В результате чего люди заикаются?


Заикание у детей и взрослых или логоневроз относят к расстройствам речи, которые причиняют человеку серьезный дискомфорт во время коммуникации с другими людьми.

Те, кто заикаются, осознают, что хотят сказать, но не могут этого сделать. Вследствие, люди имеющие заикание, повторяют или продлевают слово, слог, согласный или гласный звук, а также делают паузу (короткую, длинную) во время общения, потому что достигли проблемного слова или звука.

Среди детей младшего возраста заикание может восприниматься как нормальное явление — это естественная часть обучения речевым навыкам. Чаще всего заикание проявляется у детей в возрасте от 2 до 6 лет, когда они развивают языковые навыки. Ребенок заикается, если его речь и языковые способности недостаточно развиты. Большинство детей способны перерастать заикание в процессе развития, если оно не является патологией.

Какой врач занимается лечением заикания?

Лечение логоневроза и других расстройств (дефектов) речи — компетенция врача-логопеда. От подобных проблем страдают более 70 миллионов человек во всем мире. В среднем, примерно 5–10% всех детей в хотя бы раз в жизни сталкивались с заиканием, но большинство из них обычно перерастают это явление в течение нескольких месяцев или лет. Раннее вмешательство может помочь детям преодолеть заикание.

По данным исследования, у каждого четвертого ребенка речевая проблема может сохраняться во взрослой жизни и перетекать в различные речевые расстройства. Это затрудняет общение с другими людьми, что часто влияет на качество жизни человека и межличностные отношения.

Что может быть причиной заикания?

Основные причины заикания у детей чаще всего сводятся к психологическим проблемам или неврологическим болезням. Иногда заикание относят к хроническому заболеванию, которое сохраняется в зрелом возрасте. Реже встречаются речевые трудности, возникающие после эмоциональной травмы (психогенное заикание).

Часто первые признаки заикания у ребенка появляются в возрасте от 18 до 24 месяцев. В этот период детский словарный запас постепенно увеличивается, фиксируются первые попытки связывания слов в короткие или длинные предложения. В процессе формирования детского словарного запаса многие дети могут заикаться. В большинстве случаев это длится от нескольких недель до нескольких месяцев. Во многих случаях заикание проходит само к 5 годам, если не является патологией речи.

Как вылечить заикание, если это патология? Заикание лечится и для этого необходимо посетить логопеда, который подберет речевую или языковую терапии в зависимости от диагноза пациента.

Пара научных слов о логоневрозе и логофобии

Логоневроз (это научное название заикания) характеризуется частым повторением, растягиванием звуков/слогов или частыми остановками, нерешительностью в речи, что разрывает ее ритмическое течение. Постоянными признаками заикания являются нарушение речевого дыхания, судорожность мышц лица (тики), напряжение в области грудной клетки, потливость. В общем виде механизм возникновения заикания связан с конфликтом между правополушарным ритмом и левополушарным смыслом. Еще более простыми словами: заикание — это результат несогласованности процессов мышления и речи.

Почему это происходит? Что ж, у ученых есть на это несколько объяснений.

В возрасте от года до шести лет, когда происходят формирование и развитие речи, она отличается особенной чувствительностью к окружающей среде. С полутора до трех лет у ребенка наступает один из критических периодов развития нервной системы, когда нервные клетки «отзеркаливают» все, что их окружает: чем более «негативна» среда и чем более сенситивен ребенок, тем выше риск появления заикания. Кроме того, причинами возникновения логоневроза могут стать и другие факторы:

  • перинатальная патология нервной системы, инфекционные заболевания, травмы, особенности дыхательной системы;
  • генетическая предрасположенность (связано с мутацией в генах GNPTAB, GNPTG и NAGPA);
  • нередкая ситуация: переученное левшество, когда ребенка-левшу заставляют писать правой рукой;
  • сильная психотравмирующая ситуация, хронические стрессы;
  • наличие рядом с ребенком заикающегося родственника, манеру которого он перенимает, и др.

Что из этого послужит в итоге спусковым крючком для возникновения заикания? Сложно сказать. Это настолько таинственное явление, что нельзя смотреть на него с плоской, топорной точки зрения. И потому стандартные методы, которые используют логопеды, тоже далеко не всегда помогают в излечении.

Так или иначе, в зависимости от причин заикание делится на неврологическое, которое связано с органическими причинами, и невротическое, связанное с нервным состоянием и, как следствие, со страхом речи (логофобией). Вот последнее имеет особое значение, о нем стоит поговорить отдельно.

Логофобия возникает как следствие логоневроза. На начальном этапе во время произнесения речи человеком начинает овладевать беспокойство. На следующем этапе развития логофобии, вспоминая негативный опыт, человек уже ожидает, что будет не способен высказаться должным образом, и испытывает страх перед началом разговора.

«Скрытые заики», у которых сильный самоконтроль, всячески пытаются вуалировать свой дефект, заранее про себя проговаривая речь и заменяя проблемные в произнесении фрагменты на более подходящие — во фразу вкрапляются лишние звуки, а иногда и слова. Такие приспособительные уловки только утяжеляют картину, уводя заикание вовнутрь и «подогревая» страх речи.

Постепенно человека начинает пугать даже мысль о том, что придется разговаривать. Страх общения с ожиданием речевых неудач усиливает фиксацию человека на заикании. В какой-то момент может возникнуть порочный круг, где одно перетекает в другое, превращая изначально умеренный процесс в серьезную патологию.

Как определить, есть ли у ребенка заикание?

Определить, есть ли у детей заикание патологического характера может только логопед. Часто у ребенка случается заикание при волнении по причине:

  • попадания в новое окружение (переезд, переход в новый детский сад или школу);
  • первых выступлений на публику.

Если речевые запинки — это единичные случаи, родителям не нужно беспокоиться. Когда они часто повторяются, нужно записаться на прием к детскому врачу-логопеду.

Психосоматика заболеваний, связанных с дефектами речи, может быть разной и зависит от впечатлительности ребенка, склада его характера, наличия заболеваний нервной и других систем. Признаки и симптомы заикания могут включать:

  • сложность произношения начала слова, фразы, предложения, а также продолжения слова, звуков в слове или повторения звука, слога, слова;
  • кратковременное молчание для определенных слогов или слов или паузы в слове (разорванное слово);
  • добавление дополнительных слов, если существует трудность перехода к следующему слову;
  • проявление чрезмерного напряжения, стеснения или беспокойства в разговоре;
  • другие ограничения в стремлении достичь эффективной коммуникации.

Почему взрослые люди начинают заикаться?

Чтобы установить причину того, почему люди заикаются, необходимо обращаться к врачу сразу же после обнаружения речевых проблем и начинать лечение. Расстройство речи затрагивает менее 1% всех взрослых. По данным Американской ассоциации речи, языка и слуха, некоторые заикающиеся люди во время разговора выглядят чрезвычайно напряженными или запыхавшимися. Их речь может быть полностью «заблокирована» (остановлена) под действием многих факторов.

Существует масса причин почему люди заикаются. Часто это происходит вследствие травм головы, волнения, а также на фоне недолеченных заболеваний в детстве. Также причины заикания у взрослых могут быть связаны с образом жизни, карьерными и семейными неурядицами.

Что делать, если ребенок заикается?

Если ребенок заикается, нужно посетить логопеда и установить причину происходящего. Есть разные виды заикания и большинство из них возникают на фоне сбоев в работе нервной системы. Заикания на фоне неврозов бывают:

  • невротические, когда речевые проблемы связаны с психологическими травмами (стрессом, страхом, испугом), обучением другому языку;
  • неврозоподобные, характеризующиеся по большей части генетическими и другими заболеваниями.

Лечение логоневрозов подбирает врач в зависимости от диагноза и степени прогрессирования речевых дефектов (слабое, умеренное, сильное). Также значение имеет частота заикания: постоянное, периодическое, хаотическое, циклическое. Иногда проблемы с речью зависят от ситуации и проявляются в зависимости от ее повторения.

Классификация причин появления заикания

Точные причины заикания на сегодня неизвестны, предполагается, что это совокупность неких факторов, которые из-за комплексного воздействия запускают сложные патологические механизмы, которые нарушают работу центров речи. В этом случае возникает рассогласование в работе слуховых и речевых центров, задержка в сигнале обратной связи, что вызывает судорогу в одном или нескольких отделах речевого аппарата.

Обычно все причины принято делить на

  • предрасполагающие (к ним относятся генетические и неврологические особенности данного человека)
  • провоцирующие (стресс: иногда небольшой испуг или тяжелое потрясение, тяжелое соматическое заболевание и т.д.)

Нередко заикание возникает «исподволь», незаметно. Родители «гадают», но не могут найти одну заметную провоцирующую причину.

Нужно быть очень внимательным к речи ребенка, если в семье уже есть заикающийся. Если это «кровный» родственник, то уже существует фактор генетической предрасположенности и добавляется фактор подражания. Но даже если это «не кровный» родственник, то один только фактор подражания тоже может стать провоцирующим.

Но самое главное, что благодаря методике Л.З. Арутюнян, можно добиться плавной речи, независимо от того, является ли заикание неврозоподобным (генетически обусловленным, органическим) или невротическим (функциональным).

Лечится ли заикание у детей и взрослых?

Если взрослый или ребенок заикается и тянет слова, нужно пройти лечение у логопеда. При своевременном обращении к врачу речь можно улучшить или вовсе избавиться от проблемы (зависит от диагноза). У маленьких детей после определения причины заикания врач обязательно дает оценку запинок в речи: кратковременные или долговременные. В большинстве случаев для оценки заикания используют серию тестов, наблюдений и интервью.

Оценка детей старшего возраста и взрослых больше нацелена на определение степени тяжести расстройства и того, какое влияние расстройство речи оказывает на способность человека общаться и надлежащим образом выполнять повседневные действия.

Часто заикание характеризуется нарушениями речевой моторики (например, сенсорной и моторной координации). В этом случае дети и взрослые, которые заикаются, могут получить пользу от методов лечения, как логопедия, использование электронных устройств для улучшения беглости речи или когнитивно-поведенческая терапия.

Логоневроз (заикание у взрослых)

Заикание – это сложное нарушение речи, проявляющееся в виде повторения отдельных звуков, слогов, слов или в виде увеличения пауз в речи и протягивании отдельных звуков.

В рамках отечественной психолого-педагогической классификации речевых нарушений «заикание» относится к категории «нарушение использования средств общения», то есть заикание — это несистемное речевое нарушение, незатрагивающее внутреннюю речь (в отличие от афазии у взрослых и алалии у детей, хотя некоторые проявления могут быть схожи).

Существуют разные определения и классификации заикания.

Виды заикания у взрослых

С точки зрения проявлений в речи, заикание разделяют на:

  • клоническое (частое повторение одного элемента из-за повторяющихся судорог мышц речевого аппарата),
  • тоническое (протягивание отдельного элемента речи из-за длительного сокращения мышцы),
  • смешанное (комбинация обоих механизмов возникновения запинок в речи).

В качестве синонима к термину «заикание» часто используется понятие «логоневроз», однако это не всегда верно.

Причины заикания

Причины невротического заикания (логоневроза) у взрослых часто следует искать в детстве. Как правило, логоневроз проявляется в детском возрасте в период становления фразовой речи на фоне однократного или повторяющегося эмоционального стресса. Наличие выраженных нарушений в функционировании мозговых структур по данным функциональной диагностики (ЭЭГ) не отмечается, либо подобные нарушения минимальны. Речевые запинки у таких детей во многом связаны с особенностями общения и актуальной психологической ситуацией. Состояние пациентов с заиканием во многом соответствует критериям невроза, отчего и появилось соответствующее название — логоневроз.

Неврозоподобная форма заикания возникает вследствие неврологического нарушения, приводящего как к нарушению общей и мелкой моторики, так и к нарушению артикуляции. Под неврологическим нарушением часто имеют в виду последствия внутриутробной гипоксии, последствия осложнений при беременности, а также заболевания и травмы в младенческом возрасте. Из-за нарушений в работе определённых мозговых структур, на этапе формирования речи ребенок сталкивается с трудностями в произношении, которые перерастают в заикание. Этот вид заикания в детском возрасте часто сочетается с другими речевыми и когнитивными нарушениями. При данной форме заикания так же могут возникать невротические реакции, которые добавляют дополнительные механизмы патогенеза по типу логоневроза.

Во взрослом возрасте заикание часто имеет компенсированную форму, когда человек уже адаптировался к собственным речевым особенностям, либо научился их контролировать. Симптомы логоневроза или заикания могут обостряться на фоне стресса, переутомления у людей, которые в том числе никогда не страдали заиканием.

Заико-подобные ошибки во взрослом возрасте могут появиться после перенесённого инсульта (ОНМК), черепно-мозговой травмы (ЧМТ) или операции на головном мозге (удаление опухоли, гематомы). В таком случае, говорить о заикание (логоневрозе) как таковом не приходится — речь будет идти о речевом нарушении по типу афазии или дизартрии.

Лечение

При первичном появлении любых речевых нарушений во взрослом возрасте следует немедленно обратиться к врачу-неврологу для определения причины нарушения и составления плана дальнейшей реабилитации.

В случае с заиканием или логоневрозом во взрослом возрасте, так же необходимо определить его вид и причины, установить степень влияния неврологических и психологических факторов на речевую деятельность.

Диагностикой состояния нервной системы занимается врач-невролог при помощи методов функциональной диагностики (ЭЭГ, УЗДГ). Диагностика состояния речевой сферы и последующие речевые занятия лежат в компетенции логопеда. При необходимости к работе с пациентом также привлекаются психолог, нейропсихолог и психотерапевт.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]