Расстройства спектра аутизма и cексуальность

В интернете довольно часто встречаются вопросы типа «аутизм – что это за болезнь» и «как проявляется аутизм». Данная патология выделена в отдельное заболевание сравнительно недавно, поэтому у многих людей отсутствует информация о его особенностях, причинах развития, возможных последствиях и мерах профилактики.

Существуют три определения данной патологии, взаимодополняющие друг друга:

  • аутизм – это расстройство психики. Суть аутизма состоит в нарушении социальных взаимодействий по причине возможного снижения когнитивных способностей;
  • аутизм – нарушение по своей природе неврологическое;
  • аутизм – врожденное заболевание, возникающее на основе генетической предрасположенности.

Генетическая природа заболевания проявляется в том, что аутизм у детей, признаки и симптомы которого зависят от множества факторов, диагностируют чаще у малышей до 3 лет. Ранний аутизм у детей выражается в эмоциональных и поведенческих нарушениях. Аутизм у взрослых проявляется несколько иначе, чем проявляется данная патология у детей, но при этом имеется много общего, в том числе в области социальной дезадаптации.

В тех случаях, когда аутизм у взрослых диагностируется впервые, вполне вероятно, что патология присутствовала в детском возрасте, но не была своевременно выявлена. В большинстве случаев речь идет об атипичной форме заболевания или о легкой форме, которые были не замечены у детей, но развились на фоне переживаний, стрессовых ситуаций или гормональных изменений в подростковом возрасте.

Если аутизм у детей могут диагностировать педиатры, к которым обратятся родители, заметившие странности в поведении ребенка, то симптомы у взрослых чаще всего приписывают сезонной депрессии или переутомлению, в результате чего помощь больным своевременно не оказывается.

У взрослых данная патология встречается чаще у мужчин, чем у женщин, примерно в 5 раз.

Формы патологии

Аутизм у взрослых современные медики разделили на несколько направлений:

  • синдром Каннера или собственно аутизм с наличием полного спектра симптомов: асоциальность, атрофия речевого аппарата, неразвитость важных нервных структур, средний уровень интеллекта или тяжелая умственная отсталость. Самостоятельно жить такие люди не могут, поэтому в большинстве случаев их помещают в специализированные медицинские учреждения;
  • синдром Аспергера (патология проявляется в облегченной форме). Когнитивные и речевые способности присутствуют. Даже при условии проблем с социализацией и общением люди могут стать полноценными членами общества;
  • синдром Ретта, представляющий собой передающееся по женской линии хроническое психоневрологическое заболевание. Проявляется патология не ранее одного года. Больные с синдромом Ретта стремительно регрессируют и доживают максимум до 30 лет, поэтому взрослых женщин с таким заболеванием немного;
  • атипичная или комбинированная форма устанавливается при невозможности идентификации конкретной формы заболевания.

Особенности заболевания у взрослых

Синдром аутизма Аспрегера у взрослых встречается довольно часто. Появившиеся в детстве симптомы могут сохраниться или трансформироваться, изменить степень выраженности. Развитие аутизма во взрослом возрасте обычно приводит к появлению атипичной формы с небольшой степенью выраженности или проявлением не всех симптомов. Синдром Аспергера был определен у многих талантливых программистов, писателей, ученых. Синдром Ретта является результатом изменений, сформировавшихся в детстве, прогресс которых приводит к деформациям костно-мышечной системы и умственной отсталости.

Нередко аутизм у взрослых, признаки которого зависят от степени проявления патологии, остается не диагностированным. Обидчивость и зависимость от чужого мнения пациентов списывают на особенности характера, результатом чего может быть переход заболевания в тяжелую форму. Своевременная диагностика и качественное лечение позволяют больному успешно справляться со многими проблемами.

Как проявляется аутизм у девочек и мальчиков

Почти все, что мы знаем об аутизме, приходит от изучения протекания болезни у мальчиков. Но теперь некоторые ученые делают открытия, которые бросают вызов общим предположениям в отношении аутизма девочек.

Они начались с вопросов, на которые исследователи не обращали внимание в течение многих лет. Почему так мало девушек с диагнозом аутизм? Действительно ли девочки менее восприимчивы к аутизму? Отличается ли аутизм у девочек? Что затрудняет обнаружение и диагностику? Все большее число исследований показывают, что девочки с аутизмом, особенно те, у которых нет умственной неполноценности, могут скрываться в социуме.

Элементы развития аутизма у девочек:

  • типичные симптомы заболевания проявляются меньше, они лучше маскируют свои социальные проблемы в школе;
  • страдают от беспокойства и депрессии чаще.

Согласно исследованиям, девочки с более мягкими формами аутизма диагностируются сложнее, тем самым откладывая вмешательство со стороны специалистов. А некоторые не могут быть диагностированы вообще.

Классификация заболевания у взрослых

Психологи выделяют пять групп патологии:

  • в первую группу входят пациенты, которые не взаимодействуют с окружающим миром. Представителям данной группы ставится диагноз аутизма и инвалидности;
  • во вторую группу входят больные, общающиеся с окружающим миром исключительно по собственной инициативе;
  • в третью группу входят взрослые, не принимающие нормы и взгляды общества;
  • в четвертую группу входят люди несамостоятельные, не умеющие справляться с проблемами, обидчивые. Диагностировать патологию может только психиатр;
  • в пятую группу входят люди с диагнозом легкий аутизм и уровнем интеллекта выше среднего.

Стратегии

Каждому ребёнку (независимо от того, есть у него РАС или нет) нужно изучать практическую информацию и навыки, связанные с половым созреванием и изменениями тела, различными типами отношений, скромностью и подходящим поведением в обществе, а также с другими аспектами человеческой сексуальности. В отношении детей и подростков в спектре аутизма важно не делать предположения о том, что они знают или инстинктивно понимают, об уровне их понимания услышанного и увиденного.

Вот некоторые общие рекомендации относительно того, чему, где, как и когда учить вашего ребёнка:

  • Из-за высокого риска сексуального насилия для людей с аутизмом важно, чтобы дети с низкой функциональностью научились самостоятельно мыться и соблюдать гигиену.
  • Важно познакомить ребёнка с вопросами половой зрелости до того, как его тело начнёт развиваться. В противном случае девочка может подумать, что истекает кровью во время своих первых месячных, а мальчик может подумать, что он описался, когда ему приснится первый эротический сон.
  • Обычно подростки с РАС менее эмоционально зрелые, чем их типично развивающиеся сверстники. Они могут оказаться не готовы к некоторой информации об интимной близости и сексуальности, но им необходимо получить сексуальное образование для того, чтобы уменьшить риск ненадлежащего поведения или сексуального насилия. Кроме того, дети могут слышать, как их сверстники обсуждают эту тему, и лучше им знать, о чём речь.
  • Все подростки должны знать о том, как ухаживать за собой и одеваться, но если ваш ребёнок хочет быть как окружающие, то нужно приложить гораздо больше сил, обучая тому, как ухаживать, одеваться, рассказать о моде и стиле. Обязательно нужно донести, почему эти темы так важны для типичных сверстников. Приспособление – это необходимый в жизни навык, он важен для самооценки, а также для будущего успеха в мире людей без аутизма. По меньшей мере подростки в спектре аутизма должны выглядеть аккуратно и чисто; но наличие одного или двух предметов «крутой» одежды поможет им вписаться куда больше. Приспособление уменьшает шансы подвергнуться травле.
  • Разговоры о сексе с детьми и подростками, у которых проблемы со зрительным контактом, лучше проводить не лицом к лицу. Попробуйте обсудить эту тему, когда вы идёте бок о бок, работаете рядом (например, при приготовлении еды) или вместе едете в машине.
  • От того, как вы решите преподать различные темы сексуальности, будет зависеть, насколько поймёт вас ребёнок. Объясняйте ему до полного понимания, подкрепляйте усвоенное визуальными голосовыми материалами в форме Социальных Историй (см. ниже). При необходимости проведите анализ задачи или составьте наглядный материал из слов или рисунков (см. ниже). Все дети в спектре аутизма могут узнать о человеческой сексуальности, даже если им на это понадобится больше времени, чем детям без аутизма. Выяснить, как именно их обучить, вот в чём главное.

Вот некоторые конкретные стратегии, которые могут сработать с вашим ребёнком:

Социальные Истории Обучение социальным навыкам для многих детей – особенно важное направление. Исследования показали, что у многих людей с аутизмом есть проблемы с т.н. «моделью психического» – они не понимают, что другие люди думают иначе. Возможно поэтому они часто не могут предвидеть, что другие скажут или сделают, и это создаёт проблемы в социальном поведении и общении. Существуют различные методы обучения социальным навыкам и общению, но есть один метод, который особенно хорошо срабатывает в домашних условиях, – это Социальные Истории.

Социальные Истории нужно делать под конкретного ребёнка и для каждой конкретной ситуации. Создавая Социальную Историю, вам нужно в первую очередь определить то поведение, которое вы пытаетесь изменить. Например, ребёнок может сильно эмоционировать, когда сталкивается с небольшой трудностью типа неспособности завязать шнурки на своей обуви. История должна отражать инцидент с обувью специально для того, чтобы оказать оптимальное влияние на ребёнка. После оценки поведения нужно начать Социальную Историю с описательного предложения, объясняющего ситуацию или среду, в которой возникает проблема: «Каждый день перед школой я должен надеть обувь и завязать шнурки». Затем следует перспективное предложение, показывающее точку зрения ребёнка или других людей на ситуацию: «Когда я не могу завязать шнурки на своих ботинках, я чувствую себя очень сердитым». Наконец, директивное предложение даст ребёнку конкретные инструкции о том, что делать или не делать: «Когда я злюсь, я не должен кричать и плакать» или «Когда у меня проблемы с завязыванием ботинок, я должен тихо встать и попросить маму о помощи».

Состав Социальной Истории зависит от возраста и способностей ребёнка. Для маленьких детей вполне достаточно только фотографий или картинка и одно предложение на странице. А дети постарше могу захотеть, чтобы истории выглядели более похожими на взрослые. Количество описательных, перспективных и директивных предложений также может варьироваться в зависимости от уровня способностей ребёнка. Социальная История – это, как правило, история от первого лица в настоящем времени.

Поскольку Социальная История пишется как бы от лица ребёнка, важно понять его видение ситуации. Обсуждая с вами области, с которыми они испытывают трудности, дети с более высоким уровнем функционирования могут участвовать в создании истории, это поможет вам взглянуть на происходящее их глазами. С детьми с уровнем функциональности ниже такое невозможно, это означает, что вам придётся внимательно наблюдать за своим ребёнком, чтобы выяснить причину его поведения.

Вот пример социальной истории:

Меня зовут Джейсон. Я учусь в средней школе «Роза Паркс».

Мне нравятся несколько девочек в моём классе. Мне нравится подходить и трогать их. Хотя мне нравится прикасаться к ним, девочкам это совсем не нравится. Они часто кричат на меня или жалуются учителю.

Я решаю, кто прикасается к моему телу. Теперь я должен понять, что девочки тоже решают, хотят ли они, чтобы их трогали. Я могу спросить девочек, могу ли я к ним прикасаться, и если они скажут «нет», я не должен к ним прикасаться.

Разработчик Социальных Историй Кэрол Грей считает, что половина всех написанных вами историй должна быть о том, что ваш ребёнок делает хорошо.

Обучение общению при помощи комиксов Комиксы (Comic Strip Conversation) можно использовать независимо или совместно с Социальными Историями для решения проблем общения, с которыми сталкивает ребёнок. Рисунки показывают вербальное общение, обеспечивая дополнительную поддержку людям, которые пытаются понять происходящий в разговоре быстрый обмен информацией.

Обычно в комиксах разговор двух или более людей представлен в виде простых рисунков. Для того, чтобы ребёнок смог увидеть в разговоре вещи, которые он обычно не понимает, используют фигурки людей, пузыри с мыслями и словами (выноска – прим. переводчика), символы и цвет. Пузыри с речью можно рисовать по-разному для передачи различных эмоций (например, острые углы для сердитых мыслей). Текст можно писать разными цветами, чтобы передать различные эмоции или значения (например, зелёный для счастья, красный для грусти, жёлтый для страха, чёрный для фактов и оранжевый для вопросов). Вы и ваш ребёнок сами можете выбрать цвета. Созданные комиксы лучше сохранять в книге для дальнейшего использования и пересмотра.

Разговоры в стиле комиксов можно использовать для объяснения сарказма и насмешек, которые многих детей с аутизмом приводят в замешательстве. Поскольку детям в спектре аутизма трудно интерпретировать мысли других людей, комиксы также можно использовать, чтобы показать, что у разных людей есть разные мысли.

Картирование социального поведения Картирование социального поведения фокусируется на модификации поведения посредством внутренней саморегуляции. Это лучше всего работает с детьми в более высокофункциональной части спектра аутизма.

Данный метод требует от ребёнка учитывать разницу между «ожидаемым» и «неожиданным» поведением, даже если он изучает разницу между «уместным» и «неуместным» поведением. Изменив язык таким образом, происходит смещение фокуса на влияние, которое поведение может оказать на сверстников. Ребёнка просят подумать, ожидали ли от него действие и повлияет ли это на реакции его сверстников.

Вот пример картирования социального поведения:

Тимоти – подросток, любящий неожиданно трогать и обнимать девочек из своего класса. Социальная Карта для этой ситуации показывает, что трогать или обнимать других без их разрешения «неожиданно». Это поможет Тимоти увидеть, как другие относятся к его поведению и как они реагируют на него.

Подходящие варианты поведения в Социальной Карте перечислены в таблице «ожидаемое поведение» наряду с приятными результатами, которые могут возникнуть как следствие такого поведения. Неожиданное поведение и вытекающие из него неприятные последствия перечислены в таблице «неожиданное поведение». Если попросить Тимоти сравнить эти две таблицы, то он сможет увидеть, как разные модели поведения приводят к разным результатам.

Вот пример Социальной Карты Тимоти:

Ожидаемое поведениеЧто чувствую другие людиРезультатЧто чувствую я
Держу руки по бокам или на столеСпокойствиеДевочки не против сидеть рядом со мнойРадость
Не прикасаюсь к девочкам в моём классеКомфортДевочки чувствуют, что можно находиться рядом со мнойРадость
Обнимаю девочек, если они попросили меняБезопасностьДевочки относятся ко мне позитивноМне приятно
Неожиданное поведениеЧто чувствую другие людиРезультатЧто чувствую я
Не держу руки по бокам или на столеДискомфортДевочки и мальчики говорят мне, что я дуракОгорчение
Прикасаюсь к девочкам без их разрешенияРаздражениеДевочки говорят, чтобы я оставил их в покоеНеловкость
Обнимаю девочек без их просьбыОтвращениеДевочки и мальчики злятся на меняМне стыдно

Если вы решили попробовать эту технику, то обязательно держите карту при себе. Отследив соответствующее поведение, поставьте рядом с ним галочки.

Специальные техники обучения гигиене и уходу за собой Иногда недостаточно выученные правила гигиены и ухода за собой и их плохое применение являются следствием необходимости запомнить все этапы процесса и последовательность выполнения, а ещё и отсутствия физических навыков. Вот некоторые приёмы, которые можно использовать для обучения ребёнка основным навыкам ухода за собой:

  • Составьте расписание. Расписание процедур ухода за собой нужно помещать рядом с местом выполнения задачи. Например, в ванной или спальне можно повесить график принятия душа, смены одежды, чистки зубов или расчесывания волос. Возможно, вашему ребёнку удобнее сверять свои действия с расписанием в блокноте, а не с напоминаниями на стене. Некоторые дети предпочитают слова, другие – картинки. Пробуйте всё, что работает.
  • Используйте картинки. Для не умеющих читать детей картинки – отличный инструмент обучения темам гигиены и ухода за собой, также из них можно составить визуальное расписание. Не владеющие устной речью дети с помощью картинок могут общаться.
  • Анализируйте задачи. Несколько раз самостоятельно пройдите задачу; затем проанализируйте и запишите каждый шаг, необходимый для выполнения задачи. Попросите ребёнка сделать те же действия, чтобы убедиться, вы нашли хороший способ выполнения задачи. После того, как вы найдёте наиболее подходящую для ребёнка последовательность шагов, сделайте для него письменный план или историю в картинках. Затем наблюдайте за ребёнком и записывайте на каждом шаге, как он справляется – независимо или с помощью подсказок, какие подсказки ему нужны. Это базовый уровень. Затем вам надо понять, на каких этапах следует сосредоточиться при обучении.
  • Пользуйтесь методом обратной цепочки. При обучении всем этапам ухода за собой, рассмотрите возможность начать с последнего пункта. Когда он будет освоен, добавьте следующий (предшествующий последнему) и так далее. Например, обучая ребёнка мыть руки, начните с вытирания рук полотенцем. Когда получится, добавьте выключение крана. Продолжайте двигаться в обратном направлении – от намыливания до включения крана. Таким образом, начиная с последнего шага и двигаясь в обратном направлении, ваш ребёнок пройдёт весь процесс. Это полезно сам по себе, но ещё учит важности выполнения задач.
  • Меняйте среду под плохие моторные навыки. Некоторые задачи гигиены и ухода требуют моторных навыков, которых может не быть у вашего ребёнка. Например, плохая мелкая моторика затрудняет процесс бритья или крепления гигиенической прокладки на нижнее бельё. В этих ситуациях необходимо разработать альтернативные стратегии, возможно, требующие адаптивного оборудования.
  • Тренируйте «мышечную память». У некоторых людей в спектре аутизма есть проблемы с моторикой. Они описывают эту проблему почти так же, как перенёсшие инсульт пациенты: они пытаются «приказать» конечностям двигаться, но этого не происходит. Но если вы положите свою руку на руку вашего ребёнка и будете двигать ею, выполняя задачи по уходу за собой, то постепенно сможете натренировать «мышечную память». Не ждите быстрого успеха – возможно, вам придётся много раз повторить процесс, прежде чем «мышечная память» сработает.
  • Включайте музыку или песни. Ритм, повторение отрывков из стихов, мелодия и рифма могут помочь запоминанию. Многие люди с аутизмом запоминают и осваивают последовательность шагов по уходу за собой под знакомые мелодии (такие как «Twinkle, Twinkle, Little Star»). Вы можете напевать по мере прохождения задачи, а затем сделать запись, чтобы ребёнок мог включить её при самостоятельном выполнении задачи. Со временем ребёнок сможет петь или насвистывать мелодию, помогая себе вспомнить.
  • Используйте видеомоделирование. Просмотр видео с людьми, выполняющими какое-либо задание, – хороший способ обучения для некоторых детей. Видеоролики бывают забавные и весёлые, их легко создать с помощью собственной камеры или телефона, и при этом вам не нужно быть экспертом. Просмотр видеороликов о том, как кто-то выполняет задачу, или о том, как ребёнок сам делает правильно конкретное задание, – отличный способ обучения.

Иные стратегии

  • Некоторые из описанных выше методов (составление расписания, анализ задач или использование видеомоделирования) можно использовать при обучении навыкам взаимоотношений, например, как флиртовать, как пригласить на свидание или как подготовиться к свиданию.
  • Если ребёнок ведёт себя неадекватно в социальной ситуации (например, задаёт незнакомым людям слишком личные вопросы или вместо поддержки разговора уходит в монолог), то обратите на это своё внимание. Напишите правила такого социального поведения и объясните их ребёнку. Сделайте со своим ребёнком Социальную Историю, используя правило, а затем попрактикуйтесь, предложив ребёнку разыграть по ролям ситуацию с другими участниками. Когда возникнет необходимость, напомните о правиле, это поможет его запомнить. Можно сохранять правила и Социальные Истории в виде книг или альбомов; полезно пересматривать их время от времени и анализировать.
  • Многие подростки в спектре аутизма указывали, что уроки актёрского мастерства и театральные кружки стали для них отличным способом развития социальной уверенности. На уроках актёрского мастерства люди часто начинают со сценария, а это – именно то, что нужно ребёнку в любой новой социальной ситуации. Затем, подобно изучившим свои роли актёрам, ребёнок становятся менее зависимым от сценария. Также можно узнать, какие выражения лица и жесты уместны в той или иной ситуации и как придать выразительность своему голосу. Такие уроки помогут обеспечить безопасную среду для получения базовых навыков и укрепления доверия.
  • Заручитесь поддержкой сочувствующего молодого человека, знакомого с подростковым сленгом, поведением и модой, чтобы провести ребёнка через эти социальные минные поля. Это даст вашему ребёнку понять, что говорить, делать или какую одежду носить в определённых ситуациях. Не менее важно то, что такой человек ещё может помочь понять, что нельзя говорить, делать или носить. И сказать вашему ребёнку, когда он слишком доверчив или легковерен (типичные черты человека в спектре аутизма).
  • Создавайте со своим ребёнком множество сценариев «что делать, если?». Например, «Что делать, если у тебя начались месячные в школе?», «Что делать, если мальчик дразнит тебя из-за твоей груди?», «Что делать, если у тебя эрекция перед классом?», «Что делать, если твой голос ломается и из-за этого над тобой смеются?». Вместе вы сможете выработать возможные решения для сценариев.
  • Старайтесь быть осведомлёнными о любом увлечении ребёнка другими людьми. Помогите понять, что влюблённость и интерес — это нормально и естественно, но это не относится к преследованиям как со стороны других людей, так и в отношении людей. Объясните ребёнку, что здоровые, зрелые отношения взаимны и уважительны.
  • Интернет ставит перед родителями совершенно новый набор проблем безопасности, которые необходимо решать. Убедитесь, что ребёнок полностью ознакомлен с потенциальными рисками Интернета и знает, как безопасно им пользоваться. Будьте готовы контролировать использование Интернета. Для получения дополнительной информации об Интернете и ASD, пожалуйста, прочитайте текст «Безопасность в Интернете».

Симптомы и признаки аутизма у взрослых

Признаки аутизма у взрослых людей проявляются по-разному, но наиболее часто встречающимися являются:

  • сложности при контакте с окружающими, причем даже с близкими, отсутствие эмоций при общении;
  • снижение мимической активности лица;
  • очень часто аутизм, симптомы у детей которого могут быть различными, выявляют по тому, что ребенок не поддерживает контакт глазами. Взрослые аутисты часто отводят глаза;
  • проявляются чрезмерная раздражительность или апатия, вспышки гнева, черты характера, которые ранее отсутствовали;
  • человек перестает испытывать чувство вины и другие эмоции по отношению к окружающим;
  • сфера интересов предельно сужается, человек словно выпадает из реальности;
  • появляется привычка многократно повторять фразы или слова, движения.

Если признаки аутизма замечены своевременно и больной обратился за помощью к медикам, развитие патологии удается успешно купировать.

У вас появились симптомы аутизма?

Точно диагностировать заболевание может только врач. Не откладывайте консультацию — позвоните по телефону

Аутизм. Жестокая правда жизни.

Пятница, 3 Апреля 2020

Родители, которым приходится слышать, что у их ребенка аутизм, воспринимают данное состояние, как смертельный приговор. Что это за загадочная болезнь, каковы причины развития и можно ли распознать ее на ранней стадии?
Что такое аутизм?
Аутизмом называют расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения. В переводе слово «аутизм» обозначает – ушедший в себя человек, или человек внутри себя. Страдающий подобный заболеванием человек никогда не проявляет свои эмоции, жесты и речевое обращение к окружающим, а его действиях зачастую отсутствует социальный смысл.

Многих родителей волнует вопрос, как понять, что у ребенка аутизм и в каком возрасте это заболевание проявляется впервые? Чаще всего такой диагноз ставят детям в возрасте от 3 до 5 лет и называют его РДА (ранний детский аутизм) или синдром Каннера. Клинические проявления данного заболевания, как и принципы лечения, зависят от формы аутизма и чаще всего проявляются в нарушении мимики, жестов, громкости и внятности речи.

Каковы причины развития заболевания?

В большинстве случаев дети-аутисты хорошо развиты физически и имеют приятную внешность, то есть по внешнему виду невозможно сказать, что у этого малыша какое-либо заболевание нервной системы. Точные причины аутизма неизвестны специалистам, однако выделяют ряд факторов, которые могут способствовать развитию этого заболевания, к ним относятся:

· ДЦП;

· перенесенное во время беременности или в ходе родов кислородное голодание;

· перенесенные матерью во время беременности инфекционные заболевания, такие как краснуха, цитомегаловирус;

· ожирение у матери (медики отметили, что риск развития аутизма у ребенка выше, если мать во время беременности страдала ожирением и другими нарушениями обмена веществ в организме);

· наследственная предрасположенность – если в роду по материнской или отцовской линии уже были случаи аутизма у детей.

Как воспринимает окружающий мир ребенок аутист?

При аутизме ребенок, как правило, не может соединить в одну цепочку детали каких-либо действий. Больной аутизмом ребенок почти в каждом случае не может отличать одушевленные предметы от неодушевленных, а человека видит не как единое целое, а в качестве «набора» отдельных частей тела. Все окружающие внешние влияния (прикосновения, свет, звук, тесный контакт) оказывают на аутиста раздражающее действие, поэтому больной чаще всего замыкается в себе и отказывается идти на контакт даже с близкими людьми.

Симптомы и признаки аутизма

Аутизм у детей выражается определенными клиническими признаками. Ранний детский аутизм может проявляться впервые даже у годовалого малыша. Конечно, точно поставить диагноз может только разбирающийся в данной проблеме специалист, однако родители могут заподозрить патологию у своего ребенка, если у него часто возникают следующие состояния:

· при разговоре со взрослым отводит взгляд и никогда не смотрит в глаза (отсутствующий взгляд);

· не интересуется общение со сверстниками, предпочитает играть сам и уходит в сторону с детской площадки;

· не любит, когда к нему прикасаются, всегда при этом нервничает;

· проявляет чувствительность к некоторым громким звукам;

· не разговаривает, больше отмалчивается, а если говорит, то не всегда может внятно выразить, что он хочет;

· часто устраивает истерики;

· пассивен или, наоборот, гиперактивен;

· не осознает опасности ситуации, например, сует предметы в розетку, берет острые предметы в руки, пытается перейти дорогу, по которой с высокой скоростью едет автомобиль.

Проявления детского аутизма: первые сигналы родителям

Для раннего аутизма характерно 4 основных клинических признака:

· нарушение социального взаимодействия;

· нарушение коммуникации;

· стереотипное поведение;

· ранние клинические проявления аутизма у детей младшего дошкольного возраста (от 1 до 3 лет).

Нарушение социального взаимодействия

Уже по достижению ребенком годовалого возраста родители могут отмечать первые проявления аутизма. Легкой формой заболевания считается нарушение контакта глаза в глаза, то есть, когда малыш не смотрит на взрослого при обращении к нему и не реагирует на речь. Кроме этого, такой ребенок может совершенно не улыбаться при любой попытке родителя его насмешить или, наоборот, смеяться тогда, когда для этого нет никаких оснований.

Дети с аутизмом чаще всего в общении используют жесты и то, только с той целью, чтоб обозначить свои нужды и получить желаемое.

Ребенок с подобной проблемой не способен находить контакт с одногодками, другие дети его просто не интересуют. Малыш аутист всегда находится в стороне от других детей и предпочитает играть самостоятельно, а любые попытки присоединиться к его играм заканчиваются истериками и капризами.

Еще одним отличием ребенка-аутиста от обычного здорового малыша возрастом 2-3 года является то, что они не играют в ролевые игры и не способны придумывать сюжет игры. Игрушки не воспринимаются, как целостные предметы, например аутиста может интересовать только колесо от машинки, и он будет часами его крутить, вместо того, чтоб катать машину.

Ребенок с аутизмом не отвечает на эмоциональное общение родителей, но если мама пропадает из виду, такой малыш начинает проявлять беспокойство.

Нарушение коммуникации

У детей с аутизмом до 5 лет и позже наблюдается выраженная задержка речевого развития или мутизм (полное отсутствие речи). Что касается возможности дальнейшего речевого развития (после 5 лет), все зависит от тяжести течения заболевания – при запущенной тяжелой форме аутизма ребенок может вообще не начать говорить или обозначать свои потребности короткими словами – кушать, пить, спать. В большинстве случаев речь если и присутствует, то она не связная, предложения лишены смысла и представляют собой набор слов. Многие аутисты говорят о себе в третьем лице, например, Маша спать, играть и т.д.

Наблюдается аномальная речь. Если задать такому ребенку вопрос, он может лишь повторить последние слова или ответить что-то не имеющее отношения к теме. В большинстве случаев дети-аутисты не реагируют на собственное имя, когда их кто-то зовет.

Стереотипное поведение

К стереотипному поведению детей-аутистов можно отнести следующие действия:

· концентрация внимания на одном занятии – это еще называют зацикленностью. Ребенок может на протяжении нескольких часов строить башню, крутить колесо от машинки, собирать один и тот же пазл. При этом отвлечь его внимание на что-то другое очень сложно.

· Выполнение ежедневных ритуалов – дети-аутисты чувствуют дискомфорт и беспокойство, если привычная для них обстановка изменяется. Такие изменения, как перестановка мебели в комнате, переезд в новую квартиру могут спровоцировать у малыша глубокий уход в себя или выраженную агрессию.

· Повторение определенных движений много раз подряд – при стрессе или при попадании в непривычную обстановку ребенок с аутизмом может бессмысленно повторять много раз одни и те же движения, например, качать головой, раскачиваться в стороны, теребить пальцами.

· Развитие страха – при часто повторяющихся стрессовых ситуациях у такого ребенка развивается агрессия даже по отношению к самому себе.

Ранние симптомы аутизма у детей до года

Первые признаки аутизма у ребенка внимательные родители могут заметить еще до года. В первые месяцы жизни такие малыши проявляют меньший интерес к ярким игрушкам, менее подвижны, у них скудная мимика. По мере взросления (в возрасте 5-6 месяцев) груднички с аутизмом практически не интересуются находящимися рядом предметами, не пытаются их схватить, при этом мышечный тонус рук у них развит нормально.

Интеллект у ребенка с аутизмом

В зависимости от особенностей течения данного заболевания некоторые признаки аутизма могут проявляться и в интеллектуальном развитии ребенка. В большинстве случаев, у таких малышей заметна легкая умственная отсталость. Аутичные дети плохо учатся в школе, не запоминают материал, не могут концентрировать внимание на уроках – все это вызвано наличием аномалий и дефектов головного мозга.

В том случае, когда аутизм вызван хромосомными аномалиями развития, микроцефалией или эпилепсией, то у ребенка развивается глубокая умственная отсталость. Главной особенностью данного заболевания у детей является избирательный интеллект. Это означает, что больные дети могут проявлять отличные успехи в определенных отраслях наук – рисовании, математике, чтении, музыке, но при этом существенно отставать по другим предметам.

Существует такое понятие, как савантизм – это состояние, когда аутичный ребенок или взрослый очень одарены в какой-либо определенной области. Известны случаи, когда аутисты могли точно воспроизвести мелодию, которую слышали всего один раз или быстро вычислить в уме сложные примеры. Самыми знаменитыми аутистами мира являются Альберт Эйнштейн, Вуди Аллен, Энди Кауфман.

Виды аутических расстройств

Самыми часто встречающимися видами аутических расстройств являются синдром Аспергера и синдром Ретта.

Синдром Аспергера

Данная форма аутизма является относительно легкой, и первые ее симптомы проявляются у детей уже после 6-7 лет. Особенностями синдрома Аспергера являются:

· достаточный или высокий интеллектуальный уровень у ребенка;

· нормальные навыки речи, внятность речи;

· наличие проблем с громкостью речи и интонацией;

· проявление зацикленности на каком-либо определенном занятии;

· нарушение координации движений – неуклюжая походка, нехарактерные позы;

· эгоцентризм и отказ идти на любые компромиссы.

Аутичный больной с синдромом Аспергера может вести вполне нормальную, мало чем отличающуюся от других людей, жизнь – успешно учиться, заканчивать ВУЗы, создавать семью. Все это возможно только в том случае, если изначально такому ребенку были созданы необходимые условия развития и воспитания.

Синдром Ретта

Данная форма аутизма является тяжелой и связана с наличием нарушений в Х-хромосоме. Синдром Ретта проявляется только у девочек, а дети мужского пола, которые получают данную нарушенную хромосому, погибают еще в материнской утробе. Синдром Ретта встречается в 1 случае на 10000 девочек, характерными клиническими симптомами данной формы недуга являются:

· глубокий уход в себя, полная изоляция от внешнего мира;

· полноценное развитие ребенка до года, затем резкое торможение и проявление признаков умственной отсталости;

· замедление роста головы после года;

· утрата приобретенных навыков и целенаправленных движений конечностями;

· частые бессмысленные движения руками, напоминающие умывание;

· ухудшение координации движений;

· отсутствие речи.

Зачастую синдром Ретта диагностируют параллено с эпилепсией или задержкой развития головного мозга. При постановке подобного диагноза прогноз неблагоприятный, заболевание практически не поддается коррекции.

Методы диагностики аутизма

Внешние клинические признаки аутизма у ребенка первого года жизни практически отсутствуют и только опытным родителям, имеющим более 1 малыша в семье, удается заметить какие-либо отклонения в развитии, с которыми они обращаются к врачу. Если в семье или в роду уже есть случаи аутизма, то крайне важно внимательно наблюдать за ребенком и вовремя обратиться за медицинской помощью при необходимости. Чем раньше будет поставлен диагноз ребенку, тем легче ему будет адаптироваться в окружающем мире и обществе.

Основными методами диагностики аутизма у детей являются:

· проведение тестов со специальными опросниками;

· УЗИ головного мозга – позволяет выявить или исключить повреждения и аномалии строения головного мозга, которые могут провоцировать симптомы заболевания;

· ЭЭГ – проводят с целью выявления эпилепсии, так как иногда аутизм может проявляться эпилептическими припадками;

· осмотр ребенка отоларингологом и проверка слуха – это необходимо для исключения задержки развития речи ввиду тугоухости.

Сами родители должны правильно расценивать изменения в поведении ребенка, у которого возможно аутизм.

Что видит взрослый? Не является признаком С высокой долей вероятности означает
Ребенок забывчив, невнимательный, несобранный, растерянный Лень, игнорирование рекомендаций родителей, проявление непослушания Непонимание, что от него хотят взрослые, реакция на стрессовую ситуацию, попытка уйти в себя
Не любит перемены, расстраивается при смене обстановки, предпочитает выполнять привычные монотонные действия, отказывается познавать что-то новое Нежелание развиваться, проявление упертого характера, нежелание выполнять просьбы родителя Неуверенность в своих силах, стрессовая реакция на перемены
Не хочет выполнять просьбы, проявляет агрессию или игнорирует обращение Проявление эгоизма, желание всегда быть во главе и доминировать над взрослыми Ему сложно понять предоставленную информацию
Легко отвлекается, избегает контакта глаза в глаза, раздражается от любых прикосновений или повышения голоса Непослушание, гиперактивность, невнимательность У него повышенная чувствительность к звукам, новым требованиям, смене обстановки

Можно ли вылечить аутизм?

Родители, детям которых поставили диагноз аутизм, задают врачу один и тот же вопрос – можно ли вылечить данное заболевание? Аутизм не лечится, однако при помощи способов коррекции заболевания можно значительно улучшить состояние ребенка и помочь ему максимально адаптироваться в окружающем мире. Конечно, родителям необходимо тесно сотрудничать с преподавателями и выполнять рутинные действия долгое время, однако результат этих стараний может принести большие успехи.
Несколько рекомендаций для родителей детей-аутистов:
· вы должны четко осознать, что ваш ребенок не такой, как другие;

· вам следует максимально позаботиться о создании благоприятной обстановки для ребенка, чтобы он мог полноценно развиваться и существовать в обществе – стресс и постоянные перемены окружающего мира способны сильно усугубить состояние малыша;

· вам следует регулярно консультироваться со специалистами – психологом, логопедом, психотерапевтом.
Аутизм у маленьких детей лечат поэтапно:
· формируют навыки, необходимые для общения с окружающими;

· постепенно, медленно и уверенно развивают зачатки речи у ребенка;

· учатся подражать малышу, внимательно наблюдают за малейшими изменениями в его состоянии;

· вовремя устраняют поведенческие нарушения, которые являются неконструктивными – агрессию по отношению к самому себе, страхи, уход в себя;

· учат играть в ролевые игры;

· учат устанавливать эмоциональный контакт.

Поведенческое лечение аутизма у детей

Самое распространенное направление при коррекции аутизма. Специалист какой-то период наблюдает за поведением аутиста, чтобы выяснить особенности течения его заболевания и реакции больного на тот или иной раздражитель. После этого в индивидуальном порядке подбираются определенные стимулы, помогающие корректировать поведением ребенка. Для одних малышей таким стимулом является игрушка, для других – лакомство, для третьих – любимое развлечение. Такими поощрениями специалист подкрепляет желаемые реакции у ребенка, то есть, если он выполнил то, что от него требуется, то малыш получает свое поощрение. Таким образом, развивается контакт, закрепляются полученные навыки умений и действий, устраняются признаки поведенческих расстройств.

Логопедическое лечение

Независимо от степеней и видов аутизма у большинства детей все же отмечаются нарушениями речевого развития, что не дает пациентам нормально выражать свои желания и общаться с окружающими людьми. Регулярные индивидуальные занятия с логопедом позволяют добиться правильного построения предложений и внятности речи.

Приобретение навыков самообслуживания и нахождения в социуме

У детей-аутистов отсутствуют навыки самообслуживания, они не понимают, зачем нужно ежедневно умываться, чистить зубы, одеваться, придерживаться распорядка дня. Для закрепления необходимых навыков в игровой форме специалист использует для демонстрации карточки, на которых подробно прорисован порядок выполнения необходимых ежедневных действий.

Аутизм или другое заболевание?

Клинические проявления аутизма у детей схожи с симптомами некоторых заболеваний, поэтому важно не заниматься самолечением, а сразу обращаться за медицинской помощью. К таким заболеваниям (с похожими клиническими проявлениями) относятся:

· задержка психоречевого развития – несмотря на схожесть симптоматики хорошо поддается коррекции при своевременном обращении к врачу и проведении регулярных занятий с ребенком;

· синдром гиперактивности и дефицита внимания – дети неусидчивы, плохо концентрируются, не усваивают новый материал, им трудно учиться;

· тугоухость – нарушение слуха врожденного или приобретенного характера. За счет того, что ребенок плохо слышит, у него отмечается задержка речевого развития и трудности общения с окружающими, как правило, слуховой аппарат помогает решить проблему;

· шизофрения – психическое заболевание, которое проявляется клинически разговорами с самим собой, агрессией, замкнутостью, галлюцинациями, нарушением координации движений. В отличие от аутизма шизофрения успешно купируется лекарственными препаратами и хорошо поддается лечению.

Прогноз

Родители, чьим детям поставлен диагноз аутизм, должны понимать, что это отнюдь не является приговором. Правильный уход за малышом, создание и обеспечение благоприятной обстановки в семье и регулярные занятия со специалистами помогают такому пациенту вырасти полноценным человеком, получить образование и создать семью.

Берегите друг друга!

Причины возникновения

Проявляется у взрослых аутизм, симптомы которого могут иметь различную интенсивность, в результате генетических мутаций, определивших особенности функционирования нервной системы. Возникновение аутизма во взрослом возрасте может быть сопряжено различными внешними воздействиями (инфекциями, стрессами, переутомлением и пр.). Точные причины аутизма до сих пор не установлены, но современные ученые все чаще называют аутизм у детей генетическим заболеванием, которое развивается под воздействием различных негативных факторов.

Основные не генетические причины аутизма таковы:

  • нарушение обмена веществ и неподходящий рацион;
  • прием беременными лекарств при угрозе выкидыша;
  • нарушения костного развития;
  • нарушения мозговой деятельности;
  • попадание в организм опасных веществ и пр.

Ученые считают, что в большинстве случаев аутизм, причины возникновения которого зависят от внешних факторов, прогрессирует при условии пребывания человека в неблагоприятной психологической обстановке и при сильном физическом перенапряжении.

Высокофункциональный аутизм у детей

Сегодня различают несколько классификаций РАС. Среди которых есть и высокофункциональный аутизм (ВФА) у детей. Обычно считают, что пациенты с диагностированным ВФА – это в своем роде гении.

Признаки высокофункционального аутизма:

  1. Наличие незначительной речевой задержки, ребенок без особых сложностей овладевает полноценным словарным запасом.
  2. У детей своевременно развивается весь необходимый спектр умственных навыков, они спокойно ориентируются в окружающей среде.
  3. Гиперактивность.
  4. Проблемы в тесном контакте со сверстниками, сложно заводят дружбу, часто избегают диалога.

Из научных статей можно сделать вывод, что при данной категории РАС, проблемы поведенческого спектра начинают проявляться в школьном или даже подростковом возрасте. Для коррекции часто применяют слабые медикаменты, которые воздействуют на функциональность мозговой деятельности (стимуляторы).

ВФА может проявляться в:

  • сенсорной гиперчувствительности;
  • социальной неловкости;
  • тревожности и приступах депрессий;
  • трудностях самоорганизации;
  • эмоциональной нестабильности;
  • неприятии сложных речевых конструкций.

Факторы риска

Расстройство аутистического спектра или аутизм, симптомы которого зависят от состояния здоровья больного, быстрее прогрессирует, если присутствуют следующие факторы риска:

  • вирусное заболевание (грипп);
  • интоксикации;
  • лихорадка;
  • антибиотикотерапия;
  • нарушения иммунной системы;
  • отравления.

В числе причин, вследствие которых развивается аутизм у детей, признаки которого несколько отличаются от симптомов патологии у взрослых, медики называют:

  • проблемные или тяжелые роды;
  • прием лекарств беременной;
  • инфицирование во время вынашивания ребенка;
  • астма, гиперемия, ожирение или истощение матери во время вынашивания плода.

Когда следует обратиться к врачу

У взрослых людей лечит аутизм врач психотерапевт. При необходимости специалист может направить к психиатру или другому специалисту. Обратиться за медицинской помощью следует при наличии таких признаков:

  • отсутствие желания общаться с окружающими, в том числе с близкими;
  • отсутствие желания участвовать в групповых занятиях, в общих беседах;
  • появились пассивность или раздражительность;
  • полное игнорирование событий в своей жизни и в жизни близких;
  • появились стереотипные движения, тенденция повторять фразы;
  • утрачивается чувство реального времени.

Больные аутизмом могут не осознавать проблемы. В таких случаях к врачам рекомендуется обратиться родственникам.

АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) в Москве предлагает услуги квалифицированных психотерапевтов в области лечения аутизма. Расположена клиника по адресу 2-й Тверской-Ямской переулок, дом 10, в 5 минутах ходьбы от метро Маяковская. Высокая квалификация специалистов-психотерапевтов и применение современных методов лечения позволяют пациентам быть уверенными в успешности терапии.

Аутизм у девочек: отзывы близких

Ниже приведены примеры отзывов родителей девочек с расстройством аутистического спектра.

ПоложительныеОтрицательные
Нашей дочери 4 года, мы начали замечать странности в ее поведении еще около 3 лет. Как бы нам наши родные не говорили, что все нормально, мы решили обратиться к психиатру. В результате, после недельного посещения нам поставили синдром Аспергера. Нам подобрали индивидуальные занятия, объяснили, как вести с ребенком себя, учитывая ситуации. Теперь явных поведенческих отличий мы не видим. (Лена)Я в 1,5 года начала замечать внешние признаки: дочь ведет себя по-особенному, может часами пирамидку разлаживать (при этом не принимая помощи), по десять минут может сидеть наблюдать в окошко за деревьями (у нас 9 этаж), не интересуется вообще другими детьми и многое другое. Все врачи говорили, что это просто своеобразное поведение ребенка и не более. Теперь дочери 7, и все эти признаки только усугубились (умственной отсталости нет, только поведенческие отличия). Дома начались истерики, вплоть до самотравмирования, она замкнута в себе и депрессивная. Так вот к чему я, теперь нам ставят аутизм, и бороться с ним ох как не просто!!! Девочки, прислушивайтесь к своим ощущениям!!! (Ольга)
Я так благодарна нашему педиатру, которая рассмотрела вовремя признаки аутистического синдрома. Его видно по чертам лица, по жестам, мимике, поведению… Все можно откорректировать, самое главное — предпринимать действия своевременно. (Нина)Ну как симптомы аутизма может скрывать девочка в раннем возрасте? Ну это же бред! Все равно есть какие-то проявления. Просто привыкли говорить, то у меня ребенок особенный, то ленивая (не хочет говорить до 3 лет) и т.д. Родители, будьте внимательней к своим детям! (Виктория)
Никогда не задумывалась, что есть гендерные отличия у деток-аутов. После ознакомления с исследованиями я начала наблюдать за девочками в классе (я классный руководитель 7 класса). И, знаете, это многое объясняет в поведении и реакциях некоторых моих девчонок. Мы начали работу со школьным психологом, и знаете, результаты уже видны. (Тоня)Нам аутизм поставили в 7 лет, а я считаю, что это полный бред, так как у меня вполне полноценная и развитая не по годам девочка. Ну не любит она шумных компаний, и видит в жизни совсем другие перспективы – так что, теперь ярлыки навешивать? (Маргарита)
У нашей дочери (14 лет) появилась навязчивая мысль, что она толстая, и у нее маленькая грудь и некрасивое лицо. Сначала мы воспринимали это в шутку и пытались просто поговорить с ней. Но, потом стали замечать, что и без того стройная дочь начала стремительно худеть, она отказалась полностью от пищи, начала собирать деньги из карманных на пластическую операцию. И мы испугались! Начали сначала сами ходить по психологам консультироваться. Потом затянули ее к психиатру, и оказалось, что у нее была скрытая форма аутизма. Теперь мы боремся за жизнь нашего ребенка, так как изменить ее мировоззрение уже ой как сложно. (Татьяна)Правду говорят, я работаю в садике, и да, девочку-аутика видно, только родителям это вбить невозможно. Они считают, что их дочь просто особенная, творческая и гениальная. Проблема не просто в диагностики, а еще и в «слепых» родителях!

Отзывы встречаются самые разнообразные, но все сводится к тому, что диагностировать расстройство аутистического спектра у девочек по-настоящему сложно. И в данном вопросе большую роль играют не только правильно выбранные специалисты, а еще и настрой родителей.

Выводы Внешние признаки у девочек с аутизмом могут отсутствовать, а поведенческие симптомы быть качественно замаскированы. Но всего не спрячешь. В семьях, где родители взаимодействуют со своими детьми, у них доверительные отношения и понимание, диагноз будет поставлен своевременно. Прислушивайтесь к своим детям, чтобы не пропустить важный «звоночек» и предпринять меры. Исследования еще ведутся, и, возможно, в скором времени появится методика, которая позволит решить проблему с диагностированием аутизма у девочек.

Диагностика аутизма

Диагноз аутизм взрослым людям ставит квалифицированный врач на основе данных анамнеза, опроса и результатов инструментального обследования. Инструментальное обследование (электроэнцефалография) позволяет исключить вероятность сопутствующих патологий и провести дифференциальную диагностику. Дифференциальная диагностика аутизма во взрослом возрасте проводится при подозрениях на шизофрению или депрессивные расстройства.

Наиболее часто применяемыми диагностическими методами являются:

  • ЭЭГ для выявления судорожной активности;
  • МРТ и УЗИ для выявления изменений головного мозга.

Назначаются также консультации психиатра, невролога, сурдолога. АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга), расположенная в центральном округе в двух шагах от метро «Маяковская», «Чеховская», «Новослободская» располагает новейшим лабораторным и диагностическим оборудование для проведения всестороннего обследования.

Лечение

Лечение аутизма у взрослых предусматривает применение различных методик. Заболевание аутизм хорошо поддается лечению терапевтическими методами, целью которых является формирование внутреннего равновесия и снижения уровня стресса.

Медикаментозное лечение аутизма назначается в случаях, когда состояние больного требует коррекции, и включает ряд препаратов:

  • транквилизаторы, антидепрессанты, нейролептики, ноотропы;
  • противосудорожные;
  • стимуляторы.

При заболевании аутизма терапия психологическая при правильном выборе методики позволяет значительно повысить адаптацию пациента в социуме. Люди с аутизмом успешно справляются с болезнью при своевременном обращении за помощью.

Рекомендации членам семьи аутиста

Качество жизни при подобной патологии вполне возможно повысить, если близкие будут активно участвовать в процессах адаптации аутиста к обществу. Основная роль в данных процессах отводится родителям, которые должны хорошо изучить особенности заболевания. Можно посещать центры по аутизму, для детей существуют спецшколы.

Поможет и соответствующая литература, из которой семья больного узнает все тонкости построения отношений и совместного проживания с таким человеком.

Вот еще несколько полезных рекомендаций:

  • Если аутист склонен к побегам из дома, а самостоятельно найти обратную дорогу не может, желательно прикрепить к его одежде бирку с телефоном и адресом;
  • Если предстоит какая-то длительная поездка, то рекомендуется взять что-то из любимых вещей больного, что помогает ему успокоиться;
  • Избегайте длинных очередей, ведь в них у аутистов часто начинается паника;
  • Не стоит нарушать личное пространство больного, у него должна быть своя комната, где вещи и предметы он расставит и разложит по своему усмотрению, при этом домочадцам трогать, передвигать, переставлять, перекладывать ничего нельзя.

Семье стоит принять, что их близкий человек особенный, поэтому надо учиться жить с учетом данного обстоятельства.

Можно ли получить инвалидность

Инвалидность взрослому с аутизмом, согласно действующему законодательству, положена. Для этого:

  1. Надо обратиться по месту прописки в поликлинику, чтобы подтвердить диагноз. Обращаться можно к психиатру или неврологу.
  2. Доктор после обследования выдаст направление на медэкспертизу, даст рекомендации относительно дополнительных обследований и специалистов, которых нужно будет пройти.
  3. Когда обследование завершится, все результаты передаются доктору (психологу, психиатру), выдавшему соответствующее направление. Именно он будет заниматься подготовкой документации для комиссии.
  4. Осталось только прийти на МСЭ с окончательно оформленными документами.

Статья в тему: Как оформлять инвалидность по аутизму

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]