают свой рейтинг среди сверстников. При этом они переоценивают свои умственные способности и умение много делать своими руками. Девушки в подростковом возрасте склонны больше к комплексам внешности и чувствуют себя менее уверенно. Нет существенных гендерных различий по оценке характера.

Если говорить об уровне притязаний подростков, то у большинства девушек он адекватный, а у юношей завышенный.

Следует отметить, что большинство юношей ставят реальные (оптимальные) перспективы саморазвития. Среди девушек выше процент без желания самосовершенствоваться. Процент с нереальными планами роста среди юношей и девушек почти одинаковый.

Большинство подростков задумывались над своей самооценкой. В отличие от девушек юношей больше волнует этот вопрос. Почти все подростки считают, что лучше иметь адекватную самооценку. При этом незначительный процент девушек за завышенную самооценку, а юношей за заниженную. Только половина подростков отмечают, что успехи или неудачи в учебной деятельности влияют на их самооценку. Это подтверждает данные возрастной психологии — учебная деятельность не является ведущей у подростков. В сравнении с юношами среди девушек несколько больше процент тех, на которых влияют успехи или неудачи в учебной деятельности. В подростковом возрасте значимы взаимоотношения со сверстниками. Но по нашим данным только у половины подростков самооценка зависит от положения среди сверстников. При этом гендерных различий не наблюдается. Самооценка подростка по результатам исследования больше зависит от внешности. Интересным оказался тот факт, что в сравнении с девушками среди юношей выше процент тех, у кого самооценка зависит от внешних данных.

За адекватную самооценку большинство подростков, а в реальности имеют намного меньше. Среди девушек этот показатель несколько выше.

Что может вызвать низкую самооценку?

То, как человек относится к себе, является результатом его опыта и того, как он справляется с ситуациями. Наиболее распространенные причины низкой самооценки у подростков:

  • неблагополучные родители, опекуны или другие лица, которые играют влиятельную роль в их жизни;
  • друзья, которые плохо влияют на подростка;
  • стрессовые жизненные события, такие как развод или переезд;
  • травма или оскорбление;
  • плохая успеваемость в школе;
  • расстройства настроения, такие как депрессия;
  • тревожность;
  • издевательства или одиночество.


Мальчик подросток в очках и костюме

Как повысить самооценку подростку

Если вы задаетесь вопросом как поднять самооценку вашему ребенку, то у вас определенно получится, самое главное приобрести правильные знания в этой области. Сегодняшние подростки сталкиваются с различными сложными проблемами, включая их внешность, кого они выбирают в качестве друзей, как они ведут себя на публике, насколько хорошо они занимаются в спорте, в школе и многое другое.

Поднятие самооценки подростку является одним из важнейших этапов. Как родитель, вы хотите помочь своему ребенку быть максимально успешным, особенно когда это касается его самооценки. Возможно, самое главное, это то, что вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос в уверенного и ответственного взрослого, процветающего во всех сферах жизни. Но это не всегда легко.

Важно!

Многие подростки изо всех сил пытаются быть принятыми, как внешним миром, так и самим собой. Родители могут сыграть очень важную роль в формировании чувства самосознания своего подростка.


Мальчик подросток в очках и костюме

Что делать?

Когда человек на протяжении длительного времени страдает от своей самооценки, не может сам привести её в норму, и ситуация только усугубляется – это уже признаки расстройства. В таких случаях скорректировать самооценку самостоятельно довольно сложно. Во-первых, люди с завышенной самооценкой практически никогда не признают наличие проблемы. Во-вторых, для этого нужно обладать твёрдым самоконтролем и самодисциплиной, что, к сожалению, им тоже несвойственно. Кроме того, завышенная самооценка может быть симптомом психологических проблем, например, нарциссического расстройства личности, и некоторых видов психопатии. Для того, чтобы минимизировать эту проблему, лучше всего обратиться к психологу или к психотерапевту. И чем раньше, тем лучше. При помощи психодиагностики специалист выявит причины, поспособствовавшие развитию завышенной самооценки и, используя различные методики психотерапии, скорректирует её. При работе с самооценкой у детей психолог обязательно проводит беседы и со взрослым окружением ребёнка (родители, бабушки, дедушки) для того, чтобы помочь выстроить корректные детско-родительские отношения, сформировать правильный тип воспитания в семье.

Если вас или ваших близких беспокоит завышенная самооценка, требуется помощь специалиста, обратитесь к нас в Центр по тел. или заполните форму на сайте.

Что делать родителю, чтобы у ребенка была адекватная самооценка?

Есть несколько базовых правил. Во-первых, когда обсуждаете деятельность ребенка, сравнивайте его результаты с его предыдущим опытом, а не с другими детьми, братьями или сестрами, собой или еще кем-то. Сравнение всегда должно происходить с ним же в прошлом. «На этой неделе у тебя две тройки, а на прошлой было четыре. Ты молодец и постарался».

Во-вторых, не используйте обобщения и критикуйте не ребенка, а его поступок. Когда родители раздражены, они часто используют формулировки: «Какой ты у меня невнимательный, все теряешь» или «Какой ты неряха: все разбросал». Дети запоминают такие оценки и считают, что они правдивы.

Есть принцип обратной связи, при котором в общении с ребенком, вы обращаете внимание не на промахи, а на успехи. К примеру, вы учите его писать буквы. Он написал весь алфавит, часть букв получилась хорошо, часть – не очень. Что обычно делают родители? Указывают на неудачные буквы и просят их переписать. А можно спросить: «Какие буквы получились лучше всех и тебе больше всего нравятся?». Вместе выберите их с ребенком и потом предложите остальные написать столь же аккуратно.

Эмансипация самооценки

Одной из основных особенностей, характеризующих самооценку подростков, является все более углубляющаяся эмансипация их самооценки, т. е. стремление подростков формировать свою самооценку независимо от оценок других людей. Не оспаривая это положение, все-таки следует признать, что человек всегда находится в различного рода социальных взаимодействиях и ему невозможно избежать определенной зависимости от оценки ближайшего окружения. Развитие самооценки в процессе общения Неоднократно доказанная теория «зеркального Я» Ч.Кули о позитивном отношении значимых других как одной из основных детерминант уровня самооценки справедлива и для самооценки подростков.

Среди четырех источников социальной поддержки: родители, учителя, одноклассники, близкие друзья — родительская поддержка и отношение одноклассников наиболее полно влияют на самооценку подростка.

Непостоянство уровня самооценки

Уровень самооценки может измениться: есть немало способов избавиться от комплекса неполноценности и стать уверенным в себе человеком. Более подробно можно прочитать в статье Как стать уверенным в себе?. Среди знаменитых людей, добившихся успехов, есть множество тех, кто в детстве имел низкую самооценку, но сумел справиться с ней. Уровень самооценки может стать ниже из-за серьезных неудач, длительной стрессовой обстановки, проблем общения с родителями и т.д.

Какие еще причины низкой самооценки наблюдаются у подростков:

  1. Наличие выделяющегося внешнего вида. Подростки стремятся безупречно выглядеть, чтобы не вызывать негативной оценки сверстников. Наличие лишнего веса и других особенностей, выделяющих их из основной массы детей, делает их потенциальным объектом буллинга.
  2. Подверженность мнению других (внешний локус-контроль). Максимализм детей этого возраста не позволяет прощать себе оплошностей. Критика со стороны сверстников (и родителей) заставляет легко усомниться в своей значимости, интеллекте, ценности. Ориентация на мнение других – самая частая причина низкой самооценки подростка.
  3. Особенности воспитания. Родители с аскетичным, отвергающим и авторитарно-попечительным стилем воспитания зарождают в ребенке склонность к низкой самооценке. Стремление не выделяться, быть сдержанным и следовать социальным нормам заставляет детей забывать про собственную значимость, индивидуальность.
  4. Советы подросткам по повышению самооценки
  5. Дети сильно страдают от того, что не в силах принимать себя в позитивном ключе. Следующие рекомендации помогут им собственными усилиями прийти к адекватному самовосприятию:
  6. Займитесь физическим самосовершенствованием. Если чувствуете, что испытываете дискомфорт относительно внешнего вида и состояния здоровья, то необходимо обратиться к их коррекции. Скорректировать фигуру помогут умеренные физические нагрузки и пересмотр питания. После спортивных занятий вы почувствуете себя сильнее, здоровее и научитесь ценить собственное тело.
  7. Ведите дневник достижений и успехов. Если чувствуете, что вам не за что себя ценить, ведите запись своих успехов. Получили пятерку, встали пораньше и приготовили сами завтрак, убрались в комнате, сделали тренировку – запишите в дневник. Спустя несколько дней сядьте и перечитайте свои успехи. Вы удивитесь, как много полезного и важного вы делаете.
  8. Составьте список достоинств. Если чувствуете, что не достойны собственной любви, запишите на листке бумаги свои достоинства. Оценивайте объективно. Какими положительными чертами характера, умениями, способностями обладаете? Как вам это помогает в жизни? Когда снова почувствуете прилив негатива, обращенного к себе, перечитайте список.
  9. Прочитайте тематическую литературу или посмотрите фильм. Существует масса литературы и кино, которые учат нас любви к себе. Например, книга Н. Губановой «Я поживу еще немного», учит нас бороться с непреодолимыми трудностями и видеть, что из любой ситуации есть выход. Книга Д. Карнеги «Как преодолеть тревогу и стресс» поможет справиться с негативными чувствами и перенаправить энергию в позитивное русло.
  10. Ежедневные аффирмации и аутотренинг. Встаньте перед зеркалом, расслабьтесь и произнести все то, что хотели бы видеть в себе. Только произносите это так, будто вы уже обладаете этими чертами. Например, «я прекрасно выгляжу, я отлично справляюсь с трудностями и очень горжусь своими достижениями». Текст для аутотренинга составляйте сами, исходя из ваших идеальных представлений. Со временем вы поверите в свою уникальность и совершенность.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]