Тайны и возможности человеческого мозга. Скрытые возможности человеческого мозга

Благодаря многолетнему изучению наших внутренностей при любом удобном случае, учёные стали хорошо понимать, как работает практически каждая часть нашего тела. Однако самым загадочным отделом нашего организма является головной мозг. И чем больше мы его изучаем, тем более загадочным он становится. Вы даже не представляете, на какие удивительные вещи способна наша «думалка». Не переживайте, ученые долгое время тоже этого не знали.

Мозг-супергерой.

Сегодня мы расскажем о 10 самых невероятных возможностях нашего мозга, которые делают нас почти супергероями.

Мозг умеет создавать ложные воспоминания

Обмани меня.

Вот вам научный факт: наш мозг способен создавать ненастоящие воспоминания. Вы никогда не оказывались в ситуации, когда что-то помните, хотя в реальности этого никогда не было? Нет, мы сейчас не говорим о воспоминаниях о прошлых жизнях, где вы были Цезарем или Клеопатрой. Речь о идёт о том, что вы «помните», как делали вещи, которые в реальности не делали. Думали, что заняли денег у соседа, а на самом деле не занимали. Думали, что купили какую-то вещь, а на самом деле не покупали. Таких примеров куча.

Есть и более впечатляющие. Например, наш мозг может убедить нас в том, что мы совершили преступление. В одном из экспериментов учёные смогли внушить и создать ложные воспоминания у 70 процентов участников. Те стали думать, что совершили кражу или вооруженное нападение.

Как это работает? Есть мнение, что наш мозг может заполнять пробелы в нашей памяти неточной или полностью недостоверной информацией, когда мы пытаемся что-то вспомнить.

Также интересно почитать: Плохие запахи делают воспоминания более сильными

Уникальные свойства человеческого мозга

Интенсивное формирование мозга происходит в юном возрасте, от 2 до 11 лет. Для полноценного использования возможностей мозга человека требуется новые прочные нейронные связи. В детском мозгу еще нет крепких связей. Их формирование происходит во время обучения, познания и знакомства с миром. Характерный для этого возраста способ запоминания — использование эйдетической памяти, благодаря которой дети легче усваивают массу нового материала. У взрослых эта способность встречается крайне редко.

Уникальная характеристика человеческого мозга подтверждается фактами:

1. Орган трудится без перерывов, без выходных, даже в период сна наблюдается его высокая активность.

2. Работой орган не утомляется — доказано исследованиями. Кровь интеллектуально загруженного человека к концу рабочего дня остается без изменений.

3. Мозг одинаково реагирует на мысли, навеяны они фантазией или воображением.

4. Мозг может хранить одни ситуации долго, а другие краткосрочно.

5. Большую часть процессов контролирует подсознание. Подсознание включается для того, чтобы избежать перегруза, минуя сознание.

6. Скорость мысли опережает скорость света, за которой не поспевают мышцы. Доказательством тому служит плохой почерк.

7. Мозг просыпается чуть позже тела. Только что проснувшемуся человеку нужны упражнения (физические) и для ума.

8. Благодаря упражнениям для ума, увеличивается объем нейронов, улучшаются их связи. Эти упражнения замедляют старение, предотвращают болезнь Альцгеймера.

9. Часто появляющиеся мысли переходят в реальность. Поэтому, если хочется что-то изменить, следует изменить собственное мышление.

10. Компенсация — возможность органа задействовать, к примеру, ту часть, которая травмирована.

11. Снимается мозговое напряжение при помощи молитвы либо медитации.

Ученые выявили способность мозга изменяться физически. Такие манипуляции происходят за длительное время. Зависит трансформация от установок, от того, что человек думает.

Человеческий мозг имеет невероятный потенциал, который еще не изучен. Долгое время считалось, что нейроны не возобновляются, а только погибают. Мнение изменилось после открытия, сделанного Элизабет Гуд. Она выяснила, что нейроны могут расти, а также возобновляться в любой период жизни.

Вывод. Тренировка ума может открыть новый секрет возможностей.

Развивать ли умственные способности?

Доступно ли любому человеку раскрыть способности ума, к примеру, чтобы решать сложные задачи? Научиться можно многому, если приложить к желанию усилие и постоянство тренировок.

Учиться даже после окончания школы, института? Отучился и все. А нет. Мозг требует постоянной работы, иначе он деградирует. Кстати, всего 0.3% от общей популяции в чем-то гениальных людей. Подавляющая часть человечества занимается рутиной и они довольны своим положением. Главное человек должен чувствовать себя комфортно.

Наш мозг может предсказывать будущее

Ловкость.

Установлено, что во время поступления визуальной информации в наш мозг существует некоторая задержка, благодаря чему мы можем прогнозировать то, что должно произойти дальше. Эти предсказания строятся в том числе и на нашем прошлом опыте (в нас летит мяч — нужно увернуться; открытый дорожный люк – нужно обойти). Мы даже не подключаем к этому свое сознание (другими словами, не обдумываем). Все люди способны предсказывать будущее, что помогает нам избегать тех вещей, которые могут нам навредить.

Можно ли научиться сверхспособностям

Не только ученых, врачей и «обычных» людей также интересуют возможности человеческого мозга – документальный фильм от ВВС, Discovery, сюжеты других телеканалов и съемочных групп неизменно находят зрителей.

Всевозможные тренинги, направленные на развитие личности или каких-то ее аспектов, также пользуются все большей и большей популярностью. Не исключение и довольно нетрадиционные и несанкционированные официальной наукой обучающие материалы от Вячеслава Бронникова или Мирзакарима Норбекова.

Огромную популярность имеют разнообразные методы из вотчины практической психологии. К примеру, проект, также развивающий возможности человеческого мозга, – «5 сфер». Здесь, в отличие от, к примеру, метода Бронникова, речь идет о вполне традиционных и вписывающихся в теории современной психологии советах.

Вполне возможно, что дальнейшие исследования ученых докажут и реальность альтернативного зрения, и возможность излечивать собственные болезни без современных медицинских технологий, простым усилием воли, и другие, считающиеся пока сверхъестественными, возможности. Ясно одно – в будущем нас ждет множество интересных открытий.

Наш мозг «видит» на 360 градусов

Мозг может видеть лучше, чем глаза.

А эта возможность делает нас похожими на «Человека-паука». Да, мы, а точнее наш мозг способен очень внимательно следить за окружающей обстановкой и сообщать о том, что мы еще толком не осознали. Например, мы начинаем ощущать, за нами кто-то следит. Появляется чувство неловкости, начинаем потеть, кожа покрывается мурашками. Поворачиваем голову в эту сторону, и действительно видим, что какой-то человек на нас смотрит. Некоторые это называют «шестым чувством».

Глаз на затылке у нас нет, да и поле зрения у нас довольно узкое, по сравнению с другими животными. Но мозгу они там и не нужны. У него есть более эффективные средства для оценки окружающей обстановки. Например, слух, который способен замечать даже самые незначительные изменения в окружающем фоне. И эта способность особенно усиливается, когда мы не можем видеть часть этого окружения.

Раскрыть свои возможности

Наш мозг — уникальное создание природы. Он содержит около 100 млрд нервных клеток (нейронов). Нейроны образуют невероятно сложные нейронные сети — от триллиона до квадриллиона соединений, называемых «синапсами». От каждого нейрона отходят отростки — аксоны и дендриты, посылающие химические и электрические сигналы через промежутки между синапсами.

Мозг взрослого человека — это более 100 000 миль аксонов, их было бы достаточно, чтобы опоясать Землю четыре с лишним раза. За созданием этого совершенного механизма, «трехфутовой Вселенной», как называют мозг некоторые ученые, стоят миллионы лет эволюции от простейших организмов до мозга Эйнштейна.

Мы управляем мозгом или он — нами?

Весь мир с его красками, звуками, вкусами не имел бы никаких свойств для человека, если бы не интерпретировался его мозгом. Мозг буквально создает окружающий мир исключительно для нас — единственный и неповторимый, непохожий на миры других людей. Но только ли мозг создает для нас нашу индивидуальную картину мира, или мы (вернее, наша психика) тоже играем роль в этом сотворении?

Вариант «мы» открывает неограниченные возможности для творчества и управления своим мозгом. Конечно, гены и физиология играют свою роль, но и они могут совершенствоваться, так же как и наш мозг.

Все ощущения нашего осязательного мира создаются благодаря взаимодействию психики и мозга. Мы похожи на антенны, трансформирующие миллиарды бит поступающей информации в наш собственный красочный мир. Станьте лидером своего мозга, и он станет совершенным мозгом, ведь у него будет осознающий его творец и опытный пользователь, а не ведомый исполнитель.

Новое отношение. Как психика соотносится с мозгом

Не так важна анатомия мозга — в конце концов мозг того же Эйнштейна был не больше мозга обычного человека, а даже меньше на 10 процентов. Важно концептуально другое взаимодействие психики и мозга, характерное для совершенного мозга. Ученым известно, что неиспользованные мозгом соединения не сохраняются и не развиваются, а атрофируются.

Остаются и совершенствуются лишь те нейронные связи, что вовлечены в получение новых знаний. Это значит, что мозгу просто необходима постоянная стимуляция от нашей психики. Мозг не боится новых и сложных задач, чем больше их возникает, тем на большее способен ваш мозг.

Можно выделить несколько важных моментов, касающихся взаимоотношения мозга и психики:

  • Между мозгом и психикой всегда присутствует обратная связь, цепи которой интеллектуальны и приспособляемы. Развиваться и меняться наш мозг заставляют наши намерения. Например, тибетские монахи медитациями могут согреть тело в мороз и даже физически изменить лобную кору своего головного мозга. Это делает не их мозг, а их намерения. Помните — мозг всегда подслушивает наши мысли и берет на вооружение наши установки. Мозг может сделать лишь то, на что мы сами считаем себя способными, — не более того!
  • Сознание происходит из психики, а не рождается из физиологии мозга.
  • Развиваться и покорять неизведанное нас заставляет самосознание. Можно условно разделить бессознательное (эмоции — злость), сознательное (мысль — «я злюсь») и самосознание («я злюсь по определенной причине, и моя злость в прошлом плохо для меня заканчивалась»). Как только вы вводите в игру самосознание, ваша картина мира меняется — вы становитесь ведущим в отношениях с мозгом, можете менять свое поведение и свою реальность.

Наш мозг может точно оценить любого человека за доли секунды

Творчество доступно не всем.

У мозга очень хорошее чутье.

Неважно настолько непредвзятыми мы пытаемся себе казаться, у нашего мозга свое представление на этот вопрос. Он способен оценить впервые встреченного вами человека всего за 0,1 секунды (как выглядит, как говорит, как одет, побрит и так далее). Пока мы пытаемся все это сознательно понять, наш мозг на подсознательном уровне уже создает картинку человека (и причем довольно точную) и делает вывод – понравится вам этот человек или нет.

Эффективность потенциал — ошибки

По словам Каролин Нотебаэрт, сила нашего мозга — это его потенциал за вычетом ошибок. Другими словами, у каждого есть потенциал, который может быть связан с талантом, а также с опытом, знаниями и приобретенными навыками. Попросту говоря, все, что вы можете рассматривать как свои сильные стороны.

Он на 13 лет ее моложе: чем занимается гражданский муж Алены Хмельницкой

Сорванная свадьба и новая попытка. Выйдет ли Юля Караулова замуж?

Самолет Дрейка стоит 200 миллионов. Сколько звезды заплатили за комфорт

Чтобы понять, почему нас иногда «беспокоят» наши возможности и мы не можем полностью их использовать, Каролин Нотебаэрт приводит следующий пример. Одаренный певец выходит на сцену и внезапно оказывается настолько закрепощенным, что теряет слух. Потенциал есть, но нарушение (а в большинстве случаев это внутреннее расстройство) сделало его неспособным развиваться. С точки зрения нейробиологии, Каролин Нотебаэрт хотела выяснить, как мы можем предотвратить возникновение таких нарушений. И это действительно возможно.

Наш мозг – идеальный будильник

Мозг разбудит сам себя лучше любого смартфона.

«Мне не нужен будильник. Я сам себе будильник», говорят некоторые люди. Знайте, они не шутят. Если вы соблюдаете режим (ложитесь спать и встаете в одно и то же время), ваш мозг привыкает. Наши собственные биологические часы – лучше любого будильника. Поэтому многие люди могут просыпаться еще до того момента, как прозвенит мерзкий звонок, сообщающий о том, что пора вставать на работу. Часто такое наблюдается, например, у офисных работников.

Способы перепрограммирования своего мозга с помощью нейропластичности

Нейробиологам известно много способов стимулирования нейропластичности мозга. Назовем несколько из них, наиболее известных:

1. Прерывистое голодание.

Повышает синаптическую адаптацию, способствует росту нейронов, улучшает общую когнитивную функцию и снижает риск нейродегенеративных заболеваний.

2. Путешествия.

Подвергают ваш мозг воздействию новых стимулов и новых сред, открывая новые пути и активность в мозге.

3. Использование мнемонических устройств

– тренировка памяти (изучение нового языка, кроссворды и судоку и т. п.). Может улучшить связь в префронтальной теменной сети и предотвратить некоторые возрастные потери памяти.

4. Изучение музыкального инструмента

. Может увеличить связь между областями мозга и помочь сформировать новые нейронные сети.

5. Недоминантные упражнения для рук,

чтобы поесть или почистить зубы. Они могут формировать новые нервные пути и укреплять связь между нейронами. Можно переместить «мышь» на другую сторону клавиатуры, научиться жонглировать, а также спать на другой стороне кровати, изменить маршрут на работу и др.

6. Чтение художественной литературы

. Увеличивает и усиливает связи в мозге.

7. Расширение словарного запаса.

Активизирует зрительные и слуховые процессы, а также обработку памяти. Будьте общительны. Говорите с людьми, заведите новых друзей. Более высокая социальная вовлеченность связана с более высоким когнитивным функционированием.

8. Создание художественных работ

Улучшает связь мозга в состоянии покоя («сеть режима по умолчанию»), что может повысить самоанализ, память, эмпатию, внимание и фокус

9. Легкие и умеренные регулярные физические упражнения.

Являются удобрением для вашего

10. Медитация, йога.

С медитацией ваш мозг эффективно перестраивается, трансформируется, делая этот способ мышления более стандартным. Чем больше ваш мозг изменяется от медитации, тем больше вы реагируете на повседневную жизнь с чувством спокойствия, умиротворения и сосредоточенности в течение всего дня.

11. Танцы.

Снижают риск развития болезни Альцгеймера и увеличивают нейронную связь.

12. Сон.

Стимулирует удержание обучения за счет роста дендритных шипов, которые действуют как связи между нейронами и помогают передавать информацию между клетками.

Итак, нейропластичность

делает ваш мозг чрезвычайно эластичным. Поэтому вы можете перестраивать ваш мозг, поощрять и стимулировать его, чтобы приспособиться к новым обстоятельствам. Можете повысить обучаемость, улучшить память, расширить свои когнитивные способности, создавая новые связи между нейронами способами перепрограммирования мозга, изложенными в этой статье.

Кроме того, нейропластичность

позволяет людям оправиться от инсульта, травмы мозга и врожденных его аномалий, уменьшить симптомы аутизма, вырваться из депрессии и зависимостей, а также избавиться от других обсессивно-компульсивных расстройств.

Удачи и настойчивости Вам в перепрограммировании своего мозга!

Наш мозг может «слушать» и учиться во время сна

Хотели бы учиться во сне?

Мы привыкли думать, что во время сна наш мозг полностью отключается. На самом деле это не так. Да, некоторые отделы мозга действительно отдыхают, снижая свою активность. Но, мы можем даже учиться во сне! Во время так называемой фазы быстрого сна человек способен запоминать некоторые вещи. В ходе экспериментов перед спящими людьми ученые проигрывали определенные звуковые сигналы (которые люди никогда до этого не слышали). Затем люди просыпались, а исследователи проигрывали им эти сигналы снова и просили сказать, какие из этих звуков кажутся знакомыми. И люди их узнавали!

Крутая способность, но не советуем пользоваться ею для подготовки домашнего задания, зачетов и важных презентаций.

Также интересно: Электрическая стимуляция мозга временно омолаживает мозг человека на 50 лет

Феномен Циперовича

Однако упомянутые случаи – не самые удивительные. Есть явление, демонстрирующее еще более изумительные возможности человеческого мозга — феномен Цеперовича. Яков Цеперович – человек, который уже более тридцати лет не спит, мало ест и совершенно не стареет. Время словно остановилось для него – он и сейчас выглядит так же, как на фотографиях 70-х годов.

История этого человека началась в 1979 году – после сильного отравления он находился в состоянии клинической смерти, после чего впал в кому. Выйдя из нее спустя неделю, Яков обнаружил, что не может спать – даже лежать горизонтально у него не получалось. Врачи не могли ни объяснить, ни изменить это состояние – лишь через несколько лет, занявшись йогой и медитацией, Цеперович научился ненадолго принимать горизонтальное положение, но не для сна, а для полудремы.

До того случая Яков был обычным человеком – любил подраться, выпить, работал электриком. После начал интересоваться восточными практиками, разработал собственную систему упражнений. В последнее время живет в Германии.

Мозг способен обучаться за счёт воображения

Творчество доступно не всем.

Простой эксперимент, впервые проведенный еще более 100 лет назад. Людей разделили на две группы. Одну группу стали обучать базовым навыкам игры на пианино с использованием инструмента. Обучение другой группы проходило без пианино. Людям просто рассказывали, как правильно ставить и двигать пальцами, а также описывали, как звучит та или иная нота. К концу обучения было установлено, что обе группы обладают одинаковыми навыками – обе смогли сыграть на пианино мелодию, которой их обучали.

В 90-х годах уже с использованием более современных научных инструментов ученые действительно выяснили, что воображаемое обучение и практика может оказывать такое же воздействие на мозг, как и реальные.

Возможности мозга безграничны?

Горе от ума — это литературная выдумка

Вы согласились бы жить вечно при условии, что ваша жизнь продолжалась бы в неразумном состоянии?

Сергей Савельев:

Конечно, нет. Это неинтересно. Хотя некоторые люди рождаются и умирают, не приходя в сознание, как было написано в анамнезе у одного из генеральных секретарей коммунистической партии. Жил и умер, не приходя в сознание. Конечно, это шутка. Но есть растения, которые живут тысячи лет. Спросите у них, наверное, им это нравится. Что касается человеческой эволюции, то это не что иное, как эволюция мозга, и больше ничего. Потому что во всем остальном мы сделаны никудышно. Как говорил знаменитый офтальмолог Гельмгольц, если бы Господь Бог поручил мне сделать глаза, я бы сделал их в сто раз лучше. Это касается и всех остальных человеческих органов.

Что такое горе от ума в физиологическом проявлении этого, скажем так, недуга?

Сергей Савельев:

Горя от ума как его трактует обыватель или в том смысле, какой вкладывал в это понятие великий русский писатель, — такого горя не бывает. Если человек достаточно умен, то он понимает принципы и механизмы мира, в котором живет, и не станет, как Чацкий, «метать бисер перед свиньями». Горе от ума — это литературная выдумка. Человек, понимающий, что происходит, во-первых, не предъявляет к окружающим излишне высоких требований, а, во-вторых, бессовестно пользуется своими знаниями.

Хорошо, спрошу так: чрезмерная нагрузка на мозг может иметь для человека негативные последствия?

Сергей Савельев:

Существует наивное мнение, что человеческий мозг беспределен в своих физиологических возможностях. На самом же деле он в них сильно ограничен. Есть четкие физиологические пределы. Скорость метаболизма нельзя повысить бесконечно. Когда человек умственно не активен, то есть когда, например, читает «Российскую газету» на диване перед сном, он потребляет примерно девять процентов всей энергии организма. А если чтение его чем-то возбуждает и подогревает, действует как перец в пище, то он начинает задумываться, и расходы энергии в этом случае достигают двадцати пяти процентов от всей энергии организма. Это очень большие расходы и очень тяжелые. Человеческий организм сопротивляется им. Поэтому мы ленивы и нелюбопытны. А между тем творчество требует как раз тех самых двадцати пяти процентов.

В мозгах все устроено так, что вход — рубль, выход — три

Значит, ради здоровья умственную энергию нужно экономить?

Сергей Савельев:

Это происходит помимо нашей воли. Человеческий мозг не приспособлен к большим энергетическим затратам. В режиме двадцатипятипроцентной активности он может просуществовать пару недель. А потом начинает развиваться так называемая энергетическая задолженность и то, что в старой медицине называлось нервным истощением. В мозгах все устроено так, что вход — рубль, выход — три. Если вы две недели кряду интеллектуально перенапрягаетесь, то потом должны шесть недель расслабляться и отдыхать, чтобы компенсировались мозговые затраты .

Вы хотите сказать, что интеллектуальные нагрузки вредят мозгу?

Сергей Савельев:

Конечно, вредят, он же приспособлен не для интеллекта.

Я думал, вы скажете, что интеллектуальные нагрузки укрепляют мозг, как физические нагрузки укрепляют мышцы.

Сергей Савельев:

Да ведь и с мышцами ничего такого не происходит. Не укрепляются они от физической нагрузки, а разрушаются. Вы сколько хотите прожить-то? Если вы хотите прожить сильным красивым физкультурником лет до пятидесяти, то, конечно, укрепляйте свои мышцы. Но любая мышца может сократиться один миллиард раз, а потом она умрет. Любая перенагрузка — это смерть. Это касается и мышц, и мозга. Смертность у профессиональных спортсменов в десять раз выше, чем у обычных людей. Причем от тяжелых заболеваний. Спорт — это не полезно.

А слабая нагрузка на мозг — это полезно?

Сергей Савельев:

О, это мечта любого государя.

Разве мозговая пассивность не ведет к умственной деградации?

Сергей Савельев:

Мир наполнен мистическими историями про мозг, но суть-то проста: мозг не хочет работать, потому что его работа требует энергетических затрат. В этом причина нашей праздности, лени и желания украсть, а не заработать.

Никогда не объяснишь, почему один видит то, чего не видит другой

Есть люди, обладающие феноменальными способностями. Например, умением за несколько секунд перемножить в уме два четырехзначных числа. Этому есть научное объяснение?

Сергей Савельев:

Надо учиться в физико-математической школе, чтобы овладеть таким умением. Это несложно, есть хорошо известные приемы. Ну и кроме того, надо быть ограниченным во многих других областях, чтобы сосредоточенно демонстрировать такие фокусы. Ничего творческого или тем более гениального здесь нет. Истории известны люди, которые замечательно умножали цифры, особенно когда речь шла об их собственных деньгах. Но, к сожалению, эти люди ничего не произвели, кроме таких расчетов.

В человеческом мозге есть отделы, отвечающие за ту или иную одаренность, например, за музыкальную или шахматную?

Сергей Савельев:

Конечно, есть. Вся поверхность мозга занята областями, которые структурно очень хорошо выявляются. Можно посмотреть на гистологические срезы. На этих гистологических срезах толщиной в несколько микрон, если порезать человеческий мозг, существуют поля и видны их границы. Каждое поле функционально приспособлено к той или иной функции. Скажем, к зрению, слуху, движению. И мозг состоит из таких полей. И он индивидуально изменчив. То есть каждое поле у разных людей разное. У одного человека, к примеру, у хорошего фотографа, оно в «зрительной» области может быть в три раза больше, чем у любого другого. А это миллиарды нейронов, миллиарды связей. Никогда не объяснишь, почему один видит то, чего не видит другой. То же самое и у музыканта или ученого. Наши индивидуальные возможности определены комбинацией этих полей, имеющих разные размеры. У кого какое-то поле большое, у того та или иная одаренность явственно выражена. А у кого некое поле маленькое, тому свои способности, допустим, к математике, уж извините, ничем не нарастить. Словом, наше поведение детерминировано размером полей коры мозга, а также подкорковых структур, которые отвечают за каждую функцию. Например, за музыкальную. Чтобы просто слышать, нужно иметь два десятка структур. Вероятность, что у одного человека все эти структуры будут достаточно большие, прямо скажем, невелика. Поэтому выдающихся музыкантов мало, а имитаторов полным-полно.

Разум — это абстрактное понятие

Как соотносятся между собой мозг и разум?

Сергей Савельев:

Разум — это абстрактное понятие. То, что червь осознанно ползет от раствора соли к раствору еды, — это разум? С точки зрения психологов — да. Но физиология абстрактными понятиями не оперирует. Гениальность — да, есть такое понятие в физиологии. Уникальная комбинация размера структур мозга позволяет какому-то человеку писать гениальную музыку. А другой никогда гениальную музыку не напишет, потому что у него нет соответствующей комбинации структур. Мозг — это структурно детерминированное устройство, которое определяет индивидуальность и неповторимость каждого человека. По этой причине все люди разные. И эти способности не наследуются. На фоне талантливого родителя ребеночек может выглядеть полным бездарем. Что чаще всего и бывает.

Можно ли сказать, что разум является посредником между мозгом и телом?

Сергей Савельев:

Нет. Разум вообще понятие не научное. В чем разум? Тыкать пальцем в клавиатуру компьютера? Нажимать на кнопки телефона? Считать до десяти?

Тем не менее есть понятие «разумные существа».

Сергей Савельев:

Я не занимаюсь философией.

В любом случае разум — это физиологическое понятие.

Сергей Савельев:

Для меня такого понятия не существует по той простой причине, что у него размыты границы. Разумом обладают все животные, у которых есть нервная система. И в этом смысле глупо утверждать, что человек — разумный, а остальные живые существа — неразумные. Человек является продуктом церебральной эволюции. Он может создавать то, чего не было в природе и обществе. Вот муравьи того, чего не было в обществе, создать не могут. И черви плоские, и даже обезьяны не могут создать того, чего не было в их сообществе. А человек может. Что является критерием человека? То, что он творчески создает нечто, до него в природе и обществе не созданное. И если мы договоримся, что разум — это способность создавать то, чего не было в природе и обществе, то такое понятие я принимаю. А если мы это не вводим, то получается размытое пустое определение, словоблудие для философов, основная задача которых объяснить, почему мы профукали свою жизнь так бездарно.

Европейцы прошли отрицательную эволюцию

Есть пределы развитию мозга?

Сергей Савельев:

Те, кто задает такие вопросы, предполагают, что человеческий мозг законсервировался двести тысяч лет назад, и с тех пор эволюционных изменений не происходит.

А они есть?

Сергей Савельев:

За двести тысяч лет, даже чуть меньше, примерно за сто тридцать пять тысяч, человеческий мозг уменьшился на двести пятьдесят граммов. Я имею в виду цивилизованную Европу. Потому что они отбирали конформистов и уничтожали творческих, самостоятельных людей.

Эволюция мозга была отрицательной?

Сергей Савельев:

Для Европы — да. Европейцы прошли отрицательную эволюцию и высокую церебральную специализацию — многовековой искусственный отбор, очень жесткий, который уменьшил размер и массу их мозга в пользу конформизма и социальной адаптированности.

Разве конформизм и способность к социальной адаптации свойственны только европейцам?

Сергей Савельев:

Да. Потому что они всегда очень тесно жили, и любой приказ какого-нибудь князя быстро доходил до всех. Смотришь, уже голову рубят крестьянину в соседней деревне… А в Африке это плохо действовало, и в России это плохо действовало, не получалось. Поэтому у нас полиморфизм сохранился больше, а у европейцев меньше. Чем больше полиморфизм, тем больше шансов для эволюционного прогресса.

Человеческий мозг работать не хочет, не любит и по возможности не будет никогда

Безграничные возможности мозга, если таковые имеются, несут в себе какие-то риски для человечества?

Сергей Савельев:

Безграничных возможностей нет. Во-первых, есть ограничения энергетические. Во-вторых, человеческий мозг приспособлен для решения конкретных биологических задач и жестко сопротивляется любому нецелевому использованию. Поэтому он работать не хочет, не любит и по возможности не будет никогда.

Значит, лень имеет физиологическое обоснование?

Сергей Савельев:

Конечно. Когда вы ленитесь и ничего не делаете, мозг потребляет девять процентов энергии. А когда начинаете думать — до двадцати пяти. И это катастрофа. Потому что когда вы ленитесь, у вас эндорфины, эти внутренние наркотики, выбрасываются в мозг и в результате вы мало того что бездельничайте, вы еще и кайф ловите. А когда вы, не дай бог, начинаете трудиться, мозг придумывает миллион способов, чтобы вас от этого отвадить. В итоге организм сопротивляется и, предвидя энергозатраты, просто криком кричит: «А что я буду делать завтра?! Где гарантия, что колбаса в холодильнике снова появится?!» То есть вы сопротивляетесь любому труду как нормальная обезьяна. И это вполне естественно.

Можно заставить работать ленивый мозг?

Сергей Савельев:

Можно.

Как?

Сергей Савельев:

Когда вас поставят в стрессовую ситуацию, требующую напряжения умственных сил. Но при первой возможности мозг будет вас обманывать. Даже мозг гения, который приспособлен для творчества, будет стараться увильнуть от работы. Гению проще имитировать свою гениальность, чем что-то создавать. Именно поэтому у гениев на двадцать работ лишь одна гениальная, остальное — подделки. Обезьянья порода неисправима, все время приходится прятать хвост.

Гениальность не надо искать у политиков

Мозг гения физически отличается от мозга обычного человека?

Сергей Савельев:

Да, мозг гения весит больше. В свое время в России был создан Институт мозга, там изучали в том числе мозг Ленина, сравнивали его с мозгом Маяковского, других выдающихся людей. Оказалось, что у Ленина мозг был маленького размера и весил 1330 граммов. У Сталина примерно столько же. Что было, как теперь можно смело сказать, вполне ожидаемо. Вообще гениальность не надо искать у политиков. У нас есть биологическая инстинктивная форма поведения, называемая доминантностью. Свойственная политикам гипердоминантность, означающая стремление властвовать, управлять людьми и ходом истории, она является биологически обусловленной. А гениальность — это другое. Это способность к необычному. Стать гипердоминантом может любой бабуин. Поэтому в мозге Ленина ничего особенного не нашли, там очень посредственные параметры. Просто эта биологическая инстинктивная форма поведения — доминантность — она у него была гипертрофирована.

Мозг работает, даже когда мы спим

Это правда, что человеческий мозг используется не более чем на пять процентов?

Сергей Савельев:

У того, кто так считает, он используется, видимо, на два. Это полная чушь насчет пяти процентов. Мозг работает весь. Это как оперативная память в компьютере: выключили — и все стерлось. Поэтому через шесть минут после отключения человека от кислорода и продуктов питания мозг начинает необратимо терять память и умирать. Он потребляет десять процентов всей энергии организма, даже когда мы спим. Именно из-за того что он всегда и весь работает.

Интеллектуальная нагрузка — это профилактика старения

Что такое старение мозга? От чего начинается старческая деменция?

Сергей Савельев:

Старение мозга — это в первую очередь гибель нейронов. Сами нейроны уморить очень сложно. Но их количество исчерпаемо. Причем нейроны у человека начинают гибнуть еще в утробе матери. После пятидесяти лет они уже активно погибают, и за каждые последующие десять лет наш мозг теряет по тридцать граммов нейронов. Этот процесс продолжается до глубокой старости. И если головой не думать, не заставлять сосуды кровоснабжаться и кровоснабжать нейроны, то к восьмидесяти годам мозг может полегчать на 100 граммов, а то и больше. У людей, которые мозгами вообще не пользуются, такого рода ослабление идет еще быстрее. Интеллектуальные люди дольше сохраняют умственную потенцию.

Значит, интеллектуальная нагрузка необходима мозгу?

Сергей Савельев:

Абсолютно. Это профилактика старения. Но кроссвордами и просмотрами телепрограммы «Что? Где? Когда?» старение мозга не замедлишь. Чтобы его замедлить, надо всякий раз решать проблему, которая раньше перед тобой не стояла. Игрой в шахматы можно только ускорить маразм, а не остановить его. Потому что шахматы — не столь уж интеллектуальное занятие. Это просто комбинаторика. К сожалению, многие путают творчество и комбинаторику. Комбинаторика — это когда из трех бумажек делают четвертую, а мозг при этом сачкует.

Обещает ли нам эволюция умственный прогресс?

Сергей Савельев:

Нет, не обещает. Перспективы печальны: уменьшение размеров мозга из-за тотального конформизма и постоянной адаптации к среде, экспорт своей индивидуальности и способностей государству в обмен на экономию энергии. Когда мы договариваемся с государством или религией, мы им дарим свою творческую, интеллектуальную свободу. А они, в свою очередь, гарантируют нам пищу и размножение. Так что дальше все будет хуже и хуже. И если эта тенденция сохранится, то человеческий мозг может уменьшиться еще граммов на двести пятьдесят.

Выходит, эволюция идет в обратном направлении? Человечество не умнеет, а глупеет?

Сергей Савельев:

Увы, это так.

Визитная карточка

Фото: Александр Корольков / РГ

Сергей Савельев — палеоневролог, доктор биологических наук, заведующий лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАН. Родился в Москве, окончил биолого-химический факультет МГЗПИ им. Ленина, работал в Институте мозга АМН СССР, с 1984 года в НИИ морфологии человека РАМН. Более 30 лет занимается исследованиями в области морфологии и эволюции мозга. Автор более 10 монографий, 100 научных статей и первого в мире Стереоскопического атласа мозга человека. Много лет изучает эмбриональные патологии нервной системы и разрабатывает методы их диагностики. Является автором идеи церебрального сортинга — способа анализа индивидуальных человеческих способностей по структурам головного мозга посредством разработки и применения томографа высокого разрешения.

Фотограф, член Творческого союза художников России, награжден бронзовой, серебряной и золотой медалями ТСХ России.

Наш мозг имеет «режим автопилота»

Испытывали когда-нибудь чувство автопилота?

Как только мы хорошо овладеваем каким-нибудь навыком, наш мозг подключает к работе определенный отдел, так называемую сеть пассивного режима работы. Она используется для выполнения задач, не требующих сложного анализа, поскольку их решение уже многократно опробовано и доведено до автоматизма.

Людей обучили одной карточной игре, которая требует небольшого мыслительного процесса. Люди играли хорошо, но когда после многочисленных партий к работе подключилась эта самая сеть пассивного режима работы, они стали играть еще лучше.

Обучение другим видам навыков дается людям сложнее. Например, игра на инструментах. Сначала – очень сложно. Но после, когда ваши руки и пальцы запомнили, как нужно правильно играть — ваш мозг фактически отключается. И вы начинаете делать это на автоматизме.

Упражнения

Слепец

Позаботьтесь о безопасности пространства, в котором вы будете находиться во время выполнения упражнения. Суть которого состоит в том, чтобы, завязав глаза, выполнить привычные ежедневные домашние задачи.

Поначалу будет сложно, возможно даже страшно. Но со временем ваш головной мозг начнёт работать, ориентируясь на другие органы чувств.

Начинайте с 10-15 минутных тренировок, постепенно увеличивая время, ориентируясь на ощущения.

После чего, для рефлексии, то есть лучшего усвоения и осознания полученного опыта, задавайте себе ряд вопросов:

  • Что помогло ориентироваться в пространстве?
  • На что вы опирались, чтобы справиться с тревогой и неуверенностью?
  • Что вас настораживало в момент выполнения задания?
  • Какие изменения произошли в вашей чувственной сфере? Воспринимались ли звуки и прикосновения как-то иначе? Если да, то как?

Музыка

Влияние классической музыки на умственные способности доказано уже очень давно. Даже растения положительно реагируют на неё, что уж тут говорить о человеке. Существует даже такое понятие, как «эффект Моцарта».

Если вы будете часто слушать произведения великих классиков, то сможете отследить, насколько улучшится словарный запас, повысится IQ, острота зрения и укрепится память. Помимо прочего, вам станет проще изучать иностранные языки и даже создавать что-то своё.

Не обязательно откладывать рабочие и повседневные дела, чтобы усесться за прослушивание музыки. Наоборот, включите её негромко, чтобы она присутствовала в фоне, пока вы трудитесь.

Шрифт Брайля

Шрифт Брайля – это тактильный шрифт, который был создан специально для незрячих или слабовидящих людей. Освоить его достаточно непросто, но если выложится по максимуму, у вас всё обязательно получится.

Начните с простых стандартных фраз, например, приветствие и прощание. Со временем переходите к алфавиту в целом и более сложным вопросам, ответам.

Способность читать пальцами не только окажется неплохим ресурсом в повседневной жизни, но и разовьёт чувственную сферу. Мозг задействует в работу те нейроны, которые обычно не принимают активное участие в деятельности.

Так почему бы не попробовать раскрыть свой потенциал, кто знает, какими скрытыми талантами вы обладаете?

Монеты

Поищите монеты разного номинала. Я не призываю вас становиться нумизматами, то есть коллекционерами. Нет, они необходимы вам для тренировки мелкой моторики и развития тактильных ощущений. Каждый раз, когда у вас выпадет свободная минутка, пробуйте на ощупь различить, какого достоинства монета у вас в руках.

Особенно полезно, если вы будете выполнять это упражнение в момент ожидания. Так время не будет потрачено впустую. Когда задание будет даваться вам с лёгкостью, пробуйте переходить на купюры и всякие мелкие предметы, которые можно поместить в карман и изучать при возможности.

Отсутствие звука

Включайте фильм или любимые передачи, отключайте звук и пытайтесь читать по губам, что говорят актёры и прочие герои. Этот навык очень даже пригодится в жизни, помимо того, что поможет активизировать работу полушарий.

Поначалу, конечно же, вы толком ничего не будете понимать, но внимательность и умение сосредоточиться помогут достичь результатов.

Наш мозг способен наращивать мышцы в нашем теле

Воображаемые тренировки, они такое.

Сейчас лето и многие из нас, наверно, опять с горечью вздыхают о том, что не смогли к нему подготовиться. Все эти диеты и фитнес-центры так и остались нашими желаниями и воспоминаниями. Не отчаивайтесь! Наш мозг способен увеличивать силу наших тел, если мы об этом просто подумаем.

В эксперименте одну группу людей попросили каждый день (в течение 5 дней) по 11 минут представлять, что они занимаются повышением силы кистей рук. К окончанию опыта было установлено: у той группы людей, что думали о накачке рук, сила хвата оказалась в два раза выше, чему тех, которые этого не делали.

Можно ли получить шесть кубиков пресса таким же методом? Не узнаете, пока не попробуете.

Как забыть о головной боли без таблеток.

3. Физкультура. Она полезна в любом возрасте. Во время физической нагрузки повышается циркуляция крови и в мозг активно поступают питательные вещества. К тому же, занимаясь спортом, вы улучшите состояние тела, что значительно повысит вашу самооценку

Для пожилых людей крайне важно поддерживать мышцы в тонусе, ведь с возрастом наша мышечная ткань уменьшается и мы теряем силу. Поэтому каждому стоит подобрать себе спортивное хобби и комплексы упражнений, чтобы ваш организм оставался бодрым и здоровым

Как говорится, в здоровом теле здоровый дух. И мозг.

4. Самогипноз. Не стоит к этому относиться скептически. Это действительно работает! Внушая себе установки, которые соответствуют вашим желаниям и жизненным ценностям, вы настроите себя на активную работу, которая обязательно вас приведет к цели. Позитивное самовнушение – это верный путь к самосовершенствованию.

5. Мозговой штурм. Известная методика в психологии, помогающая за короткое время сообща найти верное решение. Такой процесс подтолкнет вас к поиску новой информации и проявлению новых идей.

6. Кроссворды и чтение книг. Это одни из самых эффективных способов сохранить ясный ум и память до самой старости. Отгадывая кроссворды, вы пробуждаете мозг, ища в его уголках забытые знания. Читая книги, вы получаете новую информацию, которая занимает и стимулирует ваш мозг. Также можно развивать и сохранять умственные способности с помощью различных головоломок и ребусов.

7. Шахматы. Ну это классика. Играя в шахматы, продумывая несколько ходов наперед, размышляя, как пойдет противник, вы развиваете логику, терпение и концентрацию внимания. Такие навыки просто необходимы в жизни каждому из нас.

8. Интересуйтесь неизвестным, задавайте вопросы. Возникший вопрос является стимулом к поиску ответа. Следовательно, в поисках вы приобретете новые знания, которые заставят мозг работать. В современном мире интернета можно столько знаний почерпнуть, что не хватит времени в сутках. Зачастую, бывает сложно остановиться, узнавая новое больше и больше.

9. Позитивное мышление. Оно заставляет вас двигаться вперед, не топчась на месте и не зацикливаясь на плохом. При позитивном настрое в организм выбрасываются правильные гормоны, улучшающие настроение и физическое состояние.

От редакции : Проблема расширения субарахноидального пространства

10. Осознанность происходящего. Умение находиться в настоящем моменте, осознавать все действия, а не двигаться на автомате – вот что позволяет держать разум в ясности. Контролируйте свои мысли и поступки, анализируйте. Этим вы настроите мозг на работу в нужном направлении.

11. Выход из зоны комфорта. Вносите в вашу ежедневную жизнь что-то новое. Это может быть изменение маршрута, встреча с друзьями в непривычном новом месте, смена поведения. Попробуйте иногда жить наоборот, по непривычному расписанию, стилю общения. Например, если вы стеснительный человек, попробуйте заговорить с незнакомцем. Любые новые действия заставляют мозг активизироваться.

Существует огромное количество техник по развитию мозга. Однако их всех объединяет регулярность и комплексность. Тренируя свой мозг каждый день, вы продлеваете его здоровье и жизнь. Развивайтесь, узнавайте новое, идите к своим целям. Тогда ваш разум будет ясным до самых преклонных лет.

Типы мышления

Способности человеческого мозга и восприятие окружающего мира лишь отчасти зависят от возрастного фактора. В детстве уровень развития мыслительного процесса крайне простой: «увидел – совершил действие». По мере взросления у людей создается наглядно-образная форма мышления: «увидел – проанализировал аналогичные ситуации/проработал варианты действий/оценил риски – совершил действие».

Далее объекты постепенно меняются на категории и представления, формируются связи между ними. В итоге у человека развивается словесно-логический абстрактный тип мышления, когда для запуска мыслительного процесса ненужно совершать определенные действия – все они выполняются в голове.

В 20-м веке известный ученый в сфере психологии В. Келлер проводил эксперимент над обезьянами. Он запер несколько обезьян в клетке, дал им палку, а неподалеку бросил банан. Многие обезьяны быстро додумались, что нужно взять палку и пододвинуть с ее помощью банан. В этом случае у животных задействовался наглядно-действенный мыслительный процесс: обезьяны с помощью палки проводили эксперимент, достаточно быстро обнаруживая правильное решение задачи.

Человеческий мозг является крайне энергозатратным органом. Давно доказано, что в процессе работы он сжигает примерно 1/5 всех имеющихся в организме человека калорий.

После этого В. Келлер задачу усложнил: следующий банан подвинули подальше от клетки, а животным вручили две разные по длине палки. Для обезьян решение второй задачи стало непосильным. Они не могли понять, почему с помощью первой палки уже нельзя придвинуть банан к клетке, не пробуя при этом взять вторую палку. Лишь малый процент обезьян из множества тех, которые принимали участие в эксперименте, садились и думали, в итоге находя решение задачи. Вместо битья палкой по клетке, бешенства, эмоций, как было у большей части обезьян, самые умные животные задумывались и представляли действие в воображении.

Точно так же всё происходит и у людей. Наш мозг формирует универсальный тип мышления: если первый алгоритм, проработанный интеллектом, не подходит для решения задачи, сознание начинает поиски нового представления и связей, пока не находит оптимального варианта.

Эмоции являются важнейшей составляющей универсального мышления. С помощью психоэмоциональной деятельности мозга мы можем моделировать цель и модифицировать ее. Поэтому нужно стараться не подавлять свои эмоции, но и выражать их слишком бурно не стоит. Всё должно находиться в равновесии: и мыслительная деятельность, и выражение эмоций, и потребительские качества. Если что-то будет подавляться, то обязательно будут возникать нарушения в функционировании отдельных систем организм человека, что скажется на работе мозга и других внутренних органов.

Если быстро двигать глазами, то мозг человека не сможет адекватно обрабатывать полученную информацию. То же самое можно сказать и о слуховом восприятии.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]